Источник

О молитве за умерших

I. Православное учение о молитве за умерших и поминовении их

Благотворения и молитвы, как средства, облегчающие загробную участь умершего, были известны еще в ветхозаветной церкви. Указание на обычай подавать милостыню по умершим мы встречаем у прор. Моисея. Богоизбранный законодатель евреев Моисей, излагая заповедь Божию о том, чтобы евреи отдавали десятую часть произведений земли Левиту, пришельцу сирот и вдов, говорит, что из этой части нельзя давать для мертвого (Втор. 26:14), или по умершим. Таким образом, можно было давать из девяти частей произведений земли по умершим, а из десятой нельзя было давать. Из этих слов, во-первых, видно то, что обычай благотворения за умерших существовал в еврейском народе ранее даже Моисея, так как св. пророк Божий замечает об этом обычае, как уже установившемся и давно общеизвестном, почему и не говорит подробно об этом обычае, ограничиваясь одним только замечанием.

Точно также имеются указания на существование благотворений по умершим и в последующие времена ветхозав. истории. Так, праведный Товит в предсмертном завещании своему сыну Товии говорит: «раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (4:17), а пророк Иеремия называет отверженными от Бога тех, по смерти которых не бывает благотворений, «не будут преломлять для них хлебы в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и по матери» (16:710). Следовательно, блаженны те, по смерти которых бывают благотворения, побуждающие других людей к молитвам за умерших. Премудрый Иосиф, сын Сирахов пишет: «милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (7:36). Но какая может быть оказана милость от живущих к умершему, кроме молитвы за него?

В Новом Завете необходимость молитв за умерших, видна из следующих мест св. Писания: Апостол Павел сердечною молитвою молился о том, чтобы Онисифор получил милость Божию по смерти на суде, говоря: да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня, и не устыдился уз моих. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день (2Тим. 1:16–18),– в оный день, т. е. в день страшного суда. Если апостол молился, чтобы Онисифор получил милость Божию по смерти, на суде Божием, то и все христиане, подражая апостолу (Фил. 3:17), должны молиться за своих ближних, чтобы они получили после смерти помилование от Бога.

В Откровении Христос представляется имеющим ключи от ада и смерти (Откр. 1:18), следовательно имеющим власть всегда изводить из ада (Мф. 16:19), или места мучений, так как благодатное Царство Христа не ограничивается одной областью живущих на земле, но животворная сила искупительных заслуг Христа простирается и на царство умерших с верою в Его искупительные заслуги, ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14:9), и Ему, действительно, дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18), а потому православная Церковь, как чадолюбивая мать, справедливо поступает, прибегая с молитвою и за умерших чад своих к Иисусу Христу, как имеющему власть на небе и на земле.

Кроме молитв, загробная участь умерших может облегчаться еще чрез совершение бескровной жертвы за умерших, благотворения и милостыни нищим. Ап. Павел говорит, что кровь Христа очищает совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному (Евр. 9:14).

Это средство есть самое спасительное и самое действительное к доставлению усопшим милости Божией. Здесь Сам Сын Божий, Христос, ходатайствует пред Богом Отцом о прощении грешника и омывает Своею кровью грехи человека (Служебник, изд. Спб. Синод, типогр. 1890 г. чин литург. св. Злат, стр. 166).

Загробная участь грешников может облегчаться еще милостями нищим. Подавая милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями слов Христа: так как вы сделали это (дали милостыню) одному из сих братьев моих меньших, то сделали мне (Мф. 25:40).

Какой же брат, любящий своего брата, не готов будет полюбить и нас, сделать нам угодное, если мы сделаем одолжение его брату?

Вера в возможность облегчать участь умерших молитвами и благотворениями за них всегда содержалась истинной Христовой Церковью и после апостолов.

В Чине литургии ап. Иакова, который совершался в Церкви Христовой в древнейшие времена, молитва за умерших находится в трех местах: а) во время проскомидии; б) после чтения Евангелия в общей ектении за умерших и в) по освящении даров. Молитва за умерших в чине литургии ап. Иакова читается так: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни тех, которых мы помянули православных от Авеля праведного до дня сего, Сам упокой их в селениях живых, в Царствии Твоем, в приятностях рая, в недрах Авраама, Исаака и Иакова святых отец наших, откуда убегли болезнь, печаль и воздыхание, где посещает свет Лица Твоего и освещает всегда». Эта молитва только с некоторыми изменениями в словах, а не в мыслях, перешла в чин литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста. Все эти три чина литургии шестым вселенским Собором (прав. 32) одобрены к употреблению в Церкви Христовой. При этом нужно заметить, что, при совершении бескровной жертвы не только вспоминаются имена умерших, но из особой просфоры вынимаются за них частицы, которые потом опускаются в очистительную кровь Христову с следующей молитвой: омый Господи, грехи поминавшихся зде честною, Кровию Твоею, подобно тому, как в Ветхом Завете жертвенная кровь очищала грехи тех, кого ею кропили (Евр. 9:12–14; 1Ин. 1:7). Обряду вынимать частицы из просфор с воспоминанием имен умерших, в Ветхом Завете прообразом были двенадцать хлебов предложения, которые лежали на столе в храме, как умилостивительная жертва за грехи двенадцати колен Израиля. Чрез освящение сих хлебов освящались те, за кого они приносились. Упоминание об обычае молитвы за умерших есть в правилах соборов Лаодикийского (прав. 28) и Карфагенского (прав. 42).

Молитвы и благотворения за умерших совершаются по преимуществу: в третий, девятый, сороковой и годовой дни после смерти. В молитве в третий день после смерти выражается та мысль, что умерший до смерти сохранил нерушимо веру в св. Троицу, во имя Которой он крестился и у Которой ему теперь испрашивается милость. Молитва в девятый день по смерти приносится в знак того, что умерший веровал, в девять чинов ангельских, молитвами и предстательством которых теперь испрашивается умершему небесная жизнь со св. ангелами, предстояние у престола Божия; веровал в девять степеней блаженства (Мф. 5:3–12), в созерцании которых душа умершего проходит девять определенных времен. Церковь, молясь о умершем в девятый день по его смерти, просит Бога, чтобы отшедшая душа не была лишена виденного ею блаженства. В сороковой день по смерти приносится молитва в знак того, что как Исаия в сороковой день поста и путешествия взошел на гору Божию Хорив (3Цар. 19:1–18) и как Христос пребывая сорок дней в посте и молитве, победил диавола, так и усопший, чрез сорокадневные молитвы св. Церкви за него, может победить диавола и войти в блаженные обители небесные. Св. Макарий Александрийский, основываясь на особом видении, бывшем ему, говорит, что душа умершего в третий, девятый и сороковой дни после смерти проходит воздушные мытарства и возносится ангелами на поклонение небесному Судие, который в сороковой день определяет ей известную участь до последнего суда.

Елей, который возливается на усопшего при его погребении, означает надежду христиан православных, что умерший, по молитвам Церкви, получит милость от Господа, подобно евангельскому путнику, который был изранен разбойниками и которому самарянин оказал милость, возливши на его раны елей. Коливо или кутия, состоящая из пшеницы, растворенной медом, употребляемая при молитве по умершим, указывает на надежду правосл. Церкви, что все умершие с верою во Христа, воскреснут из мертвых для блаженства.

Как пшеничное зерно, истлевая, дает рост и плод (Ин. 12:24; 1Кор. 15:36–38), так и верующие во Христа после смерти воскреснут телом. Мед, услаждающий пшеницу, символически выражает надежду православной Церкви, что умершие с верою во Христа удостоятся получить вечное духовное наслаждение. Умершего в православной Церкви полагают лицом, обращенным на восток, в знак того, что умерший с верою во Христа ожидает света, Солнца Правды, Света Христова после смертного Запада. Итак, молитва за умерших есть единственное средство к выражению сердечной любви со стороны живых к усопшим их отцам и братиям. Отвергая молитву за умерших, сектанты тем самым обнаруживают у себя скудость любви к своим родителям, родственникам и вообще ближним.

II. Основания из слова Божия для православного учения о молитве за умерших и поминовений их

Слово Божие ясно заповедует нам «молиться друг за друга», «за всех человеков».

Ин. 5:16. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Ср. 1Тим. 2:1.

Т. е. как за живых, так и за умерших, ибо у Господа «все люди живы».

Лк. 20:38. Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы.

Рим. 14:8. А живем ли, – для Господа живем, умираем ли,–для Господа умираем, и потому живем ли, или умираем всегда Господни.

Что и умершие люди могут получить прощение некоторых грехов, сие видно из слов Спасителя:

Мф. 12:32. Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Затем, ап. Петр повествует о проповеди Господа «в темнице духам», «некогда непокорным» людям. Он же говорит о «благовествовании», бывшем для мертвых, разумея здесь проповедь умершим или св. Иоанна Предтечи, (благовестившего во аде сущим Бога явившегося плотию – тропарь) или проповедь Христа, при сошествии Его во ад.

1Пет. 3:18. Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи (наши), праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом.

19. Которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедовал,

20. некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ спаслись от воды.

1Пет. 4:6. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом.

Если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и «благовествования».

Наконец, слово Божие представляет нам ясные примеры молитвы благочестивых людей об умерших братиях: таково ходатайство сестер об умершем Лазаре:

Ин. 11:32. Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

40. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Ходатайствовал Иаир о дочери своей и Господь воскресил ее из мертвых:

Лк. 8:41. И вот пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом.

49. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла: не утруждай Учителя.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55. И возвратился дух ея: она тотчас встала; и Он велел дать ей есть.

Молитва пророка Варуха и Иуды Маккавея ясно свидетельствуют о пользе молитвы за умерших и поминовения их:

Вар. 3:4. Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога, Своего, за то и постигли нас бедствия.

5.Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время.

2Мак. 12:43. Он (Иуда) послал в Иерусалалим, чтобы принесть жертву за грех и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении.

44.Ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.

45.Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая и благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.

В христианской Церкви благотворения и молитвы, творимые за умерших для последних являются путем к облегчению их участи, а для живых исполнением заповеди Христа о любви к ближним. Это видно из следующего. Все христиане должны любить друг друга:

1Ин. 4:11. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

А потому не должны забывать своею любовию и духовным общением умерших наших братий по вере.

Евр. 13:16. Не забывайте также благотворения и общительности; ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Потому что любовь по слову ап. никогда не перестает:

1Кор. 13:8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнуть, и знание упразднится.

По слову Спасителя, в молитве с верою все можно получить, а след. и милости Божией к умершим братьям:

Mф. 21:22. И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Для молитвенного воспоминания об умерших устраивались трапезы:

Сир. 7:36. Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости.

Toв. 4:17, Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам!

Подавая милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями заповеди Христовой:

Мф. 25:40. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это (даже милостыню) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Итак, учение о молитве за умерших существовало еще в ветхозаветной церкви, у евреев,– что видно из Втор. гл. 26, ст. 14, где говорится, что из десятины для сирот и вдов нельзя давать для мертвых, следовательно из остальных девяти частей произведений земли–можно давать и за умерших. (См. 2 Макк.12:39–49. И в Н. Завете, как было выше сказано, поминовение усопших заповедуется со всею ясностью.

В заключение повторим слова евангелия, свидетельствующие о возможности прошения грехов и в загробной жизни:

Мф. 12:32. Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему: если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Отсюда видно, что и в будущем веке бывает прощение грехов, кроме одного – хулы на Духа Святого.

III. Возражения заблудшего и ответы православного

Заблудший . Для чего молиться о тех умерших людях, которые перед смертью покаялись и тем от Господа уже получили разрешение грехов своих?

Православный . Но можно ли всегда поручиться, что предсмертное покаяние человека имело полную глубину и соответствующую грехам силу?

Нельзя; само слово Божие заповедует нам заботиться «молением о всех святых» (Еф. 6:18). Поэтому нельзя считать излишней молитву за людей, умерших с покаянием.

Заблудший . Мы не знаем точно участи умерших всех братий наших: некоторые из них вероятно уже прощены Господом и удостоились царства небесного, а некоторые, быть может, виновны в хуле на Духа Святого и находятся в числе отверженных. Поэтому не бесполезны ли наши молитвы об умерших?

Православный . В ответ на это должно сказать, что заповедующее нам молиться обо всех людях Слово Божие не делает никаких ограничений в этом отношении (см. Иак. 5:16. Тим. 2:1); наше дело молиться, миловать же будет Господь (ср. Лк. 18:1 – 7). Молясь обо всех умерших, мы окажем помощь действительно нуждающимся и не повредим ни осужденным, ни спасенным. Если бы наши молитвы в самом деле оказались излишними для умерших спасенных людей, то эти молитвы будут спасительны для нас самих (ср. Мф. 10:3. Пс. 34:13).

Заблудший . Значит, по учению Церкви Православной, богачу можно грешить сколько угодно, так как оставленным по смерти капиталом он может приобрести себе достаточно молитвенников.

Православный . В этом возражении сектантов слышится больше язвительной злонамеренности сектантов, чем понимание ими сути дела. Православная Церковь никогда не учила, как равно и не учит ныне, чтобы богачи могли надеяться на свои капиталы в деле достижения спасения. Напротив, она внушает и богачам, что не должно в этом отношении полагаться на свое богатство, что кому дано много возможности делать добро, с того много и взыщется (Лк. 12:48). Если же Церковь молится об умерших богачах, то она исполняет в этом случае наставление апостолов: молиться за всех умерших людей (Иак. 5:16. Тим. 2:1), что и делается Православною Церковью без всякой просьбы и вознаграждения на всех почти службах (см. сугубую эктению). Если же Церковь принимает вещественную благодарность за свои молитвы о богачах, то она принимает заслуженное и дозволенное Господом вознаграждение за труд (Лк. 8:3, 10:7. 1Кор. 9:7–14). Что касается богачей, из своего имущества жертвующих в пользу Церкви и священнослужителей, то и они делают доброе употребление из своего богатства.

Как «догадливые сыны века сего», они, по заповеди Спасителя, «приобретают себе друзей богатством неправедным», т. е. богатством земным. (Лк. 16:8–9).

IV. Для миссионерской полемики с сектантами о молитве за умерших


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Мк. 8:37. Или какой выкуп даст человек за душу свою? Примеч. Основываясь на этих словах, сектанты считают бесполезными молитвы за умерших. Здесь говорится о том, что греховную душу человека нельзя выкупить посредством имущества так, как можно выкупить вещь; человек должен достигать спасения добрыми делами ст. 36. Мф. 25:34–35. «Ибо как тело без духа мертво (говорит ап. Иаков), так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26), а так как сам умерший не может творить добрых дел и молиться за себя, то за него молится Церковь с ближними ему людьми; молитва же за него других должна иметь действие, как сему учит нас евангелие, например: сестры Лазаря ходатайствовали пред Христом за умершего брата своего: Ин11:22 –26. Посему и нам нужно ходатайствовать о своих ближних. Мк. 8:36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Мф. 25:34. Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. 35. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня. Ин. 11:11. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. 26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век. Веришь ли сему?
II
Лк. 16:26. И сверх всего того между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Примеч . Штундисты, ссылаясь на эти слова, отвергают молитвы за умерших и утверждают, что они (молитвы) не могут изменить к лучшему состояние душ, виновных пред Богом. «Великая пропасть», непроходимая между местом праведного Авраама и грешного богача, предполагает в последнем те непрощаемые тяжкие грехи, которые называются «хулой на Духа Святого»: Мф. 12:31. Посему настоящее место может говорить только о бесплодности молитв за людей, виновных пред Богом в грехах непрощаемых (хула на Духа Святого), за каковых людей Церковь нарочитой молитвой и не молится: 1Ин. 5:16; но не говорит оно против молитв Церкви за обыкновенных умерших грешников; при том умершие не сами за себя молятся, а мы же молимся о них, как умерших с верою и покаянием, но не успевших принести плодов веры и покаяния. Мф. 12:31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам: а хула на Духа не простится человекам. 1Ин 5:16. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. 17. Всякая неправда есть грех но есть грех не к смерти
III
1Пет. 1:18. Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцев, 19. Но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца. Примеч . Этими словами сектанты отвергают приношения в храм на помин души. Православная Церковь верует, что Господь «нелицеприятно судит каждого по делам», и что мы «искуплены не тленным золотом или серебром, но драгоценною Кровью Христа». Своими молитвами об умерших Церковь не нарушает нелицеприятного суда Божия, подобно тому как он (нелицеприятный суд по делам) не был нарушен молитвою Авраама об Авимелехе (Быт. 20:7 – 17), или молитвою Иова о друзьях: Иов. 42:10. Приносимое в храм при молитвах об умерших золото или серебро назначается не для искупления грешников из ада, а составляет особое усердие приносящих, или как милостыня бедным, или благодарность священнослужителям: 2Кор. 9:7, 11:8. Быт. 20:7–17. См. Ходатайство святых, IV. Иов. 42:10. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. 2Кор. 9:7. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. 2Кор. 11:8. Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал.
IV
2Кор. 5:10. Должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Рим. 2:6. Который воздаст каждому по делам его. Гал. 6:7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. 8. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Мф. 16:27. Ибо приидет Сын человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими: и тогда воздаст каждому по делам его. Примеч . Этими местами свящ. Писания сектанты доказывают, что никакие молитвы посторонних за грешников не могут принести пользы. Правда, на последнем страшном суде воздаяние будет каждому соответственно его делам в земной жизни. Но по свидетельству того же апостола, кроме последнего всеобщего суда, для каждого человека бывает после его смерти – суд частный: Евр. 9:27. Люди сейчас же после смерти получают еще не полное воздаяния. О чем тот же ап. свидетельствует: Евр. 11:39–40. Этим обнаруживается бесконечная благость и милосердие Господа к людям, что Он, по смерти, после частного суда, не окончательно наказывает грешников, а только предначинательно, оставляя им время, в продолжение которого у них семя добра, с каким покаявшиеся пред смертию грешники переходят в вечность, могло бы развиться и очиститься от всякия скверны под благотворным влиянием молитв Церкви. Когда бесконечная благость Божия, так сказать, успеет совершить все, что можно совершить для блага искупленных честною Кровию Христа, тогда бесконечная правда Божия произведет всеобщий и последний суд, па котором окончательно воздастся каждому по заслугам: Мф. 25:31–32, 46. Рим. 4:7–8. Евр. 9:27. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд. Евр. 11:39. И все сии свидетельствованные в вере, не получали обещанного, 40. Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Мф. 25:31. Когда же приидет Сын человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей. 32. И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. 46. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Рим. 4:7. Блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты. 8. Блажен человек, которому Господь не вменит греха. (Пс. 31:1 – 2).
V
Лк. 23:43. И сказал ему (разбойнику) Иисус·истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Примеч . Сектанты говорят: если Господу угодно, то Он и перед смертью без постороннего ходатайства может переселить в рай даже разбойника, после же смерти никакого помилования быть не может, а потому молитвы об умерших бесполезны. Разбойнику была явлена от Христа особая милость, как принесшему достойный плод покаяния: Лк. 23:41. Разбойник не был ни крещен в воде, ни причащен тела и крови Христовой, так неужели на основании этого примера можно отвергать не только молитвы по умершим, но и крещение и причащение тела и крови Христовой (Ин. 3:5. Ин. 6:5 – 54)? Да наконец, много ли найдется таких людей, которые подобно разбойнику в последний час принесут плод, достойный покаяния. Святая Церковь и вспомоществует своими молитвами тем, которые умерли с покаянием, но не успели принесть достойных плодов, помня завет Спасителя: Лк. 11:9–10. Mф. 22:32. Лк. 23:41. И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. Лк. 11:9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и най дете, стучите, и отворят вам. 10. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Мф. 22:32. Я Бог Авраама, и Бог Исаака и Бог Иакова. Бог не есть мертвых, но живых.
VI
Рим. 8:1. И так нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Примеч. Сектанты считая себя живущими не по плоти, а по духу, и поэтому говорят, что им не будет в загробной жизни никакого осуждения Но кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего (Притч. 20:9). 1 Ин, l:8, а между тем Слово Божие заповедует молиться даже о всех святых: Еф. 6:18, и мы веруем, что молитвы Церкви, благотворения, совершаемые живыми за умерших, и особенно приношения бескровной жертвы, могут способствовать всем, скончавшимся в покаянии, или с семенем новой жизни, развитию этого семени, его возрастанию и полному совлечению ветхого человека. Ибо надежда на Христа не должна ограничиваться только земной жизнью: 1Кор. 15:19. 1Ин. 1:8. Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. Еф. 6:18. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых. 1Кор. 15:19. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
VII
Пс. 48:8. Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: Гал. 6:5. Ибо каждый понесет свое бремя. Примеч . На основании этих слов сектанты утверждают, что никакие приношения и благотворения за умерших пользы не принесут. Здесь псалмопевец говорит об искуплении первородного греха, неизбежным следствием которого является смерть телесная: Рим. 5:12, как это ясно видно из следующих слов того же псалма: 48:9 – 10. Очищение первородного греха человек получает в таинстве св. Крещения. Церковь же молится о прощении умершим не первородного прародительского греха, а о прощении других грехов, которые были совершены тем или другим человеком во время его земной жизни. Когда православная Церковь молится об умершем богаче, тогда она исполняет свою обязанность: 1Тим. 2:1. Если же Церковь принимает вещественную благодарность за свои молитвы, тогда она принимаем заслуженное и дозволенное Господом вознаграждение за труд: Лук. 10:7. Но Церковь на всех почти Богослужениях общественных молится о всех умерших без всякого вознаграждения со стороны как умерших, так и живых их родственников, а исполняя только христианский долг (молиться за всех), наипаче за своих по вере (Гал. 6:10). Когда богачи дают пожертвования в пользу Церкви и ее служителей, то они дают доброе употребление из своего богатства, как догадливые сыны века сего по заповеди Христа: Лук. 16:9. Рим. 5:12. Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Пс. 48:9. Дорога цена искупления души их, и не будет того во век. 10. Чтобы остался кто жить навсегда, и не увидел могилы. 1Тим. 2:1. Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. Срав. Иак. 5:16. Лк. 10:7. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть; ибо трудящийся достоин награды за труды свои. Не переходите из дома в дом. Ср. Лк. 8:3. Гал. 6:10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. Лк. 16:9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
VIII
Пс. 6:6. Ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя Примеч . Эти слова сектанты приводят в подтверждение той мысли, что мертвые совершенно бесчувственны к приносимым за них умилостивительным жертвам. Здесь говорится о пребывании умершего человека «во гробе», т. е. о смерти тела. Умершее и разлагающееся тело действительно не способно ни к какому памятованию о Боге и прославлению Господа: Пс. 29:10. Но у нас речь идет о спасении душ умерших, которые до всеобщего суда восприняли умилостивительную жертву Иисуса Христа в своей загробной жизни: 2Пет. 3:18–19. Пс. 29:10. Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? 1Пет. 3:18. Потому что и Христос, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. 19. Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал.
IX
Иер. 16:6. И умрут великие и малые на земле сей. 7.И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем: и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их. 8.Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить. Примеч . Этим пророчеством сектанты отвергают поминовение умерших Здесь пророк возвещает данное ему от Господа повеление не участвовать в обрядах сетования в знак того, что у отверженного народа не будет радостей и не найдет он утешения в горе.. Причиною отвержения указывается идолопоклонство и крайнее упорство народа (16:10–21), а потому к христианскому поминовению умерших это место нисколько не относится; напротив, в других местах слово Божие прямо говорит в пользу поминовения усопших: Тов. 4:17. Сир. 7:36. 2 Макк. 12:44. Тов. 4:17. Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! Сир. 7:36. Милость даяния да будет ко всякому живущему, по и умершего но лишай милости. 2 Макк. 12:44. Ибо если б он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.

* * *

10

Отсюда ведет свое происхождение православно-христианский обычай устраивать столы с трапезою по умершем для родственников, знакомых и бедных.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle