Источник

О Кресте и крестном знамении

I. Православное учение о кресте

Крест Христов искони был и всегда должен быть предметом всеобщего внимания и уважения. Из истории христианской Церкви мы, действительно и видим, что крест, как знамение нашего искупления, как орудие, которым совершилось наше спасение, с самых первых веков христианства свято почитался ради Распятого и Пострадавшего на нем Спасителя. О всеобщем почитании креста Господня и его изображении ясно свидетельствуют и мужи апостольские, и писатели веков апостольских, а равно также писатели последующего затем времени. Св. Игнатий Богоносец, муж апостольский, писал о кресте: «мой дух – в прах пред крестом». «Крест есть величайший символ силы и власти Христовой», свидетельствовал пред язычниками Иустин Философ (1-я аполог, гл. 72). В конце II и в начале III века чествование креста настолько было распространено, что об этом уже знали язычники и издевались над христианами, называя последних крестопоклонниками. Христианское учение не отвергало этого обвинения, но только старалось выяснить настоящий смысл приписываемого им культа (поклонения). Тертуллиан говорил, напр.: «Что касается до тех людей, которые обвиняют нас в поклонении кресту, то мы не стыдимся этого» (2-я аполог, гл. 16, ср. Кирил. Иерус. 13е огласительн. поучен, гл. 36,41).

При этом названный апологет (ученый) замечает, что если бы христиане поклонялись кресту, как Богу, то ничем бы в этом случае они не отличались от язычников, поклоняющихся также дереву. «Если кто из вас считает нас крестопоклонниками, то он сам вместе с нами принимает участие в таком поклонении (ибо называет нас почетным именем».

Но особенно чествование креста Господня усилилось со времен Константина Великого, когда восторжествовало, наконец христианство над язычеством. Уже самый переход Константина из язычества в христианство ознаменован был особым чудесным видением императору креста на небе. По свидетельству Евсевия, Константин пред сражением с Максентием в 312 году видел в полдень явившееся на небе, в светозарных лучах, знамение креста с словами: «Сим побеждай». В следующую ночь Константину явился Христос с знамением креста и велел сделать с последнего изображение, как знамя и защиту против врагов. Константин на другой день призвал мастеров, описал им явившееся знамение и приказал по образцу его устроить знамя для своего войска. (Жизнь Констан. кн. 1 гл. 28–31). С помощиью этого знамени св. Константин победил Максентия, сделался единодержавным правителем римской империи и объявил веру христианскую господствующей. В том же IV веке совершилось новое событие, столь прославившее христианское почитание креста, – это обретение в Иерусалиме царицею Еленою, матерью царя Константина, того самого креста, на котором пострадал Господь Иисус Христос. Обретение креста Господня сопровождалось чудом: по предложению Макария, еписк. Иерусалимского, принесены были кресты (ибо вместе с крестом Спасителя найдены и кресты двух разбойников). Когда принесен был третий крест, Господень, к одной смертельно больной иерусалимской женщине, – больная исцелилась. У Созомена рядом с рассказом об исцелении смертельно больной женщины сообщается также, что древом крестным воскрешен был один мертвый, вследствии чего и узнали, который из трех найденных крестов – крест Господень. Со времени обретения креста Господня, изображение св. креста торжественно предносилось при церковных ходах и чествовалось в храмах и домах, а со времени 6 вселенского собора почитание креста определено особым постановлением: «поскольку животворящий крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения» (Прав. 73). К основанию чествования креста Господня служит еще следующее соображение: Как в обыкновенном войске, посредством чествования знамени чествуется государь, собравший воинов и сам давший им знамя, – так при чествовании св. креста мы чествуем Самого Господа Христа, давшого нам крест Свой в знамя. Разумеется, как в знамени царском, так и в кресте, знамени Христовом, чествуется не дерево, не металл, не краски и не линии, а та св. Личность и то священное дело, которые с крестом связаны. Итак, благочестивый обычай православных христиан, почитание креста Господня, имея твердое для себя основание в св. Предании, ни сколько не противоречит и св. Писанию, напротив, находит в последнем для себя подтверждение. (Оболенский, стр. 353).

II. Основания из слова Божия для православного учения о кресте и крестном знамении

Крест – древо, знамя

Св. крест, как орудие нашего спасения прообразован был различными способами еще в Ветх. Завете. Патриарх Иаков крестообразным сложением рук при благословении детей Иосифа прообразовал форму креста:

Быт. 48:13. И взял Иосиф обоих (сыновей своих), Ефрема в правую свою руку против левой Израиля (Иакова), а Манасию в левую против правой Израиля, и подвел к нему.

14. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манасии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манасия был первенец.

15.И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую до сего дня.

Пророк Исаия словами своими предсказал о древесном составе «подножия ног» Божиих – вещественное устройство креста:

Ис.60:13. Слава Ливана прийдет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтоб украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

14. И прийдут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева.

Когда Израильтяне гибли в пустыне от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, Моисей, по повелению Божию, поставил среди поля медного змея, и всякий, взиравший на него, исцелялся:

Чис. 21:8. И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змее и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого–либо человека), ужаленный, взглянув на него, останется жив.

9. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.

Но этот медный змий, по свидетельству Самого Христа, был прообразом Сына человеческого, вознесшегося на крест за грехи людские:

Ин. 3:14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому.

15.Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ин. 12:32. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

И если змей медный предуказывал собою Распятого Христа, то вещественное «знамя» змеево предуказывало собою вещественный крест Христов. См. Чис. 21:8–9; сравн. Ин. 3:14.

Самое древо крестное в Слове Божием признается средством для достижения правды.

Прем. 14:7. Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!

1Пет. 2:24. Он (Иисус Христос) грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

Крест служит средством для уничтожения вражды и для примирения человека с Богом:

Еф. 2:16. И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

Как чрез вещественное древо произошло падение человека, так чрез вещественное древо совершено и его спасение:

Быт. 3:17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей, и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. (Сравн. 1Пет. 2:24).

Слово Божие от нас требует веры во «Христа распятого», но как можно представить себе распятого без орудия креста?

1Кор. 1:23. А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.

1Кор. 2:2. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.

Сам Господь Иисус Христос смотрел на крест, как на орудие, посредством которого Он привлекал всех к Себе:

Ин. 2:32. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет. (Срав. Ин. 3:14).

Он же говорил при жизни, что второму пришествию Его на землю будет предшествовать знамение Сына человеческого – крест:

Мф. 24:30. Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.

По слову пpop. Давида, не иное «знамя» должны верующие поднять ради истины, как крест вещественный:

Пс. 59:6. Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины.

Тем же самым знаменем крестным для единения в вере собраны рассеянные иудеи и язычники:

Ис. 11:12. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.

То же знамя несомненно имеет явиться на небе при кончине мира: см. выше Мф. 24:30.

Отсюда для всего христианского мира, крест стал общим знаменем веры, христианской.

б) Чествование святого креста

Крест Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву и стал орудием спасения всех людей:

2Кор. 5:21. Ибо незнавшего греха Он Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

Еф. 5:2. И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

Евр. 9:28. Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во вторый раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Кол. 1:20. И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровию креста Его, и земное и небесное. Сравн. Ин. 12:32–33. 1Пет. 2:24. См. выше.

Крест явился знаменем нашей веры: Чис. 21:8; Ин. 3:14; Пс. 59:6. См. выше.

Крест был как бы жертвенником для И. Христа, а нарочитая честь всегда подобает жертвеннику:

Мф. 23:19. Безумные и слепые! что больше,дар, или жертвенник, освящающий дар?

20.И так клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем.

В Ветхом Завете уделялась честь даже орудию, послужившему на добро:

1Цар. 21:9. И сказал священник: вот меч Голиафа филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода.

2Мак. 15:15. Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч, и подавая его, сказал:

16. «Возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов».

Посему особенная честь подобает и св. кресту Христову, который в себе совмещает все сии свойства. Действительно, крест Христов пророки называют «благословенным» древом (Прем. 14:7: «Благословенно древо, чрез которое бывает правда»), прославленным подножием ног Господних (Ис. 60:13).

Слово о кресте считают «силой Божией» и «благовествованием Христовым»:

1Кор 1:18. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, для нас спасаемых сила Божия.

Апостолы «хвалятся» крестом Христовым:

Гал. 6:14. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

Злых же людей считают врагами креста Христова:

Флп. 3:18. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова.

О крестном значении

Так как крест есть священное орудие и знамя нашей веры, то всяческое употребление его спасительно для нас. Во время молитвы мы на себя рукою полагаем крестное знамение в знак того, что не стыдимся исповедывать нашу веру в Распятого:

1Кор. 2:2 Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.

2Тим. 1:8. Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его: но страдай с благовестием Христовым силою Бога.

И что мы надеемся быть услышанными Богом только в силу крестных заслуг Иисуса Христа:

Ин. 16:23. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Крестное знамение прямо предполагается в наставлении апостола «воздевать руки» во время молитвы:

1Тим. 2:8. Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.

Носим знак «поругания» Христа:

Евр. 13:13. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.

Сохраняем «печать Бога живого на челе» своем:

Откр. 7:2. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:

3.Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

9:4. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

III. Возражения заблудшего и ответы православного сына Церкви о кресте и крестном знамении

Заблудший : Крест есть позорная шибеница или плаха, придуманная для казни злодеев, а потому чествовать плаху неуместно и смешно.

Православный : Плаха и меч являются неприятным и ненавистным орудием только для злодея, на которого, за его собственные преступления, эти орудия обрушиваются своим разрушительным действием; для невинных граждан эти орудия, напротив, служат охраной и защитой. Притом крест, который послужил делу спасения всего рода человеческого, есть не простое, но особенное орудие; поэтому крест, как орудие ставить рядом с обыкновенными орудиями невозможно. А потому, что неуместно по отношению к обыкновенной плахе, то может быть уместным по отношению к особенной плахе – Христовой. Для блага человечества божественный Промысл неоднократно избирал средствами и знаками божественной милости Своей именно такие предметы, которые в обыкновенном мнении людей считаются мерзкими и презренными, напр. «медная гадина» (Чис. 21:8), крайняя плоть (Быт. 17:11). Поэтому мы не должны удивляться, если для св. дела искупления человечества божественная Премудрость избрала позорное орудие –крест. «Благоугодно было Богу юродством проповеди (относительно креста) спасти верующих» ·(1Кор. 1:21–25).

Как в ветхозаветной жизни получили благодать Божию и спасение только те люди, которые приняли юродство проповеди об обрезании, медном змее и др., так и в новозаветной жизни спасение могут получать только принявшие юродство проповеди относительно чествования креста Христова.

Заблудший : Крест есть та позорная шибеница, на которой враги бесчестно убили Господа Христа. Как нельзя чествовать плахи, на которой злодеи убили моего отца или благодетеля, так нельзя чествовать креста, на котором враги убили Христа. Крест заслуживает не чествования, а поругания.

Православный : Настоящее возражение покоится на извращенном понимании самых искупительных страданий Богочеловека.

Самое распятие Спасителя представляет славу, затмившую собою всякое бесчестие: Свои страдания Сам Иисус Христос неоднократно называл прославлением (см. Ин. 7:39, 12:23–28. 13:31. 17:1), так как вследствие искупительных страданий Своих Иисус Христос вошел в славу, воссел одесную Бога Отца (Лк. 24:26. Флп. 2:8–9. Евр. 12:2), и так как впоследствии на подвиг души Своей Он смотрел только с довольством (Ис. 53:11). Посему сектанты сожалеющие о святых страданиях Спасителя и считающие крест злом, думают не о том, что Божие, но о том, что человеческое, и всецело навлекают на себя высказанное Господом ап. Петру негодование (см. Мф. 16:21–28). После этого совершенно не уместно сопоставлять смерть обыкновенного человека на обыковенной плахе со смертью Богочеловека на кресте. Кроме того, разница между обыкновенною плахою и крестом Христовым обнаруживается еще из следующего: обыкновенный человек всегда принимает смерть не добровольно, а за преступления: своими муками и смертью – близким доставляет он одну печаль и бесчестие,также и себе принимает одно бесчестие и страдания. Напротив, Богочеловек принял страдания совершенно добровольно и невинно, Своими страданиями и смертию Он доставил всем людям избавление от греха, проклятия и смерти, а Себе при непродолжительных страданиях увеличил вечную славу, так как искупленные люди после этого стали прославлять в Богочеловеке не только Творца и Промыслителя, но также Искупителя мира.

Таким образом, крест есть орудие не позора и не зла, а есть орудие чести и величайшего добра для всего человечества (Еф. 2:16), а потому и подобает ему чествование.

Заблудший : Если крест есть орудие спасения, то все-таки честь не ему подобает, а Христу.

Когда ружем убьют напавшего на мели врага, то неужели я должен благодарить ружье, а не действовавшего этим ружьем и спасшего меня человека?

Православный : Опять должно напомнить сектантам, что дело спасения, орудие и Самого Богочеловека – Спасителя нельзя сравнивать с делом защиты, орудием и самим защитником-спасителем из обыкновенных людей. Разумеется, за дело спасения мы постоянно должны благодарить и прославлять Господа – Спасителя, однако должны чествовать и орудие спасения. Посредством креста Господь убил вражду (Еф. 2:16), это орудие Сам Господь обагрил Своею честною Кровию («Кровию креста Его»)– (Кол. 1:20). Своим употреблением освятил его (ср. Чис. 17:8–10), почтил прообразами еще в Ветхом Завете (см. Чис. 21:8–9). Если Давидово оружие поражения Голиафа с честью сохранялось в св. скинии («завернутый в одежду, позади Ефода» – 1Цар. 21: 9), если меч пророка Иеремии называется святым даром от Бога (2 Макк. 15:15–16), то тем большей чести заслуживает орудие Христово, т. е. св. крест.

Заблудший: Орудиями страданий Спасителя а также орудиями для спасения, одинаково были – крест, гвозди, молоток, воины; все они наверное были обагрены честною Кровью Господа. Поэтому, по православному выходит, что одинаково должно чествовать, крест, молоток, римских воинов.

Православный : В ответ на это следует сказать сектантам, что если бы в слове Божием было высказано, что все эти предметы суть священные, то мы, конечно, должны были бы чтить их. Однако в слове Божием сказано, что Господь умиротворил «Кровью креста Его» (Кол. 1:20), что человека с Богом примирил «посредством креста» (Еф. 2:16), что «Слово о кресте есть сила Божия» (1Кор. 1:18); но ничего не сказано об умиротворении «кровию молотка», о примирении «посредством воина», не сказано, что «слово о воине есть сила Божия». Поэтому мы чтим крест Христов, но не чтим других орудий. Так рассуждать по-сектантски и значит – мудрствовать сверх написанного (ср. 1Кор. 4:6).

Заблудший . Если честь подобает кресту Христову, то все-таки подобает непосредственно тому самому кресту, на котором Господь лично пострадал, а не всем тем крестам, которые никогда не бывали на Голгофе, и которых никогда не касались ноги Господа Христа.

Православный: Разсуждающий таким образом сектант как бы так говорит: «читать и уважать следует только те книги евангелия и посланий, которые собственноручно написаны самими св. апостолами, а переписанных и перепечатанных другими людьми св. книг не стоит ни читать, ни уважать». В своем неразумии сектант упускает из виду, что назидание одинаково можно получать как от подлинной евангельской рукописи и крестного древа, так и от копий с подлинного евангелия и креста. Разумеется, особенная честь подобает настоящему древу креста Христова, но надлежащая честь следует и подобию сего священного древа.

Заблудший . Православные открещиваются рукою и от Церкви, и от беса; да и что ему (православному) поможет, когда он машет рукою.

Православный: Вместо ответа, слова сектанта можно перефразировать так: «сектант отмаливается языком и от Бога, когда, напр., берется за евангелие, и от беса, когда с ним случается что-нибудь страшное и неладное. Да и что ему (сектанту) поможет,когда он действует языком?» Настоящее сектантское мудрование от своей головы ясно осуждается прямо выраженным требованием апостола, чтобы мы воздевали руки во время молитвы (1Тим. 2:8). Надлежащая полная молитва представляет собою лучшее утешение и успокоение во всех жизненных обстоятельствах. (Еф. 6:18). (Ольшевский, стр. 108–112).

IV. Для миссионерской полемики с сектантами о кресте и крестном знамении


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
а) Св. крест – древо, знамя
I
Мф. 10:38. И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Мк. 8:34.И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Лк. 9:23. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.(Сравн. Mф. 16:24; Лк. 14:27; и Мк. 10:21). Этими текстами сектанты утверждают, что под крестом нужно понимать не из материала сделанный крест, а терпение и страдания, которые нес на Себе Господь наш Иисус Христос. Действительно, в означенных местах слово «крест» употреблено в переносном смысле, в смысле тех страданий, которые нередко в жизни выпадают на долю человека и которые христианин должен переносить твердо и безропотно, помня страдания за нас Господа. Но что на основании этих мест нельзя везде в св. Писании под словом «крест» подразумевать страданий и терпения, то для этого достаточно сослаться на историю распятия Спасителя: Ин. 19:16–19. Из сопоставления Мф. 27:32 и Мк. 15:21, можно видеть, что древо креста нес на себе Симон Киринеянин и Сам Иисус Христос. Своим примером Господь заповедал и нам не чуждаться ни креста страданий (Мк. 8:34), ни креста вещественного, на котором пострадал Господь: Евр. 13:13. Ин. 19:16. Тогда наконец он (Пилат) предал Его им на распятие. И взяли Иисуса, и повели. 17. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски Голгофа. 18.Там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. 19.Пилат же написал и надпись, и оставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Мф. 27:32. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. Мк. 15:21. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. Евр. 13:13. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.
б) Чествование св. креста.
II
1Пет. 2:24 Он (Иисус Христос) грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Кол. 2:14. Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту. На основании этих мест сектанты утверждают, что крест Христов осквернен вознесенными на него грехами и рукописанием о нас, которые, по мнению сектантов на кресте же и остались. Неразумность этой мысли ясно видна из следующего: грехи наши на древо Сам Господь вознес «Телом Своим» (1Пет. 2:24), бывшее о нас рукописание Он истребил как «учением» Своим, так и «пригвождением ко кресту» (Кол. 2:14, срав. Еф. 2:16). Если принятием на Себя людских грехов пречистый Господь не осквернился: 1Ин. 3:5, и если истреблением рукописания не осквернено учение Христово или Евангелие, то не осквернился и крест Христов, которым уничтожено греховное рукописание и убита вражда. Поскольку на крест Господь вознес грехи и рукописание Телом Своим, то Святость Тела Христова предвозмогла все нечистое, уничтожила на кресте грехи и рукописание (срав. Еф. 2:16), а самый крест честною кровию Господа освятился. (Кол. 1:19–20). Крестом Христовым апостол даже хвалится: Гал. 6:14, а сектанты смущаются: 1Кор. 1:18. Еф. 2:16. И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 1Ин. 3:5. И вы знаете, что Он (Иисус Христос) явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Кол. 1:19. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота. 20. И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровию креста Его, и земное и небесное. Гал. 6:14. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым ь для меня мир распят, и я для мира. 1Кор. 1:18. Ибо слово о кресте для погибающих есть безумие.
III
Гал. 3:13. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе). (Втор. 21:23). Втор. 21:22. Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен. и ты повесишь его на дереве: 23. То тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве). Примеч . Проклятие, тяготевшее над висящим на древе ветхозаветным преступником, сектанты по невежеству относят и к орудию нашего спасения – кресту. Указываемое сектантами в этих местах «проклятие» касается не креста, а висевшого («всякий висящий») на древе крестном преступника, но на том кресте, который мы почитаем, висел не преступник, а Спаситель всего мира, Который Своим прикосновением освятил крест. Самая причина сего проклятия опять заключается не в кресте, а людях и грехах людских, вызвавших крестные страдания Господа: 1Ин. 3:5. Ис. 53:5. Поэтому негодование вследствие этого проклятия сектанты должны направить не на крест, а скорее на людей; но поскольку Господь заповедал любить ближних людей: Ин. 13:34–35,–то все негодование сектанты должны направить на самих себя за невежественное истолкование слова Божия: 2Пет. 3:16. В отношении креста Христова должно помнить и держаться следующего правила: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»: Деян. 10:15. Ис. 53:5. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. 1Ин. 3:5. См. п. II. Ин. 13:34. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вась, так и вы да любите друг друга. 35. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою· 2Пет. 3:16. что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Деян. 10:15. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
IV
Прем.14:8. А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его за то, что сделал; а это тленное названо богом. Примеч . Эти слова, относящияся к идолам рукотворенным, сектанты относят и ко кресту Христову. Здесь проклинается то рукотворенное древо, которое названо «богом», т. е. проклинаются идолы, которых язычники признавали за богов. Чрез крест же явилась правда: ст. 7. Но богом он никогда не называется, и потому ко кресту сии слова не имеют отношения. Здесь-то и сбываются слова апостола над сектантами во всей своей силе: 1Кор. 1:18. Прем.14:7. Благословенно древо, чрез которое бывает правда. 1Кор. 1:18. Ибо слово о кресте для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божия.
V
Иер. 10:3. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. 4. Покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Примеч . Приведенные слова сектанты относят к кресту Христову и его украшениям Этим местом осуждается то обделанное дерево (обточенный столп), которое для религиозных целей употребляемо было «язычниками» (ст. 2), т. е. осуждаются идолы; но этим осуждается не всякое религиозное употребление обделанного столпа, напр., не осуждается употребление придорожных и намогильных крестов, что уже достаточно видно из религиозного употребления обделанного столпа («знамя»). Моисеем: Чис. 21:8–9. (Сравн. Евр. 13:13). Чис. 21:8. И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого-либо человека) ужален ный, взглянув на него, останется жив. 9. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.
VI
Mф. 5:35. Не клянись ии землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя. На основании этого места, сектанты под словом «подножие» в св. Писании везде разумеют землю, дабы тем ослабить значение подножия креста Христова. Действительно, в разных местах св. Писания словом «подножие» отмечена земля, но есть подножие из дерева: Ис. 60:13, и подножие, поправшее врагов Божиих: Деян. 2:35. О прославлении подножия земли ничего не сказано; прославление же подножия древесного ясно указано («прославлю» – Ис.60:13). Подножие, сокрушившее врагов, также обнаружило силу (см. Деян. 2:35–36). Крест Господень был подножием ног Его: Mф. 27:42, подножием древесным: Деян. 5:30. Он был причиною особенной славы Господа Христа: Лк. 24:26. (Евр. 12:2). Посредством креста Христова и под крестом – подножием попраны враги Божии и человечества – диавол, грех, смерть: 1Кор. 15:26–27; (Еф. 2:16. п. 11). Евр. 10:13). На сем основании св. крест мы должны признавать прославленным и могущественным подножием ног Господних. Посему, как видно и из Пс. 98:5, под «подпожием» должно разуметь не землю, которая для Господа и для нашего спасения ничего не сделала (ср. «проклята земля»–Быт. 3:17), а св. крест Господень, коему, на основании сих мест, должно воздавать «поклонение» и «прославление». Что не всегда можно под «подножием ног Господних» разуметь землю, видно еще из следующих соображений: Слово Божие (Пс. 98:5; Пс. 131:7) повелевает «поклоняться» подножию Божию; если бы здесь разуметь землю, то непонятно было бы, почему псалмопевец зовет для поклонения этой земле в жилище Божие, т. е. храм: Пс. 131:13–14, ведь поклоняться земле можно везде, на всяком месте. Ис.60:13. Слава Ливана приидет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтоб украсить место святилища Моего,–и Я прославлю подножие ног Моих. Деян. 2:35. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Мф. 27:42. Других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него. Деян. 5:30. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе. Лк. 24:26. Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою? 1Кор. 15:26. Последний же враг истребится – смерть, 27. Потому что все покорил под ноги Его. Евр. 10:13. Ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. (Пс. 2:8). Пс. 98:5. Превозносите Господа Бога нашего и покланяйтесь подножию Его: свято оно! Пс. 131:7. Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. Пс. 113:13–14. Ибо брал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. Это–покой Мой навеки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал Его.
VII
Деян. 17:24. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет. 25. И не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. Примеч . Эти слова сектанты приводят,отрицая пользу от крестного знамения. Служения рук человеческих бывают различного достоинства, напр.: когда мы служим Богу посредством подачи своими руками милостыни нуждающемуся: Мф. 6:3, когда мы воздеваем чистые руки во время молитвы: 1Тим.2:8, то неужели такого служения Господь не приемлет? Бог не требует именно такого служения рук человеческих, которое непременно предполагает, что Бог «как бы имеет в чем-либо нужду», которое (служение) рассчитывает сделать для Бога услугу в том, в чем будто бы Он нуждается. Такие услуги язычники делали богам своим, когда пищею и питием рассчитывали удовлетворить голод и жажду богов своих, наир., Дан. 14:3–6. Полагая на себе крестное знамение руками, мы совсем не думаем сделать услугу Богу, но напротив – к себе стараемся приблизить силу Божию: Исx. 17:11. Кроме того и сами сектанты во время молитвы нарочито складывают руки особенным образом; следовательно, вышеуказанный текст должны обращать они и против самих себя, если только не откажутся от подобного кривотолка. Мф. 6:3. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. 1Тим. 2:8. И так желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения. Дан. 14:3. Был у Вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец· и вина шесть мер. 6. Царь сказал: «не думаешь ли ты, что Вил не живой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?» Исx. 17:11. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускала, руки свои, одолевал Амалик.
