схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, ХРИСТИАНСКАЯ, БЛАГОЧЕСТИВАЯ

Как у тела, так и у духа есть признаки жизни

Духовное и новое рождение, в котором христианин родился водою и Духом, требует от него духовных плодов. Как бо плотское, так и духовное рождение имеет плоды, себе свойственные. Человек естественный или внешний, когда живет, не празден пребывает, но живности своей знаки оказывает, например: чувствует, видит, слышит, говорит, ходит, делает, яст, пиет, и прочее: тако и новому человеку внутреннему, когда живет в нас, должно оказывать знаки живности своея, которые новому духовному рождению и новой духовной жизни приличествуют. Знаки и действия внутренняго, «духовне живущаго» человека, или новаго суть: истинное БЛАГОЧЕСТИЕ и СТРАХ БОЖИЙ, ЛЮБОВЬ к Богу и ближнему, и оттуда богоугодныя дела, которыя без всякаго лицемерия творятся (3:235).

Как совершается духовное РОЖДЕНИЕ

Сие духовное рождение действуется:

1) Верою во Христа, якоже глаголет Апостол: «всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть» (1Ин. 5, 1).

2) Духом Святым: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин. 3, 5; 1Кор. 6, 11).

3) Крещением святым, якоже научает Христос: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

4) Возрастным нужно есть наставление из слова Божия, прежде крещения, яко от слышания слова Божия зачинается вера, по реченному: «вера от слуха, слух же глаголом Божиим» (Рим. 10, 17). И Петр святый глаголет к верным: «порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога» (1Пет. 1, 23). Чего ради возрастным прежде крещения, а младенцам крещенным нужно есть необходимое наставление, как только начнут в возраст приходити и учение понимать (3:57).

Рождение духовное происходит свыше

Христианам должно знать, что в плотском рождении, которое бывает от родителей, отца и матери, не иное что раждаемся, как сынове человечестии от человек, и плоть от плоти, по писанному: «рожденное от плоти плоть есть» (Ин. 3, 6). Но в духовном рождении раждаемся свыше, человецы от Бога, и вместо сынов человеческих сынове Божии благодатию Его отраждаемся (3:402).

Так как христианин духовно родился в крещении, то и должен стремиться к духовному

Христианам должно горних, то есть небесных и вечных благ искать со тщанием, а не временным и мирским, по учению Апостола: «аще убо воскреснуете со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3, 1–2). Понеже христиане воскреснули духовно и вновь отродилися, и из плотских духовными учинилися, то и искать должны не плотских и мирских, но духовных и небесных.

Требует того от них ВЕРА их, которая очищает СЕРДЦЕ от мирских похотей, и обращает к Богу и желанию небесных. ВЕРА бо есть дар Божий «духовный», то и научает нас духовных искать, когда ее имеем; и понеже «от небеси» приходит к нам, то к «небеси» восхощет и влечет сердце наше.

Христиане в мире сем суть «пришельцы и странники» (Пс. 38, 13; 118, 19; Евр. 11, 13). Того ради не должны примешиваться сынам века сего, «имже бог чрево их, и слава в студ их, иже земная мудрствуют» (Флп, 3, 19).

Христиане «позваны в жизнь вечную» (1Тим. 6, 12), которая «едино есть на потребу, и благая часть, яже не отымется от нас» (Лк. 10, 42). Сию убо едину избирать и искать со всяким прилежанием должно (3:241).

Признаки духовной жизни

В новом рождении как востаем силою и благодатию Христовою от того падения, так и ограждаемся, или, как просто сказать, перераждаемся действием и силою Святаго Духа, следственно востания нашего и отрождения плоды и знаки показывать должны. Как бо падший и воставший телесно ходит и делает дела свои, и рожденный младенец действия рождения своего и живота показует, то есть, чувствует, питается, плачет, и прочая: тако духовне воставшим от грехопадения Адамова, которое востание верою во Христа и силою Духа Святаго бывает, подобает знаки того востания показывать – духовне ходить, духовне питаться, духовная мудрствовать, делать; и рожденным младенцам о Христе, то есть, отрожденным водою и Духом, должно отрождения своего действия показывать, то есть, дела духовному своему рождению приличныя и богоугодныя творить (3:94–95).

Необходимо следить, имеется ли внутрь благодатная духовная жизнь (3:236, см. ВНИМАНИЕ, 168).

Отличие духовной жизни от плотской

«Рожденное от плоти, плоть есть; и рожденное от Духа, дух есть», глаголет Христос (Ин. 3, 6). То есть, кто от плотскаго только родителя родился, не иное что есть, как только плоть, «и плотская мудрствует»: кто рожден есть от духа, Духа свойства в себе имеет, и тако духовная мудрствует, якоже и Апостол глаголет: «сущии по плоти, плотская мудрствуют; а иже по духу, духовная» (Рим. 8, 5). То есть, люди плотские не иное что замышляют и делают, как только то, что плоти растленной угодно есть; но духовные, которые Духом Божиим отрождени суть, замышляют и тщатся делать тое, что духовному их рождению свойственно и Богу угодно... Рожденному от Духа, внутреннему или новому человеку, подобает быть живому, и приличныя духовному своему рождению делати дела, жизнь, силу и действие в себе иметь, и делами подобными Богу, от Котораго рожден есть, живность свою и силу оказывати. И якоже сын плотскаго своего отца свойства изображает, тако от Бога рожденному должно свойства Божии, правды, истины, любви, терпения, святости и прочая в себе изображати. Иначе не истинное, но мечтательное было бы рождение, когда бы рожденный рождшаго свойств в себе не имел. Живность же сия во внутреннем или новом человеке не иное что есть, как ВЕРА живая и действующая, от Святаго Духа заченшаяся, которая живность свою, как доброе древо плодами, добрыми делами оказывает (3:95).

Духовный человек отличается от духовного мертвеца

Якоже бо знаки мертваго, ветхаго или духовне умершаго человека суть НЕРАСКАЯННОЕ ЖИТИЕ, и мертвыя дела, ГРЕХИ и беззакония, дела, слова и помышления слову Божия противныя; яко таковый человек не Богу, но греху живет, как выше сказано: тако знамения и действия новаго, отрожденнаго и духовне живущаго человека, который Богу живет, суть истинныя христианския ДОБРОДЕТЕЛИ, которыми внутренний и новый человек, как доброе древо добрыми плодами оказывается. И как знаки живаго человека суть действия его естественныя, слова, дела и прочее; не может бо живой человек без действий быти: тако знаки духовно живущаго человека суть богоугодныя действия его, дела, слова и помышления (3:235).

Обращать внимание на внутреннее состояние

Видишь древо, листвием зеленеющее и плодами исполненное, котораго взор всякаго увеселяет. От сего случая обрати ум твой к внутреннему состоянию благолюбиваго человека, котораго душа тако или паче более украшается и плодами Духа Святаго исполнена есть. Таковый, «яко финикс, цветет и, яко кедр, иже в Ливане, умножается» (Пс. 91, 13). Сей случай научает внутреннему, а не внешнему прилежать украшению (2:27).

Не только внешне быть благочестивым, но и внутри быть истинным христианином

Когда Бог чрез слово Свое глаголет мне и тебе, христианине, то не к телу нашему глаголет, но к душе и сердцу нашему. Не к телу глаголет: «уклонися от зла, и твори благо» (Пс. 33, 15), но к душе. Следственно, хотя телом не твориши зла и вне являешися добр, но внутрь не имееши добра, но паче зло помышляеши и поучаешися, зол еси и Бога не слушаеши. Не имееши иных богов, кроме Господа, не воздеваешь к ним рук, не преклоняешь колен твоих идолам, но СЕРДЦЕМ работаешь страстям и похотение их исполняешь: ничего тебе не пользует тое внешнее дело; яко не разнствуешь от язычника, который внешних и чувственных идолов почитает (3:197).

Необходимо внутренне перемениться

Надобно человеку, который хощет благочестно жити, исправить внутреннее состояние, и как бы вновь родиться и обновиться. Богу бо ничто внешнее без внутренняго не приятно. Бог как к душе и сердцу человеческому глаголет, так от души и сердца требует исправления и послушания. Не убивает человек руками человека, но сердцем злобится на человека: убийца пред Богом есть; не смешается телом с женою, но сердцем похотствует жены: любодей пред очами Божиими; не крадет руками, но хощет и желает похитить чужое добро: хищник у Бога есть. Внешне бо дело и человек видит, но Бог и внутреннее равно видит, как и внешнее. Надобно убо человеку внутреннее состояние исправить, когда хощет угождать Богу, яко Бог на сердце смотрит, и тогда исправленному сердцу и внешняя исправная дела последуют. Учись убо от всеведения Божия СЕРДЦЕ свое исправлять, да и внешния дела твоя правы будут. Иначе будет человек, как яблоко, вне красное, но внутри гнилое и червивое, или как гроб повапленный, вне красный, но внутрь смрадный (5:68).

В сем деле будите мудры, яко змия, которая, когда состареется, проходит сквозь тесное место, и так старую свою с себя слагает кожу, как повествуют естества описатели. Тако и вы, отбросивше грехолюбивое и пространное житие, вводящее в пагубу, и избравше тесный путь, который един только вводит в живот вечный, «совлецытеся ветхаго человека с деяньми его, и облецытеся в новаго, обновляемаго в разуме, по образу создавшаго его» (Кол. 3, 9 и 10) (1:37–38).

Ни о чем так не тщись, как чтобы волю твою и внутреннее состояние исправить; в сем бо вся сила христианскаго благочестия состоит. Всякая внешность без внутренности ничтоже есть: чего внутрь, в сердце не имеется, того и в самой вещи нет. ДОБРОДЕТЕЛЬ не истинная добродетель есть, когда в сердце не имеется. Исправляй убо сердце и волю твою, и будеши добр, и внешния дела твои добры будут. Внутреннее бо есть начало внешняго. Когда внутрь, в сердце, зла не будет, то и вне не явится. Руки не будут зла делать, ноги на зло не пойдут, язык и уста не будут зла говорить, уши не будут зла слышать, очи не будут на зло смотреть, и проч., когда воля и сердце не захощет. Тако и от источника чистии ручьи текут, когда сам источник чист (5:165).

Необходимо из плотского стать духовным

Можешь и о себе рассуждать: кто ты и какий человек, плотский или духовный. Ежели по закону духу поступаешь, и духовная мудрствуешь, то ты человек духовный. Ежели по плоти живешь и плотская мудрствуешь, то ты плотский человек. А когда плотский и хощешь спастися вечно, то надобно тебе непременно иго сие отвергнуть, и мудрование плотское оставить, понеже, как Апостол научает, «мудрование плотское смерть, ибо мудрование плотское есть вражда на Бога», а приняться за мудрование духовное, которое есть живот и мир, как тойжде Апостол научает. Тако переменишася БЛАГОДАТЬЮ Божиею из ветхаго в новаго, из плотскаго в духовнаго человека (1:47).

Так как в крещении христианин обновляется по новому духовному человеку, то и должен заботиться о своем внутреннем человеке

Христиане не тело тленное, но душу нетленную украшать должны. Понеже христиане в святом крещении отродилися и обновилися по внутреннему человеку, который есть духовен; ибо того новаго и внутренняго человека и украшать им должно...

Стыд и срам есть христианину тело, в землю имеющее обратитися, украшать, а душу бессмертную и к вечному животу благодатию возобновленную пренебрегать и нагу оставлять (3:242).

Без стремления быть истинным христианином все в мире ничто

Почто не стараешися быть истинным и добрым христианином? Сие всякое художество, и искусство и мудрость века сего превосходит: без того все ничто. Надобно стараться нам о том наипаче, что с нами во веки пребывает (4:330).

Вся сила состоит в исправлении и обновлении СЕРДЦА

В исправлении убо и обновлении «сердца» человеческаго вся сила состоит, как выше сказано. Тщись убо сердце свое исправить, христианине, к чему много труда и ПОДВИГА требуется; надобно бо себе побеждать, и к тому помощи Божией со усердием просить (1:210).

В человеке два закона, воюющие друг против друга

В христианине два закона обретаются: закон ума, и закон удес, якоже Павел святый изобразил: «вижду», глаголя, «ин закон во удех моих, воюющ противу закона ума моего», – или как тойжде Апостол глаголет, «плоть и дух». «Плоть», рече, «похотствует на духа, дух же на плоть». Сии два закона, закон удес и закон ума, или ПЛОТЬ и ДУХ всегдашнюю между собою брань имеют: что един хощет, от того другий отвращается; что един повелевает, другий запрещает: что един созидает, другий тое разоряет; что плоть избирает, от того дух отвращается, и чего хочет дух, того не хощет плоть (1:44).

Каждый работает или Богу или греху, невозможно Тому и другому

Всякий ЧЕЛОВЕК или БОГУ живет, или греху: кто в истинном ПОКАЯНИИ находится, и ЗАПОВЕДИ Божии, в которых ВОЛЯ БОЖИЯ изображена, исполняет, тот Богу живет; кто в НЕРАСКАЯНИИ имеется, и ГРЕХ творит, тот не Богу, но греху живет. Сего ради, Богу живущий называется рабом Божиим, яко работает Ему творением воли и заповедей Его; а живущий греху рабом греха называется, яко делает тое, что грех хощет по писанному: «Всяк творяй грех, раб есть греха» (Ин. 8, 34). А что невозможно и греху и Богу жить, то сие отсюда бывает, яко Бог запрещает тое, что грех или похоть греховная хощет и советует. Бог запрещает гневаться, злобиться, отмщевать, блудодействовать, красть, злословить и проч., но к тому похоть влечет: и так невозможно и похоть слушать и Бога, и похоти жить и Богу. Никто бо «не может двум господинам работать» (Мф. 6, 24) (5:32).

Плоть постоянно воюет против духа

Плоть хощет ГОРДИТЬСЯ, величаться: дух же хощет СМИРЕННО МУДРСТВОВАТЬ. Плоть хощет в славе и чести быть: дух же вся сия в уметы вменяет. Плоть хощет в богатстве быть, дух же в нищете. Плоть хощет упокоеваться, а дух бодрствовать, трудиться. Плоть хощет банкетовать, пьянствовать, веселиться, а дух воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хощет врагу своему отмщевать, а дух любить врагов, добро творить ненавидящим, благословить клянущия. Плоть самой себе угождать, а дух ближнему во благое. Плоть хощет во всем чуждая похищать: а дух и своя раздавать. Плоть хощет во всем воле своей последовать: а дух воле Божией. И так между плотью и ДУХОМ непрестанная брань (1:44).

Жизнь христианская есть непрестанная борьба

Христианское житие в мире сем не иное что есть, как непрестанная БРАНЬ. Брань не противу плоти и крови, то есть, не противу человеков, но противу ДИАВОЛА и ДЕМОНОВ. Враги сии суть невидими, весьма злобныи, враждебныи, хитрыи, которыи противу нас востают и борют нас. Не временную корысть, но вечное СПАСЕНИЕ тщатся отгнать у нас, и с собою в ПОГИБЕЛЬ привести. Отсюду видишь, коль лютая и тяжкая брань противу сих врагов. Сего ради не должно нам дремать, но БОДРСТВОВАТЬ и осторожно поступать. Зде спасение вечное или приобретается, или погубляется. Подвиг сей и победа без ПОМОЩИ ХРИСТОВОЙ не бывает: зде сила человеческая ничего не может. Сего ради должно нам непрестанно МОЛИТИСЯ и воздыхать ко Христу подвигоположнику, да поможет нам и укрепит. Непрестанно требуем помощи Его: убо непрестанно нас враги наши окружают. Понеже на пастырей и учителей наших более враги наши устремляются; то всем христианам более о них должно молитися, да поможет им Господь. Понеже СЛОВО БОЖИЕ и МОЛИТВА суть оружия христианския: тот, кто СЛОВО БОЖИЕ и МОЛИТВУ оставляет, тот делает так, как воин, который, будучи на брани, меч и оружие с себе бросает, и знак, что врагу же уступил. Вступивши в подвиг НЕ УНЫВАЙ, НЕ ОТЧАИВАЙСЯ, видя так лютую брань, но стой неподвижно. Христос нас ободряет, христианине: «дерзайте, яко Аз победил мир» (Ин. 16, 33). Дерзай убо, христианине! Бог за нас стоит: «Аще Бог за нас, кто на нас» (Рим. 8, 31). «О Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша» (Пс. 107, 14) (4:51).

