Источник

О Таинстве святого Причащения (Евхаристии)

I. Православное учение о таинстве святого Причащения

а) Обетование о таинстве св. причащения Господь благоволил изречь после известного чуда насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек; это обетование подробно записано в 6-й главе Евангелия Иоанна: Иисус сказал им (Иудеям) в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную, которую дает вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог. Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходить с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда...

Возроптали на Него Иудеи за то, что сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес, и говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, которого отца и мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу Его в последний день... Истинно, истинно говорю вам: верующий в Мене имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли: хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

Я хлеб живый, сходящий с небес; ядущий хлеб сей будет жить во веки; хлеб же, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть свою? Иисус же сказал им: истинно, истиннно говорю вам: если вы не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как Отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет во веки (Ин. 6:26–27, 32–35. 41–44, 47–58). Этой речью Иисус Христос еще задолго до установления таинства св. причащения подготовлял Своих последователей к вере в сие таинство, наперед раскрыв им его сущность и необходимость для верующих.

А потому те, которые, называясь христианами, не причащаются Тела и Крови или не признают, что чрез совершаемое в православной Церкви таинство причащения преподается истинное Тело и истинная Кровь Иисуса Христа, – не имеют в себе Сына Божия и потому не имеют жизни вечной (1Ин. 5:12). Они остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5:4), попирают Сына Божия не почитают за святыню Кровь завета, которой освящены, и Духа благодати оскорбляют (Евр. 10:29).

б) I. Вкушение честной Плоти Господней заповедано для теснейшего соединения человека с Господом и для прославления Господа (Ин. 6:56; 1Кор. 11:26). При переносном сектантском понимании выражений «есть Плоть», «есть Тело» получилась бы мысль об оскорблении Господа, потому что везде в св. Писании выражения эти в переносном смысле означают только – наносить вред, клеветать, оскорблять (см. Пс. 26:2; Иов. 19:22; Мих. 3:3; Гал. 5:15). При переносном смысле собственные слова Спасителя о вкушении честной Плоти Его пришлось бы так понимать: «если не будете наносить вреда Сыну Человеческому и оскорблять Его, то не будете иметь Себе жизни» (Ин. 6:53). Богохульная нелепость!

II. Основываясь на словах Лк. 22:20 и 1Кор. 11:25, сектанты по невежеству своему ставят в упрек Православной Церкви то, что св. причащение совершается не «после вечери»; этот мнимый упрек проистекает от того, что сектанты забывают, что предшествовавшие «преломлению» обыкновенные «вечери любви» отменены были еще самими апостолами (см. 1Кор. 11:22–34).

III. Благословляемые во св. причащении хлеб и вино сектанты, на основании слов 1Кор. 11:26, готовы считать не самым Телом и Кровью Христовыми, а простой пищей, которая служит образом Тела и Крови Христовых, и вкушением которой только «смерть Господня возвещается, доколе Он придет». Несправедливость их понимания ясно обнаруживается уже из того, что Сам Господь выделил Евхаристические хлеб и вино от обыкновенной вечери с простой пищей («после вечери» –Лк. 22:20; 1Кор. 11:25).

Кроме того, Господь на тайной вечери, взявши отделенный для таинства обыкновенный хлеб и разломивши его, не сказал; «сие есть образ Моего Тела», «творите образ сего действия», «творите в воспоминание Моей трапезы»; но о благословенном хлебе и вине Он прямо сказал: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя нового завета» (Мф. 26:26–28). «Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19–20). Также и апостол не сказал: «преломляемый хлеб не есть ли воспоминание Тела Христова», «если ядите хлеб сей – вечерю Господню воспоминаете»; но так сказал: «хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова» (1Кор. 10:16); «когда вы едите хлеб сей и пиете чашу сию – смерть Господню возвещаете» (1Кор. 11:26). Таким образом в таинстве причащения благословенные и освященные вещества, хотя по прежнему сохраняют вид хлеба и вина, но они уже суть самое Тело Христово, ломимое за наши грехи, и самая Кровь Христова, пролитая за наши грехи. Каким образом хлеб и вино становятся Телом и Кровию Христовыми, сего постигнуть мы не можем так же, как не можем постигнуть того, каким образом в лице Иисуса Христа соединилось невместимое и вездесущее Божество с ограниченным и слабым человечеством (Ин. 1:14). Ставши Телом и Кровью Христовыми, благословленные в таинстве вещества не только сохраняют свой вид хлеба и вина, но и подвергаются всем тем переменам на какие способны обыкновенные хлеб и вино; это потому, что и Христос Иисус, будучи Господом, вполне сохранял вид человека (Флп. 2:7. Мф. 13:55–56) и испытывал обыкновенные телесные нужды и состояния, напр. голод (Лк. 4:2), жажду (Ин. 19:28), сон (Мф. 8:24–25), физическую боль (Лк. 22:44; Мф. 27:46).

IV. Православной Церкви, которая допускает к св. причастию всех истинно верующих христиан, сектанты в упрек ставят еще слова из 1Кор. 11:27–29. Упрек напрасен, так как каждый· православный человек, согласно наставлению апостола, пред причастием «испытывает себя» (1Кор. 11:28), т. е. исповедывастся. Если между говеющими бывают грешники, то таковыми люди оказываются всегда (1Ин. 1:8), – если бы доступа к св. причастию лишены были грешные люди, то некому было бы совершить и «преломление», и заповедь Господа об этом (Лк. 22:19) была бы напрасной. Напротив, Господь явился на землю спасти не праведников, а грешников, так как не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Лк. 5:31–32).

V. Откуда видно, что таинство причащения совершалось Апостолами в первенствующей Церкви?

В ответ на это укажем на 1Кор. 10:15–16. Деян. 2:41–42, 20:7.

В священном писании есть свидетельство и о том, что таинство св. причащения должно совершаться в Церкви Христовой во все времена до скончания века? (1Кор. 11:23–25).

VI. Как должно приступать к принятию святого причащения?

Да так же, как учил ап. Павел: 1Кор. 11:26–30.

VII. На возражение сектантов, что в православной Церкви только одни священнослужители причащаются отдельно Тела и отдельно Крови Христовой – следует ответить, что священнослужители причащаются по тому примеру, как при чащались Апостолы на тайной вечере, ибо они (священнослужители) заступили в Христовой Церкви место Апостолов. Что касается мирян, то для спасения не важно то, вместе ли они будут причащаться Тела и Крови, или же раздельно,– будут ли причащаться сначала Тела, а потом Крови, или же наоборот, лишь бы только причастились того и другого.

VIII. На вопрос: почему в православной Церкви св. тайны преподаются посредством лжицы – следует ответить, что спасает нас не лжица, а св. тайны, каким бы способом мы ни принимали их; спасает не способ и не порядок причащения, а самое причащение св. тайн. Можно и посредством лжицы причащаться «достойно», и без лжицы можно причаститься «недостойно», «в осуждение себе» (1Кор. 11:29). Что установила Церковь, тому и должно подчиняться19) (Мф. 18, 17).

IX. На вопрос: почему в православной Церкви св. Агнец на проскомидии прободается копием? – нужно сказать, что Церковь поступает при этом согласно с евангельской верой: Апостол Павел говорит: Мы проповедуем Христа распятого (1Кор. 1:23). Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (2:2). Посему и причащаться должно Христа Распятого. На этом основании и прободается св. Агнец. Если не прободать Агнца, то мы стали бы причащаться не того Тела Христова, которое было распято, страдало и прободено копием на кресте. Священнослужители, прободая Агнец, ничуть не уподобляются распинателяй Христа, но делают то, что повелел Иисус Христос: сие творите в Мое воспоминание, т. е. творите причащение Тела, преданного («которое за вас предается», Лк. 12:19), ломимого («за вас преломляется», 1Кор. 11:24), и о чем говорит Апостол: всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пиете чашу сию, смерть Господню возвещаете (1Кор. 11:26).

А Тело, «преданное», «ломимое», т. е. страдавшее, непременно должно быть – Тело Его, и предполагается–прободенное; равным образом, крестная смерть Христова предполагает прободение Тела Его.

По всему этому и совершение св. Тайн во образ смерти должно совершать с прободением Агнца; без прободения оно не будет точным и совершенным образом смерти Его, т. е. не будет возвещать смерть Господню.

II. Основания из слова Божия для православного учения о таинстве святого Причащения

На вечери в последнюю ночь пред Своими страданиями Господь установил Причащение честного Тела Его и Крови Его.

Mф. 26:26. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

27.И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все;

ибо сия есть Кровь Моя нового завета, за многих, изливаемая, во оставление грехов.

Сравн. Мк. 14:22–24.

1Кор. 10:16. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, но есть ли приобщение Тела Христова?

17. Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

Сие причащение Господь заповедал «творить в Его воспоминание»:

Лк. 22:19. И взяв хлеб, и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание;

20.Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается.

1Кор. 11:24. И возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

Согласно заповеди Господней, апостолы сами совершали «преломление хлеба» и научили тому учеников своих:

Деян. 2:42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

Деян. 20:11. Взошедши же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.

Деян. 20:7. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними, и продолжал слово до полуночи.

Совершение св. причащения Господь установил и заповедал посредством вещественного хлеба и вина («взяв хлеб и благословив преломил и роздал»… «взяв чашу и благодарив, подал им»...) См. Мф. 26:26–28.

Однако в таинстве причащения верующие вкушают не простой хлеб и вино (сравн. «после вечери»: Лк. 22:20; 1Кор. 11:25; Лк. 22:17), но хлеб и вино по силе «благословения» становятся истинными Телом и Кровью Христовыми (см. 1Кор. 10:16).

Ин. 6:51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Вкушение Плоти и Крови Христовых необходимо нам для достижения вечной жизни:

Ин. 6:52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

53.Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

54.Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

55.Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

56.Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.

57.Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

III. Для миссионерской полемики с сектантами о таинстве святого Причащения


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Mф. 26:39. И отошед немного, пал на лицеСвое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты. 42. Еще отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, дабудет воля Твоя. Мк. 10:38. Но Иисусисказал им: не знаете,чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься. (Срав.Мф. 20:22). Мк. 14:36. И говорил: Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Примеч. Ссылаясь на эти тексты, сектанты утверждают, что причащаться нужно «чаши» страдания, а не Крови Христовой. В указанных местах свящ. Писания именем «чаши» названы предстоявшие Господу Иисусу Христу страдания. Здесь слово «чаша» употреблена в переносном смысле так же, как в переносном смысле употреблено Господом, напр., название «закваски»: Мф. 16:7. 11. Однако как иносказательным употреблением слово закваска не отрицается употребление сего слова в его прямом смысле относительно вещественной закваски. Срав. Мф. 13:33, так вышеуказанными местами св. Писания не отрицается и не устраняется употребление и понимание слова чаша в его собственном и прямом смысле: Лк. 22:17. 19:20. Если Сам Христос говорит о хлебе: сие есть Тело Мое, то кто после сего осмелится сомневаться? И если Сам Он утверждал: сия есть Кровь Моя, то кто еще будет не верить и говорить, что это не Кровь Его? Итак, со всею уверенностью мы принимаем сие, как Тело и Кровь Христову. Хотя чувство и представляет тебе это, как хлеб и вино, но ты утверждайся верою; не по вкусу суди, а по вере будь убежден, что ты удостоен причащения Тела и Крови Иисуса Христа20, а потому сектантское учение о том, что причащаться нужно такой чашей, о какой идет речь в приведенных ими местах, совершенно неосновательно. Мф. 16:6. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. 7. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. 11. Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Мф. 13:33. Иную притчу сказал Он им: царство небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Лк. 22:17. И взяв чащу, и благословив, сказал: приимите ее, и разделите между собою. 19 И взяв хлеб, и благодарив, преломил, и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается: сие творите в Мое воспоминание. 20. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша ест новый завет в Моей Крови,которая за вас проливается.
II
Мф. 4:4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Втор. 8:3). Ин. 6:27. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий; ибо на нем положил печать Свою Отец, Бог. 47.Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. 48. Я есмь хлеб жизни. 49.Отцы ваши ели манну в пустыне, и умерли. 50.Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. 63.Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь Евр. 9:10. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Евр. 13:9. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими, 10. И которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были толькодо времени исправления. Примеч . ИстинноеТело и Кровь Иисуса Христа, преподаваемые в таинстве св. Причащения, сектанты дерзают сравнивать с обыкновенной пищей и в подтверждении своего лжеучения приводят выше указанные тексты свящ.Писания. Слова Господа– « не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим»– относятся не к тому хлебу, который есть Тело Христово, а к простой пище, которой утоляется жажда телесная: Мф. 4:2. Кроме того, сказано– « не хлебом одним». Следовательно, при слове Божием человек может духовно жить и хлебом (ср. Втор. 8:3). В словах – «старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий – под «пищею тленною» разумеется простой хлеб и рыба: Ин. 6:27, срав. ст. 9, а под «пищею пребывающей в жизнь вечную» разумеется преподавание в св. причастии «Плоти» Сына Человеческого: Ин. 6:27, ср. ст. 48. 51. В словах–«плоть не пользует нимало»– высказывается та истина, что плотским разумением люди никогда не поймут того, каким образом Господь (в хлебе) преподает им для вкушения Свою Плоть (Ин. 6:63), срав. ст. 52–55; под яствами разумеются ветхозаветные жертвы, которые сами бессильны были спасти людей от грехов и сделать их совершенными (Евр. 13:9, срав. 9:8–10). В словах– «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» под жертвенником разумеются Голгофа и честный крест (Евр. 13:10; срав. 9:28). Хотя на Голгофе распятым Телом Христовым никто не питался, но питались и питаются все верующие христиане Телом и Кровью Христовыми, под видом хлеба и вина: 1Кор. 10:16. 11:24–25. Применяя все эти места Писания к благословенному хлебу и вину, которые становятся Телом и Кровью Христовыми (1Кор. 10:16), этим самым сектанты «попирают Сына Божия», так как «не почитают за святыню Кровь завета»: Евр. 10:29. Из вышеприведенного ясно, что в противоположность плотскому образу мыслей иудеев, Спаситель указывает на Свои слова о вкушении Плоти Его, как на дух и жизнь, потому что вкушать будут верующие таипственно, не в виде плоти, но в виде хлеба и вина, и чрез то получат жизнь вечную. В этом смысле и сказал Спаситель: слова, которые говорю Я вам, – суть дух и жизнь. К тому же в таинстве св. причащения удовлетворяется не телесные голод и жажда, как суемудрствуют сектанты, а душевные, т. е. преподается пища и питие для спасения души. Mф. 4:2. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. Ин. 6:9. Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки: но что это для такого множества!? 48. Я есмь хлеба, жизни. 51.Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть, плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. 52.Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53.Иисус же сказала, им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54.Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55.Ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие. Евр. 9:28. Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. 1Кор. 10:16. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 1Кор. 11:24. И возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Евр. 10:29. То сколь тягчайшему, думайте, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет.
III
Ин. 1:1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Этими словами сектанты силятся отвергать видимость Плоти и Крови Иисуса Христа в таинстве причащения, утверждая, что Бог был только Слово, т. е. св. Писание, а не Плоть и Кровь, но в этом месте еванг. Иоанн нисколько не говорит о том слове, которое есть св. Писание, а прямо говорит о том Слове, которое было Бог Сын, Единородный от Отца, которое стало Плотию, было осязаемо руками апостолов, т. е. об Иисусе Христе: Ин. 1:14. 1Ин. 1:1. Ин. 1:14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца. 1Ин. 1:1. О том, что·было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни.
IV
Ин. 5:24. Истинно, истинно говорю вам; слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную. Ин. 15:3. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам. Примеч . Сектанты говорят, что должно словом. т. е. св. Писанием, очищаться от грехов, а не причащением. Слушать слово Божие (в тексте Мое) – это значит принимать учение Иисуса Христа вообще, учение о спасении, о средствах для достижения спасения, следовательно, учение о таинствах и в частности об Евхаристии. Отвергая чувственное причащение, сектанты тем самым являются ослушниками слов Иисуса Христа: Ин.6:54 – 56, попирают Сына Божия и не почитают за святыню Кровь завета, которой освящены, и Духа благодати оскорбляют (Евр. 10:29). Ин. 6:54. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. 55.Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56.Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в Нем.
V
Пс. 118:63. Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои. Примеч . ’Эти слова сектанты приводят в подтверждение той мысли, что Господь, и без причащения общник всем боящимся Его. Эти слова к таинству святого причащения не могут относиться уже по тому одному, что когда жил Давид, тогда еще не было установлено таинство причащения. Установил это таинство Сам Господь Иисус Христос: Мф. 26:26–28. Как видно из всего 118 псалма, здесь ублажается ходящий непорочно в законе Господнем (ст. 1), и Господь обещает быть общником с теми, кто хранит повеления Его, а сектанты, как уклонившиеся от Церкви Христовой, не хранят повеления Иисуса Христа. Мф 26:26. И, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал приимите, ядите сие есть Тело Мое 27.И, взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нее все; 28.Ибо сия есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
VI
Притч. 9:4. «Кто неразумен, обратись сюда»! И скудоумному она сказала: 5. «идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное». Примеч . Приводя этот текст, сектанты говорят, что должно свящ. Писанием питаться, а не хлебом и вином в причащении. Чтобы правильно понять это место (на которое столь тщетно ссылаются сектанты) нужно обратить внимание на связь приведенных слов с предшествующими стихами той же главы. Из этой связи открывается, что под Премудростью, построившей себе дом, разумеется Второе Лице Св. Троицы – Иисус Христос: Кор. 1:23–24; под домом – Церковь: 1Тим. 3:15; под трапезой – таинство св. причащения и вообще все блага Христовой Церкви: Лк. 22:30. Царь Давид, хотя и говорил (Пс. 50:19), что «жертва Богу – дух сокрушенный», тем неменее считал для себя обязанностью приносить и другие жертвы. Так и христиане, хотя и воспевают вместе с Давидом, что жертва Богу – дух сокрушенный, но обязаны совершать жертву и причащаться Тела и Крови Христовой. 1 Кop. 1:23. А мы проповедуем Христа, распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24. для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа Божию силу и Божию премудрость. 1Тим. 3:15. Чтобы, если замедлю, ты знал,как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. Лк. 22:30. Да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем, и сядете на престолах, судить двенадцать колен Израилевых.
VII
Ос. 9:2. Гумно и точило не будет питать их, и надежда на виноградный сок обманет их. Примеч. Эти слова сектанты относят к св.причащению Крови Иисуса Христа под видом вина. Пророк Осия, обличая евреев (1–9 ст.; 9 гл.) в идолопоклонстве, во 2-м стихе говорит о том, что за их грехи постигнет голод, так что у евреев не будет ни хлеба, ни вина за их жертвоприношения идолам. К христианскому же причащению означенные слова пророка не имеют никакого отношения, потому что во дни пророка Осии таинства этого еще не было, а потому только и по крайнему невежеству сектанты приводят подобные возражения. Ос.9:1. Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего; любишь блудодейные дары на всех гумнах. 9. Глубоко упали они, развратились, как во дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их.
VIII
Откр. 17:3. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. 4. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостямии нечистотою блудодейства ее. Откр. 17:5. и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Примеч . Эти слова откровения сектанты в своем ослеплении, кощунствуя, относят к православной Церкви. Под блудницей, упоминаемой в 17 главе Откр., сделавши общий вывод из толковников, должно разуметь церковь неверную или особенное греховное состояние части человечества в последние времена, когда будет действовать антихрист, изображаемый в этой главе Откр., как и в 13, под образом зверя. Эта часть человечества не обнаружит тогда истинной веры в Бога и должного исполнения Его Святого Закона, будет отличаться совершенным неверием в Бога, как и предсказал Спаситель: Лк. 18:8; члены такой церкви будут людьми в высшей степени плотскими, чувственными. Ничего подобного отнести к православной Церкви, как делают сектанты, отнюдь нельзя. Да и можно ли приравнивать причащение к упоминаемой в 17 гл. чаше, когда это таинство установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом? Мк. 14:22–24; Лк. 22:19–20. Ясно, что сектанты не только не почли за святыню Кровь завета, но изрыгают страшную хулу и кощунство на чашу Господню. Лк. 18:8. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле? Мк. 14:22. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им, и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. 23.И взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. 24.И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая. Лк. 22:19. И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается.

* * *

19

Лжица установлена Церковью во первых для предотвращения злоупотребления, а во вторых, для предосторожности, во избежание пролития св. тайн.

20

4-е тайноводственное поучение Кирилла Иерусалимского.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle