Краткие сведения о Всероссийских патриархах

Источник

Содержание

Патриарх Иов Патриарх Гермоген Патриарх Филарет Патриарх Иоасаф 1–й Патриарх Иосиф Патриарх Никон Патриарх Иоасаф 2–й Патриарх Питирим Патриарх Иоаким Патриарх Адриан  

 

Русская церковь с конца ХVІ–го до начала ХVIII–го столетий украшалась Всероссийскими патриархами.

Царь Феодор Иоаннович, по усердию своему к церкви, возымел желание, чтобы по примеру Восточной церкви и Русская имела у себя патриарха. Все то время прибыл в Россию Восточный патриарх Иоаким – царь вступил с ним в совещание касательно своего намерения. Иоаким, соглашаясь с мыслями царя, общался содействовать исполнению его намерения. Немного спустя времени, прибыл в Россию и другой патриарх Иеремия. Он объявил царю, что прибыл от лица Вселенских патриархов, учредить в России патриаршество. Скоро приступлено было и к избранию патриарха на кафедру. Вселенский патриарх Иеремия, как известный своею ревностию к церкви, прежде всего был по мыслям царя и народа, вследствие чего его и просили занять Всероссийский престол; Иеремия благодарил царя за такое предложение, но высказал, что быть ему патриархом в России, без согласия Восточных патриархов, нельзя, и прибавил, что цель прибытия его в Россию – только учредить патриаршество.

10–го Января 1589 года, приступлено было к избранию на Всероссийскую кафедру патриарха из Русских святителей. Созван был собор святителей во храм Успения, в придел Похвалы Богоматери, под председательством самого царя. Назначены были достойными кафедры Всероссийкой: Иов Митрополит, Александр Епископ Новгородский, Варлаам Епископ Ростовский и некоторые другие. Собор единогласно избрал Иова.

26–го Января происходило посвящение нареченного патриарха. Литургию совершал Вселенский патриарх Иеремия, в присутствии самого царя, при многочисленном стечении народа. После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия вручил новопоставленному патриарху посох, a царь возложил на него панагию и драгоценный клобук, причем говорил речь.

Патриарх Иов

Первый патриарх Иов возведен был в сан Всероссийского патриарха при царе Феодоре Иоанновиче в 1589 году. Иов был ревностным защитником православия. Когда самозванец Лжедимитрий и приверженцы его желали водворить латинскую веру и свергнуть с престола Иова, он потерпел тяжкие испытания. Однажды, когда совершал он Божественную литургию в церкви Успения Богоматери, то мятежники схватили его и вывели на позор народа. Когда выходил он из церкви, снял с себя святительские одежды и панагию и положил их пред образом Богоматери: «здесь удостоен был», говорил патриарх, «Святительского сана и доселе хранил неприкосновенность веры, теперь вижу торжество ереси и обмана Мати Божия, спаси православие.» Иов отправлен был в заключение в Старицкий монастырь. Гермоген, занявший престол патриарший после Иова, зная заслуги его для церкви и отечества, посылал к заключенному Иову: «удостой нас видеть тебя и слышать твой сладкий глас». Иов приехал и прибыл в церковь Успения Богоматери, наполненную народом. Он стал подле патриаршего места. Гермоген и народ при виде Иова, плакали и рыдали и просили его, уже ослепшего и престарелого старца, простить их согрешения. Все клялись быть верными церкви и отечеству; и умоляли Иова, как святого старца, благословить царя Василия Иоанновича и всю Россию. Отправившись в прежний Старицкий монастырь, Иов на дороге скончался. Это было 8 Марта 1607 года.

Патриарх Гермоген

Второй Всероссийский патриарх был Гермоген. Он возведен был на патриарший престол из Казанских митрополитов. Гермоген был ревностным и незабвенным пастырем церкви. Когда после самозванца Лжедимитрия воцарился другой, под именем Тушинского, бояре и русская чернь взволновались и производили возмущения. Народ, помня веселые дни самозванца Лжедимитрия, желал, чтобы вместо царя Василия Иоанновича Шуйского возведен был на царство самозванец. Гермоген крепко стоял за царя. Когда происходила осада Троицкого монастыря Поляками, и когда Москва и почти все города были разорены, в Москве вспыхнуло возмущение. Мятежники требовали, чтобы царем Русским был польский королевич Владислав. Все убеждения патриарха были тщетны. Так друг царя, патриарх не соглашался исполнить требование народа. Между тем, в церквах молились о спасении царя. Народ, не слушая никаких убеждений патриарха, свергнул с престола царя и заключил его в Чудов монастырь. Когда изменники начали снова требовать от патриарха возвести на царство польского королевича, Салтыков подступил к патриарху с ножем. Осенив его крестным знамением, патриарх сказал: «это знамение против ножа твоего. Боюсь единого Бога, на небесах живущего». Раздраженные изменники приставили к патриарху стражу, и в неделю Ваий провели его между двумя рядами иностранных ратников. Как-бы подражая шествию Спасителя на вольное страдание и смерть, Гермоген и сам готовился на ожидавшую его смерть. Он был заключен в Чудов монастырь, где и умер голодною смертию 17 Февраля 1612 г.

Патриарх Филарет

Третий патриарх был Филарет. Первоначально он жил в супружестве. Сам он именовался Феодор, а супруга его Ксения. Оба они пострижены были в монашество, один под именем Филарета, а другая – Марфы. Филарет, происходивший из фамилии бояр Романовых, возведение был в сане Ростовского митрополита. Когда приверженцы самозванца устремились на Ростове, Филарет в то время спокойно продолжал совершать богослужение. Изменники подступили к служащему: святителю, сорвали с него священные одежды и повлекли в Тушино. Здесь в тяжком плену он провел немало времени. Когда на престол Русский возведен был юный Михаил Феодорович, сын Филарета, для него настало лучшее время. Как мудрый и опытный муж, он помогал своему сыну в управлении Россиею – также и царь ничего не предпринимал без совета и благословения своего родителя. Тогда Россия начала оживляться, раздоры прекращаться и начало водворяться спокойствие. Вследствие заслуг, оказанных отечеству, сей патриарх почтен был титулом Великого Государя. Скончался патриарх Филарет 1633 года, Октября 1–го дня.

Патриарх Иоасаф 1–й

Четвертый патриарх был Иоасаф первый. В сан патриарший он возведен был в 1634 году 6–го Февраля. Он заботился более всего о нравственности духовенства. Патриаршество Иоасафа было ознаменовано особым его попечением о православии христианской веры. Скончался Ноября 28 дня, 1642 года.

Патриарх Иосиф

Пятый патриарх был Иосиф. Он избран был на патриаршество посредством жребия. В Успенском Соборе, пред иконою Владимирской Богоматери, старший из святителей вынул жребий из ковчега и представил его к царю для распечатания; – жребий указал на Симоновского архимандрита Иосифа. Возведенный в первосвятительский сан, Иосиф с самого начала своего правления стал заботиться о церковном благочинии. Для этого он послал в Грецию инока Арсения Суханова, для наблюдения за богослужением и для приобретения церковных книг. Арсений описал чин Восточной церкви и привез с собою множество древних церковных книг.

К сожалению, Иосиф не имел у себя помощников, которые могли бы надлежащим образом пересматривать богослужебные книги, сличать их с древними и исправлять ошибки переводчиков. Это понимал и сам патриарх и даже опасался, чтобы из-за этого не заставили его отказаться от святительского престола. Мысль об исправлении церковных книг вполне осуществилась только при преемнике его патриархе Никоне. Желая почтить своих предшественников патриархов Иова, Гермогена и Филарета, он перенес гробницы их в Успенский Собор. Это обстоятельство послужило как бы предвестием и его кончины; он просил царя, чтобы и его похоронили подле своих предшественников. Патриарх Иосиф скончался 15 Апреля 1652 года.

Патриарх Никон

Шестой патриархе был Никон. Он с ранних лет почувствовал в себе призвание к иноческой жизни, но, повинуясь воле родителей, должен был вступить в брак и принять звание священника. Когда он лишился своего семейства, в нем явилось сильное желание к духовной жизни. Стремясь к строгой подвижнической жизни, Никон поселился в одном из пустынных монастырей, в скиту преподобного Елеазара. Здесь проводил он долгое время в посте и молитве – из этой обители перешел он в Кожеезерскую, где проводил еще более строгую жизнь. По смерти настоятеля, иноки сей обители просили Никона, дабы он занял место игумена. Случилось, что, по некоторыме нуждам, Никон должен был идти в Москву. Царь Алексей Михайлович, знавший Никона, пожелал удержать его в Москве, и дал ему место настоятеля в Новоспасской обители. Получивши сан архимандрита Никон часто призываем был к царю для беседы. После митрополита Новгородского Афония, Никон поставлен был его преемником. Тогда он своею полезною деятельностию на пользу церкви и отечеству возбудил в царе полную доверенность, которую вполне и оправдал своими заслугами. Мысль об исправлении церковных книг, которую не мог осуществить предшественник его патриарх Иосиф, была вполне исполнена патриархом Никоном. Арсений Суханов, посланный Иосифом, привез из Греции более 500 рукописей, по которым исправлены были церковные книги. Вследствие заслуг, патриарх Никон почтен был, как и предшественник его Филарет, титулом Великого Государя. Строгая жизнь, которую он требовал от всего духовенства, заслуги его для церкви и еще более близкое отношение к царю, – все это породило к нему ненависть во многих. Никон скоро стал замечать, что между ним и царем дружеские отношения стали прекращаться, и что начал терять прежнюю свою силу, и царь редко стал с ним видаться. Представился случай к совершенному неблаговолению царя к патриарху. Так, во время торжественной встречи Грузинского царя Теймураза, в которой участвовал сам патриарх, окольничий Хитров оскорбил патриаршего боярина; Никон просил удовлетворения пред царем, но просьба его не была исполнена. Князь Ромодановский, пришедший объявить волю царя, только упрекал патриарха в его надменности. Тогда Никон потерял терпение и предался гневу. Раз, окончив Божественную литургию в Успенскоме Соборе, он объявил народу, что он уже не патриарх; написал письмо к царю об оставлении патриаршества и стал дожидаться ответа. Царь посылал увещевать его, чтобы он оставил свое намерение, но Никон не соглашался. После этого он отправился в Воскресенскую обитель. Царь посылал к Никону узнать о причине его удаления, но Никон говорил, что он оставляет патриаршество ради спасения своей души и просит царя простить его за скорый отъезд. Так прошло не мало времени, вследствие чего произошло немало беспорядков. Царь повелел созвать собор святителей и обсудить все действия патриарха, произвольно удалившегося от патриаршего престола. Все были в недоумении: оставаться ли ему на престоле, или нет. После этого, неустройства, происшедшие в отсутствие Никона, решили намерение царя созвать собор из Греческих и Русских святителей, для обсуждения дела о Никоне патриархе. В царских палатах открылся блистательный собор, на который позван был и Никон. He найдя себе места сесть, он должен был слушать обвинительный акте стоя. В нем излагались своевольные поступки Никона, а равно и неустройства церкви, происшедшие от произвольного удаления Никона. Имея в виду прежние заслуги патриарха, царь считал все обвинения невероятными. Павел Крутикций, Иларион Рязанский и другие продолжали обвинять Никона в произвольном удалении и оставлении патриаршего престола. Бояре безмолвствовали. Наконец царь встал с своего места, подошел к Никону и напомнил ему свои прежние отношения, – чисто сердечно заметил своевольную отлучку его от патриаршества. Никон также тихо отвечал царю, жалуясь на клеветы врагов. После нескольких заседаний, Никон позван был в Крестовую Палату для окончательного решения суда. Главное обвинение Никона состояло в том, что он смутил церковь Русскую, произвольно удалившись от патриаршего престола, вследствие чего открылись в церкви соблазны. Затем Никон отправлен был в заключение в Ферапонтов монастырь, а потом в Кириллов, где он провел почти все время своей жизни. Царь Феодоре Алексеевич вспомнил о заключенноме Никоне. Он посылал просить его возвратиться в Воскресенскую обитель. С радостию принял эту весть Никон, ослабший уже в силах, престарелый старец; он близок был к концу своей жизии. На пути из заключения он занемог. На реке Волге, по которой плыл, Никон почувствовал приближение кончины. Приобщившись Св. Христовых Таин, он мирно скончался о Господе в 1681 году.

Патриарх Иоасаф 2–й

После патриарха Никона, царь Алексей Михайлович повелел собору Русских святителей избрать на праздную всероссийскую кафедру достойного по жизни и просвещению пастыря церкви.

Славившийся в то время духовною жизнию настоятель Троице-Сергиевой Лавры Иоасаф возведен был на патриарший престол. Во время войны с Польшею, царь зная Иоасафа и иноков сей обители, просил их молиться о нем и блюсти пост. Когда одержана была победа над врагами, царь приписал это молитвам иноков и назвал их небесными человеками и земными ангелами. Иоасаф скончался 17 Февраля 1672 года.

Патриарх Питирим

После Иоасафа престол патриарший занял Новгородский митрополит Питирим. Когда Никон удалился от патриаршего престола, Питириму поручено было управление церковными делами, a no смерти Иоасафа, он и сам возведен был на престол патриаршества. Он управлял церковию весьма короткое время и скончался 1673 года Апреля 19 дня.

Патриарх Иоаким

Патриарх Иоаким происходил из дворян Савеловых. Стремясь к иноческой жизни, он поступил в один из Киевских монастырей. Живя в строгом уединении и подвижничестве, Савелов скоро сделался известным Никону, который вызвал его в Чудов монастырь. Когда Питирим сделался местоблюстителем патриаршего престола, тогда он произвел Иоакима в сан Архимандрита Чудова монастыря. По смерти Питирима, Иоаким занял патриарший престол. Главным предметом пастырских его попечений было распространение в народе духовного просвещения. С этою целью он заводил духовные училища и для этого вызвал из Греции ученых мужей Иоанникия и Софрония Лихудов, которые оказали полные успехи в развитии наук в училищах. Когда возник буйный замысел раскольников – восстановить старую веру, патриарх Иоаким показал себя ревностным защитником церкви. Никита Пустосвят собрал в Москве чернь и требовал восстановления старой веры; он желал вступить в прение с патриархом. Изошедши на лобное место с иконами, аналоями и свечами, раскольники читали защищение старой веры; отвергали Никоново исправление церковных книге, но Иоаким не соглашался с ними беседовать; тогда раскольники явились в Кремль. Патриарх посылал их увещевать, но они желали говорить с самим патриархом о вере. После этого патриарх, вознесши молитву к Богу, пошел в Грановитую Палату, где в присутствии малолетних царей и было назначено прение. Когда патриарх отправился во дворец, за ним ворвались и раскольники. Патриарх после всех прений возразил: «что вы за судьи старой и новой веры? Дело это принадлежит одним пастырям церкви». Но раскольники продолжали упорствовать. Опровергнутые в своих убеждениях, особенно в отношеиии перстосложения Креста, они были взяты под стражу, и все скопище их рассеялось. Патриарх Иоаким отличался особенным попечением о призрении нищих. В большие праздники и поминальные дни он раздавал большие милостыни. Также, например, в праздник Успения Богоматери он питал до 2000 человек. Скончался он в 1690 году, Марта 17 дня.

Патриарх Адриан

Десятый и последний патриарх был Адриан. Первоначально он возведен был на кафедру Казанского митрополита, а после Иоакима, был посвящен в сан Всероссийского патриарха.

Когда в России началось преобразование, Адриан, как державшийся старины, смотрел на это с некоторым негодованием; поэтому он более уклонялся от дел правления. Адриан имел особенное попечение о церквах и много содействовал построению их. Так кроме Перервинского монастыря, который он построил на собственное иждивение, соорудил в Чудовом монастыре церковь во имя Алексия Митрополита с приделом Благовещения Божией Матери. Чувствуя себя слабым по силам, он проводил последнее время своей жизни в Перервинском монастыре. Co смертию Адриана окончилось в России патриаршество. Дела церковные после него поручены были Митрополиту Стефану Яворскому, который был местоблюстителем патриаршества до 1721 года. В этот год был учрежден Святейший Синод и управление церковию перешло в его ведение.


Источник: Краткие сведения о всероссийских патриархах / [И. Иосиф]. - Москва : Синод. тип., 1871. - 16 с. (Авт. указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle