«О Божественных тайнах и о духовной жизни» – это сборник изречений и размышлений прп. Исаака Сирина, его духовный опыт и богословское видение. Сочинения посвящены путям познания Бога (лежат не во внешних обрядах, а во внутреннем преображении), очищении сердца и стяжании Духа Святого. Истинное познание Бога возможно только через опытное прикосновение к Божественной благодати.
Сборник содержит новообретенные сочинения прп. Исаака, входящие в Том II и найденные в Бодлеанской библиотеке. Необходимо дальнейшее исследование этих текстов, т.к. полный объем его творений до сих пор не издан и целиком не переведен на современные европейские языки.
В настоящее издание включены сомнительные тексты, испорченные несторианами (Беседы 3, 11, 14, 38, 39, 40, 41). В поврежденных местах есть догматические ошибки (включая апокатастасис) и следы почитания Феодора Мопсуэстийского, который был осужден Пятым Вселенским Собором.
Митрополит Иларион (Алфеев), предпринявший перевод, признал трудности и особенности текста, указывая на сложности синтаксиса, возможность нескольких вариантов перевода и трудности с передачей сирийских терминов. В связи с этим, на портале «Азбука веры» опубликована ознакомительная версия до появления новых более совершенных переводов.
Беседа 37. Каковы признаки смирения, ощущаемые человеком в самом себе.1228
И о благодарении в искушениях. И как возможно для человека претерпевать их1229
без жалоб.
1. Постоянные выговоры <со стороны> совести есть признак смирения. Отсутствие их в каком бы то ни было действии есть <признак> ожесточения сердца: это указание на то, что человек привык оправдывать себя, обвиняя вместо <себя> своего ближнего, или – хуже того – сам премудрый Промысл Божий. Человек не может выйти из границ смирения, если он сначала не увидит себя невиновным, обвинив вместо <себя> события и случаи, которые были промыслительно <уготованы> для него Богом.
2. Ибо когда, строго следуя <голосу> совести, увидит он себя виновным в происшедшем, тогда узнает он, что состояние его есть глубокая степень смирения. Это явно из того, что он мирен и спокоен в неожиданностях, ибо остается он невозмутимым. Вот тот покой смирения, который есть плод зрелости.1230 Кто вошел в это <состояние>, у того во всяком искушении покой будет больше, чем смущение.
3. Но пока не обрел человек истинного знания,1231 не может он видеть в жезле Божием, причиняющем боль, нечто благое, и не перестает он жаловаться на промышление Божие о нем, <проявляющееся> по-разному в том, что различным образом промыслительно <уготовано> для него премудростью Божией под видом неприятностей. Бывает, что ближний внезапно встречает <человека> резким словом о чем-то неприятном; или что-либо из того, чем обладал человек, оказывается повреждено, и от этого раздражается он и досадует; или болезнь какая-либо приключится с ним, или недомогание, или что-нибудь другое, <связанное> с телом; бывает, опять же, что демоны одолевают человека; бывает, что лишается он собственности своей.1232 <Человек> немощный не видит перст <Божий>, действующий через эти обстоятельства, но негодует,1233 досадует и огорчается внешними событиями. О несмысленное дитя! Зачем обвиняешь ты человека, или демона, или события, которые происходят рядом <с тобой>?1234 Лучше взгляни на внутренние, более отдаленные и сокровенные причины этих <событий>.1235 Перестань возмущаться действиями Божиими через людей, которые приводят их в исполнение, а также внешней стороной1236 событий; и обретешь ты в них познание истины, смирение и другие блага.
4. Ибо если будешь ты иногда исследовать события, причиняющие боль сокровенным ранам, и входить внутрь себя и проверять то, что сокрыто в тебе, и будешь напоминать себе, что Бог, Который внезапно посылает неприятность человеку, не является злым, тогда быстро обретешь ты облегчение от искушений твоих и утешение в досаде твоей, и достигнешь истинного знания благодаря тому возрастанию, которое <происходит> в искушениях твоих.
5. Но если во время досадных обстоятельств ты смотришь только на их внешнюю сторону и не смотришь на сокровенные язвы свои, которые являются действительной причиной этих обстоятельств,1237 и не исследуешь их, <тогда>, сколько бы ты ни возмущался, ты тем самым только усугубишь несчастье свое и только увеличишь неприятности свои, которые навлек на себя: из одной в другую будет бросать тебя, подобно тому, как океанские волны встречаются одна с другой и накатываются одна на другую.
* * *
Примечания
Или «в душе своей».
Букв. «пребывать в них».
Или «плод совершенства».
Или «знания истины».
Эту длинную фразу мы перевели свободно.
Букв. «вскакивает», «подпрыгивает».
Букв. «которые видны рядом».
Букв. «на отдаленные причины, которые сокрыты внутри этих <событий>».
Букв. «внешними формами».
Букв. «которые приводят в действие эти события».
