Азбука веры Православная библиотека епископ Исидор Севильский Епископ Исидор Севильский и его трактат De Ecclesiasticis officiis как источник сведений о литургической традиции древней Церкви


А.А. Волков

Епископ Исидор Севильский и его трактат De Ecclesiasticis officiis как источник сведений о литургической традиции древней Церкви

В статье рассказывается о латинском отце Церкви и христианском писателе конца VI – начала VII в. епископе Исидоре Севильском. Указываются основные этапы его биографии, а также кратко повествуется о литературном наследии святого Исидора. Основная часть статьи посвящена трактату De ecclesiasticis officiis – своеобразной средневековой энциклопедии христианского богослужения. Несмотря на то, что Исидор Севильский написал данное сочинение в молодые годы, De ecclesiasticis officiis является одним из важнейших его произведений для исследователей истории богослужения. Именно в этом трактате содержатся ценные сведения о литургической практике на территории Пиренейского полуострова, которые невозможно почерпнуть из других источников. В статье описываются события, связанные с возникновением этого произведения, дается его общая характеристика, раскрываются его содержание и структура. Акцент делается на тех главах, которые имеют непосредственное отношение к литургической традиции Испанской Церкви и свидетельствуют о ее древних обрядах, и прежде всего о таинствах Евхаристии и Крещения.

Ключевые слова: история богослужения, латинская литургика, испано-мосарабский обряд, вестготский обряд, Исидор Севильский.

Сведений о древнем христианском богослужении, практиковавшемся на территории Пиренейского полуострова и примыкающих к нему областей, сохранилось немного. Самые ранние литургические книги, отражающие эту богослужебную практику, которую в научной литературе принято называть испано-мосарабским обрядом, восходят к концу VII – началу VIII в.1 Информацию о более раннем периоде можно почерпнуть из актов Толедских и некоторых других древних испанских церковных Соборов, которые упоминают ту или иную особенность богослужения. Одним из наиболее ценных источников по ранней истории литургической традиции Пиренейского полуострова является со­чинение святого Исидора, епископа Севильского (Гиспальского, лат. Isidorus Hispalensis, ок. 560 – 4.04.636), озаглавленное им De ecclesiasticis officiis («О церковных служениях»)2.

Исидор Севильский принадлежал к знатному роду и происходил из аристократической романо-испанской семьи. Еще до его рождения родители Исидора вместе со старшими детьми Леандром, Фульгенцием и Флорентиной переселились из Нового Карфагена (в наст. время г. Кар­тахена) в столицу провинции Бетика – Гиспалис (Севилью). Согласно источникам, отец Исидора, Севериан, состоял на государственной службе у вестготского короля и, возможно, был губернатором Карфагенской про­винции. Переселение в Гиспалис произошло около 554 г. или чуть ранее. Вскоре после рождения Исидора его отец умер, а мать вместе с дочерью Флорентиной избрали монашеский путь в одном из монастырей провин­ции. Исидор был оставлен на попечение старшего из братьев – Леандра3.

Леандр позаботился не только о воспитании, но и о хорошем обра­зовании Исидора, став его наставником в светских и церковных науках. После того как Леандр был избран епископом Гиспалиса, Исидор про­должил обучение в епископской школе при кафедре брата. Средневе­ковые источники сообщают, что он проявлял необыкновенное усердие к занятиям: освоил гуманитарные и точные науки, преподававшиеся в то время, изучил философию и богословие, а также овладел латинским, греческим и еврейским языками. Около 590 г. Исидор поступил в мона­стырь, а через какое-то время стал помогать епископу Леандру в церков­ных делах. В 599 г., во время болезни старшего брата, по его воле Исидор фактически стал исполнять обязанности епископа. После смерти Леандра в 600 г. Исидор был выбран его преемником на кафедре, став епископом Гиспалиса и митрополитом Бетики. В это время он инициировал мас­штабную работу по созданию церковных школ и образованию духовен­ства не только в своей епархии, но и во всем Вестготском королевстве.

Будучи епископом, Исидор Севильский вел активную церковную и государственную деятельность. Он принимал участие в работе церков­ных Соборов и был председателем на двух из них – в 619 г. в Гиспалисе и в 633 г. на IV Соборе в Толедо. Светские правители, и в том числе вест­готские короли, считали необходимым иметь с ним хорошие отношения, а в важных политических решениях опирались на его поддержку.

Святой Исидор умер в Гиспалисе в возрасте примерно 76 лет, после продолжительной болезни4. Согласно дошедшим до нас известиям, в последние дни жизни он занимался благотворительностью, ежедневно принимал множество нищих и нуждающихся у себя в епископской ре­зиденции. Перед смертью он публично исповедался, испросил прощения у окружающих и близких и повелел раздать свое имущество нищим. Умер Исидор 4 апреля 636 года. Почитание его как святого возникло на территории Пиренейского полуострова до Великого Раскола 1054 г. и зафиксировано в древних литургических календарях5.

Литературное наследие Исидора Севильского обширно. Он оставил после себя энциклопедические, экзегетические, догматико-полемиче­ские, церковно-канонические, аскетические, исторические сочинения6. Наиболее известны его работы: Etymologiae sive Origines («Этимологии, или Начала»), De natura rerum («О природе вещей»), De fide catholica contra Iudaeos (рус. «О вере кафолической против иудеев»), Differentiis, состоящая из двух частей – De differentiis verborum и De differentiis rerum («О различии слов» и «О различии вещей»), Sententiae («Сентен­ции»), а также Chronicon и Historia de regibus Gothorum, Wandalorum et Sveborum («Хроники» и «История готов, вандалов и свевов»). Исидор хорошо знал труды латинских авторов разных эпох; благодаря своей об­разованности и начитанности он по праву считается одним из крупней­ших ученых раннего Средневековья. Его нередко называют основателем средневекового энциклопедизма. В ряду работ святого Исидора трактат De ecclesiasticis officiis является своеобразной краткой энциклопедией церковного богослужения. Это сочинение представляет исключительный интерес для тех, кто желает получить информацию по древней литурги­ческой традиции Испании «из первых рук». Сведения из него впослед­ствии были включены в шестую и седьмую книги «Этимологий».

Трактат De ecclesiasticis officiis был составлен святым Исидором в молодости, во время учебы в епископской школе при Севильской кафедре. Точное время написания трактата выяснить не представляет­ся возможным, однако известно, что это произошло в период между III и IV Толедскими Соборами7. В настоящее время его датируют про­межутком между 589 и 615 гг. Как следует из предисловия8, св. Исидор начал работать над трактатом по просьбе епископа Фульгенция (скорее всего, речь идет о его старшем брате). Фульгенция интересовали све­дения об источниках церковной богослужебной традиции и о христи­анских учителях, которыми они были введены. В ответ св. Исидор по­сылает сочинение, составленное, как он утверждает, на основе трудов «древнейших авторов», снабженное его собственными комментариями. Как признает автор, характерной чертой его трактата является система­тичность и краткость изложения, «для укрепления авторитета веры»9. Язык сочинения ясен и прост, что является свойством почти всех его ранних работ10.

Литературная традиция, очень хорошо известная св. Исидору, повли­яла на это произведение. Не вызывает никакого сомнения, что ему был знаком трактат Цицерона De officiis11, равно как и одноименное произ­ведение епископа Амвросия Медиоланского12. От содержащейся в рито­рическом трактате Цицерона совокупности этических норм, необходи­мых для благородного выполнения обязанностей, присущих публичной службе, святой Амвросий в своем своде духовных наставлений пере­шел к нормам, необходимым для достойного исполнения христианских правил. Заимствовав название «De officiis» и дополнив его уточнением «ecclesiasticiis», Исидор Севильский использовал оба трактата в качестве общей модели для своего собственного сочинения13.

Одним из основных источников для св. Исидора, как становится видно при знакомстве с произведением, являются тексты Библии. Автор использует авторитет Священного Писания, ссылаясь как на Ветхий, так и на Новый Завет и часто цитируя их. Помимо библейских книг, источниками для сочинения послужили труды христианских писателей, известные святому Исидору. Он не всегда называет имена конкретных авторов и не приводит их тексты дословно, но в строках его сочинения безошибочно угадываются мысли Киприана Карфагенского, Иеронима Стридонского, Григория Богослова, Иоанна Кассиана и других, а более всего – Августина Иппонского14. Скорее всего, речь идет о тех авторах, с которыми он мог познакомиться в библиотеке кафедрального собора во время своего обучения и многие сочинения которых, по свидетельству его биографов, он мог цитировать наизусть15.

Труд предваряется кратким посланием, обращенным к епископу Фульгенцию. Затем следует первая книга, под названием De origine officiorum («О происхождении служб»), состоящая из 45 глав. После не­большого предисловия Исидор последовательно рассказывает о храме и богослужении, различных элементах церковных служб, суточном круге, церковном годе и постах. Вторая книга – De origine ministrorum («О происхождении служителей») состоит из 27 глав. В целом она посвя­щена церковным служителям и различным группам верующих, участву­ющих в богослужении. С первого взгляда кажется, что, разделяя трактат на две книги, автор хотел последовать одному из классических приемов риторики, отдельно рассказав «о вещах» и отдельно – «о персонах» (лат. De rebus и De personis)16. Однако по мере чтения становится видно, что Исидор не придерживался этого принципа слишком строго.

Повествование начинается с объяснения, что означает слово «христиа­нин», а также что такое «Церковь» и почему она называется «кафоли­ческой» (книга I, глава 1). Очевидно, что Исидор считает необходимым, прежде чем перейти к рассказу о богослужении, дать соответствующие разъяснения о сообществе людей, которые его совершают. Следующая глава посвящена храму в библейском понимании (I, 2).

Затем речь идет о хоре как о группе церковных певчих (I, 3). Святой Исидор отсылает читателя к эпизодам из священной истории, и прежде всего – к переходу Моисея через Красное море во время бегства евреев из Египта. За повествованием о певчих следует разъяснение о видах пес­нопений: Исидор последовательно рассказывает о «песнях», «псалмах», «гимнах», «антифонах», «молитвах» и «респонсориях» (I, 4–9). В этих главах он не ограничивается примерами из Священного Писания и прибегает к свидетельству древней церковной традиции. Повествуя о псалмах, Исидор упоминает блаженного Августина, первый раз прямо ссылаясь на его «Испо­ведь». В главе о «гимнах» он упоминает епископов Илария Пиктавийского и Амвросия Медиоланского. Далее он демонстрирует свою осведомленность о происхождении антифонного пения у греков и латинян и рассказывает о способе респонсорного исполнения. Установление церковной молитвы Исидор прямо возводит ко Христу, указывая на то, как Он научил Своих учеников молитве «Отче наш» (Мф 6:9–13 и Лк 11: 2–4).

В трех следующих главах говорится о Священном Писании (I, 10–12). Исидор повествует о публичном чтении библейских книг за богослуже­нием, о делении на Новый и Ветхий Завет и о библейских авторах. Здесь же он касается вопроса канона Священного Писания. Говоря о Библии, святой Исидор дает в этих главах гораздо более подробные разъяснения, чем в начале книги.

Раскрыв тему Священного Писания, Исидор Севильский возвраща­ется к богослужебной практике. Глава, которая следует далее, называет­ся De laudibus («О хвалах»; I, 13). Фактически, это первая глава, в кото­рой автор прямо касается литургической традиции древней Испанской Церкви17. После изложения общих вопросов, связанных с хвалебными песнопениями и со смыслом пения «Аллилуия», он переходит к кон­кретным богослужебным обрядам. Упомянув о хвалебном пении в ли­тургической традиции Северной Африки, он говорит о песнопении, используемом на мессе современного ему испанского обряда. Исидор указывает, что пение хвалы с «Аллилуия» во все время года, кроме периода Четыредесятницы, является древней испанской традицией18. Также он уточняет структуру хвалебного песнопения: возглашению «Аллилуия» предшествует псалмический стих19. Это свидетельство Исидора Севильского согласуется с содержанием сохранившихся ли­тургических книг испано-мосарабского обряда. Laudes – именно так называется песнопение, которое исполняется в этом месте на мессе после чтения Священного Писания20.

Затем Исидор повествует о приношении Даров (I, 14). Он не пишет в трактате прямо, что приношение следует за хвалебным песнопением. Однако он расположил главы так, что последовательность излагаемых тем совпадает с последовательностью соответствующих элементов евха­ристического богослужения. Это подтверждается и дальнейшим текстом трактата, описывающим молитвы, следующие за приношением, в том порядке, в котором они исполняются на мессе.

Следующая часть сочинения является одним из наиболее важных литургических свидетельств Исидора Севильского. Речь идет о главе, на­званной De missa et orationibus («О мессе и молитвах»; I, 15). В ней после­довательно, одно за другим, описываются семь молитвословий, состав­ляющих важнейшую часть Литургии верных. Первой называется oratio admonitiones, смысл которой состоит в увещевании народа к молитве. Затем следует воззвание к Богу о принятии молений и приношений. Третья – молитва о здравствующих, принесших дары, и об усопших. Чет­вертая – молитва о примирении друг со другом перед целованием мира. Пятая молитва называется «возношение для освящения приношения». Исходя из известного нам по литургическим рукописям устройства этой части мессы можно понять, что речь идет о первой молитве анафоры. Но далее Исидор указывает на пение Hosanna in excelsis, из чего стано­вится ясно, что под пятой молитвой на самом деле подразумеваются два (или даже три, с учетом Oratio post Sanctus) элемента анафоры. Шестая молитва названа автором confirmatio sacramenti («утверждение», «увере­ние», или «подтверждение таинства»). В ней священник просит, чтобы «приношение, освященное Духом Святым, стало бы Христовым Телом и Кровью»21. В качестве седьмого элемента Исидор называет молитву «Отче наш» и объясняет ее содержание.

Глава De missa et orationibus – это древнейшее свидетельство, где четко и последовательно изложено устройство центральной части евхаристического богослужения испано-мосарабского обряда. Если со­единить эту главу с предыдущими и дополнить двумя последую­щими, фактически мы увидим порядок мессы, который согласуется с чином, известным нам по литургическим книгам более позднего времени. Говоря о наиболее важных элементах Литургии, нельзя не за­метить, что Исидор Севильский не упоминает Institutio (повествование о Тайной вечере в анафоре). Однако это можно легко объяснить тем, что св. Исидор останавливается только на изменяемых частях богослу­жения. В таком случае упоминание о пении Hosanna in excelsis можно интерпретировать как указание на изменяемую молитву после гимна «Санктус» (лат. Oratio post Sanctus), а упоминание «Отче наш» – как ука­зание на изменяемый эмболизм перед молитвой Господней (лат. Ad orationem Dominicam). Добавив к этому благословение, о котором речь пойдет в главе 17, мы получаем девять изменяемых элементов евхари­стического богослужения, которые первый раз документально засвиде­тельствованы в формулярах месс из Вестготского орационала и которые повторяются в испанской «Книге месс»22:

Isidorus      Missa

Молитва увещевания      Oratio

Вторая молитва      Alia oratio

Молитва о верных, живых и усопших      Post nomina

Молитва примирения перед целованием мира       Ad pasem

Возношение (первая молитва анафоры)      Inlatio

Молитва на гимн «Санктус»      Post Sanctus

Молитва о претворении Даров       Post pridie

Молитва на «Отче наш»      Ad orationem Dominicam

Благословение      Benedictio

После главы De missa et orationibus следуют главы о Символе веры (I, 16) и о благословениях (I, 17). Исидор называет символ Никейским, однако еще III Толедский Собор постановил, что за богослужением должен исполняться символ Константинопольский. Говоря о благосло­вении, св. Исидор утверждает необходимость трехчастного молитвословия, обосновывая это авторитетом Священного Писания. Интересно, что именно трехчастную структуру имеет благословение, которое содер­жится в литургических книгах и должно быть произнесено перед Прича­стием. Замыкает ряд глав, отведенных мессе, достаточно продолжитель­ное повествование о жертвенном значении Евхаристии (I, 18).

После этого Исидор Севильский касается вопросов суточного богослу­жения. Трактат продолжают пять глав (I, 19–23), посвященных службам третьего, шестого и девятого часов, вечерне, повечерию, бдению, утрене. В них содержится общая информация о каждом богослужении, описы­вается его содержание и значение, а также приводятся свидетельства из Библии и церковного Предания. В главе об утрене Исидор ссылается на рассказ Иоанна Кассиана о богослужении в Вифлеемском монастыре.

Затем следуют главы, связанные с литургическим временем. Первые из них рассказывают о воскресном дне и субботе (I, 24–25). Далее описыва­ются праздники Рождества Христова и Богоявления (I, 26–27). Период Четыредесятницы представлен Пальмовым воскресеньем (I, 28), Страстным четвергом Вечери Господней (I, 29), Страстной пятницей (I, 30) и Великой субботой (I, 31). Говоря о Пасхальном времени, Исидор касается богослу­жения в самый день Воскресения Христова, а также на Вознесение и Пя­тидесятницу (I, 32–34). Заканчивается повествование о литургическом годе главами, посвященными памятям мучеников и праздникам в честь освящения храма (I, 35–36).

В завершение первой книги Исидор Севильский рассматривает во­просы, связанные с христианским постом и со временем, установленным для воздержания23. В этой части трактата речь идет о Великом посте (I, 37), о посте Пятидесятницы (I, 38), о сентябрьском посте (I, 39), посте в ноябрьские и январские календы (I, 40–41). Главы 42–44 посвящены обычаю трехдневного поста и воздержанию в другое время, а также раз­личиям, которые наблюдаются в разных Поместных Церквях. Последняя глава книги первой содержит рассуждения святого Исидора об употреб­лении мяса и рыбы (I, 45).

Вторая книга трактата, как уже было сказано, посвящена церковным служителям и служениям. Она состоит из меньшего числа глав, хотя размер многих из них превосходит размер глав первой книги. Вероятно, что вторая книга была написана позже и не предназначалась для еписко­па Фульгенция. Считается, что сочинение De ecclesiasticis officiis могло иметь хождение как в цельном, двухчастном виде, так и в виде двух отдельных книг24.

Информации о богослужении в этой части трактата гораздо меньше. Основное ее содержание – рассказ об иерархических чинах, обязанно­стях и задачах церковнослужителей, а также о различных группах ве­рующих и о христианских Таинствах. Книга начинается главами о кли­риках (II, 1–3), о тонзуре (II, 4), о священно- и церковнослужителях и их степенях: епископе, хорепископе, пресвитере, диаконе, хранителе, суб­диаконе, чтеце, псаломщике, экзорцисте, аколите и ризничем (II, 5–15). Затем повествуется о монахах, кающихся, девствующих, вдовых, брач­ных, катехуменах и готовящихся к Крещению (II, 16–22). Далее следуют главы о Символе веры и правиле веры, применительно к тем, кто хочет стать членом Церкви (II, 23–24). Завершает книгу рассказ о церковных Таинствах, среди которых выделяются Крещение (II, 25), Миропомазание (II, 26) и Рукоположение (II, 27).

С точки зрения истории богослужения наиболее ценным являет­ся свидетельство Исидора Севильского о таинстве Крещения и о том, что ему предшествует. Если собрать воедино главы 21–25 второй части книги, а также добавить информацию из 28-й главы книги первой, то мы получим цельную информацию о практике Крещения во вре­мена святого Исидора. Прежде всего, становится ясно, что катехумены проходили два этапа оглашения: первый связан с включением в число катехуменов, второй – с непосредственной подготовкой к Крещению (так наз. competentes25). Во время оглашения произносились экзор- цизмы, освящалась соль и происходило помазание елеем. В Пальмо­вое воскресенье (праздник Входа Господня в Иерусалим) совершался обряд «передачи символа» (лат. traditio symboli) и омывания главы. Обряд Крещения включал чин отречения от сатаны, исповедание веры и погружение в купель по ступеням (три ступени вниз и три ступени вверх). После прочтения тринитарной формулы крещаемый выходил из купели и совершалось помазание елеем и возложение рук. Из текста можно понять: во время Крещения практиковалось единократное по­гружение, что согласуется со свидетельствами других церковных писа­телей и постановлениями древних испанских Соборов. Совершал обряд епископ26.

В целом трактат представляет собой своеобразный средневековый «учебник литургики», часто сбивчивый и не всегда последовательный. Его предназначение – указать вкратце на основные службы и эле­менты богослужения, на лиц, его совершающих, а также дать библей­ское и историческое обоснование литургической практике. Сочинение Исидора Севильского не дает исчерпывающей информации по всем вопросам богослужения, а повествование часто носит общий характер. Но по причине того, что литургических вестготских книг этого перио­да не сохранилось, De ecclesiasticis officiis святого Исидора Севильского оказывается незаменимым источником для изучения древней традиции. Кроме этого трактата и некоторых канонов церковных Соборов вестгот­ской Испании, других свидетельств о богослужении данного периода на территории Пиренейского полуострова у исследователей нет. Наи­более ценными являются главы 13–17 книги первой, раскрывающие содержание и повествующие об устройстве евхаристического богослуже­ния испано – мосарабского обряда конца VI – начала VII в. Что же касается второй книги, то здесь следовало бы выделить информацию о Таинствах, и прежде всего – о Крещении и связанных с ним вопросах, содержащу­юся в главах 21–25.

Источники и литература

Источники

Sancti Isidori Hispalensis. De ecclesiasticis officiis // Patrologiae cursus completus: Series Latina. In 221 t. T. 82 / ed. J. P. Migne. Paris, 1850. Col. 737–826.

Sancti Isidori Episcopi Hispalensis. De ecclesisticis officiis / ed. Ch.M. Lawson. Turnholt: Brepols, 1989. 160p. (Corpus christianorum, Series latina; CXIII).

Liber missarum de Toledo у libros misticos: in 2 t. / ed. J.Janini. Toledo, 1982. T.1. P. 3–433.

Литература

Crouch J. T. Isidore of Seville, St. // Ue New Catholic Encyclopedia: in 15 vol. Detroit [etc.]: Gale, 2003. Vol. 7. P. 602–605.

Ferotin M. Etude sur neuf calendriers mozarabes // Le Liber Ordinum en usage dans l’eglise wisigothique et mozarabe d’Espagne du cinquieme au onzieme siecle / ed. M. Ferotin. Paris, 1904. P. 450–497.

Pinell J. Liturgia hispanica. Barcelona: Centre de Pastoral Liturgica, 1998. 324 p.

Волков А. А. Чинопоследование литургии оглашенных по печатному мосарабскому миссалу 1500 г. // Религиоведение. Благовещенск, 2015. № 1. С. 3–14.

Криницына Е. С. Пост и воздержание от пищи в трактате Исидора Севиль­ского «О церковных службах» // Церковь и время. 2012. № 2 (59). С. 78–97.

ТкаченкоА.А.Испано-мосарабский обряд // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2011. Т. 27. С. 584–596.

Фокин А.Р. Исидор Севильский // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2011. Т. 27. С. 224–238.

Приложение

Св. Исидор Севильский. «О церковных служениях». Глава 15. «О мессе и молитвах» (перевод А.А. Волкова)

CAPUT XV. De missa et orationibus

Ordo autem missae, et orationum, quibus oblata Deo sacrificia consecrantur, primum a sancto Petro est institutus, cujus celebrationem uno eodemque modo universus peragit orbis. Prima earumdem oratio admonitionis est erga populum, ut excitentur ad exorandum Deum. Secunda invocationis ad Deum est, ut clementer suscipiat preces fidelium oblationesque eorum. Tertia autem effunditur pro offerentibus, sive pro defunctis fidelibus, ut per idem sacrificium veniam consequantur.

Quarta post haec infertur pro osculo pacis, ut charitate reconciliati omnes invicem digne sacramento corporis et sanguinis Christi consocientur, quia non recipit dissensionem cujusquam Christi indivisibile corpus. Quinta deinde infertur illatio in sanctificatione oblationis, in qua etiam et ad Dei laudem terrestrium creaturarum virtutumque coelestium universitas provocatur, et Hosanna in excelsis cantatur, quod Salvatore de genere David nascente salus mundo usque ad excelsa pervenerit.

Глава XV. О мессе и молитвах

Чин же мессы и молитв, кото­рыми освящается жертвенное при­ношение Богу, установлен вначале от святого Петра, сей же чин соверша­ется одним и тем же образом по всей земле. Первая из молитв – это на­ставление народу, чтобы побудить его на молитву к Богу. Вторая – воз­звание к Богу, да милостиво примет молитвы верных и приношение их. Третья же изливается за принося­щих или об усопших верных, чтобы посредством этой жертвы им было бы подано прощение.

Четвертая после этого произ­носится на целование мира, чтобы все, примирившись друг со другом, достойно соединились бы в таин­стве Христова Тела и Крови, и чтобы никем не раздиралось невидимое Тело Христово. Затем произносится пятая – возношение во освящение приношения, в которой также собо­ром земных созданий и небесных сил возглашается хвала Богу и воспевает­ся «Осанна в вышних», ибо от Спа­сителя, Который рожден от колена Давидова, спасение достигло даже до небес.

Porro sexta exhinc succedit conformatio (confirmatio) sacramenti, ut oblatio, quae Deo offertur, sanctificata per Spiritum sanctum, Christi corpori ac sanguini conformetur (confirmetur). Harum ultima est oratio, qua Dominus noster discipulos suos orare instituit, dicens: Pater noster, qui es in coelis. In qua oratione, ut sancti Patres scripserunt, septem petitiones continentur; sed in tribus primis aeterna poscuntur:      in sequentibus quatuor

temporalia, quae tamen propter aeterna adipiscenda petuntur.

Nam cum dicimus: Sanctificetur nomen tuum, Adveniat regnum tuum, Fiat voluntas tua, sicut in coelo, et in terra; hic quidem ista tria inchoantur; sed in illa vita sperantur, ubi sanctificatio Dei, et voluntas, et regnum in sanctis suis immortaliter permanebit. Jam vero panis quotidianus, qui vel animae, vel carni tribuitur, hic exposcitur; hic etiam post subsidium cibi venia de exemplo fraternae indulgentiae postulatur; hic, ne in peccati tentationem incidamus, exposcimus. Hic, post omnia, ut a malis liberemur, Dei auxilium imploramus. Illic autem nihil istorum est.

Далее следует шестая как под­тверждение (запечатление) Таинства, чтобы приношение, которое Богу приносится, освященное Святым Духом, стало бы Христовым Телом и Кровью. Из них последняя явля­ется молитвой, которой Господь наш научил молиться учеников Своих, говоря: «Отче наш, Кото­рый на небесах». В этой молитве, как святые отцы писали, содержится семь прошений, а именно: в первых трех о вечном просится, а в следу­ющих четырех о временном, кото­рое, однако, служит для достижения вечного.

Ибо когда мы говорим: «Да свя­тится имя Твое», «Да приидет Цар­ствие Твое», «Да будет воля Твоя как на Небе, так и на земле», то, на­чиная с этих трех, уже в этой жизни возлагают надежду на то, что Бо­жественное освящение, воля и цар­ство будут пребывать в Его святых вечно. Далее же здесь усердно про­сится о хлебе насущном, который подается как душе, так и телу; здесь же после необходимой пищи молят­ся о прощении, приводя в пример снисхождение к братиям; и, нако­нец, мы умоляем, чтобы не впасть нам в греховное искушение. И после всего испрашиваем Божественную помощь, чтобы избавиться нам от зла. В этих [прошениях] уже нет того, что было в первых.

Hanc itaque orationem Salvator docuit, in qua et spes continetur fidelium, et confessio peccatorum; de qua propheta praedicens, ait: Et erit, omnis qui invocaverit nomen Domini salvus erit (Joel. II, 32). Hae sunt autem septem sacrificii orationes commendatae evangelica apostolicaque doctrina, cujus numeri ratio instituta videtur vel propter septenariam sanctae Ecclesiae universitatem, vel propter septiformem gratiae Spiritum, cujus dono ea quae inferuntur sanctificantur.

Итак, этой молитве научил Спа­ситель, в ней есть и надежда веру­ющих, и исповедание грехов; о ней, предвосхищая, говорил пророк: «И будет: всякий, призывающий имя Господа, спасется» (Иоил 2:32). Эти же семь молитв для приношения за­поведаны евангельским и апостоль­ским учением. Смысл установления такого числа видится или по при­чине седмеричного единства Святой Церкви, или по причине семичаст- ности благодати Духа, даром Кото­рого освящается то, что приносится.

Andrey Volkov. Bishop Isidore of Seville and his treatise De ecclesiasticis officiis as a source of information about the liturgical tradition of the ancient Church.

This article is dedicated to Isidore, bishop of Seville, a Latin Father of the Church and a Christian writer of the late VI and early VII century. The article outlines his biography and tells about his literary heritage. The article is primarily focussed on the treatise De ecclesiasticis officiis, a kind of medieval encyclopaedia of Christian worship. Despite the fact that Isidore of Seville wrote this essay in his younger years, De ecclesiasticis officiis is one of the most important works of this author. It is unique among medieval sources in containing important information about the divine service in the territory of the Iberian Peninsula in the early Middle Ages. The article also describes the events associated with the appearance of this work, as well as discusses its general characteristics, contents and structure. The emphasis is being placed on those chapters of De ecclesiasticis officiis that are directly related to the liturgical tradition of the Spanish Church and testify to its ancient rites, primarily of the Baptism and the Eucharist.

Keywords: history of Christian worship, Latin liturgy, Hispanic-Mozarabic rite, Visigothic Rite, Isidore of Seville, Baptism, Eucharist, Mass.

Audrey Alekseyevich Volkov – Graduate student at the Sts. Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies (andrew@canto.ru).

* * *

1

Андрей Алексеевич Волков – аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия (andrew@canto.ru).

Древнейшей книгой является Вестготский орационал Verona, Bibl. Capit., cod. LXXXIX. Рукопись содержит тексты богослужения суточного круга, а также три формуляра мессы. Издания: Orational Visigotico / ed. J. Vives, J. Claveras. Barcelona, 1946. 434p. (орационал);

Les misses dels folis preliminars de l’Oracional hispanic de Verona / ed. M. S. Gros // Miscellania Liturgica Catalana. Barcelona: Institut d’estudis catalans, 1978. Vol. I. P. 53–68 (мессы).

2

Издано Ж. П. Минем в 83-м томе Латинской патрологии: PL 83. Col. 737–778 (liber primus), 777–826 (liber secundus); новое издание: Sancti Isidori Episcopi Hispalensis. De ecclesiasticis officiis / ed. Ch.M. Lawson // CCSL CXIII. Turnholti: Brepols, 1989. 160 p.

3

См.: Crouch J.T. Isidore of Seville, St. // The New Catholic Encyclopedia: in 15 vol. Detroit [etc.]: Gale, 2003. Vol. 7. P. 602–605; Фокин А.Р. Исидор Севильский // Православная энцик­лопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2011. Т. 27. С. 224–238.

4

Crouch J. Т. Isidore of Seville, St... P. 603; Фокин А. Р. Исидор Севильский... С. 227.

5

Память святого Исидора указана в списке Кордубского календаря 961 г. и в других древних рукописях мосарабского периода. См.: Ferotin М. Etude sur neuf calendriers mozarabes // Le Liber Ordinum en usage dans l’eglise wisigothique et mozarabe d’Espagne du cinquieme au onzieme siecle / ed. M. Ferotin. Paris, 1904. P. 450–497. (Codex G).

6

На русском языке обзор основных сочинений Исидора Севильского с краткой харак­теристикой каждого из них см.: Фокин А. Р. Исидор Севильский. С. 228–234.

7

III Толедский Собор состоялся в 589 г., IV Толедский Собор – в 633 г.

8

Epistola missoria. PL 83. Col. 737.

9

Idem.

10

Crouch J. T. Isidore of Seville, St...

11

M. Tulli Ciceronis. De officiis / ed. M. Winterbottom. Oxford, New York: Typogr. Clarendoniano, 1994. XVIII, 172 p. (Scriptorum classicorum bibliotheca Oxoniensis).

12

Ambrose. De Officiis: in 2 vol. Edited with an Introduction, Translation, and Commentary / ed. I.J. Davidson. Oxford: Oxford University Press, 2002. XXV, 982 p. (Oxford early Christian studies).

13

Pinell J. El tratado de Isidoro // Liturgia hispanica. Barcelona: Centre de Pastoral Liturgica, 1998. P. 108–111.

14

Idem.

15

Фокин A. P. Исидор Севильский... С. 225.

16

Pinell J. El tratado de Isidoro. P. 109.

17

Обращает на себя внимание тот факт, что последовательность начальных глав сочине­ния (4–12), несмотря на то, что в них прямо не говорится о богослужении древней Испании, в целом согласуется с устройством испанской Евхаристии. В литургических книгах испано-мосарабского обряда чин мессы начинается с пения псалмического антифона, затем исполняется гимн Gloria и следует молитва, далее читается Священное Писание из книг Ветхого и Нового Завета, которое сопровождается пением библейских песен и псалмов. После чтения Евангелия следует хвалебный антифон с пением «Аллилуия», как об этом пишет святой Исидор в главе 13. Подробнее об устройстве и содержании мессы испано-мосарабского обряда см.: Волков А.А. Чинопоследование литургии оглашенных по печатно­му мосарабскому миссалу 1500 г. И Религиоведение. Благовещенск, 2015. № 1. С. 3–14.

18

«Verumtamen apud nos secundum antiquam Hispaniarum traditionem praeter dies jejuniorum, vel Quadragesimae omni tempore cantatur Alleluia» (PL 83. Col. 751).

19

«Quod vero post consummatam psalmorum, sive lectionum praedicationem Alleluia in fine cantatur» (Ibid.).

20

Такое положение песнопения засвидетельствовано во всех рукописях и печатных изданиях литургических книг испано-мосарабского обряда. Структура песнопения в бо­гослужебных книгах также совпадает с описанием святого Исидора: оно состоит из псалмического стиха и припева «Аллилуия». Подробнее см.: Волков А.А. Чинопоследование литургии оглашенных… С. 8.

21

«Porro sexta exhinc succedit confirmatio [conformatio] sacramenti, ut oblatio, quae Deo offertur, sanctificata per Spiritum sanctum, Christi corpori ac sanguini confirmetur [conformetur]» (PL 83. Col. 753). Эти слова святого Исидора служат одним из древнейших на Западе свидетельств о наличии в латинской традиции евхаристической молитвы, являющейся по сути эпиклезой.

22

Liber missarum – испано-мосарабский сакраментарий. Сохранилась почти полная рукопись этой богослужебной книги; в настоящее время она находится в капитулярной библиотеке и архиве кафедрального собора Толедо (Toledo, Bibl. Capit., cod. 35.3, кон. XI- XII в.). Издание: Liber missarum de Toledo у libros misticos: in 2 t. / ed. J.Janini. Toledo, 1982. T. 1. P. 3–433.

23

Перевод этой части трактата на русский язык см.: Криницына Е. С. Пост и воздержа­ние от пищи в трактате Исидора Севильского «О церковных службах» И Церковь и время. 2012. №(2)59. С. 78–97.

24

Там же.

25

Ср. с «готовящимися ко просвещению» в византийской традиции.

26

См. подробнее об оглашении и Крещении в древней Испании: Pinell J. El ordo baptismi // Liturgia hispanica. Barcelona: Centre de Pastoral Liturgica, 1998. P. 256–257; Idem. La Semana santa // Ibid. P. 282–321; на рус. яз.: Ткаченко А.А. Испано-мосарабский обряд // Пра­вославная энциклопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2011. Т. 27. С. 590–591.


Источник: Волков А. А. Епископ Исидор Севильский и его трактат De ecclesiasticis officiis как источник сведений о литургической традиции Древней Церкви // Христианское чтение. – СПб.: Издательство СПбПДА, 2016. – № 6. – С. 139–153.

Комментарии для сайта Cackle