VIII
Евр. 6:6. И отпадших опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Примеч . Но мнению сектантов, основанному на этом тексте, выходит, что православные, творя крестное знамение, эти самым распинают Сына Божия. Здесь говорится об «отпадших», которые в «себе» распинают Сына Божия и «ругаются Ему». Такое распинание внутри себя и ругательство над Сыном Божиим совершают отпадшие от истинной православной веры сектанты, люди, совсем не верующие во Христа (напр. евреи), а также вообще злые люди посредством худых мыслей и худых дел. К христианскому крестному знамению, которое мы производим не в себе, а «на себе», это место не может относиться еще потому, что при совершении крестного знамени мы не браним Сына Божия, но почтительно воспоминаем Его и кланяемся Ему, каковое почтительное воспоминание распятия для нас спасительно: Гал. 2:19–20. 3:1. Кроме того в крестном знамении мы наглядно выражаем готовность распять не Господа, а себя: Гал. 5:24. И этого крестного знамения мы не должны гнушаться, как то делают сектанты, а должны вместе с ап. Павлом хвалиться: Гал. 6:14. Гал. 2:19. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. 20. И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Гал. 3:1. О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Гал. 5:24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Гал. 6:14. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира.
IX
Откр. 13:16. И он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их; 17. И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Откр. 14:9. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто покланяется зверю и образу его, и принимает начертание на чело свое, или на руку свою; Откр. 14:11. И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью покланяющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Примеч . Начертание зверя на правой руке сектанты отождествляют с крестным знамением. Здесь говорится о «начертании имени или числа имени зверя» (т. е. диавола): Откр. 13:2–6, которое примут иа чело свое и на руку свою несчастные люди, имеющие поклониться диаволу и признать его своим богом: Откр. 13: 4–8. Все это имеет произойти при кончине мира, когда диавол получит на земле полную власть, и когда даже купли и продажи не будет дозволено производить тому, кто на своем челе или на руке не имеет начертания или числа зверя: Откр. 13:17. Теперь же беспрепятственно производит куплю и продажу всякий, как православный, так и сектант. Слова разбираемых мест невозможно относить к крестному знамению, так как оно со времен апостольских употребляется теми людьми, которые покланяются Иисусу Христу и Его признают Богом. При именословном священническом благословении вытянутый указательный палец принимает форму буквы И, согнутый средний форму С, большой, скрещенный с безымянным форму X, согнутый мизинец форму С; таким образом при благословении производится начертание креста именем Господа нашего Иисуса Христа: Сир. 45:19. Посему, кто благословение христианского священника или крестное знамение приравнивает к начертанию диавольского имени, тот страшно богохульствует и, как отступник от веры, уклоняется в пустословие: 1Тим. 1:6–7. Откр. 13:2. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него, как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва; и дал ему дракон· силу свою и престол свой и великую власть. Откр. 13:6. И отверз он (зверь) уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. Откр. 13:4. И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с. ним? 8. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Сир. 45:19. Ему постановлено в вечный завет и семени его на дни неба, чтоб они служили Ему, и вместе священнодействовали и благословляли народ Его именем Его. 1Тим. 1:6. От чего отступив, некоторые уклонились в пустословие. 7. Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
X
Ис.44:20. Он (язычник) гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: не обман ли в правой руке моей? Примеч . Эти слова сектанты также относят к крестному знамению. Под «обманом» в правой руке разумеется кусок дерева, из которого язычник правою рукою делает себе идола или ложного бога, срав. 44:19. Слова этого места к совершению крестного знамения правою рукою не могут относиться точно также, как не могут отнестись они и к совершению милостыни тою же рукою, ибо последняя, по слову Спасителя, должна делаться тоже правою рукою (Мф. 6:3). Ис. 44:19. II не возьмет он (язычник) этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне, и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо, и сел: а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли покланяться куску дерева? Мф. 6:3 См. выше.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle