Иларий, епископ Пиктавийский

Источник

Труды по патрологии. Святые отцы II-IV вв.1

Содержание

Аннотация

Иларий, епископ Пиктавийский Источники биографии Илария Биография Илария Сочинения Илария 1. Догматические сочинения 2. Историко-полемические сочинения 3. Экзегетические сочинения Илария 4. Письма Илария 5. Гимны Учение Илария догматическое содержание комментариев Илария на Евангелие Матфея Учение о Боге Отце Учение о Сыне Божием Учение о Духе Святом Учение об ангелах Учение о человеке Учение о Лице Иисуса Христа Учение о спасении Эсхатология Илария Учение Илария в сочинениях, написанных во время ссылки и после нее Основы христианской веры Онтология Илария Гносеология Илария Учение о богопознании Влияние восточных источников на догматические воззрения Илария Учение о Боге Учение о Троице Учение о Боге Отце Бытие Второй Ипостаси Ипостасные свойства Сына Рождение Сына от Отца Учение об истинном рождении Сына Причина рождения Сына Сын как Исполнитель роли Отца в мировой жизни Равенство Отца и Сына по божественной природе Доказательство истинного Божества Сына на основании ветхозаветных данных Доказательства Божества Христа из Нового Завета Толкование «уничижительных выражений Писания» I. Изречения, относящиеся к домирному бытию Сына Божия II. «Уничижительные выражения Писания» о Христе, относящиеся ко времени Его земной жизни III. Третью группу «уничижительных выражений Писания», на которые ссылались ариане, составляют тексты, относящиеся к прославленному Христу по Его воскресении. Учение о единстве Отца и Сына Учение Илария о Духе Святом Наименование Духа Самостоятельное бытие Духа Происхождение Духа Святого Деятельность Духа Святого Влияние восточного богословия на образ тринитарных воззрений Илария Отношение Илария к омиусианам План примирения православных противников Никейского исповедания Востока с никейцами Запада Творение мира. Понятие творения Учение об ангелах Учение о человеке Грехопадение и его следствия Учение о Лице Богочеловека а) Истощание Слова б) Рождение от Девы Единство Лица Состояние человеческой природы Христа во время Его земной жизни Смерть Христа Душевные аффекты Состояние человеческой природы Христа после воскресения Учение Илария о спасении Учение о Церкви и Таинствах Крещение Евхаристия Почитание святых Эсхатология  

 
Аннотация

В собрание выдающегося патролога, мученика Ивана Попова вошли следующие работы: «Идея обожения в восточнохристианской Церкви», «Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского», «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского», «Василий Великий, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель церкви», «Григорий Богослов», «Григорий Нисский», «Святой Амфилохий, епископ Иконийский», «Дионисий Александрийский (Великий)», «Дионисий Ареопагит», «Святой Иоанн Златоуст и его враги», «Тертуллиан», «Святой Иларий, епископ Пиктавийский».

Иларий Пиктавийский, или Иларий (Гиларий) из Пуатье (315–367) [лат] – выдающийся западный теолог, учитель Церкви. И.П родился в Городе Пиктавия (Галлия), в богатой аристократической семье и получил обширное классическое (включая знание греческого языка) образование. Крещение принял в достаточно зрелом возрасте и вскоре был избран на кафедру Пиктавии; полагают, что к христианству И.П. пришел под влиянием чтения Священного Писания. И.П. был активным полемистом против ариан; за твердость в отстаивании Православной веры И.П. называли «Афанасием Запада». Как защитник Православия, И.П. претерпел гонения и был выслан в Малую Азию. Четырехлетнее пребывание на Востоке позволило И.П. более тесно познакомиться с трудами греческих православных писателей и укрепило И.П. в противостоянии арианам. Во время ссылки И.П. написал свой главный богословский трактат «О Троице», а также острое обличительное послание императору, придерживающемуся арианских взглядов. Возвращению И.П. в Галлию способствовали два обстоятельства – во-первых, жители Пиктавии не приняли арианского епископа, во-вторых, вожди арианской партии посчитали опасным пребывание И.П. вблизи столицы и императора. Благодаря деятельности И.П. арианство утратило свои позиции в Галлии. И.П. положил начало латинской тринитарной терминологии. Известен также как поэт-гимнограф.

* * *

1

Эта работа закончена автором в 1930 году, поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред.


Источник: Попов И.В. Св. Иларий, епископ Пиктавийский // Богословские труды. 1968. Вып. 4. С. 127-168; 1970. Вып. 5. С. 69-151; 1971. Вып. 6. С. 117-150; Вып. 7. С. 115-169.

Комментарии для сайта Cackle