архимандрит Иосиф (в схиме Иларион) Левицкий

Монастыри 86

Новоспасский монастырь 87

(За Таганкой, на площади, на берегу Москвы реки)

Самый древнейший монастырь в Москве был Спасо–Преображенский, который некогда находился в Кремле. Этот монастырь основан был великим князем Иоанном Даниловичем Калитой, и был чтим всеми великими князьями и царями. Спасо–Преображенский монастырь послужил началом всем московским монастырям. Когда московский Кремль начал расширяться новыми постройками, то, при сооружении новых зданий, Спасо–Преображенская обитель оказалась не удобной для иноческой жизни. Великий князь Иоанн III перенёс Спасо–Преображенскую обитель на новое место – за Кремль, называемое Таганкой, и устроил здесь обитель Спасо–Преображенскую, а прежнюю Спасскую обитель преобразовал в Спасо–Преображенский собор.

Главная соборная церковь Новоспасского монастыря – в честь Преображения Господня, устроена была первоначально при великом князе Иоанне III и митрополите Симоне в 1491 году. Впоследствии времени, за теснотой и ветхостью, эта церковь была разобрана, и в 1645 году сооружена новая, пространнее прежней, иждивением царя Михаила Феодоровича. Внутренним украшением, иконами и драгоценной утварью этот собор обязан был царю Алексею Михайловичу и тогдашнему настоятелю Новоспасской обители, знаменитому Никону, бывшему впоследствии Всероссийским патриархом.

Этот величественный собор замечателен своей громадностью и великолепием. По стилю и характеру зодчества, он представляет собой подобие Московского Успенского собора. Внутренность его расписана в древнем византийском характере, разными событиями из земной жизни Спасителя и ликами святых православной церкви. На стенах церкви изображены цари Михаил Феодорович, Алексей Михайлович и другие российские государи, озарённые венцами святых. В алтаре, между священными изображениями, написаны всероссийские патриархи; B паперти, собора – родословное древо российских государей, просвещённых христианской верой, и Страшный Суд, а в преддверии оного, по обеим сторонам лестницы, изображены эллинские мудрецы: Орфей, Омир, Солон, Платон, Птолемей, Анахарсис, Плутарх и другие.

Между иконами соборной церкви заслуживают особенного внимания:

1) Храмовый образ Преображения Господня – точный список с древней иконы, находящейся в церкви Спаса на Бору. Он украшен богатой серебряной вызолоченной ризой с драгоценными каменьями;

2) Чудотворный Нерукотворенный Спасителев образ, просиявший чудотворениями в городе Хлынове, нынешней Вятке, откуда в 1647 году, царским повелением, этот образ взят был в Москву и поставлен сначала в Успенском соборе, а потом в этом монастыре;

3) Смоленская икона Богоматери, пожертвованная инокиней Марфой Иоанновной, и некоторые другие иконы. В этом же соборе, в серебряном ковчеге хранится часть Ризы Господней и много частиц мощей разных святых угодников.

Другие церкви в Новоспасском монастыре:

В честь Покрова Пресвятой Богородицы. Устроенная по повелению царя Алексея Михайловича в 1673 году. Приделы:

а) Димитрия митрополита Ростовского;

б) Великомученицы Варвары;

в) Саввы Освященного.

2) Святой великомученицы Екатерины, с приделом Печерской Божией Матери;

3) Больничная Церковь Спасова Нерукотворенного образа, с приделом святого Николая Чудотворца;

4) Церковь Знамения Божией Матери, построенная, по преданию, царём Михаилом Феодоровичем над гробами царственных предков своих. Впоследствии времени, на месте этой церкви, устроена в 1791 году, новая.

К числу замечательных зданий Новоспасского монастыря принадлежит и колокольня с церковью преподобного Сергия. Она устроена была первоначально патриархом Филаретом Никитичем в 1622 году, а впоследствии времени, при императрице Екатерине II, в 1780 году была возобновлена и приведена в настоящий благолепный вид. Вышина её простирается до 32 саженей. Прочие здания Новоспасского монастыря состоят из настоятельских, братских келий и других построек. Настоятельские кельи заслуживают особенного внимания: в них некогда жил патриарх Филарет Никитич, первоначальный их строитель; в этих кельях находятся древние портреты многих русских великих князей и царей, патриархов и митрополитов, и портреты некоторых настоятелей Новоспасской обители.

Новоспасский монастырь служил усыпальницей ныне царствующего дома Романовых, из которых здесь погребены: Роман Юрьевич, Никита Романович, Долмат Романович; также родственники бояр Романовых, как–то: Сицкие, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие и другие; здесь погребены настоятели этого монастыря и многие другие лица.

Ризница Новоспасского монастыря замечательна церковною утварью и священными облачениями, пожертвованными, большею частью великими князьями, царями и некоторыми иерархами. Так, в ней хранятся: драгоценные напрестольные кресты, Евангелия, потиры, митры, священнические облачения и надгробные покровы. Замечательнейшие из этих предметов:

1) Золотой’ крест, напрестольный, с Распятием и частицами мощей разных святых, украшенный драгоценными каменьями Он пожертвован был царём Феодором Алексеевичем, в 1680 году;

2) Крест из пальмового дерева, напрестольный, искусной греческой работы. Он обложен сканным серебром с финифтью. На нём вырезаны двенадцать Господских праздников с греческими надписями. Полагают, что это вклад патриарха Филарета Никитича;

3) Золотой крест, на серебряном поддоне, с литым Распятием, украшенный драгоценными каменьями и жемчугом. Над главою Распятого надпись: «Святая правдивая Кровь Христова»; в нём находятся частицы мощей разных святых. Этот крест дан был в монастырь Павлом, митрополитом Сарским и Подонским;

4) Шесть напрестольных Евангелий, в богатых окладах. Замечательны из них: Евангелие царевны Татианы Михайловны, напечатанное в Москве в 1677 году, обложенное золотом с драгоценными каменьями; другое Евангелие, напечатанное в 1689 году, оно обложено вызолоченным серебром и украшено драгоценными каменьями и жемчугом; третье Евангелие патриарха Иосифа, обложенное серебром и украшенное драгоценными каменьями;

5) Семь серебряных золочёных потиров с принадлежностями,– вклад разных князей и бояр;

6) Десять митр, обнизанных жемчугом и драгоценными каменьями. Самая драгоценная из них,– пожертвованная царём Феодором Алексеевичем.

Всего более ризница Новоспасского монастыря замечательна священными облачениями, из которых драгоценнейшими почитаются: фелонь, епитрахиль, поручи, стихарь дьяконский и орарь, пожертвованные царём Михаилом Феодоровичем. Все эти облачения обнизаны жемчугом и драгоценными каменьями и составляют собою самое драгоценное сокровище ризницы Новоспасского монастыря 88.

Донской монастырь

(На краю Москвы, у Калужской заставы)

Донской монастырь основан был царём Феодором Иоанновичем, в 1591 году, в честь Донской иконы Божией Матери, в воспоминание Её помощи и покровительства, в избавлении Москвы от нашествия татар.

Чудотворная Донская икона Божией Матери прославилась ещё во времена великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Когда, в 1380 году, сильный завоеватель востока Мамай с полчищами татар покушался завоевать русское царство, и когда приблизился уже к берегам Дона и Непрядвы, в то время великий князь Димитрий Иоаннович с войском пламенно молился Божией Матери, дабы Её помощью и покровительством дарована была победа над врагами. Когда происходило сражение, то в русских войсках, в подкрепление веры в помощь Божию, носили икону Божией Матери, Небесной Покровительнице. Твёрдая вера и молитва русского воинства явили свою благодатную силу. Враги были побеждены, в память этого чудесного избавления от нашествия татар, русские воины, икону Богоматери, которую носили в войсках, назвали по месту сражения Донскою, и потом принесли её в дар великому князю в Москву, и поставили в его молитвенном храме Благовещения Богоматери. Когда в 1591 году было снова нашествие на Россию татар, и когда они приближались к Москве, тогда великий князь Феодор Иоаннович, по примеру князя Димитрия Иоанновича Донского, обратился с молитвою к Божией Матери о помощи и заступления от врагов. И велел принести к войскам своим Её икону, которая некогда спасла Россию от врагов. Когда татары приступили к Москве и готовились уже открыть сражение, царь Феодор Иоаннович целую ночь провёл с войсками своими в молитве пред Донского иконою Богоматери. На другой день произошло сильное сражение. Враги, устрашённые невидимою силою, отступили от Москвы, и столица была спасена. В память этого чудесного избавления Москвы от врагов, царь Феодор Иоаннович воздвигнул монастырь, во имя Донской иконы Богоматери, и установил каждогодно 19 августа праздновать чудотворной Её иконе и совершать крестный ход из Успенского собора в Донской монастырь.

Донской, монастырь, в первое время своего существования, не имел такого благоволения, каким он славится в настоящее время; был один храм с колокольней и несколько братских келий. Царь Феодор Алексеевич, воспоминая прежние войны с татарами и избавление то них помощью и заступлением Богоматери, в честь Которой воздвигнут этот монастырь, приложил всё своё усердие к этому монастырю, и возымел намерение улучшить и возвысить его. Тогда в царскую казну воздвигнуты были некоторые церковные здания, было, увеличено число монастырской братии и средства к содержанию её. Впоследствии времени, Донской монастырь ещё более улучшился и процвёл. В 1634 году усердием царевны Екатерины Алексеевны, при царевичах Иоанне и Петре Алексеевичах, в Донском монастыре заложен был новый и благолепный храм в честь Донской иконы Богоматери, который ныне украшает этот монастырь, и в то же время заложена была каменная ограда, какой обыкновенно ограждались в то время монастыри от неприятелей.

Этот величественный соборный храм Донской обители, возвышающийся над прочими зданиями монастыря, замечателен своей громадностью, архитектурой и украшением.

Иконостас этого собора состоит из восьми ярусов икон. Своей сплошной массою, снизу доверху, он представляется необыкновенно величественным.

Все иконы, находящиеся в этом соборе, более или менее замечательны по святыне и богатству украшений. Главнейшей и драгоценнейшей из них почитается Донская чудотворная икона Божией Матери. Эта икона усердием благочестивейших царей была украшена золотом, серебром и различными драгоценными каменьями. Замечательны также иконы: Спасителя, великомученицы Варвары, Эдесская икона Богоматери, пред которою изображён в молении Алексий Божий человек, Иоанна Богослова и другие. Все местные иконы в иконостасе в 1812 году украшены были серебряными ризами.

Кроме соборной церкви Донской иконы Богоматери, в монастыре находятся ещё церкви:

1) В честь Донской же иконы Богоматери. Старая, основанная в 1592 году, с приделами преподобного Сергия и Феодора Стратилата;

2) Церковь во имя Сретения Господня, где погребены знаменитые бояре;

3) Архангела Михаила;

4) Тихвинской иконы Божией Матери;

5) Александра Свирского;

6) Захарии и Елисаветы.

Донской монастырь служил некогда приютом наук и рассадником духовного просвещения. Так, в нём ещё с 1747 года помещалась Славяно Греко Латинская академия, переведённая на время из Заиконоспасского монастыря. В 1797 году к этому монастырю причислены были десять учёных соборных иеромонахов, для занятия при академиях и семинариях учёных должностей. В 1799 году здесь, учреждена была цензура духовных книг. В этом монастыре ныне находится духовное училище.

Донской монастырь служил некогда свидетелем печального события – мученической кончины преосвященного Амвросия, архиепископа Московского.

Когда, в 1771 году, постигла Москву моровая язва, тогда народ, видя постоянные жертвы этой болезни, в страхе прибегал к московским чудотворным иконам и угодникам Божиим, моля их об избавлении от гнева Божия. Чудотворная Боголюбская икона Богоматери, которая теперь находится в часовне у Варварских ворот, была главным прибежищем народа в скорби. Народ толпами стекался к Боголюбской иконе и заражался болезнью от соприкосновения одного к другому, теснясь к чудотворной иконе. Тогдашний архиепископ Амвросий, желая пресечь заразительную болезнь, решился воспользоваться удобным временем и снять со стены Боголюбскую икону. Когда увезена была эта икона тайно от народа, то Амвросий скрылся с ней в Чудовом монастыре. Народ, не нашедши на прежнем месте иконы, устремился во все места Москвы отыскивать её, думая, что она похищена, и когда узнали, что икона была снята самим архиепископом, и что он скрылся в Чудовом монастыре, бросился туда отыскивать самого виновника. Архиепископ узнавши, что народ пришёл в волнение, и ищет его с иконой, переехал в более уединённое место – Донской монастырь. Народ, не нашедши Амвросия в Чудове монастыре, приступил и к Донскому и начал ломать монастырские ворота, требуя свою жертву. Тогда весь монастырь пришёл в смятение. В то время в церкви шла Божественная Литургия, во время которой молился и Преосвященный. Рассеявшийся по монастырю народ, с рогатинами, топорами и другими орудиями искал везде архиерея, и, узнавши, что Владыка находится в церкви, ворвался, в оную, ожидая конца обедни. Тогда Преосвященный приблизился к престолу Божию и со слезами начал молиться: «Господи, остави им, не ведят бо что творят; не введи, их в напасть, но отврати стремление их, и яко же смертию Ионы укротилось волнение моря, тако смертию моею да укротится ныне волнение сего свирепеющего народа». После сего он исповедался у служащего священника и, приобщившись святых Христовых Таин, скрылся на хорах, находящихся в алтаре, за иконостасом. Мятежники, не дождавшись конца обедни, начали искать архиепископа в соборе, но не могли найти его. Уже готовились они выйти из храма, как заметили его на хорах. Тогда злодеи с криком кинулись туда, схватили страдальца и вывели из собора за монастырь и там один из злодеев бросился на невинного пастыря и сильным ударом поверг его на землю. Ни сан архиерейский, ни седины, ни добродетельная жизнь Амвросия, не могли удержать рук злодеев от кровопролития. Они мучительским образом били и терзали, его до тех пор, пока уже не увидели его умершим. До последнего издыхания Амвросий произносил имя Сына Божия, Которому тотчас и предал дух свой. Это было 16 сентября, 1771 года. Тело убиенного страдальца погребено было 4 октября в трапезной церкви Донского монастыря у левого клироса 89.

Симонов монастырь

(На краю города, на берегу Москвы реки)

Московский Симонов монастырь первоначально устроен был, в 1370 году, преподобным Феодором, учеником преподобного Сергия Радонежского, при Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на старом Симонове 90.