Жизнь духовная состоит в победе над ветхим человеком

Ибо в ХРИСТИАНИНЕ отрожденном как два рождения, так два и человека свойствами своими имеются, «ветхий», т. е. и «новый». Ветхий свое свойство злое показует, и наклоняет человека ко злу и всякому греху, как выше сказано: новый также свое свойство доброе являет, и возбуждает человека-христианина к добру. ХРИСТИАНИН, когда хощет новое рождение сохранить и истинным христианином быти, должен ветхаго человека не слушать, деяний его не творить, и тако всякаго зла уклоняться; а последовать свойствам нового рождения, новаго человека, и тако всякому доброму делу прилежать. К сему ПОДВИГУ АПОСТОЛИ святии везде в посланиях своих святых поощряют нас. Тоежде и Христос в святом Евангелии Своем предлагает нам, когда велит «внити узкими враты» (Мф. 7, 13), «отрещися себе, и взять крест свой и последовати Ему» (Мф. 16, 24), «взяти иго свое и учитися от Него» (Мф. 1, 29). И Отец небесный с небесе глаголет: «Того послушайте» (Мф. 17, 5). К тому и святии отцы, пастырие и учители наши нас увещавают (3:58).

Жизнь добродетельная есть проповедь о Христе

Житие наше благочестиво должно проводить нам на такий конец, да, видевше житие наше доброе, незнающии и неисповедающии имени Христова обратятся ко Христу, и с нами едино будут, «и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех» (Мф. 5, 16). Тако древние христиане многих приобретали Христу, как читаем в истории церковной (2:379).

Добродетельным житием по заповедям Божиим прославляется имя Божие

ИМЯ БОЖИЕ прославляется, когда слово Его чисто проповедуется, и мы по слову Его житие наше исправляем, якоже глаголет Христос: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех» (Мф. 5, 16). Сего сами, без Божией БЛАГОДАТИ иметь не можем, того ради просим небеснаго Отца, да тое милостивно нам подаст... Кто иначе учит, или живет, как слово Божие научает, тот имени Божия не прославляет. Сего ради, чтобы до того сам Бог не допустил нас, молимся Ему: «да святится имя Твое» (3:107).

Прославляется имя Божие БЛАГОЧЕСТИВЫМ христиан житием. Тако велит Христос имя небеснаго Отца славить. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех» (Мф. 5, 16). Сие прославление не гласом бывает, но подаянием случая к познанию и прославлению имени Божия. Тако «небеса поведают славу Божию» (Пс. 18, 2). Тако «хвалит Его солнце и луна, звезды, свет; небеса небес и все создание» (Пс. 148, 3–4). Ибо взирая на дивное Божие создание, и от того несказанную приемля пользу, убеждаемся прославлять Создателя и удивляться всемогуществу, премудрости и благости Его, Который так дивная дела ради нас, разумной твари, сотворил. Тако, взирая люди на благочестивое и святое христиан житие, не могут не прославлять Господа их, Который таких рабов у Себе имеет, что хотя общаго естества и немощи с прочими суть, но отменные имеют нравы, и, яко свет от тьмы, день от нощи, злато от блата, разнствуют от них. Тако бывает отцу слава, когда дети его, и господину честь, когда раби его постоянно живут. Не могут бо люди отца за постоянство детей, и господина за постоянство рабов не хвалить. Знать-де отец добрый, который тако детей содержит, и господин разумный, который так рабов своих учит и наставляет! Тако незнающии истиннаго Бога в познание приходят, видя честное и постоянное христиан житие; и веруют в того Бога, Который так постоянных у Себе рабов имеет; и «прославляют сами имя Отца нашего, Иже есть на небесах». Откуду читаем в Церковной истории, что многии язычники приходили в познание истиннаго Бога, и приимали христианскую веру, видя христиан добронравие и благочестивое житие (3:78–79).

Христианин добродетельной жизнью прославляет Бога (4:16, см. ХРИСТИАНИН, 1110) (2:371, см. СЛАВА, 871).

Благочестивое житие есть доказательство живущей веры в человеке (3:190, см. ХРИСТИАНИН, 1093).

Жизнь благочестивая есть доказательство познания Бога (3:205, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 100).

Само высокое звание ХРИСТИАНИНА обязывает к благочестивой жизни

Может и должно христиан подвигнуть к благочестивому о Христе Иисусе житию и содержанию в себе в том высокое и небесное их звание: «яко призваны от области сатанины в царство Божие, которое несть брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе» (Деян. 26,19; Рим. 14, 17). Призваны в «род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, яко да добродетели и возвестят из тьмы их призвавшаго в чудный Его свет» (1Пет. 2, 9). «Не призва бо их Бог на нечистоту, но во святость» (1Сол. 4, 7), «да духом ходят, и похоти плотския не совершают» (Гал. 5, 16) (3:270).

Высота жизни заповедана всем без исключения

«Внидите узкими вратами», и проч. «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет». «В мире скорбни будете» (Мф. 7, 13; 16, 24; Ин. 16, 33). У вас зде обычной ответ: «не всем-де в монастыри и пустыни идти». О возлюбленнии! тогда еще и монастырей не было, когда сии слова сказаны: оне предлагаются не токмо пустынным и монастырским жителям, но всем христианам, по городам и селам живущим, и всякаго звания, чина и обоего пола людям, кто только ни хощет Христовым быть и спастися. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Последовательно не Христовы суть, иже не распяша плоть со страстьми и похотьми. Видите, что неправильный ваш ответ. (4:119–120).

Идеал христианской жизни одинаковый для всех (1:47, см. ИДЕАЛ, 398).

Кто Христов, тот и житие Христово показывает

Аще кто Духа Христова не имеет, сей и Христа не имеет: в ком Христос живет, в том показуется и житие Христово, в том является СМИРЕНИЕ Его, ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ и КРОТОСТЬ. Обитание бо Христово в человеке праздно быть не может; неотменно покажется чрез дела такия, каких Христос хощет, как возсиявшее солнце показуется чрез лучи, или как согретая от огня пещь чрез теплоту, или как доброе древо чрез сладкие плоды. В ком Христос живет – «Свет животный», в том и свет Его является, и тьма прогоняется, и темныя дела не являются. В ком Христос живет – «Огнь чистительный, просвещающий», в том теплота любве и милосердия чувствуется. В ком Христос живет – «Агнец Божий», смиренный и кротчайший, в том смирение Его, кротость и терпение является. В ком Христос живет – «Древо животное» и мысленное, в том и сладкие плоды Его являются: какое бо древо, таковые и плоды его. Кто Христу соединен, как уд главе, или как розга лозе; тот подобный Ему и плод творит (4:132).

Пример Христа Спасителя

Христово житие научает нас, како в мире сем обращаться и жительствовать нам должно. Христос все мог в мире сем иметь, яко Господь всех, но не хотел; в великой нищете и смирении, и скорби и поругании пожил, «образ подая нам». Кто Сему Божию последует, тот вкусит Вечери оныя, и с Ним, яко уд с главою, будет тамо царствовать. «Аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет: и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой» (Ин. 12, 26) (4:122–123).

Идти за Христом, а не за миром

Христос Спаситель наш, Господь и Царь славы, посмеян и поруган был от любителей мира. Пусть мир и тебе смеется и ругается: ты свое знай, и делай, что Ему угодно, а не миру; Ему, яко Начальнику твоему, сообразуйся, а не веку сему. Неужели все нам делать тое, что мир делает? Многие убивают, прелюбодействуют и любодействуют, крадут и похищают, и проч... убо и нам тое делать? да не будет! Они идут в погибель: и нам идти? да сохранит нас Господь от того (4:164).

Пусть хотя весь свет делает тое, что Богу противно и себе пагубно: ты делай, что Богу угодно и тебе душеполезно. Весь свет не заступит тебя пред Судом Божиим. Тамо не скажешь: вот-де тот и тот делал тое. Едино услышишь от Судии: ради чего ты не делал того, что Я приказал тебе? Единаго Бога, паче всего света, несравненно почитать должно. Буди убо в мире, как Лот в Содоме, где вси беззаконновали, но он им не подражал, и делал, что святой воле Божией угодно было: делай и ты тако, не подражай тому, что злый мир делает. Что худо делают люди, и видишь или слышишь: буди как не видяй, и якоже глухий, не слышай. Обращай всегда к вечности сердечныя твои очи, и будут вси мирския дела как позади тебя, и жить будешь в мире, как един ведая Создателя твоего и святую волю Его (4:164).

Так следует жить, чтобы при СМЕРТИ мучительно не жалеть о бесцельно потерянном времени

Великая вещь есть СПАСЕНИЕ вечное, и всего света дражайшее; сего ради паче всего сокровища и всего мира, и чрез все житие искать его должно. Какая тебе польза с того, что ты «весь мир сыщешь, а душу свою погубишь?» (Мф. 6, 26). Как ничего не внес в мир, так ничего и не вынесешь от мира, кроме погибели, потерявши спасение, которое зде или обретается, или погубляется. О, како жалеть, воздыхать, плакать и рыдать будешь, бедный грешник, потерявши спасение, – но бесполезно! Пожелаешь тогда возвратиться в мир и нагим ходить, и от всех подлейшим быть, чтобы спасение, которое потерял, возвратить; но не дастся тебе. Дано было тебе время на тое, проповедывалося тебе Божие слово, увещавали тебе пастыри и учители, обличала тебе и собственная твоя совесть; но ты не хотел исправиться. Случилось мне слышать о едином, не последнем человеке, сие, что он, находясь в тяжкой болезни и при смерти, точно выговорил: «о, когда бы мне возстать от сего одра, показал бы всякое исправление!» – но не возставши, скончался. Пожелаешь и ты, бедный человече, от смертных врат возвратитися, но не получиши (3:264).

Как положить начало христианской жизни

1) Помни; чего ты при крещении святом отрицался, и что обещал Богу делать. Ты отрицался сатаны и всех дел его, и обещался служить Богу верою и правдою. Сие вспомниши, сокруши сердце твое, покайся и жалей, что ты Бога, Которому обещался работать, оставил и паки к сатане, врагу Его, и мерзким делам его обратился, и тако солгал Господу Богу твоему.

2) Житие беззаконное остави, и, наченши новое, Христианское, прибегни к Богу с сожалением сердечным и раскаянием, что согрешил пред Ним, и исповедай пред Ним заблуждение свое, и молися с Давидом: «заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего» (Пс. 118, 176).

3) Тако наченши, стой и утверждайся в добром начатии твоем, и молись Самому Богу, чтобы силою Своею укрепил тебе. Он труждающимся помогает; поможет и тебе, яко «хощет спастися тебе» (1Тим. 2, 4). И хотя много от сатаны, мира и плоти искушений и наветов претерпиши; но когда будешь крепитися в начатом деле твоем и Бога на помощь призывати, Бог, яко милосерд и человеколюбец, не оставит тебе (3:217).

Что способствует соблюдению и исполнению христианских обязанностей

К исполнению должности христианской пользует сия в памяти содержать: 1) везде присутствие Божие, понеже Бог везде есть, и все наше не токмо дело и слово, но и помышление знает до тонка; 2) житие и вольное страдание Христово разсуждать, что Он для человека на земли странствовал, и весьма страшныя страсти претерпеть изволил; 3) помнить последния четыре: «первое» – «смерть», никому неминуемую, и различным образом восхищающую; «второе» – «суд страшный», где за слово, дело и помышление злое ответ воздадим; «третие» – «ад» или «муку» вечную, конца неимущую, грешников ожидающую; «четвертое» – «царствие небесное», верным, свято житие провождающим, уготованное (1:104–105).

Жизни духовной, как и всякому делу, следует учиться

Видишь, что хотящии научитися художеству, наукам и мирской мудрости, входят в училища и обучаются от учителей искусных, слушают от них наставление и правила, и внимают им, поступают по них: иначе не могут научитися, когда по наставлениям и правилам их не будут поступать. Тако подобает христианам, которые суть ученики Христовы, учитися у Христа, Иже есть Ипостасная Божия Премудрость, «Иже бысть нам Премудрость от Бога» (1Кор. 1, 30), и внимать святейшим и истиннейшим догматам Его, наставлениям и правилам Его, которыя представляются нам во святом Евангелии Его, как в божественном и небесном училище, когда хотят духовной и небесной мудрости научитися: якоже Сам глаголет: «научитеся от Мене» (Мф. 11, 29). Догматы и правила Его святые научают нас истинному покаянию, вере, смирению, любви, терпению, кротости, и проч. В сем бо состоит христианская духовная мудрость, которая пред миром презренна и умаленна, но пред Богом честна и возвеличена (2:70).

Долг христианина – учиться жить по-христиански

Видим, что люди различным художествам и наукам обучаются. Иный учится платье шить, иный купечествовать, иный домы созидать, иный иностранными языками говорит, иный красно и сладко говорить и писать, иный философствовать и в естественных вещах разумным и искусным быть, и проч. Тако христианам должно обучаться по-христиански жить. Без того бо всякое художество и наука ничтоже есть (4:213).

Увещание приступить к изучению христианской философии

Видишь, христианине, изображение обучающагося и неучащагося христианской философии: и сколько един от другаго разнствует, видишь. Пристань убо к сим ученикам, которые Евангельской и Христианской философии обучаются, и учись той с ними от Христа, да воистинну христианин и Христов ученик будеши; и хотя страшно и горестно тебе кажется начало того учения, убеждай и понуждай себе, как осла лениваго. Сие тщание твое видя, Господь будет помогать тебе: и день от дне святое иго Его легчайшим и сладчайшим будет казаться (4:224).

Из всех наук самая главная – познание своей души (3:206, см. ЧТЕНИЕ, 1175).

Учиться этой жизни трудно, но необходимо, ибо здесь вопрос СПАСЕНИЯ

Труден подвиг есть распинать плоть со страстьми и похотьми, чего требует евангельская и христианская философия? И то истинно есть, что труден, но нужен и славен. С немалым трудом и ученики учатся в школах мира сего; они учатся по большей части для телесной и временной корысти: мы учимся ради душевной и вечной пользы, и не от человека, но от Христа Господа славы, от Котораго учитися и пресладко и преславно. С немалым трудом и воины на брани мира сего подвизаются: они подвизаются для земной и временной чести: мы ради небесной и вечной и несравненно лучшей подвизаемся (4:222).

Вначале трудно, но потом внутри сладость

К тому бо всякое художество и наука ведет. Тако приступающим к науке евангельской философии и той учитися начинающим, сперва страшно кажется и немалую чувствуют горесть: плоти бо духовное христианское житие горько, и иго Христово тяжко: но когда начнут учитися, и не видят в своем учении духовную пользу, тогда радуются, и более и более стараются учитися; и чем более обучаются, тем большую внутрь себе чувствуют сладость. Тако всякому плотскому человеку сначала Христос страшен и горек, но потом любезен и сладок (4:223–224).

Пример из истории Церкви об истинно христианской жизни

Читаем и видим как в книге Деяний Апостольских, так и в Церковной Истории что истинно обратившиеся к Богу и верою и Духом вновь отродившиеся человеки все иное, как прежде обращения на себе показывали: иные и у них замыслы, начинания, дела, и тщания являлися, как доколе неотрожденными были. Какое усердие, желание и алчба к слышанию Божия слова, к славословию и хвале Божия имени! Какий был страх Божий, любовь к Богу и ближнему! Какое братолюбие, смирение, кротость, терпение, милосердие к страждущим, щедроподаяния убогим, милость к бедствующим и требующим милости! Какое попечение о спасении друг друга! Как друг друга поощряли к подвигу в благочестии и проч. И тем показывали, что они были истинные христиане, истинныя чада света, истинные сынове небеснаго Отца, от Котораго родилися водою и Духом, яко Ему добрыми нравами сообразовалися, – истинныя овцы Христовы, яко слушали гласа Пастыря своего (3:235–236).

Жизнь христианская – хождение пред Богом (5:65, см. БОГ, ВЕЗДЕСУЩИЕ БОЖИЕ, 85).

Жизнь христианская состоит в ПОКАЯНИИ и ПЛАЧЕ О ГРЕХАХ

Видишь, ради чего Христос пришел: призвати нас на покаяние, и кающихся исцелити; а некающимся ничего не пользует. Отсюда видим, что все христианское житие на земли не иное что есть, как покаяние, которое и достойныя покаяния дела включат: Христос бо пришел призвати нас на покаяние. Примечай гораздо слово сие: «Приидох призвати на покаяние». Не веселие, не трапезы, не гуляния, не пирования, не лики и прочая, но покаяние, но плач, но слезы, но рыдание и крест предлагает нам зде Господь наш. Видишь, что есть христианское зде житие. Читай Евангелие Христово, увидишь. Имеют христиане веселие зде, но духовное. Они радуются не о злате, сребре, пище, питии, чести и славе, но о Боге Спасе своем, о благости и милости Его к нам, о надежде вечнаго живота, и проч. Отсюда видишь, что заблуждаются христиане, которые в веселостях мира сего дни своя провождают (5:121–122) (также 5:17, см. ПОКАЯНИЕ, 709).

Чтобы по слову Божию устроить жизнь, следует повиноваться СОВЕСТИ

Кто хощет по правилу слова Божия жить, тому должно внутреннему совести правлению повиноваться и тому последовать. Ибо СЛОВО БОЖИЕ и СОВЕСТЬ человеческая согласны суть между собой. Что бо слово Божие в Писании положенное, тое внутрь человека совесть свидетельствует: и как слово Божие вне, так совесть внутрь человека от греха отводит, и как человек вне словом Божиим, так внутрь совестию за грех обличается. Сие свидетельство совести вси люди имеют, ученые и не ученые, и самые грубые народы, паче же и самый недорослый век; познают бо, что честно и нечестно есть, что хорошо и что худо; откуда стыдятся и боятся худого пред людьми делать, и за худое дело, например, за ложь, воровство, и прочую обиду друг друга обличают, и жалуются друг на друга. От чего познается «внутреннее совести правление» и в самых отроках и отроковицах; кольми паче в возрастных людях имеется оно, которые совершенный возраст и разум имеют. И сие правление совести есть «ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННЫЙ», хотя то грехом и потемнен (3:211).

Размышления о вечности способствуют духовной жизни и спасению (1:113, см. ВЕЧНОСТЬ, 165).

Чтобы ПО СЛОВУ БОЖИЮ устроить жизнь, следует отвратить очи от СУЕТЫ

Когда хощем по правилу слова Божия житие наше провождать, должно очи отвратить от суеты мира, то есть, славолюбия, честолюбия, сребролюбия, и сластолюбия, и о сем такожде молиться Богу по примеру Псаломника: «отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс. 118, 37). Ибо ЧУВСТВА наша стремятся к тому, что видят, и СЕРДЦЕ наше растленное похотствует. Надобно убо МОЛИТВОЮ противу сего пагубнаго склонения подвизаться и отвращать очи сердечныя от мирской суеты, и обращать к небесным (3:210).

Жизнь богоугодная тогда, когда правилом веры является слово Божие (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ, 898).

Слово Божие имеет Божественную силу и возбуждает к духовному деланию (4:69, см. СЛОВО БОЖИЕ, 908).

В основе жизни христианской должно быть слово Божие (4:164, см. СЛОВО БОЖИЕ, 896).

Поучаться в слове Божием день и ночь и по его Правилу справлять нравы (2:6, см. ХРИСТИАНИН, 1115).

Жизнь духовная становится бесплодной, если не отсекать помыслы (2:91, см. ВНИМАНИЕ, 174).

Самопознание учит истинной духовной жизни (4:327, см. САМОПОЗНАНИЕ, 820).

В жизни духовной успех тогда, когда злонравие побеждается

Успех показует нехудой, кто злонравие свое природное, то есть, гордость, высокоумие, ненависть, зависть, гнев, ярость, злобу, мщение, нечистоту и всякую злость, в сердце своем крыющуюся, побеждает и умерщвляет силою помощи Божией (3:328).

Жизнь христианская есть страдания за Христа

Когда по правилу слова Христова живем, когда миру не сообразуемся, когда не сообщаемся злом злых людей делать, когда Христа любим, почитаем, и заповеди Его соблюдаем, не делаем что миру, но что Христу угодно, но гонение за тое страждем, – тогда за имя Его страждем. Словом, когда страждем, не яко убийцы, или тати, или злодеи, или иные грешницы, но яко христиане, тогда за имя Христово страждем. Мир бо Христа и благочестие не любит, сего ради не любит и истинных христиан. Так бывает и в сынах века сего. Кто не любит отца, не любит и детей его. Кто ненавидит господина, ненавидит и рабов его верных... Тако злый мир, ненавидя Христа Господа, ненавидит и верных Его рабов. О сем Христос предсказал: «И будете ненавидими всеми имене Моего ради» (Мф. 10, 22). Примечай и сие: пока человек по миру сему живет и угождает миру, что ни желает, как бы не видел того мир, вси его дела скрыты, как любезное чадо миру имеется. Но когда презрит мир и Христу угождать начнет, тогда где что возьмется? Откуда переговорки и пересуждения? И что бы он ни делал, все превращают и на его поношение и озлобление толкуют. Тако оставляет человек мир, – оставляет и его мир, гонит; то есть любит правду и благочестие человек: гонит и озлобляет его мир. Приходит ко Христу: изгоняет и его мир как непотребнаго, и, яко море мертвое тело, его извергает от себе. Видишь, что за имя Христово ненавидимы суть рабы Христовы, или от неисповедающих имене Христова, или от лжебратии и лицемерных христиан. Видишь, какое состояние в мире сем христиан. Как Господа их гнал мир, так и рабов Его гонит. Не ложно слово Господне: «Аще Господина дому вельзевула нарекоша, кольми паче домашния Его» (Мф. 10, 25). «В мире скорбни будете» (Ин. 16, 33). Но «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22) (5:140).

Если за жизнь благочестивую христианин терпит клевету, то он идет путем Христовым (4:256, см. КЛЕВЕТА, 425).

Жизнь благочестивая всегда имеет скорби. Надо готовиться к терпению (4:283, см. СКОРБИ, 865).

В зависимости от духовного состояния и различная духовная пища

Господь всех Бог: иную пищу и одеяние подает чадам Своим, иную неверным и непочитающим Его. Что надлежит до плотской немощи, до «внешняго» состояния и видимаго и чувствам подлежащаго, пища, одеяние и питие тоежде верным и праведным людям, какое неверным и грешным есть... Ибо Бог, яко щедр и милостив, всем праведным и грешным, благая мира сего подает, якоже глаголет Господь: «Иже солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф. 5, 45)... Что же касается до «внутренняго» состояния, праведные люди иную пищу, иное питие, иную одежду имеют, каковых грешнии, миру сему работающии, не имеют. БЛАГОДАТЬ Божия, которую внутрь себе имеют, пища святым есть, которою укрепляются; есть питие, которым утешаются и услаждаются; есть одежда, которою верою во Христа одеяни ходят. Христос Сын Божий, Ипостасная Божия Премудрость, верою в них живущий, пища, питие и одежда им есть. Той их внутрь укрепляет, утешает, услаждает, радостотворит и одевает одеждою правды Своея (2:105–106).

Духу необходима духовная пища (2:215, см. ДУША, 313).

Дети должны подобиться родителям. Христиане, рожденные в крещение от Духа, должны быть подобны Богу

Возлюбленнии христиане, помянем святое крещение и сию высочайшую Божию милость, нам тогда показанную. Сделалися мы тогда чадами Божиими: слава Богу о том! Но требуется от чад, чтобы родителям подобны были. «Рожденное от плоти, плоть есть: и рожденное от Духа дух есть» (Ин. 3, 6). Должно убо и христианам Богу, яко от Бога рожденным, подобитися. Покажем убо делом, что мы чада Божия есмы. Свят Бог: будем святи и мы. Праведен Бог: будем праведни и мы. Благ Бог, «яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф. 5, 45); будем благи и мы, и сотворим благое другам и врагам нашим, любящим нас и ненавидящим нас. Милосерд Бог: будем милосерди и мы, и явим милость бедствующей братии нашей. Ненавидит греха Бог: возненавидим и мы всякий грех, и от него отвратимся. Любит Бог нас: возлюбим и мы друг друга. Отпущает Бог согрешения нам кающимся: отпустим и мы согрешения человеком. К сему увещавает нас Апостол Христов: «бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная» (Еф. 5, 1). Когда такие нравы покажем в себе, то истиннии чада Божия будем, и наследия и вся благая, чадом Божиим обещанная о Христе Иисусе, Господе нашем, получим (5:196–197).

Чем более человек совлекается ветхаго человека, тем чище душа, тем более подобие с Первообразом

Чем более человек «совлекаться будет ветхаго человека с деяньми его, тем более облекаться в новаго» (Кол. 3, 9–10); чем более будет облекаться в нового, тем чистейшая будет душа его, чем чистейшая будет душа, тем большая в ней доброта и красота образа Божия явится: яко же чем чистейшая вода, тем яснее в ней изображается вид солнца; или чем чистейшее зеркало, тем живее в нем изобразуется лица подобие, смотрящаго в тое (3:335).

В жизни духовной МОЛИТЬСЯ о ПОМОЩИ Божией и делать дела со ВНИМАНИЕМ

Отсюда последовательно молиться и просить у Него, яко всесильнаго, помощи должно. Да воображем убо часто во уме нашем всемогущество Божие, яко в «Нем живем, движемся, и есмы» (Деян. 17, 28). И будем опасно поступать в словах, делах и помышлениях, будем Его трепетать, и падать пред Ним со смирением, и за ничто себе вменим; не будем ни в чем сумниться, яко все Ему возможно. Будем на Его, а не на себе надеяться, и усердно слабости и немощи нашей от Него помощи искать (5:65).

Без помощи Божией жизнь благочестивую вести невозможно (3:209, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ, 737).

Просить помощи Божией на пути жизни христианской

Что-де надобно делать христианину, дабы семя слова Божия в нем плод творило? Отвещает Христос: «просите»... Сами бо мы, яко немощни, никакого добра творити не можем, без Христа, по свидетельству Его: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Сего ради молитвою усердною всего искать у Него должно. О сем поучает нас весь псалом 118-й, в котором Псаломник с великим усердием молится, чтобы его Сам Бог научил на путь святаго христианскаго жития, утвердил и вел по пути тому... Сей способ к получению святаго жития христианскаго и нам примером своим показал. И нам должно молиться о том, молиться не половиною сердца, но «всем сердцем»: должно не токмо просить и искать, но толкать, то есть, со всяким усердием и неотступно просить (3:209).

Жизнь духовная есть преддверие жизни вечной (3:233, см. ЖИЗНЬ, 692).

Не ведущие духовную жизнь суть мертвецы духовные. Не сыщем, глаголю, да и искать непочто, да не услышим и мы того, что женам мироносицам, ищущим Его между мертвыми, сказано: «что ищите живаго с мертвыми?» Мертвецы бо суть вси вышереченные, мертвецы непогребенные, единою ногою по земли, а другою во вратах адовых ходящии (1:31).

Многие добрые дела не приносят пользу, если вся жизнь христианина не является жертвой Богу

Христиане-де, которые бесстрашно живут, истиннаго покаяния и плодов его не творят, приносят ли Богу жертву? Никак. Видел ты, в чем христианская жертва состоит. Они того не тщатся делать, следственно и жертвы никакой не приносят Богу. – Многии-де от них храмы Божии созидают, Евангелие окладывают сребром и златом, ризы шьют в церковь, свещи и фимиам приносят? Ничего им сия не пользуют, понеже сами неисправны и нераскаянны пребывают. Бог бо, яко дух (Ин. 4, 24), ничем не благоугождается, как только духовною жертвою, то есть, ВЕРОЮ, доброхотною волею, покорением ВОЛИ своея воле Его и прочими веры плодами. А они хотя и творят вышеописанныя дела, но не хотят принести воли своея Богу и послушания, без котораго ничто Богу неугодно (3:87).

На суде Господь более всего спросит о жизни христианской (4:215, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1007). 07).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Клевета святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – БЛАГОЧЕСТИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Совершенство преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – БЛАГОГОВЕНИЕ святитель Игнатий (Брянчанинов)

5. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ святитель Иоанн Златоуст

6. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Борьба (битва) святитель Тихон Задонский

7. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Познание истины святитель Василий Великий

8. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Святые отцы схиархимандрит Иоанн (Маслов)

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Агафон преп. Печерский чудотв. профессор Александр Павлович Лопухин

10. Богословие деятельное – Часть III.О духовном бессилии человека естественного святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Комментарии для сайта Cackle