Источник

Глава 2

Приближался, между тем,

день великий бранный,

Страшный день, грозящий всем

смертью, кровью, раной...

Чья победа, чей урон –

показать при встрече

Вышли смело с двух сторон

два бойца на сечу.

Неделя о мытаре и фарисее

От грехов копьем грозил

фарисей надменный,

Но в главу его сразил

наш мытарь смиренный.

Только первый бой утих –

Добродетель встала,

К битве воинов своих

созвала немало.

Масленица

И велела им, любя,

прежде битвы часа

Не отягощать себя

тучным грузом мяса,

Чтоб, в неделю легче став,

смело в бой летели.

У грехов – иной устав:

ели, пили, пели,

Строились в недельный срок –

вялы все и сонны.

Поклоны начинаются тогда

Стали в среду и пяток

тяжки им поклоны.

Вот на поле все войска

вышли к часу боя,

На полет стрелы пока

стали строй от строя.

И оружие своим

воинам раздали,

Дали наставленья им

и сигнала ждали.

Добродетелей чины

впереди стояли

И с восточной стороны

славою сияли:

Царица-Смирение

Благоутробие – Целомудрие – Любовь – Пост – Кротость – Набожность

Предводители полков

ряд примкнули к ряду.

Обозрев их, нам таков

видится порядок.

1. Вот – Смирения полки.

Ими предводили

Те, кто сладость благ мирских

в суету вменили.

Этот мир и плоть свою

так они презрели –

Лишь врагов побить в бою –

их сердца горели.

2. Вот – Благоутробья стан,

в подвигах прославлен,

Милостивый Иоанн

во главу поставлен.

Апокалипсис, 4 глава

3Целомудренных начал –

старцев лик возглавил –

Те, кто женщин не познал,

девственность прославил.                 

4. Далее – войска Любви,

их святые власти

Делят здесь ряды свои

на две равных части:

Любви к Богу

Первый – мучеников строй,

над которым главный

Свят Димитрий,

с ним герой –

Стратилат преславный.

Любви к ближнему

Части же второй полки

все за властелина –

В Благовестии Луки

чтут Самарянина.

5. Тысячники войск Поста –

кто всю жизнь постится

И в смиренной плоти стал

легким, словно птица.

6Кротости войска – смотри –

против злобы мира

Ныне возглавляют три

сильных командира.

Их терпенье петь – нет слов:

над судьбой ненастной

Встали праведный Иов,

Иосиф Прекрасный,

С ними, славой осиян

и венца достоин,

Страстотерпец Иоанн –

благочестный воин.

7Набожности вот бойцы –

всем даны таланты –

Здесь псалмов святых певцы,

славны музыканты.

Этим ликом вдаль и вширь

сладко, неустанно

Воспевается Псалтирь,

слышен звон тимпанов.

Капельмейстеры у них –

мастера в искусстве,

За стихом слагая стих,

петь в высоком чувстве.

Дамаскин великий здесь

рядом с Феофаном,

Чьих светла канонов песнь,

и с певцом Романом.

Добродетелей войска –

строй стоит пред нами, –

И у каждого полка –

командир и знамя.

Вот смиренных впереди

ясно видим лица.

Все – с крестами на груди,

в латах-власяницах,

Шлемы-клобуки у них,

и, к сраженью ловок,

Обузданье тел земных –

пояс из веревок.

И когда врагов войска

встанут пред очами,

Четки вдруг блеснут в руках

острыми мечами.

На плечах у всех плащи –

мантии чернеют.

Лучше войска – не ищи:                все преодолеют.

Им названье может быть –

и кавалергарды:

Словом Божьим нечисть бить –

посильней бомбарды.

Милостыни старшина

ларчик, полный злата,

Держит крепко, в нем – казна

против супостата, –

Как боезапас, она.

Дальше – полк великий

И плотнее, чем стена:

Вот – «наемных» лики.

Полк «наемный» – это те,

кто всей жизнью тленной

Служит Богу в нищете,

неотяжеленный.

Девственников светел ряд.

Всех – бела одежда,

Лилии в руках, как сад,

а в сердцах – надежда

На победу добрых сил

в предстоящей битве.

Каждый Господа просил

лишь о ней в молитве.

Воеводы сил Любви

пламенно-прекрасны.

Пламя – в сердце, огнь – в крови,

блещут очи ясно.

Постники, взяв сухари

и сырую воду,

Сломят, как богатыри,

плотскую природу.

Кротким злоба не вредит,

гнев и зависть – мимо.

Столп терпения стоит

непоколебимо.


Источник: Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом / свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгор. и Обоян. (1705-1754 гг.) ; Церковнослав. текст и соврем. пер., сдел. прот. И. Кобелевым в 2001 г. - Белгород : Белгор. и Старооск. епархия, 2005 (ГП Белгородская обл. тип.). - 99 с.

Комментарии для сайта Cackle