протоиерей Иоанн Мейендорф

Православие в современном мире

Содержание

Предисловие

1. Брак и Евхаристия I. Новый Завет и Иудейство II. Древняя Церковь и Римское Право III. Брак как Таинство IV. Брак и Евхаристия V. О «церковности» брака VI. Второбрачие VII. Чин венчания VIII. Условия брака IX. Смешанные браки X. Развод XI. Семья и дети XII. Брак духовенства XIII. Брак, безбрачие и монашество Заключение 2. Есть ли в Церкви внешний авторитет I. Авторитет Божественного откровения II. Авторитет и Предание III. Антропологическое измерение свободы IV. Авторитет и история Заключительные замечания Постскриптум об общей ответственности членов церкви 3. Что такое Вселенский Собор? I. Основания соборности II. Вселенские соборы III. Как быть с собором в наше время? Заключение 4. Апостол Петр в православном предании 5. Кафоличность Церкви I. Структура церкви II. Отношения с другими христианами III. Кафоличность и миссия Заключение 6. Значение Реформации в истории христианства 1 2 3 Выводы 7. Св. Григорий Палама, его место в предании Церкви и в современном богословии 1. Биографические сведения. Св. Григорий Палама и Варлаам Калабриец 2. «О священно-безмолвствующих» 3. Сущность и энергия Бога 4. Историческое значение богословского творчества св. Григория Паламы 8. Православное богословие в современном мире I II ΙΙΙ 9. О путях Русской Церкви 1. Патриарх Сергий и церковная «законность» 2. «Новая эра» 10. Русский епископат и церковная реформа 1. Официальные шаги в направлении церковной реформы в 1904–1905 г.г. 2. Проекты децентрализации 3. Реформа центрального церковного управления 4. Участие духовенства в общественной и политической жизни Заключение 11. Церковь, общество, культура в православном церковном предании I. Три эсхатологии II. Наследие Византии III. Новое время Заключение  

 
Предисловие

Настоящая книга представляет собой сборник статей, написанных на протяжении четверти столетия. Их объединяет не столько тематика, сколько единство цели: определить содержание православного христианского упования для современников. Большинство статей первоначально были написаны по-английски. Во всех статьях преобладают не чисто богословские или философские темы – о Боге, о Христе, о содержании Символа веры, как таковые, – а тема о Церкви, как о «месте» (locus'e) истинного богопознания.

С самого начала христианства быть христианином означало быть членом церковной общины. Причина этого кроется в том, что Христос не был основателем философского движения или идеологии, которые можно было бы принимать в порядке индивидуального убеждения и сочетать с влиянием других философий или идеологий. Сам Христос ничего не писал. Он, конечно, был Учителем («рабби»), но не в Его нравственном учении (как думал Лев Толстой) и не в Его философских взглядах заключалось новое и исключительное Откровение, а в том, чем Он был, и в том, что Он творил.

Он был сыном Божиим, явившимся в образе иудейского Мессии. В Его божественное достоинство поверила группа Им же избранных учеников-апостолов, составивших первоначальную общину – Церковь. Он умер на Кресте и воскрес, а апостолы стали «очевидцами» и «свидетелями» этих событий (Лк.1:2). После Своего Вознесения Он, согласно данному заранее обещанию (Ин.14:15), послал Духа Божия на апостолов (Деян.2:14), которые через Духа поняли истинное содержание и смысл тех исторических событий, свидетелями которых им привелось быть.

Быть христианином значит принадлежать к общине, в которой живет и «научает всему» Дух Святой. В общину можно входить не только по убеждению – как вступают в партию, в движение, в кружок – а через Крещение, т.е. через погружение в воду по образу смерти Христа и выход из воды по образу Его Воскресения. Членство в Церкви предполагает веру и жизнь по вере, но, в то же время, оно запечатлевается не только человеческими убеждениями или нравственным поведением, а реальным вкушением Тела и Крови Христовой в Евхаристии. Вот почему на всем протяжении истории христианства Евхаристия или Божественная литургия вдохновляла не только богословов и христианских мыслителей, но и творцов искусства, поэзии, музыки. Ради совершения Евхаристии строились храмы, писались иконы и фрески, творились новые хоровые мелодии, т.е. созидалась христианская культура. Без этой культуры – основанной на «культе» – не мыслимо прошлое (и настоящее) христианство.

Вот почему тема о Церкви, о ее историческом бытии, о ее учительском призвании, о ее внутренней структуре, о разделениях – многочисленных и всегда трагических – между христианами, о соотношении между церковью и культурой, Церковью и государством, представляется неизбежной для понимания сути христианства.

* * *

На русском языке существует огромное наследие богословской литературы на разных уровнях и для разных читателей. К несчастью, основная часть этого богатства недосягаема из-за искусственного пресечения его развития в 1917 г. Кроме того, авторы, писавшие 70 лет тому назад, не всегда удовлетворяют потребности современности.

Неизбежное – в церковном отношении – одичание не только широких народных масс, но и интеллигенции, как в самой России, так и за рубежом, вряд ли нуждается в доказательстве. Это одичание особенно прискорбно в условиях безусловного возрождения интереса к религии вообще и, несомненно, к Православию в частности. Отсутствие в русской среде не только знаний, но особенно метода и духовно-интеллектуальной дисциплины, часто приводит к поверхностному увлечению случайными теориями или религиозному сектантству. Возникают вредные утопии. Мечтая о «православном возрождении», некоторые энтузиасты грезят о восстановлении союза Церкви и государства, идеализируют одновременно и монархию и русское старообрядчество, забывая, что именно монархия и преследовала старообрядцев не только физически, но и идеологически. Другие, вообще отвергая все прошлое, бросаются ко всему «новому» или даже просто модному, будь то баптизм или восточные нехристианские религии.

Христос сказал: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободным» (Ин. 8:32). А апостол Павел в своем послании к Галатам, о котором русский ученый Н.Н. Глубоковский писал как о «благовестии христианской свободы», пишет: «Вы к свободе призваны, братья. Только не делайте свободу поводом для плоти» (Гал.5:13).

Христианская свобода неотделима от Истины, а следовательно и от ответственности за истину. «Свободное» поведение и «свободная» мысль вне Истины, т.е. вне истинно существующей реальности, есть форма самоубийства: в «плоти», о которой пишет апостол, нет жизни, она тленна, а потому и обманчива. Истинно свободный человек ничего от плоти не ожидает.

Самоопределение православной Церкви, как Церкви истинной, поэтому предполагает необыкновенное дерзновение со стороны православных. Как истинная вера, православие не может быть ограничено преходящими историческими обстоятельствами, идеологиями, политическими системами, национализмом. Оно не может, например, быть просто «русской верой». Предки наши это хорошо понимали и называли свою веру верой «греческой», отдавая (порой даже слишком усердно) дань уважения восточным патриархам – символическим носителям «вселенского» Православия. А миссионеры несли православную веру отдаленным обитателям Японии и Аляски, отнюдь не принуждая их при этом становиться русскими. На наших глазах рождается и «американская» православная Церковь.

Вопрос о том, как «истинная» Церковь живет в истории, т.е. каким образом ее абсолютная божественная природа проявляется в изменчивых условиях исторического бытия, каким образом Истина о Боге и человеке может являться через посредство ограниченных, грешных, постоянно ошибающихся людей, составляющих Церковь, – вот основная тема настоящего сборника.

Некоторые статьи носят исторический характер (о Св. Григории Паламе, о русской Церкви в современную эпоху), в других обсуждается соотношение Православия с инославием, третьи касаются самого Православия и вопросов современного выражения православного богословия. И, наконец, статья о «Браке и Евхаристии», которой открывается сборник, посвящена церковному и сакраментальному измерениям брака, который, будучи таинством Церкви, несводим к юридическим, психологическим и эмоциональным категориям, в которых его обычно рассматривают.

Статьи №№ 1,3,8 и 10 были ранее напечатаны в «Вестнике Русского Студенческого Христианского Движения»; статьи №№ 5,6,7 и 9 – в «Вестнике Русского Западно-Европейского Экзархата»; статья № 4 – в «Православной Мысли» (Труды Православного Богословского Института в Париже).

Вам может быть интересно:

1. Православие и современный мир протоиерей Иоанн Мейендорф

2. Подлинность православного традиционализма профессор Хри́стос Яннара́с

3. О православии в отношении к современности Александр Матвеевич Бухарев

4. Православие и устройство церковных дел в Даурии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях святитель Мелетий (Якимов)

5. Мир в свете православной мысли и опыта протопресвитер Александр Шмеман

6. О священной и правительственной власти и о формах устройства Православной Церкви профессор Николай Александрович Заозерский

7. Православие в новейших плюралистических обществах протопресвитер Фома Хопко

8. Рассказы из истории Русской Церкви. Книжка пятая Михаил Владимирович Толстой

9. Основы православного вероучения священник Александр Кремлевский

10. Восточные отцы и учители Церкви IV века. Том 2 митрополит Иларион (Алфеев)

Комментарии для сайта Cackle