Источник

Символ веры

О Священном Писании и Священном Предании

В священных книгах Библии пророками и апостолами записано об истинной вере в Бога, об Иисусе Христе и Его учении. Эти священные книги называются Священным Писанием.

Но не все учение христианское изложено в Священном Писании. Некоторую часть учения Христова святые апостолы передали верующим только устно, и оно впоследствии записано учениками и преемниками апостолов. Это учение веры, записанное впоследствии и неизменно сохраняемое Православною Церковью, называется Священным Преданием.

После апостолов Православная Церковь научается или руководится Священным Писанием и Священным Преданием. В особенных же случаях, для более точного изложения учения Христова или для разрешения различных важных вопросов, епископы и учители Церкви собирались и собираются вместе, на соборы. Соборы бывают вселенские, на которые собираются епископы и учители Православной Церкви по возможности со всех стран, со всей вселенной, – и поместные, когда собираются епископы и учители одной какой-либо местности или области. Вселенских соборов было семь.

Происхождение символа веры

Истинной, правильной вере в Бога мы удобнее всего можем научиться посредством символа веры.

Символ веры есть краткое изложение того, во что должен веровать православный христианин. Символ веры составлен на первом и втором вселенских соборах. Первый из этих соборов (в гор. Никее) был в 325 году при святом равноапостольном императоре Константине, второй (в Константинополе) в 381 году.

Символ веры состоит из 12 членов или частей. Семь первых членов были составлены на Никейском соборе, остальные на Константинопольском.

О первом члене

Первый член символа веры читается так:


Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую в единого Бога Отца, Который все держит в Своей власти, сотворил небо и землю, все видимое и невидимое.

Верую – значит признаю. Все мы, христиане, должны веровать в Бога, ибо без веры невозможно угодить Ему. Но веровать мало: надо открыто, перед всеми признавать, что мы – православные христиане, т. е. исповедовать веру так, чтобы ничто: ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни даже смерть – не могло заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.

Бог один. Он есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный и всеблаженный44. Когда мы говорим о сердце, глазах, ушах, руках Божиих, то под сердцем разумеем благость Божию, любовь, – под глазами и ушами – всеведение Божие, под руками – всемогущество.

Бог один по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Троичность Божия, при единстве Божием, есть тайна, которую слабый человеческий ум понять не может. О Святой Троице сказал Сам Иисус Христос, посылая Апостолов на проповедь: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»45. Апостол Иоанн говорит: «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и Сии три суть едино».

Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий (Бог-Слово) предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца.

Все три Лица Пресвятой Троицы суть равного Божественного достоинства: Бог Отец есть истинный Бог, Бог Сын есть истинный Бог и Бог Дух Святой есть истинный Бог.

Бог называется Вседержителем, потому что Он все содержит в Своей силе и власти. Он называется Творцом небу и земли, видимым же всем и невидимым, потому что все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога.

Под именем «невидимых» разумеется духовный мир, к которому принадлежат Ангелы46.

Весь видимый мир сотворен Богом в шесть дней. В шестой день Он закончил творение, создав человека. Человека Господь сотворил по образу Своему и по подобию, т. е. вдунул в него душу бессмертную, одарил разумом, способным познавать Бога, и дал ему свободную волю, способность любить своего Творца и ближних, стремиться к правде и истине, дал память, дар слова47.

Сотворив мир и человека, Господь, по Своей благости, премудро сохраняет все, созданное Им; направляет ко всему доброму; помогает всякому добру; пресекает зло, исправляя его или обращая к добрым последствиям. Это управление Божие миром и заботы Его о нем называются промыслом Божиим, о котором сказал Спаситель: «взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в запас; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»48

О втором члене

Второй член символ веры читается так:


И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша; И во единого Господа Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рожденного от Отца прежде всякого времени, истинного Бога, рожденного от истинного Бога, как свет рождается от света, – рожденного, а не сотворенного, Который одного существа с Богом Отцом и через Которого все произошло.

Иисус Христос, Сын Божий49. Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству; Иисусом Он был назван, когда родился на земле, как человек; Христом назвали Его пророки, ожидавшие пришествия Его на землю.

Иисус значит Спаситель. Это имя наречено Архангелом Гавриилом, благовествовавшим Пресвятой Деве Марии о предстоявшем рождении от Нее Сына Божия, так как Он приходил на землю, чтобы спасти людей50.

Христос значит Помазанник. Помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари51. Имя Христос дано было Сыну Божию потому, что по Его человечеству Ему были безмерно сообщены дары Духа Святого: Знание пророческое, святость первосвященника и могущество царя.

Сын Божий называется Господом потому, что Он истинный Бог; Единородным Его называют потому, что Он один только рожден из существа Бога Отца и без сравнения превосходит Ангелов и святых людей, которые называются сынами Божиими по благодати.

Сын Божий рожден прежде всех век. Это значит, что не было времени, когда Его не было, т. е. Сын Божий так же вечен, как Бог Отец.

Словами: Света от Света символ веры старается объяснить непонятное рождение Сына Божия от Отца: как от света-солнца рождается видимый нами свет. Бог Отец есть вечный Свет; от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет52.

Сын Божий есть такой же истинный Бог, как Бог Отец; Он рожден, но не сотворен, как сотворено все, живущее на земле.

Сын Божий единосущен Отцу, т. е. Он одного и того же с Богом Отцом Божеского существа. Иисус Христос сказал о Себе: «Я и Отец – одно».

Слова символа веры: Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечной премудростью Своею и вечным Словом Своим.

О третьем члене

Третий член символа веры читается так:


Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; Сошедшего с неба длянас, людей и Для нашегоспасения, принявшего тело от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося (вполне) человеком.

Сын Божий вездесущ: Он всегда был на небе и на земле; но на земле Он был невидим до Своего рождения от Девы Марии, когда Он явился людям в теле. Поэтому в символе веры и сказано о Нем, что Он сошел с небес.

Иисус Христос, Сын Божий, пришел на землю нас ради человек и нашего ради спасения, т. е. чтобы спасти людей от греха, проклятия и смерти.

Диавол прельстил Адама и Еву и склонил их ослушаться заповеди Божией – не вкушать плодов от дерева познания добра и зла. Это ослушание воли Божией отделило людей от Бога и Его благодати. За грехом Адамовым последовало проклятие, т. е. осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на земле зло, а также произошла на земле и смерть, – духовная и телесная. Смерть духовная состоит в лишении души благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью.

От согрешивших Адама и Евы произошло зараженное грехом, и потому смертное, потомство.

Но Господь, по Своему милосердию, дал людям надежду на спасение, обещал им, что Спаситель, Который должен был родиться на земле от Девы без мужа, победит диавола53. Это обещание Господь неоднократно повторял людям в ветхом завете, – например, Аврааму54, Давиду55, и оно исполнилось, когда Сын Божий воплотился, принял плоть или тело, и душу человеческие, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом56. Сын Божий, воплотившись, сделался совершенным человеком, состоявшим из тела и души. Потому в символе веры сказано, что Он вочеловечился. В нем было одно Лицо, – Бог и человек вместе, одним словом – Богочеловек.

Христос воплотился от Духа Свята и Марии Девы, Которой Архангел Гавриил сказал (Лк.1:35): «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и Святой Сын Твой назовется Сыном Божиим».

Спасение наше Сын Божий совершил учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею и воскресением. Учение Христово заключается в Евангелии и Посланиях Апостольских. Оно для нас спасительно, когда мы принимаем его всем сердцем и поступаем согласно ему. Жизнь Иисуса Христа спасительна нам в том случае, когда мы ей подражаем. Спаситель Сам сказал об этом: «если кто Мне служит, за Мной должен и следовать, и где Я, там и слуга Мой будет».

О четвертом члене

Четвертый член символа веры читается так:


Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребенного

Иисус Христос, Сын Божий, был распят, не смотря на то, что Его учение и дела должны были возбуждать к Нему общее благоговение. Это произошло от того, что иудейские старейшины и книжники возненавидели Христа за то, что Он раскрывал их ложное учение и беззаконную жизнь; они завидовали Ему, так как народ за учение и чудеса почитал Его более, нежели их. Поэтому они оклеветали Его и осудили на смерть.

Христос был распят за нас, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти, ибо Его вольные страдания и смерть, будучи бесконечной цены и достоинства, послужили совершенным удовлетворением правосудию Божию, осудившему нас за грехи на смерть, сняли с рода человеческого проклятие.

Свою веру и надежду на то, что ради распятого на кресте Спасителя мы будем услышаны Богом, мы выражаем тем, что во время молитвы изображаем на себе крестное знамение.

Символ веры говорит: при Понтийстем Пилате, т.е. при Понтии Пилате, римском правителе Иудеи, которая была покорена римлянами, – чтобы показать, что сбылось пророчество Иакова о том, что у евреев прекратятся цари и вожди из рода Иуды, лишь когда придет Спаситель мира57.

Распятый Христос действительно страдал на кресте, действительно умер и погребен. Потому в символе веры сказано: страдавша и погребенна. Конечно, страдал Он и умер не Божеством, а человечеством.

О пятом члене

Пятый член Символа веры читается так:


И воскре́сшаго в третий день, по Писанием. И воскресшего в третий день, как было предсказано в Писании.

Иисус Христос воскрес в третий день после Своей смерти58, и этим положил основание и нашему воскресению в последний день мира59.

После Своей смерти и прежде воскресения Господь нисходил в ад, чтобы проповедовать победу над смертью, вывести из ада души тех, которые с верою ожидали там Его пришествия. Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески было написано в книгах ветхого завета, в Писании60. Потому в символе и сказано: по Писанием.

В течение сорока дней по воскресении Своем Спаситель являлся апостолам, продолжая учить их тайнам Царствия Божия61.

О шестом члене

Шестой член символа веры читается так:


И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца. И вознесшегося на небо, и сидящего по правую руку Отца.

Через сорок дней по Своем воскресении Господь вознесся, или, как сказано в символе, восшел на небеса62. Конечно, Он восшел туда Своею человеческою природою, человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах, как и на земле.

Слова символа веры: седяща одесную Отца надо понимать так, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

О седьмом члене

Седьмой член символа веры читается так:


И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца. И Который опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Его Царству не будет конца.

Сын Божий вновь придет (паки грядет) на землю, чтобы судить живых и мертвых. Когда совершится это второе пришествие, – неизвестно. Сам Господь сказал: «бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Поэтому надо жить так, чтобы всегда быть готовыми встретить Сына Божия. Первый раз Он приходил страдать за людей; второй раз придет, чтобы судить их; Он придет во славе. Судить Господь будет всех людей, живых и мертвых. На этом суде обнаружатся все дела, какие кто сделал во всю свою жизнь на земле, даже все сказанные слова, тайные желания и мысли: за все это придется дать ответ Судии63. После суда настанет Царство Христово, в которое войдут все праведники, и этому Царствию не будет конца.

О восьмом члене

Восьмой член символа веры читается так:


И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, Который исходит от Отца, Которому надо поклоняться и Которого славить одинаково с Отцом и Сыном, – Который говорил через пророков.

Дух Святой есть такой же истинный Бог, как Бог Отец и Сын Божий. Он называется животворящим, потому что, вместе с Богом Отцом и Сыном, дает жизнь тварям, особенно духовную людям.

Дух Святой исходит от Отца. Об этом мы знаем из слов Самого Иисуса Христа (Ин.15:26)64. Богу Духу Святому должно быть воздаваемо поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном, как это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). В символе сказано, что Дух Святой глаголал «пророки» т. е. через пророков. Это значит, что пророки говорили и писали по внушению Духа Святого65. Несомненно, Дух Святой говорил и через Апостолов, на которых Он сошел в виде огненных языков66.

Через усердную молитву и таинства Дух Святой сообщается и нам всем, истинным христианам.

О девятом члене

Девятый член символа веры читается так:


Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Церковью называется Богом установленное общество людей, соединяемых православной верою, Законом Божиим, священноначалием и таинствами.

Веровать в Церковь значит почитать истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям. Глава Церкви есть Сам Господь Иисус Христос: в ней действует, учит и управляет получаемая от Него благодать, которая и пребудет в ней до конца века. Господь сказал: «Я с вами во все дни до конца века. Аминь» (Мф.28:20).

Церковь называется единою, потому что она составляет одно духовное тело, имеет одну главу, – Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Отдельные церкви, например, Российская, Иерусалимская, Константинопольская суть части единой Православной Вселенской Церкви. Церковь есть Святая, потому что освящена Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через таинства. Она называется Соборною, или, что то же, Кафолическою, или Вселенскою, потому что заключает в себе истинно верующих всех мест (вселенной), времен и народов.

Та же Церковь получила название Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и учение и преемство даров Святого Духа чрез священное рукоположение67. В этом же смысле она называется также Православной, или Правоверующей.

Ныне Церковь видимо управляется епископами, преемниками Апостолов.

О десятом члене

Десятый член символа веры читается так:


Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. Я признаю одно (в жизни) крещение для очищения от грехов.

Крещение есть таинство. Таинством называется священнодействие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, т. е. спасительная сила Божия.

Таинств семь: 1) Крещение. 2) Миропомазание. 3) Причащение. 4) Покаяние. 5) Священство. 6) Брак. 7) Елеосвящение68.

В символе упомянуто из всех таинств лишь о крещении, потому что было сомнение, не должно ли некоторых людей, именно неправославных, крестить вторично. Вселенский Константинопольский собор постановил, что крещение должно совершаться над человеком один раз в жизни, быть едино: крещение есть духовное рождение, а человек родится однажды, потому однажды и крестится.

Об одиннадцатом члене

Одиннадцатый член символа веры читается так:


Ча́ю воскресе́ния мертвых. Я жду воскресения мертвых.

Воскресение мертвых есть действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь опять с душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Воскресение мертвых совершится в конце этого видимого, смертного мира, когда он весь превратится в бессмертный. Воскреснут все мертвые; а у тех, которые в это время будут на земле живы, нынешние грубые тела превратятся в духовные, бессмертные. До всеобщего воскресения души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешников в противоположном сему состоянии. Полное воздаяние по делам назначено получить человеку по воскресении тела, после последнего суда Божия.

О двенадцатом члене

Двенадцатый член символа веры читается так:


И жизни будущаго века. Аминь. И (другой), вечной жизни. Аминь.

Жизнь будущего века – это та жизнь, которая начнется после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова. Для верующих, любящих Бога и делающих добро, она будет столь блаженная (счастливая), что мы теперь не можем и вообразить этого блаженства; неверующие же и беззаконники будут преданы вечной смерти, или иначе сказать, вечному огню, вечному мучению вместе с диаволом.

Блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе, и от соединения с Ним. Но не все будут одинаково блаженны: будут разные степени блаженства, по мере того, как кто на земле проявлял веру, любовь и добрые дела.

Размышления о смерти помогают христианину воздерживаться от грехов, сохранять в чистоте душу и тело, жить для Бога и Царства Божия, и таким образом, достигать вечного спасения.

Весь символ веры читается так


1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. 3. Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою – судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь. Верую в единого Бога Отца, Который все держит в Своей власти, сотворил небо и землю, все видимое и невидимое. И во единого Господа Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рожденного от Отца прежде всякого времени, истинного Бога, рожденного от истинного Бога, как свет рождается от света, – рожденного, а не сотворенного, Который одного существа с Богом Отцом и через Которого все произошло; Сошедшего с неба для нас, людей, и для нашего спасения, принявшего тело от Духа Святого и Девы Марии и сделавшегося (вполне) человеком; И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребенного; И воскресшего в третий день, как было предсказано в Писании; И вознесшегося на небо, и сидящего по правую руку Отца; И Который опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Его Царству не будет конца. И Который опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Его Царству не будет конца. В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Я признаю одно (в жизни) крещение для очищения от грехов. Я жду воскресения мертвых. И (другой), вечной жизни. Аминь.

* * *

44

Смотр. § 1.

45

§ 132. Крещение Господне (§ 74). Молитвы: Во имя Отца..., Слава Отцу..., Святый Боже..., Пресвятая Троице....

46

§ 1. Примеры явления Ангелов людям. Молитва Ангелу Хранителю.

47

§ 3.

48

§ 112.

49

Исповедание апостола Петра (§ 95).

50

Благовещение Пресвятой Деве Марии (§ 66).

51

Помазание на царство Саула и Давида (§§ 38 и 39).

52

На вечерне песнь: «Свете тихий"…

53

Грехопадение первых людей (§ 5).

54

Жертвоприношение Исаака (§ 14).

55

Давид-царь (§ 41).

56

Рождество Христово (§ 68). Поклонение пастырей (§ 69), волхвов (§ 71). На литургии песнь: «Единородный Сыне"…

57

Смерть Иакова (§ 23).

58

Воскресение Христа (§ 129).

59

Учение Иисуса Христа о воскресении мертвых (§ 116).

60

Псалмы Давида (§ 43).

61

Явления воскресшего Господа Марии Магдалине (§ 130), двум ученикам на пути в Еммаус (§ 131), одиннадцати апостолам (§ 132).

62

Вознесение Господне (§ 133).

63

Притча о талантах (§111). Изображение страшного суда (§ 116).

64

Прощальная беседа Спасителя с учениками; обетование о Духе Святом (§ 122).

65

Пророки израильские и иудейские (§§ 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 54, 55). Священные книги ветхого завета (§ 62).

66

Сошествие Святого Духа на апостолов (§ 134). Свяшенные книги нового завета (§ 136). Молитва: «Царю небесный"…

67

Первые ученики Иисуса Христа (§ 76). Послание апостолов на проповедь (§ 133).

68

Учение о таинствах более подробно изложено далее.


Источник: Закон Божий для начальных школ / сост. протоиерей Иоанн Богоявленский. - Ревель : [б. и.], 1927. - XI, 361 с. : ил., порт.

Комментарии для сайта Cackle