сост. свящ. Сергий Широков

Источник

Мученики

Авраамий (Аврамий) Болгарский, мч. (+1229)

Известно, что по своему происхождению Авраамий был волжским булгаром, а по роду деятельности – богатым купцом. После принятия св. Крещения Авраамий взял на себя аскетический подвиг, носил железные вериги и, не оставляя своей профессии, занимался торговлей, доходы от которой тратил на нужды бедных. Авраамий использовал свои торговые поездки для проповеди Слова Божия.

В 1229 г. Авраамий прибыл на торги в главный город волжских булгар, Болгар Великий.

Своими христианскими проповедями он привлек к себе внимание. Узнав, что он не русский и не находится под защитой Суздальского князя, его арестовали, долго уговаривали отступиться от христианской веры и обратиться в мусульманство. Тогда св. мученик «проклял Магомета и веру болгарскую». Видя непреклонность Авраамия, его повесили вниз головой, а затем обезглавили. Это произошло в 1229 г. Русские купцы, бывшие свидетелями убийства, погребли Авраамия в

Болгарах. На месте казни св. мученика забил источник чистой воды, который обладал целебными свойствами. Предание гласит, что первым, кто получил исцеление от употребления воды из этого источника, был мусульманин. Поэтому память св. мч. Авраамия почитается не только среди православных, но и среди мусульман. И сегодня паломники-мусульмане не только из России, но и из Турции приезжают в Болгары, чтобы посетить источник мч. Авраамия.

При гробе Святого после его кончины совершалось много чудесных исцелений. Узнав об этом, св. блгв. князь Георгий Владимирский пожелал перенести мощи мч. Авраамия в своей город, о чем начал вести переговоры с властями Волжской Болгарии. Через год, в 1230 г., он с честью перенес мощи Мученика во Владимир, где их торжественно встретили члены княжеской семьи, епископ, духовенство и народ. Они были помещены во Княгинином, или Владимирском Успенском, девичьем монастыре.

Здесь святые мощи мч. Авраамия прославились многими чудотворениями. Не случайно он особо почитается во Владимире и в Казани.

После завоевания Казанского царства царем Иоанном Грозным недалеко от места страданий св. мч. Авраамия был поставлен храм, где покоилась часть его св. мощей (кисть правой руки).

Православная Церковь чтит память мч. Авраамия Болгарского 1 апреля, 9 марта и в неделю о расслабленном (день перенесения его мощей в 1712 г.), которая во Владимире именуется «Авраамьевой». Мч. Авраамий почитается покровителем немощных младенцев.

Литература

Настольная книга священнослужителя Т. 2 – 3: Месяцеслов. М.,1978 – 1979.

Самбикин Димитрий. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местночтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве. Вып. 5–12 (январь-август). Тверь, 1897–1902 (Прибавление к Тверским епархиальным ведомостям).

Афанасий (Филипович), игумен Брестский, преподобномученик (1597–1648)

В 1596 г. на Брестском соборе была заключена Уния между Православной Церковью Юго-Западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и Римско-Католической Церковью. Уния имела целью латинизацию русского православного населения. В ответ на заключение Унии Православный Собор, состоявшийся в 1596 г., принял постановление: «Мы даем обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков, не слушать этих осужденных соборным приговором митрополита и владык – не повиноваться им, не допускать их власти над нами; напротив, сколько возможно противиться их определениям, действиям и распоряжениям, стоять твердо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей святой Церкви, особенно при наших патриархах (имеются в виду Восточные патриархи), не оставляя старого календаря... и сопротивляясь всем притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего богослужения, совершаемого по древнему обычаю». Эти заветы, которые от лица Церкви возложили на ее верных чад представители Восточного Православия на Брестском соборе, стали призванием св. Афанасия, и их осуществлению была отдана вся его жизнь. Православные подвергались преследованиям со стороны польско-католических властей. За защиту их прав выступили православные церковные братства, которым Константинопольский патриарх предоставил самоуправление и независимость от местных епископов. Последние избирались с согласия польского короля и местной знати.

Прп. Афанасий посвятил свою жизнь борьбе с Унией. Родился он в благочестивой белорусской семье Филипповичей на Западной Украине. Его родители принадлежали к православному братству в Бресте. Афанасий получил прекрасное богословское и историческое образование. Помимо русского и польского, знал греческий и латинский языки. Многие годы был учителем в домах шляхтичей. Как человек высокообразованный, был принят на службу к литовскому гетману Льву Сапеге, который, по воле короля, поручил его воспитанию мнимого сына Марины Мнишек Однако роскошь придворной жизни стала тяготить Афанасия, и в 1627 г. он удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, потом в Кутеинский монастырь, вблизи Орши, а затем в Межигорский монастырь, неподалеку от Киева.

В 1632 г. Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником

Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. В 1636 г. по распоряжению канцлера Радзи- вилла монастырь отдали в руки иезуитов, а православных иноков выгнали. Прп. Афанасий поступил в Купятицкий монастырь, где ему выпало тяжелое послушание – произвести сбор пожертвований на постройку нового храма. Будучи в Москве в марте 1638 г., прп. Афанасий составил записку царю, излагая свою миссию и историю путешествия в виде дневника. В этой записке он показал бедственное положение Православной Церкви в Речи Посполитой, развернув картину насилий и надругательств над Православием, умолял Российского государя заступиться за русскую веру. Он также советовал царю сделать на воинских хоругвях изображение Купятицкой Божией Матери. Прп. Афанасий был принят царем Михаилом Феодоровичем и получил от него и от придворных щедрые пожертвования для Купятицкой церкви. В 1640 г. братия Брестского Симеонова монастыря пригласила его быть у них игуменом. Здесь, в Бресте, он оказался в самом центре борьбы Православия с Унией. В сентябре 1641 г. он отправился в Варшаву на сейм, где получил королевский указ, позволяющий приобрести в Бресте место для постройки братского дома. Однако канцлер Альбрехт Радзивилл отказался ратифицировать этот указ.

Последовавшее обличение католических властей Бреста, которое преп. Афанасий сделал 10 марта 1643 г., вызвало гнев короля и сейма. Его арестовали и вместе с диаконом Леонтием заключили под стражу.

25 марта, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, он бежал из-под стражи, встав на улице, принародно произнес проклятие Унии, после чего был вновь схвачен, заключен под стражу и предан церковному суду, который для успокоения властей временно лишил его иерейского и игуменского сана. В Киеве, куда он был отправлен для разбирательства в консистории, суд под председательством ректора Киево-Могилянской коллегии Иннокентия Гизеля постановил, что он уже искупил свой «грех» заключением, поэтому ему предоставляется свобода и возвращается священнический сан. Митр. Петр Могила подтвердил это решение и 20 июня отправил Преподобного в монастырь Симеона Столпника.

Прп. Афанасий снова возвратился в Брест. Однако здесь не прекращались нападения на обитель со стороны иезуитских студентов и униатских священников, оскорблявших и даже избивавших православных иноков. В поисках защиты он отправился в Краков, но поддержки не получил.

Летом 1645 г. он был арестован и под конвоем отправлен в Варшаву в качестве заложника. Несмотря на ежедневные допросы и пытки, Брестский игумен не прекратил публичной полемической деятельности и написал «Новины», в которых поместил свой собственный духовный стих, самостоятельно положенный на музыку. В сопровождении конвоя прп. Афанасий был отправлен в Киев, где пребывал в келии Печерского монастыря.

В марте 1648 г. началось восстание Богдана Хмельницкого за независимость Украины. В Речи Посполитой начали действовать чрезвычайные суды, и 1 июля 1648 г. капитан королевской гвардии Шумский сделал донос на прп. Афанасия, после чего его арестовали по завершении Божественной литургии в Рождество-Богородичной церкви.

Его обвинили в связях с казаками Богдана, а когда прп. Афанасий опроверг это – в том, что он «Унию святую оскорблял и проклинал».

Суд приговорил Преподобного к смертной казни. Из обоза воеводы гайдуки привели мученика в соседний бор у села Гершановичи, пытали его огнем, принуждая отречься от

Православия, а после застрелили.

Прп. Афанасий был причислен к лику святых вскоре после своей мученической кончины. В 1666 г. в Бресте было составлено его житие на польском языке, в котором он называется святым и преподобномучеником.

Литература

Дневник Брестского игумена Афанасия. ГИМ, Синодальное собрание.

Дневник (Диариуш) Брестского игумена Афанасия Филипповича // Русская историческая библиотека. Т. 4. СПб., 1878. С. 49–155.

Иосиф, епископ. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Воронеж, 1899.

Корчинский ИВ. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Гродно, 1915.

Коршунов А Афанасий Филиппович. Минск, 1965.

Св. мч. Василий Мангазейский ( 1583–1602)

Первый святой Сибири, мч. Василий Мангазейский, родился в Ярославле, в семье небогатого горожанина. В юности был взят неким предприимчивым ярославским купцом на место управляющего продажей своих товаров в заполярный сибирский город

Мангазею. В то время (конец XVI в.) в связи с использованием арктического мореплавания

Мангазея переживала расцвет как центр торговли и колонизации на Русском Севере (впоследствии город запустел и в конце XVII в. прекратил свое существование). Св. Василий исправно исполнял свои обязанности управляющего.

От природы кроткий и смиренный, с детских лет исполненный страха Божия, он пользовался добрым расположением окружающих. Все свободное от работы время св. Василий проводил в храме за богослужением, часто и подолгу молился дома. Юноше было 19 лет, когда ему пришлось понести крест мученичества.

Однажды, когда св. Василий молился в храме на пасхальной заутрене, хозяин обнаружил, что воры разграбили его лавку. Несмотря на крики хозяина, св. Василий оставался в храме до конца богослужения. Недоверчивый и сребролюбивый хозяин заподозрил и обвинил его в соучастии в преступлении, подвергнув ругательствам и побоям. Юноша смиренно отвечал: «Истинно ничего от имения твоего не взял». Тогда хозяин отвел св. Василия к городскому воеводе, обвинив его в преступлении. Воевода подверг Святого новым пыткам, которые он перенес безмолвно. Раздраженный молчанием св. Василия, купец пришел в ярость и ударил мученика связкой амбарных ключей, отчего св. Василий скончался. Это произошло в апреле 1602 г., а в 1642 г. на месте погребения была устроена часовня.

После обретения мощей св. Василия в 1659 г. было установлено церковное почитание блаж. Василия как угодника Божия, которое быстро распространилось в Сибири. В 1670 г. его мощи были перенесены в Туруханский Троицкий монастырь.

В 1672 г. Мангазея окончательно потеряла свое экономическое значение и последние жители покинули город (Мангазеей называли обширную территорию Тюменского Севера и Красноярского края). А в Туруханске почитание св. Василия стало общенародным.

Летом 1719 г. в Туруханск прибыл свт. Филофей (Лещинский), митр. Сибирский и Тобольский. По его распоряжению мощи св. Василия были перенесены из старого и тесного храма во имя Пресвятой Троицы в новый просторный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В западной стороне храма, против раки с мощами св. Василия, был поставлен его образ, написанный послушником Тобольского митрополита Павла (1678–1692) иконописцем Лукой, который был спасен по молитве св. Василию от потопления в 1679 г. За годы правления митрополита Филофея было составлено несколько списков Жития св. Василия и три службы ему.

Прославлению св. Василия Мангазейского способствовало обращение в Православие тунгусов, эвенков и коряков, которые почитали его как покровителя охотников.

Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что св. Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма св. мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено.

Литература

Абрамовы. Блаженный мученик Василий Мангазейский. СПб., 1866.

Житие Василия Мангазейского и повествование о начале Туруханского Троицкого монастыря. Под ред. П. Е. Островских. СПб., 19Ю.

Оглоблин Н. Н. Мангазейский чудотворец Василий. М, 1890.

Ромодановская Е. К Легенда о Василии Мангазейском и Туруханская литературная традиция // Вопросы истории

Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1973.

Протодиакон Борис Пивоваров. Святой праведный Василий Мангазейский //Журнал Московской Патриархии, 1977, № 11. С. 59–68.

Свт. Герасим, священномученик, епископ Великопермский (Устьвымский) (+1441)

Сведений о нем до возведения на Пермскую кафедру в 1416 г. не сохранилось. Свт. Герасим заботился о распространении веры Христовой и находился в постоянных разъездах по Пермской земле, посещая отдаленные селения пермяков. Господь благословил его миссионерскую деятельность и умножил ее плоды. В 1429 г. свт. Фотий, митр. Невский и всея Руси, писал: «Отринув заблуждение и мрак, ныне страна Пермская чисто и православно совершает службу Божию, по закону христианскому». Несмотря на удаленность от стольного града, свт. Герасим был участником московских Соборов, на которых в 1441 г. были осуждены Флорентийская уния и митр. Исидор, поставивший под ней свою подпись, а в 1448 г. была принята автокефалия Русской Церкви и постановление об избрании митрополитов всея Руси Собором русских епископов.

Обратившиеся в христианство зыряне страдали от нападения языческих племен вогулов, а также от притеснений новгородских и вятских посадников, творивших здесь, на северо-восточной окраине России, произвол. Стремясь прекратить набеги вогулов на христианские поселения зырян, Святитель с опасностью для жизни сам поехал в стан вогулов. Однажды, уже будучи больным, он возвращался после посещения близлежащих к Усть-Выми приходов. На Усть-вымском лугу, близ городка и соборной церкви, на него было совершено нападение, и он принял мученическую кончину от руки вогулича, которого взял на воспитание. Предполагают, что его подговорили к этому шаманы, которые были ярыми врагами Святителя. Погребен свт. Герасим в Благовещенском кафедральном соборе в селении Усть-Выми, расположенном к северо-востоку от города Яренска, на реке

Вычегде. У мощей свт. Герасима приходящие к ним с верою получали чудесные исцеления.

В 1607 г. по благословению свт. Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей: Герасима, Питирима и Ионы. В этом же году свт. Герасим был причислен к лику святых. В 1649 г. в Вологде в их честь был воздвигнут храм.

Литература

Верюжский Иоанн. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью или местночтимых. Вологда, 1880. Репринт: М.,1994.

Коноплев В. Святые Вологодского края. М., 1894.

Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен преподобного Сергия. М., 1881.

Муравьев АП. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894.

Прпмч. Илия, игумен Печенгский (XVI в.)

Иером. Илия был крестителем лопарей. Именно он освятил первые церкви на Кольском Севере и в 1533 г. постриг в монахи прп. Трифона Печенгского, просветителя л о парей и знаменитого миссионера. В житии прп. Трифона мы находим упоминание о его путешествии на Север «до лопи дикия» и первые сведения об инородцах в северных областях Новгородской епархии (Чуди, Ижоре, Карелах). На основании этих сведений

Макарий, архиепископ Новгородский (впоследствии свт. митрополит Московский) издал Окружную грамоту от 25 марта 1534 г., которая стала руководством для миссии иером. Илии по искоренению язычества на Севере России среди ранее крещеных народов. Иером. Илии были даны строгие инструкции по уничтожению капищ, предметов языческого поклонения, а также по индивидуальной работе с шаманами (арбуями), поголовном окроплении всех жителей святой водой, освященной самим Святителем в храме св. Софии «с животворящих крестов, с чудотворных икон и со святых мощей». Иеромонах Илия совершил два миссионерских путешествия – в 1534 и 1535 гг. Его сопровождал Васюк Палицин, в монашестве Варлаам, который был родным дядей первого Кольского воеводы Аверкия Палицина (после принятия монашества Аверкий известен как Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого Сергиева монастыря, пламенный патриот и защитник

Руси в Смутное время).

Литература

Карташов А.В. Очерки по истории церкви. Т. 1. М., 1993. С. 511.

КозминН. Распространение христианства среди лопарей: исторический очерк //Архангельские епархиальные ведомости. 1900.

Макарий,митрополит. История русской церкви. В 9 т. М, 1994– 1997. Кн. IV. Ч. I. С. 504.

Никодим, иеромонах. Архангельский патерик. 1901. С. 183.

Русские в Лапландии в XVI веке // Литературный вестник. Т. 1. Кн. 3. СПб., 1901.

Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881.С. 123–124.

Свщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 мчч. (+ 1472)

Был иереем в г. Дерпте (Юрьеве) при храме свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия. Товарищем Исидора был священник Иоанн. В течение всего периода господства католической Церкви в Прибалтийском крае русские поселенцы сохраняли связи с соотечественниками в Новгороде и Пскове. Со своей стороны, православные епископы в Новгороде и Полоцке, в чьем ведении находились православные приходы Прибалтийского края, не могли защитить свою паству в Ливонии, но поддерживали ее духовно в это трудное время. Преследования православных со стороны ливонских немцев вынудили его удалиться во Псков. Преследования начались после того, как старейшина немцев по имени Юрий Трясиголова пожаловался епископу на то, что слышал хулу священника Исидора на веру католическую. Посланные разгневанным епископом стражники арестовали о. Исидора и его прихожан. На суде у епископа их пытали, принуждая отречься от Православия. После отказа сделать это они были брошены в темницу, где Священномученик словом проповеди и молитвами укрепил своих прихожан. Наутро следующего дня они снова предстали перед судом на площади у ратуши. Епископ вновь пытался склонить их к принятию католичества, но получил тот же ответ. Тогда он повелел всех бросить в реку Омовжу (Эмайыгу), а «святого Исидора, облекши в иерейские одежды, бросить в самую Иордань, где он освящал воду в день Богоявления». Среди 72 прихожан были женщины и малолетние дети. Весной, когда растаял лед, православные купцы разыскали тела мучеников и погребли их около церкви свт. Николая.

Священник церкви св. вмч. Георгия Победоносца Иоанн, будучи в это время во Пскове, избежал страшной участи своих единоверцев. Оставив Дерпт, он поселился в долине, находившейся на рубеже Ливонии и Псковской области, и основал здесь Псково-Печерский монастырь, став его игуменом с именем Иона.

Мученическая кончина исповедников Юрьевских пришлась на 8 января 1472 г.

Литература

Едлинский М. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю Русскую. СПб., 1903. Т. 1–3.

Исследовательские материалы для «Словаря книжников и книжности Древней Руси» Оригинальные и переводные жития Древней Руси // ТОДРЛ, 1985. Т 39. С. 185–235.

Кадлубовский А Очерки по истории древнерусской литературы: жития святых. Варшава, 1902.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых. / Собр. Кн. Эристов. 2-е изд. СПб., 1862.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. В 3 вып. Под ред. ДС. Лихачева. Л., 1987.

Прпмч. Иувеналий Аляскинский, иеромонах (Говорухин Иаков Федорович) (1761–1796)

Родился в семье горного мастера на Урале (в районе Екатеринбурга). Обучался горному делу. В 1791 г. овдовел и принял монашество в Валаамском монастыре. В 1793 г. был рукоположен во иеромонаха и в числе группы валаамских монахов-миссионеров вошел в состав Кадъякской духовной миссии, которую возглавил архимандрит (впоследствии епископ) Иоасаф. Отец Иувеналий ревностно проповедовал среди алеутов, населявших острова Алеутской гряды. Многие из них после этого приняли святое Крещение.

В 1797 г. иером. Иувеналий покинул остров Кадьяк, чтобы начать миссионерскую проповедь на материковой части Аляски. Его путь пролегал вдоль залива Кука, известного сейчас как Кенай и Анкоридж. Через горный перевал он вышел к озеру Илиамна, после чего след его затерялся.

Видя успехи его миссионерской проповеди, местные шаманы составили против него заговор, чтобы убить его. Отец Иувеналий без сопротивления отдал себя в руки напавших на него мучителей, благословляя их. В одном из сохранившихся документов говорится, что когда мучители, убедившись, что он не подает признаков жизни, хотели было уйти, св. Иувеналий поднялся и продолжал благословлять их до тех пор, пока шаманы не разорвали тело его на части.

Предполагают, что он принял мученическую кончину от рук индейцев неподалеку от озера Илиамна.

Литература

Григорий (Афонский), епископ Ситкинский и Аляскинский. История Русской Православной Церкви на

Аляске // Официальная хроника, 1994, спецвып. 9/10.

Львов А Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадъякской епархии и о деятельности там первых миссионеров // Прибавление к Церковным ведомостям, 1894, № 38, 39.

Миссионеры (валаамские) в Америке в конце XVIII столетия. СПб., 1900.

Очерки из истории американской православной духовной миссии Кадъякской (1794–1837). СПб., 1984.

Святые Америки: 200-летие Православия в Америке // Русский паломник, 1994, № 9.

Широков Сергий, священник. Валаамский монастырь и Американская православная миссия: история и духовные связи: 200 лет Православия в Америке. М., 1996.

Прпмч. Кукша Печерский, Просветитель Вятичей (XII в.)

Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель и являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии,

Болгарии и других странах. Многие печерские иноки становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство. Прп. Евстратий Постник в 1096 г. был взят в плен половцами и замучен за проповедь христианства. Прп. Кукша и его ученик Иоанн отправились с миссионерской проповедью в земли Вятичей и сподобились венцов мученических. Прп. Никон Сухой обратил в христианство семью знатных половцев. Вятичи жили по реке Оке и занимали местность современных Орловской и Калужской областей. Свт. Симон, еп. Владимирский и Суздальский, в послании к прп. Поликарпу, архим. Печерскому писал о прп. Кукше: «Как могу достойно прославить святых мужей, бывших в Святом Печерском монастыре, в котором язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном».

Кончину прпмч. Кукиш прозрел прп. Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!»

Мощи его почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Литература

Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием / Изд. Археографической комиссии. СПб., 1893.

Киево-Печерский патерик Джорданвилль, Нью-Йорк, 1967.

Киево-Печерский патерик По древним рукописям. Сергиев Посад, 1991.

ПротопоповД. И. Жития святых, чтимых Православною Российскою Церковью, а также чтимых Греческою

Церковью, южнославянских, грузинских и местночтимых в России. В 10 кн. М., 1884–1885.

Святые преподобномученики Печерские: Кукша, Евстратий и Никон Сухий // Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времен / Сост. священник Михаил Едлинский. М., 2001.

Свт. Леонтий, свщмч., еп. Ростовский (+1073)

Свт. Леонтий, один из выдающихся русских архипастырей XI в., родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли принял постриг в Киево-Печерском монастыре, где проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества прп. Антония и прп. Феодосия Печерских. Он был первым епископом Киево-Печерского монастыря, из которого вышло много прославленных святителей. Свой равноапостольный подвиг он начал по возведении его в сан епископа в 40-х гг. XI в. и назначении на Ростовскую кафедру.

Прибыв в Ростов, свт. Леонтий нашел здесь глубокие следы язычества, хотя до него здесь насаждали христианство Ростовский епископы Федор и Иларион, и особенно св. Авраамий Ростовский, креститель местных жителей и основатель известного в городе монастыря. Вот почему свт. Леонтию предстоял здесь подвиг апостольства.

Свт. Леонтий Ростовский стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви вслед за св. равноап. кн. Ольгой и св. равноап. вел. кн. Владимиром.

Особенное внимание Святитель обратил на детей, собирал их в церковь, сам наставлял их в истинах спасительной веры и крестил. За это язычники подвергали его мучениям и побоям, но ученик Христов не отступал и просветил христианской верою своих врагов. Однажды, когда они с оружием собрались вокруг церкви, где он учил детей, и договорились умертвить благовестника, свт. Леонтий, облекшись во все святительские одежды, с крестом в руках и сопровождаемый священнослужителями, явился пред ними, и язычники, пораженные чудным видением, пали к его ногам. Свт. Леонтий произнес обращенное к ним слово проповеди, исполненное духа и силы, после этого они уверовали во Христа и крестились. С того времени своим учением и чудесами свт. Леонтий привлек ко Христу всех жителей Ростова. В 1073 г. во время городского бунта по случаю голода подвижническая жизнь свт. Леонтия завершилась мученической кончиной. Он был похоронен в Ростове, близ Успенского собора.

После большого пожара в 1160 г., когда старый собор сгорел, горожане решили выстроить на его месте новый и 23 мая 1164 г. обрели нетленные мощи святителей Ростовских Леонтия и Исайи.

Литература

Едлинский М. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю русскую. СПб., 1903. Т. 1–3.

Избранные жития русских святых Х -Х У веков. М.,1992.

История русской святости. М., 1996.

Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы: жития святых. Варшава, 1902.

Титов А.А. Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского. Ярославль, 1892.

Титов А.А. Жития святых чудотворцев Леонтия, Исайи, Игнатия, епископов Ростовских. Изд. 3. М., 1906.

Мисаил, свщмч., архиепископ Рязанский и Муромский (+1655)

Родился в с. Грузине Новгородской епархии. Монашеский постриг принял в Новгородском Деревяницком монастыре. Он отличался благочестивой жизнью и был избран здесь игуменом. Высокая духовная жизнь и опытность о. Мисаила обратили на себя внимание новгородского митр. Никона, который рекомендовал его как преемника почившему Рязанскому архиепископу. 13 апреля 1651 г. он был хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в сан архиепископа. Ревнуя о славе Божией, свт. Мисаил в самом начале своего архипастырского служения разослал грамоту к пастве, в которой увещевал игуменов строго соблюдать монастырские уставы, духовенство – ревностно проповедовать слово Божие, а паству – хранить верность православной Церкви. Его служение отличалось простотой, искренностью и мудростью.

Свт. Мисаил боролся с главным пороком народной жизни в своей епархии – повальным пьянством и безразличием к Церкви. Он обличал корчемников, которые систематически спаивали народ, и добился их изгнания из епархии. Вдовых священников он направлял в монастыри, чтобы не подавать повод к соблазну.

Архипастырь отечески вникал в частную жизнь духовенства и на праздники приглашал их к своему столу. Он любил совершать богослужения. Бывший в частной жизни строгим монахом, воздержанным во всем, во время церковных служб он одевался в дорогие одежды, желая и внешним видом возвысить Церковь.

Свт. Мисаил взял на себя подвиг апостольского служения по просвещению инородцев

Рязанского края. В первые годы своего святительства он возложил это дело на монаха

Артемия, так как сам много занимался приведением в порядок епархиальных дел.

В 1654 г. он испросил у Московского патриарха благословения на проповедь среди мордвы. Получив патриаршую и царскую грамоты, самоотверженный архипастырь с несколькими священниками отправился в мордовские селения. Он переезжал из одного селения в другое, проповедуя слово Божие. Его проповедь обратила ко Христу более

300 язычников, которые в результате приняли св. крещение.

Затем он предпринял еще одну поездку и более года провел в апостольских трудах, окрестив 4200 человек. В феврале 1655 г. Святитель снова отправился на проповедь в Шацкий уезд. Надо сказать, что все эти проповеди были сопряжены с большими опасностями. Многие мордовцы упорно сопротивлялись распространению христианства, поэтому были враждебно настроены по отношению к архипастырю. Но Святителя ничто не останавливало, он шел в самые отдаленные места. Последнее путешествие окончилось для архипастыря трагически. Язычники, видя успех проповеди Святителя, решили его убить. Собравшись в количестве 500 человек, они в деревне Ямбирно устроили засаду, поджидая неутомимого проповедника. Когда он приблизился, 500 мордовцев, выскочив из засады, выпустили свои стрелы, которые пронзили левую руку и грудь

Святителя. Ранение оказалось смертельным. Его привезли в село Агломазово, где после

11 дней страданий он отошел ко Господу 9 апреля 1655 г. в Четверг на Светлой седмице.

По желанию Святителя он был погребен близ Черниева монастыря у церкви св. Мины, в лесу.

В 1656 г. по воле патриарха и царя тело его было перенесено в Рязанский Архангельский собор.

Известна рукопись архиепископа Рязанского Мисаила «Увещательная грамота к пастве».

Литература

Глубокавский Н.Н. Высокопреосвящ. Смарагд (Крыжановский), архиеп. Рязанский. СПб., 1914. С. 278.

Едлинский М. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую. Киев, 1895. С. 133–136.

О распространении христианства в пределах Рязанских // Рязанские губернские ведомости, 1854, № 37, 38, 43,44,46–50.

Мученики князь Михаил и Боярин Федор (+1246)

В годы татаро-монгольского нашествия (1237–1240) были опустошены Рязанское и

Владимирское княжества, разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и др. Князь Михаил, спасаясь от нашествия, вынужден был бежать в Венгрию.

Когда он вернулся в Киев и Чернигов, его города были разорены и Лаврская церковь разрушена почти до основания. Хан Батый потребовал всем русским князьям явиться к нему на поклон. Но князь Михаил зная, что его не иначе допустят к хану, как заставив пройти сквозь огонь и поклониться солнцу и кусту, а из даров волхвы нечто бросали в огонь. Он пламенел желанием исповедать Христа и пролить за него кровь свою. Боярин же его Феодор обещал положить с ним вместе душу свою за Христа.

Перед отъездом они говели и духовник их иерей Иоанн напомнил им, что подобает кланяться лишь Единому Богу.

Один из законов Ясы (книга запретов) повелевал уважать всех богов. Поэтому в

Золотой Орде была свобода вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении христианских, мусульманских, буддийских и других обрядов. Относясь с уважением к христианству, ханы требовали и от русских князей исполнения своих обрядов, например прохождения через очистительный огонь, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. Но для христианина это было бы изменой своей вере.

Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали от князя и боярина поклониться на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари». Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!»

Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец, отсекли ему голову. Последними его словами были: «Я христианин!»

Таким же образом был замучен его доблестный боярин.

Литература

Едлинский М. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю Русскую. СПб.,1903. Т. 1–3.

Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979.

Нечвалодов АД. Сказания о Русской земле. В 4 кн. М., 1991–1992.

Перхавко В. Б, Пчелов Е. Д, Сухарев ЮВ. Князья и княгини Русской земли. 1Х-ХУ1 в. М., 2002.

Св. мученик Петр Алеут (+1815)

В 1812 г. Российско-Американская кампания, как тогда называлось колониальное управление Аляски, основала в Северной Калифорнии поселок, который был назван Форт Росс. Там можно было выращивать овощи, зерно и скот для обеспечения питанием российских поселенцев на Аляске. В то время Калифорния была колонией Испании.

Испанцы испугались, что Россия намерена завоевать их колонию, и с подозрением относились к Форту Росс и ко всему, что там происходило. В 1815 г. к берегам Калифорнии подъехала группа алеутов на корабле. Духовный сын прп. Германа, С А Яновский, оставил в своих записях поразительные сведения о первом исповеднике святого Православия из коренных обитателей Америки: «Однажды я рассказывал ему, как испанцы в Калифорнии захватили в плен наших 14 человек алеутов и иезуиты замучили одного алеута, принуждая их принять католическую веру, на что алеуты никак не соглашались, отвечая: «Мы христиане, мы крещены» – и показывали им кресты на шеях. Но иезуиты возражали: «Нет, вы еретики-схизматики, если не согласитесь принять католическую веру, то мы вас замучаем». И оставили их по двое в темнице до вечера на размышление. Вечером пришли с фонарем и зажженными свечами и начали опять убеждать их к принятию католической веры. Но алеуты, проникнутые благодатью, твердо и решительно отвечали, что они христиане и не переменят своей веры. Тогда эти фанатики приступили их мучить; сперва одного, а другой был свидетелем. Они сперва отрезали по одному суставу у пальцев на ногах, потом по другому – тот все терпел, только и говорил: «Я христианин и не изменю своей веры». Потом на руках отрезали по одному суставу у каждого пальца; потом по другому, потом отрубили ступни ног, потом кисти рук – кровь лилась; но мученик до конца терпел и неизменно одно твердил с такою верою, от истечения крови скончался.

Они на другой день хотели было мучить и других, но в эту же ночь было получено из

Монтерея повеление: чтобы всех взятых в плен русских алеутов немедленно прислать под конвоем в Монтерей; а потому они утром, все, кроме скончавшегося, были отправлены.

Это рассказывал мне самовидец алеут, товарищ замученного и впоследствии бежавший из плена. Об этом я тогда же донес в Главное Правление в С.-Петербург.

Когда я окончил свой рассказ, то отец Герман сказал: «А как звали этого замученного алеута?» Я отвечал: «Петр, а фамилии не припомню». Тогда он встал перед образом, благоговейно перекрестился и произнес эти слова: «Святой новомученик Петр, моли Бога о нас!»»

В 1980 г. св. мч. Петр Алеут был прославлен как местночтимый святой Аляскинской епархии.

Литература

Григорий (Афонский), епископ Ситхинский и Аляскинский. История Русской Православной Церкви на Аляске // Официальная хроника, 1994, спецвып. 9/10.

ЛиберовскийАП. Святой Мученик Петр Алеут // Православная Церковь в Америке: святые и соборы. Нью-Йорк, 1994.

Львов А Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадъякской епархии и о деятельности там первых миссионеров // Прибавление к Церковным ведомостям, 1894, № 38, 39.

Святые Америки: 200-летие Православия в Америке // Русский Паломник, 1994, № 9.

Широков Сергий, священник. Валаамский монастырь и Американская православная миссия: история и духовные связи: 200 лет Православия в Америке. М.,1996.

Свт. Питирим, свщмч., епископ Великопермский, Усть-Вымский (+1456)

Впервые упоминается в 1440 г. как игумен Московского Чудова монастыря.

В 1447 г. хиротонисан во епископа Пермского. Как и его предшественники, свт. Питирим стал заступником новопросвещенных зырян и других пермяков. В 1447 г., будучи в Москве, он лично просил великого князя об оказании помощи зырянам. Святитель часто посещал свою паству, рассеянную на огромной территории. Наставлял их и помогал во время голода и других бедствий. Для просвещения язычников-вогуличей он предпринимал далекие путешествия, во время которых жизнь его нередко подвергалась опасностям. В пути ему приходилось терпеть всевозможные лишения, но Святитель не жалел сил, просвещая и поучая жителей Перми в их домах, храмах, на открытых местах.

Видя успех проповеди свт. Питирима, воинственные вогуличи решили убить его.

В воскресный день 19 августа 1456 г. после совершения литургии свт. Питирим в сопровождении клира и народа с иконами и хоругвями отправился на обширное поле у слияния рек Выми и Вычегды для совершения молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей и первой жертвой нападения стал Святитель.

Сорок дней лежало тело мученика на месте кончины, не подвергаясь тлению. К этому месту сходились жители ближних и дальних селений, получая благодатную помощь.

Мощи Святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском храме.

Труды

Канон на обретение мощей св. Алексия (Минея 20 мая).

Краткое описание жития св. Алексия // Духовный вестник, 1862.

Литература

Едлинский М. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю русскую. СПб., 1903. Т. 1–3.

Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен преподобного Сергия. М., 1881.

Полное собрание житий святых, празднуемых Православной Греко-Российской Церковью. Серг. Пос., 1908.

Распространение и утверждение христианства в древней Перми // Пермские епархиальные ведомости, 1868, № 6– 11.

Филарет, архиепископ Черниговский. Жития святых, чтимых Православной Церковью. М., 2000.

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн (+978)

Они жили в Киеве в X столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни

Руси. Купцы и воины прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, они составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси – из Балтийского моря в Черное – называли тогда «путь из варяг в греки». На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали св. крещение.

Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева были то веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаж. Аскольде в 860–882 гг., при Игоре и св. Ольге в 940–950 гг.), то губительные вихри язычества, налетавшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять крещение, несмотря на настояния своей матери, св. равноап. Ольги).

Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк. Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю, младший, Владимир, – Новгород. Правление Ярополка (9 7 0 –9 7 8 ), как правление его бабки, Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников-язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря в качестве военной силы. Его поход на Киев в 978 г., увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско- варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 г. Владимир «сел на столе отца своего в Киеве», а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В этот период торжества язычества в Киеве (в 978 г. или позднее – летом 983 г.) пострадали св. мчч. Феодор Варяг и его сын Иоанн. Волна языческой реакции прокатилась тогда не только по Руси, но и по всему славяногерманскому миру – в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах. Всюду язычники разрушали храмы, убивали духовенство и христиан-исповедников.

Среди киевлян, по свидетельству прп. Нестора Летописца, жил варяг по имени Феодор. Он долгое время до того пробыл на военнойлужбе в Византии, и там принял св. крещение. Языческое имя его было Тур (Тор) или Утор (Оттар). У него был сын по имени Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство. «И сказали старцы и бояре: бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна. Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим», мужественно, с оружием в руках встречал врагов. (Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница.) Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и

Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их...

Уже в эпоху прп. Нестора, менее чем через 100 лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле.

На месте мученической кончины варягов св. равноап. Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 г. В нее в 1007 г. были перенесены мощи св. равноап. Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам св. Владимир, крестивший Русскую землю.

Литература

Первомученики русские святые Феодор и Иоанн // Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времен / Сост. священник Михаил Едлинский. М., 2001.


Источник: Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви / Сост. Священник Сергий Широков. – М.: «Белый Город». – 2004. – 448 С.

Комментарии для сайта Cackle