схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЗАКОН

Творец закона – Бог (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 334).

Закон Божий – что есть

Под именем закона Божия разумеются заповеди Божии, в которых Бог или повелевает, или запрещает нам что делать, как-то: «уклонися зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15) (2:7).

Закон Божий есть в Библии, слове Божием (2:5, см. СЛОВО БОЖИЕ, 890).

Закон Божий дан в раю, затем Моисею Евангелие принес Христос

Закон Божий, хотя прародителям нашим АДАМУ и ЕВЕ в РАИ дан, и написан был на СЕРДЦАХ их, но потом МОИСЕЮ святому на горе Синайской, на двух скрижалях от Бога написанный, предан, и чрез него всем людям объявлен, якоже о том пишется в книге Исхода (Исх. 32 и 34). ЕВАНГЕЛИЕ же ХРИСТОС Сын Божий от недр Отца Своего небеснаго на землю принесл и проповедал (2:7).

Закон на сердцах прародителей написан был, а писанный был дан Моисеем (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Закон был вложен в душу при творении, затем на двух скрижалех.

Человеколюбец Господь Бог наш, когда создал человека по образу Своему и по подобию, насадил в душе его закон, которым он мог все, что до должности его касается, знать и по тому поступать. Он по тому закону мог знать, в чем его состояла должность к Богу, Создателю своему, к себе и ближнему своему. Но по падении человеческом тот закон сей попортился, что едва малые следы его остались. Откуду воспоследовало, что люди вместо добра, зло избирали и тьмою неведения помрачены, пороки вместо добродетелей почитали. Чего ради милосердый Творец наш, по своей естественной благости, изобразил закон тот на двух скрижалех, которыя чрез Моисея, вернаго Своего раба, предал избранному Своему народу – Израилю, а по нем и всем народам и языкам (1:84–85).

Закон и ПРОРОКИ были посланы для исправления человека

Послан был к нему с небесе Божий «Закон»: но той обличал его только, и язвы его ему показывал, а не исцелял; смертию ему грозил, а не помогал. Посланы были «Пророки»: но и тии ничего не успели. Лежал бедный человеческий род неисцеленный: лежал ураненный, уязвленный, умученный, обезчещенный, обруганный от разбойника диавола! лежал «еле жив» (Лк. 10, 30–32) (4:136).

Закон естественный есть внутреннее управление совести в человеке (3:211, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 373).

Закон дан всем и всех призывает к послушанию (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 334).

Закон был дан, чтобы человека оправдать и спасти (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Слова, дела и помышления, согласные с законом, есть добродетель, а несогласные – грех и порок

Закон Божий, в десяти заповедях содержащийся, есть правило жития христианскаго. СЛОВО, ДЕЛО и ПОМЫШЛЕНИЕ, закону Божию согласное, есть ДОБРОДЕТЕЛЬ; но всякое дело, слово и помышление, закону Божию противное, есть ПОРОК и ГРЕХ. Сего ради необходимо нужно знать его всем христианам и по правилу того жить (5:176).

Закон учит, что делать и от чего отвращаться (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Закон Божий ведет человека к жизни непорочной (3:223, см. СОВЕСТЬ, 958).

Закон дан неисправным, чтобы в покаяние пришли

Проповедуется неисправным, чтобы им устрашившеся и очувствовавшеся, в покаяние пришли. Тако Предтеча святый, хотя привести людей к покаянию, и тако приуготовати сердца их к восприятию веры евангельския, проповедал: «уже и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф. 3,10) (3:427) (также 3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Закон нужен для грешников, чтобы удерживать их от греха (3:427, см. СВОБОДА, 827).

Закон проповедывать, чтобы бесстрашные пришли в страх (3:13, см. ПРОПОВЕДЬ, 769).

