Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека митрополит Иоанн Зизиулас Христологические основания экклезиологии митрополита Иоанна (Зизиуласа)
Распечатать
иеромонах Афанасий (Букин)

Христологические основания экклезиологии митрополита Иоанна (Зизиуласа)

Содержание

Введение Основные положения Ключевая проблема Заключение Источники и литература  

 

В статье рассматривается один из базисных принципов, закладываемых митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом) в основу своей экклезиологии. Зизиулас предлагает тринитарное видение Церкви. А потому оно может быть рассмотрено в двух аспектах – христологическом и пневматологическом. В данном случае рассматривается христологическая сторона вопроса. Это связано не с ее большей или меньшей важностью, а с хронологическим принципом. Сам Зизиулас именно с этого начинает излагать свою экклезиологическую систему. В связи с этим основные положения его учения о Церкви будут рассмотрены именно в свете христологического видения. Подобный подход позволяет увидеть как положительные, так и отрицательные стороны богословия владыки Иоанна.

Введение

В XX в. ключевой темой богословских дискуссий была экклезиология. В этих дискуссиях можно выделить две ключевые фигуры, протоиерея Георгия Флоровского и протопресвитера Николая Афанасьева, которые оказали серьезное влияние не только на русскую богословскую мысль и даже не только на православное видение Церкви, но и практически на весь христианский мир. Одним из их учеников является митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Протоиерей Георгий Флоровский был его учителем во время учебы в докторантуре Гарварда1, а от протопресвитера Николая Афанасьева он воспринял идею того, что в качестве центрального явления в бытии Церкви и почти тождественного с ней выступает Святая Евхаристия2. Долгое время Зизиулас был сопредседателем православно-католической комиссии по богословскому диалогу3, а также на протяжении нескольких десятилетий был преподавателем догматического богословия в различных университетах по всему миру4. А потому, учитывая его влияние как преподавателя и видного иерарха, представляется важным быть в курсе его богословского видения. На данный момент на русском языке имеется мало исследований, посвященных его экклезиологии. Среди них следует особо выделить относительно недавно переведенную на русский язык работу Мирослава Вольфа5, которая хотя и является весьма подробной и обстоятельной, однако, ввиду конфессиональной принадлежности автора, представляет собой в каком-то смысле взглядом извне. Весьма интересны также работы Андрея Шишкова6 и Александра Солонченко7, однако рассматриваемый нами аспект в них либо не затрагивается вовсе, либо упоминается как бы мимоходом. В данной статье мы хотели бы обратить внимание не столько на отдельные положения экклезиологии Зизиуласа, сколько на то, какие принципы он закладывает в основу этих положений, а именно на христологические основания богословской системы владыки Иоанна.

Основные положения

Вслед за протоиереем Георгием Флоровским8 он делает особый акцент на связи экклезиологии с христологией, даже предлагая взгляд на учение о Церкви как на органический раздел христологии9. Это не означает, что в экклезиологии отрицается фундаментальное положение, занимаемое Святым Духом и в целом Святой Троицей, которая является основанием Церкви. Здесь, по мнению владыки Иоанна, вопрос ставится несколько иначе, речь идет о том, с чего следует начинать при рассмотрении Церкви: «с феномена Церкви как «общества», или со значения личности Христа как Воплощенного Слова, Который содержит в Самом Себе «многих»? Этот вопрос имеет жизненную важность для изучения единства Церкви»10. Таким образом, христология является тем основанием, с которого следует начинать разговор о единстве Церкви.

Зизиулас указывает на раннехристианское понимание Господа Иисуса Христа как центра единства кафолической Церкви, распространенной по всему миру. И именно с Ним должно соотносить епископов, возглавляющих местные Церкви во всех концах земли11. Единство вселенской Церкви состоит не во взаимном дополнении частей или в демократическом союзе большинства, но в совпадении в «мысли12 Иисуса Христа»13 епископов отдельных местных Церквей14.

По мнению одного из исследователей богословия владыки Иоанна, «в основе всего учения митрополита Иоанна (Зизиуласа) лежит диалектика «одного» и «многих». Все части его богословской системы демонстрируют ориентацию на отношения между «одним» и «многими»15. И это очень близко к правде. В связи с христологическим видением митрополит Иоанн рассматривает Церковь как корпоративную Личность Христа, включающую в Себя многих16. По его мнению, в исторических основаниях Церкви и Божественной Евхаристии глубоко укоренена взаимосвязь последней с сознанием того, что благодаря Евхаристии «многие» объединяются не в какое-то абстрактное единство, но в Тело Христово (см. 1Кор.10:16; 12:27; Еф.1:23; 4:12–16; 5:30; Кол.1:18–24). И тем самым многие формируют не нечто одно, а именно «одного Господа» (Еф.4:5)17.

Как полагает Зизиулас, эта взаимосвязь «многих» и «Одного», указывает на то, что исторические основания единства в Евхаристии восходят к иудео-христианской традиции раба Божия или раба Господня, соотносящейся с сознанием своего единства народом Израиля, с которой, по его мнению, ассоциировал себя Иисус Христос18. Владыка указывает на то, что в Евангелии от Луки (Лк.22:37) (ср. Ис.53:12) Господь определенно соотносит Себя с личностью раба Божия, как и в прочих местах, связанных со страданиями Иисуса Христа, а также на удивительное соответствие истории раба Божия со страданиями Господа (Мф.27:38 или Мк.15:27 или Лк.23:32, 39 в соотнесении с Ис.53:9)19. Если для синоптиков в этом отношении наиболее характерным является обращение к образу раба Божия, то евангелист Иоанн Богослов в евхаристическом контексте использует образ Сына Человеческого (см.Ин.6). Однако при различии терминологий налицо единое сознание того, что в Евхаристии «многие» становятся «Одним», а «Один» включает «многих» – народ Божий20. Таким образом, утверждает Зизиулас, связь Евхаристии с пониманием единства «многих» c «Одним», предлагающим Себя от их имени, «является столь же древней, сколь и само христианство»21. Исходя из этого, он считает возможным говорить о «корпоративной личности»22 Христа23, используя терминологию, предложенную библеистом Генри Робинсоном24, для объяснения такой особенности семитского мышления, как естественный переход от «одного» ко «многим» и наоборот25. В отношении Христа речь идет о Его восприятии с одной стороны как индивидуальности – открывшего Себя миру исторического Иисуса Христа, воплощенного Бога-Слова, а с другой стороны – Христа как Церкви26. Эта концепция является ключевой для понимания экклезиологии митрополита Иоанна, однако, как отмечает М.Вольф, даже его ученик и толкователь Пол Макпартлан, указывает на недостаточную ясность этой концепции в ее приложении ко Христу27. «Многие» в лице Церкви и «Один» Христос становятся одним Телом Христовым именно в Евхаристии, в ней расстояние между Христом и Церковью перестает существовать28. Поэтому в экклезиологии Зизиуласа именно Евхаристия занимает центральное место как идеальное Таинство единства и видимое воплощение тайны Церкви29.

Являясь экклезиологическим действием, Евхаристия выявляет Церковь, и потому Зизиулас считает неоправданным служение Литургий отдельно для учащихся, или детей, или представителей какой-нибудь профессии, потому что в церковной общине должны преодолеваться все естественные и социальные разделения30. Совершение таких Литургий нарушает единство Церкви. Не могут быть экклезиологическими в Церкви и такие явления как филетизм или национализм, это опять же вносит в нее разделение, упраздняет единство31. Если на евхаристическом собрании имеет место какого-либо рода дискриминация, возвышение одних над другими, или ограничение по отношению к какой-либо группе лиц по национальному, половому, социальному, возрастному или профессиональному признаку, то оно с точки зрения владыки не может быть в подлинном смысле названо Евхаристией32.

Единство Церкви никогда не является единством нас в противоположность к ним, но это такое единство, при котором я имею свое бытие, мы имеем наше бытие и они имеют свое бытие, но при этом все мы одно во Христе33. Хотя существуют церковные объединения, доступные для социологического исследования, они никоим образом не являются основанием церковного единства, а скорее являются проявлениями единства во Христе, если, конечно, они не противопоставляют себя Церкви. Вот почему святой может быть отделен от конкретной «общины», однако находиться в подлинном кафолическом единстве с Церковью. Церковь при этом не является каким-то новым сообществом, наряду с другими сообществами, противопоставляя себя им; она не представляет собой и «третью расу», наряду с «еврейскими» и «греческими» сообществами, так же как христиане не составляют некий биологически третий пол, ни мужской, ни женский. Экклезиологическое бытие, таким образом, в самом себе включает полноту многообразия истинного бытия, оно усваивает без поглощения все разнообразие форм бытия34.

Только при рассмотрении Евхаристии как откровения Церкви в ее идеальном и историческом единстве, а епископа в первую очередь как того, кто возглавляет евхаристическое собрание, которое объединяет Церковь Божию в пространстве и времени, можем мы распознать в каждом из них их глубокое экклезиологическое содержание35. Тогда из единства Церкви в Евхаристии вытекает и ее единство в епископе36. Очень важным считает Зизиулас тот факт, что в ранней Церкви, особенно у сщмч.Игнатия Антиохийского, заметен сильный акцент на необходимости сохранения одной Евхаристии, под руководством одного епископа, совершаемой на одном престоле37. И как он показывает, это не мечтательные рассуждения, а подлинная реальность первых веков38. Причем такое мышление сохранялось и впоследствии после возникновения приходских общин, возглавляемых пресвитерами. Так или иначе, но в совершаемой ими Евхаристии всегда обозначалась39 и по сей день обозначается связь с Литургией епископа, возглавляющего епархию. Пресвитер совершает Евхаристию от имени епископа, который остается единственным подлинным главой тела Церкви Божией. Как он образно выражается, отдельные седалища сопрестолия (σύνθρονος), рассеялись, но не сформировали отдельных центров евхаристического единства, они стали радиусами того же самого круга вокруг единственного центра, занимаемого епископом40.

Ключевая проблема

Кроме того, на епископа Зизиулас переносит концепцию «корпоративной личности», предложенную им для рассмотрения взаимоотношений Христа и Церкви. Сам он говорит, что возможность того, что в епископе «один» становится «многими», а «многие» становятся «одним», является тайной христологии и пневматологии, тайной Церкви и одновременно тайной Евхаристии41. Исследователи отмечают, хотя напрямую это и не утверждается владыкой Зизиуласом, что, епископ в его богословской системе становится корпоративной личностью своей общины42.

Согласно П.Макпартлану43, мы можем усмотреть некоторую эволюцию взглядов митрополита Иоанна. Если в 1969 г. он говорит о том, что «епископская коллегиальность есть не коллективное единство, а единство в тождестве»44, то уже в 1982 г. он утверждает, что как отдельные члены общины местной Церкви объединяются в «одном» епископе, являющем собой Христа, так и «многие» местные Церкви должны объединяться в одну, чтобы их Евхаристия была экклезиологически верна45. При этом принцип «одного» и «многих» распространяется не только на епископа, который собирает в себе многих членов своей общины. Первый среди епископов области в соответствии с 34-м правилом свв.Апостолов делает то же самое на уровне митрополичьего округа46. Нечто подобное Зизиулас допускает и на уровне вселенской Церкви47. Однако это не право юрисдикционной власти над другими общинами, а скорее координационное право регуляции отношений между всеми общинами48. Он видит допустимым первенство на вселенском уровне при условии, что при этом каждая местная Церковь распознается как кафоличная, т. е. полноценная и самостоятельная, и вместе с тем проявляется единство и единственность Церкви во всем мире. В таком случае служение вселенского primus было бы не только полезным, но даже необходимым для единой Церкви49. При этом П.Макпратлан подчеркивает, что следует с осторожностью говорить о переносе Зизиуласом принципа «корпоративной личности», действующего в отдельно взятых местных Церквях на местные Церкви по всему миру50.

Заключение

В заключение следует отметить, что экклезиологические воззрения митрополита Зизиуласа основаны на идее того, что христология лежит в основании церковного единства. При этом, по сути, в основе этого видения лежат библейские концепции раба Божия (или раба Господня) и Сына Человеческого, перенося которые на взаимоотношения Христа и Его Церкви, Зизиулас переформулирует в единую концепцию «одного» и «многих». Исходя из этого, им формулируются следующие положения. Единство Церкви заключается в христоцентричном единомыслии епископов, возглавляющих церковные общины. Разделение епархии на приходы под управлением пресвитеров не упраздняет единства в епископе. Состоя из многочисленных членов, Церковь становится единой в Едином Христе посредством Евхаристии, более того в ней Церковь и Христос становятся тождественными. Как не разделяется Христос, так не должна разделяться Евхаристия, по какому бы то ни было социальному или естественному принципу. Несколько выходя за рамки собственно христологии, владыка Зизиулас переносит принцип «один–многие» на епископа и даже на Вселенскую Церковь, это положение его богословской системы следует назвать наиболее спорным и наименее богословским обоснованным.

Источники и литература

Источники

1. Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в Синодальном переводе с комментариями и приложениями). М.: РБО, 2008. 2047 с.1.

2. Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: очерки о личности 2. и Церкви / Предисл. прот. Иоанна Мейендорфа; пер. с англ. Д.М.Гзгзяна. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. 280 с.

3. Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви / Пер. с англ. (Серия «Современное богословие»). М.: Изд-во ББИ, 2012.

4. Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия: сборник статей по православной экклесиологии/ Пер. с греч. иером.Леонтия (Козлова). Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. 

5. Писания мужей апостольских / предисл. Р.Светлова. СПб.: Амфора, 2007.

6. Zizioulas J.D. Eucharist, Bishop, Church: The Unity of the Church in the Divine Eucharist and the Bishop During the First Three Centuries / trans. by E. Theokritoff. Brookline, Massachusetts: Holy Cross Orthodox Press, 2001.

7. Zizioulas J.D. Eucharistic Communion and the World / ed. by L.B.Tallon. London: T&T Clark, 2011.

8. Zizioulas J.D. The One and the Many: Studies on God, Man, the Church, 8. and the World Today / ed. by fr.Gregory Edwards. – 1st ed. – Alhambra, CA: Sebastian Press, 2010.

Литература

9. Александров В.В. Богословие отца Николая Афанасьева // Афанасьев Н., протопр. Церковь Божия во Христе: сборник статей / Протопресвитер Николай Афанасьев; [сост. А.А.Платонов; сост, пер., ред. В.В.Александров; пер.свящ.Ф.Парфенов]. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. С.23–46.

10. Вольф М. По подобию Нашему. Церковь как образ Троицы / пер. с англ. О.Розенберг. Черкассы: Коллоквиум, 2012.

11. Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. / сост. И.Х.Дворецкий, под.ред. С.И.Соболевского. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958.

12. Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. / М.: Изд.Сретенского монастыря, 2004. Т.1: Очерки из истории догмата о Церкви.

13. Флоровский Г.В., прот. Христос и Его Церковь // Лосский В.Н. Богословие и Боговидение / Общ.ред. В.Писляков. М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 2000. С.600–615.

14. Шишков А.В. Первенство в Церкви в богословии митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб, 2014. Т.15. Вып.1. С.32–40.

15. Шишков А.В. Структура церковного управления в евхаристической экклезиологии // Вестник ПСТГУ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. Серия I: Богословие. Философия. Вып.1 (57). С.25–38.

16. Brown A. On the Criticism of Being as Communion in Anglophone Orthodox Theology // The Theology of John Zizioulas: Personhood and the Church. Doyle D. M. Communion Ecclesiology: Vision and Versions / Maryknoll, NewYork: Orbis Books, 2000.

17. McPartlan P. The Eucharist Makes the Church: Henri de Lubac and John 18. Zizioulas in Dialogue / 2nd edition. USA, VA, Farefax: Eastern Christian Publications, 2006.

Электронные ресурсы

19. Архиепископ Иов (Геча) сменил митрополита Иоанна (Зизиуласа) на посту сопредседателя православно-католической комиссии по богословскому диалогу // Агентство религиозной информации «Благовест-Инфо». – URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=68627 (дата обновления: 30.06.2016; дата обращения: 29.09.2016).

20. Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви» // Патриархия.ru. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html (дата обновления: 26.12.2013; дата обращения: 01.02.2016).

21. Солонченко А. Исторические и богословские предпосылки генезиса и развития богословской методологии митрополита Иоанна (Зизиуласа) // Портал Богослов.Ru. – Ч.1. – URL: http://www.bogoslov.ru/text/4415073.html (дата обновления: 02.02.2015; дата обращения: 12.10.2015).

22. Солонченко А. Исторические и богословские предпосылки генезиса и развития богословской методологии митрополита Иоанна (Зизиуласа) // Портал Богослов.Ru. – Ч.2. – URL: http://www.bogoslov.ru/text/4428043.html (дата обновления: 10.02.2015; дата обращения: 12.10.2015).

23. Солонченко А. Исторические и богословские предпосылки генезиса и развития богословской методологии митрополита Иоанна (Зизиуласа) // Портал Богослов.Ru. – Ч.3. – URL: http://www.bogoslov.ru/text/4441793.html (дата обновления: 19.02.2015; дата обращения: 12.10.2015).

24. Солонченко А. Исторические и богословские предпосылки генезиса и развития богословской методологии митрополита Иоанна (Зизиуласа) // Портал Богослов.Ru. – Ч.4. – URL: http://www.bogoslov.ru/text/4458121.html (дата обновления: 04.03.2015; дата обращения: 12.10.2015).

* * *

1

См.: Предисловие к русскому изданию // Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия: сборник статей по православной экклезиологии. Богородице-Сергиева Пустынь,  2009. С.7–8.

2

См.: Александров В.В. Богословие отца Николая Афанасьева // Афанасьев Н., протопр.  Церковь Божия во Христе: сборник статей. М., 2015. С.43.

3

См.: Архиепископ Иов (Геча) сменил митрополита Иоанна (Зизиуласа) на посту  сопредседателя православно-католической комиссии по богословскому диалогу // Агентство религиозной информации «Благовест-Инфо». URL: http://www.blagovest-info.ru/index. php?ss=2&s=3&id=68627 (дата обновления: 30.06.2016; дата обращения: 29.09.2016).

4

См.: Предисловие к русскому изданию // Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия… С. 8–9.

5

Вольф М. По подобию Нашему. Церковь как образ Троицы. Черкассы, 2012.

6

Шишков А.В. Первенство в Церкви в богословии митрополита Пергамского Иоанна  (Зизиуласа) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. / СПб, 2014. Т.15. Вып.1. С.32–40; Он же. Структура церковного управления в евхаристической экклезиологии // Вестник ПСТГУ. / М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. Серия I: Богословие. Философия. Вып.1 (57). С.25–38.

7

Солонченко А. Исторические и богословские предпосылки генезиса и развития богословской методологии митрополита Иоанна (Зизиуласа) // Портал Богослов.Ru.

Ч.1. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4415073.html;

Ч.2. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4428043. html;

Ч.3. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4441793.html;

Ч.4. URL: http://www.bogoslov.ru/ text/4458121.html.

8

См.: Флоровский Г. В., прот. Христос и Его Церковь. С.601–602. Сам Зизиулас ссылается на работу отца Георгия «Le Corps du Christ vivant» в книге La sainte Église universelle.  Confrontation oecumenique, 1948, P.12. Cf.: Zizioulas J.D. Eucharist, Bishop, Church. P.16; P.35, note 39.

9

Ibid. P.16. Cf.: Zizioulas J.D. Eucharist, Bishop, Church. P.15.

10

Ibid. P.16. 

11

Cf.: Ibid. P.162.

12

Зизиулас, цитируя эти слова, оставляет непереведенным греческое слово γνώμη, которое можно перевести как ум, сознание, мысль, воля (См.: Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. М., 1958. Т.I. С.327–328).

13

Игнатий Антиохийский, сщмч. Послание к Ефесянам. Гл.III // Писания мужей апостольских. СПб., 2007. С.387.

14

Cf.: Zizioulas J.D. Eucharist, Bishop, Church. P.154.

15

См.: Солонченко А. Исторические и богословские предпосылки...

16

Cf.: Doyle D.M. Communion Ecclesiology: Vision and Versions. Maryknoll, New-York, 2000. P.160.

17

Cf.: Zizioulas J.D. Eucharist, Bishop, Church. P.54.

18

Cf.: Ibid.

19

Cf.: Ibid. P.71, note 47.

20

Cf.: Zizioulas J.D. Biblical aspects of the Eucharist // Eucharistic Communion and the World. P.13–14.

21

Zizioulas J.D. Eucharist, Bishop, Church. P.54.

22

В различных русских изданиях работ Зизиуласа и исследователей его богословия приводятся различные переводы этого термина: «коллективная личность» (См.: Вольф М. По подобию нашему. Церковь как образ Троицы. С.87, прим.11), «совокупная личность» (См.: Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость. С.134) и, наконец, «корпоративная личность» (См.: Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение. С.145, прим.7). Мы решили отдать предпочтение последнему, с одной стороны как наиболее часто встречающемуся, а с другой стороны как филологически более оправданному, т.к. в нем пусть и в заимствованной из латинского форме сохраняется понятие тела (corpus), которое является важным для понимания экклезиологии в целом и богословия владыки Иоанна в частности.

23

Cf.: Zizioulas J.D. The Mystery of the Church in Orthodox Tradition // The Oneand the Many: Studies on God, Man, the Church, and the World Today. P.142.

24

Зизиулас ссылается на его работу: Robinson W.H. The Hebrew Conception of Corporate Personality. Berlin, 1936. См.: Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение. С.145, прим.7.

25

См.: Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость. С.134.

26

См.: Шишков А.В. Структура церковного управления в евхаристической экклезиологии. С.30.

27

См.: Вольф М. По подобию нашему. Церковь как образ Троицы. С.86, прим.11.

28

См.: Там же. С.120.

29

См.: Там же. С.86.

30

См.: Иоанн (Зизиулас), митр. Евхаристия и Царство Божие // Церковь и Евхаристия. С.283.

31

См.: Он же. Вместо послесловия: о явлении Церкви в истории // Церковь и Евхаристия…С.316.

32

См.: Он же. Бытие как общение. С.261, в т.ч. прим.11.

33

Cf.: Brown A. On the Criticism of Being as Communion in Anglophone Orthodox Theology // The Theology of John Zizioulas: Personhood and the Church. P.75.

34

Cf.: Ibid. P.75.

35

Cf.: Zizioulas J.D. Eucharist, Bishop, Church. P.14.

36

Cf.: Ibid. – P.68.

37

Ср., напр., Игнатий Антиохийский, сщмч. Послание к Филадельфийцам. Гл.IV. // Писания мужей апостольских. С.426.

38

Cf.: Zizioulas J.D. Eucharist, Bishop, Church. P.159.

39

Cf.: Ibid. P.220–225.

40

Cf.: Ibid. P.227.

41

Cf.: Zizioulas J.D. The Ecclesiological Presuppositions of the Holy Eucharist // Eucharistic Communion and the World. P.108–109.

42

См.: Шишков А.В. Структура церковного управления в евхаристической экклезиологии. С.31; Вольф М. По подобию Нашему... С.136; McPartlan P. The Eucharist Makes the Church: Henri de Lubac and John Zizioulas in Dialogue. USA, 2006. P.186.

43

Cf.: McPartlan P. The Eucharist Makes the Church. P.203–211.

44

Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение. С.171.

45

Cf.: Zizioulas J.D. The Ecclesiological Presuppositions of the Holy Eucharist. P.109.

46

Cf.: Zizioulas J.D. Primacy in the Church: An Orthodox Approach // The One and the Many: Studies on God, Man, the Church, and the World Today. P.269.

47

Критику этого видения митрополита Зизиуласа можно увидеть в документе, принятом на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года. См.: «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви» // Патриархия.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html (дата обновления: 26.12.2013; дата обращения: 01.02.2016).

48

Cf.: Ibid. P.270.

49

Cf.: Ibid. P.273.

50

Cf.: McPartlan P. The Eucharist Makes the Church. P.209.


Источник: Афанасий (Букин), иеромонах. Христологические основания экклезиологии митрополита Иоанна (Зизиуласа) // Христианское чтение. 2016. № 6. С. 128-138.

Комментарии для сайта Cackle