Азбука веры Православная библиотека епископ Исидор (Богоявленский) Закон о месте еврейского богослужения в Ветхом Завете


епископ Исидор (Богоявленский)

Закон о месте еврейского богослужения в Ветхом Завете

Вопрос о месте еврейского законного богослужения в ветхом завете имеет в библейско-богословской науке свою историю, причем решение его колеблется в пределах двух крайних мнений. По одному из этих мнений, евреи изначала, со времен Моисея, должны были совершать свое богослужение только на одном определенном месте; совершение богослужения на других местах вне означенного было противозаконным. По другому противоположному мнению, свойственному преимущественно представителям западной отрицательной критики, евреи не были связаны законом о единстве места богослужения и имели право приносить законные жертвы не на одном только, а на разных местах. Оба эти мнения усматривают при этом для себя основания в Библии. В последнее время некоторые недавние открытия в области еврейской археологии опять заставили коснуться этого вопроса о месте законного еврейского богослужения. Таково, напр. открытие (в 1904 г.) документов, удостоверяющих существование еврейского храма в Ассуане, древней Элефантине, в верхнем Египте. Эти документы, породившие вокруг себя литературу, поставили перед лицом богословской науки вопрос о законности этого вновь открытого места богослужения евреев и, таким образом, показали, что история вопроса о месте ветхозаветного законного еврейского богослужения еще продолжается. В виду этого и мы позволяем себе несколько коснуться вопроса о законе, определяющем место еврейского богослужения в ветхом завете.

Предписания о месте богослужения для евреев находятся в разных местах законодательства Моисея. В первый раз трактуется об этом в Исх.20:24. Здесь Господь дает такой закон евреям о месте богослужения: «алтарь из земли сотворите Ми, и пожрете на нем всесожжения ваша и спасительная ваша, и овцы и тельцы ваша, на всяком месте, идеже нареку имя Мое тамо, и прииду къ тебе, и благословлю тя». Обращаясь к текстуальной критике приведенного священного отрывка, мы находим, что славянский перевод верно передает греческий перевод LXX, который в пункте этого стиха, касающемся места богослужения, читается: ...(καί τους μόσχους υμών) έν παντί τόπω ού εάν επονομάσω τό όνομά μου έκεί καί ήξω προς σέ καί ευλογήσω σε; текст этот, за малыми изменениями, почти одинаков во всех переводах и списках LXX. Как видно, в предлагаемых славянских и греческих текстах слова «на всяком месте» и следующее далее придаточное предложение «идеже нареку имя Мое тамо» относятся к предыдущему главному предложению, содержащему предписание о приношении жертв на земляном жертвеннике, но не относятся к последующему главному предложению «и прииду к тебе и благословлю тя», ибо между этими предложениями стоит союз «и», который соединяет между собой только одинаковые по синтаксическому значению предложения, так называемые «сочиненные», а не «взаимоподчиненные», и который, следовательно, указывает, что придаточное предложение «идеже нареку имя Мое тамо» не находится в состоянии подчинения, как придаточное, следующему за ним главному предложению «и Я прииду к тебе», т. е. не относится к нему, а следовательно, относится только к предыдущему главному предложению «и пожрете на нем всесожжения ваша... на всяком месте»... Таким образом, судя по смыслу этого 24 стиха по тексту греческого LXX и славянского, Господь ясно предписывает евреям делать земляной жертвенник и приносить на нем свои жертвы на всяком, месте, где Господь «наречет имя Свое», т. е. где последует богоявление.

Фрагмент


Данный труд епископа Исидора (Богоявленского) пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Христианское чтение. 1912. № 9. С. 1024-1044.

Вам может быть интересно:

1. Исследования о языческом богослужении древних славян Измаил Иванович Срезневский

2. О богослужении воскресном и праздничном в соединенной церкви Англии и Ирландии протоиерей Климент Фоменко

3. О реформах в нашем богослужении профессор Константин Петрович Победоносцев

4. Устройство богослужения в отечественной Церкви епископ Иоанн (Соколов)

5. Нынешние несториане, их учение и богослужение протоиерей Василий Михайловский

6. Богослужение Православной Христианской Церкви протоиерей Михаил Соколов

7. Ночное богослужение Эфиопской церкви по рукописи № 143 Археологического музея при Киевской духовной академии Борис Александрович Тураев

8. Русская ручная пасхалия протоиерей Иоанн Скворцов

9. Воскресения день. Толковое богослужение Порфирий Петрович Мироносицкий

10. Господь Иисус Христос - Основатель Церкви епископ Исидор (Богоявленский)

Комментарии для сайта Cackle