архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 13

Пс.13:1. В конец, псалом Давиду, Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню.

НАДПИСАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме оплакивает Пророк растление естества человеческаго, каковое наипаче зрится в неверных и безбожных людях.

ТОЛКОВАНИЕ.

До толикаго безумия дошло человеческое естество, в первом человеке поврежденное, что нашелся некто таковый, который хотя гласом и не дерзнул отрицать Божие бытие, но в сердце своем рекл: несть Бог. А чрез сие не то означает Пророк, аки бы един некто известный безумный человек сие изрыгнул слово, но вообще глаголет, что люди поврежденные естеством до такой слепоты доходят, что бывают безумны даже и в разсуждении высочайшаго Существа, и помышляют, что нет никакого Бога, пекущагося о делах человеческих, которому бы должны были они дать отчет о себе.

Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. В первом члене сказал Пророк, что человек растлен стал по уму, а здесь присовокупляет, что растлен и по воле, так что люди по большей части грешат, а добра не творят. Ибо не имея благодати, и употребляя одни токмо силы естественныя, творить добра не могут; а хотя иногда и творят некия добрыя дела нравственныя, которыя грехами назваться не могут, но те дела не суть совершенно благия: понеже бывают без веры и благодати, и потому не руководствуют к верховному благу, как изрядно разсуждает о сем Августин, в четвертой книге против Иулиана.

Пс.13:2. Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога.

Пс.13:3. Вси уклонишася, вкупе неключими Быша: несть творяй благостыню, несть до единаго.

Сказав, что человеческое естество стало быть растленно и по разуму и по воле, здесь показывает, что он сие не от себя глаголет, но познал из откровения Божия. Ибо Бог как Сам зрит вся и ведает, так и Пророкам Своим многая открывает. Господь, глаголет, с небесе приниче на сыны человеческия. Чего ради? Видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. То есть, обретается ли на земли хотя один человек не растленный по разуму и по воле, который бы любил и искал Бога, высочайшаго онаго блага? Что же Бог сообщил ему с небесе, извещает следующими словами: что все уклонилися от света премудрости и от путей правды, и все равномерно неключимы, то есть, непотребны и мерзки соделались пред Богом, так что нет ни единаго человека, который бы расположен был к добру, и который бы любил добродетель.

Но здесь встречается вопрос: каким образом Давид изъемлет всех до единаго из числа добрых людей, а немного ниже сам упоминает о людях праведных, надеющихся на Бога.

Потом, ежели все сделались растленными и нечестивыми, то кто был оный Израиль, о спасении котораго на конце псалма пророчествует? Паче же, когда сам он был един из числа благочестивых, то чего ради по крайней мере себя от прочих не отличает? На сие вкратце ответствуем, что все вышереченное сказано вообще о людех, каковы они суть по растленному естеству, а не каковы суть по благодати Божией. Хотя бо в Священном Писании и сказано, яко растли всяка плоть путь свой на земли (Быт. 6:12): однако там же говорится, яко Ное человек бе праведен и совершен в роде своем (Быт. 6:9). Ибо по благодати Божией бывают люди совершенно праведные и благочестивые, которых Бог нарицает в следующем стихе людьми Своими, защищая их от растленных оных людей, кои гонят их, и за ничто вменяют.

Пс.13:4. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша.

Доселе говорил Пророк о всеобщем растлении рода человеческаго, а здесь обращает слово в особенности к растленным людям века своего, и тако настоящее учение соединяет с предыдущим. Понеже бо выше рекл, что Бог, приникши с небесе, узрел всех растленными; сего ради паки вводит Бога, взирающаго на растленных сынов рода Авраамова и на дела их, и как бы так к ним глаголющаго: не странное ли сие дело, что и Мои избранные люди не знают Меня, и творят такия же беззакония, как и прочие незнающие Бога? Всегда ли пребудут безумны, не отверзут ли некогда очей своих, и не познают ли наконец себя и Бога своего? Снедающии люди Моя в снедь хлеба. Сим обстоятельством еще больше увеличивается недостоинство и растление сынов Израилевых, что и самые пастыри их вверенное им стадо безчеловечно пожирают, и людей Божиих, особенно Ему любезных, не щадят. Подобную сей жалобу читаем и у Пророка Михея, в главе Мих. 3:1–2: Слышите сия власти дому Иаковля, не вам ли есть, еже разумети суд? Вы же похищаете кожи их с них, и плоти их от костей их. Аще бы, глаголет, на Вавилонян или на Египтян тако свирепствовали они, то и сия неправда была бы неизвинительна: ныне же, когда кровию и плотию верных питаются аки хлебом, то сие чудовищное дело не достойно ли проклятия как от Ангелов, так и от человеков? Ибо ежели бы была в них хотя единая искра разума, то и сия удержала бы их от толикаго неистовства. Итак, надобно быть им ослепленным от диавола, когда ничего не чувствуют, и так люто и безчеловечно поступают с людьми Божиими. При конце стиха, где говорит: Господа не призваша, показывает источник столь наглыя несправедливости. Какой же он? Совершенное забвение Бога и непочтение к Нему. Ибо как призывание Бога являет особенный признак благочестия, то не только здесь, но и на многих местах Священнаго Писания объемлет все Богопочтения виды.

Пс.13:5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных.

Пророк как себя, так и прочих верных воодушевляет здесь сладчайшим утешением, или благою надеждою, что Бог не оставит рабов Своих до конца, но некогда отмстит за них.

Наречие указательное, тамо, означает или будущий суд, где Бог пред очами святых накажет гонителей их, или известность казни, которую понесут они здесь, и которую Пророк как бы перстом показывает им. Равным образом и оныя слова: устрашатся страха, идеже несть страх, относятся или к внутренным оным безпокойствам, которыми смущаются мысли людей нечестивых (ибо и сим мучением угрожает Бог преступникам закона, чтоб бегали они, никомуже гонящу, и страшилися шума листвия, падающаго с древа, Лев. 26:17), или являют, что Бог при самом спокойном и благополучном состоянии нечестивых, внезапно поразит их громом. Егда бо рекут мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство (1Фес. 5:3). Сею убо надеждою Пророк ободряет и подкрепляет верных, что нечестивые в то самое время, когда мнят себя быть безопасными от всего, паче же в самое время светлых торжеств своих, внезапным падением погибнут. К сему присовокупляется причина: яко Господь в роде праведных. То есть, яко Господь праведных Своих покровительствовать благоволит: следовательно, по нужде на нечестивых и лютых врагов их с небеси мещет гром.

Пс.13:6. Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть.

Пророк ополчается противу гигантов оных, которые смеются простоте верных, когда они в бедствиях своих взывают к Богу и спокойно помощи Его ожидают. Ибо плотским людям ничто так не кажется нелепо, как прибегать к Богу, когда Он в бедствиях их не помогает им: понеже обыкновенно судят о Боге по настоящим знакам милости Его. И потому, когда видят сынов Божиих обременяемых бедствиями, поносят суетную, по мнению их, надежду, и с язвительными насмешками нападают на них, аки бы они всуе уповают на Бога, от Котораго себе помощи не видят. Давид, ругаяся взаимно сей гордости их, провозвещает, что и сие будет причиною погибели их, яко посрамляют совет нищаго, – аки бы убогие, но праведные люди безумно творят, когда надеются на покровительство Божие: и купно научает, что нет ничего благоразумнее, как зависеть от Господа, и что в сем состоит преизящнейшая премудрость дабы успокоиваться в обещаемом от Него спасении, сколько бы кто не бедствовал.

Пс.13:7. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

Давид, предложив утешительное слово, обращается к молитве и воздыханию, чем научает, что хотя бы Бог оставил нас скорбеть на долгое время, однако мы не должны унывать, но всегда о Нем хвалиться, и что в долговременных прискорбиях сие есть наилучшее утешение: к Богу чаще молитвы возсылать. И потому, вопрошая: кто даст от Сиона спасение Израилево? не сомнением колеблется, ниже уклонив очи от Бога, иного избавителя ищет, но токмо горячность желания изображает, аки бы рекл: Ты наконец явиши спасение Твое. Ибо, присовокупляя имя Сиона, свидетельствует, что он имеет твердую надежду на Бога. Место бо оное было священное, откуду обещал Бог выслушивать молитвы рабов Своих: оно было жилищем заветнаго ковчега, а ковчег был залогом и знамением присутствия Божия. Итак не сумневается, кто имеет быть спасения виновник, но с сильным движением духа вопрошает: когда приидет оное вожделенное спасения время, не отинуду чаемое, как от единаго Бога? А что желает спасения Израилю, а не себе, отсюду извещаемся, что он не столько помышлял о себе, сколько пеклся о общем спасении всея церкви. Сие прилежнее заметить должно потому, что когда людей собственная болезнь занимает, тогда общее благосостояние братий почти совсем пренебрегается. Но Бог всех и каждаго увещавает, чтоб при бедствиях своих обращали внимание и ко всему телу церкви, как и Давид купно с собою и обо всем Израиле печется.

Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

Сими словами показывает Давид, что Бог не потерпит, дабы верные раби Его во всегдашней оставались печали, как и инде сказано: сеющие слезами, радостию пожнут (Пс. 125:5). Чем без сомнения как себя, так и всех благочестивых утверждает, увещавая пребывать непоколебимо в надежде обещаннаго избавления. Во-первых, убо глаголет, что Бог хотя и коснит, или по крайней мере не так поспешает, как нам желается, однако непременно рабов Своих от пленения избавит. Потом умягчает скорбь их радостнейшим окончанием, сказуя, что печаль их обратится в радость. Пленение же, о котором здесь упоминает, не есть Вавилонское, ниже оное разсеяние по внешним народам, но паче домашнее угнетение, бываемое от нечестивых, когда они мучительски господствуют над церковию, и как бы пленяют оную, покоряя под власть свою и разрушая в ней благоучрежденный порядок: от чего бывает, что в самых недрах церкви представляется быть Вавилон или Египет. Если же разуметь сии последние два стиха в высшем или таинственном смысле, то Пророк молится здесь о скорейшем пришествии Христа Спасителя, дабы избавил человеческий род от пленения диавольскаго, в котором находился весь человеческий род, растленный грехом, как выше описал его Пророк.



Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Вам может быть интересно:

1. Толковая Псалтирь – Псалом 146 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

2. Толкование на Псалмы – Псалом 11 епископ Палладий (Пьянков)

3. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 97-го. блаженный Феодорит Кирский

4. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – ПРОТОИЕРЕЙ ГЕННАДИЙ ФАСТ протоиерей Геннадий Фаст

5. Толкование на Псалтирь. Часть 2 архиепископ Ириней (Клементьевский)

6. О памяти смертной, заповедях Божиих и послушании, а также иных предметах, душеполезных – На псалмы архимандрит Рафаил (Карелин)

7. Собеседование о Псалмах – Собеседование 34 на псалом 86 святитель Иоанн Златоуст

8. Слова и речи. Том I – Слово пред погребением тела в Бозе почившего Высокопреосвященного митрополита Никанора, произнесенное 21 сентября 1856 года, в... митрополит Никанор (Клементьевский)

9. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 184. б) Новый перевод Ветхого Завета с подлинного языка. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

10. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Петр Могила митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle