сост. свящ. Сергий Широков

Источник

Патриархи

Свщмч. Гермоген, патриарх Московский и всея Руси (1530– 1612)

Происходил из донских казаков. В святом Крещении младенцу дали имя Ермолай.

Подростком ушел в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь, где жил на покое основатель монастыря свт. Варсонофий, бывший архиеп. в Твери. Старец взял

Ермолая под свое руководство, обучал его и укреплял в вере и благочестии. Ермолай был посвящен в священнический сан и определен к церкви свт. Николая. Он любил читать и в свободное время занимался самообразованием, в результате чего прекрасно изучил

Св. Писание, церковную и гражданскую историю, церковные уставы, творения вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

8 июля 1579 г. совершилось явление Казанской иконы Божией Матери. Богоматерь явилась во сне девятилетней дочери стрельца Онучина Матрене и повелела ей объявить архиеп. Иеремии и городским властям, что на месте сгоревшего дома Онучиных скрыта в земле икона Ее. Девочка исполнила повеление. Жители толпами спешили к священному месту. Архиеп. Иеремия с духовенством совершил крестный ход, поднял явленную икону и велел нести ее в ближайшую церковь свт. Николая. Нес икону плакавший от умиления Никольский священник – будущий патриарх Гермоген.

Вскоре о. Ермолай лишился жены и принял монашество с именем Гермоген. Новый инок отличался благочестием, хорошо знал Св. Писание, творения святых отцов и церковную историю. В 1582 г. он стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в

Казани. 13 мая 1589 г. состоялась его хиротония во епископа с возведением в сан архиепископа Казанского (позднее он стал первым Казанским митрополитом).

В 1592 г. митр. Гермоген ходил в Свияжск для встречи перенесенных туда из Москвы мощей св. Германа Казанского. В 1595 г. при деятельном участии митр. Гермогена в Спасо-Преображенском монастыре произошло открытие мощей святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Св. Гермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

Царь Феодор Иоаннович, сын Иоанна Грозного, возвел его в сан митрополита Казанского. Новое назначение открывало для митрополита широкое поле деятельности. Казанская епархия была очень обширной, население края, многонациональное и многорелигиозное, зачастую было настроено враждебно к Московскому государству и Православию. Поэтому деятельность митр. Гермогена была направлена на то, чтобы укрепить Православие в епархии, сделать этот край нераздельной частью русского государства. Митр. Гермоген, как и его предшественники свт. Гурий и Герман, архиепископы Казанские, заботился о строительстве храмов и об украшении христианских святынь. Он установил дни памяти героев и первопроходцев Казанского края, павших при взятии Казани. В течение 17 лет митр. Гермоген трудился в Казанской епархии и своим неутомимым трудом много сделал для этого края в его культурном развитии и укреплении в нем Православия.

В это время Русь постигло страшное бедствие. Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 г. прекратился род Рюрика, правивший Русью, и на престол вступил избранный

Земским Собором Борис Годунов. Младший же сын Грозного, царевич Димитрий, еще при жизни царя Феодора был зарезан в Угличе (15 мая 1591 г.). В народе говорили, что убийцы были подосланы братом царицы Борисом Годуновым. После смерти царя Феодора несколько лет Годунов царствовал спокойно. Но затем начались голодные годы и повальные болезни. Царь Борис старался расположить к себе добрыми делами: кормил неимущих, давал работу безработным. Народ не успокаивался. Началась смута. Явился первый самозванец, который принял на себя имя убиенного Царевича Димитрия. Кто был этот человек, неизвестно и по сие время. Но он объявил себя сыном Грозного и утверждал, что в Угличе зарезали подставного младенца, а его – истинного Царевича – скрыли от убийц и спасли. Назвавшийся Димитрием объявился в Польше. Польский король воспользовался случаем, чтобы причинить зло ненавистному для него Московскому государству: он пообещал самозванцу содействие и дал ему отряд войска. В августе 1604 г. Лжедимитрий переправился через Днепр и вступил в русские пределы. Самозванец разбил царскую рать. Положение Годунова сделалось отчаянным. 29 апреля 1605 г. он скоропостижно скончался. Самозванец беспрепятственно достиг Москвы и венчался на царство. Новый царь окружил себя поляками, не ходил к церковным службам, не соблюдал постов, пренебрегал русскими обычаями. Православная вера ему была как бы совершенно чужою. Так как патриарх Иов явно не сочувствовал мнимому царю, то назвавшийся Димитрием лишил старца патриаршей власти, послал его в заточение в городок Старицу и поставил патриархом

Игнатия.

Между тем в Москву приехала дочь сандомирского воеводы, полька Марина Мнишек, на которой самозванец задумал жениться, еще живя у польского короля. Русские дали понять Лжедимитрию, что Марина Мнишек должна перейти в Православие. Царь запросил об этом архиереев. От имени Собора высказался Казанский митр. Гермоген.

«Не подобает, – говорил Святитель, – православному Царю брать некрещеную и вводить в святую церковь. Не делай так, Царь: никто из прежних Царей так не делал, а ты хочешь сделать». Самозванец приказал лишить Гермогена сана и отправить в заточение в Казань. Однако кара не постигла твердого духом святителя. Утром 17 мая 1606 г., когда названный царь Димитрий еще спал, князь Василий Шуйский с мечом и крестом в руках въехал на коне в Кремль через Спасские ворота. С колоколен раздался набат. Москвитяне хлынули толпами к Кремлю. Лжедимитрий выбросился в окно, но тут же был убит. До сих пор близ кремлевских соборов показывают место его гибели. Марина успела спастись.

После смерти Лжедимитрия царь Василий Иванович Шуйский в 1606 г. собрал в

Москве собор русских епископов, которые избрали на патриаршую кафедру Гермогена

Казанского. Святитель все свои силы отдал служению Церкви и Отечеству. С особым вдохновением противостоял он изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом

Гермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и к избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрепились в Кремле. Поляки сначала притесняли патр. Гермогена, а затем заточили в Кирилловский монастырь, сняли архиерейские одежды и приставили к нему многочисленную стражу, не давая возможности общаться с миром. Но Первосвятитель и отсюда продолжал поддерживать борцов за независимость Руси. Тогда из Кирилловского монастыря патриарха Гермогена перевели в Чудов монастырь и заключили в темницу, окончательно лишив его общения с миром. Уже из заточения он обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Озлобленные поляки издевались над ним, морили голодом, давая ему только овес и немного воды. Эти страдания патр. Гермогена продолжались в течение года. Он не дожил до освобождения Москвы. 17 февраля 1612 г. он скончался и был погребен в Чудовом монастыре в храме Архистратига Михаила, а в феврале 1654 г. его св. мощи были перенесены в Успенский собор.

Борьбу продолжили его сторонники из Троице-Сергиевой Лавры. Эта борьба закончилась победой русского народа. Русские полки очистили Москву от поляков 22 октября 1612 г.

Свт. Гермоген известен прежде всего как борец за чистоту Православия и единство Русской земли. Он пламенно верил и любил свой народ и Отечество. Он многое сделал для исправления и издания церковной литературы. При нем были изданы Евангелие, Минеи Месячные, «Большой Церковный Устав» (1610). Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания

Богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее в 1611 г., когда Москва была подожжена поляками. Широко известна его литературная деятельность. Он написал повесть о Казанской иконе Божией Матери и службу (1594); послание патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591); сборник, в котором рассматриваются вопросы Богослужения (1598); патриотические грамоты и воззвания к русскому народу (1606–1613) и другие произведения. Свт. Гермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря. С начитанностью патриарх Гермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя.

Труды

Творения Святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси. М., 1912.

Литература

Боголюбский М. Московская иерархия. Патриархи. М, 1895. С. 9, 10, 12–13.

Борин А Св. патриарх Гермоген и место его заключения. М., 1913.

Васенко П. Б. Патриарх Гермоген. 1611 – 1613 гг. Н. Новгород, 1903.

Виноградов И, священник. Великий борец и страдалец за Русскую Землю. Сергиев Посад, 1915.

ДмитриевД. С. П атриарх Гермоген. М., 1906.

Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и Землю Русскую. 2-е изд. Т. 2. СПб., 1899. С. 187–199.

Житие священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца // Избранные жития русских святых X V I -X X вв. М., 2001.

Журнал Московской Патриархии, 1958, № 10. С. 26–33.

Кедров. Жизнеописание святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея России. М., 1912.

Кремлевский А Гермоген, патриарх Всероссийский (историч. очерк). Пг., 1903.

Мануил (Лемешевский), митрополит, русские православные иерархи периода с 992 по 1892 г. Ч. 1–5. Куйбышев, 1971 (машинопись).

Назаревский В. Гермоген, св. патриарх Всероссийский. М., 1912.

Покровский ИМ. Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский (а затем патриарх Всероссийский). Казань, 1908.

Святейший Гермоген, патриарх Московский и всея Руси // Московский патерик; Сб. Сост. Иосиф (Шапошников), игумен, Ярослав Шипов. М., 1991.

Серафим, игумен. Торжество долга (прославление свт. патриарха Ермогена и майские торжества в 1913 г.). Кунгур, 1914.

ЦаревскийА Гермоген, Святейший патриарх Всероссийский в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. Казань, 1907.

Чернышев С. Святейший всероссийский патриарх Гермоген в его самоотверженном служении бедствующему отечеству. Киев, 1912.

Иов, патриарх Московский и всея Руси (+1607)

Первый русский патриарх родился в семье посадских людей. Обучался в Успенском монастыре в г. Старице Тверской губ. Около 1553 г. постригся в монахи. В 1566 г. Старица стала опричной резиденцией царя Ивана Грозного, который способствовал назначению Иова настоятелем местного монастыря. В 1571 г. Иов был переведен в Москву и назначен настоятелем Симонова монастыря, а в 1575 г. – настоятелем Новоспасского монастыря. Был участником Собора 1580 г. в Москве, где решался вопрос о монастырских вотчинах.

В 1581 г. после совершения архиерейской хиротонии Иов был назначен епископом

Коломенским, а в 1586 г. стал архиепископом Ростовским. В том же году был избран митрополитом на Московскую кафедру. После того как в 1589 г. царь Борис Годунов добился согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России, митр. Иов был избран первым патриархом всея Руси. Под его руководством проходили исправление и подготовка к печати богослужебных книг. Он содействовал прославлению таких русских святых, как Василий Блаженный, прп. Иосиф

Волоцкий и др. Патриарх способствовал строительству новых храмов и монастырей, миссионерской деятельности в Астраханском ханстве и в Сибири.

При нашествии Лжедимитрия I и внезапной смерти Бориса Годунова 1 июня 1605 г. в Москве произошло восстание, в результате которого патриарх был смещен с первосвятительской кафедры и отправлен в Старицкий монастырь, где и умер в 1607 г.

В 1989 г. он был причислен клику святых.

Литература

Житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси // Избранные жития русских святых ХУ1-ХХ вв.

М, 2001.

Патриархи всероссийские // Журнал для чтения воспит. военно-учеб. заведений, 1843. Т. 42, № 165.

Российские патриархи // Русский инвалид, 1829, № 305. С. 1222.

Скрынников РГ. Святители и власти. Л., 1990.

Феофилакт (Моисеев), игумен. Святитель Иов – первый русский патриарх // Богословские труды. М., 1990. Сб. 30.

Шикман АП. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997.

Сергий, патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иоанн Николаевич) (1867– 1944)

Родился 11 января 1867 г. в г. Арзамасе Нижегородской губ. в семье священника.

Был воспитан в глубоко религиозной атмосфере. Образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1890 г. был пострижен в монашество с именем Сергий и 21 апреля рукоположен во иеромонаха.

9 мая 1890 г. окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня назначен членом Православной духовной миссии в Японию.

В декабре 1891 г. о. Сергий был назначен судовым священником на корабль «Память

Азова». Два года спустя получил должность доцента по кафедре Св. Писания Ветхого

Завета Санкт-Петербургской духовной академии, а с 13 декабря 1893 г. назначен инспектором Московской духовной академии. 21 сентября 1894 г. о. Сергий возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении». В 1897 г. вторично назначен в Японию помощником начальника Право славной духовной миссии.

Через два года стал ректором Санкт-Петербургской семинарии, а потом инспектором

Санкт-Петербургской духовной академии. 25 января 1901 г. архим. Сергий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и 25 февраля хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. С 6 октября 1901 г. возведен в сан архиепископа

Финляндского и Выборгского.

С 4 апреля 1913 г. п о 14 января 1915 г. был председателем Миссионерского совета при

Св. Синоде. С 10 августа 1917 г. получает назначение на Владимирскую кафедру и 28 ноября возводится в сан митрополита. 18 марта 1924 г. переводится в Нижний Новгород и 10 декабря 1925 г. избирается заместителем Патриаршего местоблюстителя.

Первые годы управления митр. Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний, оппозиций и расколов. Далеко не все признали его законным главой Церкви по той причине, что он временно находился в обновленческом расколе.

На Архиерейском С оборе 26 августа ст./ст. 1943 г. митр. Сергий был избран Патриархом

Московским и всея Руси. 30 августа ст./ст. 1943 г. состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе.

Патриарх Сергий скончался 2/15 мая 1944 г. и был погребен в Николаевском приделе

Богоявленского собора.

Труды

Христианство в Китае и Японии // Русский вестник, 1892, дек.; 1893, февр.

Православное учение о спасении (магистерская диссертация). Сергиев Посад, 1895. 2-е изд. Казань, 1898.

Вопрос о личном спасении (Речь перед защитой магистерской диссертации). М., 1895.

Разбор инославных учений об оправдании. 1. Учение средневекового инославного богословия // Богословский Вестник, 1895, апр. и авг.

На Дальнем Востоке (письма японского миссионера). Арзамас, 1897.

По Японии (письма о миссионерском путешествии). // Богословский Вестник, 1899, апр.-дек.

К вопросу о том, что разделяет нас со старокатоликами. – 1903.

Слова и речи (1901–1905). СПб., 1905.

Основное заблуждение католичества и протестансгва// Православный Финляндский сборник, 1911, № 9, с. 3; Журнал Московской Патриархии, 1963, № 3, с. 50, п/ с. 13.

Предисловие к книге «Правда о религии в России». Изд. МП, 1942.

Пасхальное послание 23 апреля 1943 г. // Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Журнал Московской Патриархии, 1943. С. 46–47.

О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны (доклад на Соборе 8 сентября 1943 года)//Журнал Московской Патриархии, 1943, № 1.

Зачем Святой Руси дана вера православная? (Речь после молебна перед открытием годичного собрания Общества ревнителей веры и милосердия 22 октября 1901 г. // Журнал Московской Патриархии, 1994. № 5. С. 9 –11.

Значение апостольского преемства в инославии // ЖМП, 1994, № 5. С. 61–79

К вопросу о веротерпимости// ЖМП, 1994, № 5. С. 19–22.

Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам //Журнал Московской Патриархии, 1994, № 5. С. 80–98.

Литература

Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947.

Граббе Г. Правда о русской Церкви на Родине и за рубежом. Джорданвилль, 1961.

Троицкий Г. Патриарх Сергий и русский зарубежный церковный раскол // Вл. Лосский. Личность и мысли Святейшего Патриарха Сергия //ЖМП, 1984, № 11.

Мануил (Лемешевский), митрополит. Патриарх Сергий и обновленческий раскол // ЖМП, 1994, № 5. С. 103–106.

Страж дома Господня: Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). М., 2003.

Тихон, патриарх Московский и всея Руси, (Беллавин Василий Иванович), Просветитель Сев. Америки ( 1865– 1925)

Родился 19 января 1865 г. в г. Торопце Псковской губ. в семье священника.

Когда наступило время обучения его наукам, родители определили отрока в Троицкое духовное училище, где он сердцем и умом постигал преподаваемые дисциплины. Кроткий и молчаливый нрав отрока приводил в удивление его товарищей, которые, зная его незлобие, часто смеялись и подшучивали над ним, обращаясь к нему со словами: «Ваше Святейшество». А однажды, желая позабавиться, сделали из отбросов жести кадило и, махая на Василия, восклицали: «Вашему Святейшеству многая лета». Так через невинные шалости детей промыслительно открывалось его будущее призвание к высшему служению Церкви. Окончив училище, он поступил в Псковскую духовную семинарию, где был одним из лучших, а потом в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1888 г. окончил Академию и был определен преподавателем по предметам основного, догматического и нравственного богословия в Псковской духовной семинарии. Преподавал также французский язык.

В декабре 1891 г. был пострижен в монашество с именем Тихон в честь свт. Тихона

Задонского и рукоположен во иеромонаха. В марте 1892 г. был назначен инспектором

Холмской духовной семинарии, в июле того же года определен ректором Казанской, а затем назначен ректором Холмской духовной семинарии. 19 октября 1897 г. был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии.

14 сентября 1898 г. призван к миссионерскому служению в Америке и назначен епископом Алеутским и Аляскинским.

С именем свт. Тихона и его миссионерским служением связывают начало быстрого развития русских и сербских православных приходов в Америке. Спустя два года после его приезда в США его титул епископа Алеутского и Аляскинского был заменен на титул епископа Алеутского и Северо-Американского. Спустя еще пять лет, после завершения строительства кафедрального собора в Нью-Йорке, туда в 1905 г. была перенесена кафедра архиепископа Алеутского и Северо-Американского. К этому времени свт. Тихон был возведен в сан архиепископа и имел двух викарных епископов – Иннокентия (Пустынского), епископа Аляскинского (1903–1909) и Рафаила (Фававини), епископа Бруклинского (1903–1915). Последний окормлял приходы православных арабов, которые эмигрировали из пределов Оттоманской Турции и поселились на Восточном побережье

США Таким образом, свт. Тихон стал первым в Америке православным архиепископом, предстоятелем Православной Церкви в Америке.

Из этой епархии в 1877 г. были направлены первые миссионеры в Канаду и позднее основана Канадская миссия. Здесь же началось возвращение в лоно Матери Церкви униатских приходов из галичан и карпатороссов под руководством св. прав. прот. Алексея

Товта, причисленного Православной Церковью в Америке к лику святых.

Особое значение для распространения Православия среди граждан Соединенных Штатов имело издание перевода на английский язык Служебника, который открывал им смысл православного богослужения. Свт. Тихон был первым православным архиереем Америки, которому присвоено звание доктора богословия в университете штата Висконсин как признание его духовно-просветительской и научно-богословской деятельности.

Продолжая традиции свт. Иннокентия (Вениаминова) и будучи его преемником, свт. Тихон совершал трансконтинентальные миссионерские путешествия из Калифорнии на Аляску и с Западного побережья США на Восточное. Его всемирно известный предшественник, свт. Иннокентий, ежегодно по морю и по суше объезжал необъятные границы своей Камчатской, Алеутской и Курильской епархии, равной которой не знала христианская история, подвергая себя и свою жизнь бесчисленным опасностям и невзгодам. Уже в первый год своего архипастырского служения в Америке свт. Тихон предпринял миссионерское путешествие из Сан-Франциско на север Аляски. Путь этот, начавшись на корабле вдоль побережья Тихого океана, был продолжен на байдаре (байдара – это большая кожаная лодка, или точнее деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей) по северным рекам Аляски вдоль поселений эскимосов. Приведем один из ярких эпизодов путешествия Святителя на байдаре по реке Юкону.

Это первое трансконтинентальное миссионерское путешествие по Северо-Американскому континенту заняло 78 дней, за которые Владыка преодолел расстояние в

7300 миль, или более 11000 километров. Любовь свт. Тихона к своей эскимосской пастве, заброшенной в дебрях крайнего севера Аляски, была так сильна, что ей не могли помешать ни расстояния, ни опасности пути, ни угроза его собственному здоровью от эпидемий и болезней, частых у здешних аборигенов.

В своих предложениях по вопросам церковной реформы для Предсоборного присутствия свт. Тихон еще в 1905 г. предлагал проект преобразования Северо-Американской епархии в экзархат. «Дело в том, – писал он, – что в состав ее (епархии) входят не только разные народности, но разные православные Церкви, которые при единстве в вере имеют каждая свои особенности в каноническом строе, в богослужебном чине, в приходской жизни; особенности эти дороги для них и вполне терпимы с общей православной точки зрения. Посему мы не считаем себя вправе посягать на национальный характер здешних Церквей, напротив – стараемся сохранить таковой за ними, предоставляя им возможность быть непосредственно подчиненными начальникам их же национальности... В своей области каждый из них самостоятелен; но дела, общие для всей Американской Церкви, решаются соборне под председательством русского архиепископа.

В состав проектируемого Американского экзархата могут входить:

1) архиепископия Нью-Йоркская, коей подчинены русские церкви в Соединенных Штатах и Канаде;

2) епископия Аляскинская, обнимающая церкви православных жителей Аляски (русских, алеутов, индейцев, эскимосов);

3) епископия Бруклинская (сирийская);

4) епископия Чикагская (сербская);

5) епископия греческая».

В дополнение к ранее образованным викариатствам – русскому в Нью-Йорке и арабскому в Бруклине – свт. Тихон предложил учредить сербскую и греческую епархии. Таким образом, православие в Америке превращалось из эмиграционной церкви в соборную поместную церковь. С этой целью были проведены несколько подготовительных конференций духовенства в 1905 и 1906 гг. В феврале 1907 г. в Майфилде (шт. Пенсильвания) был созван исторический Всеамериканский собор, который собрал представителей православного духовенства и мирян. Однако вскоре свт. Тихон был отозван в Россию, где получил назначение на древнюю Ярославскую кафедру.

Одним из важнейших событий в процессе формирования поместной православной

Церкви в Америке стало основание в 1905 г. православной семинарии в Миннеаполисе (шт. Миннесота), а также сети общественных и финансовых организаций для поддержки, которые призваны были обеспечить нужды епархий и приходов, приюта для сирот в

Бруклине и монастырей – Свято-Тихоновского мужского в Пенсильвании (1905) и Свято-Покровского женского в Спрингфилде (шт. Вермонт, 1915).

Большую роль в формировании Православия в Америке сыграл ежемесячный журнал

«Американский Православный Вестник», который издавался параллельно на русском и английском языках, а также упомянутое выше издание перевода на английский язык книги «Богослужения Святой Православной Церкви».

Итогом миссионерского служения свт. Тихона стали существенные изменения в устройстве, административной структуре и духовной жизни Православной Церкви в Америке. В своей миссионерской деятельности свт. Тихон опирался на самоотверженное служение таких известных священников-миссионеров, как Владимир Александров (первый православный миссионер в Канаде), Александр Хотовицкий и Иоанн Кочеров, прославленные в лике святых как новомученики в России и в Америке, Феодор Пашковский (митрополит Феофил, 1934–1950) и Леонид

Туркевич (митрополит Леонтий, 1950–1965).

За неполные 10 лет миссионерского служения в Америке свт. Тихон повторил подвиг апостолов, созидая из миссионерской епархии Русской Православной Церкви Православную

Церковь в Америке, которая состояла из многих национальностей коренных народов Аляски и эмигрантов из других стран Европы и Азии, насчитывая около полмиллиона своих членов. За этот подвиг Владыка Тихон был возведен в сан архиепископа. При его участии было построено множество церквей, монастырь, семинария, школы, приюты, возведены кафедральный собор во имя свт. Николая в Нью-Йорке, Пресвятой Троицы в Чикаго, храм в Бруклине во имя Святителя Николая. Будучи «всем для всех», свт. Тихон, будущий Патриарх Московский и Всероссийский, обладал апостольским даром живой Христовой любви.

Вскоре после своего возвращения на родину свт. Тихон посетил Свято-Иоанновский монастырь на Карповке в Петербурге, где в 1908 г. встретился с о. Иоанном Кронштадтским. Старый и больной, о. Иоанн вопреки этикету первым закончил беседу со свт. Тихоном, говоря: «Теперь, Владыко, садись на мое место, а я пойду отдохну». Отходя от своего всероссийского служения, великий молитвенник таким образом передавал своему преемнику – свт. Тихону, Просветителю Северной Америки и будущему Патриарху

Всероссийскому – пасти словом Христовой любви и истины многомиллионное стадо

Русской Православной Церкви в годы самых лютых испытаний и гонений. Всему миру был слышен тогда голос Патриарха Тихона, который взывал к народам о помощи страждущим и гибнущим от голода и бедствий миллионам граждан России.

«К тебе, человек, к вам, народы Вселенной, простираю я голос свой. Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего только, но до глубины сердца вашего пусть донесет голос мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества. На помощь немедля! На широкую, щедрую, нераздельную помощь!

К Тебе, Господи, воссылает истерзанная земля наша вопль свой: пощади и прости, к

Тебе, Всеблагий, простирает согрешивший народ Твой руки свои и мольбу: прости и помилуй.

Во имя Христово исходим на делание свое: Господи, благослови».

После этого обращения в Россию поплыли груженые продуктами пароходы английского, нидерландского, бельгийского, шведского, чехословацкого, итальянского, норвежского комитетов Красного Креста.

Скончался св. патриарх Тихон в Донском монастыре в день Благовещения 7 апреля

1925 г. и был похоронен в малом Донском соборе. 19 февраля 1992 г. были обретены его нетленные мощи, которые ныне пребывают в большом Донском соборе.

В лике святых прославлен 9 октября 1989 г.

Литература

Американский Православный Вестник (АПВ), 1900, № 3.

Вострышев МИ. Божий избранник; крестный путь святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.

М., 1990.

Жизнеописание святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. М., 1992.

Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси // Избранные жития русских святых XVI-XX вв.

М., 2001.

Ко дню 25-летия в архиерейском сане Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Нью-Йорк, 1922.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси // Московский патерик; Сб. / Сост. Иосиф (Шапошников), игумен, Ярослав Шипов. М.,1991.

Слово Православия в Америке; проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение: исторический очерк / Автор-сост. Широков Сергий, священник. М., 2001.

Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America 1794–1994. Orthodox Christian Publications Center, 1995.


Источник: Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви / Сост. Священник Сергий Широков. – М.: «Белый Город». – 2004. – 448 С.

Комментарии для сайта Cackle