архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 56

Пс.56:1. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру.

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

История, по случаю которыя псалом сей написан, обретается в первой книге Царств, гл. 24, где повествуется, что Давид, бегая от Саула с некоторым числом верных ему, скрылся в пещере Енгаддовой, и когда Саул в ту же пещеру по случаю вшел, то Давид во внутренности оныя укрывающийся, будучи убеждаемый от своих к убийству Саула, не токмо не восхотел того сделать, но и с презрением совет их отвергнул. Из сея истории извещаемся, что содержание псалма сего подобно содержанию псалма предыдущаго. В надписании нет ничего темнаго, кроме онаго слова, да не растлиши, коего знаменование неизвестно. Блаженный Августин и Иероним толкуют оное о титле креста Христова, котораго Пилат не восхотел переменить по прошению Иудеев. Феодорит и Евфимий толкуют о Давиде, который не хотел убить Саула, хотя и мог неповинно то сделать. Некоторые мнят, что Давид о себе здесь просит Бога, дабы не попустил ему убиту быть от Саула. Некоторые наконец утверждают, что сим словом означается мусикийское оружие, на котором псалом сей пет был. При толиком различии мнений всяк своему разсуждению да последует.

Пс.56:2. Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на тя упова душа моя, и на сень крилу твоею надеюся, Дóндеже прейдет беззаконие.

Давид в пещере молится к Богу об избавлении себя от гонения Саулова, и сим прообразует Христа, Иже утаив Себе в вертепе под образом раба, сый Господь всех, молится об избавлении тела Своего, сиречь церкви, от гонения сатаны и служителей его. Аки бы рекл: милосердый Боже, избави меня от искушения, и отврати опасный сей случай, при котором я бедствую, и Саул наветующий мне. А как упование на Бога есть наилучший способ ко испрошению милости, понеже Бог не лишает помощи всех уповающих на него, сего ради глаголет – на сень крилу твоею надеюся, аки бы сказал: я не токмо доселе уповал на Тя, но и пребуду в сем уповании во всякое время. Сие же будет дотоле, дондеже прейдет беззаконие, сиречь, Дóндеже возимеет конец беззаконная ненависть врага моего.

Пс.56:3. Воззову к Богу вышнему, Богу благодеявшему мне.

От сего, глаголет, упования, какое имею на сень крилу Твоею, произыдет вопль к Тебе Богу вышнему, к Тебе верховному Судии, седящему превыше всех судей земных. Виною же вопля моего будет благодеяние Твое, которое дознал я прежде собственным опытом моим. Какое же было благодеяние сие, о том повествуется в первой книге царств. Ибо когда Саул окружил воинством своим ту гору, на которой Давид укрывался, и уже о спасении живота своего отчаявался, как сказано выше, тогда Божественный промысл послал к Саулу вестника, дабы уведомил его, что иноплеменники с великим воинством напали на землю Израильскую. По получении сего известия Саул принужден был оставить гонение на Давида, о чем вкратце в следующих стихах повествуя, глаголет:

Пс.56:4. Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость свою и истину свою,

Пс.56:5. и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр.

Посла с небеси милость и истину, аки две руки или два крила: милость, еюже спасе мя, и истину, сиречь правосудие, имже врагов моих посрамил, и чрез то избавил душу мою (жизнь мою) от сонма врагов, кои лютостию своею подобны были львам, и коих зубы и языки прободали сердце на подобие оружия и мечей изощренных, так что я не мог спокойно спать, ощущая содрогание от единаго воображения лютости их.

Пс.56:6. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава твоя.

Слыша праведнаго и святаго мужа, прибегающаго к правосудию Божию, требующаго отмщения, и глаголющаго, вознесися на небеса, Боже, и да будет по всей земли слава Твоя, да не удивляемся. Ибо когда помыслим о несносной дерзости людей нечестивых, и о их гордости, с каковою они презирают долготерпение Божие, и с каковым Он снисходит нечестию их, то увидим, что сие не без причины сказано. Бог по всей справедливости должен защищать Свое пресвятое имя, должен возставать и возноситься на высоту, дабы низложить оную высокую кичливость надменных людей, которые не меньше Ему Самому, как и праведникам ругаются. И потому Он не может и не должен терпеть безчестия, причиняемаго ими славе Его. Сего ради прилично Пророк желает и просит Бога распространить славу Свою, дабы все познали и восхвалили правосудие Его.

Пс.56:7. Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню.

Пророк дает причину, чего ради просит правосудия Божия на врагов своих: понеже де сверх иных озлоблений, сеть уготоваша ногам его, то есть, наветы яко сети распростерли, дабы его яко зверя нечаянно уловить и смерти предать. Душу свою нарицает сляченною, применяя речь к людям боязливым, которые от робости и страха обыкновенно сляцаются, или нагбенны предстоят пред лицем мучителей. Птицы также, впадшия в сети ловца, боятся перьем двигнуть, но к земле согбенны прилегают. Сие самое изъясняя другими преносными словами, глаголет: ископаша пред лицем моим яму, в которую врази его сами прежде упали. Ибо Саул, как сказано выше, искавший убить Давида, сам впал в руки его, вшед по случаю в пещеру, где Давид мог бы убить его, ежели бы только захотел.

Пс.56:8. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей.

Пророк при окончании псалма возбуждает дух свой к прославлению Бога за Его оказанныя ему благодеяния. Аки бы просто сказал: Господи! я готов и жить и умереть, готов попираем быть, готов и царствовать: словом, что бы со мною ни случилось, готов от руки Твоея принять. Я буду прославлять Тебя и во славе моей, буду благодарить и в противных обстоятельствах, в первом случае признавая милость Твою, а в последнем правосудие.

Пс.56:9. Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано.

Понеже рекл, воспою и пою, то дабы сие порядочно в действо произвести, не муз призывает, якоже творят языческие стихотворцы, но Духа пророчествия, егоже вдохновением воспевал таинственныя песни во славу Бога. И как утреннее время зело способно к богомыслию и хвалению Бога, сего ради востав заутра возбуждает псалтирь и гусли, глаголя: востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано. Славою нарицает язык, яко орудие, созданное для прославления Бога, а чрез псалтирь и гусли разумеет не одни мусикийския орудия, но паче самую душу и мысли.

Пс.56:10. Исповемся тебе в людех, Господи, воспою тебе во языцех:

Понеже ведал святый пророк, что псалмы его по всей вселенней воспеваемы будут от верных, не точию от Иудей, но и от язык, собранных в церковь: сего ради присовокупил слова сии, призывая примером своим всех к воспеванию Бога.

Пс.56:11. яко возвеличися до небес милость твоя и даже до облак истина твоя.

Дает причину, чего ради хощет хвалить Бога во всех языцех, относя оную единственно к милости и правосудию Божию, и показывая, что они так велики, что простираются даже до облаков и небес, как сами по себе, так и по делам их. Ибо Пророк берет здесь небеса и облака за едино, якоже и у Матфея сказал Господь: отселе узрите Сына человеческаго седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных (Мф. 26:64).

Пс.56:12. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава твоя.

Понеже сказал, что милость и истина Господня касаются небес: сего ради прилично упоминает и о земле, дабы показать, что величие их не ограничивается единым небом, но наполняет и землю.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle