Источник

О почитании святых Ангелов

I. Православное учение о почитании святых Ангелов и призывании их в молитвах

Святая православная Церковь Христова во все времена своего существования признавала святых Ангелов и угодников своими молитвенниками и ходатаями пред Богом, почему всегда почитала и молила их, как и угодников Божиих, о заступничестве пред Богом. Основания к такому почитанию святых Ангелов и человеков указаны в Божественном откровении.

Св. Ангелы в свящ. Писании представляются непрестанными посредниками между Богом и людьми, помощниками людям не только в деле душевного спасения, но и в обыденной жизни человеческой, совершителями великих дел Божиих, почему праведные люди и обращались к ним в молитвах. Ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения, которому был предан нечестивый город Содом (Быт. 19 гл.). Патриарх Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорил: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт. 48:16). Ангелы призвали Гедеона к избавлению евреев от ига мадианитян (Суд. гл. 6). Ангел подкрепил хлебом и водою пророка Илию во время его бегства от нечестивой царицы Иезавели (3Цар. 19:1–8). Ангел освободил Иерусалим от ассириян, в одну ночь избив сто восемьдесят пять тысяч ассириян (4Цар. 19:39). Ангел Рафаил сопутствовал Товии в его путешествии для женитьбы и спас его от смерти (Тов. 5 и 6 глава). Ангел сказал Товиту: Я возносил память молитвы вашей пред Святого... Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы Святых, и восходят пред славу Святого. (Тов. 12:12–15). Что значит, что Ангел возносит молитвы святых Богу? Неужели всевидящий Бог не знает наших молитв? Когда ангелы приносят молитвы наши пред престолом Божиим, то сие означает не что иное, как присоединение к человеческим молитвам ангельских молитв к Богу (Откр. 8:3–4). Праведный Иов говорит, что Ангел наставляет человека к умилостивлению Бога (Иов. 3:23–24). Пророк Давид об отношении Ангелов к людям, боящимся Бога, говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, и избавляет их (Пс. 33:8). В другом месте говорит: Ангелам своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею (Пс. 90:11–12).

Ангел заградил пасть львам, воспрепятствовал им повредить Даниилу во рве львином (Дан.6:22). Ангел чрез пророка Аввакума доставил пищу пророку Даниилу, когда он был во рву львином (Дан. 14:34–39). Ангел сохранил невредимыми от сильного огня в печи вавилонской трех отроков: Ананию, Азарию, Мисаила (Дан. 3 гл.). Пророк Захария видел Ангела, просившего Бога о помиловании Иудейского народа и Иерусалима, семьдесят лет бывших под игом вавилонян, и Господь изрек ему слова благие, слова утешительные (Зах. 1:12–13). Архангел Гавриил благовествовал Пресвятой Деве Марии о зачатии Христа и начале нашего спасения (Лк. 1:26– 25). Ангелы несли на лоно Авраама душу нищего Лазаря (Лк. 16:22). Ангел при гробе Господнем утешил жен мироносиц и повелел им возвестить ученикам Господа о Его воскресении (Мф. 28:1–8). По свидетельству Стефана Первомученика и Апостола Павла, чрез Ангелов евреям был дан закон на Синае (Деян. 7:58. Гал. 3:19. Евр. 2:2). Ангел привел диакопа Филиппа к евнуху царицы Кандакии для научения о вере во Христа (Деян. 8:26–40). Ангел наставил Корнилия Сотника, что он должен делать для получения спасения (Деян. 10:1–6). Ангел вывел Апостола Петра из темницы (Деян. 12:1–6). Ангел успокоил Апостола Павла во время бурного плавания по морю относительно безопасности этой бури для плывших с ним Деян. 27 гл). Апостол Павел говорит, что все Ангелы суть споспешники спасения людей, что они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14).

В св. Писании есть не мало примеров почитания св. Ангелов и молитвенного обращения к ним. Однажды патриарх Авраам, сидя при входе в свой шатер, увидал Ангелов в образе мужей, стоявших против него и, пошедши на встречу им, поклонился им до земли (Быт. 18:2). От Авраама два ангела отправились в город Содом, пред воротами которого сидел праведный Лот, и Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли (Быт. 19:1). Пророк Валаам на пути к царю Валаку был остановлен Ангелом: открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге, и преклонился и пал на лице свое (Чис. 22:31). Вождь еврейского народа Иисус Навин, увидевши у стен Иерихона незнакомца, спросил его: наш ли ты, или от врагов наших? Незнакомец отвечал: я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицем своим на землю и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, Свято. Иисус так и сделал (Нав. 5:14–15). Ангел не только принял поклонение Иисуса Навина, но потребовал от него почитания и по отношению к тому месту, где Иисус Навин сподобился беседовать с небесным вестником. О рождении Судии еврейского народа, Сампсона, рассказывается: когда евреи за свои беззакония покорены были филистимлянами, Ангел явился сначала жене благочестивого человека Мапоя, а потом и самому Маною и обещал, что от бывшей неплодною жены Маноя родится сын, который будет защищать израильтян от филистимлян. После этого·Маной принес жертву Богу. Когда же пламень от жертвенного огня стал подниматься к небу, Ангел Господень поднялся в пламени. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю (Суд. 13:20). То вит и Товий поклонились Ангелу Рафаилу (Тов. 12:16).

Пророк Даниил поклонился Ангелу (Дан. 10:9–15).

Примечание: 1) Мнимо-духовные христиане, по поводу свидетельств из книги Товита и из других книг неканонических, возражают, что эти свидетельства не имеют значения. Но это возражение не состоятельно, во-первых, потому что указанное свидетельство из книги Товита не есть единстве иное основание для выясняемой истины о почитании св. Ангелов; оно находится и во многих книгах канонических; во вторых, хотя книга Товита и не каноническая, по тем не менее ее свидетельство имеет полную историческую достоверность, доказывая существование у евреев (имевших богооткровенный закон) почитания Ангелов и поклонения им.

2) Далее возражают сектанты, что праведники (вышепоимен.) поклонялись св. Ангелам лишь тогда, когда удостаивались видения сих Ангелов, а православная Церковь учит молиться св. Ангелам во всякое время.

На это нужно заметить следующее: Если праведники, за святость своей жизни удостаивавшиеся видения св. Ангелов (что служило знаком особого благоволения Божия этим праведникам), считали себя обязанными поклоняться Ангелам, то тем более мы, многогрешные люди, должны поклоняться св. Ангелам и просить их молитвенного заступничества пред Богом. Боговидения удостаивались только весьма немногие праведники (Быт.3:8;28:12–13: Ис.6 гл. Иез. 1 и 2 гл. Дан. 7:9–13; 3Цар. 22:19); так неужели из этого можно делать вывод, что поклоняться Богу должно только тогда, когда кто сподобится небесного видения?

II. Основания из слова Божия для православного учения о почитании святых Ангелов

Престол Господень окружают сонмы ангелов:

Евр. 12:22. Но вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов.

Св. Ангелы суть бесплотные духи, безгрешные любвеобильные ближайшие исполнители воли Божией:

Евр. 1:14. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Между ними есть такие, которые нарочито поставлены Господом для руководства душами отдельных людей,– они называются ангелами хранителями:

Мф. 18:10. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного.

Деян. 12:15. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

Св. Ангелы разделяются по степеням на 9 чинов или ликов:

I. Высшая степень:

а) шестикрылые серафимы: Ис. 6:2.

б) многоочии херувимы: Быт. 3:24.

в) Богоносные престолы: Кол. 1:16.

II. Средняя степень.

а) Господство: Кол. 1:16.

б) Силы: 1Пет. 3:22.

в) Власти.

III. Низшая степень.

а) Начало: Кол. 1:16.

б) Архангелы: 1Фес. 4:16.

в) Ангелы: 1Пет. 3:22.

Ангелы служат спасению людей:

Евр. 1: 14. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Лк. 15:10. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Они возносят молитвы наши к престолу Божию:

Откр. 8:3. И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом.

4.И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.

Ангелы управляют разными странами по воле Божией:

Откр. 7:1. И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.

Само слово Божие показывает нам примеры чествования св. Ангелов:

Нав. 5:14. Он сказал (ангел): нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему.

Суд. 13:20. Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицом на землю.

Быт. 19:1. И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их и поклонился лицом до земли.

1Пар. 21:16. И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным его мечем, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица свои.

То же слово Божие говорит и о заступничестве св. Ангелов:

Тов. 12:12. Когда молился ты и невестка твоя Сарра, Я (Ангел) возносил память молитвы вашей пред Святого...

Возражающим же против того, чтомы теперь никогда не видим ангелов, следует ответить, что по слову Апостола:

2Кор. 5:7. мы ходим верою, а не видением.

III. Для миссионерской полемики с сектантами о почитании святых Ангелов


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Деян. 7:42. Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков. Втор. 4:19. И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды (и) все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. Иер. 19:13. И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному, и совершают возлияния богам чужим. Сравн. 4Цар. 23:5. Примеч . Во всех приведенных местах слова «воинство небесное», что то же, светила небесные, сектанты смешивают с св. ангелами– воинством Господним. Эти места ясно доказывают что под «воинством небесным» разумеются в них светила небесные и осуждается поклонение светилам (сабеизм): Деян. 7:43. Св. Ангелы называются не воинством небесным, а «воинством Господним»: Нав. 5:14, и потому к чествованию св. ангелов эти места не имеют никакого отношения; напротив, за чествование св. Ангелов благочестивые люди получали благословление Божие: Нав. 6:19. Суд. 13:20. (Срав. ст. 23, 24. Нав. 5:15). Лот, вышедши на встречу двум Ангелам, пришедшим в город Содом, накануне его разрушения, «поклонился лицом до земли»: Быт. 19:1. Валаам, когда «увидел Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, приклонился и пал на лице свое» (Чис. 23:31). Много и других мест, священ. Писания свидетельствуют в пользу почитания и призывания в молитвах св. Ангелов. Сектантское заблуждение проистекает от смешения воинства небесного (светил) с воинством господним (ангелами). Деян. 7:43. Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали чтобы покланяться им; и Я переселю вас далее Вавилона. (Ам. 5:25–27). Нав. 5:15. Он сказал (ангел): нет; я вождь воинства Господня. Нав. 6:19. И (весь) народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. Суд. 13:20. Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицом на землю. Быт. 19:1. И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли.
II
Кол. 2:18. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом. Примеч. На основании этих слов штундисты порицают Правосл. Церковь за то, что она приносит молитвы Ангелам, как невидимым существам. Здесь изобличается апостолом гностическое лжеучение об ангелах, как эонах. Почитание ангелов соединялось у гностиков с неверием в Сына Божия, Который искупил греховное человечество и воссоединил его с Богом. Вот почему эти еретики, в ложном смиренномудрии, лишая себя надежды на мир и соединение с Богом через Христа (как об этом учит апостол, в том же послании 1:20 – 22. 2:13– 14), считали себя достойными чтить только ангелов.– Но таково ли наше почитание Ангелов? Мы почитаем их, как духов, посылаемых от Бога на служение нашему спасению: Быт. 19:15–16. Деян. 5:19. Евр. 1:14. Быт. 19:15–16. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота... И как он медлил, то мужи те (Ангелы), по милости к нему Господней, взяли за руку его, и жену его, и двух дочерей его, и вывели его, и поставили его вне города. Деян. 5:19. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: Евр. 1: 14. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
III
Евр. 1:14. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Примеч . Эти слова, по мнению сектантов будто бы противоречат почитанию ангелов. Этим словам не противоречит почитание, которое воздается ангелам Православной Церковью, ибо они служат не людям только, но Богу и Христу, а кто служит Христу, тот, по словам апостола, достоин чести от людей: Рим. 14:18. Мф. 18:10. Рим. 14:18. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей Мф.18:10. Говорю вам, что Ангелы их (малых сих) на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle