Источник

XXIX. О таинствах Христовой Церкви

Иисус Христос, принёсши Себя в искупительную жертву за грехи людей, даровал созданной Им Церкви всё потребное для жизни и благочестия (2Пет.1:3).

Он ниспослал ей Духа Святого, который исходит от Отца (Ин.15:26), и совершает в членах Церкви освящение (1Пет.1:2), заслуженное для них Сыном Божиим (Рим.3:23–24; Еф.1:7; Еф.2:5:8). Дух Святой, сошедший на апостолов в виде огненных языков (Деян.2:1–4), посылавший их на проповедь (Деян.13:2), руководивший ими (Деян.8:29:11:12:16:6–7:20:22–23), открывавший им тайны Божии (1Кор.2:6–11), будущую судьбу Церкви Христовой и всего мира (1Кор.15:51–56; 1Тим.4:1; Откр.2:7:11, 17:29, 3:6:13, 22), всегда пребывает в Церкви Христовой, согласно обетованию Христа Спасителя (Ин.14:16–17), поставляет в ней пастырей (Деян.20:28) и подаётся всем членам Церкви в богоустановленных таинствах.

Под именем таинств православной христианской Церкви разумеются такие священнодействия, в которых под видимыми знаками и образами сообщается человеку и действует на него Божественная благодать Святого Духа, особенная сила Божия, необходимая для спасения. Полное понятие о таинстве изложено в символической книге нашей Церкви, в «Православн. исповедании» Петра Могилы (ч.1, вопр.99), именно: «таинство есть священное действие, которое под видимым каким-либо образом душе верующего сообщает невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, чрез которого всякий из верующих получает Божественную благодать». Таинства, – как говорят о сем, между прочим, восточные отцы, «не суть знаки только обетований Божиих, а суть орудия, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным» («Посл. вост. патр. о прав. вере», гл.15).

На каждое из семи Таинств Православной Церкви есть ясные и прямые свидетельства и в Священном Писании, и у древних отцов и учителей церкви. Все они соответствуют главным нашим нуждам и потребностям в духовной нашей жизни.

1. Как вообще жизнь получается чрез рождение, так и в духовную жизнь человек вступает чрез духовное рождение в Крещении: Ин.3:3:5–6.

2. За рождением следует слабое и немощное детство, имеющее нужду в приращении и укреплении сил: так и христианину, рождённому духовно в Крещении, нужны благодатные силы, возращающие, укрепляющие и утверждающие в духовной жизни, которые и подаются ему в Миропомазании: 1Ин.2:20:27; 2Кор.1:21–22.

3. Для продолжения жизни естественной нужна пища и питие, так и в духовной жизни нужна духовная пища и духовное питие, которые и подаются в таинстве Причащения: Ин.6:48–58; срав. Мф.26:26–28.

4. Человек в настоящем повреждённом своём состоянии легко может впадать в разные погрешности, которые не могут не тяготить его совести, и ему нужно прощение в них от Бога: Церковь подает ему это в Покаянии: Мф.18:18; Ин.20:22–23; 1Ин.1:8–9.

5. Человек, осуждённый на изнурительные труды, при телесной своей немощи, может подвергаться тяжким болезням и иметь здесь особенную нужду в помощи: Церковь в Елеосвящении подаёт ему исцеление от болезней телесных чрез исцеление от духовных.

6. Как важно для общества и Церкви состояние супружества, и как много между тем может предстоять здесь опасностей и искушений! Церковь, торжественно благословляя Брак, испрашивает при этом брачущимся особенную благодать и помощь от Бога: Быт.1:27–28:2:23–24; Мф.19:4–6; Еф.5:22–25:31–32; 1Тим.4:3–5.

7. Как важно, наконец, для Церкви и для всего человечества состояние и служение священства, и как необходима особенная благодать и помощь Божия при великой важности и многотрудности обязанностей! И вот в таинстве Священства сообщается и сему состоянию особенная благодать и помощь от Бога: Деян.20:28; Еф.4:11–12; Деян.14:23; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6. («Прав. Испов.»).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинствах Церкви Христовой вообще

Еф.2:18. «Потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе».

Объяснение. Доступ к Богу Отцу, от Которого люди были удалены своими грехами, дарован всем получившим Духа Святого от Христа чрез посредство таинств Церкви: Ин.3:5:6:53–55. Отвергающие эти средства спасительные подлежат тягчайшему наказанию от Бога: Евр.10:29–30.

Еф.3:12. «В Котором мы имеем дерзновение и надёжный доступ чрез веру в Него».

Объяснение. В этих немногих словах апостол очертил весь ход воссоединения нашего с Богом в Господе Иисусе Христе: верой в крестную смерть получаем отпущение грехов благодатью чрез таинство Крещения: Деян.2:38 покаяния: Мф.18:18; Деян.19:18; Причащения: 1Кор.10:16–17 и друг.

Еф.5:30. «Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его».

Объяснение. Эти слова святитель Златоуст так объясняет: «как Сын Божий – нашего естества, так и мы – Его сущности, и как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в себе». Это совершается в Крещении: Ин.3:5, и поддерживается покаянием и Причащением: Деян.19:18; Ин.6:51. Блаженный Феодорит пишет: «как Ева создана из Адама, так и мы из Владыки Христа. С Ним погребаемся и восстаём в Крещении». Рим.6:4; «ядим тело Его и пием Кровь Его»: Ин.6:54–56.

Кол.2:13. «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи».

Объяснение. Разумеются грехи, содеянные до Крещения, т.е. до вступления в Церковь Христову: Рим.3:25; но не грехи, содеваемые членами Церкви. Эти грехи хотя и омываются тою же Кровью Христовой, однако не безусловно, а только при деятельном участии в таинствах покаяния: Деян.19:18; Мф.18:18; Причащения: Ин.6:53; 1Кор.10:16; Елеосвящения: Иак.5:14–15 и др.

Евр.9:10. «И которые с яствами и питиями и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления».

Объяснение. О Причащении и других таинствах христианских здесь и речи нет. Под яствами разумеются ветхозаветные жертвы, которые сами были бессильны спасти людей от грехов и сделать их совершенными, между тем без таинств святого Крещения и Причащения нет и спасения: Ин.3:5:6:53–54.

Основные места Священного Писания в учении о таинствах Христовой Церкви вообще

Ин.3:5. Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ср. Мф.28:19).

Ин.6:53–54. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Мф.18:18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

Иак.5:14–15. Болен ли кто из вас? пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle