Источник

Протокол № 3 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 4/17 августа 1938 года

В 5 час. 30 мин. веч. заседание открывается пением молитвы Святому Духу.

I. Высокопреосвященейший Митрополит Анастасий зачитывает ответ Собора на приветствие Августейшего Главы Дома Романовых.

Собрание стоя выслушивает это приветствие.

Председатель, Высокопреосвященнейший Владыка Анастасий объявляет, что поступило много приветствий Собору, некоторыя с различного рода пожеланиями, каковыя требуют того, или иного разрешения, почему и должны поступить на  обсуждение Епископского Совещания. Он предлагает ограничиться наименованием в настоящем собрании организаций, пославших свои приветствия.

Оглашается список приветствий:

1. Телеграмма Епископа Браничевского Вениамина.

2. Архиепископа Западно-Американского Тихона.

3. Епископа Бразильского и Сан-Паульского Феодосия.

4. Епархиального Совета Западно-Американской Епархии.

5. Корпуса Императорской Армии и Флота.

6. Начальника Русского Обще-Воинского Союза.

7. Состоящего под Высочайшим Покровительством Е. В. Короля Петра II Общество памяти Императора Николая II.

8. Союза Русского Сокольства.

9. Совета Старейшин Общества Русское Согласие.

10. Правления Союза Русских Офицеров и солдат запаса.

11. Окружного Совета Высшего Монархического Совета в Королевстве Югославии.

12. Русской Православной Церковной Общины в Новом Саду.

13. Общества распространения Русской Национальной и Патриотической литературы.

14. Комитета по изданию истории Царствования Императора Николая II. Общества распространения Русской национальной и патриотической литературы.

15. Представителей Русских православных церквей в Аргентине.

16. Объединенных Общественных организаций в Аргентине.

17. Представителей Русских организаций в гор. Сараеве.

18. Настоятеля Русской церкви в Тунисе.

19. 125-ти русских людей живущих в г. Загребе.

20. Братства Св. Животворящего Креста.

21. Союза Молодая Россия.

22. Лиги и Главного Совета Зарубежного Союза Русских Педагогов.

23. Редактора-Издателя «Вестника Русского Духовного Воскресения».

24. Группы русских людей из г. Нового Врбаса.

25. Группы русских людей из г. Мостара.

26. Ново-Садского Русского Объедин. Верноподанных.

27. Србобранского Е. И. В. Государыни Императрицы Виктории Феодоровны Союза Верноподанных.

28. Русской колонии в Призрене.

29. Группы православных мирян, объединившихся в Белграде вокруг Св. Соборной Русской Зарубежной Церкви под председательством М. Н. Милорадовича.

30. Канадского Епархиального миссионера В. А. Коновалова.

31. Реального училища в Модягоу.

II. Преосвященный Епископ Шанхайский Иоанн зачитывает ответ Святейшего Патриарха Сербского Гавриила на приветствие Собора:

Его Высокопреосвященству Митрополиту Анастасию Председателю Русского Собора

«С теплой молитвой Всемогущему Богу о успешной и плодотворной работе Вашего Собора на благо и славу России и русского народа, Святого Православия и всего славянства, всесердечно и с братской любовью благодарим Вас и всех членов Собора за приветствие и добрые пожелания.

Шлем Наше Патриаршее благословение.

Патриарх Гавриил».       

Собор поет «Испола эти Деспота».

III. Слушали: Доклад Высокопреосвященного Архиепископа Камчатского и Петропавловского Нестора «об учреждении братства Христовой Руси имени Св. Князя Владимира» и устав этого братства.

Высокопреосвященный Архиепископ Нестор обратился к собранию со следующими словами:

«Год, который мы переживаем ныне – 1938-й год от Рождества Христова, – знаменательный, Владимирский, юбилейный год для русских людей: – 950-летие со дня Крещения Руси, Бог судил нам встретить и переживать в муках.

Исполнилось 20 лет пыток нашей Родины и Святой Церкви.

На Родине нашей с одной стороны приносится Богу жертва мучеников за веру Христову, Православную, за верность Православию Св. Владимира, а с другой стороны мы видим, как безбожники, сатанисты, по нашим грехам, сметают все святое на Русской Земле, как в гонении пребывает наша Церковь и в разорении наше Отечество.

Русский народ на Руси задушен и ушел в себя, в тайники своего многострадального сердца. Он молчит 20 лет, а мир издевается над ним, и, умывая руки, как бы повторяет в адрес России: «Иных спасала, себя ли не может спасти».

Мы изгнанники – эмиграция находимся в лучших условиях, чем наши собратия. Мы свободны, но ничем не можем помочь нашим страдающим братьям, не можем даже поддержать их морально, потому что за попытки нашего общения с ними, их будут преследовать и лишать жизни.

Но мы не использываем и тех возможностей, которыя представляются нам. Мы можем подготовляться к делу спасения нашей Родины, но должны сознаться, что подготовляемся очень плохо, или совсем к этому не подготовляемся, главным образом потому, что мы разъединены, не сплочены и нуждаемся в духовном обновлении, в нравственном возрождении.

Где же пути к этому обновлению и к сплоченности, к духовному возрождению?

Много организаций, обществ и партий существуют на разных началах и условиях. Но все это не то, что может нас удовлетворить и сплотить. Есть только один верный неложный путь, указанный Самим Господом Иисусом Христом и Его Святыми Апостолами. Этот путь – Церковь Христова, в ограде которой мы и должны объединиться с любвью и верою Христовой.

Пример ясен нам из слов Христа Его ученикам, когда они пожелали отстранить от себя заботу о народе в пустыне и просили отпустить народ, чтобы они сами о себе позаботились и купили себе пищу.

Но Христос сказал о народе: «Не надо им ходить, Вы дайте им есть», указывая, чтобы никто другой, а Святые Апостолы дали пищу народу.

И этот голос Божий относится и к нам – преемникам Апостолов, епископам и священникам Христовой Церкви. Голод духовный должно утолить, и утолить его должны только мы. Не можем мы пускать православный народ из церковной ограды в чужие дебри – страну далече. В Церкви и около Церкви должен быть удовлетворен нравственный голод Русских людей по объединению.

Если нам тяжело, если мы немощны, то все же мы – преемники Святых Апостолов, наследники их благодати, неизреченной и неизмеримой благодати Церковной.

И мы должны объединить Русский народ, чтобы он не ушел из ограды Церкви искать другого объединения.

Вот мы составили Собор Церковный, сильный и мощный. И этот Собор должен изыскивать и наметить путь объединения Православных Русских людей около Церкви Христовой. Этим путем объединения должно стать Братство Святой Христовой Руси имени Св. Владимира.

Надо принять этот идеал, вложить его в умы и сердца и с верой осуществить. Тогда Братство действительно станет истинным нашим Центром, к которому мы придем не только сами, но и привлечем всех близких нам, подготовляя себя и друг друга к служению на спасение нашего святого Отечества для прославления и возвеличения значения нашей Православной Истинной Христовой Церкви на земле, а души наши приготовим к вечности».

Вслед за сим оглашается устав Братства Святой Христовой Руси имени святого князя Владимира при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей.

I. Цели и деятельность Братства

1. Братство Святой Христовой Руси имени св. кн. Владимира, основанное в ознаменование 950-летия Крещения Руси, есть объединение верных сынов России для возрождения и возстановления Православной Русской Державы на прочных и единственно верных началах христианской религии и морали и для христианизации всех сторон ея жизни. Только построение Православного Отечества, святой Христовой Руси есть та единственная цель, которой каждый может служить и за которую каждый может бороться и умирать с правой совестью пред Богом, как за святое и угодное Богу дело.

2. Для построения Святой Руси на христианских началах, Братство ныне и навсегда впредь объединяет всех православных русских людей около Православной Церкви, составляя из них единую сплоченную семью под Ея покровом.

3. Вступающие в Братство дают обет послушания и совершенной верности Православной Церкви чтением молитвы-обета пред святым Евангелием и Крестом в присутствии священника.

4. Памятуя о страданиях в жестоком гонении и пленении родной матери – Церкви и Родины – России и всемерно стремясь приносить им существенную пользу своей жизнью и деятельностью, вступающий в Братство принимает на себя в своем обете следующия обязанности:

а) Молиться о спасении Родины. Для этого каждый православный христианин, в каком бы он месте ни находился, и каким бы он делом занят не был, каждое воскресение, в 9 часов утра возносит молитву о спасении Родины, отложив на краткий момент молитвы всякое дело, дабы возносимое одновременно едиными устами и единым сердцем всех русских людей моление испросило у Бога эту милость. Кроме того, ежедневно утром и вечером неопустительно творит он краткую молитву: «Святый княже Владимире, моли Бога о спасении России и утверждении в ней Православной веры и Церкви».

б) Оказывать благоговейное послушание своей Матери – Христовой Церкви, в лице своего церковного управления и всегдашнее почитание к высокому сану и авторитету церковной иерархии и всех священнослужителей.

в) Твердо и открыто, при всех обстоятельствах защищать от врагов, гонителей и хулителей св. Православие и Церковь.

г) Не вступать ни в какия осужденныя Православной Русской Церковью или враждебныя Ей организации.

5. Кроме обязанностей своего обета, каждый член Братства старается выполнять общия обязанности православного христианина, которыя являются также и делом духовной самоподготовки для построения святой Христовой Руси.

а) Посещает церковное богослужение по возможности каждое воскресение и в праздники и освящает эти дни достойным благоговейным поведением.

б) Освящает и укрепляет свою душу во Христе возможно более частым принятием в течении года святых Христовых Таин Исповеди и Причастия.

в) Заботится о воспитании в себе христианского характера и евангельских добродетелей.

г) Устрояет свою семью на основах православной веры и нравственности.

д) Ежедневно совершает утренния и вечерния молитвы.

е) Ежедневно читает святое Евангелие.

ж) Соблюдает церковные посты.

з) Знает житие своего святого Небесного Покровителя, имя которого носит, и всегда освящает день своего Ангела исповедью, причастием и добрыми делами.

6. Для своего просвещения и всесторонней подготовки к осуществлению служения Святой Христовой Руси, члены Братства организуют на местах при приходах собрания для докладов и бесед на тему о святой Христовой Руси, кружки, школы, курсы для совместного изучения Священного Писания, вопросов веры и нравственности, истории Церкви и истории России, вопросов защиты Церкви от нападения иноверия и неверия. Эти собрания, кружки, школы и курсы Братства всегда открыты для всех и имеют в виду общее просвещение.

7. Члены Братства считают за милость Божию потрудиться в помощь своему духовному руководителю во всей его деятельности: церковно-богослужебной, духовно-просветительной, миссионерской, благотворительной и всякой другой для пользы местной церкви.

8. Дело Христовой любви члены Братства выявляют во взаимной поддержке и в поддержке каждого нуждающегося. Для этого устраивают кассы взаимопомощи, трудовыя артели, приюты, дома милосердия, страноприимные дома, больничныя и похоронныя кассы, и т. п.

II. Организация Братства

9. Братство учреждается Священным Собором Русской Православной Церкви во всех епархиях, миссиях и при каждом православном приходе, где есть священники, возглавляющие эти Братства, как духовные отцы и руководители. Во внешней организации Братство руководится нормальным уставом Братства.

10. Членами Братства могут состоять все православные русские люди, как мужчины, так и женщины от 18-тилетнего возраста.

11. Для детей и юношества до 18-тилетнего возраста Братства организуют детские и юношеские отделы, которые  ведутся в соответствии с настоящим уставом. Работу детских и юношеских отделов Братство признает крайне существенной и необходимой, но дополнительной. Основная работа по воспитанию православных русских детей возлагается, как главнейшая священная обязанность, на православных русских родителей и священнослужителей. Дети с сознательного возраста обязательно и неизменно принимают участие в молитве о спасении России, как ежедневной св. кн. Владимиру, так и в общей еженедельной.

12. Покровителем и руководителем Братства является Первоиерарх Православной Русской Церкви за рубежом, Председатель Священного Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Руководителями и возглавителями Братства в епархиях – настоятели церквей.

13. Каждый член Братства делает ежегодный взнос в Братство, кто сколько может. Из Братских взносов и пожертвований создается казна Братства Святой Христовой Руси при Священном Синоде.

14. 15-го июля ежегодно совершается церковный праздник Братства Святой Христовой Руси в честь св. кн. Владимира с установленным в этот день за всенощной и Литургией сбором в казну Братства Святой Христовой Руси. На общем собрании в этот день члены братства для поверки своей совести и для напоминания повторяют обещание-молитву. Кроме того, праздник ознаменовывается торжественными собраниями посвященными св. Просветителю Руси.

15. Каждый член Братства получает за подписью Председателя Св. Синода грамоту о своей принадлежности к Братству.

16. За выдающиеся заслуги члены Братства получают от Св. Синода Братский крест.

17. Братство издает общий братский журнал под названием «Святая Христова Русь». На местах при церквах Братства по мере возможности печатают периодическия издания и другую братскую литературу.

18. Печатью Братства с надписью «Братство Святой Христовой Руси имени св. кн. Владимира», пользуется только руководитель Братства.

Одновременная молитва членов Братства Святой Христовой Руси о спасении России (совершаемая по воскресениям в 9 часов утра)

Господи, приими в час сей нашу покаянную молитву и спаси Россию. Аминь.

Ежедневная молитва о спасении России святому князю Владимиру (читаемая утром и вечером)

Святый княже Владимире, моли Бога о спасении России и утверждении Православной веры и Церкви в ней.

Молитва – Обещание членов Братства Св. Христовой Руси

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, приявшей в удел Свой Христову Святую Русь, силою Честного и Животворящего Креста Господня, предстательством святого Равноапостольного Князя Владимира, Первокрестителя нашего и всех святых в Российской земле просиявших и великого сонма мучеников и исповедников Христову Русь хранящих, – сие богоугодное церковное Братство Святой Христовой Руси вечно хранить и устав его соблюдать и исполнять обещаюсь. Уповая на помощь Всевышнего, считаю обязанностью творить обще-русскую молитву еженедельно, в установленное время, одновременно со всеми православными русскими людьми о спасении страждущего Отечества, где бы я в то время ни находился. Вменяю себе в обязанность: творить краткую молитву о спасении России ежедневно утром и вечером, оказывать благоговейное послушание своей Матери – Православной Христовой Церкви в лице церковного управления и Православной иерархии, при всех обстоятельствах защищать от врагов, гонителей и хулителей св. Православие и Церковь, не вступать ни в какия враждебныя нашей Церкви общества или организации осужденныя Церковью. Все сие исполнять по совести моей да поможет мне Бог и да утвердит сие обещание десница моя крестным знамением, а уста целованием св. Евангелия и Животворящего Креста. Аминь.

Объяснительная записка к уставу Братства

Русским людям за рубежом необходимо единение. Это сознают почти все русские православные люди и в изгнании и мучительно томясь по единству ищут путей к нему и не могут найти.

Во имя чего нам объединяться и как?

За долгий и тяжкий период двадцати лет нам предлагали и предлагают многие рецепты и методы спасения, программы действий. Но при выборе той или иной программы необходимо помнить, что каждая из них потребует не только работы для нея, но и борьбы настойчивой и упорной, до мук, до смерти.

Во имя чего же стоит умирать? что может быть для каждого из нас дороже жизни?

Конечно, только то, что освящено верой, что простирается не на эту лишь жизнь, но и далее в царство вечности. Работая для нашей Родины, мы хотим тем самым работать для Царства Небесного – нашего вечного Отечества. Тогда не страшно, а радостно с чистой совестью умирать за это дело.

Никакой партийный идеал этого нам не даст.

Свержение большевицкого строя, переход России из форм коммунистических к формам иной политической партии, без возможностей христианизации России, нас удовлетворить не может.

Нам нужна Православная Христианская Россия, Святая Христова Русь, та самая которая великим нравственным подвигом была создана 950 лет тому назад св. кн. Владимиром, завещана им всем поколениям России и пронесена нашими предками через девять с половиной веков.

Мы хотим, чтобы наш идеал опирался не только на землю, но и на небо, чтобы Россия, возвращаясь на свои исконные исторические пути, получая снова свои многоразличные богатства, оказалась в полной мере обладательницей не только материальных своих владений, не только национального и политического достояния наших предков, но и всего духовного их сокровища.

Этот наш идеал мы формулируем, как идеал Святой Христовой Руси.

Объединение около Церкви

Кто построил Святую Христову Русь в прошлом, и что является ея сущностью и животворящим ея началом?

Создателем, сущностью и жизнью Русского народа является святая Православная Христова Церковь, единственный истинный центр, около которого возможно объединение всех русских людей.

Только такое объединение даст Русской эмиграции основной и высоко авторитетный стержень – широкий, проникнутый мощной идеей центр.

Объединение около Церкви способно примирить все партии и организации эмиграции. Попытки объединения эмигрантских партий и группировок механически, путем вынесения за скобки всех различий в программах, без общей идеи, не может иметь успеха: объединение без общей идеи никому не может быть нужно. Только центр проникнутый общей идеей, но идеей признаваемой всей эмиграцией, может дать настоящее единство, и этими условиями в полной мере обладает только Православная Церковь.

Этот центр понятен и дорог не только эмиграции, но и всей неисчислимой массе Русского народа. Всякий иной центр, всякая иная программа при приходе в Россию потребует длительного объяснения и подготовки. Объединение же около Церкви такого объяснения не потребует.

В каком же виде должно совершиться это объединение?

Посмотрим на историю России.

В дни тяжкого бедствия, выносившегося Русским народом на западе России, там были созданы при Церкви мощныя организации для отстаивания веры и национальности –  организации получившия названия Братств. Действительность и целесообразность их была доказана исторически. Возродить организацию этих Братств призывает нас неотложная нужда настоящего момента. Братство при Церкви создается со специальной целью, чтобы осуществить объединение русских людей и создать Св. Христову Русь. Это Братство будет иметь задачей здесь за рубежом – объединение и нравственное возрождение эмиграции, а по приходе в Россию – апостольское служение, работу по возвращении России ко Христу.

Устав Братства, объяснительная записка к нему, это – только слова. Но мы должны от слов немедленно перейти к делу. Если же мы отнесемся к этому делу так, как до сего времени относились ко всякому делу касающемуся нашего объединения ради спасения Родины, то – горе нам! Сейчас мы предлагаем дело Христово, спасительное для всех и великое перед Богом и перед нашей совестью. Отвергнуть его, это значит отвергнуть единственный и подлинный путь нашего общего спасения, отвергнуть благословение, которое ввиду его истинности, уже почиет на этом самом начинании.

Сомневаться и разделяться больше нечего, и надо покончить с этими сомнениями и разделениями, ибо мы соборне становимся у престола истины Христовой, против которой мир никогда и ничего не мог поделать. Другого выхода нет и быть не может. А потому и колебаний быть не должно.

Нравственное возрождение

В течении всех 950 лет своего христианского бытия Россия всегда спасалась только нравственным возрождением, возвращением к Православно-христианским началам. Так было и во времена татарского ига, освобождение от которого связано с именем св. пр. Сергия Радонежского и с великим расцветом подвижничества в России тогда. Так было и во дни Смутного Времени, когда спасение России было достигнуто нравственным подвигом св. Патриарха Гермогена, когда в ответ на его послания очищающая волна покаяния прошла по Русской земле, и вся Россия объединилась в строгом посте и в напряженнейшей молитве: «Матерь Божия, спаси землю Русскую».

Для того, чтобы и теперь объединение было плодотворно, Братство настойчиво добивается от своих сочленов их нравственного возрождения. Внешним признаком начала такого возрождения должно быть неукоснительное выполнение членами Братства тех общих обязанностей христианина, которыя каждый православный человек принимает на себя в крещении, и которыя Россия в целом приняла на себя 950 лет тому назад благодаря подвигу святого Владимира. Выполнение этих обязанностей молитвы, поста, посещения  Церкви, проникновения в церковную жизнь – не достигаются принудительно. Выполнение их должно исходить из добровольного желания каждого члена Братства оцерковить, христианизировать свою частную жизнь в полном сознании того, что только этим путем он делается настоящим чадом Церкви, могущим участвовать в деле христианизации России.

Каковы же важнейшие пути нашего объединения?

Молитва

Это, во-первых, путь молитвы, подобный тому, каким совершилось возрождение России в дни Смутного Времени.

Христос Спаситель сказал: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного».

Согласимся же все, сколько ни есть нас, изгнанников России, молиться едиными устами о спасении России, будем молиться молитвой веры, которая горы переставляет, и тогда, зная, что слово Христово не ложно, мы можем быть уверенными – спасение России будет.

Поэтому Братство предписывает всем своим членам в определенный день и час без всякого исключения объединиться едиными устами и единым сердцем в одной молитве о возрождении нашего Отечества. Это будет единый мощный, молитвенный вздох всего многомиллионного множества русских изгнанников, который не может не услышать Господь.

Послушание

Для того, чтобы объединение было действительно, необходимо, чтобы оно было сопряжено с полной и твердой дисциплиной, с неукоснительным послушанием. Нужно не только проникнуться сознанием необходимости дисциплины, но должно, чтобы каждый отдельный человек принял на себя обязанность быть послушным церковному центру, и это послушание свято выполнил.

В полном сознании важности этого обязательства, Братство требует от своих членов не простого согласия принять на себя обязанности послушания Церкви, но предписывает подтвердить эту готовность к послушанию принесением обещания перед крестом и Евангелием, чтобы тем самым крепче и неразрывнее связать совесть каждого сотрудника Братской работы.

Послушание церковному управлению, почитание церковной иерархии и священнослужителей – это залог нашей внешней дисциплины, внутренне освященной единодушной молитвой.

Жертвенность

Но кроме сего, должно быть и материальное доказательство нашего служения Святой Христовой Руси, должна быть жертвенность.

Усердие, доверие, преданность делу, самоотвержение ради него измеряется величиной жертвенности труда и материальной организации – показатель того, в какой мере ей действительно преданы и готовы послужить ея цели люди. Чем богаче казна Св. Христовой Руси, тем очевиднее преданность людей этой идее, ради которой они готовы на всякую жертву и посильную и сверх сил. Помимо расходов на хороший печатный орган, руководящий работой всего Братства, на издание церковной патриотической литературы, надо Братству иметь полновестный запас средств для всякой другой деятельности, как только для того будет открываться возможность. Указание на то, что члены Братства дают на его дело, кто сколько может, подразумевает не минимум того, что каждый может дать, а максимум из всего, что имеет. Жертва должна быть предельно большой перед Богом и перед своей совестью. Сделаем Братство мощным материально, могущественным, способным на всякое большое дело для спасения Руси. Доверяя эту казну, ея хранение, собирание и расходы на дело Братства нашему церковному управлению и нашему Первоиерарху, мы должны помнить, что мы эту казну собираем не для чужого дела, а для собственного нашего – спасения России.

Такая сплоченность – в молитве, в послушании, в жертвенности сделает нас сильными и действенными защитниками святого Православия, нашей Церкви и нашей Родины от их врагов.

Молитва, послушание, защита Церкви и верность Ей – это то немногое, что включается в обязанность всех членов Братства и что делает организацию Братства Святой Христовой Руси крепкой, могучей силой.

Поймите, Русские люди, что мы должны быть сильными организацией и действием, чтобы устоять против организованной силы, борющейся против нашей святыни во всеоружии зла и разрушения.

И только вооруженное христианской идеей наше Братство есть действительный противовес большевицкой партии с ея богоборной марксистской идеей. Никто до сего времени не занял в противобольшевицкой борьбе нашего места и занять не может. Только православно-христианское мировоззрение и мироустроение есть подлинное и действительное, полное и всестороннее уничтожение большевицкого зла.

Наше возглавление:

К архипастырям – епископам русского разсеяния устремлены взоры всей эмиграции. Нет у нас более высокого верховного союза, стоящего действительно над всей эмиграцией в то время, когда она так нуждается в духовном руководительстве. У кого этого руководительства искать, кроме как у светильников Церкви Христовой. Какое возглавление эмиграции возможно еще, когда Собор Архиеереев уже действительно ее объединяет и возглавляет. И более реальным объединяющим, широким и всеобщим центром и началом для духовных, светских, военных и гражданских людей, центром идейным и практическим, никто в эмиграции не обладает. Осталось только осознать это единство около Собора епископов, и они дадут нам возможность это осознать. Пусть они возьмут нас и руководят нами, ведут нас по доброму пути нашего личного и всеобщего спасения и спасения нашей Родины. Русские люди доверяют себя им, как духовные дети доверяют своим духовным отцам и старцам, зная что ими руководит Бог, вся устрояющий на пользу.

В этот священный Владимирский год, когда Бог соединил всех Русских людей в Священном Соборе, где водимые Духом Святым, мы верующим сердцем и разумом сознаем и уясняем себе наши задачи перед Богом, перед Церковью, перед нашей совестью, перед Родиной и друг перед другом, мы в этот священный момент должны горячо помолиться Богу и начать дело нашего объединения и труда в Братстве Святой Христовой Руси, в великом Братстве всей Русской эмиграции.

Молитвенно преклоняясь перед именем святого кн. Владимира, Равноапостольного основателя Православной Руси, мы знаем, что он ждет от нас завершения и возстановления его дела, столь ныне разрушенного, и мы обязаны взять, мы не имеем права отказаться принять это святое дело на себя.

Да поможет нам Бог и святой наш Просветитель.

Аминь.

Протопресвитер А. Шабашев – считая предложение Владыки Нестора вполне ясным и явно отвечающим общему настроению, предлагает ограничить выступления членов Собора по одному за и против этого проэкта.

Архимандрит Серафим – указывает, что просветительно-миссионерский Отдел внес решение о признании журнала «Православная Русь» органом Зарубежной Церкви. Проэкт Высокопреосвященного Нестора имеет в виду создание особого печатного органа Братства. Надо решить закрывать ли «Православную Русь» или издать новый Общецерковный журнал. По его мнению лучше всего часть «Православной Руси» предоставить Братству. Последнее могло бы распространять церковную литературу.

Н. М. Милорадович – считает, что Братство окажет помощь приходам. Надо сплотить верных, преданных Церкви людей. Братство должно быть создано при всех приходах. Что касается «Православной Руси», то нужно всячески поддерживать этот полезный журнал.

К. Н. Николаев – просит обратить внимание на то, что Св. Владимирское Братство уже существует при Архиерейском Синоде. Каковы будут взаимоотношения обоих этих Братств? Предпочтительно именовать Братство «Святая Русь».

Архиепископ Нестор – разъясняет, что образованное 4 года тому назад Св. Владимирское Братство не привилось. Его и надо преобразовать. Имеются и другия Братства, посвященныя Святым и они будут существовать параллельно с намечаемым Братством. Он поддерживает название Христова Святая Русь: Церковь и Россия распинаются 20 лет. Название Христова этому вполне и отвечает.

В. А. Розов – говорит, что проэкт имеет в виду открытие Братства под руководством приходских священников. В Загребе же нет русского прихода, живут же там 840 русских людей. Надо в таких случаях руководство Братством поручать мирянам.

Архиепископ Нестор – разъясняет, что в таких местностях руководителями могут быть Епархиальные миссионеры.

Граф П. Н. Апраксин – предлагает утвердить предложение Владыки Нестора. В дальнейшем неизбежно развитие устава, переменами в него вносимыми. Собор не может останавливаться на подробностях. Нельзя предсказать, как разовьются отделы Братства – в одних местах они разростутся, в других замрут. Когда явится возможность издания печатного органа Братства, тогда возникнет вопрос о необходимости согласования его с другими церковными журналами.

Князь В. В. Голицын – подтверждает заявление В. А. Розова о положении русских в Загребе без собственной церкви. Он полагает, что в местах, где нет приходов, руководить Братством будут Епархиальные Архиереи.

А. И. Соколов – поддерживает предложение Владыки Нестора. Что касается Загреба, где он живет, то тамошние русские люди сумеют найти связь со священником. Он предлагает прекратить прения по этому вопросу.

Священник В. Ильенко – говорит, что молитва о России не нова. В «Православной Руси» была напечатана прекрасная, приближающаяся к Иисусовой молитве, составленная Иеромонахом Михаилом. Она лучше молитвы, предложенной Архиепископом Нестором. Сомневается он в возможности одновременной молитвы и указывает, что такой способ молитв напоминает католический. В маленьких приходах вряд ли удастся создать Братства. Молитве за Россию он придает большое значение. Это тот нерв, который жив и восприимчив. Начав с этой молитвы, мы научимся молиться за близких и за себя.

Протоиерей Б. Молчанов – уверен, что принципиально никто не может возразить против доложенного проэкта,  но что дает он практически? Предусмотренное им имеется уже в приходском уставе, в нашем церковном быту. Иерархический строй тоже существует, и вне Братства. Все силы надо направить на улучшение уже существующего.

Архиепископ Нестор. – Многое существует, но не исполняется. Надо дать новый толчек объединиться, создать центр под покровительством иерархов. Вне Церкви – несогласие и раздоры.

Граф П. Н. Апраксин – говорит, что скептицизм лучшее средство остановить любое хорошее начинание. Но вера не может быть связана со скептицизмом. Или скептицизм, или вера и дерзание. Важна приходская жизнь, но ее нужно усиливать, в особенности в тех местах, где нам, русским, приходится жить среди католиков и протестантов. Братство необходимо. Не дело Собора обсуждать текст молитв. Вероятно Высшая Церковная Власть внесет изменения в устав. Собор может Братство учредить с тем, чтобы устав был окончательно утвержден Архиерейским Синодом.

Его Высочество Князь Сергей Георгиевич Романовский, Герцог Лейхтенбергский – считает устав Братства превосходным и высказывается за принятие предложения Архиепископа Нестора. Его Высочество высказывается за развитие прекрасных положений изложенных Владыкой. Нужно составить особое положение, бытовой Православный Устав, уделив внимание вопросу о должном воспитании молодежи. Надо помнить что русскости вне Православия не существует.

Протоиерей Б. Молчанов – считает необходимым вновь указать на трудность практического осуществления Братства. Ему следовало бы поставить узкия, практическия задачи.

Священник М. Ессенский – считает, что самая жизнь должна разрешить вопрос о целесообразности учреждения Братства.

Его Высокопреосвященство Митрополит Анастасий – указывает, что во время происходивших прений многое основано было на недоразумении. Не учитывалось, что намечаемое Братство не подходит к типу существующих уже Братств. Новое Братство стремится найти лучших, преданных людей, указать им верное церковное русло. Мы видим в данном случае стремление создать порыв и вдохновение, найти отзвук отовсюду. Намечен путь нравственного очищения и подвига. Намечается организация орденского характера, не захватывающая широкия массы. Прав о. Архимандрит Нафанаил. Ныне особенное время: год Св. Князя Владимира, близятся важныя события в России, нам еще яснее Ея страдания. Русло должен найти такой авторитетный орган, как Собор, жизнь же определит дальнейшее.

Постановлено: Собор в принципе признает необходимым открытие Братства Святой Христовой Руси имени Св. Князя Владимира, предоставляя Архиерейскому Синоду детально разсмотреть устав и сделать необходимыя, зависящия от него распоряжения.

Доклад Протоиерея Иоанна Сокаля: «Просветительная и общественная деятельность духовенства, воспитание молодежи».

IV. Слушали: доклад Протоиерея Иоанна Сокаля: «Просветительная и общественная деятельность духовенства, воспитание молодежи».

I. Богослужебно-просветительная деятельность

Условия беженской жизни вне территории своей Родины и отсутствие по местам своих русских учебных заведений выдвигают на первый план руководящую роль Церкви и придают особое значение просветительной и общественной деятельности духовенства. Эта деятельность может проявляться как в богослужебной обстановке, так и вне ея. Принимая во внимание влияние богослужения на выработку мировоззрения и на укрепление дисциплины, как в жизни отдельной личности, так и всего христианского общества, необходимо придавать богослужению такую содержательность и такое видимое внешнее благолепие, какия требуются церковным уставом. Уставность богослужения должна простираться не только на исполнение указанного содержания данной службы, но и на проведение всего годичного круга в возможно большей полноте, не ограничиваясь одними лишь воскресными днями и двунадесятыми праздниками.

Полный церковно-богослужебный круг содержит в себе всю христианскую идеологию, состоящую из догматических истин творения, промышления, искупления, спасения и суда; вот почему христианин, прослушавший все службы в течение нескольких лет, и без школы может усвоить себе христианское мировоззрение в точности и возможной полноте. Национальное чувство возгревается богослужением в нарочитые дни русских угодников, которых необходимо праздновать с особой торжественностью и благолепием. Соединение христианского мировоззрения с национальным чувством является основной задачей просветительной деятельности духовенства, которое, через уставное богослужение, могло бы сохранить русских людей в православной вере и воспитать в национальном русском духе.

Помимо уставности, эта задача может выполняться еще при помощи проповедей, вечерних акафистов и раздачи специальных брошюр и листков.

Проповедь есть составная и посему необходимая часть богослужения. Она своим предметом должна иметь разъяснение содержания данного богослужения в его целом, а не толкование только отдельной его части в виде или евангельского или апостольского чтения или одного литургического смысла и значения, а тем более недопустимо – предметов, не имеющих непосредственной связи с данным богослужением или вопросов на злобу дня, если предварительно не будет объяснен смысл данного богослужения. Проповедь только тогда будет удовлетворять своему назначению, когда уяснить молящимся тот смысл богослужения, какой вложила в него Св. Церковь в связи с общим годичным богослужебным кругом.

Причем нужно иметь в виду, что догматическое, литургическое и нравственное значение данного богослужения лучше всего выяснять за литургией, а историческую и патрологическую часть – за время вечерних акафистов. Эта просветительная деятельность будет иметь гораздо больший успех, если будет сопровождаться раздачей небольших брошюр или листков вроде Почаевских или – Троицко-Сергиевской Лавры. Совершенной формой проповеди является живое слово, но в тех случаях, где это невозможно, лучше заменять плохой экспромт чтением готовых образцов из сборников святоотеческой литературы.

II. Просветительная деятельность вне богослужения

Внебогослужебная просветительная деятельность может проявляться в чтении лекций, организации торжественных собраний, хоров, библиотек, читален и через визитации.

Лекции лучше всего вести в систематической форме толкования Св. Писания, объяснения богослужения, жизнеописания святых, изложения церковно-исторических событий, изъяснения догматических и нравственных истин и – вопросов апологетических и миссионерских. Систематическое чтение постепенно увлекает слушателей, усугубляет интерес к предмету и дает возможность основательнее ознакомиться с содержанием предмета. Во избежание однообразия необходимо участие двух лекторов для параллельного чтения по двум областям, например: по Св. Писанию и литургике, по церковной истории и апологетике, по патрологии и нравственному богословию и т. п. При наличии одного лектора необходимо принятую систему разнообразить иногда чтением по таким вопросам, которые в данный момент больше всего интересуют слушателей.

В день памяти национальных святых или значительных церковно-исторических событий необходимо устраивать торжественныя собрания, предваряемыя особым молебном или акафистом. На таких собраниях может выступать несколько лекторов местных или специально приглашенных для всестороннего освещения данного события и для того, чтобы придать ему особо торжественный характер. Чтения могут чередоваться с песнопениями, исполняемыми  хором, а если такового нет, то и самими слушателями в форме общего пения известных всем молитв.

Торжество всякого события особенно усугубляется хорошим пением, для этого необходимо духовенству приложить старание к организации хора; основой для такового может послужить церковный хор через привлечение к нему возможно большего количества лиц или через соединение с ним других существующих хоров.

Просветительная деятельность невозможна без наличия соответствующей литературы, посему необходимо духовенству позаботиться об организации при церкви особых библиотек и читален с подбором книг богословского содержания. В виду отсутствия необходимых средств, можно просить прихожан пожертвовать каждому по одной книге, а затем ежегодно отчислять из церковных сумм на пополнение библиотеки соответственно выработанному заранее списку.

Трудность приобретения книг может быть облегчена изданием дешевых брошюр или листков; для этой цели необходимо при церкви иметь небольшой издательский фонд, на средства которого можно было бы постепенно печатать брошюры и листки богословского содержания, приобретать для продажи иконы, Евангелия и крестики. Распространение богословских брошюр и листков особенно необходимо среди бедного народонаселения, а также и в больницах среди больных.

Особое значение в просветительной деятельности духовенства могут иметь визитации или посещение домов своих прихожан. Эти посещения могут быт приноровлены к обычным освящениям домов, совершаемым в Рождественском и Великом посту, а еще лучше нарочито, ради духовного окормления. Таковыя посещения знакомят пастыря с интимной жизнью паствы, духовно сближают с ним и располагают к доверию к нему. Это доверие обуславливает успех влияния пастыря на пасомых и дает ему возможность духовно их назидать и просвещать соответственно потребностям каждого из них.

III. Общественная деятельность

Общественная деятельность духовенства может проявляться через его участие в церковно-общественной и национально-политической жизни своей паствы. Пастырь является духовным руководителем жизни пасомых и не одна из сторон жизни не должна оставаться без его руководства. Сам он должен иметь определенное христианское мировоззрение и ясное представление о том, как должна строиться жизнь, чтобы ею прославлять Господа и достигать спасения. Это мировоззрение он должен проводить не только в личную, но и в общественную и государственную жизнь своей паствы. Он должен указать основы для жизни и идеал для стремлений, само же строительство предоставлять пастве, но работу ея проверять соответствием ея указанным основам и идеалу христианской жизни. Нравственный критерий должен быть постоянным регулятивным принципом всякого общественного начинания, и то, что не соответствует ему, с точки зрения православного христианина, должно быть устраняемо, как несовершенное и заменяемо другим, более положительным и совершенным. Влияние пастыря на общественную жизнь может практически осуществляться через открытие церковных братств и участие и поддержку национально-патриотических организаций. Всякая частная инициатива оживляет деятельность и привлекает большее количество участников для общественной работы. Нужно только, чтобы пастырь следил, чтобы принципы этих обществ соответствовали христианскому мировоззрению и деятельность их согласовалась с церковно-православным пониманием жизни.

Необходимо иметь в виду, что почти все современныя общественно-политическия организации основаны не на христианском мировоззрении и совершенно чужды церковно-православного духа. Задача духовенства – христианизировать эти общества и оправославить их; эта просветительная работа имела бы огромное влияние на духовное перерождение всего русского интеллигентного общества, в большинстве усвоившего протестантское мировоззрение и уклонившегося от православного уклада жизни. Теперь всюду проповедуется христианство без Церкви, Церковь без преемственного священства и религия без обрядов. Духовенству необходимо внушить русскому обществу мысль, что христианство и православие понятия адекватныя, что истинное христианство только в православии, что там, где нет православия, нет и христианства, а только ересь и секта, что проповедь современных экуменистов и интерконфессионалистов, хотя и прикрывается побуждениями якобы христианской любви, на самом же деле есть результат отступления от православия, а посему – и измена истинному христианству. Во избежание сего необходимо поддерживать в русском обществе тот уклад жизни, который предписывает Православная Церковь, который сохраняют еще наши иноки в обителях и подвижники в монастырях. С этой целью необходимо устраивать паломничества в ближайшие монастыри для поклонения св. мощам угодников Божиих и чудотворным иконам. Освящая себя духом благодати, паломники будут убеждаться в необходимости и для них того уклада жизни, который через подвижничество приводит к святости, дает мир и радость о Господе. Через изменение уклада жизни легче будет пастве усвоить и то православное мировоззрение, которое создало и эту подвижническую жизнь.

IV. Воспитание молодежи

Просветительная деятельность духовенства должна быть направлена прежде всего на молодежь; для этого необходимо использовать условия как внешкольной, так и школьной жизни. Влияние священника на молодежь должно начинаться еще с детского возраста. При посещении домов необходимо внушать родителям мысль, что дети – это дар Божий, наделенный жизнью по благословению Божию, что ангелы хранители их «выну видят лице Отца их небесного» и ходатайствуют за них перед Богом, что «горе тому, аще кто соблазнит единого от малых сих»; посему необходимо относиться к ним, как к Божьему достоянию и быть готовым дать ответ за них перед Господом. Детская душа всегда стремится к Богу, поэтому не надо препятствовать детям посещать церковь, выстаивать всю службу, часто причащаться св. Таин, целовать иконы, ставить самим свечи и иметь общение со священником. Еще с детства надо приучать их к молитвенному общению с Богом и разумно удовлетворять все религиозныя потребности детского духа. Нужно помнить, что развитыя в детстве религиозныя стремления оказывают влияние на всю жизнь. Впечатления, полученныя в детские годы, часто определяют призвание человека к тому или иному пути жизни. Данныя статистики свидетельствуют, что одна из главных причин безбожия – это отсутствие религиозного воспитания в детстве. Посему, оказывая влияние на детей через родителей, священник и в непосредственном общении с ними должен проявить особую любовь, нежность, ласку. Нужно дать почувствовать детям всю искренность и теплоту своего сердца и никогда не пройти мимо, не обратив на них внимания и не приблизив их к себе.

При всякой встрече с детьми священник должен поинтересоваться, молятся ли они дома Богу, знают ли [какъ] креститься и посещают ли св. церковь. Хорошо, если священник сможет оставить детям какое-либо вещественное напоминание о своем пребывании, напр., крестик, иконку, просфору или, для старшего возраста, молитвенник или евангелие.

Полезно было бы хотя один день в году устраивать детский праздник для распространения в обществе идеи необходимости религиозного воспитания детей, а также организовать праздничныя собрания, на которых детям можно было бы разсказать о событиях из религиозно-нравственной и национальной жизни. Эти собрания могли бы сопровождаться туманными картинами и оживляться общим пением известных им молитв.

Школьный возраст преимущественно подлежит влиянию законоучителя. Здесь главная забота о создании среди учебного персонала такого настроения, которое приближало  бы учащихся к Богу и жизни религиозной. Совершенно недопустимо, чтобы кто либо из учителей внушал детям мысли, подрывающия основы христианского мировоззрения; на это обстоятельство должно обратить внимание все духовенство во главе с епископом и родительским комитетом и поддержать законоучителя в его заботе о сохранении детей от соблазна. Сам же законоучитель может парализовать такое влияние благоговейным церковным богослужением, внешкольными собеседованиями, организацией религиозных кружков с чтением рефератов и публичными диспутами на религиозныя темы. В качестве вспомогательного средства должна быть подобрана в ученической библиотеке соответствующая литература. Особо развитых духовно юношей надо приближать к Церкви через допущение их к прислуживанию за богослужением, к посещению тяжко больных и помощи бедным и нуждающимся.

Молодежь старшего возраста также должна быть предметом особого внимания со стороны духовенства. Этому возрасту свойствен критицизм и сомнение, желание во всем самому убедиться и найти научное обоснование. Общение со студенческой молодежью возможно главным образом на почве чисто научного обмена мнений по интересующим вопросам. Лекции подобного рода могут быть устраиваемы в студенческих общежитиях на темы по преимуществу апологетического характера; в конце лекций необходимо устраивать собеседования, чтобы вызвать больший интерес и оживление, а вместе с тем и определить, какой вопрос должен служить предметом для содержания следующей лекции. Студентам, проявившим особый интерес, можно порекомендовать список книг по интересующим их вопросам. Лучше всего, если бы удалось организовать среди них богословский кружок, который составил бы кадр постоянных слушателей и тем дал бы возможность вести лекции в определенной системе. Помимо чисто научного общения, пастырю необходимо ближе познакомиться с жизнью каждого в отдельности студента, принять участие в его скорби и нужде, если нужно, то материально помочь и духовно поддержать; особенно же нужно посещать больных студентов, так как в этом состоянии они чувствуют свое одиночество и легче поддаются доброму влиянию навещающего их пастыря. В крещенские дни необходимо освящать их общежития, а на Рождество и Пасху посещать их с молитвой. Вообще же необходимо их любить, и эту любовь они почувствуют в искренности отношений и станут друзьями священника; эта дружба их духовно сблизит с ним и расположит к восприятию духовного руководства. Пользуясь таким расположением к себе, пастырь должен приучить их к молитве, к посещению богослужений и к исполнению христианского долга покаяния и причастия св. Таин. Если  в городе нет студенческого общежития, то священнику необходимо воспользоваться собранием молодежи в разных кружках и организациях, а если и таковых нет, то постараться самому организовать студенческий кружок любителей духовного просвещения и продолжать работу с ними для оказания соответствующего духовно-воспитательного влияния. Нужно помнить, что молодежь скромна и стыдлива и всегда хочет быть искренней и правдивой. Она стесняется в проявлении своих религиозных чувств, боясь, как бы не заподозрели ее в лицемерии и фарисействе, нужно очень осторожно подходить к определению ея религиозности и, не смущаясь внешней ея сдержанностью, с любовью насаждать в душе ея семена веры, которыя с помощью Божиею дадут плод во время свое.

Выводы:

1. По вопросу о богослужебно-просветительной деятельности:

Обратить исключительное внимание на религиозно-воспитательное значение богослужения и всегда совершать его уставно, благолепно и возможно чаще.

2. По вопросу о внебогослужебной деятельности:

Рекомендовать духовенству устройство лекций, торжественных собраний, хоров, библиотек, читален и возможно частое посещение домов своих пасомых.

3. По вопросу об общественной деятельности:

Содействовать открытию братств, принимать участие в национально-патриотических организациях и устраивать паломничества для поклонения святыням.

4. По вопросу о воспитании молодежи:

Обратить особое внимание на развитие религиозности в душе молодежи, содействовать этому сначала через влияние на родителей, а затем через непосредственное общение с нею силою своего морального авторитета и церковно-религиозного просвещения.

Прения по сему докладу переносятся в следующее заседание.

Собрание закрывается в 8 час. вечера пением молитвы «Достойно есть».


Источник: Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 – 11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии. — Белград: Типография «Меркур», 1938. — С. 3-745.

Комментарии для сайта Cackle