Преподобный Феодор родился в городе Радонеже, от благочестивых родителей Стефана и Анны. Во святом Крещении он наречён был Иоанном. Отец отрока Иоанна, Стефан был один из образованных и благородных вельмож города Радонежа; он отличался благочестием и добродетельной жизнью. Рано, ещё в самом цветущем возрасте Стефан овдовел. Почувствовав в себе призвание к духовной жизни, он оставил мир и поселился в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, что в Хотькове. Здесь он подвизался в духовной жизни и принял иноческий чин. Чрез несколько времени, Стефан пришёл из Радонежской области в Москву и здесь поселился в монастыре Святого Богоявления и в нём проводил духовную жизнь. Тогдашний великий князь Симеон Иоаннович чтил Стефана и часто беседовал с ним о духовной жизни. Благочестивый отрок Иоанн питал свою душу советами своего родителя. Слыша о высоком и строгом подвижническом житии преподобного Сергия; своего дяди, великого наставника иночествующих, он возжелал видеть чудотворца Сергия и последовать ему в равноангельском житии. С такими мыслями отрок Иоанн молился Богу день и ночь, дабы Господь сподобил его видеть угодника Своего преподобного Сергия. «Господи Боже Сил», молился отрок Иоанн, «и всея твари Содетелю, услыши молитву мою: сподоби мя видети угодника Своего Сергия и последовати ему в житии». По усмотрению Божию, родитель благочестивого Иоанна, Стефан пришёл однажды из Москвы в Радонежскую область; в монастырь Живоначальной Троицы; вместе с собою он привёл и отрока Иоанна и вручил его преподобному Сергию. Святой Сергий, увидев пред собою Иоанна, провидел в нём великого светильника веры и благочестия и постриг его в ангельский чин под именем Феодора.

Желая посвятить себя на большие подвиги духовной жизни и преуспевать в чистоте и целомудрии, юный инок поселился в обители преподобного Сергия и начал проходить иноческое житие. Подражая наставнику своему Сергию, Феодор пребывал постоянно в молитве, в церкви стоял со страхом и благоговением, со вниманием слушал Божественное Писание и прилежно читал Божественные книги; был тих, кроток, молчалив и с любовью проходил монастырские послушания. Так провёл Феодор первое время своей жизни, и скоро прославился подвигами духовного жития. Однажды, когда он ночью молился Богу и совершал молитвенное правило, ему было извещение свыше: «Феодоре, иди в пустыню, имаши бо обитель составити и умножити чада». Когда он возвестил об этом преподобному Сергию, то сей последний благословил Феодора и отпустил его, говоря: «аще хощеши воздвигнути обитель, и сиe дело начати о Боге, Бог да поможет ти и Пресвятая Богородица», и отпустил с ним из своей обители некоторых иноков. Преподобный Феодор и братия искали не малое время места для обители, и, нашедши таковое близ Москвы реки, называемое Симоново, начали строить здесь монастырь. Когда узнал об этом преподобный Сергий, то пришёл к Феодору, и, нашедши избранное им место удобным для иноческого жития, благословил Феодора устроить на сем месте церковь, во имя Рождества Пресвятой Богородицы и, таким образом, положить начало монастырю. Феодор скоро собрал к себе братию, и установил общежитие, по примеру других иноческих обителей. Святой Алексий митрополит Московский поставил Феодора во игумена Симонова монастыря, а великий князь Димитрий Иоаннович избрал его своим духовником. Итак, Феодор, устроивши по Божиему повелению Симонов монастырь, начал ещё более проводить строгую духовную жизнь, усугублять подвиги благочестия, постоянно пребывать в бдении и молитве, и как пастырь собранного им духовного стада, был премудр, и обитель его скоро процвела.

Спустя некоторое время, когда Дионисий архиепископ Суздальский, но делам церкви, отправился в Царьград, великий князь Димитрий Иоаннович отпустил с ним отца своего духовного, Симоновского настоятеля Феодора. Когда Феодор прибыл к Вселенскому патриарху Нилу, то сей последний возлюбил Феодора за его благонравие и кротость, и посвятил его в архимандрита. Получивши новый сан и благословение от Святейшего патриарха, Феодор возвратился в прежнюю свою обитель. Радостно было его прибытие для всей братии. Тогда все вышли к нему на встречу и благодарили Бога за благополучное его возвращение в обитель.

Вследствие высокой добродетельной жизни Феодора, тогдашний великий князь Василий Дмитриевич и митрополит Киприан поставили его архиепископом города Ростова. Но, прежде чем Феодор принял святительский сан, он избрал себе преемника в Симоновой обители, одного из учеников своих – Кирилла, мужа святого и совершенного в добродетелях, и поставил его на своё место настоятелем обители. Во время своего епископства, Феодор был истинным пастырем церкви и великим ревнителем веры и благочестия. Он был архиепископом пять лет и скончался 28 ноября 1395 года.

Преподобный Феодор, положивший начало монастырю на старом Симонове, в 1379 году перенёс его на новое место, где ныне он находится. А прежний монастырь сделался усыпальницей иноков, между которыми погребены знаменитые витязи, иноки Троицкого монастыря, Пересвет и Ослябя, положившие жизнь свою за веру и отечество в битве с татарами на Куликовском поле. Над могилой этих иноков в 1870 году сделаны новые надгробия с сенью.

В нынешней Симоновской обители главная соборная церковь посвящена Успению Божией Матери; при ней, впоследствии времени, устроен, придел в честь Казанской иконы Богоматери. Кроме этого собора в монастыре находятся ещё церкви:

1) Тихвинской иконы Божией Матери. Устроенная царём Феодором Алексеевичем около 1677 года. Здесь же приделы: во имя Ксенофонта и Марии, патриарха Афанасия Александрийского, мученицы Гликерии, Валентина и Василия Блаженного, мученицы Параскевы и преподобного Сергия;

2) Всемилостивого Спаса;

3) Николая Чудотворца;

4) Иоанна патриарха Цареградского и князя Александра Невского;

5) Александра Свирского.

Особенным украшавшем Симонова монастыря служит величественная колокольня, построенная в 1839 году, усердием купца Ивана Игнатьева. Это громадное здание имеет вышину около 47 саженей, и вышиной своей превосходит даже и Кремлёвскую колокольню, называемую «Иван Великий».

В Симоновской обители подвизались в иноческой жизни многие преподобные, просиявшие добродетельною жизнью, как–то: Кирилл Белозерский, Ферапонт и другие. Здесь же проводил иноческую жизнь святой Иона митрополит Московский. Когда святой Фотий посещал Симоновскую обитель, то увидевши Иону, прозрел в нём будущего святителя Московского. Предсказание Фотия впоследствии времени сбылось.

Ризница Симонова монастыря заслуживает особенного внимания по богатству церковной утвари, из которой почитаются драгоценнейшими: золотой крест с частицами святых мощей, устроенный царём Феодором Алексеевичем; Евангелие в золотом окладе с драгоценными каменьями, устроенное царевною Марией Алексеевной, в память по царе Феодоре Алексеевиче, золотые сосуды для Святого Причащения, и богатая митра, украшенная драгоценными каменьями, сделанная по повелению царя Феодора Алексеевича, в 1681 году.

Заиконоспасский монастырь

(На Никольской улице, за иконным рядом)

Московский Заиконоспасский монастырь основан был в 1660 году, князем Феодором Волконским. В этом монастыре находится церковь двухэтажная; в ней престолы: вверху во имя Богородицы Всех Скорбящих Радость, а внизу в честь Нерукотворенного Спасова образа. Храм этот был возобновлён в первой половине XVIII века, и был освящён в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, в 1742 году.

Ризница Заиконоспасского монастыря замечательна богатою церковною утварью: сосудами, напрестольными крестами, из которых в одном кресте заключается более 400 частиц святых мощей разных Угодников, также Евангелиями, митрами и церковными облачениями.

Заиконоспасский монастырь первоначально предназначен был для учёных монахов, занимавшихся образованием юношества. Это общество имело просветительное значение и служило рассадником добрых граждан и достойных пастырей церкви. Впоследствии времени, в этой обители основана была патриархом Иоакимом греческая школа, которая впоследствии называлась Славяно Греко Латинской академией. Она принесла отечеству великую пользу образованием достойных пастырей церкви и учёных мужей. В этом монастыре подвизались в науках знаменитые учёные XVII столетия: Ианникий и Софроний Лихуды и Симеон Полоцкий. Здесь они скончались и погребены. Здесь же воспитывался и знаменитый Ломоносов, который оказал великие услуги к просвещению отечества. Славяно Греко Латинская академия в 1814 году переведена была из Заиконоспасского монастыря в Троицкую Лавру под именем Московской Духовной академии, а в Заиконоспасском монастыре заведена была Духовная семинария, а впоследствии – духовное училище 91.

Богоявленский монастырь

(На Никольской улице)

Начало Богоявленского монастыря положено было ещё в 1296 году, при великом князе Данииле Александровиче, потом он окончен был уже при сыне его Иоанне Даниловиче Калите в 1304 году. Богоявленский монастырь с самого начала своего существования пользовался особыми милостями и щедротами великих князей и царей, служил для них молитвенным домом, прибежищем и духовным утешением.

Настоящим своим устройством и благолепием монастырь Святого Богоявления обязан патриарху Адриану. При нём сооружён был нынешний величественный двухэтажный собор; вверху его церковь во имя Святого Богоявления, с двумя устроенными впоследствии приделами:

Тихвинской иконы Богоматери;

Великомученика Пантелеймона;

а внизу в честь Казанской иконы Богоматери. В этой церкви находятся приделы:

1) во имя Алексия митрополита, в котором похоронен отец сего святителя боярин Бяконт;

2) Великомученика Георгия. Над монастырскими воротами находится особая церковь, в честь Рождества Иоанна Предтечи, и церковь под колокольней, в честь Спасова Нерукотворенного образа.

Богоявленский монастырь был одной из лучших иноческих обителей и служил рассадником великих пастырей церкви. Одним из первых игуменов Богоявленского монастыря был Стефан, который в управлении монастырём следовал своему брату преподобному Серию Радонежскому, и сам служил примером высокой иноческой жизни. При нём обитель Святого Богоявления процвела, и своим строгим общежитием заслужила общее уважение. В этом монастыре провождал жизнь свою в духовных подвигах Елевферий, тот самый, который впоследствии, был для всей России светильником веры и благочестия. Елевферий был сын боярина Бяконта. Когда Елевферий достиг пятнадцатилетнего возраста, то вступил, в Богоявленский монастырь, в число иноков. Пострижен был в иноческий чин от игумена Стефана и наречён был Алексием. В этой обители он провёл 27 лет, упражняясь в молитве, посте, богомыслии, в чтении и списывании духовных книг.

В царствование царя Феодора Алексеевича, в Богоявленской обители была школа для образования юношества, находившаяся под руководством двух братьев: учёных греков Иоанникия и Софрония Лихудов. Впоследствии времени, она переведена была в Заиконоспасскую обитель.

Богоявленский монастырь замечателен также и богатой ризницей: серебряные напрестольные кресты, евангелия, сосуды для Святого Причащения и другие предметы, составились, большей частью из различных приношений сему монастырю 92.

При этом монастыре находится часовня в честь великомученика Пантелеймона, устроенная в 1873 году от Афонского Пантелеймонова монастыря. В ней находится часть святых мощей и чтимая икона святого великомученика и целителя Пантелеймона.

В Богоявленском монастыре в настоящее время имеет местопребывание Преосвященнейший викарий Московский.

Спасо–Андрониев Монастырь

(На берегу Яузы, на Рогожской улице)

Спасо–Андрониев монастырь устроен был в 1360 году, преподобным Андроником, учеником преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Андроник родился в городе Ростове, воспитывался в духовной жизни под руководством строгого подвижника преподобного Сергия Радонежского, и был одним из ближайших и любимых его учеников.

Когда, святой Алексий митрополит Московский возвращался из Константинополя, куда, ездил для рукоположения в сан митрополита, то, плывя морем, он подвергся опасности от сильной бури, так что корабль, на котором он плыл, был в опасности потонуть. С пламенною молитвою святой Алексий обратился к Богу о избавлении от потопления и дал обет: если Господь спасёт его от погибели, то он воздвигнет храм. По Божиему устроению, буря утихла, святой Алексий и все плывшие с ним на корабле были спасены. Он благополучно прибыл в Россию 16 августа 1354 года, в день празднества Нерукотворенному образу Христа Спасителя. Для исполнения своего обета, святой Алексий, прежде всего отправился за советом к преподобному Сергию, славившемуся в то время духовною жизнью; он испросил у него ученика его преподобного Андроника и ему поручил устроить монастырь. В устроении обители Андронику помогали своими средствами святой Алексий и великий князь Димитрий Иоаннович. Когда сооружена была обитель, святой Алексий поставил в ней образ Спасов, который привёз е собою из Константинополя и назвал её, по имени строителя, Спасо–Андрониевской.

В Спасо–Андрониевской обители первым игуменом был преподобный Андроник. Во время игуменства своего он был истинным пастырем своих духовных чад и служил для братии высоким примером в иноческом житии. Многие приходили к нему в обитель для духовной беседы – поучаться закону Божию и принимали иночество. Преподобный Сергий неоднократно посещал ученика своего Андроника; также святой Алексий митрополит и великий князь Димитрий Иоаннович часто приходили в обитель его молиться пред Нерукотворенным образом Спасителя. Преподобный Андроник скончался 13 июня, 1395 года, Незадолго до смерти своей, управление монастырём, он передал ученику, своему преподобному Савве, который в духовной жизни и управлении монастырём подражал наставнику своему преподобному Андронику. В этом монастыре они погребены и здесь почивают под спудом их святые мощи.

Главный храм Андрониева монастыря – во имя Нерукотвореннаго образа Христа Спасителя, представляет собой величественное здание обители. Стены его сделаны из одного белого камня и были расписаны знаменитыми иконописцами Рублёвым и сотрудником его Даниилом. Этот собор, при всех изменениях, каким подвергался впоследствии времени, представляет собою лучший памятник зодчества и архитектуры церковных зданий в Москве XIV столетия.

Кроме главного собора в честь Спасова Нерукотвореннаго образа с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Преподобного Андроника, в этом монастыре находятся ещё церкви:

1) Архистратига Михаила, с приделами святого Иоанна Предтечи, святого Александра Команскаго, Знамения Пресвятой Богородицы и святого Алексия митрополита;

2) Рождества Богородицы над святыми вратами;

3) Симеона Сродника Господня;

4) Мученика Евграфа.

В этом монастыре, весьма замечательна по высоте своей колокольня, построенная в XVIII столетии купцом Жирновым. Она имеет вышины около 34 саженей.

В обители преподобного Андроника жили духовные подвижники – иконописцы: Даниил и ученик его Андрей. Занимаясь писанием икон; они постоянно пребывали в богомыслии и столько возвысились в любви к Богу, что никогда не занимались земным, ум и мысли всегда обращали к Богу. Они украсили иконописью и Спасский храм Андрониевой обители; здесь они скончались и погребены. В этом же монастыре похоронены некоторые бояре, как–то: Загряжские, Головины, и епископы, жившие на покое: Воронежский Иосиф, Великоустюжский Пахомий и Крутицкий Сильвестр и многие другие знатные лица.

Место, на котором находится Андрониев монастырь, замечательно по историческим воспоминаниям. Здесь некогда пролегал путь в Орду, и на этом месте встретил Батыя великий князь Всеволод Юрьевич. Здесь святой митрополит Киприан благословил великого князя Димитрия Иоанновича Донского, возвращавшегося победителем с Куликовской битвы. По этому пути выступил с войском против Тамерлана великий князь Василий Димитриевич. В этой обители слышались приветственные речи митрополита Киприана великому князю Василию Димитриевичу и благодарственные Господу Богу молитвы за избавление России от нашествия татар 93.

Высокопетровский монастырь

(На улице Петровке)

Место, на котором находится теперь Высокопетровский монастырь, по преданию, было селением боярина Кучки, которое называлось по местоположению, Высоцким или Высоким. Здесь была церковь в честь Боголюбской иконы Богоматери, устроенная великим князем, Иоанном Даниловичем Калитой. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, в 1380 году, по возвращении с Куликовской битвы, основал при этой церкви иноческую обитель. При великом князе Василии Иоанновиче, этот монастырь был перестроен и наименован Высокопетровским, в честь святого Петра митрополита, мощи которого незадолго пред этим были обретены. При императоре Петре Великом, Высокопетровский монастырь был возобновлён.

В настоящее время в сей обители находится 5 церквей:

1) Святого Петра митрополита, построенная в 1505 году, а потом возобновлена в 1690 году, Петром Великим;

2) Боголюбской иконы Богоматери, построенная вместо древней, в 1690 году, Петром Великим. Церковь эта служила усыпальницей фамилии Нарышкиных;

3) Сергия Чудотворца, построенная также в 1690 году, в благодарность сему угоднику Божию, за избавление в его обители императора Петра I от смерти, в стрелецкий бунт, с приделами: святителей Алексия митрополита и Митрофания Воронежского;

4) Толгской иконы Божией Матери, сооружённая Анастасией Кирилловной Нарышкиной, в 1744 году;

5) Покрова Пресвятой Богородицы.

Прочие же здания монастыря: колокольня, братские кельи и монастырская ограда, были воздвигнуты также при императоре Петре Великом 94.

В этом монастыре находится епархиальная библиотека, основанная в 1812 году, и состоит под ведением Общества любителей духовного просвещения.

Сретенский монастырь

(На улице Сретенка)

Сретенский монастырь основан был в 1396 году, великим князем, Василием Димитриевичем, в память сретения чудотворной Владимирской иконы Богоматери, принесённой из Владимира в Москву, почему и монастырь этот называется Сретенским.

Главная соборная церковь Сретенского монастыря в честь Владимирской иконы Богоматери, основана была в 1395 году. Первоначально эта церковь была деревянная, а впоследствии времени, в 1679 году, по повелению царя Феодора Алексеевича устроена каменная. В 1707 году церковь эта была возобновлена и украшена стенною живописью. При этой церкви придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. Другие же церкви в монастыре находятся: во имя святого Николая Чудотворца, с приделом Всех Святых и преподобной Марии Египетской, где хранится часть мощей её, привезённая из Константинополя в 1706 году, с приделом святого Димитрия Ростовского. В соборной церкви находится резной крест необыкновенной величины, с изображением чудес и Страстей Христовых.

В Сретенский монастырь установлено церковью, совершать крестные ходы из Успенского собора:

1) 26 августа в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери и в воспоминание избавления от нашествия Тамерлана в 1395 году;

2) Июня 23, в воспоминание избавления Москвы от нашествия татарского хана Ахмата, в 1480 году, при великом князе Иоанне III 95.

Николаевский Греческий монастырь

(На Никольской улице)

Николаевский Греческий монастырь первоначально известен был под именем Николы Старого и Большая Глава, что у «крестного целования». Такое название носила сия обитель потому, что здесь приводимы были подсудимые к присяге в сомнительных случаях. Монастырь Старого Николы, поначалу своему, возводится ко времени XIV столетия. Царь Иоанн Васильевич Грозный, по просьбе приезжавших в Россию афонских монахов, пожаловал им в 1556 году cию Никольскую обитель для временного пребывания.

В этой обители находятся 2 церкви:

1) Соборная, в коей престолы: вверху – Успения Пресвятой Богородицы, а внизу – Николая Чудотворца;

2) Константина и Елены.

При этом монастыре часовня во имя Николая Чудотворца, в которой находится и чудотворный образ сего святителя.

Эта обитель стала занимать видное место в ряду Московских монастырей, особенно с того времени, когда в 1648 году, при царе Алексии Михайловиче, из афонского Иверского монастыря принесена была архимандритом Пахомием Иверская икона Богоматери, и поставлена в Николаевском Греческом монастыре, а потом перенесена в часовню, для неё устроенную, при Воскресенских воротах.

В этой обители погребены: хромоздатель, господарь Молдавии князь Димитрий Константинович Кантемир, сын его князь Антиох Димитриевич Кантемир, супруга грузинского царя Канхостра Леоновича, царица Екатерина Георгиевна, грузинские князья Давыдовы и другие знатные вельможи 96.

Златоустовский монастырь

(На Мясницкой улице, в Златоустовском переулке)

Начало Златоустовского монастыря, по преданию, возводится к XIV столетию. По крайней мере, известно, что главная церковь сего монастыря воздвигнута была в 1479 году великим князем Иоанном III, во имя святого Иоанна Златоустого. Прочие церкви этого монастыря устроены были в XVIII веке, таковы:

1) Во имя Святой Живоначальной Троицы, с приделами: Димитрия, митрополита Ростовского и Иннокентия, епископа Иркутского;

2) Благовещения Пресвятой Богородицы

3) Захарии и Елисаветы.

Между иконами главной церкви Златоустовского монастыря почитается замечательнейшею, чудотворная икона Знамения Богоматери.

В 1848 году, один московский гражданин по имени Иродион страдал тяжкой болезнью. Он обратился с молитвою к Божией Матери об избавлении его от недуга. Однажды ему во сне явился образ Знамения Божией Матери с Предвечным Младенцем, от Которого исходило великое сияние. Исполненный духовной радости, он поспешил приложиться к святому образу. Вслед затем, больной тотчас же почувствовал облегчение и возымел намерение отыскать избавившую его от недуга икону Богоматери. Он нашёл её в Златоустовском монастыре; когда больной увидел эту икону, то исполнился великой радости. Немедленно совершено было благодарственное молебное пение ко Пресвятой Богородице. С того времени эта новоявленная икона сделалась известной в Москве, и благочестивые христиане постоянно стекаются к сему образу Небесной Помощницы и Покровительницы рода христианского, прося её помощи и благодатных утешений. Празднование сей иконе Богоматери совершается 3 марта и 27 ноября.

В Златоустовском монастыре находится часть Животворящего Древа и много частиц мощей Святых Угодников.

В этой обители погребены многие знатные вельможи, как–то: граф Апраксин, граф Румянцев, царевичи Касимовские, князья Пронские, Урусовы, Засекины, Борятинские и некоторые другие 97.

Знаменский монастырь

(В городе, на улице Варварке)

Место, где теперь находится Знаменский монастырь, было некогда домом бояр Романовых. По историческим известиям, основание дома Романовых положено было боярином Никитою Романовичем, в половине XVI века, и здесь родился царь Михаил Феодорович. Когда этот царь занял престол русский и когда водворился в царских теремах, в Кремле, тогда прежде бывший царский двор стал называться Старым Государевым Двором, что на Варварской улице. При Государевом Дворе находилась церковь во имя Знамения Божией Матери. В 1631 году, патриарх Филарет Никитич при церкви Знамения Пресвятой Богородицы учредил монашествующее духовенство, а царь Михаил Феодорович наделил монастырь равными имениями и угодьями.

В настоящее время здесь церковь двухэтажная, в коей престолы: вверху Знамения Пресвятой Богородицы, а внизу преподобного Сергия Радонежского, с приделом Николая Чудотворца.

Главной святыней Знаменского монастыря почитается образ Знамения Богородицы, украшенный жемчугом и различными драгоценными каменьями. Эта икона была родовым молением царствующего ныне дома Романовых, пред которой молился благочестивейший государь Михаил Феодорович и отец его Святейший патриарх Филарет Никитич. Из замечательнейших предметов в ризнице монастырской хранятся: два напрестольных креста, с частицами святых мощей, пожертвованные один в 1623 году, великой инокиней Марией Иоанновной, а другой в 1684 году, царевною Татианой Михайловной, серебряное блюдо 1685 года и некоторые другие священные предметы 98.

Данилов монастырь.

(Между Даниловской и Серпуховской заставами).

Московский Данилов монастырь почитается первым и самым древнейшим из Московских монастырей. Он основан был около 1272 года, великим князем Московским, Даниилом Александровичем. В 1330 году великий князь Иоанн Данилович Калита перенёс Данилов монастырь в Кремль, к церкви Спаса, что на Бору, и назвал его Спасским монастырём, которому подчинил и прежний Данилов монастырь. Впоследствии времени, Данилов монастырь сделался независимым и имел своих настоятелей.

Главная церковь Данилова монастыря устроена в честь Семи Вселенских соборов, с приделами: святого князя Даниила, где почивают его святые мощи, и Бориса и Глеба.

Святой благоверный князь Московский Даниил родился в 1261 году, был сын святого князя Александра Невского. Когда он вступил на великокняжеский престол, то заботился более всего о мире и спокойствии своего княжения и украсил Москву многими зданиями. Желая посвятить себя иноческой жизни, он оставил Великокняжеский престол старшему сыну своему Юрию и принял монашеский чин; скончался в 1303 году на сорок втором году своей жизни.

Монастырь, сооружённый великим князем Даниилом, после смерти его находился в запустении. Однажды случилось, при великом князе Иоанне Васильевиче III, одному придворному ехать мимо Данилова монастыря, святой князь Даниил явился ему и сказал: «Скажи от меня великому князю Иоанну, что он сам себя утешает, а меня забыл, но не забыл меня Бог».

Впоследствии времени, царь Иоанн Васильевич Грозный возобновил Данилов монастырь. В 1652 году 30 августа обретены были мощи святого князя Даниила и с того времени открыто почивают в соборном храме. Память святого благоверного князя Московского Даниила церковь празднует 4 марта и августа 30.

Кроме соборной церкви в Даниловом монастыре находятся ещё церкви:

1) Живоначальной Троицы, с приделами Зачатия святой Анны и Алексия человека Божия;

2) Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Пророка Даниила, построенная царём Алексеем Михайловичем;

3) Симеона Столпника.

В этом монастыре находится чудотворная икона преподобного Kaccиaнa Римлянина 99.

Покровский монастырь

(За Taганской площадью, у Семёновской заставы)

Покровский монастырь, что на «убогих домах» основан был в 1655 году, при царе Алексеи Михайловиче, в честь Покрова Божией Матери. На этом месте издавна находились убогие дома, при которых погребались тела умерших внезапной, или насильственной смертью, почему и монастырь этот называется Убожедомским. По примеру древнего Иерусалима, при котором находились «села скудельничья» для погребения странников, приходивших из отдалённых стран, для поклонения Богу, в Иерусалимском храме, и в Москве устраивались дома, или скудельницы, куда привозились для погребения тела умерших бедных, странников и убогих, скончавшихся внезапной, или насильственной смертью. Таковые дома в древности были в Москве при церквах: святого Иоанна Воина, святого Николая Божедомского, что ныне в Звонарях, на Рождественке, святой Пятницы Убожедомской, на Могильцах, Успения Божией Матери, близ Пречистенки, и на убогих домах, что в Покровском монастыре.

Православная церковь, как сердобольная мать не лишила своего поминовения усопших и насильственной смертью. Поэтому, в Семик, т. е. в четверток, пред праздником Живоначальной Троицы и в праздник Покрова Божией Матери, в Покровский монастырь, на убогие дома бывал крестный ход из соборов и монастырей, для совершения общей панихиды по умершим.

Замечательнейшим из храмов Покровского монастыря почитается храм в честь Словущего Воскресения. Эта церковь сооружена была в 1854 году, вместо прежней. Это величественное здание представляет собою одну из замечательнейших церквей в Москве. В средине церкви главный престол, в честь Воскресения Христова, с приделами: Тихвинской иконы Богоматери и святой великомученицы Александры. Другая церковь Покровского монастыря основана была также, вместо прежней Покровской церкви, в 1814 году. В этой церкви вверху находятся престолы: в честь Покрова Божией Матери, на правой стороне – святых апостолов Петра и Павла, на левой – святителя Николая Чудотворца; внизу святителя Ионы; по сторонам приделы: во имя Иллариона Великого и Нила Столобенского. Прочие здания монастыря состоят из колокольни, настоятельских и братских келий. Покровский монастырь и в настоящее время служит кладбищем для погребения разных умерших лиц 100.

Новодевичий монастырь

(На Девичьем поле)

Новодевичий женский монастырь основан был в 1524 году, великим князем Василием Иоанновичем, в честь Смоленской иконы Божией Матери и в память покорения Смоленска и присоединения его к Российской державе.

Смоленская икона Божией Матери, называемая «Одигитрия», принадлежит к числу древнейших икон и, по преданию принадлежала греческому царю Константину Порфирородному. Говорят, что он благословил сею иконою дочь свою в путь, выдавая её за русского князя Всеволода Ярославича, от чего эта икона и называется «Одигитрия», т. е. Путеводительница. Впоследствии времени, князь русский Владимир Мономах перенёс эту икону в Смоленск и поставил её в соборном храме Успения Богоматери. С этого времени жители Смоленска считали её своей святыней и всегда прибегали к ней за помощью и заступлением во времена различных бедствий.

В 1398 году, при великом князе Василии Димитриевиче, Смоленская икона Богоматери перенесена была в Москву и поставлена в Великокняжеской придворной церкви Благовещения Божией Матери. Но чрез 50 лет смоленский епископ Мисаил и все православные жители города, считая Смоленскую икону своей драгоценной святыней, которая некогда принадлежала их городу, упросили тогдашнего великого князя Московского Василия Васильевича возвратить им Смоленскую икону Божией Матери. Великий князь и митрополит согласились отпустить им икону. После литургии, великий князь и митрополит с духовенством проводили святую икону с крестным ходом, и за Москвой совершили молебствие. Впоследствии времени, на том месте, где совершалось тожественное отправление Смоленской иконы Богоматери, в 1524 году, воздвигнуть был Новодевичий монастырь, в котором поставлена была икона, списанная со Смоленской Одигитрии. С того времени установлено было 28 июля праздновать Смоленской иконе Божией Матери и свершать крестный ход из Успенского собора в Новодевичий монастырь.

В Новодевичьем монастыре находятся 6 церквей:

1) Соборная, в честь Смоленской иконы Божией Матери. При этом храме три придела: в честь Чуда Архистратига Гавриила, святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви, святых апостолов Прохора, Никанора, Тимона и Пармена;

2) Церковь двухэтажная, в коей престолы: вверху Сошествия Святого Духа, а внизу Успения Богородицы, с приделами: Иоанна Богослова и святого апостола Иоанна Алфеева;

3) Церковь больничная во имя святого Амвросия Медиоланского;

4) Преподобных Варлаама и Иоасафа царевича индийского;

5) Преображения Господня;

6) Покрова Богородицы.

Новодевичий монастырь замечателен по историческим событиям, которых он был свидетелем. Так, когда боярин Борис Годунов, шурин царя Феодора Иоанновича, замыслил занять царский престол, то для достижения своей цели, он затворился в келье Новодевичьего монастыря. И когда, после шестинедельного управления русским царством боярской думой, патриарх Иов с духовенством и народом, упросили его занять престол царский; тогда он из стен Новодевичьего монастыря с торжеством вступил на престол русский. В этом монастыре имела пребывание царевна София Алексеевна, сестра императора Петра 1, которая несколько раз злоумышляла на жизнь брата своего. Она была пострижена в иноческий образ и содержалась в этой обители под строгим надзором и здесь кончила жизнь свою. Здесь также провождали жизнь свою в иноческих подвигах и погребены: княгиня Иулиания Димитриевна, царица Ирина Феодоровна – супруга Феодора Иоанновича, царевна Анна, дочь Иоанна Грозного и некоторые другие княгини и боярыни.

Во время нашествия на Москву поляков и французов в 1612 и 1812 годах, Новодевичий монастырь подвергался разрушению. Пред выходом из Москвы французов, монастырю грозило ужаснейшее бедствие: неприятели под собором, под колокольней и в других местах положили значительное количество пороха, хотели зажечь его и разрушить монастырь; когда уже зажгли приставленные к нему фитили, в это время одна только неустрашимость некоторых инокинь спасла обитель от взрыва и совершенного разрушения.

Алексиевский монастырь

(В предместье Москвы, в Красном селе)

Алексиевский женский монастырь первоначально основан был святым Алексием митрополитом Московским, около 1360 года, на улице Остоженке, по желанию сестёр сего святителя, Евпраксии и Иулии. Спустя 154 года, этот монастырь переведён был на другое место, в Белый город, ближе к Кремлю, на урочище, называемое издревле, Черторье, находящееся близ Каменного моста, на берегу Москвы реки. Здесь Алексиевский монастырь существовал более 300 лет.

В 1837 году, когда это место представилось удобнейшим для построения храма Христа Спасителя, Алексиевский монастырь переведён был в предместье Москвы, Красное село, где приходская церковь обращена была в монастырскую шестнадцатого октября 1837 года. В Соборной церкви Алексиевского монастыря отправлено было последнее всенощное бдение, а семнадцатого все иконы и освящённые принадлежности храма, собравшимися священнослужителями с молебным пением, с хоругвями и крестами, были перенесены чрез всю Москву в новый монастырь, где митрополит Московский Филарет совершил потом литургию.

В нынешней Алексиевской обители находятся церкви: главная, в честь Воздвижения Честнаго Креста. Построенная в 1692 году, с приделами: Тихвинской иконы Божией Матери и Симеона епископа Персидского; другая церковь Алексия человека Божия с приделами: Грузинской иконы Божией Матери и Павла Латрского. Здесь находится и сама Грузинская икона, списанная с подлинной чудотворной Грузинской иконы Богоматери 101.

Когда в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию и взял оттуда многоцелебную Ризу Господа нашего Иисуса Христа, тогда вместе с сею драгоценной святыней, взяты были персами и святые иконы для продажи православным христианам. Однажды, один персиянин, зная, что россияне благоговейно чествуют святые иконы, принёс одному купцу Стефану для продажи, украшенную серебром и золотом, Грузинскую икону Богоматери. Стефан с радостью купил икону и препроводил её в Черногорскую обитель. Здесь эта икона прославилась многими чудотворениями. Когда в Москве стала свирепствовать моровая язва, то, по усердию благочестивых жителей столицы, привезена была сюда Грузинская икона Богоматери, с которой снят был точный список и поставлен в храм святого великомученика Никиты, что на Глинищах. Когда моровая язва начала более усиливаться в Москве, то один из жителей хотел удалиться из города, но был удержан неведомым гласом, повелевавшим ему помолиться пред Грузинской иконой Богоматери. Исполнив это, он остался невредимым со всем своим семейством. Когда это сделалось известным в Москве, тогда православные жители столицы начали притекать с усердием к Грузинской иконе Богоматери. Молитвами и предстательством Божией Матери, болящие начали получать исцеление, и болезнь стала прекращаться. С того времени в Москве стали распространяться списки с сей чудотворной иконы Божией Матери и один из них находится в Алексеевском монастыре. Празднование сей иконе совершается 22 августа 102.

В этом, же монастыре находится другая чудотворная икона, именуемая «Целительница». Она прославилась в конце XVIII столетия. На этой иконе Богоматерь изображена стоящей подле больного, и на устах его видно млеко. Поводом к такому изображению было следующее событие. Один благочестивый клирик имел обычай, выходя из церкви преклонять колена пред образом Богоматери и говорить: «Радуйся Благодатная Господь с Тобою, Блаженно чрево, носившее Христа и сосцы, яже ссал Господь Бог наш Спаситель!». Однажды, этот клирик сделался тяжко болен, у него гнил язык и от сильной боли он терял рассудок. Пришедши в себя, он произнёс в уме свою обыкновенную молитву; в это время он увидел около себя юношу, который был Ангел Хранитель. Взирая на больного, Ангел воззвал к Богоматери; «О Госпоже Премилосердая! Обрати материй взор Свой на сего страдальца и пощади его. Сей язык привыкший ублажать Плод чрева Твоего, ныне весь изъязвлен». В это время вдруг явилась Сама Божия Матерь, источила из Себя спасительную каплю млека на уста больного и стала невидима. Больной тотчас почувствовал себя, здоровым, пошёл в церковь и стал на клирос с поющими. Когда рассказывал он это чудо Богоматери изумлённому народу, то на устах его видна была капля млека. Видевшие это чудо исполнились чувством умиления и вознесли самые тёплые и благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице 103.

Зачатьевский монастырь

(За Пречистенскими воротами, на Остоженке)

Зачатьевский женский монастырь был первоначально Алексеевским монастырём. Этот монастырь около 1514 года переведён в Белый город, на место называемое Черторье; здесь же вероятно, после того оставалась малая обитель, известная ещё в XVI веке, под названием Зачатьевской. Нынешний Зачатьевский монастырь основан был царём Михаилом Феодоровичем, в 1623 году.

В настоящее время в Зачатьевском монастыре находится три каменные церкви:

1) Соборная, в которой престолы: вверху – Зачатия святой Анны, с приделом святого Феодора Стратилата; внизу – Рождества Богородицы, с приделом святого Алексия митрополита;

2) Храм в честь Неопалимой Купины, с приделом Сошествия Святого Духа, где находятся гробницы Евпраксии и Иулии сестёр святого Алексия митрополита;

3) Храм в честь Нерукотвореннаго Спасова образа.

В монастырской ризнице, между другими предметами заслуживает особенного внимания напрестольный крест, украшенный жемчугом. Он сделан был в 1653 году, по усердию царя Алексия Михайловича и царицы Марии Ильиничны 104.

Никитский монастырь

(На Никитской улице)

На месте, где находится теперь Никитский монастырь, прежде была церковь святого Никиты, основанная ещё в XV веке. В 1582 году, на этом месте основан был Никитский монастырь боярином Никитой Романовичем Юрьевым, отцом патриарха Филарета Никитича.

В этой обители находятся три каменные церкви: Соборная – великомученика Никиты, с приделом Введения во храм Пресвятой Богородицы и святого Николая Чудотворца, где хранится часть Ризы Божией Матери и, между частицами мощей разных угодников, частица мощей великомученика Никиты; другая церковь во имя Димитрия Солунского и третья – Воскресения Христова.

В этом монастыре погребены: бояре из фамилии Сенявиных, Шидловских, Борисовых и некоторые другие замечательные лица 105.

Рождественский монастырь

(Близ Сретенских ворот)

Рождественский монастырь основан был в 1386 году, супругой князя Андрея Серпуховского, сына Калиты, княгиней Марией, матерью знаменитого героя Донского, князя Владимира Андреевича, которая скончалась в иночестве под именем Марфы в 1389 году, и была погребена в этом монастыре.

Здесь находятся церкви:

1) Соборная, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами: Сошествия Святого Духа и святого Димитрия Ростовского;

2) Церковь во имя святого Иоанна Златоустого с приделами святого Николая Чудотворца и святого праведного Филарета Милостивого;

3) Церковь под колокольнею – во имя священномученика Евгения Херсонского.

Страстной монастырь

(У Тверских ворот)

Страстной женский монастырь построен был в 1654 году, в честь Страстной иконы Богоматери.

В селе Палицах, Нижегородской губернии, была одна женщина одержимая недугом беснования. В таком состоянии она находилась семь лет. Сознавая бедственное своё положение, больная обратилась с молитвой к Божией Матери об избавлении от бесовского мучения и дала обет: в случае выздоровления вступить в иноческую жизнь. Вскоре после того, она получила исцеление; но забывши обет свой Богу, начала опять жить по прежнему. Спустя несколько времени, она вспомнила своё обещание и почувствовала страх за нарушение данного ею обета; она снова впала в болезнь, и во время изнеможения, вдруг услышала, что кто–то подходит к дверям её комнаты и к ней вошла Благолепная Дева, облечённая в багряное одеяние неизреченного света. Пресвятая Дева сказала: «Для чего ты не исполнила данного обета – в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу?» Два раза являлась ей Богоматерь. При третьем явлении рекла ей: «иди немедленно в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у него находится написанный образ во имя Мое, именуемый Одигитрия, возвести ему о Моём явлении, и, собравши именем Моим семь серебряных монет, отдай их иконописцу на украшение Моего образа. Когда помолишься пред ним с верою, то получишь исцеление». Больная немедленно исполнила повеление Богоматери, нашла у указанного иконописца образ и после усердной молитвы пред ним, получила исцеление. Когда от сей иконы Богоматери начали совершаться чудеса, то она перенесена была в село Палицы и поставлена в церковь святых бессребреников Космы и Дамиана, откуда в 1641 году, при царе Михаиле Феодоровиче, перенесена в Москву, и на месте сретения сей иконы, у Тверских ворот, построена была сначала церковь, а потом монастырь, называемой Страстным.

Празднество Страстной чудотворной иконе Богоматери совершается дважды в год: в шестое воскресенье по Пасхе и 13 числа августа 106

Главная церковь в Страстном монастыре двухэтажная, вверху в честь Страстной иконы Богородицы, где находится часть мощей святой великомученицы Анастасии, а внизу – Архистратига Михаила, с приделами: святого Николая Чудотворца и великомученицы Анастасии, и церковь над монастырскими вратами, во имя святого Алексия человека Божия.

Ивановский монастырь

(Близ Солянки)

Основание Ивановского женского монастыря, по преданию, приписывается великому князю Иоанну III, или матери царя Иоанна Васильевича Грозного, великой княгине Елене Глинской. В 1812 году монастырь сей сгорел и потом обращён в приходскую церковь. В настоящее время этот монастырь вновь восстановлен. Главный храм в этой обители в честь святого Пророка и Крестителя Иоанна, с приделами:

1) Явления Казанской иконы Богоматери;

2) Святого Николая Чудотворца.

Другой храм во имя Праведной Елисаветы.

* * *

86

Монастырей вне Кремля 20, из них мужских 13, женских 7.

87

Монастыри: Новоспасский, Донской, Симонов и Заиконоспасский называются Ставропигиальными. Первые три первоклассными, – последний второклассным и состоят под ведением Конторы Святейшего Правительствующего Синода; прочие же московские монастыри – второклассными и третьеклассными и находятся под управлением Московского митрополита. Архимандриты первоклассных и второклассных монастырей имеют на мантиях скрижали красного цвета, архимандриты же третьеклассных монастырей – зелёного.

88

Описание сего монастыря Ратшина и Снегирёва.

89

Описание монастырей Ратшина; Описание Донского монастыря Забелина, изд. 1863 год.

90

Описание монастырей Ратшина; Описание Симонова монастыря архимандрита Евстафия, изд. 1867 год; Историческое описание этого монастыря В. Пассека, изд. 1843 года

91

Описание монастырей Ратшина; История Славяно–Греко–Латинской Академии, Смирнова, изд. 1855 г.

92

Описание монастырей Ратшина. Описание Богоявленского собора, Снегирёва, изд. 1864 г.

93

Жития святых, соч. Филарета архиепископа Черниговского; Описания монастырей Ратшина и Писарева. Изд. 1842 г.

94

Описание монастырей Ратшина; и Описание Высокопетровского монастыря архимандрита Григория, изд. 1874 г.

95

Описание монастырей Ратшина.

96

Описание монастырей Ратшина.

97

Описание монастырей Ратшина.

98

Описание монастырей Ратшина, Описание Знаменского монастыря, архимандрита Сергия, 1886 г.

99

Исторический словарь о Святых, Спб. Изд. 1836 г.; Опыт исторического словаря о Святых, М, 1784 г., Летописные сказания о В.К. Данииле Александровиче, архимандрита Амфилохия, М. 1873 г.

100

Описания монастырей Ратшина и Снегирёва.

101

Древности Москвы, Хавского, изд. 1854 г. и Описание Москвы Мартынова 1865 г.

102

Дни Богослужения Добольского.

103

Слава Пресвятой Богородицы.

104

Описание монастырей Ратшина.

105

Описание монастырей Ратшина; Описание Никитского монастыря, П. Хавского, изд. 1868 г.

106

Название «Страстной» сия икона получила от того, что около лица Богоматери изображаются два ангела с орудиями Страстей Господних. См. Дни Богослужения Дебольского и Описание монастырей Ратшина.


Источник: Москва. Типография И. Ефимова, большая Якиманка, дом Смирновой. 1882г.

Комментарии для сайта Cackle