Источник

О таинствах

Необходимая человеку для спасения души благодать Божия дается ему в таинствах Православной Церкви. Таинствами называются такие священнодействия, в которых, под видимыми действиями священнодействующего, на человека невидимо, тайно действует спасительная сила Божия, или благодать.

Таинств семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение.

Крещение

В беседе с Никодимом Иисус Христос указал на необходимость таинства крещения для получения Царства Небесного: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5); по воскресении Своем Спаситель сказал ученикам: «идите научите все народы крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19), потому что только тот спасется, «кто будет веровать и крестится» (Мк.16:16).

Крещение есть такое священнодействие, в котором верующий или младенец (последний по вере восприемников), отреклась от диавола и всех дел его, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской греховной и рождается от Бога Духа Святого в жизнь духовную, святую. В таинстве крещения всякий человек прежде всего освобождается от наследственного Адамова греха, а если крещается взрослый, то и от его собственных грехов; делается сыном Бога и присоединяется к Церкви Христовой.

Неосмысленные младенцы крещаются по вере восприемников, или крестных отца и матери. Что вера восприемников может заменить веру самих детей видно из Евангелия: Спаситель исцелил бесноватую дочь хананеянки по вере матери (§ 88), воскресил дочь Иаира по вере отца (§83), исцелил слугу сотника по вере сего последнего (§89).

Восприемники становятся с крещаемым у купели, или большого сосуда с водой, имея зажженные свечи в руках в знак того, что христианское учение, как свет, просвещает душу человека. Священник молится Богу, чтобы Он изгнал из крещаемого всякого лукавого и нечистого духа и сделал бы его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый (за младенца – восприемники) отрекается от диавола, обещает слоить Христу и читает символ веры. Затем освящается священником вода в купели; у крещаемого помазываются части тела, освященным елеем (маслом). Потом крещаемый трижды погружается в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий или раба Божия (имя)во имя Отца и Сына и Святаго Духа». По выходе крещаемого из купели на него возлагается белая одежда, в знак чистоты его души и крест, в знак веры в распятого Христа.

Пред крещением бывает наречение имени. Имя дается человеку такое, которое носил кто-либо из Святых; при этом священник делает рукой крестное знамение над этим человеком и читает молитву.

В сороковой день по рождении младенец, по примеру Христа, принесенного Матерью в храм иерусалимский приносится своею матерью также, в храм. Священник благословляет его: мальчика вносит в алтарь, а девочку подносит к иконе Божией Матери.

Миропомазание

Святые апостолы преподавали Духа Святого крещаемым через возложение на них рук. Когда число крещаемых стало очень велико, то апостолы и их ближайшие преемники, архиереи, не могли возлагать рук на каждого. Поэтому возложение рук было заменено помазанием освященным миром, которое приготовляется из деревянного масла, воды с вином и многих благовонных веществ. Еще в древности так помазывали царей (Помазание на царство Саула, § 38) и Давида (§39)и пророков для сообщения им даров Святого Духа.

Таинство миропомазания совершается вслед, за крещением. Крещенному помазывают святым миром: лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки, ноги, чем освящаются его мысли, чувства, действия (руки) и дается ему сила ходить по путям заповедей Божиих (помазание ног). Таким образом, в таинстве миропомазания человеку дается благодать Святого Духа, укрепляющая его духовную жизнь, дающая ему разумение истин веры, утверждающая его в добродетели христианской. Вообще в этом таинстве человеку даются божественные силы, необходимые для благочестивой жизни. Миропомазание совершается священником при произнесении слов: «печать (знак) дара Духа Святаго».

Так как миропомазание совершается сразу после крещения, то после миропомазания крещенный и его восприемники обходят три раза купель во имя Пресвятой Троицы. Хождение это знаменует духовную радость крещенного.

Миро освящается по особому порядку только в четверг на страстной неделе архиереем за Литургией.

Покаяние

Таинство покаяния установлено Самим Иисусом Христом, сказавшим апостолам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что вы на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). А после воскресения Спаситель еще сказав апостолам: «приимите Духа Святого: кому вы простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.30:22–23). Следовательно, для того, чтобы получить христианину прощение грехов, их необходимо исповедовать. Священнику передана власть от апостолов отпускать (прощать) грехи; ли не отпускать (держать) в таинстве покаяния. Приступающий к этому таинству сначала говеет, т. е. постится в течение нескольких дней, посещает церковные службы, сокрушается в своих грехах и молится о прощении их; потом приходит к священнику и перед святым Крестом и Евангелием исповедуется или рассказывает все грехи свои. Таинство покаяния действительно только тогда, когда мы исповедуем все грехи наши с полным сердечным раскаянием к желанием исправить свою жизнь. После этого кающийся преклоняет свою голову; священник возлагает на него епитрахиль, читает молитву и прощает ему грехи от лица Самого Иисуса Христа, делая над ним крестное знамение. Священник, прощающий грехи, называется духовником или духовным отцом этого человека.

Причащение

Таинство Причащения Спаситель установил, как мы уже знаем, во время последней Своей вечери с учениками (Тайная вечеря, § 121). Еще до этого Господь сказал апостолам: «хлеб сходней с небес, таков, что ядущий его не умрет, Я хлеб живой, сшедший с небес; ядушй хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Ядущий Мою Плоть и пьющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущй Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин.6:60–66). В таинстве Причащения христианин вкушает под видом хлеба и вина, истинное Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, через что получает очищение от грехов, укрепляется в доброй жизни и тесно соединяется со Христом. Тело и Кровь Христовы, достойно принятые, служат залогом будущего воскресения в вечную жизнь с Иисусом Христом.

Верующие причащаются во время литургии в храме; больным же святые Дары приносятся на дом. Для чего они всегда сохраняются в храме на престоле в дарохранительнице.

Священство

Священство есть таинство, в котором Дух Святой через архиерейское рукоположение поставляет правильно избранного совершать таинства и пасти стадо Христово. Апостолы поставлены были на это Самим Спасителем, сказавшим им: «Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас» (Ин.20:21). Апостолы передали благодать своим преемникам, поставляя архиереев (епископов), священников, диаконов. Таким образом, каждый епископ и священник является и до ныне преемником апостольской благодати.

Поставляемый в диаконы или священники приводится за литургией в алтарь через царские врата к архиерею, сидящему с левой стороны престола и, получив от него благословение, обводится вокруг престола три раза; затем становится на колена у правого угла престола, кладет на него руки, а на них голову. Архиерей покрывает голову поставляемого омофором, возлагает на нее руки и произносит положенную молитву, призывая на поставляемого благодать Всесвятого Духа, после чего возлагает на него священные одежды. Рукоположение во епископа совершается несколькими архиереями: они также возлагают на него руки и держат при этом над его головой раскрытое Евангелие.

Брак

Брак есть, таинство, в котором, по молитве и благословению священника, преподается благодать, скрепляющая и освящающая союз жениха и невесты, по образу союза Христа с Церковью, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

О браке Господь Иисус Христос сказал: «оставит человек отца и мать, и соединится с женою своею, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал того человек да не разлучает» (Мф.19:5–6). А что брак есть таинство, подтверждает и апостол Павел, когда говорит: «тайна сия (брак) велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:32).

Совершая брак, священник сначала трижды благословляет жениха и невесту зажженными свечами, которые и дает им (зажженные свечи означают радость). Священник обручает или благословляет их кольцами для выражения неразрывности и вечности их союза (как круглое кольцо не имеет конца и начала) и с благословением возлагает на них венцы, говоря: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)». Венцы возлагаются на них, как награда за чистоту их жизни до брака и в знак того, что они становятся родоначальниками (как с князьями) последующих родов. Читается Евангелие о браке в Кане Галилейской, на котором Господь Иисус Христос изволил присутствовать и совершить Свое первое чудо (Смотр. § 79). Жених и невеста пьют вино из одной чаши в знак того, что они должны жить единодушно и делить горе и радости. Священник соединяет их правые руки и обводит трижды вокруг аналоя пред Крестом и Евангелием в знак того, что они должны вместе совершать свой жизненный путь, поддерживая друг друга. В заключительной молитве священник благословляет новобрачных именем Пресвятой Троицы.

Елеосвящение

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании частей тела больного освященным елеем или маслом, призывается на него благодать Святого Духа, исцеляющая болезни телесные и духовные.

Спаситель дал апостолам власть исцелять всякую болезнь и всякую немощь, и апостолы, в первый раз проповедуя Евангелие в городах и селах, «мазали маслом многих больных и исцеляли» (Мк.6:13). То же делали они и по вознесении Спасителя на небо. Апостол Иаков научает в случае болезни пригласить к больному священников, чтобы они помолились над ними и помазали его елеем во имя Господне. «И молитва веры, – говорит апостол, – спасет больного, и воздвигнет (поднимет) его Господь, и если, сотворил, грехи отпустятся ему» (Иак.5:15). Для совершения таинства елеосвящения собираются семь священников (отсюда это таинство называется еще соборование); но его может совершать и один священник. Для помазания больного употребляется елей с вином. Священник освящает елей и молится, чтобы Господь исцелил немощи телесные и духовные болящего, и читает семь Евангелий. Затем, после каждого Евангелия, священник крестообразно с молитвою помазывает освященным елеем больному лоб, щеки, ноздри, губы, и руки. После последнего помазывания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, как бы исцеляющую руку Самого Спасителя, письменами вниз, и читает молитву о прощении ему всех его грехов. Больной целует Евангелие и святой Крест.

Таинство елеосвящения всегда соединяется с таинством покаяния. Оно совершается не для приготовления к смерти, а для выздоровления, если Богу угодно, от болезни.


Источник: Закон Божий для начальных школ / сост. протоиерей Иоанн Богоявленский. - Ревель : [б. и.], 1927. - XI, 361 с. : ил., порт.

Комментарии для сайта Cackle