Закон и СОВЕСТЬ совместно обличают в человеке грех

Как бо закон Божий написанный, так и естественный сей закон, хотя в грешнике и потемненный, всегда обличает грех и суд Божий грешнику означает. Закон бо Божий и совесть во едино сходятся и что закон Божий на хартии глаголет, тое совесть внутрь. Закон Божий глаголет: «не укради», тоежде и совесть твоя тебе глаголет. Откуду бывает, что и самые великие беззаконники ищут сокровеннаго места к творению беззаконных дел. Никто бо не хощет явно грешити, и содеянный грех всячески утаевает. Сие же не отъинуды, как от совести происходит, которая обличает грешника, что он худо делает, и СТЫД в нем соделывает (2:130) (также 5:191, см. СОВЕСТЬ, 958) (5:152, см. СОВЕСТЬ, 957) (5:214, см. СОВЕСТЬ, 956).

Закон показывает грех (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Закон Божий когда сияет, как свеча, в душе, тогда добро от зла различимо

Когда свеща в храмине светит, или свет дневной просвещает, тогда все видишь ясно, и едино от другаго распознаешь, что вредно и что не вредно. Подобно бывает и тому, которому светильник закона Божия всегда сияет, и умныя его просвещает очи, якоже глаголет Псаломник: «светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118, 105). Когда сия божественная свеща всегда сияет пред нами, и просвещает нас день и нощь, всегда как во дни ходити будем, и добро от зла, пользу от вреда, и добродетель от порока распознавать, и тако ходяща, с помощью Божиею, не повредимся. Сие увещавает тебе, христианине, «во дни и в нощи поучатися в законе Господни» (Пс. 1, 2), «и в сердце своем скрывать словеса Божия, яко да не согрешити Ему» (Пс. 118, 11) (2:40).

Закон прославлял исполняющих и проклинал нарушающих

Дан был нам закон Божий, в котором вечная правда изображена. Тот должно было нам или совершенно исполнить, тако праведными пред Богом быть, и живот вечный получить, по Писанию: «сотворивый та» (в законе написанная) «человек жив будет в них» (Гал. 3, 12); или неисполнившим под клятвою закона быть, по реченному: «проклят всяк человек, иже, не пребудет во всех словесех закона сего, еже творити я» (Втор. 27, 26; Гал. 3, 10) (3:220).

Закон никто совершенно не мог исполнить

Закона Божия, который должно совершенно исполнить, никто совершенно исполнить не могл, и не может, праотеческим грехом ко всякому злу приклоняемый и влекомый, – которое зло чувствуют во удесех своих и самые отрожденные (Рим. 7, 18–24). Откуду и самые святые, сим злом пореваемые и подстрекаемые, в тяжкие грехи падали и падают, якоже в священной и церковной истории читаем. А сии падежи показуют тое, что всякий ЧЕЛОВЕК все ГРЕХИ может делать, когда БЛАГОДАТЬ Божия не укрепит его и не поможет ему. Отсюду научись, христианине, познавать немощь твою, бедность и окаянство твое духовное (3:135).

Хотя человек не могл того делать, что закон ему повелевал; но правда Божия своего требовала от него; требовала того, что он должен Создателю и Богу своему, то есть, совершеннаго послушания и почитания; и тако определила, дабы человек или весь закон Божий исполнил и благословение Божие получил, или неисполнивший лишился Божия благословения и КЛЯТВОЮ поражен был. Правда Божия нарушиться не может, но требует неотменно законнопреступнику наказанным быть, ибо правды свойство есть всякому должное отдавать. Не сыскался человек, который бы закон Божий совершенно исполнил: «вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия» (Рим. 3, 23). Не учинил никто того, чего правда Божия требовала, и всяк обличался от закона, яко преступник и непокоривый. Следственно и остался всяк по определению Божией правды под клятвою, и подпал вечному осуждению и смерти (3:220) (также 5:10, см. КЛЯТВА, 432).

Через закон познается немощь (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721).

Закон учит, что делать и от чего отвращаться, но помощи к действию не подает (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Закон показывает немощь человеческую, но от греха не освобождает

Дан был от Бога закон, чтобы зло сие воспятить, и человека, в вечную погибель идущаго, удержать; но он только немощь человеческую показывал, а не врачевал; обличал, а не помогал; ГРЕХ показывал, но греха не отнимал; казнью угрожал, но от казни не освобождал. Сего ради святое Божие слово заключило, что вси согрешиша и лишены суть славы Божией и тако весь мир учинился повинен Богови (Рим. 3, 23 и 19). А оттуду следовала всему миру казнь вечная, по строгости правды Божией (3:134–135) (также 3:220, см. ГРЕХ, 242).

Закон не мог никого оправдать, ибо никто не мог его совершенно исполнить (3:9, см. ЗАКОН, 386).

Познание своей греховности происходит из закона (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721).

Закон приводит ко Христу и любви

Проповедуется и благочестивым истинным христианам, дабы по правилу его исправляли житие свое, дабы на него, как зерцало, взирая, познавали немощь естества своего и очищали верою во Христа Сына Божия, и тако бы ветхаго человека совлекалися и облекалися в новаго, успевали в любви Божией и ближняго, что есть конец закона. «Конец бо завещания есть: любы от чиста сердца и совести благия и веры нелицемерныя» (1Тим. 1, 5) (3:427).

ЗАКОН хотя и ради того дан был, чтобы оправдать человека, как сказано выше, однакож не мог человека оправдать, не от себе, но от немощи человеческой; яко никто не мог его совершенно исполнить, якоже писано есть: «вси согрешиша и лишени суть славы Божия» (Рим. 3, 23); – и тако с оправданием своим отступил от нас. «С оправданием», глаголю; ибо, что надлежит до творения его, то и ныне его творить должны христиане, ему повиноваться, по правилу и учению его житие свое провождать. Иначе, кто не хощет по правилу его жить, клятвы и осуждения, в законе объявленых, не избежит. А когда закон с оправданием от нас отстал: «яко не оправдится от дел закона всяка плоть» (Гал. 2, 16), яко не могли его исполнить, тем самым отсылает нас к Евангелию и, яко немощных, поручает Христу, в Евангелии проповедуемому, Который «туне, без дел закона, ОПРАВДАЕТ и спасает верующих в Него» (Рим. 3, 24–28). В сем, кажется, разуме Апостол написал: «закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся» (Гал. 3, 24). Ибо кроме того что научает, что делать и чего не делать, и тако от грехов тщится отвести нас, – как бы за руку вземши, ведет ко Христу нас, яко неисправных и НЕМОЩНЫХ; яко чему учит нас, того не делаем, и тако обличает нас и осуждает, а не оправдает; устрашает, а не утешает; немощь нашу нам показует, а не отнимает, а тем самым как бы убеждает нас искать другаго посредствия, чрез которое бы избавиться нам от окаянства нашего. В такой совести тесноте убеждаемся к милостивому Божиему о Христе Иисусе обещанию, к святому Его Евангелию и Христу, во Евангелии откровенному и проповедуемому, прибегать, Который не сотворивших закона, но верующих в Него «туне оправдает» и всего исправляет бедствия и окаянства, якоже Сам глаголет: «аще Сын вы свободит воистину свободни будете» (Ин. 8, 36), – да тако от закона оправдатися не могучи, «от веры оправдимся» (Гал. 3, 24). Ибо Христос осуждение закона, которому мы, яко грешники и преступники закона, подлежали, на Себе взял, да нам благословение подаст: «и грехи наши Сам вознесе на теле Своем на древо» (1Пет. 2, 24), да нам правду свою верою, якоже Апостол написал: «Бог неведевшаго греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем» (2Кор. 5, 21).

Исполнение закона – в освобождении от СТРАСТЕЙ

Обрежем и мы сердца наша от негодных похотей и страстей, да тако закон Божий исполним (5:88).

И ныне христиане должны жить по его правилам (3:9, см. ЗАКОН, 386).

Христос обретается в тех сердцах, которые поучаются в законе Его (5:92, см. СЕРДЦЕ, 841).

Христианин должен поучаться в законе Божием (5:98, см. ПОКАЯНИЕ, 719).

Необходимо изучать и исполнять закон Божий (5:214, см. СОВЕСТЬ, 956).

Грехи познаются от поучения закона Божия (5:97, см. ГРЕХИ, 259).

Хотящему истинно каяться необходимо вникнуть в закон (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721).

От познания закона Божия сердце печально сокрушается (5:104, см. УТЕШЕНИЕ, 1060).

Нужно страшиться грешить и Божий закон нарушать (5:10, см. КЛЯТВА, 432).

Невозможное дело:

принять Царя, а закон его нет

Не приемля ига Его, и самаго Его не приемлет. Надобно бо приемлющим Его за Царя своего и главу свою подклонить благому игу Его. Невозможное дело есть быть подданным царю, и закона его не приимать и не покоряться ему; подданный бо царю ради того подданный нарицается, что власти его и закону подлежит и покоряется: тако и Царю небесному – Христу тии только поддаются и приемлют Его, яко своего Царя, которые приемлют иго Его, и верно работают Ему. Прочие же хотя и нарицают Его Царем своим, но не приемлют ига Его, и не покоряются Ему, не приемлют Его за Царя своего (3:352).

Нарушающий закон Божий не верит в Бога (5:22, см. ГРЕШНИК, 242).

Бог видит закон Свой от человека нарушаемый и терпит (5:66, см. БОГ, 77).

Христианин, нарушающий закон Божий, оскорбляет Бога, его усыновившего (4:33, см. ХРИСТИАНИН, 1106).

Закон Божий кто нарушает, тот собирает себе гнев Божий (2:13, см. СЛОВО БОЖИЕ, 926).

Нарушением закона бесчестится имя Божие

Безчестится и хулится имя Божие преступлением святаго закона Его и житием беззаконным, якоже Апостол глаголет: «преступлением закона Бога безчествуеши», – и из Пророка приводит: «имя Божие вами хулится во языцех» (Рим. 2, 23 и 24; Ис. 52, 5). Сие от Апостола глаголется о Иудеях, которые закон Божий, врученный им, содержали и им хвалилися, но закон Божий преступали и разоряли. Разумеется оно и о христианах, которые вместо Иудеев, Христа неприявших, вступили, людьми Божиими учинилися, и закон Божий, который Иудеи содержали, взяли, и хранить его, вступая в христианское общество, обещалися; но самым делом исполнять его не хотят и не тщатся, но паче безстрашно его нарушают. Сего ради, как Иудеями тогда, так и ныне христианами беззаконными великое «имя Божие хулится во языцех». Якоже бо добродетельное христиан житие к познанию и прославлению имени Божия, как выше сказано, тако беззаконное к отвращению и хулению того людям подает случай. Смотря бо язычники на беззаконное христиан житие, и примечая свое лучшее и сходнейшее разуму, нежели их (ибо нет таких беззаконий, хищений, лихоимания, грабления, насилия, лжи, лукавства, хитрости, насмешек язвительных, нечистоты, пиянства и прочаго безчиния. В честных язычниках, которые естественным только законом управляются, как в христианах, именем христианским, как волках овчею кожею покрытых и законом Божиим написанным хвалящихся), – на сия, глаголю, смотря отвращаются от христианской веры, и Бога, Творца христианскаго закона, оставляют, и тако в нечестии своем утверждаются и вечно погибают. Горе таковым христианам! суд Божий жесточайшим им следует, нежели язычникам. Не поможет им ничего имени Христова нарицание: «Господи, Господи!», услышат от Христа: «не вем вас» (Мф. 7, 21–23; Лк. 13, 25–28; Мф. 24, 11–12), как себе ни ласкают и утешают злую свою совесть (3:81).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle