сост. свящ. Сергий Широков

Жены

Прп. Александра, первоначальница Дивеевской общины (Агафья Семеновна Мельгунова) (+ 1789)

Богатая помещица, владеющая имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губ., вдова, полковница Агафья Семеновна Мельгунова (урожденная дворянка Нижегородской губ.) имела 700 крестьян и большой капитал. Сведения о ее жизни оставил о. Василий Дертев, а также сестры Дивеевской обители. А.С. Мельгунова лишилась мужа в молодые годы и прибыла в Киев с трехлетней дочерью, решив посвятить свою жизнь Богу. Известно, что около 1760 г. она приехала в Киево-Флоровский монастырь и здесь приняла монашество с именем Александры. Некоторое время спустя ей было видение Пресвятой Богородицы, Которая повелела ей оставить этот монастырь и идти на север, в место, которое Она Сама ей укажет. Киево-Печерские старцы решили, что видение было истинным, и посоветовали матери Александре скрыть свое пострижение и под прежним именем полковницы Агафьи Семеновны Мельгуновой отправиться в путь, указанный ей Пресвятой Девой. По дороге из Мурома в Саровскую пустынь мать Александра остановилась в селе Дивеево и на лужайке у западной стены небольшой деревянной церкви села отдохнуть на бревнах. В легкой дремоте она снова увидела Божию Матерь, Которая открыла ей, что на этом месте надлежит основать обитель, которая будет Ее четвертым уделом. Мать Александра с великой радостью направилась в Саровскую пустынь. Монастырь стоял среди дремучего соснового леса, на горе, с трех сторон окруженной речками Саровкой и Сатисом. Строгое благочиние, продолжительная церковная служба, старинное столповое пение по чину Афонской горы, простота и убогость монашествующих и вся обстановка восхитили душу матери Александры. Саровские старцы подтвердили ей слова Киево-Печерских иноков исполнять с верой все указанное ей Царицей Небесной. Они же посоветовали ей поселиться вблизи Дивеева, в дерене Осиновке, отстоящей на две версты от села. Вскоре ее девятилетняя дочь заболела здесь и скончалась. Порвалось последнее звено, связывавшее ее с миром. Тогда, по благословению Саровских старцев, своих крестьян она отпустила на волю за небольшую плату, а часть капитала положила в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных. Остальные деньги ушли на содержание вдов и сирот, нищих и требующих помощи Христа ради, а также на постройку и возобновление 12 церквей.

Вернувшись в Дивеево, мать Александра поселилась в келии, которую выстроила себе во дворе свящ. Василия Дертева, известного своей высокой духовной жизнью. Здесь она прожила 20 лет, проводя дни в самых тяжелых работах, очищая хлев, ходя за скотиной, стирая белье и пр.

В 1767 г. мать Александра приступила к постройке каменного храма в Дивеево во имя Казанской иконы Божией Матери. Саровский старец о. Пахомий, к которому она обращалась как к своему духовному отцу, благословил праведницу на этот подвиг, а епархиальное начальство дало разрешение. Так началось строительство храма на том месте, где ей явилась Царица Небесная. Когда сооружение храма было закончено, мать Александра ездила в Казань, где получила список-копию с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, и в Киев, где испросила для церкви св. мощи. Из Москвы она привезла колокол и необходимую утварь. Иконостас был перевезен в церковь из старого Саровского собора в честь Успения Божией Матери. Новый был воздвигнут трудами строителей о. Ефрема и о. Пахомия, в том числе и на средства, которые пожертвовала мать Александра.

Келейные подвиги матери Александры остались неизвестны, однако сестры Дивеевской общины, соседи-помещики и дивеевские крестьяне сохранили память о ее глубоком смирении и тайных благотворениях. Мать Александра помогала в поле одиноким крестьянам, а во время уборки урожая, когда все уходили в поля и на работу, топила в избах печи, готовила обед, пекла хлеб, обмывала детей, стирала их белье и к приходу матерей одевала их в чистое платье. Бедным невестам она вышивала головные уборы – «сороки», и полотенца. В праздники и воскресные дни мать Александра никогда не уходила из церкви прямо к себе, а по окончании литургии останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, рассказывая им о христианских обязанностях и о достойном почитании праздничных и воскресных дней.

Эти духовные беседы с благодарностью вспоминались прихожанами села Дивеево даже спустя много лет после ее смерти. Со всех сторон к ней шли не только простые люди, но и представители местного дворянства, купечества и духовенства, чтобы послушать ее наставления, получить благословение и совет. Исполненная дарами Св. Духа и редким природным умом, имея хорошее образование и воспитание, она изучила церковные уставы, так что по различным поводам к ней приходили за разъяснением. В семейных делах, спорах и ссорах к ней обращались за разрешением неурядиц.

Н.А. Мотовилов со слов послушницы матушки Александры, Евдокии Мартыновны, записал: «Одежда Агафьи Семеновны была не только простая и бедная, но и многошвейная, и притом зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную, черную кругленькую, шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головною болью; платочки носила бумажные. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни хаживала уже в холодных сапожках, подаренных ей... На ее кроватке лежал войлочек , а в головах пуховые подушечки, пожертвованные ей духовными ее дочерьми... И это уже было незадолго до кончины ее, а до того времени она их не имела. А во время отдохновения своего подкладывала под голову камень, зашитый в холстину для того, чтобы издали казался подушечкой. Матушка

Агафья Семеновна носила власяницу, была среднего роста, вида веселого, лицо круглое, белое, глаза серые, нос короткий луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светлорусые, лицо и ручки – полные, в последние дни жизни от многих слез глаза ее всегда были красные».

Строго исполняя Саровский устав, она во всем руководствовалась советами отца игумена Пахомия. Вместе с сестрами шила свитки, вязала чулки и занималась всем необходимым для Саровской братии рукоделием. Отец Пахомий в свою очередь выдавал малой общине все необходимое для их земного существования, так что даже пищу привозили сестрам раз в сутки из Саровской трапезы.

Великая старица с особенным уважением обращалась к прп. Серафиму, в то время еще юному послушнику, провидя в нем духовного руководителя начатого ею, по велению Божией Матери, создания Ее Дивеевского Удела.

В июне 1789 г. игум. Пахомий с казначеем о. Исаием и иеродиаконом о. Серафимом отправились в село Леметь на похороны благодетеля помещика Александра Соловцова и по дороге заехали в Дивеево навестить старицу и благодетельницу. Мать Александра была больна и, получив от Господа извещение о скорой кончине, просила соборовать ее, что они и совершили. Прощаясь с ними, она просила о. Пахомия не оставлять ее сестер и позаботиться о Дивеевской обители. Отец Пахомий обещал делать это, но, ссылаясь на свои старческие годы и слабость, указал на иеродиакона Серафима, которому хотел бы поручить это дело. Тогда матушка Александра попросила о. Серафима делать для ее обители все, что Царица Небесная ему укажет.

Она скончалась 13 июня 1789 г. Отец Пахомий с братией на обратном пути как раз поспели к погребению матушки Александры. Отслужив соборно литургию и отпевание, они похоронили основательницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви.

Литература

Иоасаф (иеромонах). Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, затворника и пустынника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской обители Агафьи Семеновны Мельгуновой. СПб., 1849.

Летопись Серафимо- Дивеевского монастыря с жизнеописанием основателей: прп. Серафима и схимонахини Александры, урожд. А.С. Мельгуновой / Сост. архимандрит Серафим (Чичагов). М., 1991.

Прп. Анна Новгородская (в крещении Ирина) (+1050)

Св. Анна, старшая дочь шведского короля Олафа, до принятия христианства была известна на своей родине под именем Ингигерды. На Руси она носила христианское имя Ирина. Имя Анны она приняла перед смертью при пострижении в схиму.

Время и обстоятельства крещения прп. Анны точно не известны, но ее отец принял крещение в зрелом возрасте, примерно в 1000 г. Он много сделал для христианского просвещения своей языческой страны. Мать ее, королева Эстриди, происходившая из знатного рода, была известна своим умом и добрым сердцем. Все дети их отличались прекрасною наружностью и высокими духовными дарованиями.

Вопреки обычаю того времени воспитывать детей у родственников Ирина выросла в своей родной семье и получила исключительное для того времени образование: изучила литературу, историю и особенно Св. Писание. С ранних лет она пользовалась большой свободой, принимала участие в общественной жизни своей страны, самостоятельно управляла собственными поместьями, имела свою вооруженную свиту, путешествовала и принимала гостей. В 1016 г. она по воле своего отца, искавшего ей мужа, «который был бы достоин его дружбы» вышла замуж за великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019–1054) и прибыла в Новгород. В приданое она получила город Ладогу и прилегавшую к нему область с правом лично управлять ими.

Сказание отмечает большое влияние св. Анны на кн. Ярослава. Она часто сопровождала его в поездках по государственным делам и даже на войну. Ее непосредственному вмешательству приписывается окончание продолжительной войны кн. Ярослава с кн. Брячиславом Полоцким. Став русской великой княгиней с именем Ирины, она всей душой отдалась интересам своей новой родины и стала верной помощницей и советницей своего мужа. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и великим князем, она согласилась, но предупредила, что будет защищать своего мужа.

Вел. блгв. кн. Ирина имела большое влияние на добрые отношения, установившиеся тогда между Скандинавскими странами и Россией. Она приютила у себя в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского, которого вернула на родину только тогда, когда убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и будут уважать его права. Когда против вел. кн. Ярослава восстал его брат, кн. Мстислав Тмутараканский, кн. Ирина предложила Мстиславу решить спор единоборством с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами бороться не привык – и уступил брату. В преданиях Скандинавского Севера сохранилось память о ней как о женщине самоотверженной, обладавшей добрым сердцем, умной, смелой и предприимчивой. Св. Анна сыграла заметную роль в установлении мира между Швецией и Норвегией. Благодаря ее личному влиянию были установлены прочные добрососедские отношения Руси со Швецией и Норвегией.

Св. кн. Анна была матерью семи сыновей и трех дочерей. Из ее сыновей наиболее известны четверо: старший – св. блгв. кн. Владимир Новгородский, причисленный к лику святых Русской Церкви и следующие за ним братья его: Изяслав Киевский, Святослав Черниговский (княжившие поочередно в Киеве), память которых чтилась местно в Киеве, и Всеволод Переяславский – отец Владимира Мономаха, родоначальник вел. кн. Московских

Дочери ее были королевы: Анна Французская, Мария Венгерская и Елизавета Норвежская. О высокой христианской нравственности великокняжеской семьи свидетельствует знаменитое «Слово о законе и благодати» свт. Илариона, митрополита Киевского, который, обращаясь к покойному уже, св. равноап. вел. кн. Владимиру, говорил: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!»

В 1037 г. в Киеве св. Ирина основала первый женский монастырь во имя св. великомученицы Ирины, и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. Это ей удавалось, поскольку двор вел. кн. Ярослава жил то в Киеве, то в Новгороде. С именем св. Анны связано и строительство Новгородской святыни – собора св. Софии, который был заложен в 1045 г. сыном ее кн. Владимиром в присутствии кн. Анны и кн. Ярослава.

Св. Анна умерла в Новгороде 23 февраля 1050 г. По окончании строительства Софийского собора мощи св. Анны в 1052 г. были положены в его паперти. Сын св. Анны, блгв. кн. Владимир, преставившийся 4 октября 1052 г., был погребен вместе с матерью.

Литература

Подвижницы благочестия земли Русской. История женской святости Х -Х вв. М., 2002.

Трофимов А. Святые жены Руси. М.,1993.

Прп. Евфросиния, Игумения Полоцкая (Княжна Предслава) (1101– 1173)

Дочь полоцкого кн. Святослава Всеславича, родилась в Полоцке не ранее 1101г. Отличалась красотой и любовью к образованию, однако, почувствовав призвание к монашеству, ушла в Полоцкий Спасский монастырь, приняв постриг с именем Евфросиния. Одно время она жила в полном уединении, переписывая при Софийской церкви в Полоцке священные книги. Она вела летопись Полоцка, переписку с Византией и даже сама слагала стихи. Задавшись целью быть проповедницей слова Божия, она умножала его через распространение книг. В то же время Евфросиния решила своим трудом деньги зарабатывать на милостыню. Она переселилась в Сельцо неподалеку от Полоцка, где находилась обветшавшая церковь Спаса, при которой хоронили полоцких епископов. Там около 1160 г. она поставила каменную церковь. При ее участии были открыты школы и скриптории, где изучали и переводили античных и византийских авторов.

В Полоцке Евфросиния основала женский монастырь, где и до сего дня хранится сооруженный ею напрестольный крест. Здесь приняли монашеский постриг ее сестра Градислава с именем Евдокия и двоюродная сестра Звенислава с именем Евпраксия, а также две ее племянницы – Ольга (иноческое имя – Евфимия) и Кириния (иноческое имя – Агафья). Позднее она построила еще одну каменную церковь во имя Пресвятой Богоматери и основала при ней мужскую обитель. В этих монастырях, уставы для которых писала сама Евфросиния, под ее руководством действовали мастерские по переписке книг (скриптории) и по иконописи.

Мудрость Преподобной проявлялась и в том, что она не стала искоренять местные языческие традиции, а направила усилия насельниц и насельников основанных ею монастырей на духовное просвещение народа. Ее педагогическая деятельность внесла значительный вклад в дело народного образования. Школы прп. Ефросинии Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программам обучения, и по составу учащихся. Последние в большинстве своем были детьми простых людей.

Пользуясь родством с византийским императором Мануилом, она выпросила (с благословения патриарха Луки Хрисоверга) находившуюся в Ефесе икону Богоматери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Икона была поставлена сначала в Спасской церкви, но в 1239 г. по случаю женитьбы переяславского св. блгв. кн. Александра Невского на дочери полоцкого князя Брячеслава Васильковича, перенесена в Торопец.

Уже в преклонные годы прп. Евфросиния исполнила давнее свое желание – посетить святые места Палестины. Оставив свою обитель на попечение сестры Градиславы, она отправилась около 1169 г. на Восток в сопровождении брата Давыда Святославича, князя Витебского, и Звениславы. В пути они встретились с императором Мануилом, шедшим в поход на венгров. В Константинополе ее принял патриарх Лука. Она посетила Софийский собор, поклонилась другим константинопольским святыням и продолжила путь в Иерусалим, где остановилась в русском монастыре Пресвятой Богородицы. Несколько раз она ходила на поклонение Гробу Господню и поставила над ним золотую лампаду. Обошла все места, где бывал в земной жизни Иисус Христос. В 1173 г. после непродолжительной болезни прп. Евфросиния скончалась в русском монастыре. Тело ее было погребено в окрестностях Иерусалима. Впоследствии ее мощи были доставлены в пещеры Киево-Печерского монастыря.

Литература

Подвижницы благочестия земли Русской. История женской святости Х -Х Х вв. М., 2002.

Трофимов А. Святые жены Руси. М.,1993.

Монахиня Мария (Скобцова Елизавета Юрьевна) ( 1891– 1945)

Родилась 8 (21) декабря 1891 г. в Риге. Первая женщина, окончившая Санкт-Петербургскую духовную академию (заочно). До революции была членом партии эсеров. В 1917 г. возглавила администрацию г. Анапа. В 1921 г. эмигрировала в Париж. В 1932 г. приняла монашество. Мать Мария была секретарем Русского студенческого христианского движения (РСХД). Она основала благотворительную и культурно-просветительную организацию помощи русским эмигрантам

«Православное дело», общежитие для обедневших русских эмигрантов на ул. Лурмель в Париже. В 1943 г. была арестована фашистами за работу в Сопротивлении и укрывательство евреев. 30 (или 31) марта погибла в концентрационном лагере Равенсбрюк. Канонизирована Константинопольской Православной Церковью в 2004 г.

Н.А. Бердяев Памяти матери Марии

Мать Мария была одной из самых замечательных и одаренных русских женщин. Она характерна для своей эпохи и отражала самые характерные ее течения. Она была новой душой. Она была поэт, революционер и религиозный деятель. Она принадлежала революционной эпохе, была социалистом-революционером, но не принадлежала к старому типу революционной интеллигенции. Но она не приняла революции в большевистской форме. Она прошла через русский культурный ренессанс начала века, через русскую поэзию эпохи символистов, была близка с А Блоком, ей свойственно было беспокойство той эпохи. Но в душе матери Марии отразились также религиозные искания и течения эпохи. Она была вольнослушательницей Петербургской духовной академии. В эмиграции она была одной из немногих сочувствовавших русской религиозной философии. Она активно участвовала в Русском студенческом христианском движении и отошла от него, когда в нем обнаружились очень правые течения. Мать Мария была натурой очень активной, всегда увлеченной каким-либо делом, но никогда не удовлетворенной вполне. Потребность в религиозной деятельности привела ее к монашеству. Социальные мотивы всегда были сильны в ее религиозности. Она стремилась к созданию нового типа монашества. Эмигрантская среда была для этого очень неблагоприятной. Она стремилась все к новым формам деятельности.

...У нее была страстная любовь к России и русскому народу. Последний период ее жизни, период войны, был весь окрашен в цвет страстного патриотизма, который принимал крайние формы. Исключительная любовь к

России, к русской земле и русскому народу делали ее часто несправедливой к Западу и западным течениям. Ее мироощущение можно назвать революционным славянофильством. Мать Мария во время оккупации была настоящей резистанткой. У меня было впечатление, что она стремилась к жертве и страданию, она хотела умереть за русский народ. Конец ее был героический. В германском концентрационном лагере она нашла для себя религиозную деятельность, которая, вероятно, ее больше удовлетворяла, чем деятельность в мире свободном.

Литература

Бердяев Н.А. Памяти матери Марии // www.mmaria.f2s.com/101.htm

Гаккель Сергий, прот. Мать Мария. М., 1994.

Е.Ю. Кузьмина-Караваева (Мать-Мария): Библиографический указатель / В серии «Знаменитые эмигранты России». СПб., 2002

Шустова А.Н. Библиографический указатель литературных, философских, публицистических и художественных произведений Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии). Томск, 1994.

Св. прав. София, княгиня Слуцкая ( 1585– 1612)

Св. София происходила из рода Великих князей Киевских и Литовских.

Потомками этой династии являлись князья Олельковичи, владевшие Слуцким княжеством до 1612 г. Князья из рода Олелько стремились к тесным связям с Московским княжеством. Центром духовной связи двух княжеств с XI в. стала Свято-Троицкая обитель в Слуцке, где были построены Свято-Ильинский и

Спасо- Преображенский монастыри. Настоятелей в эти монастыри назначали, как правило, киевские митрополиты.

В XVI в. в Слуцке насчитывалось 15 храмов. Княжеская семья Олельковичей, в которой родилась св. София, отличалась благочестием и верностью служения своему народу. Но ко времени ее княжения многое изменилось: уния 1596 г. внесла нестроения в церковную жизнь края. Многие православные храмы были отданы униатам, а новые церкви строились как костелы: иконостасы в них заменялись ширмами, которые легко снимались, на хорах устанавливались органы. В Пинско-Туровской епархии православным оставался только лишь город Слуцк.

Св. София с детства сохраняла верность Православию. Рано оставшись сиротой, она стала наследницей всего княжества. Взрослея, она все яснее понимала опасность унии для Православия. Чтобы противостоять натиску католической экспансии, княгиня обвенчалась по православному обряду с кн. Янушем Радзивиллом в одном из соборов Бреста. Для венчания по православному чину потребовалось разрешение на брак от Римского папы. Заключая этот брак, кн. Януш Радзивилл дал обещание воспитывать детей в Православии.

Св. София стала организатором Православного братства при Преображенском монастыре. Позднее при нем была устроена богадельня и училище. В этом монастыре начинал свою проповедническую деятельность свт. Дмитрий Ростовский.

Праведная княгиня убедила своего мужа-католика испросить у польского короля грамоту о воспрещении принуждения «благочестивых», т.е. православных, к унии.

Такая грамота была получена. Это была первая попытка юридически защитить интересы православных на Слуцкой земле. Даже после смерти своей супруги кн. Януш Радзивилл писал в одной из грамот «Церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны бьггь сохраняемы, и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены». В другой грамоте он наказывал: «Церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена, неприкосновенно, без всякой перемены должны быть сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных».

Историк Минской епархии архим. Николай писал: «Город Слуцк остался единственным из городов Северо-Западного края, который терпеливо выдержал весь гнет католицизма и был сильной твердыней Православия, сохранив целость, чистоту и неприкосновенность такового, так что все коренные вероисповедания

Православия уцелели в том самом виде, в каком они внушены были первыми просветителями славян». В этом была несомненная заслуга св. кн. Софии. Деятельность Спасо-Преображенского братства отмечена патриархом Иерусалимским Феофаном. В приветственной грамоте от 6 июня 1620 г. он писал: «Святой крест от руки нашей в тот святый храм посылаю. Молит Вас смирение наше и отеческим благонравием повелевает Вам не расслабевать душою, не унывати телом, но еже бодренным и готовым быти, вземша оружия Божия на прогнание врага. Сею благословенною хартиею нашею тое Братство Ваше Боговожделенное при храме Преображения Господа нашего Иисуса Христа в Богоспасаемом граде Слуцку... во вечные роды благословляем и утверждаем».

Св. София заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и принтов. Она много жертвовала на храмы Божии, своими руками изготовляла для церквей шитые серебром и золотом священнические облачения и покровы. В день Покрова Пресвятой Богородицы она всегда приходила пешком в построенную на ее средства Покровскую церковь на Мир-горе Язельского прихода.

Благоверная княгиня была последней представительницей рода слуцких князей Олельковичей. Она умерла 19 марта 1612 г. и была погребена в Слуцком Свято-Троицком монастыре. Сейчас нетленные мощи св. кн. Софии почивают в Минском кафедральном Свято-Духовом соборе.

Литература

Подвижницы благочестия земли Русской. История женской святости Х-ХХ вв. М., 2002.Трофимов А. Святые жены Руси. М.,1993.



Источник: Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви / Сост. Священник Сергий Широков. – М.: «Белый Город». – 2004. – 448 С.

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс