Источник

Об антихристе

I. Православное учение об антихристе

Против Церкви Христовой борется антихрист. Антихрист значит (по переводу с греческого языка) противник Христа. Этот противник Бога и добрых людей действует с древнего времени. По нашему сказать, это –диавол (клеветник или обольститель), бывший первый (добрый) ангел и павший со своими единомышленниками по гордости и непослушанию Богу. Из зависти к блаженству первых людей он и их соблазнил на грех – нарушить заповедь Божию. Когда Господь давал наказание за грех диаволу (как соблазнителю) и первым людям (как подпавшим под грех). Он между прочим, давая утешение людям, сказал диаволу: «вражду положу между тобою, и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою сотрет главу, и ты будешь блюсти его пяту» (Быт. 3:15). Отсюда борьба: добра со злом, диавола и его семени (его союзников, последователей, как бы детей) с женою и ее семенем (людьми, верными Богу). Главное семя жены, которое должно было стереть главу змия есть Христос, родившийся от Пресвятой Девы Марии. Диавол это знал, а потому употреблял все усилия до пришествия Христа поработить себе людей. Насколько люди к пришествию Христову подчинились власти тьмы, как развито было тогда язычество и идолопоклонство, об этом говорит нам Писание и история народов. Но что же? Хоть это и было так, однакож с пришествием Христа свет прогнал тьму и диавол был поражен в самую голову так, что должен был уступить место семени Церкви Христовой. Но, уступивши место, он не перестает вредить ей и старается жалить ее в доступное место (в пяту), пока, наконец, не придет на землю, как человек-царь, на 3,5 года, пред вторым пришествием И. Христа (2Фес. 2:3–8; Откр. 13:1–7; Дан. 7:25; 11:36). В общем смысле антихристом называется всякий противник Христу, отвергающий или извращающий основные догматы христианства. Всякий, кто напр. не признает действительности воплощения Христова (2Ин. 7 и 1Ин. 4:3), учит противно истине, преподанной Христом, каковы все еретики, начавшие появляться еще со времен апостолов;

Как Христос в собственном смысле один, также в собственном смысле и антихрист будет один. Это тот, последний жесточайший враг Христа и церкви Его, который придет при конце мира сего, пред самым вторым пришествием Сына Божия на землю. Такое различное определение слова антихрист особенно ясно указывает св. Иоанн Дамаскин. «Требе есть знати, говорит он, яко приити имать антихрист; но и всяк не исповедуяй Сына Божия во плоти пришедшего Бога совершенно... антихрист есть».

Самое ясное учение о лице последнего антихриста содержится во 2 главе 2-го послания ап. Павла к солунянам. Здесь, по словам «Книги о вере», «весь образ антихриста» описан ап. Павлом (Кн. о вере гл. 30 л. 269 обр.). Желая успокоить солунских христиан, которые смущались мыслью о близости второго пришествия Христова апостол говорит:

3.Да не обольстит вас никто никаким образом, ибо день тот не приидет, пока не приидет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели.

4.Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за бога.

9.Которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными.

10.И со всяким неправедным обольщением погибающих, за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

Если антихрист будет определенный, чувственный человек, то понятно, что и рождение его произойдет чувственным образом. По учению отцов и учителей Церкви, родится он от жены блудницы, родом иудеянки, из колена Данова, и будет даже обрезан по обычаю иудейскому (Кн. о вере л. 270. Б. Сбор. л. 126 об. и 127). В толковом апостоле поясняется, что от колена Данова по плоти придет антихрист (л. 410).

По учению православной церкви, антихрист явится пред кончиною мира. Основания для такого учения она имеет в слове Божием и писаниях отцов и учителей Церкви. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в 1 своем послании утверждает, что антихрист грядет, а ап. Павел уже ясно и точно говорит, что антихриста убьет Сам Иисус Христос духом уст Своих (2Сол. 2:8). Св. Иустин Философ (II в.) говорит: «пред вторым пришествием Сына Божия явится человек отступления, на Вышнего гордая и беззаконная глоголющий» (Разгов. с Трифоном в русск. пер. стр. 137, изд. 1797 г.).Св. Иоанн Дамаскин в своем Богословии так пишет: «антихрист при кончине века приити имать» (глав. 26).

Далее, православная церковь учит, что антихрист будет царствовать определенное время, именно только три года с половиною. Основания для такого учения она находит в слове Божием и в писаниях отцов и учителей Церкви.

Св. Иоанн Златоуст, в 76 бес. На евангелие от Матфея, объясняет, что Спаситель, говоря о бедствиях Иерусалима, говорил и о последних днях мира, которые сократятся избранных ради. Мысль эта выражается и в 105 главе св. Ефрема Сирина и в слове Ипполитовом: «царство антихриста вскоре разорится». Кроме этих косвенных указаний на кратковременность царствования антихриста есть указания вполне ясные и определенные. Так, в кн. Пророка Даниила читаем: и дается в руку его до времене и времен и полувремене (Дан. 7:25, ср. 12:7). Св. Кирилл Иеру салимский в объяснение этих слов пишет: «Царствовати имать антихрист три и поллета точию. Не от сумнительных книг, но от Даниила глаголем: рече бо: дается в руку его даже до времене и времен и полувремене. Время убо едино есть лето, времена же прочая два лета беззакония его... А пол-времене шесть месяцев есть» (15 оглас. поуч. л. 14:9). Яснее время царствования антихриста определено в Апокалипсисе, где сказано: И дана ему власть действовать сорок два месяца (Откр. 18:5).

(Уроки и примеры веры. Прот. Дьяченко. 1891 г. Москва стр. 391).

II. Основания из слова Божия для православного учения об антихристе

Антихрист придет пред вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю:

2Фес. 2:3. Да не обольстит вас никто никак; ибо день тот не. прийдет, доколе не прийдет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели.

4. Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

8. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего.

Но Слово Божие говорит, что во все времена существования Церкви Христовой на земле будут появляться среди верующих предтечи антихриста:

1Ин. 2:18. Дети! последнее время. И как вы слышали, что прийдет антихрист, и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последнее время.

Ин. 4:3. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он прийдет, и теперь есть уже в мире. ·

Как же узнать этих предтеч? Предшественники антихриста, очевидо, будут вести себя и действовать в Церкви Христовой так, как будет Действовать сам антихрист, а слово Божие о лице и действиях антихриста нам говорит:

Во-первых, антихрист будет отличаться сатанинской гордостью, он будет выдавать себя за Бога:

Дан. 11:36. И будет поступать царь тот. по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное, и будет иметь успех, доколе не совершится гнев ибо, что предопределено, то исполнится.

37. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех. Сравн. 2Сол. 2:4.

Поэтому всякий человек, гордящийся своей праведностью и говорящий: « Я свят, очищен и не нуждаюсь в благодатных таинствах для своего освящения», – заражен духом антихриста.

Во-вторых, антихрист сядет в храме Божием (см. 2Сол. 2:4), т. е. не только не будет почитать храмов Божиих, но и прямо будет ругаться над ними:

Дан. 8:11. И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.

Следовательно, и предтечи антихриста не будут почитать храмов Божиих, как особых мест молитвы Богу, и будут глумиться над ними.

В третьих, антихрист воздвигнет гонение на Пречистую Деву Марию Мать Божию (Откр. 12:1–8) и на святых угодников Божиих:

Откр. 13:7. И дано было ему вести войну со святыми, и победить их: и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

Дан. 7:21. Я видел, как этот рог вел брань со святыми, и превозмогал их. Сравн. Откр. 12:1–5 и 11:3–8.

И будет вести борьбу с ангелами: Откр. 12:7–9.

Другими словами, антихрист будет стараться уничтожить в Церкви Христовой молитвенное почитание Богоматери, ангелов и святых; отсюда ясно следует, что люди, не почитающие Царицы и Владычицы Небесной и ангелов Божиих, – не последователи Христа, а последователи антихриста.

В четвертых, антихрист возмечтает отменить у христиан праздничные времена:

Дан. 7:25. И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.

Поэтому и предтечи антихриста не будут почитать праздников, установленных в Церкви Христовой.

Задумает антихрист отменить у истинно верующих закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам (Мк. 1:44; Евр. 13:17; 1Пет. 5:5 и др.), поститься (Мф. 11:15; Деян. 14:23; 13:3; Иоил. 1:14 и др.), клясться в важных случаях именем Божиим (Втор. 10:20; Мф. 26:63 – 64; Иез. 20:28) и прочее.

Видимое дело, что и слуги антихриста будут отвергать посты, присягу и клятву именем Божиим, не будут повиноваться священникам и вообще отринут ясные заповеди закона Божия.

В пятых, антихрист положит всем своим последователям печать на правую руку и на чело их:

Откр. 13:16. И он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их.

Св. Отцы Церкви говорят, что принявшие печать антихриста не будут иметь власти изображать на себе животворящий крест правою рукою, но связана будет рука их. А потому все восстающие против почитания креста Христова (Флп. 3:18) и отвергающие крестное знамение суть тоже предтечи антихриста.

Кроме вышеприведенного всякий последователь антихриста изображается: а) отвергающим воплощение Христово:

2Ин. 1:7. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшого во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Сравн. 1Ин. 4:3.

б) Отвергающим Бога Отца и Сына:

1Ин. 2:22. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.

в) Затем обманщиком, лжехристом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных:

Мф. 5:5. Ибо многие прийдут под именем Моим, и будут говорить: я Христос, и многих прельстят.

24. Ибо воСстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Пришествие главного антихриста будет по действию сатаны и будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами:

2Фес. 2:9. Которого (антихриста) пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными.

Деян. 13:13. И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми.

14.И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

Который будет преследовать Святых:

Откр. 13:7. И дано было ему (антихристу) вести войну со святыми, и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

Но Иисус Христос антихриста убьет духом уст Своих:

2Фес. 2:8. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего.

Дан. 7:11. Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какия говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение и огню.

III. Возражения заблудшего и ответы православного сына Церкви об антихристе

Заблудший . Антихристы – неверующие во Христа.

Православный . Делаешь ошибку: «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Значит, суть не в вере только. Ты вот веруешь в И. Христа?

Заблудший. Верую.

Православный. И называешься духовным христианином?

Заблудший. Да, я исповедую Христа духовно, как и наша братия исповедует.

Православный. А вот Ап. Иоанн Богослов говорит: «всякий дух, не исповедующий И. Христа, пришедшого воплоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (обольститель) (1Ин. 4:3; 2Ин. 1:7).

Заблудший . Я верю, что Он пришел во плоти.

Православный . А бесы разве этому не верили? Чем же ты будешь отличаться от антихриста, если будешь только веровать?

Заблудший . Не знаю.

Православный . Слушай, «всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога: пребывающий в учении Христовом имеет Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Ин. 1:9–10).

Заблудший . Наша братия следует евангельскому учению.

Православный . Не только, что евангельскому (тому, что в писанном или печатном Евангелии) учению, а вообще нужно следовать учению Христову. Разве Евангелие написал Христос? Разве Он только то сделал, говорил и повелел исполнять, что значится в Евангелии?

Заблудший . Все, что заповедал Христос ученикам, нужно исполнять.

Православный. А где это «все» пересчитано? В св. Писании мы имеем только следы этого всего, а искать его нужно во всей Церкви Христовой. Если бы это было так, то тогда ваша братия поняла бы, что не только духовно нужно исповедывать Христа, а и телесно; не только веровать в Таинства, а и принимать их в самом деле, и многое другое. Словом – исповедывать Христа во плоти не значит только веровать в Его плотское пришествие и считать себя духовным, т. е. быть христианами только по названию, а не на деле.

Заблудший. Наша братия считает себя очищенными чрез слово Божие в духе.

Православный . А антихрист разве не дух? Разве он не считает себя духовным? Разве и он не знает слова Божия? Знает хорошо (см. Мф. 4:1–11). Затем, разве он считает и будет считать себя мерзким, нечистым и лживым? Напротив, и он считает себя правым, чистым и достойным; чрез заносчивую гордость свою он и пал, и теперь также упорен, как и раньше. Какоеже отличие духовных христиан от последователей антихриста, если они, гордясь своей напускной святостью, знанием слова Божия, отвергают все нужное освящение в Церкви Христовой, весь ее видимый строй и уставы, и довольствуются одним знанием, одной духовностью?

Заблудший . Отличия никакого: но они говорят, что не стоят против Христа, а диавол будет стоять.

Православный . Разве сатана будет стоять против Христа открыто только? Он хитр: «иногда и сатана принимает образ ангела светлого» (2Кор. 11:14), дабы легче обольстить людей. Что удивительного, если его последователи, под видом христиан (2Тим. 3:5), будут действовать в его пользу? Они будут казаться самыми духовными, самыми чистыми, самыми искренними почитателями Христа и соблюдающими Его заповеди, а между тем они – слуги антихриста, и под видом благочестия духовного, отвергши всю Церковь Христову, все внешнее, будут гнать (стоять против, поносить и преследовать) истинных христиан и в гордости превозноситься выше всякой святыни, чтимой ими. Вот что говорит св. Писание: «Откроется сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фес. 2:4). Ваша братия разве не превозносится выше христианской святыни (всего, что относится к Богу), называя христиан православных за почитание святыни идолопоклонниками, и называет только себя храмом Божиим?

«Дух ясно говорит, что некоторые отступят от веры, внимая обольстителям и учениям бесовским» (духовно злым). «От веры отступив, некоторые уже уклонились в пустословие». Будет время, когда здравого учения принимать не будут. Будут люди горды» (1Тим. 1:72Тим. 4:3; 3:1–5). Антихрист попытается отменить у христиан даже праздники и закон: «словеса на Вышнего возглоголет, и святых Вышнего смирит, и помыслит пременити времена и закон» (Дан. 7:20–25).

Вот каков будет антихрист и вот каковы будут его действия под видом духовности38.

* * *

38

Разговор правосл. со штундистом, свяш. П. Тихвинский, стр. 108.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle