Источник

О жертвоприношении

I. Православное учение о новозаветных жертвоприношениях

Приношение Богу жертв существует с давних времен: Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель так же принес от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4:3–4). Начатки плодов земли приноси в дом Господа твоего, говорит Слово Божие (Исх. 23:19).

Жертвы желает Бог и приносить ее нужно: пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками (Исх. 23:15). Иисус сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете (Мф. 26:10–11). Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: чем обкрадываем мы Тебя? Десятиною и приношениями. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища (Мал.3:8,10).

Жертва не угодна Богу: а) когда приносится без молитвы и добрых дел: ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои (Пс. 49:13 –14). К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, – говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное.–как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю (Ис. 1:11–18). Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надле жало делать, и того не оставлять (Мф. 23:23);

б) без послушания: и отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов (1Цар. 15:25);

в) нечестивая и лукавая: жертва нечестивых – мерзость пред Господом (Притч. 15:8), – особенно когда с лукавством приносят ее (21:27). Беззаконник, закаляющий вола, то же, что убивающий человека (Ис. 66:3; 1:11–18);

г) от сердца, исполненного вражды: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23–24).

Жертву приноси охотно, без скупости: с веселым оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих: при всяком даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину (Сир. 35:7–8). Взглянув же, Он (Иисус) увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две ленты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила, ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела (Лк. 21:1–4; сравн. Мк. 12:41–44). Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любить Бог (2Кор. 9:7).

Приноси жертву свою от праведного приобретения: кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое и дар беззаконных неблагоугодны. Что закалающий на жертву сына пред отцом его, то приносящий жертву из имения бедных ( Сир. 34:18– 20).

В жертву приноси лучшее: вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: чем мы безславим Тебя? Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое – не худо ли это? Поднеси это твоему князю, будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? – говорит Господь Саваоф (Мал. 1:7–8); жертва должна быть без порока, чтобы быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней (Лев. 22–21).

Господь воздает за жертвы: давай Всевышнему по даянию Его и с веселым оком – по мере приобретения рукою твоею; ибо Господь есть воздаятель и воздаст тебе всемеро (Сир. 35:9– 19); чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,–и наполнятся житницы твои до избытка и точила твои будут переливаться новым вином (Притч. 3:9–1022).

II. Основания из слова Божия для православного учения о новозаветных жертвоприношениях

Господь Иисус Христос благоволил принять принесенные Ему от волхвов дары:

Мф. 2:11. И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Сам платил определенную дань на храм Иерусалимский, когда повелел ап. Петру:

Мф. 17:27. Пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, от крыв у ней рот, найдешь статир23; возьми его, и отдай им за Меня и за себя.

И похвалил усердие вдовицы, принесшей последние две лепты: Лк. 21:2–4. Чудодейственно насыщавший тысячи людей. Господь не отвергал усердия преданных Ему лиц:

Лк. 8:3. И Иоанна жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

С особенною любовью Господь принял дар от Марии, сестры Лазаревой:

Ин. 12:3. Мария же, взяв фунт нардового чистого, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса, и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

При этом Он осудил свое корыстное, фальшивое сожаление Иуды о бесплодности, яко бы, такой траты: Мф. 26:10–13.

Из этих указаний ясно видно, что вещественные жертвы угодны Богу и необходимы для нас, как свидетельство нашей веры и любви к Нему.

III. Для миссионерской полемики с сектантами о новозаветных жертвоприношениях


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Евр. 9:11. Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришедши с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12. и не с кровию козлов и тельцов, но с Своею Кровию, однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление. 25.И не для того,чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровию· 26.Иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков,явился для уничтожения греха жертвою Своею. Примеч . Эти слова сектанты приводят в подтверждение той мысли,что жертва Иисуса Христа принесена один раз и потому еще никакие другие жертвы не должны повторяться. Здесь говорится об отмене только ветхозаветных жертвоприношений, которые служили прообразом жертвы Голгофской. В Н. Завете Сам Господь И.X. принес Себя в жертву Богу: Евр. 13:10. (2Кор. 5:21). Посему теперь приносится под видом хлеба и вина, в таинстве св. Причащения, великая жертва Тела и Крови Христовой: 1Кор. 10:16–18. Приносить эту жертву заповедал Сам Господь: Лк. 22:19, и она должна приноситься до скончания века: 1Кор. 11:26; ибо в последнем месте говорится о таинстве св. Евхаристии, напоминающем смерть Господню «доколе Он придет», т. е. до второго славного пришествия. (Сравн. с Евр. 13:10). Эта жертва, по слову апостола, очищает совесть нашу от мертвых дел (Евр. 9:14). Как в Ветхом Завете без пролития крови не было прощения (Евр. 9:22; Исх. 29:21; Лев. 16, 12–19; Числ.19:2–20), так и в Новом Завете все должно очищаться кровию лучшей жертвы, т. е. Евхаристии (Евр. 9:23), а потому совершенно неосновательно сектанты смешивают ветхозаветные жертвы с новозаветною жертвою, без которой никому нельзя иметь и жизни вечной (Ин. 6:53). Евр. 13:10. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. 1Кор. 10:16. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 17.Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. 18.Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, но участники ли жертвенника. Лк. 22:19. И, взяв хлеб, и благодарив, преломил, и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 1Кор. 11:26. Когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он прийдет.
II
Ис. 1:11. К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев, и козлов – не хочу. 12.Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? 13.Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование. Иер. 6:20. Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне. Примеч . Ссылаясь на эти слова, сектанты отвергают жертву Евхаристии и др. мирные жертвы. Из 3-го стиха сей же главы Исаии и из 16 стиха 6 главы Иерем. видно, что Бог не хотел и никогда не хочет принимать жертву от нераскаянных беззаконников, какими были в то время иудеи, о которых говорится: «а Израиль не знает Меня» и которые совершенно отказались идти по пути любви к Богу. А из Евангелия Лк. 1:8–10 мы видим, что до самого при шествия Господня на земле совершалось жертвоприношение благочестивыми людьми, да и Сам Господь исцеленному от проказы повелел принести дар Богу: Мф. 8:4. В другом месте (Мф. 5:23) Господь прямо свидетельствовал о принесении дара к жертвеннику, как бы о предмете общеупотребительном в настоящем и будущем времени, когда сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Итак, приведенные сектантами места нисколько не отвергают новозаветных мирных жертв, приносимых людьми, верующими во Христа и Его искупительную жертву евхаристийную. Ис. 1:3. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Иер. 6:16. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но онисказали: не пойдем. Лк. 1:8. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом. 9.о жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения. 10.а все множество народа молилось вне во время каждения. Мф. 8:4 И говорит ему (исцеленному) Иисус: смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику, и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Срав. Мф. 5:23.
III
Деян. 17:25. И не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. Примеч . Этими словами сектанты силятся доказать безполезность жертвы благотворения. Бог не требует служения, как нуждающийся в нем, но требует их, как всеблагий Отец, создавший людей,– для блаженства и вечной жизни, которых они иначе никак не могут обрести, как только чрез служение Богу: Мф. 4:10. (Втор. 6:13) Не требует жертвы Бог для Своего блага, но требует для нашего блага, и вот из слова Божия видим, что Господь ставит в пример жертву бедной вдовы, принесшей последние две ленты в жертву: Лк. 21:2–3. Из этих слов Спасителя видно, что не только вдовица положила последние свои ленты, но и «все от избытка своего положили в дар Богу»; сектанты же противятся такому учению И. Христа. Мф. 4:10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи. (Втор. 6:13). Лк. 21:2. Увидел также и бедную вдову, положившую туда две ленты; 3.И сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4.Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

* * *

22

Прот. Γр. Дьяченко. «Практическая сим фония».

23

Четыре драхмы


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle