архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 102

Пс.102:1. Псалом Давиду. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое его:

Пс.102:2. благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний его:

СОДЕРЖАНИЕ

В сем прекрасном псалме, во-первых, описывает Пророк благодеяния Божия особенно ему оказанныя. Потом распространяет оныя на всех избранных Божиих, показывая и самый источник, из котораго они проистекают, то есть, неизреченную милость Божию, которая наипаче простирается к людям, боящимся Бога. Наконец, видя себя неравносильна к возблагодарению, призывает Ангелов, и все твари, да благословят Господа и Ему за нас благодарение да возсылают.

Давид, благочестно веруя, что он находится в числе избранных Божиих, яко един от них, возбуждает себя к хвалению Бога, и потому, обращая речь к душе своей, глаголет: благослови, душе моя, Господа! Помысли о благодеяниях и похвали Благодетеля, по дару Котораго удостоилась ты не токмо познать, но и самым делом вкусить безчисленная благая! Не точию же ты едина похвали Господа, но и вся внутренняя моя, то есть, все помышления мои и все чувствования мои, в глубине сердца сокровенная, да обратятся в языки, и да благословят святое имя Его.

Потом паки повторяет: благослови, душе моя, Господа, дабы отчасти показать благодарный дух, а отчасти – слабость человеческаго сердца, которое весьма скоро хладеет в вещах, телесными чувствами непостигаемых, каков наипаче есть Бог, живый во свете неприступнем (1Тим. 6:16). – И не забывай всех воздаяний Его. Нарицает благодеяния Божия воздаяниями, понеже не суть благодеяния простыя, но, так сказать, все сугубыя: ибо и то есть благодеяние, что не воздает нам должных казней, как того достойны повседневные грехи наши, и то паки есть благодеяние, что за толикая злая наша воздает толикими благами. Ежели бы кто мог исчислить все грехи наши, коими непрестанно воздаем мы Богу злая за благая, тот мог бы некоторым образом познать, коль велика Божия любовь, которая непрестанно воздает нам благая за злая, по оному изречению Господню: яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя (Лк. 6:35).

Пс.102:3. очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя,

Здесь начинает исчислять благодеяния Божия по их видам, проходя порядком от перваго даже до последняго. И в первом чине полагает благодатное отпущение грехов, бывающее чрез отрождение, посредством котораго Бог делает нас из неправедных праведными, из врагов друзьями и из рабов сынами, туне отпуская долги, коль они ни велики, и туне прощая вины, коль они ни тяжки, коль ни безчисленны. И дабы пресечь самые корни грехов, исцеляет все недуги наши, яко то: похоть плотскую, похоть очес и гордость житейскую (1Ин. 2:16): ибо корень всех грехов есть похоть злая.

Пс.102:4. избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами,

От благодеяний благодати преходит к благодеяниям славы, показывая, что Бог чрез искупление, еже о Христе Иисусе, избавляет живот наш от истления, то есть, от вечныя смерти, и преселяет души в царство Свое, где венчает их славою и честию, а здесь между тем, предваряет милостию и щедротами. Ибо, дабы удостоился ты получить венец правды, первее предваряет тебя милостию, туне оправдающею, потом щедротами, управляющими и покровительствующими тебе в пути жизни сея, без которых не мог бы ты благополучно совершить течения твоего.

Пс.102:5. исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.

Как венец славы содержит в себе две вещи, а именно, насыщение желания и безсмертие тела, сего ради глаголет, что тогда и желание души удовлетворится, и глад сердца насытится, когда человек насладится верховным оным благом, которое так содержит в себе вся благая, что душа, насытившаяся оным, ничего больше ни желать, ни искать не похощет. К сему присовокупится еще и обновление тела, которое по преславном оном воскресении изменится в блаженную и никогда нестареющуюся юность. Сие обновление сравнивается с обновлением орла не потому, аки бы орел по обновлении своем вечно мог жить, но что некоторым образом прообразует воскресение блаженных телес, может быть, по той причине, что весьма высоко летает и весьма острое зрение имеет, а наипаче, что весьма долго живет, в чем особливо состоять будет блаженство праведных людей, кои подобно орлу превыше небес возлетят и самый неприступный свет узрят, и вечною жизнию насладятся. Впрочем, каким образом орлы обновляются, неизвестно. Иероним, в толковании на 40 главу Исаии, пишет, что орлы обновляются, переменяя часто перья. Августин в толковании на сие место повествует, что орел обновляется, разбивая нос о камень, когда он выростет чрез меру велик, и будет препятствовать брать пищу. Раввины сплетают свои о сем басни.

Пс.102:6. Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым.

Описав благая, уготованная праведным, здесь описывает тот источник, из котораго проистекают благая сия, приписывая оныя единой милости Божией, дабы кто, безумствуя с ересеначальником Пелагием, не присвоил себе того, что свойственно единому Богу, и чрез гордость не потерял того, что чрез смирение мог бы приобресть. Сего ради глаголет, что един токмо Бог творит милостыни, то есть, Он один благодетельствует, Он раздает дары, Он ущедряет многоразличными благами. Из числа сих многоразличных милостей едина особеннейшая есть та, что Он творит суд всем обидимым: ибо и претерпевающих обиды избавляет, и творящих оныя не оставляет без наказания.

Пс.102:7. Сказа пути своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения своя.

Здесь продолжает то же, что сказал в предыдущем стихе; ибо под именем путей разумеет милость и истину, как и инде сказал: вси путие Господни милость и истина (Пс. 24:10). Сии-то пути сказал Господь избранному рабу Своему Моисею: ибо дал ему закон святый, посредством котораго как самому ему, так и всем сынам Израилевым (а с ними купно и нам) объявил хотения Свои, которыя состоят в том, что как Сам Он милостив и праведен, так и мы должны быть милостивы и праведны. Почему и сие самое, что он так открыл нам волю Свою, было знамением великия милости Его.

Пс.102:8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

Сии Божественныя имена, которыя сообщает нам Давид из книги Исх. 34:6, яко неложное Священнаго Писания свидетельство, несказанно служат к утешению нашему. Ибо ежели Бог щедр, то не оставит ни единаго добраго дела без награждения; ежели милостив, то не может не иметь отеческия любви к нам; ежели долготерпелив, то еще потерпит немощам нашим, еще снизойдет недостоинству нашему, так как отцы и матери обыкновенно снисходят неразумию и глупости детей своих, и терпят даже огорчения и досады; наконец, ежели Бог многомилостив, то без сомнения соравнит нас с Ангелами, и мы сие равенство получим, когда узрим Его, якоже есть.

Пс.102:9. Не до конца прогневается, ниже во век враждует:

Здесь объясняет по частям оныя Божественныя имена, о которых упомянул вообще в предыдущем стихе, и во-первых, говорит о неизреченной Божией любви к человекам, а наипаче к верным, показывая, что Бог хотя иногда и гневается на согрешающих по немощи избранных Своих, и за то наказывает, но скоро паки примиряется с ними: ибо в сердце отца чадолюбиваго всегда пребывает отеческая любовь, откуду и самое наказание происходит. И то же самое иными повторяя словами, присовокупляет: ниже во век враждует. То есть, не так гневается, как люди, кои иногда злобу свою питают до смерти, но яко отец, который, будучи раздражен детьми, хотя негодует, но и паки примиряется скоро и утешает их. Впрочем сие присовокупление нимало не благоприятствует заблуждению тех, кои мнят, что муки осужденных некогда конец возимеют: ибо сие не ко всем относится, но токмо к избранным, боящимся Бога страхом сыновним, как неоднократно в сем псалме повторяется; об осужденных же в книге Бытия иначе сказано: не имать дух Мой пребывати в человецех сих во век (Быт. 6:3). И у Моисея явно и ясно нарицается Бог ревнитель, отдаяй грехи отцев на чада (Втор. 5:9). Но Давид, оставя людей, на которых лежит вечный и непримиримый гнев Божий, научает, колико Бог милует сынов Своих, якоже и у Исаии Сам глаголет: на время мало оставих тя (в Еврейском: наказах тя), а с милостию великою помилую тя (Ис. 54:7).

Пс.102:10. не по беззаконием нашым сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам.

Приступает ко второму имени, а по нашему переводу к первому, и говорит, что Бог по безконечной щедроте Своей не токмо не воздал нам казней, которыя мы заслуживали, но и приумножил дары, которых не заслуживали. Что бо заслуживает человек беззаконный и грешный, ежели не смерть? Оброцы бо греха смерть (Рим. 6:23). Но Бог не токмо не воздал нам смерти, но и благодать возблагодать даровал, и жизнь вечную обещал; а между тем со избытком приложил и все то, в чем имеем нужду, находяся в странствовании сем.

Пс.102:11. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость свою на боящихся его:

Пс.102:12. елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.

Сии слова относятся к тому же первому имени: ибо Пророк доказывает, что Бог не воздает нам по грехам нашим; понеже утвердил щедроту Свою во множестве благодеяний, предав забвению все беззакония наши, при чем употребляет подобия, взятыя от разстояния неба и земли, востока и запада, или, что то же есть, от величайшия высоты и долготы, дабы показать, что отпущение грехов и благодати оправдание есть благодеяние, из всех величайшее и не имеющее конца и меры. Аки бы сказал: по мере разстояния неба от земли, которое есть самое величайшее, утвердил Господь милость оправдания и благодати Своея; и паки, по мере разстояния востока от запада, которое также есть величайшее, удалил от нас, боящихся Его, вся беззакония наша, совершенно отпустив и загладив грехи наши так, как бы они никогда соделаны не были.

Пс.102:13. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся его.

Пс.102:14. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.

В сем стихе, и в двух последующих, объясняет Пророк третие Божие имя, то есть, долготерпение, и употребляет весьма приличное сравнение, взятое от плотских родителей. Ибо никакие люди столько великодушны и долготерпеливы не бывают, как родители в разсуждении детей своих: поелику любовь отеческая или матерняя убеждает их с непрестанным и невероятным трудом угождать малым детям своим, и даже самыя досады и обиды их сносить великодушно. Якоже убо плотские родители наши с непреодолимым некоторым пристрастием милуют своих младенцев и их немощи терпеливно сносят: тако, или еще более, Господь наш милует боящихся Его, взирая на погрешности их не яко на обиды, но яко о слабостях малых детей разсуждая. Яко Той позна создание наше. Той совершенно знает, что мы от земли созданы, что носим плоть смертную и многоразличным немощам подверженную, и потому сожаления Его достойную. Помяну, яко персть есмы. Он разсуждает, что мы из персти составлены и потому персть есмы; а понеже персть есмы, то и немощны и тленны. По сих для большаго объяснения тленности нашея присовокупляет другое подобие, глаголя:

Пс.102:15. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет:

Пс.102:16. яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.

Сии слова выражены по свойству Еврейскаго языка, а полнее читать должно так: дние человека яко трава: яко цвет сельный, тако оцветет. Егда бо ветр приидет на него, се (уже) несть его, ниже познает его ктому место его. Сущность слов сих есть та, что дни жития человеческаго весьма кратки и подобны дням, в которые трава на полях растет. Она родится весною, а в грядущее лето посекается. И как трава не чрез все то время, в которое растет в поле, зеленеет, но по утру зеленеет, а к вечеру, будучи посечена, увядает: так и человек чрез краткое время процветает, но гораздо в кратчайшее увядает, подобну сельному цвету, или полевой розе, которая скоро разцветает, и паки скоро теряет цвет. Следующее присовокупление о духе преходящем, означает, что жизнь человеческая не токмо весьма кратка, но и всегдашним переменам подвержена, пока совершенно не прекратится. Итак, под именем духа преходящаго, по переводу седмидесяти толковников разумеется дух жизненный, который не долго пребывает в человеке, но скоро выходит, и прежде нежели выйдет, переменяется то из младенчества в отрочество, то из отрочества в юношество, то из юношества в мужество, то из мужества в старость, и наконец из старости в смерть. В сем состоянии будучи, ктому не познает места своего, то есть, не возвратится паки в то место, откуду изшел, и навсегда не узрит света, который единожды оставил. Судя по сему, вещи тленныя много различествуют от нетленных, небесныя от земных. Ибо солнце, луна и звезды, восходящия по утру на востоке, хотя по вечеру и исчезают на западе, но и паки возвращаются в круги свои, и ни в чем неизмененны видят место, из котораго вышли. Вещи же, раждающияся из земли, хотя течение свое совершают, но в течении изменяются, и никогда не возвращаются в то место, откуду течение начали, но состареваются и пропадают. По тексту Еврейскому, дух преходящий есть ветр стихийный, который сильно дуя на полевые цветы, низлагает их, от чего они засыхают и пропадают, так что неприметно бывает даже и то место, где они росли и цвели.

Пс.102:17. Милость же Господня от века и до века на боящихся его,

Пс.102:18. и правда его на сынех сынов, хранящих завет его и помнящих заповеди его творити я.

Здесь наконец объясняется четвертое имя Божие, положенное под Пс. 102:8, где назван Бог многомилостивым. Оно относится к благодеянию прославления, которое есть последнее и самое величайшее. Оно показывает, что милость Господня, которая пребывала от века над боящимися Его в предопределении, пребудет над ними до века в прославленном состоянии: а таким образом Бог будет многомилостив как по множеству благодеяний, так и по продолжению оных. Кто же бы мог по достоянию изрещи, колика милость сия, что Господь и Владыка всех, Иже благих наших не требует, еще оттоле – от века предопределил ущедрить персть Свою, и соравнить оную не токмо с духами небесными, но и соединить с Собою, верховнейшим благом, вечным и преблаженным союзом? Сию толикую милость по истине ни на минуту не должны мы из памяти выпускать, но непрестанное благодарение возсылать к нему. Следующее присовокупление, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его, есть аки добавок к великой милости оной, которую являет Бог боящимся Его. Ибо Пророк присовокупляет сие для того, дабы показать, что боящиеся Бога не токмо сами покоиться будут под покровом вечныя Божией милости, но что милость сия распространится и на всех потомков их, ежели токмо будут подражать благочестию предков своих, храня свято завет и заповеди Божия.

Пс.102:19. Господь на небеси уготова престол свой, и Царство его всеми обладает.

Сими словами показывает Пророк, что Бог верно может сделать то, что обещал боящимся Его, и сынам сынов их: ибо как есть верховный Судия над всеми, то и поставил судилищный престол Свой на самом высочайшем месте, то есть, на превыспреннем небеси, откуда бы мог видеть всех, и достойным достойная воздавать. А дабы не возмнили мы, что Бог есть судия, поставленный от некоего царя, сего ради присовокупляет: и царство Его всеми обладает, то есть, имеет престол на небеси не яко судия, сущий под царем, но яко Судия верховный и Царь над всеми царями, и не токмо над царями, но и над всеми тварьми.

Пс.102:20. Благословите Господа, вси ангели его, сильнии крепостию, творящии слово его, услышати глас словес его.

В сей последней части псалма Пророк призывает все прочия твари к прославлению Бога: сие же творит того ради, понеже находил себя неравносильным возблагодарить толикому и таковому благодетелю. И во-первых, призываете Ангелов, яко благороднейших пред прочими тварей, и наипаче способных к хвалению Бога: ибо мы меньше к тому способны, ово яко немощны и тленны, ово яко часто согрешаем и яко хвала во устах грешника некрасна. Ангели же поелику суть духи зело крепкие и сильные, то никогда не утруждаются, ниже согрешают, сего ради глаголет: благословите Господа вси Ангели Его. То есть, похвалите общаго Владыку вы, чистейшие духи, ближе к Нему предстоящие и величие Его совершеннее зрящие; вы, которые не токмо созданы от Него, но и которые по падении прочих при Нем осталися вечно и с Ним соединилися преблаженным союзом, благословите Господа; и не один или два, но вси, елико вас есть, соберитеся вкупе и прославьте Его. Ничто в том не может воспрепятствовать вам: ибо вы сильны крепостию, вы утвержены в состоянии благодати и славы, и потому можете исполнять повеления Божия, как скоро услышите глас словес Его.

Пс.102:21. Благословите Господа, вся силы его, слуги его, творящии волю его.

Дабы чрез Ангелов, призываемых к прославлению Бога, не разумели мы одних токмо Ангелов последняго чина, сего ради Пророк присовокупляет здесь начальнейших духов, под именем небесных вой разумеемых, яко то: Архангелов, Начал, Властей, Господствий и прочих вышних чинов. Ибо в Еврейском тексте читается так: благословите Господа вси вои Его. А что Ангели суть воины небесные, о том свидетельствует Лк. 2. Сего ради глаголет: благословите Господа, вся силы Его, то есть, прославляйте Бога Ангели не токмо нижняго, но и высшаго чина, которые вси есте слуги небеснаго Владыки, долженствующие прилежно и непрестанно творити волю Его.

Пс.102:22. Благословите Господа, вся дела его на всяком месте владычества его: благослови, душе моя, Господа.

Пророк, призвав к хвалению Бога Ангелов и человеков, яко разумных тварей, могущих собственно хвалить Его, наконец, призывает и прочия все твари, хотя впрочем не имеющия ни разума, ни чувств, ни жизни, дабы и оне своим образом похвалили Творца. А дабы кто не исключил что-нибудь и не возмнил, что Пророк глаголет об одних токмо тварях, сущих на небеси и на земли и в мори, сего ради прилично глаголет: благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его. Ибо Той сотворил всяческая, и всеми обладает везде Сый и вся исполняяй, вся содержай, и вся сохраняяй. Наконец, дабы показать с каким намерением исчислил все благодеяния Божия, повторяет те же слова, которыя в начале псалма в душе своей произнес: благослови, душе моя, Господа, назнаменуя, что принес песнь сию Богу с тем, дабы всегда памятовать благодеяния Его.



Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 95 архиепископ Ириней (Клементьевский)

2. Толкование на Псалмы – Псалом 102 епископ Палладий (Пьянков)

3. Толковая Псалтирь – Псалом 143 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

4. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 111-го. блаженный Феодорит Кирский

5. Руководственное пособие к пониманию Псалтири – Четвертая книга Псалтири. Псалмы 89–105 епископ Ириней (Орда)

6. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – ПРОТОИЕРЕЙ ГЕННАДИЙ ФАСТ протоиерей Геннадий Фаст

7. О памяти смертной, заповедях Божиих и послушании, а также иных предметах, душеполезных – На псалмы архимандрит Рафаил (Карелин)

8. Собеседование о Псалмах – Собеседование 34 на псалом 86 святитель Иоанн Златоуст

9. Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви – Часть вторая протоиерей Сергий Терновский

10. Слова и речи. Том I – Слово в неделю о разслабленном митрополит Никанор (Клементьевский)

Комментарии для сайта Cackle