Библиотеке требуются волонтёры

епископ Исидор (Богоявленский)

Закон Божий (учебник для начальных школ)

Содержание

От составителя

Священная история Ветхий завет 1. Беседа о Боге и о сотворении мира 2. О троичности Лиц Божества 3. Сотворение человека (Быт. 2) 4. Жизнь первых людей в раю (Быт. 2) 5 . Грехопадение первых людей (Быт. 3) **6. Дети Адама и Евы (Быт.4) ** 7. Всемирный потоп (Быт. 6, 7, 8, 9) ** 8. Дети Ноя (Быт. 9) ** 9. Столпотворение (Быт. 11) ** 10. Начало идолопоклонства * 11. Призвание Авраама (Быт. 12) * 12. Авраам и Лот (Быт. 13) 13. Явление Бога Аврааму в виде трех странников (Быт. 18) * 14. Жертвоприношение Исаака (Быт. 22) * 15. Бегство Иакова (Быт. 28) * 16. Возвращение Иакова (Быт. 32 и 33) * 17. Иосиф и его сны (Быт.37:1–11) * 18. Продажа Иосифа (Быт.37:12–35) *19. Иосиф в Египте и несчастие его (Быт. 39 и 40) * 20. Иосиф объясняет царю сны (Быт. 41) * 21. Первый приезд братьев Иосифа в Египет (Быт.42) * 22. Второй приезд братьев Иосифа в Египет (Быт. 43, 44 и 45) *23. Приезд Иакова в Египет. Смерть Иакова (Быт. 46 и 49) ** 24. Иов (Иов. 1, 2 и 42) ** 25. Жизнь евреев по смерти Иосифа (Исх. 1) 26. Рождение Моисея (Исх.2) **27. Жизнь Моисея в Египте. Бегство Моисея и призвание его (Исх. 2) **28. Приготовление евреев к выходу из Египта (Исх. 7, 8, 9, 10, 11, 12) ** 29. Выход из Египта (Исх. 13, 14, 15) †30. Песнь евреев по переходе через Чермное море (Исх. 15) **31. Путешествие евреев к Синайской горе (Исх.16, 17) **32. Дарование евреям заповедей на горе Синайской (Исх. 19, 20) **33. Скиния, священство **34. Осуждение евреев на сорокалетнее странствование (Чис.13, 14, 21) **35. Вступление евреев в землю Ханаанскую **36. Руфь **37. Судьи. Самуил (1Цар. 1:2) **38. Саул (1. Цар. 9:16) **39. Избрание Давида на царство (1 Цар. 16) **40. Давид и Голиаф (1Цар. 17) **41. Давид – царь (2Цар. 1–6) **42. Грех Давида и раскаяние его (2 Цар.11, 12) †43. Псалмы Давида **44. Соломон Воцарение Соломона Мудрость Соломона (3Цар.3) Построение храма (3Цар.7:8) Царствование Соломона **45. Разделение еврейского царства (3 Цар. 12) **46. Пророки †47. Пророк Исайя **48. Пророк Илия (3 Цар. 17) **49. Жертвоприношение Илии (3 Цар. 18) **50. Взятие Илии на небо (4 Цар. 2) **51. Пророк Елисей Господь наказывает злых детей (4 Цар. 2 гл.) Господь милует детей праведника (4 Царств. 4гл.) Пророк Елисей воскрешает мертвого (4 Цар. 4) Исцеление Неемана (4 Цар. 5) Чудо пророка Елисея после его смерти (4 Цар. 13) †52. Пророк Иона **53. Падение Израильского и Иудейского царств †54. Пророк Даниил (Дан. 1 гл) †55. Даниил объясняет царю сон (Дан. 2) †56. Три юноши в огненной печи (Дан.3) †57. Даниил во рве львином (Дан. 6) †58. Товит **59. Возвращение иудеев из плена вавилонского **60. Мученики Маккавеи **61. Ожидание пришествия Спасителя †62. Священные книги ветхого завета Новый завет 63. Рождество Пресвятой Девы Марии 64. Введение во храм Пресвятой Девы Марии. Воспитание Ее при храме *65. Предсказание о рождении Иоанна Предтечи (Лк.1:5–25) 66. Благовещение Деве Марии (Лк.1:26–56) 67. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь его 68. Рождество Христово (Лк.2:1–7) 69. Поклонение пастырей (Лк.2:8–20) 70. Сретение Господне (Лк.2:21–38) *71. Поклонение волхвов (Мф.2:1–12) *72. Бегство в Египет (Мф.2:13–23) *73. Отрок Иисус во храме (Лк.2:41–52) 74. Крещение Господне (Мф. 3:13–17; Мр.1:9–11; Лк.3:21–23) 75. Искушение Иисуса Христа в пустыне (Мф.4:1–11; Лк.4:1–13; Мк.1:12–13) *76. Первые ученики Иисуса Христа. Избрание апостолов (Ин.1:35–51; Мф.10:2–4) †77. Послание апостолов на проповедь (Мф.10:7–40) *78. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Мк.6:17–29; Мф.14:3–12) Иисус Христос – помощник людей *79. Первое чудо Иисуса Христа (Ин.2:1–11) Иисус Христос и дети 80. Благословение детей (Мф.19:13–15; Мк.10: 13–16; Лк.18:15–17) *81. Исцеление глухонемого мальчика (Мф.17:14–21; Мр.9:17–29; Лк.9:37–43) *82. Исцеление сына царедворца (Ин.4:46–54) ***83. Воскрешение дочери Иаира (Мк.5:21–43; Лк.8:40–56; Мф. 9:18–26) Иисус Христос и бедствующие люди ***84. Воскрешение сына вдовы Наинской (Лк.7:11–17) ***85.Исцеление расслабленного в Капернауме (Мк.2:1–12; Лк.5:17–26; Мф.9:1–8) ***86. Исцеление расслабленного в Иерусалиме при Овечьей купальне (Ин. 5:1–14) ***87. Исцеление слепого (Мк.10:46–52; Лк.18: 35–43) ***88. Исцеление дочери хананеянки (Мф.15:21–28; Мк.7:24–30) ***89. Исцеление слуги сотника в Капернауме (Лк.7:1–10) ***90.Исцеление десяти прокаженных (Лк.17:11–19) 91. Чудесное насыщение народа (Мф.14:13–23; Лк.9:12–18; Ин.6:5–14) ***92. Укрощение бури (Лк.8:22–25; Мф.8:23–27; Мк.4:35–41) Иисус Христос – Божественный Учитель ***93. Учение Иисуса Христа о Царстве Божием ***94. Притча о Сеятеле (Мф.13:1–23; Мк.4:1–25; Лк.8: 4–18) Условия для вступления в Царство Божие А) Вера в Иисуса Христа ***95. Исповедание апостола Петра (Мф.16:13–20; Мк.8:27–30; Лк.9:18–21) Б) Надежда на Иисуса Христа ***96. Хождение Иисуса Христа по воде (Мф.14:22–33; Мк.6:45–51) В) ***97. Любовь к Богу и ближнему (Лк.10:25–28) а) любовь к Богу *** 98. Как мы должны любить Бога †99. Учение Иисуса Христа о кресте Его последователей (Мф.16:24–28; Мк.8:34–38; Лк.9:23–26) ***100. Учение Иисуса Христа о молитве (Мф.7:7–11; Мф.21; Ин.15:7) 101. Молитва Господня (Мф. 6:9–13) ***102. Любовь и уважение к храму †103. Беседа Иисуса Христа с самарянкой о поклонении Богу в духе и истине (Ин. 4:5–42) б) Любовь к людям ***104. Притча о милосердном самарянине (Лк.10:25–37) ***105. Притча о милосердном царе и злом рабе (Мф. 18:21–35) †106. Учение Иисуса Христа о любви к ближним (Мф.5:42–48; Лк.6:30–36) г) Смирение ***107. Учение Иисуса Христа о смирении и неосуждении ближних. Притча о мытаре и фарисее (Лк.18:10–14; Мф.7:1–5) д) Раскаяние ***108. Притча о распутном сыне (Лк.15:11–24) ***109. Раскаяние Закхея (Лк.19:1–10) ***110. Притча о найденной овце (Лк.15:1–10) е) Труд ***111. Притча о талантах (Мф.25:14–30) *** 112. Учение Иисуса Христа о промысле Божием (Мф.6:25–34) †113. Учение Иисуса Христа о богатстве и бедности (Мк.10:16–27; Мф.19:16–26; Лк.18:18–27) *** 114. Учение Иисуса Христа о путях к блаженству (Мф.5:3–12, Мф.16) Иисус Христос – Божественный Судия. Будущая жизнь ***115. Притча о богатом и Лазаре (Лк.16:19–31) ***116. Учение Иисуса Христа о воскресении мертвых и о страшном суде (Ин.5:28–29; Мф.25:31–46) Иисус Христос – Божественный Искупитель 117. Преображение Господне (Мф.17:1–9; Мк.9:2–9; Лк.9:28–36) * 118. Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1–53) 119. Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим (Мф.21:1–17; Лк.19:29–46; Ин.12:12–18) *120. Предательство Иуды (Мф.26:14–16; Лк.22:1–6) 121. Тайная вечеря (Мф.26:17–30; Лк.22:7–39; Ин.13:1–38) 122. Прощальная беседа Спасителя с учениками. Обетование о Духе Святом (Ин.13:33–38; Ин.14:16–17, Ин.26; Ин.15, Ин.26) 123. Иисус Христос в Гефсиманском саду (Мф.26:30–56; Мк.14:27–50; Лк. 22:39–54; Ин.18:1–12) *124. Суд над Иисусом Христом у первосвященника Каиафы (Мф.26:57–68; Мк.14:53–65; Лк.22; Лк.54:63–71; Ин.18; 13–14, 19–24) *125. Отречение апостола Петра (Мф. 26:69–75; Мк. 14:66–72; Лк. 22:55–62; Ин. 18:25–27) 126. Суд над Иисусом Христом у Пилата (Мф.27:1–31; Мк.15:1–20; Лк.23:1–25; Ин.18,28–40; 19:1–16) 127. Распятие и смерть Иисуса Христа (Мф. 27:31–56; Мк.1:20–40; Лк.23:26–49; Ин.1:1–30) 128. Погребение Иисуса Христа (Мф. 27:57–66; Мк.15:42–47; Лк.23:50–56; Ин.19:31–42) 129. Воскресение Христово (Мф.28:1–8; Мк.16:1–8; Лк. 24:1–11; Ин.20:1–2) *130. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине (Мк.16:9–11; Лк.24:12; Ин.20:3–18) * 131. Явление Господа двум ученикам на пути в Еммаус (Лк.24:13–35) * 132. Явление Господа Иисуса Христа апостолам (Мк. 16:14–18; Лк. 24:36–49; Ин. 20:19–31; Мф.28:16–20) 133. Вознесение Христово (Лк. 24:49–53; Деян. 1:4–12) 134. Сошествие Святого духа на учеников Иисуса Христа (Деян. 2) 135. Успение Божией Матери †136. Священные книги нового завета Распространение христианской веры †† 137. Чудеса апостолов (Деян. 3:1–26; Деян. 4:1–31; Деян. 5:12–16; Деян. 9:31–43) †† 138. Жизнь первых христиан. Анания и Сапфира (Деян.4:32–37; Деян.5:1–11) ††139. Гонения на апостолов. Архидиакон Стефан ††140. Обращение Савла (Деян.9:1–30) †† 141. Деятельность апостола Павла ††142. Апостол Пет𠆆 143. Апостол Иоанн Богослов 144. Апостол Андрей Первозванный 145. Гонения на христиан. Святой великомученик Георгий Победоносец 146. Святая великомученица Варвара 147. Святая великомученица Екатерина ††148. Святые равноапостольные император Константин Великий и царица Елена 149. Воздвижение святого Креста Господня ††150. Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский ††151. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянских народов ††152. Крещение Руси. Святой князь Владими𠆆153. Монашество. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские ††154. Преподобный Сергий Радонежский ††155. Преподобный Серафим Саровский Молитвы О молитве «Господи, благослови!» «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» Внешние знаки молитвы Об иконах «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» «Господи, помилуй!» «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас» Ангельское приветствие Пресвятой Деве Марии Молитва Господня Молитва Иисусова Молитва Святому Духу Молитва утренняя Молитва Пресвятой Троице Молитва Ангелу-Хранителю Молитва Святому, имя которого мы носим Похвала Пресвятой Богородице Молитва вечерняя Молитва за живых Молитва за умерших Молитва перед обедом Молитва после обеда Молитва перед учением Молитва после учения Молитва в праздник Рождества Христова Молитва в праздник Воскресения Христова Символ веры О Священном Писании и Священном Предании Происхождение символа веры О первом члене О втором члене О третьем члене О четвертом члене О пятом члене О шестом члене О седьмом члене О восьмом члене О девятом члене О десятом члене Об одиннадцатом члене О двенадцатом члене Весь символ веры читается так Заповеди Господни Десять заповедей Закона Божия Первая заповедь Вторая заповедь Третья заповедь Четвертая заповедь Утреня Первый час Литургия Проскомидия Литургия оглашенных Литургия верных Важнейшие праздники О постах О таинствах Крещение Миропомазание Покаяние Причащение Священство Брак Елеосвящение Смерть и погребение православного христианина; его поминовение  

 
От составителя

Предлагаемая книжка представляет собой попытку дать детям школы учебник Закона Божия, составленный по последним требованиям методики по Закону Божию. Согласно этим требованиям, священно-исторические рассказы, составляющие главное содержание учебника по Закону Божию, должны, помимо сообщения ученику известных сведении, действовать на ребенка в воспитательном направлении, для чего они должны создавать в нем соответствующее впечатление. Для этой цели в учебнике, при изложении священно-исторических повествований, по возможности устранялась сухость и сжатость, вредящие созданию впечатления от рассказа; но в то же время сохранялась и возможная близость к библейскому и евангельскому тексту. Для выполнения воспитательной задачи священно-исторических повествований в конце этих повествований сделаны, где это возможно без натяжки, нравственные выводы из рассказов; эти нравственные выводы отмечены в учебнике продольными с обоих сторон текста линиями. Для усиления впечатления наиболее важные в историческом или воспитательном отношении священно-исторические моменты иллюстрированы соответствующими картинками. Для облегчения законоучителю и ученикам труда усвоения и повторения священно-исторических повествований в конце почти каждого рассказа помещены соответствующие вопросы, исчерпывающие содержание рассказа. При изложении деятельности и учения Господа Иисуса Христа, для создания в детях цельности и отчетливости представления, сделана методическая попытка распределения н систематизации этого отдела священной истории в следующем виде: Иисус Христос – 1) Божественный помощник людей, 2) Божественный учитель, 3) Божественный судия и 4) Божественный искупитель. Кроме того, 1-й подотдел разделяется на отношение Спасителя к детям и б) к другим страждущим и бедствующим людям. Во 2-м подотделе, при изложении учения Спасителя, за центральную, руководящую идею взята идея восстановления в человечестве Царства Божия, как воссоздания в людях первобытной чистоты и святости, образа и подобия Божия. Отдельные стороны учения Спасителя, Его притчи представляют собой наставления, советы и указания, направляющиеся к одной цели – воссозданию святости в человечестве, восстановлению Царства Божия.

При изучении молитв, по требованию методики, преподаватель должен стараться не о том только, чтобы дети затвердили слова молитвы и поняли внешний, так сказать, смысл их, а о том, чтобы вызвать в сердце детей те молитвенные расположения и чувства, для которых слова молитвы служат выражением. Иначе может выработаться формализм, полагающий спасение души в одном механическом произнесении молитв. Желательно, чтобы объяснение молитв не имело даже вида урока, а было бы беседой с детьми о душевных их нуждах, стремлениях, верованиях, которые находят в молитве самое естественное для себя выражение. Согласно этому методическому требованию, в предлагаемом учебнике каждая разучиваемая молитва предваряется соответствующею беседой. При разучивании молитв русский перевод молитвы в учебнике идет раньше церковнославянского текста потому, что, по общим методическим требованиям, рекомендуется идти от известного и более понятного к неизвестному и менее понятному; а русский язык для ребенка более известен и понятен, нежели церковнославянский. Церковнославянский текст молитвы является как результат всего предварительного разучивания молитвы.

Остальные отделы учебника даны с возможной, доступной детям полнотой, потому что многие дети свое обучение оканчивают начальной школой.

Учебник предназначен для употребления во всех шести классах начальных училищ, существующих н Эстонской Республике, и составлен применительно к программе, принятой по сему предмету Министерством Народного Просвещения, с добавлением тех сведений, которые необходимо знать православному ребенку.

Материал учебника распределен, согласно программе, по концентрическому методу, на шесть концентров, или учебных лет. В священно-исторической части учебника перед рассказами поставлены знаки, указывающие, в каком концентре или учебном году изучается тот или другой рассказ. Обозначения эти следующие: 1) рассказы, предназначенные для изучения в первом концентре или учебном году, не имеют пред собой никакого знака; 2) рассказы, предназначенные для изучения во втором концентре или учебном году, обозначены знаком *; 3) в третьем году знаком **; 4) в четвертом году – знаком ***; 5) в пятом году – знаком † и 6) в шестом году – знаком ††. При этом разумеется, что при изучении каждого последующего курса повторяется изученное прежде.

Молитвы распределены по мере возрастания сложности заключающегося в них учебного материала, причем по возможности указаны и те священно-исторические рассказы, с которыми та или другая молитва имеет связь по своему содержанию. Порядок изучения молитв может быть свободный; но желательно, чтобы изучение их было закончено не позже, как в третьем классе, потому что для четвертого класса предназначается довольно обширный самостоятельный материал.

Десять заповедей закона Божия могут быть пройдены в третьем классе. В четвертом классе могут быть пройдены символ веры и заповеди блаженства, а из отдела о богослужении предварительные понятия и литургия. В пятом классе изучается остальной материал из отдела о богослужении. В шестом классе, если позволит время, заканчивается и исправляется не пройденное ранее или изученное недостаточно основательно.

Такое распределение учебного материала по годам обучения лишь применительное, и может быть изменяемо, соответственно местным условиям и педагогической опытности преподавателя.


Источник: Закон Божий для начальных школ / сост. протоиерей Иоанн Богоявленский. - Ревель : [б. и.], 1927. - XI, 361 с. : ил., порт.

Комментарии для сайта Cackle