сост. свящ. Сергий Широков

Блаженные

Андрей Константинопольский ( 870– 936)

В Константинополе при дворе императора Льва Великого служил некто Феогност, человек состоятельный, среди рабов которого был блаж. Андрей, человек кроткого и доброго нрава, родом славянин. Андрей любил церковные службы, часто ходил в храм Божий. В свободное время прилежно изучал Св. Писание и читал жития святых. Хозяин любил его и предоставлял возможность заниматься духовным образованием. В душе Андрея созрело желание всецело посвятить себя служению Богу. Таким служением, по воле свыше, стал величайший подвиг юродства Христа ради, когда человек добровольно не только отказывается от мира и соблазнов плоти, но и становится «безумным», т.е. жертвует своим разумом и здравым смыслом ради Христа. Не поняв, что произошло, Феогност решил, что св. Андрей сошел с ума, и поместил его при храме св. Анастасии, где за ним установили надзор. Здесь ему во сне явилась св. мученица Анастасия, которая укрепила его намерение продолжать подвиг юродства. Однако окружающие св. Андрея еще более утвердились во мнении, что он окончательно сошел с ума, и прогнали с территории храма. Так начался для него путь скитаний по улицам столичного города. Его вид – грязный, полунагой и голодный – большинство людей отталкивал, а некоторые издевались и избивали его. Даже нищие, которым св. Андрей отдавал свои последние монетки, гнушались им. Но он переносил свои страдания с кротостью и молился за обижающих его.

Безумным св. Андрей представлялся для мира. Когда же он встречался со своим духовным отцом или с богатым юношей Епифанием, который был его учеником, то снимал маску юродства, и тогда обнаруживалась его духовная мудрость и необыкновенная духовная красота. За свое глубочайшее смирение и сердечную чистоту св. Андрей получил от Бога дар чудес и прозорливости. Так, он предсказал Епифанию, который научился духовной мудрости от своего юродствовавшего учителя, что тот станет архиереем и знаменитым проповедником, что и случилось много лет спустя.

Однажды св. Андрею было духовное видение, подобное тому, что произошло со св. апостолом Павлом, который был взят на третье небо и слышал там неизреченные слова (1Кор. 2: 9). Ему явился сам Господь Иисус Христос вместе с ангелами и святыми угодниками. Но св. Андрей удивлялся, что среди них нет Пресвятой Девы. На вопрос, где Она, ему ответили, что Она сейчас среди скорбящих и обремененных на земле, помогает и утешает их. Спустя некоторое время во Влахернском храме в Константинополе св. Андрей удостоился видения Пресвятой Богородицы с распростертым покровом над молящимися. Вместе с Епифанием они молились в храме, когда увидели, как раскрылся над ними свод храма и явилась Пречистая Богородица с сонмом ангелов и святых, простирая над молящимися Свой омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» – спросил Андрей своего ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», – ответил Епифаний. Это видение вспоминается на праздник Покрова Божией Матери.

Скончался блаж. Андрей на 66-м году жизни. Его житие описал Никифор – пресвитер храма св. Софии, духовник св. Андрея и его ученика Епифания.

Литература

Блаж. Андрей, Христа ради юродивый // Избранные жития святых. Январь-декабрь./ Сост. Афанасий, епископ

Пермский и Соликамский. СПб., 1994.

Настольная книга священнослужителя Т. 2–3: Месяцеслов. М., 1978–1979.

Василий, Московский Чудотворец (1468–1557)

Родился в Москве в семье Иакова и Анны. По преданию, его мать, будучи беременна, горячо молилась в подмосковном храме в селе Елоховском в честь Владимирской иконы Божией Матери, где и разрешилась от своего бремени прямо по выходе из храма, на церковной паперти. Когда отрок подрос, его отдали обучаться сапожному ремеслу. Очень скоро мастер понял, что ученик его – не простой человек Некий купец, торговавший в Москве хлебом, зашел в мастерскую заказать себе сапоги и просил сделать их так, чтобы не сносить за год. Василий, сидя за работой, про себя усмехнулся. Купец, заметив это, поинтересовался у хозяина, что значит эта усмешка его помощника. Тот строго спросил об этом Василия. Но юноша отказывался от объяснений. Когда же хозяин настоял на своем, Василий отозвал его, чтобы не слышал заказчик, и сказал: «Он просит сшить себе сапоги, чтобы за год не сносить, но через несколько дней умрет». Пророчество сбылось, а 16-летний Василий ушел от сапожника и навсегда отказался от обычной человеческой жизни, избрав подвиг юродства. В лютый мороз и в палящий зной блаж Василий ходил обнаженный и босой по улицам Москвы. Люди не понимали его странных поступков: он то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. За это торговцы били Блаженного, а он с радостью претерпевал это и благодарил за них Бога. Позднее обнаруживалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным. Так Блаженный изобличал всякую ложь и злобу человеческую, а народ признал в нем пророка и своего защитника, человека Божия, и он стал пользоваться всеобщим вниманием и почитанием. Многие москвичи обращались к блаженному за советом.

Один московский купец начал строить на Покровке каменный храм, но своды его трижды обрушивались. Тогда купец обратился к блаж Василию за советом и тот направил его в Киев, говоря: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» – спросил купец.– «Родимой мати плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только купец вспомнил свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, принес покаяние в содеянном поступке, испросил у нее прощение и после этого благополучно завершил возведение храма.

Блаж. Василий осуждал тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, а не из сострадания к бедным и несчастным. Однажды он увидел беса, который, приняв облик нищего, сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь. Блаженный, разгадав диавольские козни, изгнал лукавого.

Чтобы спасти погибающих, блаж Василий посещал и корчмы, подкрепляя и ободряя их. Замечали, что когда святой проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, то со слезами обнимал углы дома. Когда его спрашивали, что это значит, он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

В 1521 г. во время нашествия хана Махмета Гирея Блаженный молился в Успенском соборе о спасении России и вдруг услышал шум и увидел пламя, исходящее от иконы Божией Матери «Владимирская», от которой был глас, что Она покидает Москву вместе с московскими святителями. Тогда блаж Василий усилил свои слезные молитвы, пока явление не прекратилось. Тем временем войска Махмет Гирея приблизились к Москве и сожгли ее предместья. Однако неожиданно хан отступил, устрашившись видением множества воинов-защитников Москвы.

Великими подвигами самоотвержения Христа ради блаж Василий очистил свою душу и удостоился от Бога не только дара прозорливости, но и дара чудотворения. В 1547 г. блаж Василий неутешно плакал около Воздвиженского монастыря. Это было предвестием страшного пожара, который начался с этого монастыря, а затем уничтожил Кремль с царским дворцом и почти всю Москву. Известен случай, когда по молитве блаж Василия был потушен пожар в Новгороде.

Будучи приглашен царем Иоанном IV на обед в царский дворец, Блаженный трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде. Оказалось, что действительно в этот момент в Новгороде вспыхнул пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то нагой муж заливал загоревшиеся было дома.

Однажды он обличил царя Иоанна Грозного за то, что он во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах. Один сострадательный боярин, видя Блаженного без теплой одежды во время сильных зимних морозов, предложил ему богатую лисью шубу. Надев ее, блаж Василий, по обычаю, побежал по улице. Соблазнившись дорогой шубой, недобрые люди решили обманом взять ее. Один из них лег на землю и притворился умершим, а его приятели стали просить Блаженного подать что-нибудь на погребение бедняка. Вздохнув, блаж Василий спросил: «Истинно ли мертв ваш товарищ и давно ли умер?» Те отвечали, что он скончался сию минуту. Блаженный отдал шубу со словами Псалмопевца: «Лукавнущие погребаются». Когда праведник отошел, заговорщики обнаружили, что их товарищ действительно мертв.

Другой удивительный случай чудодействия произошел далеко за пределами Московского царства. Персидский корабль со множеством народа плыл по Каспийскому морю. Начался сильный шторм, волны заливали корабль, надежды на спасение не оставалось. На корабле находилось несколько русских православных христиан. В час смертельной опасности они вспомнили о блаж Василии и сказали плывшим с ними персам-мусульманам: «Есть у нас на Руси в Москве блаж Василий, который ходит по водам, и волны его слушают; он имеет великое дерзновение ко Христу Богу нашему и силен избавить от потопления корабль наш, погружаемый волнами, и спасти нас». Едва произнесли они эти слова, внезапно все увидели обнаженного мужа, стоявшего на воде, который взял корабль за руль и направил через бурные волны. Вскоре волны утихли, ветер прекратился и все спаслись от неминуемой гибели.

Возвратившиеся в свою землю персы рассказали правителю о чуде. Шах написал об этом царю Иоанну Грозному, и когда некоторые из спасенных персов прибыли в Москву по торговым делам, то встретили на улице города блаж Василия, узнав в нем того самого мужа, который спас их.

Достигнув глубокой старости, блаж Василий преставился ко Господу 2 августа 1557 г. в возрасте 88 лет, 72 из которых он провел в подвиге юродства. Митрополит Московский Макарий с сонмом духовенства совершил отпевание великого угодника Божия, тело которо го было погребено у Троицкого храма, что на Рву. На его месте в 1561 г. был построен Покровский собор в память покорения Казани. По благословению Святейшего

Патриарха Иова, блаженный Василий был прославлен на Поместном Соборе 2 августа 1588 г. В Покровском соборе был устроен придел во имя святого Василия Блаженного.

У гроба блаж Василия происходило много исцелений и чудес. Вериги святого Василия

Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

Литература

Василий Московский // Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М., 1992. (Репринт.)

Ковалевский И, священник Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, московские чудотворцы. М., 1894.

Святой Блаженный Василий, московский чудотворец //Журнал Московской Патриархии, 1977, № 8. С. 75–79.

Святой праведный Василий блаженный, московский чудотворец // Московский патерик; Сборник. М.Д991.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви. СПб., 1862.

Иоанн Русский, исповедник (Кон. XVII в. – 1730)

Родился и вырос в Малороссии. Попал в турецкий плен во время Прутского похода

1711 г. как солдат русской армии Петра I. Был увезен в Малую Азию в г. Прокоплон своим рабовладельцем. Его, как и других русских пленников, турки всячески старались обратить в мусульманство, действуя при этом и посулами, и угрозами. Св. Иоанн стойко исповедовал свою веру, говоря: «Я родился христианином, христианином и умру».

К счастью святого, недалеко находился греческий православный храм, куда он ходил ночами и где на паперти храма молился до утра. Был похоронен на православном кладбище. Местный священник чудесным образом узнал, что мощи Праведника нетленны.

Их перенесли в храм и положили в отдельной раке. От св. мощей происходило множество чудес. В 1924 г., когда после греко-турецкой войны греки должны были покинуть Малую Азию, они перенесли мощи святого в г. Неопрокоплон на о. Эвбея, где они и почивают ныне.

Прав. Иоанн Русский широко почитался на Св. Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновском монастыре. С молитвенным прошением к святому – «Раб Божий Иоанне, не обойди нас своей милостью» – обращались не только православные, но и армяне, и турки.

Литература

Настольная книга священнослужителя. Т. 2–3: Месяцеслов. М.,1978–1979.

Ксения Петербургская (20-ые гг. XVIII в. – ок. 1803)

Родилась между 1719и 1730 г. Сведения о ее жизни до 26 лет не сохранились. Можно предполагать, что принадлежала она к не простому роду, потому что была замужем за придворным певчим Андреем Феодоровичем Петровым, имевшим чин полковника. Внезапная смерть горячо любимого, цветущего здоровьем мужа, преставившегося без покаяния, в «веселии», глубоко потрясла молодую женщину. Она предала забвению свое имя в память об умершем, чтобы искупить его грехи. Поведение вдовы покойного сочли безумием, вызванным горем. Когда же она начала раздавать имущество, а дом Андрея

Феодоровича подарила знакомой Параскеве Антоновой, родственники подали прошение начальству покойного, чтобы остановить блаженную. Ксению обследовали и нашли совершенно здоровой, сохранив за ней право распоряжаться наследством. Освободившись от всех земных и материальных попечений, блаж. Ксения в костюме своего мужа начала свой подвиг юродства Христа ради. Чаще всего видели ее на Петербургской стороне, у церкви апостола Матфея, где находился ее бывший дом.

Странный костюм, невразумительные разговоры давали повод для злословия окружающим, особенно задиристым мальчишкам. Но Ксения безропотно сносила побои и насмешки, помня Христа, терпевшего оплевания и заушения. Мало-помалу к Ксении привыкли и стали замечать в ней что-то особенное.

Когда костюм Андрея Феодоровича пришел в негодность, блаж. Ксения отказалась от предлагаемой теплой одежды и ходила промокшая, с распухшими ногами в рваных башмаках. С тех пор ее одеждой стали красная кофточка и зеленая юбка или наоборот – зеленая кофта и красная юбка. Так она и изображается на иконах. Милостыню она принимала лишь от добрых людей и, получив монеты с «царем на коне», тотчас отдавала беднякам. В течение дня она бродила по грязным улицам на окраинах Петербурга, изредка посещая своих знакомых. Те угощали ее, а она что-то говорила им и затем снова пропадала. Где проводила она ночи, долго оставалось неизвестным. Кроме любопытных жителей, это заинтересовало и полицию. Тогда выяснилось, что в любую погоду до восхода солнца она молилась в поле, кладя земные поклоны поочередно на все четыре стороны света. Сыщики проследили, как выходит она в поля и проводит там всю ночь до рассвета в коленопреклоненной молитве. И так сорок пять лет...

Одно время Ксения ходила по ночам к строящейся церкви на Смоленском кладбище.

Таскала вверх, на леса, тяжелые кирпичи. Рабочие, которые приходили утром на стройку, не могли понять, как кирпичи сами поднимаются наверх. «Стали замечать – если побывает Ксения в чьей-то семье, там надолго водворяется мир и счастье. Если заглянет Ксения в лавку – хозяину гарантирована отличная торговля. Если извозчик подвезет Ксению, то вернется в этот день с хорошей выручкой...

Торговцы упрашивали заглянуть в их лавки и взять хоть что-нибудь. Пока Ксения

Григорьевна шла по улице, рядом обязательно следовали экипажи. Извозчики умоляли блаженную проехать в коляске хоть несколько шагов. Матери спешили к Ксении со своими детьми, пребывая в уверенности, что если Блаженная просто погладит ребенка по головке, ребенок будет здоров и счастлив.

Ксения прозревала и судьбы людей и всей страны. В 1761 г., перед Рождеством

Христовым, она всполошила всю Петербургскую сторону. Весь день, 24 декабря, она суетливо бегала из дома в дом с криками:

– Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!

Никто не понимал, что значат эти слова...

Недоумения рассеялись только на следующий день, когда в своем дворце на Мойке скончалась императрица Елизавета Петровна. Оказалось, что это о поминальных блинах говорила Ксения. Их, действительно, пекла в те дни вся Россия...»

Особый дар Блаженной заключался в устройстве семейной жизни: с нею в дом входили мир и любовь. Однажды Ксения пришла в свой бывший дом и обратилась к Параскеве Антоновой со словами: «Ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Господь сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!». Параскева хотя и усомнилась в сказанном, но все же пошла. У кладбищенских ворот собралась толпа вокруг сбитой извозчиком женщины, которая тут же разрешилась от бремени и скончалась. Безуспешно старались узнать что-либо о погибшей, и Параскева, видя во всем перст Божий, взяла мальчика к себе. Этот приемный сын, воспитанный в христианской вере, дожил до глубокой старости, содержал и почитал свою приемную мать.

Частой гостьей Блаженная была в семье Голубевых, которая состояла из матери-вдовы и 17-летней дочери, которую Ксения очень любила за кроткий нрав и доброе сердце.

Однажды она неожиданно появилась в дверях в тот момент, когда мать и дочь в столовой собирались пить кофе. Обратясь к дочери, она сказала: «Эх, красавица, ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда». Девушка смутилась: у нее не было не только мужа, но и жениха. На кладбище мать с дочерью застали похоронную процессию: скончалась молодая жена одного доктора. Вдовец, рыдая над могильным холмом, лишился чувств. Когда он очнулся, мать и дочь как могли утешили несчастного. Так состоялось их знакомство. Год спустя доктор сделал дочери предложение. Брак оказался счастливым: они прожили долгую благочестивую жизнь, а, умирая, завещали чтить память Ксении и следить за ее могилкой.

Как-то Блаженная встретила свою знакомую и вручила ей монету с наказом: «Возьми пятак, тут царь на коне, – потухнет». Озадаченная женщина пошла домой и, едва оказалась на своей улице, с ужасом увидела пожар в своем доме. Не успела она добежать до полыхающего огнем строения, как случилось чудо: огонь остановили. После этого она поняла слова Блаженной.

До нас не дошли обстоятельства смерти блаж Ксении, которая последовала в 1803 г. Могила ее с первого же дня стала местом народного почитания. Люди стекались сюда толпами. Вскоре на собранные деньги соорудили часовню с дубовым иконостасом. Панихиды служились с утра до вечера при большом собрании народа.

В одной семье перед намечавшейся свадьбой невеста с матерью отслужили панихиду на могиле, и свадьба сейчас же расстроилась, так как обнаружилось, что жених – преступник и убийца, бежавший с каторги.

Великий князь Александр Александрович Романов, будущий Император, был смертельно болен. Сидевшая при нем супруга горячо молилась о его спасении. Ей предстала старая женщина, назвавшаяся Ксенией, и сказала, что муж выздоровеет и у них родится девочка, которой следует дать имя Ксения.

В начале XX в., по благословению митр. Антония Вадковского, в память блаж Ксении на Малом проспекте Васильевского острова для бедных одиноких вдовиц и сирот-детей был устроен дом трудолюбия.

В советское время о Ксении замолчали. Вход на кладбище охраняла милиция. Но верующие пробирались к своей «ходатаице». Существует множество свидетельств о ее заступничестве в блокадном Ленинграде, на фронтах Великой Отечественной войны.

В год 1000-летия Крещения Руси произошла торжественная канонизация блаженной Ксении Петербургской.

Литература

Блаж. Ксения Петербургская // Избранные жития святых. Январь-декабрь / Сост. Афанасий, епископ

Пермский и Соликамский. СПб., 1994.

Житие блаженной Ксении Петербургской // Избранные жития святых. XVI-XX вв. М., 2001.

Канон и акафист святой блаженной Ксении Петербургской. М., 2001.

Святая блаженная Ксения Петербургская // Рассказы о святых / Сост. С. Куломзиной. М., 1994.

Максим Московский ( +1434)

Блаж Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, подвизался в Москве в начале ХУ в. Тяжелым было то время для Русского государства: татаро-монгольское иго, сопровождавшееся непрестанными набегами, засухи, голод и мор угнетали русский народ. Блаж Максим своим примером помогал людям переносить невзгоды. Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». Православный народ любил юродивых за их глубокое смирение, свидетельство о правде и духовную мудрость, которая была доступна их пониманию, потому что высказывалась образным языком народных пословиц. К их словам прислушивались и сильные мира сего. В частности, блаж Максим любил говорить: «Не всё по шерсти, ино и напротив». «Задело побиют, повинись да пониже поклонись. Не плачь, битый, плачь, не битый. За терпение даст Бог спасение».

Грозно обличал он притеснителей народа. Обращаясь к московской знати, блаж Максим говорил: «Божница домашна, а совесть продажна. Всяк крестится, да не всяк молится. Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».

Блаж Максим окончил путь земной жизни 11 ноября 1434 г. и был похоронен у церкви свв. князей Бориса и Глеба. Уже вскоре после этого от его святых мощей стали совершаться чудесные исцеления. В 1568 г. храм сгорел и на его месте была построена церковь в честь блаж Максима, Христа ради юродивого.

Литература

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, московский чудотворец // Московский патерик Сборник М.,1991.

Максим Московский // Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М., 1992 (репринт).

Настольная книга священнослужителя. Т. 2–3: Месяцеслов. М.,1978–1979.

Скворцов Н. Краткие исторические сведения о Максимовской, что на Варварке, церкви // Московские церковные ведомости, 1898, № 31, 32.

Матрона Московская ( 1881– 1952)

Родилась 22 ноября 1881 г. в селе Себено Тульской обл. в бедной семье, где изба топилась по-черному соломой и вся семья спала зимой на русской печке. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют, так как прокормиться семье было невозможно. Перед родами она увидела сон: с неба спустилась белая огромная птица и села ей на правую руку, а лицо у птицы – человеческое и без глаз, веки сомкнуты накрепко. Когда девочка родилась, то она имела именно такое лицо, без глаз. Мать Матроны, глубоко верующая, побоялась и оставила девочку при себе.

С семи лет у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Она стала кормилицей всей семьи и многих других. Девочка была слепой от рождения, но Господь наградил ее внутренним зрением. С детства она стяжала и дар непрерывной молитвы. По ее молитве люди получали исцеления от болезней, утешение в скорбях. В 17 лет Матрона лишилась возможности ходить, ее сидение продолжалось полвека. Она чувствовала приближение опасности, предвещала стихийные и общественные бедствия. Грядущую революцию Матрона предсказала еще задолго как страшное бедствие: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать».

Паша, хозяйка дома в Царицыне, у которой некоторое время жила блаж. Матрона, вспоминает: «Ее ближние часто посещали Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру и другие святые места и брали её с собой. Они посетили Иоаннов монастырь в Петербурге. В храме батюшка о. Иоанн Кронштадтский под конец службы вдруг сказал верующим:

– Расступитесь! Дайте ход! Матронушка, иди сюда ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России.

Учила нас не забывать крестить еду, особенно на ночь убирать все и накрывать.

– Силою Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь. Враг наступает – надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если без молитвы. Враг на левом плече, а на правом – Ангел. Чаще креститесь: крест – такой же замок, как на двери. Если вам что-нибудь будут обидное говорить старые, больные, не слушайте их, а помогите им.

Когда Блаженную спрашивали, почему Господь попустил закрытие стольких храмов, она отвечала, что верующих будет мало, служить будет некому:

– Народ под гипнозом, не свой, страшная сила вступила в действие, раньше люди ходили в храмы, носили кресты, дома были освящены, защищены образами.

В 1925 г. Матрона перебралась в Москву. Опасаясь ареста и живя здесь без прописки, она духом предвидела грозящие опасности и спасала от репрессий не только себя, по и приютивших ее хозяев. Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Она предвидела Великую Отечественную войну: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется... Народу много погибнет, но наш русский народ победит».

Блаж Матрона говорила:

– После войны сначала уберут Сталина, потом после него правители будут один хуже другого. Растащат Россию. Вот товарищи после войны поездят по заграницам, разложатся и зубы сломают. Некоторые увидят, что хорошо, что плохо, что дальше жить по-прежнему – гибель. И появится в то время Михаил. Захочет он помочь, все изменить, перевернуть, но если бы он знал, что ничего не изменит... А только поплатится... Начнутся смуты, распри, пойдет одна партия на другую. Будет такое на малое время. Вздохнете, но малое...

Все будет, и молебен на Красной площади, и панихиды по убиенном Помазаннике Божием и его семье. Потом придут прежние, и будет хуже, чем было! Жизнь будет все хуже и хуже. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут: – Выбирайте. Мы выберем крест». Перед смертью матушка Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Ее могилка на Даниловском кладбище стала святым местом православной Москвы.

В 1998 г. честные останки блаж. Матроны были перенесены в московский Покровский монастырь, где 2 мая 1999 г. состоялось церковное прославление угодницы Божией. К ее святым мощам, в Свято-Покровский монастырь в Москве, приезжают сотни верующих за помощью в различных житейских обстоятельствах. Собрано много свидетельств об исцелениях, чудесах и пророчествах блаж. Матроны.

Литература

Житие блаженной старицы Матроны Московской // Избранные жития святых. ХVI-ХХ вв. М., 2001.

Житие и акафист блаженной старице Матроны./ Сост. А.Н. Стрижев. М., 2000.

Настольная книга священнослужителя Т. 2–3: Месяцеслов. М., 1978–1979.

Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Коломна, б/д.

О жизни и чудесах блаженной Матроны. М, 1997.

Сказание о житии блаженной старицы Матроны./ Сост. Жданова З.В. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993.

Прокопий Устюжский (+1303)

Св. Прокопий был немецким купцом католического вероисповедания, который пришел торговать в Новгороде. Узнав красоту православного богослужения, он принял Православие и, раздав богатство нуждающимся, вступил иноком в обитель прп. Варлаама Хутынского под Новгородом. Избегая славы человеческой и соблазнов мирских, он удалился в далекий северный город Великий Устюг, что на берегу Северной Двины в пределах современной Архангельской области, а в XI веке – во владениях Новгорода Великого. Здесь он избрал трудный подвиг юродства Христа ради: притворился безумным, чтобы приобрести совершенное смирение.

Примечательно, что первым юродивым на Руси стал немецкий купец, который обратился из католической веры. Много скорбей пришлось понести на этом пути.

Летом и зимой он ходил с деревянными посохами в руках, без обуви и в ветхой одежде, ночуя на церковных папертях или просто на земле. Даже будучи голоден и по нескольку дней оставаясь без всякой пищи, он никогда ничего не брал от тех, кто неправедно наживал свое богатство. Свою жизнь он проводил в строгом посте.

Однажды в лютый мороз, когда птицы замерзали на лету, блаж. Прокопий вынужден был искать приют, но никто не хотел принять его в дом. Даже собаки, рядом с которыми он хотел согреться, убегали от него. Прокопий начинал уже замерзать, как вдруг внезапно повеяло неземной теплотой и ангел коснулся его лица, блаж. Прокопий согрелся и пришел в себя. Об этом чуде он рассказал клирику соборного храма Симеону и просил не говорить об этом до своей кончины.

Блаж Прокопий любил подолгу сидеть на большом камне на берегу реки Сухоны, смотреть на проплывавшие мимо суда и молиться о тех, кто находился на них. Он так любил это место, что в последние годы своей жизни говорил, чтобы его здесь и похоронили.

За свои подвиги Блаженный стяжал у Господа дар прозорливости. В 1290 г., за неделю до сильной бури с грозой и смерчем большой разрушительной силы, блаж. Прокопий ходил по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором Суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в соборный храм, где уже был Блаженный, молившийся перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы. Вместе с ним долго и истово молились устюжане. От иконы Божией Матери потекло благовонное миро и по храму распространилось благоухание. Святого мира от чудотворной иконы Божией Матери истекло столько, что молящиеся в храме наполнили им церковные сосуды; больные от помазания этим миром получали исцеление. Огненный смерч внезапно миновал город, и за 20 верст от Устюга град побил и уничтожил множество деревьев, но по милости Божией, явленной благодаря заступничеству блаж. Прокопия, никто из людей не пострадал и даже скот остался невредим. В том же году было установлено празднование Устюжской иконе Божией Матери (8 июля) в память об избавлении города от гибели. В 1397 г. чудотворная икона была перенесена в московский Успенский собор в Кремле.

Сохранилось предание и о другом пророчестве прав. Прокопия. Однажды мимо соборной церкви проходила чета благочестивых супругов со своей трехлетней дочерью Марией. Блаж Прокопий, выйдя из храма, трижды до земли поклонился отроковице и сказал: «Вот мать великого святого». Много лет прошло после того, как стало известно, что эта девочка стала матерью святителя

Стефана, епископа Пермского, апостола Зырян. Св. Прокопий носил в руке три кочерги, причем было замечено, что когда он держал их опрокинутыми, то это предвещало неурожайный год.

Св. Ангел открыл ему день его кончины. Помолившись у ворот Михайло-Архангельского монастыря, блаж. Прокопий отошел от ворот, лег на землю и, сложив крестообразно руки на груди, мирно отошел ко Господу. Кончина праведного Прокопия последовала в глубокой старости 8 июля 1303 г. Согласно желанию Блаженного, его тело было предано погребению на берегу реки Сухоны, близ соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Камень, на котором блаж Прокопий любил подолгу молиться, был украшен изображением его лика и положен над его гробом. На месте преставления Блаженного была возведена часовня, в которой находилась икона с изображением святого.

В 1471 г. в Великом Устюге, на месте погребения праведного Прокопия, был построен храм в благодарность за молитвенную помощь блаженного, спасшего устюжскую дружину от опасной болезни в Нижнем Новгороде. Св. Прокопий являлся тогда многим дружинникам с обещанием исцеления от страшной болезни, если они дадут обет построить над его могилой храм. Храм был освящен во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. 1 августа 1490 г. храм сгорел от молнии. В 1495 г. также ратными людьми был построен новый храм, освященный во имя блаж Прокопия, так как к тому времени его святость была засвидетельствована многими чудесами. Тогда же установлена гробница над его могилой. Церковное прославление блаж Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 г., память ему была установлена 8 июля. По молитвенному ходатайству Блаженного многие, обращавшиеся к его молитвенной помощи, получали исцеление от различных болезней.

Литература

Блаж. Прокопий Устюжский // Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М., 1992 (репринт).

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местночтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем Отечестве. Вып. 11, июль. Тверь, 1901.

Житие Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х-ХХ в. М., 1992.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Опыт описания жизни их. Чернигов, 1864.

Шляпин В. Ж и т е праведного Прокопия, Устюжского чудотворца, и историческое описание Устюжского Прокопиевского собора. СПб., 1903.

Фаддей Олонецкий (+1726)

В 1703 г. император Петр Великий построил на берегу Онежского озера, в устье реки Лососинки, завод по производству пушек. Только что заложенная по царскому повелению Петровская слобода состояла всего лишь из церкви апостолов Петра и Павла и нескольких строений, населенных почти одними рабочими завода. «Здесь селились подневольно: много было иностранцев среди мастеровых; были в значительном количестве и раскольники разных толков», – отмечает «Олонецкий патерик».

Происходил Фаддей из Олонецкого края, но из какого места именно – неизвестно. Был он мирянином. По словам людей, имевших случай беседовать с Фаддеем, пришел он в Петрозаводск в 1706 г. и поселился в маленькой хижине к северу от Петропавловского собора. Это был старик среднего роста с седыми кудрявыми волосами, круглым благообразным и бледным лицом, обрамленным белой круглой бородой, его высокое чело украшали морщины, а взор старца был умильным и дальновидным. Одет он был в грубую темную свитку, подпоясанную кожаным поясом, и жесткую власяницу (рубашку из конского волоса). Для большего обуздания плоти под власяницей Фаддей носил вериги с железным крестом на груди. В руках его всегда был железный посох, который, как повествует старинное жизнеописание, служил «подпорою его старости, а не скудоумным поправлением».

Со временем св. Фаддей стал выходить из своего уединения. А чтобы удержать себя от влияния мира, он в дополнение ко всем своим подвигам принял на себя еще и подвиг юродства ради Христа. Постоянно занятый трудом и молитвой, Фаддей ел только постную пищу, и то лишь настолько, чтобы поддержать жизнь. Когда ему давали деньги, он относил их в церковь или отдавал бедным.

Старец часто посещал храм и приобщался Св. Христовых Таин. В эти дни лицо его сияло неземным спокойствием и радостью. За богослужением он внимательно слушал чтение и пение. Когда же рассеянные и неблагоговейные люди начинали в храме разговоры, старец тихо и скромно делал им столь строгое внушение, что те или замолкали, будучи смущены, или уходили совсем. Поэтому в Петропавловском храме всегда было так чинно, что все поневоле чувствовали, что «се дом Божий, сия врата небесныя», и молились сосредоточенно.

Тогда в слободке было немало раскольников. Они пытались привлечь старца в свою секту и нередко приступали к Фаддею с разговорами о вере. Отвечал им старец чтением Символа Веры и спрашивал, так ли и они веруют? Получив лукавые ответы, он порой оборонялся от пристающих к нему сектантов своим посохом. Эта твердость в вере и мудрое исповедание ее, несомненно, благотворно влияли на жителей заводской слободы и утверждали их в Православии. Тем же, кто обращался к нему за разъяснениями, советами или утешением, старец отвечал кротко, сердечно и разумно.

К Фаддею за советом ходило много народа. Бывали и просто любопытствующие, те, кто хотел заглянуть в будущее, и тяжко грешившие и не желавшие исправиться. Особенно много было нарушивших заповедь о целомудрии. Таких старец строго обличал и призывал к покаянию. Доставалось и обижавшим ближних своих. Конечно, многим смелые речи были не по сердцу и праведному обличителю приходилось терпеть словесные обиды и даже побои, которые он переносил кротко. Молча уходил Фаддей от обидчиков, хотя и имел в руках грозное оружие – железный посох. Люди же благочестивые его понимали и уважали. Уважали его и многие чиновники.

Старец часто удалялся в окрестные леса и там молился. На Петровских заводах он поселился по воле Петра Великого, которому был хорошо известен и который его уважал. Государь не раз посещал заводы, приезжая на Марциальные воды. Их первая встреча произошла в 1719 г. Обычно в дни праздничного веселья, нередко переходившего в разгул, старец удалялся в лес на молитву, поскольку не мог выносить этого зрелища. Но когда прибыл государь, старец остался в слободе. Приезд царя доставил обитателям заводов большую радость, хотя многие подневольные поселенцы были недовольны петровскими реформами. Радостными криками приветствовал народ императора. Вдруг из толпы вышел Фаддей в черной одежде, опоясанный ремнем, с железным посохом и повергся к ногам Петра. Его почтенный вид и благословения тронули монарха, и он приказал вельможам поднять юродивого. Государь стал расспрашивать Фаддея, и тот отвечал ему кротко, разумно и с почтением. Понравившегося ему старца царь велел пропускать прямо во дворец, и Блаженный часто приходил к государю для бесед. А побеседовать с Фаддеем царь любил. От правдивого старца узнавал он о тех нуждах народа, о которых другой ему не сказал бы. Однажды, придя из церкви, государь с удовольствием заметил, что сегодня в храме молилось много народа. «Нет, Надежда Государь, – ответил ему Фаддей, – не много: я да еще один человек». «А меня разве не было?» – спросил удивленный царь. «Телом-то был, – сказал Блаженный, – а духом в других местах пребывал – строил крепость и обдумывал, как лучше сделать», – и указал то место, где мысленно побывал государь. «Да, – ответил тот обескураженно, – ты сказал верно».

Вскоре после знакомства государь написал из Петербурга письмо к тогдашнему петрозаводскому начальнику Муравьеву: «Здешний мужик, которого зовут Фаддеем, который стар уже и кажется умалишенным, живет в лесу и приходит в деревню. Его здесь считают за чудо. Чего-либо худого и склонности к расколу незаметно. Поэтому я, чтобы не было какого-либо соблазна, велел к вам на заводы отвести, чтобы там его кормили до смерти». С этого времени Блаженный и жил в хижине недалеко от тогдашнего магистрата.

Старец горячо сочувствовал царю и поддерживал в его начинаниях. Поскольку насельники города, пришедшие в основном из новгородской земли, были подневольные и жить в глухом месте им было тяжело, то многие из них порывались уйти отсюда, что отразилось бы крайне неблагоприятно на развитии заводов. Здесь-то и приходил Блаженный на помощь Государю. Он часто поднимался на верх Петропавловского собора, осматривал окрестности, молился и предсказывал: «Город разрастется. По времени заводы придут в разрушение, но только на время. По времени они восстановятся в большем и лучшем виде. Жители будут иметь довольство, город будет известен». Говорил он и о том, что никогда не будет здесь сильных пожаров, разве порой сгорят дом-два. Речи старца заставляли задумываться многих, мирили со своей долей, подавали светлые надежды на будущее.

В 1724 г. государь в последний раз посетил Петровские заводы. «Почтенный и блаженный старец Фаддей, – просил он прощаясь, – в молитвах своих поминай и на путь наш благослови...» Старец не мог сдержать волновавших его горестных чувств и, заливаясь слезами, сказал: «Не бывать, Надежда Государь, не бывать более!..» Царь был в недоумении. «Что ты говоришь, безумец!» – обратился Петр к старцу. Склонившись челом до земли, Фаддей вновь произнес: «Надежда Государь! В последний раз мы видимся с тобой». Слова прозорливого старца тяжело отозвались в сердце Петра, и он в волнении велел приглядывать за Фаддеем. Но стража переусердствовала и засадила старца в острог. Года не прошло, как исполнилось скорбное предсказание Блаженного. Незадолго до своей кончины государь вспомнил о Фаддее и справился, жив ли он. Узнав, что Фаддей содержится в заключении, царь послал на Петровские заводы гонца с приказом освободить Блаженного и выдавать ему пожизненную пенсию, от которой старец отказался.

28 января 1725 г. государя не стало. В память о скорбной для всех потере – кончине великого основателя заводов – опечаленные жители города поставили недалеко от часовни, где ныне стоит Крестовоздвиженская кладбищенская церковь (и где находилась чтимая тогда и сейчас Тихвинская икона Божией

Матери), большой деревянный крест. Он и сейчас стоит с левой стороны при входе на Зарецкое кладбище.

Жизнь в остроге не была тяжела блаж. Фаддею. Он облегченно вздохнул, лишившись назойливых посетителей. По Промыслу Божию, он усилил свой пост и молитву. Здесь, в уединении, старец чувствовал себя как в пустыне. Выйдя из острога, старец по-прежнему жил подаяниями милостивых людей, все более и более уединяясь и готовясь к ответу у Престола Небесного Царя. Не успела утихнуть печаль по смерти государя, как постигла Петрозаводск новая скорбь. В 1726 г. старец тихо почил. Его со слезами провожали все.

Память святого апостола и блаж. старца Фаддея Петрозаводского отмечается 3 сентября по новому стилю. Блаж. Фаддей до сих пор почитается в Петрозаводске. Во времена существования часовни учащиеся духовных и светских учебных заведений молились в ней об удачном исходе экзаменов. Эта традиция унаследована и современными молодыми горожанами. В начале сентября студенты и учащиеся школ возжигают свечи поблизости от того места, где когда-то стояла часовня (на углу театра), или прикрепляют их на стоящем вблизи фонарном столбе.

Литература

Настольная книга священнослужителя Т. 2–3: Месяцеслов. М., 1978–1979.

Самбикин,Димитрий. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местночтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве. Вып. 1–4 (сентябрь – декабрь). Каменец-Подольск, 1892–1895 (Прибавление к Подольским епархиальным ведомостям). Вып. 5 –12 (январь – август). Тверь, 1897–1902. (Прибавление к Тверским епархиальным ведомостям).



Источник: Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви / Сост. Священник Сергий Широков. – М.: «Белый Город». – 2004. – 448 С.

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс