Азбука веры Православная библиотека епископ Исидор Севильский Исидор Севильский и его представления о праве и правосудии


Е.С. Марей

Исидор Севильский и его представления о праве и правосудии

Содержание

Исидор Севильский как правовед

Глава I. Вокруг Исидора Севильского: исторические оценки и проблема источников 1. Политика и право в Толедском королевстве VI – VII вв. 2. Церковь и религия в Толедском королевстве VI – VII вв. 3. Культура в Толедском королевстве VI – VII вв. 4. Исидор Севильский в историческом и культурном контексте 5. Правовые сюжеты и понятия в творчестве Исидора Севильского: проблема источников и методологии их исследования 5.1. «Этимологии, или Начала» 5.2. «Дифференции» 5.3. «Синонимы» 5.4. «Сентенции» в трех книгах 5.5. «О церковных службах» и «Монашеский устав» 5.6. Язык и право как исследовательская проблема Глава II. Место права в образовании Исидора Севильского и в его основных произведениях 1. Право в образовании Исидора Севильского 2. Библиотека Севильи по данным «Этимологий» 3. Проблема знакомства Исидора с греко-римской классической культурой 3.1. Римское классическое наследие в пятой книге «Этимологий» 3.2. Греческая философия в «Этимологиях» 4. Место правовых сюжетов в структуре основных произведений Исидора 4.1. Грамматика и богословие: две книги «Дифференций» 4.2. Теологические трактаты: «Синонимы, или Стенания грешной души» и «Сентенции» в трех книгах 4.3. Предтеча канонического права: трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав» 4.4. Энциклопедия «Этимологии, или Начала» Глава III. Ключевые понятия римского права в интерпретации Исидора Севильского 1. Принципы выделения ключевых понятий 2. Представление о справедливости в трудах Исидора (iustitia и aequitas): земной и божественный уровни 2.1. Iustitia 2.2. Aequitas 3. Понятие права и закона (ius и lex) 3.1. Определение права (ius) и его структура 3.2. Закон (lex) 4. Понятия несправедливости и противозаконности (iniustitia, iniquitas, iniuria) 5. Понятия преступления (crimen) и греха (delictum, peccatum) 5.1. Грех (delictum, peccatum) 5.2. Преступление (crimen) 6. Iudex в произведениях Исидора Глава IV. Влияние концепций Исидора на соборное законодательство Толедского королевства 1. Исидор на II Севильском соборе (619 г.) 1.1. Разрешение конфликтов между епископами 1.2. Вопросы церковной дисциплины 1.3. Каноны о низших чинах клира 1.4. Каноны, касающиеся монастырей 1.5. Каноны о христианской вере 2. Исидор на III Севильском соборе (622 – 624 г.) 3. Исидор на IV Толедском соборе (633 г.) 3.1. Регламентация церковной службы и порядка проведения соборов 3.2. Обязанности и полномочия епископа 3.3. Каноны, регламентирующие жизнь клириков 3.4. Каноны, касающиеся монахов, дев и вдов, посвятивших себя Богу, и кающихся 3.5. Антииудейские каноны 3.6. Постановления, касающиеся вольноотпущенников Церкви 3.7. Правовые основы «политической теологии» (семьдесят пятый канон) 4. Составление «Испанского канонического свода» как итог деятельности Исидора-правоведа Заключение Источники и литература I. Источники II. Литература III. Переводы Принятые сокращения Un encyclopédiste, théologien et juriste: Isidore de Séville et ses idées sur le droit et la justice  

 

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена изучению эволюции правовых понятий в эпоху раннего Средневековья, связанной с переходом этих понятий из юридической лексики в лексику богословия. Комплекс проблем, связанных с возникновением и развитием понятий справедливости, правосудия, права, закона и т.п. рассматривается на материале сочинений Исидора Севильского, однако для более полного анализа привлекаются произведения римских юристов и писателей.

Книга предназначена историкам, юристам, в том числе занимающимся историей права, филологам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей, а также всем, кто интересуется развитием правовой мысли.

Моим дорогим родителям,

Лидии Анатольевне и Сергею Васильевичу

Криницыным

Исидор Севильский как правовед

(Вместо предисловия)

Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена истории формирования представлений о праве и правосудии в Толедском королевстве вестготов в VII в. Эту эпоху принято связывать с интеллектуальной деятельностью Исидора Севильского (ок. 560 – 636), выдающегося просветителя, богослова и эрудита. Исидор известен прежде всего благодаря своей уникальной энциклопедии «Этимологии, или Начала», в которой изложил основные постулаты античного знания о мире. Не случайно «Этимологии» оказались столь востребованы в Средние века. Не менее значимы и другие произведения Исидора, в частности, «Сентенции» и «Синонимы», к которым неоднократно обращались средневековые проповедники; «Монашеский устав», «О церковных службах», «Дифференции» и др. Вместе с тем Исидор никогда не оставался в стороне от политической жизни: именно его руками была сформирована система т.н. «политической теологии», существовавшей в Толедском королевстве.

Произведения епископа Севильи задали вектор развития всей культуры Толедского королевства вестготов, в том числе, и правовой сферы. В силу своего исключительного значения фигура Исидора всегда привлекала внимание исследователей. Существует множество научных работ, посвященных его биографии, произведениям, отдельным аспектам творчества, а также его рецепции в позднейшие века. Тем не менее, почти нет специальных работ, в которых бы комплексно анализировались правовые взгляды Исидора, за исключением отдельных работ и нескольких статей автора этих строк1. Настоящая книга призвана восполнить эту лакуну.

Следует заметить, что правовая культура Толедского королевства сложилась усилиями духовных лиц – узкого круга образованных епископов, Исидора Севильского и его школы. Так, мы не знаем ничего конкретного о существовании в Толедском королевстве светских юристов. По-видимому, ко второй половине VI века только представители церкви сохранили некоторые знания основ римского права. В результате правовая культура Толедского королевства оказалась под сильным воздействием христианского мировоззрения и системы ценностей.

При этом надо отметить, что при всей своей значимости для юридической мысли и для законодательства Вестготского королевства Исидор Севильский никогда не был юристом в узком смысле этого слова. Он не создал ни одного специального юридического трактата; его правовые идеи и представления отражены в грамматических произведениях, богословских сочинениях и памятниках формирующегося канонического права. Поэтому основной метод, используемый в работе, заключается в выявлении в литературных текстах правовых сюжетов в самом широком смысле слова: от рассуждений о конкретных институтах до использования римско-правовой терминологии. Выявив особенности интерпретации ключевых понятий римского права, можно проследить, как эти понятия применялись на практике, то есть, исследовать влияние созданных в литературных текстах правовых концепций на законодательство.

Представляется, что таким образом – рассматривая вслед за Исидором право как часть общей культуры слова, в широком литературном и философско-богословском контексте – можно проследить процесс рецепции и интерпретации античного наследия новой средневековой культурой. Насколько это получилось –судить читателям.

* * *

Несколько слов о справочно-библиографическом аппарате. Те цитаты, которые имеют принципиальное значение для доказательства того или иного тезиса, приводятся в подстрочном примечании в латинском оригинале и в переводе на русский язык. В тех случаях, когда содержание цитаты приведено или подробно пересказано в основном тексте работы, в подстрочнике дается латинский текст. Наконец, если цитата носит характер примера или иллюстрации, то в примечаниях лишь указывается источник.

Что же касается переводов, то при цитировании римских литературных и юридических памятников, а также произведений христианских писателей, были учтены существующие переводы на русский язык. Издания, по которым даны переводы, приводятся в соответствующем разделе. Лишь для отдельных случаев, когда принятый перевод представлялся мне не совсем точным, я осуществила самостоятельный перевод цитат, точно так же, как и для фрагментов источников, никогда не переводившихся на русский язык.

* * *

Предлагаемая книга никогда не была бы написана без помощи и поддержки моих родных, коллег и друзей. В первую очередь я хочу выразить глубочайшую благодарность моему научному руководителю – к.и.н., доц. РГГУ Олегу Валентиновичу Дурову за безграничное терпение и неоценимую помощь, которую он неизменно оказывал мне все эти годы. Без него этого текста просто никогда бы не было. Я сердечно благодарю директора Центра истории римского права и европейских правовых систем ИВИ РАН, к.и.н., д.ю.н. Л.Л. Кофанова, а также сотрудников Отдела древних цивилизаций ИВИ РАН: к.и.н. Е.В. Ляпустину, к.и.н. А.Л. Смышляева, внимательно и скрупулезно читавших мой текст, и конечно, д.и.н. П.П. Шкаренкова и к.и.н. В.В. Звереву, выступавших в качестве официальных оппонентов диссертации, ставшей прообразом этой книги. Также я благодарю старших коллег из российских и зарубежных институтов, в разное время помогавших мне советами и рекомендациями: д.ю.н. Д.В. Дождева (ИГП РАН), к.и.н. ГА. Попову (ИВИ РАН), д.и.н. М.С. Бобкову (ИВИ РАН), Н.Ф. Сокольскую (ИВИ РАН), X. Санчес-Арсилья Берналя (Комплутенский университет Мадрида), И. Веласкес-Сориано (Комплутеский университет Мадрида), X. Гомеса-Гарсаса (Институт заочного образования Мадрида). Хочется отдельно поблагодарить проф. университета Бордо Селин Мартен за неоценимую помощь с послесловием на французском языке. Представленное исследование не могло быть проведено без знания латинского языка, античной истории и литературы. Я выражаю глубокую благодарность всем преподавателям кафедры античной культуры РГГУ, в первую очередь замечательному латинистам Н.А. Федорову и ГМ. Дашевскому – за то классическое образование, которое они мне дали. Я также хочу поблагодарить декана факультета истории НИУ ВШЭ д.и.н. А.Б. Каменского и замдекана – к.и.н. А.В. Шарову за то, что несмотря на очень плотный рабочий график они нашли возможность дать мне время для работы над книгой.

И конечно, я очень признательна своим родным, друзьям и коллегам, бывшим со мной в это время и поддерживавших меня; их так много, что я не имею возможности их всех здесь перечислить. Наконец, я хочу выразить благодарность самым дорогим и близким людям – моему супругу Александру Владимировичу Марею, свидетелю написания работы, всячески помогавшему мне советом и добрым словом; моей крестной Оксане Аркадьевне Мешковой, а также моим родителям – Лидии Анатольевне и Сергею Васильевичу Криницыным, за их бесконечную доброту, терпение и поддержку.

* * *

1

Churruca ]. de. Presupuestos para el estudio de las fuentes jurídicas de Isidoro de Sevilla // AHDE. 1973. P. 429–443; Idem. Las instituciones de Gayo en San Isidoro de Sevilla. Bilbao, 1975; García Gallo A. San Isidoro jurista // Isidoriana. Colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla, publicados con ocasión del XIV Centenario de su nacimiento por M. C. Díaz y Díaz. León: Cenro de estudios “San Isidoro», 1961. P. 133–141; Mentxaka R. Algunas consideraciones sobre Isidoro, Et. 5.25.22–24 // Collado iuris romani. Etudes dédiées á Hans Ankum. Amsterdam, 1995. Vol. I. P. 331–338; Ravenna Capitale. Uno sguardo ad Occidente. Romani e Goti. Isidoro di Siviglia (G. Bassanelli Sommariva e S.Tarozzi curr.). Bologna 2012.

Мои статьи вышли под девичьей фамилией: Криницына Е.С. Iudex в произведениях Исидора Севильского: от судьи к СУДИИ // Право в средневековом мире. 2010. С. 8–27; Криницына Е.С. Lex autem iuris et species: понятие закона (lex) в сочинениях Исидора Севильского // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки». 2010. №10 (53)/10. С. 249–267; Криницына Е.С. Исидор Севильский как правовед: от римского права к латинскому богословию // Вестник РГГУ Серия «Исторические науки». 2011. №14. С. 208–227.


Источник: Марей Е.С. Энциклопедист, богослов, юрист: Исидор Севильский и его представления о праве и правосудии. М: Русский фонд содействия образованию и науке, 2014. — 280 с.

Комментарии для сайта Cackle