Источник

Молитвы

О молитве29

Дети! вы разговариваете, беседуете со своими родителями, просите у них чего-либо; если получили от них что-либо, благодарите их за это; если не о чем просить родителей, то вы все-таки ласкаетесь к ним, стараетесь быть ближе к ним, беседуете с ними, потому что любите их. Так, дети, мы можем беседовать и с Богом, просить у Него, что нам нужно, благодарить Его, рассказывать Ему о себе. Эта беседа с Богом называется молитвой.

«Господи, благослови!»

Вы, дети, знаете, что Бог сотворил весь мир; Он – хозяин, Господин всего; люди – только Его слуги. Был ли бы доволен хозяин, если бы слуги в его доме распоряжались по-своему, не спросив у него позволения? – Конечно, нет, потому что слуги должны делать то, что прикажет или позволит им хозяин. Так и мы, желая приступить к какому-либо делу, должны попросить позволения на это у Бога. Мы должны как бы так помолиться Богу: «Господи! пусть будет Тебе угодно мое дело»; другими словами это говорится так: «Господи, благослови»!

Дети, вы знаете, что Бог заботится о всем мире, всем помогает; без Его помощи люди не могли бы жить; без помощи Божией мы ничего не могли бы сделать. Поэтому, начиная что-либо делать, мы должны попросить у Бога помощи на это дело. Мы должны как бы сказать: «Господи! помоги нам сделать это дело»; иначе сказать: »Господи, благослови!»

Таким образом, в молитве «Господи, благослови!» мы просим: Господи! да будет угодно Тебе это дело; помоги мне его сделать.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»30

Испрашивая у Бога помощи и благословения на наши дела, мы должны делать только такие дела, которые угодны Богу и служат к славе Божией. Как же дела наши могут служить к славе Божией? – Это мы увидим из таких примеров. Если бы какой-нибудь человек умирал с голоду и ты накормил бы его, этот человек, конечно, обрадовался бы, поблагодарил бы Бога и сказал: «Слава Богу за то, что нашелся человек, который накормил меня». Значит, твое дело послужило бы к славе Божией, потому что человек, которого ты накормил, сказал бы: «Слава Богу!» Или еще. Если бы кто из прохожих в зимнюю стужу попросился в вашу избу переночевать и твои родные пустили бы его, этот прохожий сказал бы: «Слава Богу, что нашлись люди, которые не дали мне замерзнуть на морозе». Опять, следовательно, этот прохожий за ваше доброе дело воздал бы славу Богу, сказав: «Слава Богу!» Таким образом, добрые дела всегда служат к славе Божией.

Начиная какое-нибудь дело и желая, чтобы оно служило к славе Божией, во славу Пресвятой Троицы, мы это желание свое высказываем в такой молитве: «Во имя (то есть, в славу) Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Слово «аминь» значит: верно, так.

Молитвы: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» и «Господи, благослови!» мы должны говорить при начале всякого своего дела, чтобы Бог помог нам его сделать, чтобы оно было угодно Богу и послужило бы к славе Пресвятой Троицы.

Внешние знаки молитвы

Во время молитвы к Богу, к Пресвятой Троице мы складываем вместе три первые пальца правой руки, складываем их ровно, чтобы конец одного пальца не был длиннее другого. Этим мы показываем, что все Лица Пресвятой Троицы равны, а также и нераздельны. Сложивши так первые три пальца, мы два остальных прикладываем к ладони. Затем мы прикладываем правую руку ко лбу, к груди, к правому и левому плечам; таким образом, мы делаем крест, или крестимся. Крестимся мы потому, что, как вы потом узнаете, Сын Божий пришел на землю, сделался человеком, назывался Иисусом Христом и умер за нас на кресте.

Креститься надо не торопясь, медленно; размахивать при этом быстро рукой, не доносить пальцев до лба, груди или плеч не хорошо; Богу это не угодно.

Когда мы крестимся и при этом усердно молимся, то мы этим отгоняем от себя злого духа.

Когда мы говорим с каким-нибудь начальником, то в это время стоим перед ним, показывая этим свое уважение к нему; так же, когда мы молимся Богу, нашему Господину и начальнику, то молимся стоя, чтобы показать свое уважение к Нему.

Так же еще, когда мы, показывая свое уважение к человеку, снимаем пред ним шапку, то и перед Богом в знак уважения мы стоим без шапки во время молитвы.

Когда люди просят что-либо, то они иногда кланяются тому, у кого просят; иногда даже, если просят усердно, то и становятся на колена. Так и мы во время молитвы к Богу, перекрестившись, делаем поклоны, иногда становимся на колена.

Когда мы молимся, мы становимся перед иконами или образами, на которых нарисованы или изображены часто Иисус Христос и Его Мать, от Которой Он родился на земле.

Об иконах

Каждому очень любы и дороги изображения или портреты его родителей, родных и даже добрых знакомых. Особенно мы дорожим этими портретами, когда изображенные на них близкие вам люди уже умерли, когда мы не можем больше их видеть, говорить с ними. И вот мы бережно, на почетных, видных местах храним эти портреты, изображения, с любовью смотрим на них, иногда даже целуем, вспоминая дорогих покойников. Конечно, наша любовь, поцелуи относятся не к бумаге, полотну или доске, на которых имеются изображения, портреты, а к тем, кто на них изображен: к родителям, братьям, сестрам, друзьям. Господь Бог, Отец наш Небесный, Пресвятая Матерь Божия для верующего человека много дороже самых близких и дорогих людей, даже отца и матери; а потому мы еще больше должны любить изображения или, как еще говорят, образа, иконы Самого Бога и Пресвятой Богородицы.

На иконах изображают (пишут) разные события из жизни Спасителя и Божией Матери, изображают также Ангелов и святых угодников Божиих.

Смотря на иконы, мы лучше вспоминаем Тех, Кто на них изображен. Это помогает нам молиться со вниманием и усердием. Вот почему мы молимся перед иконами: стоя перед ними, мы как будто стоим перед Самим Богом, Материю Божией, Ангелами и святыми угодниками.

На иконах изображаются или все Лица Святой Троицы вместе, или каждое Лицо отдельно: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Бог Отец изображается в виде седого старца, как Он являлся некоторым пророкам. Бог Сын, Господь наш Иисус Христос изображается человеком средних лет, с длинными темными волосами на голове и раздвоенной небольшой бородой. Таким, как передают, Он жил на земле. Дух Святой изображается в виде голубя, как Он сходил с неба на Иисуса Христа при Его крещении, или в виде огненных языков, как Он сошел на апостолов.

Матерь Божия изображается молодою или средних лет Девою, с Младенцем-Сыном, Иисусом Христом на руках, а иногда (реже) и без Него. Есть много икон Божией Матери и, смотря по тому, как Она на них написана, имеет ли на руках Младенца и на которой руке, как написан Сам Младенец, – эти иконы носят различные названия, нередко по имени тех городов, где эти старинные иконы находятся, или откуда они принесены. Так, например, есть Смоленская икона (в Смоленске), Тихвинская (в Тихвине), Курская (в Курске), Казанская (из Казани) и многие другие. Все это разные изображения или образа, иконы одной Божией Матери, а не разных лиц. Поэтому нельзя говорить, как часто говорят: Смоленская Божия Матерь, Казанская Божия Матерь, Тихвинская, а нужно говорить: Смоленская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери.

Ангелы пишутся на иконах такими, какими они являлись людям. Ангелы обыкновенно изображаются с крыльями; это указывает на то, что как птицы на крыльях быстро летают, так и Ангелы быстро исполняют повеления Божии. Святые угодники Божии изображаются такими, какими они, по преданию, были во время своей земной жизни.

Есть у нас иконы очень древние; некоторые иконы Божией Матери написаны еще святым Евангелистом Лукою. Есть иконы чудотворные, от которых, после усердной перед ними молитвы, происходят чудесные дела, например, неизлечимо больные делаются здоровыми (исцеляются); молитва перед такими иконами защищает нас от бед и врагов. Таких икон, по милости Божией, не мало. Но надо хорошо помнить, что никакая икона сама собою ничего не может сделать, исцелить или вообще помочь нам, а чудеса делаются и тут благодатною силою Божиею.

Почитая святые иконы, мы украшаем их металлическими венчиками или ризами, дешевыми или дорогими, смотря по достатку каждого; этим мы выражаем свою любовь к изображенным на них святым. Иконы помещаются у нас на самом почетном месте в комнате, в переднем ее углу. Мы пред иконами зажигаем лампадки, а также зажигаем и ставим свечи из чистого пчелиного воска. Горящая перед иконой свеча должна напоминать нам о следующем: как чист воск, так должна быть чиста и душа наша; как чист огонь (ибо огнем очищается и уничтожается всякая нечистота), так должен быть чист и дух наш; как огонь свечи горяч, так должна быть горяча и усердна наша молитва; как пламя свечи поднимается вверх, так и мысли и чувства наши должны подниматься к небесам, к Богу.

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь»31

Дети! когда люди нам помогут в каком-нибудь деле, мы их благодарим за эту помощь. Так и по окончании всякого дела мы должны благодарить Бога за то, что Он нам помог сделать это дело. Эту благодарность мы высказываем в молитве так: «Слава Тебе, Боже (Бог) наш, слава Тебе». В этой молитве мы и благодарим Бога, и прославляем Его.

Благодарность и прославление Богу, Пресвятой Троице мы в другой молитве говорим так: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Мы воздаем славу Богу теперь; люди воздавали славу Богу всегда и будут прославлять Его вечно. В молитве слово «теперь» говорится «ныне», »всегда – присно», "вечно – во веки веков».

Прославляя Бога и желая высказать, что одинаковая, равная слава Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому принадлежит теперь, принадлежала всегда и будет принадлежать вечно, мы к словам молитвы: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», прибавляем: «и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Вся эта молитва читается так: «Слава Отцу и Сыну и Снятому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Молитвы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» мы должны читать по окончании всякого своего дела.

«Господи, помилуй!»32

Господь дал Адаму и Еве одну заповедь, чтобы они не ели плодов с дерева познания добра и зла; но они не исполнили ее. На Синайской горе Господь дал людям десять заповедей. Но люди часто не исполняют этих заповедей или грешат. Например, третьею заповедью запрещается говорить имя Божие без уважения, иначе, божиться, говорить – «ейбогу»; а люди часто божатся. Четвертою заповедью повелевается посвящать седьмой день, или праздничный день Господу, иначе сказать, молиться в тот день; а люди часто не молятся в праздники. Пятою заповедью повелевается почитать родителей; а иногда бывает, что дети не слушаются родителей, сердятся на них. Восьмою заповедью запрещается брать чужое, или воровать, а люди и дети иногда воруют. Заповедями Господними запрещается говорить неправду или лгать, а люди часто обманывают один другого. Видите, дети, как люди часто грешат и не исполняют повелений Божиих.

Когда Адам и Ева согрешили, то правосудный Бог изгнал их из рая, наказал их болезнями и смертью. Видите, дети, за один только грех Господь так строго наказал Адама и Еву. Что же может ожидать нас, когда мы много и часто грешим? – конечно, еще большее наказание; нас могут ожидать различные болезни, бедность, неудачи в наших делах, лишение Царства Небесного. Чтобы Господь не наказал нас, мы, согрешив, должны сожалеть, что не исполнили Божьего повеления, и скорее должны просить у Бога прощения. Этого прощения мы можем у Бога просить так: «Господи, помилуй!» Эту короткую молитву мы можем говорить постоянно; ее можно говорить вслух, можно прочитать и про себя; ее можно говорить во всякое время, за всякою работою; ничто не может нам помешать часто говорить: «Господи, помилуй!»

Таким образом, этой молитвой мы просим Бога, чтобы Он простил грехи наши и не наказывал бы нас.

«Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас»

Испрашивая у Бога прощения грехов, мы должны и прославлять Бога за то, что Он не всегда наказывает нас, что Он еще добр, милостив к нам. Вы, дети, знаете, что мы прославляем Бога, Пресвятую Троицу словами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Но можно прославлять Бога и другими словами, если в молитве называть Его святым, всемогущим, вечным. Слово «всемогущий» по церковному в молитве говорится: »крепкий», слово «вечный» говорится: «бессмертный». Молитва к Пресвятой Троице о помиловании, вместе с прославлением Бога, читается так: "Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас».

Эта молитва называется ангельским прославлением или славословием, потому что ангелы, прославляя Бога, говорят: «Свят, Свят, Свят, Господь!». Молитва эта называется также трисвятым, потому что в ней слово «Святый» повторяется три раза во славу трех Лиц Пресвятой Троицы.

Таким образом, произнося ангельское славословие, или молитву «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», мы прославляем Пресвятую Троицу и просим помиловать нас и не наказывать нас за грехи наши.

Ангельское приветствие Пресвятой Деве Марии33

Дети! вы знаете, что Архангел Гавриил сказал святой Деве Марии такое приветствие: «радуйся, получившая великую милость! Господь с Тобою; возвеличена (или прославлена) Ты между женщинами». Почему Архангел Гавриил сказал Ей: «радуйся»? – Потому, что он принес Ей не печальную, а радостную весть о том что от Нее родится Спаситель мира и что Она удостоилась быть Матерью Господа.

Кроме Архангела, Пресвятая Дева Мария получила еще радостное приветствие от Своей родственницы Елизаветы. Та сказала Деве Марии: «возвеличена Ты между женщинами и возвеличен Сын Твой. И как это случилось, что пришла ко мне Мать моего Господа!» И Елизавета назвала Деву Марию возвеличенной между женщинами потому, что Она удостоилась быть Матерью Спасителя, Господа Иисуса Христа. Удостоившись быть Матерью Господа, Пресвятая Дева Мария постоянно молится за нас перед Своим Сыном, и молитвы Ее за нас Господь всегда исполняет.

Чтобы показать нашу любовь и благодарность к Пресвятой Деве Марии, а также прославить Ее, мы читаем Ей молитву, составленную из радостных для Нее приветствий Архангела Гавриила и святой Елизаветы. В этой молитве некоторые слова Архангела и Елизаветы читаются по церковному так: Матерь Господа – Богородица; получившая великую милость – благодатная; возвеличена или прославлена – благословенна; Сын Твой – плод чрева Твоего. Дальше в молитве говорится, что Пресвятая Дева Мария называется благословенной потому, что Она родила Спасителя; по церковному эти слова говорятся так: потому что – яко; СпасителяСпаса. Вся молитва по церковному читается так: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Таким образом, читая эту молитву, мы высказываем Пресвятой Деве Марии свою благодарность и любовь к Ней, а также прославляем Ее, называя Ее Богородицею.

Молитва Господня

Дети, кто заботится о вас, дает вам пищу, обувь, одежду – отец и мать. Но кто дает это самим родителям? Кто дает урожай в поле? Все это дает людям Бог. Следовательно, Бог может гораздо больше сделать добра для людей, чем отец и мать для детей. Как отец и мать заботятся о детях, так Бог заботится о всех людях! Бог есть отец всех людей. Где Бог находится? – везде, но особенно на небе; поэтому Бога можно назвать Отцом Небесным. Однажды апостолы просили Господа Иисуса Христа научить их молиться. Господь научил их молитве, которая называется поэтому молитвою Господней. Апостолы передали ее всем христианам. Господь Иисус Христос позволил нам в этой молитве называть Бога Отцом Небесным. Он сказал апостолам: «когда молитесь, говорите: Отец наш, Который живешь на небесах». По церковному эти слова читаются так: Отец наш – Отче наш; Который – Иже; живешь – еси на небесах – на небесех. Эти слова молитвы Господней называются призыванием, потому что в них мы зовем или призываем Бога. Все призывание в молитве Господней читается так: «Отче наш, Иже еси на небесех».

Первое прошение. Есть народы, которые еще не знают истинного Бога и не верят в Него; только одни христиане знают истинного Бога, знают и то, что Бог требует от людей» как должно жить, что делать, чего не делать; поэтому только христиане могут угодить Богу. За добрую, благочестивую жизнь христиане получат вечное блаженство, народы же, которые не знают истинного Бога, не веруют в Него, не получат вечного блаженства. Каждый из нас, молясь Отцу небесному, говорит Ему: «Отче наш», а не мой, потому, что все люди – братья между собою. По братской любви к людям мы должны желать им всего того, чего себе желаем. Если нам, христианам, за добродетельную жизнь обещано вечное блаженство, то мы должки желать, чтобы и все люди получили его. Поэтому мы должны молиться Отцу Небесному: а) о том, чтобы Он помог всем людям узнать и почитать имя Его, б) о том, чтобы Он помог нам прославлять Его своею жизнью. (Как мы можем прославлять Бога ? жизнью, об этом сказано при изучении молитвы: «Во имя Отца...»). Господь Иисус Христос научил нас так молиться об этом Отцу Небесному: «пусть как нами, так и всеми людьми прославляется имя Твое». По церковному некоторые слова молитвы читаются так: пусть – да; прославляется – светится. Все первое прошение молитвы Господней читается так: «да святится имя Твое».

Таким образом, в первом прошении молитвы Господней мы просим Бога: а) о том, чтобы Он помог всем людям узнать и свято почитать имя Его, б) о том, чтобы Он помог нам прославлять Его и молитвами и добрыми делами.

Второе прошение. Когда кто-нибудь из христиан умирает, тогда мы молимся о том, чтобы Господь дал умершему Царство Небесное, и говорим: «Царство ему Небесное». В Царстве Небесном живут святые Ангелы и святые угодники Божии. Почему же мы желаем умершему войти в Царство Небесное? – потому, что в Царстве Небесном ему будет хорошо: там он не будет знать ни печали, ни болезни; в Царстве Небесном он будет вечно радоваться и славить Бога. В Царстве Небесном все Ангелы и святые угодники Божии живут в мире, никто никого не обижает. Если бы на земле все люди жили в любви между собою и в послушании воле Божией, то есть так, как должны жить истинные христиане, тогда и на земле было бы Царство Божие. Желая, чтобы мы счастливо жили на земле, Иисус Христос научил нас молиться Отцу Небесному о том, чтобы на земле скорее наступило царство Божие. Об этом мы должны так просить Отца Небесного: «пусть скорее наступит Царство Твое». По церковному некоторые слова читаются так: пусть – да; наступит – приидет; Царство – Царствие. Все второе прошение молитвы Господней читается так «да приидет Царствие Твое».

Таким образом, во втором прошении молитвы Господней мы просим Отца Небесного о том, чтобы на земле наступило царство Божие.

Третье прошение. Родители не всегда исполняют все желания и просьбы детей потому, что иногда дети просят у родителей того, что им не только неполезно, но и вредно. Родители лучше детей знают, что им полезно и вредно. Но Бог лучше родителей и лучше всех людей знает что полезно и вредно, потому что Он премудр и всеведущ. Бог более, нежели мы сами, желает нам всякого блага и всегда готов нам дать просимое, если оно полезно нам; ибо он всебалгий. Поэтому Иисус Христос научил нас просить Отца Небесного: а) о том, чтобы все, что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, а как Ему угодно; б) о том, чтобы Он помог нам исполнять Его волю так, как исполняют ее святые Ангелы на небе. Поэтому мы должны просить в молитве: «пусть будет (исполнится) воля Твоя на земле так, как она (исполняется святыми Ангелами) на небе». По церковному некоторые слова читаются так: пусть – да; как – яко; на небе – на небеси. Все третье прошение молитвы Господней читается так: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».

Таким образом, в третьем прошении молитвы Господней мы просим Отца Небесного: а) о том, чтобы все, что с нами случается, происходило не так как мы желаем, а как угодно Богу; б) о том, чтобы Он помог нам исполнять Его волю так, как исполняют ее святые Ангелы на небе.

Четвертое прошение. Для получения вечного блаженства в будущей жизни нужно жить свято. Что же необходимо нам для нашей земной жизни? – хлеб, одежда, дом. Необходимо ли для жизни богатство? – нет; живут же и бедные. Иисус Христос повелел просить только того, что нам необходимо для настоящего дня; если же Бог пошлет нам больше, чем нам необходимо, мы должны благодарить Его и давать из своего достатка бедным; если же не пошлет, – не заботиться. Почему же не должно чрезмерно заботиться о будущем? – потому, что Бог, как Отец, заботится о нас. У человека есть тело и душа. Для поддержания жизни тела нужна пища, питье; что же нужно для поддержания жизни души? – все то, что помогает душе получить Царство Небесное, вечное блаженство: слово Божие, молитва, добрые дела; все это есть пища для души. По наставлению Иисуса Христа, мы должны просить у Отца Небесного только необходимого для поддержания жизни». По церковному эти слова читаются так: все необходимое для нашей жизни – хлеб наш насущный; дай – даждь, на нынешний день – днесь. Все четвертое прошение молитвы Господней читается так «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Таким образом, в четвертом прошении молитвы Господней мы просим Отца Небесного о том, чтобы Он дал нам все необходимое для жизни нашего тела и души.

Пятое прошение. Когда мы грешим, мы бываем виновны пред Богом. Бываем ли мы виновны пред людьми? – бываем, когда мы обижаем их. Мы, конечно, не желаем, чтобы Бог наказал нас за грехи; для этого мы должны просить у Бога прощения, помилования; Бог, по Своему милосердию, прощает нас. Как же мы должны поступать с теми людьми, которые пред нами бывают виновны? – мы их должны прощать. Если же мы, испрашивая у Бога прощения наших грехов, сами не простим своих обидчиков, то не получим и мы прощения от Бога. Это потому, что, не прощая других, мы показываем себя злыми, а злые не заслуживают милости Божией. Иисус Христос учит, что, испрашивая у Отца Небесного прощения грехов наших, мы должны сами простить всех и не сердиться ни на кого; Он говорит: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Господь Иисус Христос так научает нас молиться Отцу Небесному о прощении согрешений наших: «прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас». По церковному эти слова читаются так: прости – остави; грехи – долги; как – яко; прощаем – оставляем; согрешившим против нас – должником нашим. Все пятое прошение молитвы Господней читается так: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Итак, в пятом прошении молитвы Господней мы просим Отца Небесного о том, чтобы Он простил нам грехи наши, как и мы прощаем обидевшим нас.

Шестое прошение. Испросив у Бога прощения грехов, сделанных нами, мы, конечно, не можем надеяться, что своими силами, без помощи Божией удержимся от грехов и на будущее время и не согрешим снова. Поэтому мы должны просить у Бога еще и о том, чтобы Он помог нам удержаться от грехов и на будущее время. Человеку не всегда легко делать добрые дела, и не грешить; иногда бывает трудно удержаться от греха. Такой, например, случай был с первыми людьми: когда находящийся в змие диавол уговаривал Еву съесть запрещенных плодов, то эти плоды показались ей очень красивыми и вкусными; у нее явилось сильное желание съесть их; она съела их и согрешила. Такой случай, когда трудно удержаться от греха, называется искушением. Мы должны просить Отца Небесного, чтобы Он: а) не допустил нас до искушения, б) чтобы Он, если для нас необходимо искушение, не допустил нас сделать грех. Иисус Христос так научил нас просить об этом Отца Небесного: «не допусти нас до искушения». По церковному эти слова читаются так: не допусти – не введи, до искушения – во искушение. Все шестое прошение молитвы Господней читается так: «не введи нас во искушение».

Таким образом, в шестом прошении молитвы Господней мы просим Отца Небесного о том, чтобы Он не допустил нас до искушения, и, если искушение для нас необходимо, не допустил нас сделать грех.

Седьмое прошение. С людьми могут случиться разные беды: болезни, пожары, голод. Но самое большое несчастие для человека бывает тогда, когда он подпадает под власть диавола и делается большим грешником. Это несчастье нужно считать самым большим потому, что диавол может навсегда погубить человека, который поддался его власти. Поэтому мы должны просить Бога, чтобы Он избавил нас от всяких бедствий и несчастий и особенно от власти диавола. Иисус Христос научил нас так молиться об этом Отцу Небесному: «избавь нас от зла». По церковному читается: от зла – от лукавого. Все седьмое прошение молитвы Господней читается так: «избави нас от лукавого».

Таким образом, в седьмом прошении молитвы Господней мы просим Отца Небесного о том, чтобы Он избавил нас от бед и несчастий и в особенности от власти диавола.

Славословие. Почему мы можем надеяться, что Бог услышит наши прошения и поможет нам? – потому, что Он благ и всемогущ и все находится в Его власти. Если же Бог исполняет наши прошения, прощает грехи наши, дает нам все необходимое для нашей жизни, то мы должны Его благодарить и прославлять. Господь Иисус Христос так научил нас прославлять Отца Небесного: «Истинно Тебе вечно принадлежит и царство, и сила, и слава». По церковному некоторые слова читаются так: Тебе принадлежит – Твое есть; вечно – во веки; истинно – аминь. Все славословие молитвы Господней читается так: «Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь».

Таким образом, в славословии молитвы Господней мы высказываем надежду, что получим все просимое нами потому, что все находится во власти нашего Отца Небесного; вместе с тем мы и прославляем Его.

Вся молитва Господня по церковному читается так: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь.

Молитва Иисусова34

Когда Адам и Ева согрешили в раю, то, изгоняя их из рая, Господь обещал им, что будет время, когда родится Спаситель. Он избавит людей от диавола, от греха и от всех бед, которые произошли от греха. Для того, чтобы первым людям и их потомкам что нибудь напоминало о Спасителе, Бог научил людей приносить жертвы: когда приносилось в жертву животное, то оно закалывалось и проливалась кровь его; это указывало на то, что Спаситель также прольет Свою кровь. Конечно, за наши грехи мы должны были бы пострадать сами; но Господь Иисус Христос по Своему милосердию и любви к людям Сам пострадал, чтобы избавить людей от наказаний. Между тем, мы с малых лет опять грешим. К кому же нам обратиться с просьбой о помиловании, как не к Господу нашему Иисусу Христу? Все мы много согрешаем, и потому как можно чаще должны обращаться к Нему с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».

Таким образом, в этой молитве, которая называется молитвою Иисусовой, мы молимся Господу Иисусу Христу о том, чтобы Он помиловал нас и не наказал нас за грехи наши.

Молитва Святому Духу35

После Тайной вечери Иисус Христос сказал Своим ученикам, что Он скоро должен будет с ними разлучиться. Когда апостолы стали горевать об этом, то Иисус Христос обещал им утешение в этой разлуке; Он говорил: «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины. Этот Утешитель – Дух Святый, Который от Отца исходит. Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Таким образом, здесь Иисус Христос Утешителем называл Третье Лицо Пресвятой Троицы, Бога Духа Святого. Это обещание Спасителя исполнилось в 50-ый день после воскресения Христова. Апостолы находились в Иерусалиме в одном доме и проводили время в молитве. Поутру в этот день вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились. Над головой каждого из них явились как бы огненные языки; это Дух Святой сошел на апостолов.

Когда Дух Святой сошел на апостолов, они начали говорить на разных языках, которых прежде не знали. На разных языках апостолы говорили об Иисусе Христе иудеям, пришедшим из разных стран в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Такое знание разных языков дал апостолам Дух Святой.

Перед вознесением Спасителя на небо апостолы спрашивали Его: «не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» Иисус Христос на это сказал им: «не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти. Вы получите силу, когда на вас сойдет Дух Святой, и будете учить обо Мне в Иерусалиме, по всей Иудее и Самарии и по всей земле». Из этих слов Спасителя мы видим, что знание разных языков апостолам было дано для того, чтобы они могли учить об Иисусе Христе по всем народам. Почему апостолы спросили Иисуса Христа о восстановлении царства Израиля? – потому что они, как и другие иудеи, думали, что Иисус Христос будет земным царем, освободит их от власти римлян, и они будут при Нем господствовать. Конечно, они думали неправильно и ошибались. Но после сошествия Святого Духа они и сами не могли уже ошибаться в истинной вере и других учить неправильно, потому что Дух Святой научил их всему истинному. Таким образом, всякая мудрость, всякое истинное знание дается людям от Духа Святого. Поэтому мы называем Духа Святого Духом истины.

Дух Святой сошел на апостолов с неба. У народов бывают правители, которым люди должны повиноваться; эти правители иногда называются царями. Дух Святой есть Творец всего мира; Он господствует над всем миром. Но только на небе, в Небесном Царстве святые Ангелы и святые угодники всегда поступают по воле Божией, как истинные подданные Его. Поэтому Духа Святого можно назвать Небесным Царем, в отличие от царей земных. Итак, Дух Святой называется Царем Небесным, Утешителем и Духом истины.

* * *

Мы называем Духа Святого Царем Небесным; но Он, конечно, находится не только на небе, но и везде, и нет такого места, где бы Его не было; нет такого места, где бы люди не могли обратиться к Нему с молитвой, и во всяком месте они могут получить от Него всякое благо. Благостью Его наполнен весь мир. Поэтому Он называется вездесущим и все наполняющим.

* * *

Если Дух Святой наполняет весь мир Своею благостью, то от Духа Святого получаются все блага и милости, которыми мы пользуемся; они все находятся во власти Духа Святого. Он есть как бы сокровищница, из которой люди получают всё драгоценное и полезное для них. Поэтому Дух Святой называется сокровищницею благ.

* * *

Когда начальники иудейские взяли Иисуса Христа в саду Гефсиманском, то апостолы разбежались от страха: они боялись назвать себя учениками Иисуса Христа. После сошествия на них Святого Духа, апостолы в течение всей своей жизни проповедовали учение Христово. За распространение учения Христова апостолы терпели от иудеев и язычников много гонений; апостолов жестоко били, заключали в тюрьмы, распинали на крестах, и многие из них умерли в муках. Как же случилось, что апостолы, разбежавшиеся в саду Гефсиманском от толпы слуг, стали не только без всякой боязни проповедовать учение Христово, но даже пошли добровольно на мучения и смерть за веру во Христа? Как они из людей неученых, простых рыбаков стали людьми мудрыми? – Дух Святой дал апостолам силы для распространения учения Христова. Во время проповедования учения Христова апостолы терпели голод, холод, наготу, но никогда не заботились о своих выгодах и всю свою жизнь бескорыстно употребили на то, чтобы доставить людям вечное спасение. Жизнь их была примером добродетельной жизни. Кто же совершил такую перемену в апостолах, что они стали будто новыми людьми, как будто переродились? – Дух Святой; ибо только Дух Святой может дать людям силы для добродетельной жизни. Поэтому Он называется Податель жизни.

* * *

Таким образом, мы называем Духа Святого Царем Небесным, Утешителем, Духом истины, вездесущим и все наполняющим, Сокровищницею благ и Подателем жизни.

По церковному в молитве эти слова читаются так: Царь Небесный – Царю Небесный; Утешитель – Утешителю; Дух истины – Душе истины; вездесущий – Иже везде сый; все наполняющий – вся исполняяй; Сокровищница благ – Сокровище благих; Податель жизни – жизни Подателю. Все это призывание Святого Духа в молитве читается так: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю».

* * *

Когда апостолы ожидали Святого Духа, то они молились о том, чтобы пришел к ним Утешитель, Святой Дух, и утешил бы их в разлуке с Иисусом Христом. Мы так же нуждаемся в утешении Святого Духа; ибо мы много грешим и грехами прогневляем Бога, за грехи нас ожидает наказание, и об этом мы должны постоянно скорбеть и горевать.

Утешить нас в этой скорби может только Дух Святой, ибо Он может избавить нас от грехов. Поэтому, желая освободиться от грехов, мы должны молиться об этом Святому Духу Утешителю.

* * *

Апостолы молились, ожидая Духа истины, Который, сошедши на них, научил их всякой истине и напомнил им все, что говорил им Иисус Христос. Знаем ли мы все, что должно знать о Боге и о том, как нужно жить, чтобы угодить Богу? всегда ли мы исполняем волю Божию? – нет; случается, что мы грешим или потому, что не знаем, как нужно исполнять волю Божию, или потому, что забываем заповеди Божии. Поэтому мы должны просить Духа истины, чтобы Он научил нас исполнять волю Божию и помог бы нам постоянно помнить заповеди Божии и избегать грехов.

* * *

Апостолы молились, ожидая Святого Духа, Подателя сил для добродетельной жизни. Мы делаем много грехов; для того же, чтобы получить вечное блаженство в будущей жизни, нужно на земле жить добродетельно. Но можем ли мы жить добродетельно без помощи Святого Духа? – нет, потому что у нас не достает для этого сил; и только Дух Святой, Податель жизни, дает людям эти силы. Поэтому, сознавая себя грешниками и желая вести жизнь добродетельную, мы должны простись Святого Духа, чтобы Он пришел и стал бы жить в нас, или поселился в нас, освободил бы нас от грехов и спас наши души. Надеяться на исполнение нашей молитвы мы можем потому, что Дух Святой милосерд.

Таким образом мы можем так молиться Святому Духу: «приди и поселись в нас, освободи нас от всякого греха и спаси, Милосердный, наши души». В молитве по церковному эти слова читаются так: приди – прииди; поселись – вселися; в нас – в ны. Как грязь, нечистота пачкает, марает наше тело или платье, так грехи пачкают, загрязняют нашу душу; поэтому слова: освободи нас от всякого греха – читаются в молитве: – и очисти ны от всякия скверны; Милосердный – Блаже; души наши – души наша. Все прошение в молитве по церковному читается так: прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша.

Вся молитва Святому Духу читается так: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю! прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва утренняя36

Когда Адам и Ева были сотворены, Бог поселил их в раю и повелел им работать, возделывать и охранять рай. И теперь каждый из нас должен работать и трудиться. Но дела наши тогда могут быть успешны, когда они угодны Богу и когда Бог помогает нам. Поэтому мы утром, вставши от сна и собираясь начать работать, должны попросить у Бога помощи на наши труды. Бог, как Господин или Владыка всего мира, может подать нам помощь на доброе дело. Он очень любит людей и потому называется Человеколюбец. По любви к людям и по милосердию Своему Господь всегда готов помочь нам во всякое время и во всяком добром деле. Поэтому, встав после сна и начиная новый день, мы должны так молиться Богу: «Владыка Человеколюбец! вставши от сна, я спешу к Тебе и, по милосердию Твоему, с усердием принимаюсь за угодные Тебе дела, назначенные мне: молюсь Тебе: помоги мне в течение дня во всяком добром деле». Некоторые слова этого прошения по церковному читаются так: Владыка Человеколюбец – Владыко Человеколюбче; спешу – прибегаю; по милосердию Твоему с усердием принимаюсь за угодные Тебе дела – на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим; помогай мне в течение дня во всяком добром деле – помози мне на всякое время во всякой вещи. Все прошение читается так: «К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози мне на всякое время во всякой вещи».

Таким образом, в первом прошении утренней молитвы мы просим Бога о том, чтобы Он помогал нам в течение дня во всяком добром деле.

* * *

Адам и Ева согрешили потому, что их научил этому диавол. В течение дня и с нами могут случиться разные несчастия. Но самым, большим несчастием для нас будет научение и увлечение нас диаволом ко греху. Как первых людей диавол сделал несчастными, так может он сделать несчастными и нас, если мы будем слушаться его научений и грешить. Мы тогда не попадем в Царство Небесное, потому что оно обещано Богом только добродетельным людям. Поэтому, желая провести день счастливо и так добродетельно, чтобы быть достойными Небесного Царства, мы должны молиться Богу так: «избавь меня от всякого земного несчастия и помощи и увлечения диаволом на зло; спаси меня и помоги мне сделаться достойным Твоего вечного Царства». Некоторые слова этого прошения по церковному читаются так: избавь меня от всякого земного несчастия – избави мя от всякия мирским злыя вещи; помощи, увлечения диаволом на зло – и диавольского поспешения; помоги мне сделаться достойным Твоего вечного Царства – и введи в Царство Твое вечное. Все прошение читается так: «и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное».

Таким образом, во втором прошении утренней молитвы мы просим Бога о том, чтобы Он избавил нас от всякого земного несчастия и помощи диавола на зло, спас нас и помог нам сделаться достойными Его вечного Царства.

* * *

Все люди произошли от Адама и Евы, а Адама и Еву сотворил Бог; следовательно, Бог есть Творец всех людей. Сотворив весь мир и людей, Господь продолжает заботиться о всем сотворенном; заботы эти называются промышлением Божиим, и Бог потому называется Промыслителем; и так как Он при этом подает нам все необходимое и полезное, Он называется Подателем благ. Мы всегда должны, поэтому, иметь полную надежду на Бога и прославлять Его. Испрашивая в утренней молитве помощи у Бога, мы должны так прославлять Его: «Ты мой Творец и Промыслитель и Податель всякого добра; на Тебя вся надежда моя, и потому я Тебя прославляю и буду прославлять ныне и всегда и вечно. Аминь». Некоторые из этих слов по церковному читаются так: Ты – мой Творец, Промыслитель и Податель всякого добра – Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель; на Тебя вся надежда моя – о Тебе же все упование мое; и Тебя прославляю и буду прославлять ныне и всегда и вечно – и Тебе славу возсылаю ныне и присно и во веки веков. Аминь. Все славословие читается так: «Ты бо ecu мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Таким образом, в славословии этой молитвы мы высказываем, что Бог есть Промыслитель и Податель всех благ, что мы всегда имеем надежду на Него и всегда прославляем и будем прославлять Его.

Вся утренняя молитва читается так: К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози мне ми на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирская злыя вещи и диавольскоаго поспешения и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Троице37

Один только Бог без греха; у всех людей есть грехи. Также и с царем Давидом случился грех – убийство Урии. Когда Нафан напомнил Давиду о его грехе, Давид раскаялся и просил Бога о помиловании; он молился так: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня». Подобно царю Давиду и мы должны каяться в своих грехах и просить у Бога помилования. Мы должны молиться Пресвятой Троице так: «Пресвятая Троице, помилуй нас».

* * *

Когда наша одежда грязнится, мы ее очищаем от грязи, или моем, чтобы она была чиста. Так и душа наша грехами загрязняется. И Давид, когда молился Богу: «омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня», то желал, чтобы душа его была чиста от греха. Давид в молитве просил, чтобы Господь многократно, то есть, много раз омыл его от грехов, потому что он желал, чтобы его душа была совершенно чиста. По примеру Давида и мы должны просить Бога: «Господи, избавь нас от грехов». В молитве это прошение читается так: «Господи, очисти грехи наша».

* * *

Если бы Давид не раскаялся и не просил бы прощения за свой грех, он был бы наказан. Чтобы и нам избавиться от наказания за то, что мы часто не исполняем повелений Божиих, закона, данного нам Богом, мы должны молиться Богу: «Владыко, прости беззакония наша».

Раскаиваясь во грехах, мы должны стараться о том, чтобы удержаться от грехов на будущее время. Но мы имеем привычки греховные. Грешные мысли, грешные желания, привычки ко греху есть болезнь нашей души. Как телесная болезнь мешает нам работать, так и душевная болезнь или грехи, не дают нам делать добра. Когда мы желаем вылечиться от телесной болезни, обращаемся к врачу, потому что сами не надеемся выздороветь. Так же, если мы желаем освободиться от душевной болезни, от грехов, мы должны обратиться к Богу, чтобы Он вошел в нашу душу и вылечил в ней греховные болезни, чтобы мы могли удерживаться от грехов и делать добро. Мы должны молиться об этом так: «Святый! войди в нас, вылечи наши душевные болезни». Некоторые из этих слов в молитве читаются так: войди – посети; вылечи наши душевные болезни – исцели немощи наша. Все это прошение читается так: «Святый, посети и исцели немощи наша».

* * *

Так как мы часто и много грешим, то мы не заслуживаем милости Божией. Поэтому мы можем просить у Бога помилования, прощения, помощи только ради прославления имени Божия. Это мы и высказываем в молитве, говоря: «имене Твоего ради».

Вся молитва читается так: Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша имене Твоего ради.

* * *

Таким образом, в этой молитве мы просим Бога избавить нас от грехов, простить нам беззакония наши, войти в нас и исцелить наши душевные болезни, чтобы мы могли удерживаться от грехов и делать добро.

Молитва Ангелу-Хранителю38

Дети! вы знаете, что святые Ангелы являлись священнику Захарии, Пресвятой Деве Марии, вифлеемским пастухам, апостолам, и в других случаях. Захарии являлся Ангел для того, чтобы возвестить ему, что у него родится сын, который будет Предтечею Господним. Пресвятой Деве Марии Архангел явился для того, чтобы возвестить Ей о рождении от Нее Спасителя мира. Вифлеемским пастухам являлись Ангелы для того, чтобы возвестить им, что родился Спаситель, и они могут найти Его в яслях. Ангелы явились апостолам, вслед за вознесением Господа на небо, для того, чтобы сказать им, что Господь опять придет на землю. Мы знаем, что Ангел сопутствовал Товии под видом проводника Азарии. Когда Товит предложил Азарии награду по возвращении сына из путешествия, то Азария не взял ничего, а сказал: «благословляйте и прославляйте Бога за все, что Он сделал. Я – один из Ангелов, которые возносят молитвы людей к Богу. Когда молился ты, я возносил твои молитвы к Богу; когда ты хоронил умерших, я также был с тобою; когда ты не поленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, я видел все это». Ангелы любят нас, радуются, когда мы удерживаемся от грехов, возносят наши молитвы к Богу, всегда готовы помогать нам. Как Товии был послан от Бога Ангел, который был его проводником, давал ему добрые советы и полезные наставления, оберегал его от несчастий, так и каждому из нас дается Ангел, который называется Ангелом-Хранителем. Он дает нам добрые мысли и желания, вразумляет нас, помогает в добрых делах и охраняет нас от бед. Поэтому мы должны так молиться Ангелу-Хранителю: «Ангел Божий, святой мой Хранитель, данный мне от Бога с неба в охрану! прошу тебя усердно: ты меня сегодня вразуми и сохрани от всякого зла; научи меня доброму делу и направь меня на путь спасения». Некоторые из этих слов по церковному читаются так: в охрану – на соблюдение; прошу тебя усердно – прилежно молю тя; ты меня сегодня вразуми – ты мя днесь просвети; научи меня доброму делу – ко благому деянию настави. Вся молитва Ангелу-Хранителю читается так: Ангеле Божий, Хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Ha иконах Ангелы изображаются с крыльями; это Указывает на то, что как птицы на крыльях быстро летают, так и Ангелы быстро исполняют повеления Божии.

Молитва Святому, имя которого мы носим

Кроме Ангела Хранителя, каждый из нас имеет еще защитника, который молится за нас пред Богом; это святой, именем которого мы названы. Поэтому мы должны обращаться к нему с такой молитвою: "Святый (имя), моли Бога о мне». Например, к святому пророку Илии мы должны так молиться: «Святый пророче Божий Илие, моли Бога о мне». К святителю Николаю мы должны молиться так: «Святителю отче Николае, моли Бога о мне». К преподобному Сергию мы должны так молиться: «Преподобие отче Сергие, моли Бога о мне». К святому великомученику Георгию мы должны так молиться: «Святый великомучениче Георгие, моли Бога о мне».

Таким образом, когда мы молимся святым, то просим их, чтобы они молили Бога о нас.

Похвала Пресвятой Богородице39

Мы называем святыми тех людей, которые своею добродетельною жизнью угодили Богу. Пресвятая Богородица в Своей жизни показала великий пример добродетелей. Она дала обещание не выходить замуж, чтобы всю свою жизнь посвятить на служение Богу, – и исполнила это обещание: Она всю жизнь была девой; потому Она называется Приснодевою.

Возвещенную Ей радостную весть о рождении от Нее Спасителя Богородица приняла со смирением, сказав: «Я – раба Господня».

Богородица всегда помогала нуждающимся людям.

За свое великое благочестие Дева Мария удостоилась быть Матерью Господа. Никто из всех святых людей не может быть выше, святее Ее. Поэтому мы называем Ее не просто святою, но Пресвятою, не просто безгрешною, непорочною, но пренепорочною. После успения Богородицы Господь Иисус Христос ввел Ее в Царство Небесное, и так как Она святее всех святых людей, то Она заслужила и высшее блаженство и всегда будет блаженствовать. Она поэтому называется присноблаженною.

Пресвятая Богородица всегда молится за нас и помогает нам. Чем же мы можем высказать Ей нашу благодарность? – Только подражанием Ее добродетелям и прославлением Ее. Прославлять Ее мы можем так: «поистине следует прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и святейшую и Матерь Бога нашего». По церковному некоторые из этих слов читаются так: поистине – яко воистину; следует – достойно есть; прославлять – блажити; Тебя – Тя; всегда блаженную – присноблаженную; святейшую – пренепорочную.

Вся эта часть похвалы Богородице читается так: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего».

* * *

Пресвятая Дева Мария святее всех людей. Но Она выше и Ангелов, потому что Ангелы только слуги Божии, а Дева Мария удостоилась быть Матерью Господа. Пресвятая Дева Мария, родивши Господа Иисуса Христа, находится несравненно ближе к Богу, чем все высшие Ангелы, херувимы и серафимы; а потому мы воздаем Ей честь большую, чем высшим Ангелам. Это мы в похвале Божией Матери высказываем так: «Достойнейшую почитания более херувимов и прославляемую несравненно выше серафимов, родившую безболезненно Сына Божия, мы величаем Тебя, как истинную Богородицу». Некоторые из этих слов по церковному читаются так: достойнейшую почитания более херувимов – честнейшую херувим; прославляемую несравненно выше серафимов – славнейшую без сравнения серафим; родившую безболезненно Сына Божия – без истления Бога-Слова рождшую, истинную – сущую. Сын Божий называется Богом-Словом, потому что, как мы словом нашим высказываем наши мысли и желания, так и Бог Отец через Иисуса Христа высказал нам волю Свою; Иисус Христос возвестил нам все, что слышал от Отца. Вся вторая часть похвалы Богородице читается так: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога-Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

* * *

Вся молитва – похвала Богородице читается так: Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Таким образом, в первой части похвалы Богородице мы высказываем, что Пресвятую Деву Марию поистине следует прославлять как святейшую и как Матерь Бога нашего. Во второй части похвалы Богородице мы высказываем, что Пресвятая Дева Мария достойна большего прославления и почитания, чем высшие Ангелы – херувимы и серафимы.

Молитва вечерняя

Каждому из нас, по милости Божией, дан Ангел-Хранитель, но не каждый из нас слушает научений его, ибо мы часто грешим. Грешим мы делами; грешим мы словами, когда, например, ругаемся; грешим мы, когда допускаем в себе худые мысли и желания, так как от худых мыслей и желаний легко дойти до худых дел. Будучи постоянными грешниками, мы должны как можно чаще обращаться к Богу с молитвой о помиловании, особенно же по прошествии дня. Отходя ко сну, мы должны припомнить, не согрешили ли мы в течение дня делом, словом или мыслями, и вспомнив все свои грехи, должны просить у Бога прощения их. Ложась спать, мы не знаем, проснемся ли; потому что бывают случаи, когда человек ложится спать, по видимому, здоровый, а наутро его находят в постели мертвым. Страшно перейти в другую жизнь с грехами. Поэтому, ложась спать, мы должны так просить Бога: «Господи, Боже наш, все, в чем я согрешил в этот день, – словом, делом, помышлением, Ты, как милостивый и человеколюбивый, прости мне». Некоторые из этих слов по церковному в молитве читаются так: в чем я согрешил – еже согреших; как милостивый и человеколюбивый – яко благ и человеколюбец; мне – ми. Все это прошение молитвы читается так: Господи, Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец, прости ми».

Таким образом, в первом прошении вечерней молитвы мы просим Бога о том, чтобы Он простил нам грехи, которые мы сделали словом, делом и помышлением.

* * *

Мы не можем обойтись без сна; сон необходим и полезен человеку, потому что, поспав, человек чувствует себя бодрее, сильнее, может больше трудиться. Поэтому, испросив прощение грехов, мы, отходя ко сну, должны просить Бога, чтобы Он дал нам сон, укрепляющий силы. Об этом мы должны так молиться Богу: «дай мне сон мирный и спокойный». Некоторые из этих слов по церковному читаются так: дай – даруй, мирный – мирен, спокойный – безмятежен. Все это прошение в молитве читается так: мирен сон и безмятежен даруй ми.

Таким образом, во втором прошении вечерней молитвы мы просим Бога, чтобы Он дал нам сон мирный и спокойный.

* * *

Ночью во время сна нам трудно услышать, если к нам придут злые люди или случится с нами какое-либо несчастие; во время сна мы беззащитны. Если Бог не сохранит нас, то никто и ничто не обережет нас. Поэтому мы должны просить Бога, чтобы Он, Хранитель душ и тел наших, послал Ангела-Хранителя, которого мы, быть может, отдалили от себя грехами. Мы должны так молиться Господу: «пошли Ангела Твоего Хранителя, защищающего и сохраняющего меня от всякой беды». По церковному некоторые слова этого прошения читаются так: пошли – посли; защищающего – покрывающа; сохраняющего – соблюдающа; от всякой беды – от всякого зла. Все это прошение читается так: «Ангела Твоего Хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла».

Таким образом, в третьем прошении вечерней молитвы мы просим Бога о том, чтобы Он послал нам Ангела-Хранителя.

* * *

Так как Бог есть постоянный Хранитель душ и тел наших, то мы должны молитву вечернюю закончить прославлением, славословием Богу. В этом славословии мы говорим Богу: «так как Ты – Хранитель душ и тел наших, то мы возносим славу Тебе, Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь и всегда и вечно. Аминь». По церковному все это славословие читается так: «Яко Ты ecu Хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Таким образом, в славословии вечерней молитвы мы прославляем Бога за то, что Он сохраняет наши души и тела.

* * *

Вся вечерняя молитва читается так: »Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец, прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего Хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла. Яко Ты еси Хранитель душам и телесем нашим и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва за живых40

Когда пророк Илия жил в доме Сарептской вдовы, то ее сын заболел и умер. Тогда пророк Илия молился к Богу так: «Господи, Боже мой! сжалься над бедной матерью и сделай ее сына опять живым». И Господь услышал молитву пророка Илии, и мальчик стал живым. Пророк Елисей также молился, чтобы умерший мальчик его знакомой женщины опять стал живым, и Господь, по молитвам Елисея, воскресил этого мальчика. Таким образом, мы видим, что молитва доброго человека имеет великую силу. Припомним также о праведном Иове: когда Господу были неугодны неправильные мысли друзей Иова об нем, то Господь велел им просить Иова, чтобы он помолился за них. Господь принял молитву Иова и простил его друзей. Как Господь помиловал друзей Иова за молитву его, так Он и нас милует за молитвы о нас других людей. В молитве Господней мы говорим: «Отче наш», а не «Отче мой» потому, что у всех людей один Отец Небесный и потому все люди – братья между собой. По любви братской должно для всех желать и просить у Бога всего того, чего себе желаем. Испрашивая у Бога всем людям благ в этой земной жизни, мы должны просить у Бога для них благ и в будущей жизни, чтобы Господь удостоил их Царства Небесного. А так как удостоиться Царства Небесного препятствуют людям грехи, то мы должны просить Бога, чтобы Он простил грехи людей.

Прежде всего мы должны молиться за родителей, потому что они ближе всех к нам. Потом мы должны молиться за крестных отца и мать, потому что они, при крещении нашем, обещались помогать нам научиться закону Божию. Затем, мы должны молиться за своего духовного отца – священника, у которого мы исповедуемся, потому что он прощает нам наши грехи и молится за нас. Мы должны молиться за своих родных, а также и за всех людей.

Молиться за живых мы должны так: «Спаси, Господи, и помилуй родителей моих (имена), крестного отца моего (имя) и крестную мать мою (имя), отца моего духовного (имя) и всех родных и всех православных христиан».

Таким образом, в молитве за живых мы молимся о том, чтобы Бог простил грехи их и дал бы им свои милости в этой земной жизни и вечное блаженство в будущей жизни.

Молитва за умерших

Молясь о спасении родителей, крестных отца и матери, духовного отца, родных и всех православных христиан при их жизни, мы должны молиться за них, если они уже умерли. Мы должны в молитве просить Бога, чтобы Он поселил их в Царстве Небесном вместе со святыми, где они не будут терпеть болезней, не будут знать ни печали, никакой грусти, но где будет для них вечное блаженство. Молитва эта читается так: "Со святыми упокой (посели), Христе, души раб (рабов) Твоих (нужно перечислить имена умерших и прибавить: и всех православных христиан), идеже (где) несть (нет) болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная (вечное блаженство)».

Таким образом, в молитве за умерших мы просим Бога о том, чтобы Он поселил их в Царстве Небесном вместе со святыми.

Молитва перед обедом41

Когда пророк Илия ушел от царя Ахава в пустыню и жил у ручья, то там вороны каждый день приносили ему хлеб и мясо, ибо Бог повелел воронам питать Илию. Когда, затем, Илия пришел к Сарептской вдове, то у нее было только горсть муки и немного масла; и все-таки вдова, сын ее и пророк Илия были сыты во все время голода, потому что, по воле Божией, мука и масло не уменьшались, сколько вдова ни тратила их. Когда у евреев, по выходе из Египта, вышел весь хлеб, то они в течение сорока лет питались манною, которую им посылал Бог. Таким образом, Бог питал пророка Илию, Сарептскую вдову с сыном, евреев в пустыне, и спас их от голодной смерти.

Мы питаемся хлебом, овощами и прочим. Кто же произращает хлеб? Кто дает рост семенам? Кто посылает дожди и росу для растений? Кто посылает солнечные лучи для согревания растений? – Все это делает Бог.

Бог так благ, что питает не только людей, но дает пищу и всем другим тварям. Тяжело бывает птичкам зимою. Вот снег покрыл всю землю. У какого-нибудь воробья нет ни теплого приюта, ни в запасе зерна. Однако он живет; Бог пошлет ему нужное зернышко, Бог укажет ему место, где он приютится от холода. Если отнять пищу от земли на несколько дней, то все: люди, звери, птицы, рыбы умрут от голода. И так, не только люди получают пищу от Бога, но и птицы, и рыбы и насекомые – все ожидают от Бога пищи и по-своему просят от Бога себе помощи.

Поэтому, приступая к обеду или ужину, христиане прославляют Бога следующими словами: «глаза всех тварей к Тебе, Господи, обращаются с надеждою и Ты даешь им пищу в то время, когда она нужна; Ты раскрываешь добрую руку Твою, насыщаешь милостию всякое живое существо». Некоторые слова по церковному читаются так: глаза – очи; обращаются к Тебе с надеждой – на Тя уповают; в то время, когда она нужна – во благовремении; раскрываешь – отверзаеши; добрую – щедрую; насыщаешь всякое животное существо милостью – исполняеши всякое животно благоволения.

Вся молитва читается так:

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Таким образом, в молитве перед принятием пищи мы высказываем прославление Бога за то, что Он дает нам в надлежащее время нужную нам пищу и Своими милостями насыщает все живые существа.

Молитва после обеда

Прежде, чем были сотворены первые люди, Бог приготовил все, нужное для их пропитания. И теперь Бог дает все, нужное для пропитания людей: на полях растут хлебные растения – рожь, ячмень, овес; в садах и огородах – плоды деревьев и овощи; в лесах – ягоды, грибы; реки и озера наполнены рыбой. Правда, для того, чтобы родился хлеб на полях, или овощи на огородах, нужно человеку и самому трудиться: пахать, сеять; но если Бог не даст хорошей погоды, дождя, тепла, то и хлеб и овощи не родятся. Значит, все земные блага, которые мы имеем, есть дар Бога.

Когда Господь Иисус Христос чудесно напитал пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, то народ благодарил Спасителя за насыщение. Мы же каждый день пользуемся пищею, которую нам подает Господь. Поэтому мы каждый раз, когда принимаем пищу, должны благодарить Бога. В своей молитве после обеда и ужина христиане так говорят Богу: «Благодарим Тебя, Христе Боже наш, за то, что Ты напитал нас Своими земными благами». По церковному некоторые из этих слов читаются так: Тебя – Тя; за то, что Ты напитал – яко насытил ecu; земными Твоими благами – земных Твоих благ. Все это благодарение в молитве читается так: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ».

* * *

Для жизни тела нужны земные блага: пища, одежда. Но будет время, когда мы умрем, тело разрушится, а душа возвратится к Богу. Тогда для души нужно будет Небесное Царство. Поэтому блага, которыми мы пользуемся в этой земной жизни, должны напоминать нам и о тех благах, которые нужны для нашей души. Поэтому в молитве после принятия пищи мы должны просить Бога о том, чтобы Он дал, не лишил нас и Небесного Царства: «не лиши нас и Небесного Твоего Царствия»

Вся молитва после принятия пищи читается так: Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия.

Таким образом, в молитве после принятия пищи мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас земными благами, и просим, чтобы Он не лишил нас Небесного Царства.

Молитва перед учением

Когда на апостолов сошел Святой Дух, то Он помог им вспомнить все учение Иисуса Христа и правильно понимать его; Дух Святой укрепил души апостолов, так что они твердо веровали во Христа, в течение всей жизни помогали людям. И мы, приступая к учению, должны просить от Господа помощи Святого Духа, чтобы Он дал нам способность лучше понимать учение, подкрепил нашу память, нашу волю и другие душевные силы наши. Мы должны так молиться Богу: «Премилостивый Господи! пошли нам помощь Святого Духа Твоего, подающего и подкрепляющего душевные наши способности». Некоторые слова в молитве читаются так: Премилостивый – Преблагий; пошли – ниспосли; помощь – благодать; подающего – дарствующаго; подкрепляющего – укрепляющаго; способности – силы. Вся эта часть молитвы читается так: «Преблагий Господи! ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы».

* * *

Мы учимся для того, чтобы, прежде всего, узнать о Боге, узнать Его волю, чтобы затем мы своею жизнью могли прославлять Бога, а также другим людям помогать укрепляться в истинной вере в Бога. Кроме того, мы учимся для того, чтобы получить и разные другие знания, чтобы, когда мы вырастем, могли бы хорошо делать всякое дело, которое нам дадут, хорошо исполнять всякую службу и должность, чтобы, таким образом, быть полезными для того государства, в котором мы живем. Об нашем учении заботятся, прежде всего, наши родители; они следят, чтобы мы учились хорошо, иногда и платят деньги за наше обучение. Если мы учимся хорошо, тогда родители радуются, и мы этим доставляем им утешение. Поэтому, попросив помощи Духа Святого, мы во второй части молитвы высказываем, для чего мы просим этой помощи Божией: «для того, чтобы выслушав внимательно то, чему нас учат, мы выросли бы для славы Тебе, нашему Создателю, на утешение нашим родителям и на пользу всех православных христиан и государства, в котором мы живем». В молитве некоторые слова читаются так: для того – дабы; выслушав внимательно – внимал; чему нас учат – преподаваемому нам учению; выросли – возросли; всем православным христианам – Церкви; государству, в котором мы живем – отечеству. Вся вторая часть молитвы читается так: «дабы, внимал преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу».

Вся молитва перед учением читается так: Преблагий Господи! Ниспосли нам благодать Духа Твоего Святого, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение. Церкви и отечеству на пользу42.

Молитва после учения

По окончании всякого доброго дела, мы должны благодарить Бога за то, что Он помог нам его окончить. По окончании учения, которое есть для нас очень важное, доброе и полезное дело, мы также должны поблагодарить Бога за Его помощь при обучении; мы должны так благодарить Господа: «благодарим Тебя, Создатель, за то, что Ты удостоил нас Твоей помощи, чтобы мы со вниманием выслушали то, чему нас учат». В молитве некоторые слова читаются так: за то, что – яко; удостоил – сподобил; помощи – благодати; чтобы мы со вниманием выслушали – во еже внимати; чему нас учат – учению. Вся эта часть молитвы читается так: «Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению».

* * *

Чтобы мы могли учиться, нужна школа, где бы нас обучали, нужны книги, по которым мы могли бы учиться; обо всем этом позаботились начальники, правители нашего государства. Но одной школы и книг недостаточно для того, чтобы мы могли учиться; необходимо, чтобы был учитель, который в школе и по книгам мог бы учить нас. Об нашем обучении много заботятся также и наши родители; они следят, чтобы мы ходили в школу, покупают нам книги, бумагу, иногда платят деньги за обучение. Поэтому, поблагодарив Бога за Его помощь при нашем обучении, мы, затем, должны поблагодарить и наших начальников, родителей и учителей за то, что они заботятся о нашем обучении. Самой лучшей благодарностью к ним будет то, если мы будем просить об них Бога, чтобы Он, Сам наградил их Своими милостями за их заботы о нас. Мы должны в молитве так благодарить своих начальников, родителей и учителей: «Господи! награди Своими милостями наших начальников, родителей и учителей, которые заботятся о том, чтобы мы узнали хорошее». Некоторые из этих слов в молитве читаются так: награди Своими милостями – Благослови; которые заботятся о том, чтобы мы узнали хорошее – ведущие нас к познанию блага. Вся эта часть молитвы читается так: «Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага».

* * *

Во время обучения ученики иногда устают, не понимают чего-либо, иногда во время учения им хочется поиграть, и они ленятся учиться; все это мешает обучению. Поэтому, мы должны просить Бога, чтобы Он давал нам силы и желание к учению. В молитве мы просим об этом так: поблагодарив Бога и людей за помощь нам в учении, мы говорим Господу: «дай нам силу и желание и дальше учиться». В молитве некоторые слова читаются так: дай – подаждь; желание – крепость; дальше учиться – к продолжению учения сего. Вся эта часть молитвы читается так: «и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего».

* * *

Вся молитва после учения читается так: Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего43.

Молитва в праздник Рождества Христова

Вскоре после рождения Иисуса Христа пришли поклониться Ему волхвы. Они жили в такой стране, где люди кланялись солнцу, луне, звездам, как Богу. Волхвов привела к Иисусу Христу явившаяся на небе чудная звезда. Теперь волхвы научились сами, от них услышали и другие люди, потом узнали очень многие, что нужно кланяться одному истинному Богу. Знание об истинном Боге люди получили после рождества Иисуса Христа. До рождества Иисуса Христа многие люди обращались к востоку, откуда восходит солнце, и молились солнцу; теперь верующие люди молятся Господу и Его называют своим праведным Солнцем, высоким Востоком, Который разъяснил людям все, что нужно знать о Боге, просветил людей, как солнце, восходя на востоке, освещает землю. Потому люди и прославляют Бога в день Рождества Христова такой молитвой: «Христос Бог наш! Твое рождение явилось в мире светом для человеческого разума; потому что через это рождение люди, кланявшиеся звездам и солнцу, как Богу, звездою, посланною от Бога, научены поклоняться Тебе, праведному Солнцу, и знать Тебя, высокий Восток. Господи, слава Тебе!» В молитве некоторые слова читаются так: явилось – возсия; потому что через это рождение – в нем бо; люди, кланявшиеся звездам и солнцу, как Богу – звездам служащий; звездою, посланною от Бога, научены – звездою учахуся; праведному Солнцу – Солнцу правды; знать – ведеши; высокий Восток – с высоты Востока.

Все прославление Спасителя в Праздник Рождества Христова читается так: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Молитва в праздник Воскресения Христова

Иисус Христос после Своей смерти на кресте стал опять живым или воскрес из мертвых. До воскресения Иисуса Христа воскресали и другие люди: например, пророки Илия и Елисей воскрешали мертвых; Иисус Христос воскресил дочь Иаира, сына Наинской вдовы, Лазаря. Но этих людей воскрешали другие, например, пророки Илия и Елисей, или Иисус Христос; Спасителя же никто не воскрешал, потому что в пещере, где лежало тело Христа, никого не было; Иисус Христос Сам Своею силою, как Бог, дал Себе опять жизнь или воскрес, и победил, таким образом, смерть.

До Иисуса Христа люди думали, что со смертью все кончается для человека; если кто и воскресал, то через несколько времени все-таки опять умирал. Иисус Христос сказал людям, что после смерти человек продолжает жить, что настанет время, когда тела людей опять станут живыми и никогда больше не умрут; и Сам Иисус Христос первый из людей воскрес или стал с Своим телом живым, чтобы больше никогда уже не умирать.

Все эти мысли мы высказываем в молитве в честь Спасителя в праздник Воскресения Христова; мы говорим так: «Христос воскрес из мертвых, Своею смертью и воскресением победил смерть и умершим людям дал жизнь». Некоторые из этих слов по церковному читаются так: победил – поправ; умершим людям – сущим во гробех; жизнь – живот; дал – даровав. Вся молитва в праздник Воскресения Христова читается так:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

* * *

29

О молитве вообще и молитву «Господи, благослови!» можно изучать после беседы о Боге и о сотворении мира (§1).

30

Эта молитва изучается после усвоения учениками учения о Троичности Лиц Божества (§ 2).

31

Эти молитвы изучаются вслед за начинательною.

32

Эта молитва, как и следующая – «Святый Боже», могут быть изучаемы после рассказа о Синайском законодательстве (§ 32).

33

Эта молитва может быть изучаема после того, как детям рассказаны повествования о благовещении Пресвятой Деве Марии, о посещении Ею Праведной Елизаветы и о рождестве Иисуса Христа.

34

Эта молитва изучается после рассказа о страдании Иисуса Христа.

35

Эта молитва изучается после того, как детям сообщены все исторические факты, которых законоучитель и дети касаются в беседе, именно: прощальная беседа Спасителя с учениками, взятие Иисуса Христа в саду Гефсиманском, вознесение Господне и сошествие Святого Духа на апостолов.

36

Эту молитву можно изучать после рассказа о грехопадении первых людей.

37

Эта молитва изучается после рассказа о грехе Давида.

38

Молитвы: Ангелу-Хранителю, Святому, имя которого мы носим и вечерняя молитва изучаются после рассказа о Товите.

39

Это молитва изучается после рассказа об Успении Божией Матери.

40

Молитвы: за живых и за умерших изучаются после рассказа о пророке Елисее.

41

Молитвы: перед обедом и после обеда изучаются после рассказа о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

42

Пред учением можно, вместо этой молитвы, произносить молитву: «Царю Небесный"…

43

После учения, вместо этой молитвы, можно произносить молитву: «Достойно есть» ...


Источник: Закон Божий для начальных школ / сост. протоиерей Иоанн Богоявленский. - Ревель : [б. и.], 1927. - XI, 361 с. : ил., порт.

Комментарии для сайта Cackle