протоиерей Иоанн Смолин

О Священном Писании Ветхого и Нового Завета

I. Православное учение о необходимости признавать полезным не только новозаветное, но и ветхозаветное священное Писание

Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек (Иак. 1:17. Чис. 23:19). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего св. Писания, как Нового, так и Ветхого завета (2Тим. 3:15–16). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного закона, но утверждали его (Мф. 5:17,– Рим. 3:30–31), тому же научал и Сам Спаситель в притчах Своих:

Лк. 16: 29. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их.

Из ветхозаветных установлений утратило свое значение и заменено другим только то, что имело один преобразовательный характер; Например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с Ним обряды (Деян. 15:24; Кол. 2:11. 12). Кровавые жертвы заменены жертвою Господа Нашего Иисуса Христа (Евр. 10:4–9; 1Кор. 11:26).

Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета (Лев. 18:6–8), и так многое другое.

II. Основания из слова Божия о необходимости пользоваться как новозаветным, так и ветхозаветным священным Писанием

Вероучение и разные сведения о наших обязанностях к Богу мы должны почерпать из всего свящ. Писания, ветхого и нового завета:

2 Тим. 3:15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса.

16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности;

Мф. 13:52. Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину. который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

Лк 24:25. Тогда Он сказал им: о, не смысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки!

26.Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?

27.И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

Деян. 24:14. Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках.

Еф. 2: 20. Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем.

2 Пет. 1: 19. И при том мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Ин. 5:45. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем; есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

Мф. 22: 29. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией.

Ин. 5:39. Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

Из Свящ. Писания Ветхого Завета утратило свое значение только то, что имело прообразов. характер.

Евр. 7:18. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности.

Деян. 15:24. поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали.

28.Ибо угодно Святому Духу и нам, не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого.

29.Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите.

Евр. 10:4. Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

6.Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

7.Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже (Пс. 39:7–9).

8.Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону). Ты не восхотел и не благоизволил.

Нижеприведенные тексты свидетельствуют, что другие ветхозавет. постановления (кроме прообраз.) даже расширены:

Мф. 5:21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай: кто же убьет, подлежит суду (Исx. 20:13)

22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду: кто же скажет брату своему: рака5, подлежит Синедриону, а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной.

27.Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй (Исх. 20:14).

28.А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

38.Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Исх. 21:24).

39.А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

А потому все остальное ветхозаветн. свящ. Писание (кроме прообраз.) сохраняет свою силу:

Рим. 3:31. И так, мы уничтожаем закон верою? Никак: но закон утверждаем.

Мф. 5:17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

2 Пет. 1: 21. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

III. Для миссионерской полемики с сектантами о священном Писании


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Евр. 7:12. Потому что с переменой священства необходимо быть перемене и закона. Евр 8:13. Говоря: новый, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению Эти слова Ап. Павла указывают на отмену не всего ветхозаветного закона: Иак. 1:17, а только того в ветхозаветном законе, что имело одно пробразовательное значение: Евр. 7:18. 10:5 Ибо Сам Иисус Христос сказал: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. (Мф.5:17). Иак. 1:17. У Которого (Бога) нет изменения и ни тени перемены. Евр. 7:18. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности. Евр. 10:5. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне...
II
Евр. 10:9. Потом прибавил: вот, иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы постановить второе. Примеч. Этими текстами свящ. Писания сектанты отвергают все ветхозаветное свящ. Писание Из предыдущих ст. 5–8 ясно видно, что здесь говорится об отмене многократных ветхозаветных кровавых жертв, вследствие единократного принесения Себя в жертву Самим Господом Христом. Но и св. апостолы пользовались не только каноническими книгами ветхого завета, но даже и неканоническими; это можно видеть из сопоставления следующих изречений: Иак. 1:13; срав. Сир. 15:12; Иак. 1:19, ср. Сир. 5:13, а потому приведенный текст нисколько не оправдывает сектантского суждения о свящ. Писан, ветх. завета. Иак. 1: 13. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушает никого. Сир. 15:12. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Иак. 1:19. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. Сир. 5:13.Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ

* * *

5

Пустой человек



Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Вам может быть интересно:

1. Вторая книга Ездры. Историко-критическое введение в книгу епископ Серафим (Шарапов)

2. Еврейские вопросы на Книгу Бытия – Глава 34 преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

3. История толкования Ветхого Завета – УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН митрополит Амфилохий (Радович)

4. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Толкование Священного Писания преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

5. Краткий толкователь мест Священного Писания, извращаемых инакомыслящими с православной церковью протоиерей Иоанн Смолин

6. Учение о богодухновенности Св. Писания со времени реформации (XVI в.) Дмитрий Сергеевич Леонардов

7. Открываем Священное Писание протоиерей Вячеслав Резников

8. Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета с греческого перевода 72 толковников епископ Порфирий (Успенский)

9. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания святитель Филарет Московский (Дроздов)

10. Книга о семи правилах для исследования и нахождения смысла Священного Писания Тихоний Африканский

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс