пер. Г.А. Тароняна

Источник

15. Плутарх (ок. 46–после 120 гг. н. э.)

греческий писатель, автор многочисленных сочинений на разные темы («Моралии» и «Сравнительные жизнеописания»)

а) Наставления относительно здоровья

20, 133В

(...)А у ученых людей много прекрасных воззрений и приятных отвлечений – иначе они не могли бы за трапезой подавлять собачью и звериную алчность аппетита. Что касается слов учителей борьбы и речей учителей гимнастики, говорящих всегда, что ведение ученых бесед за обедом портит пищу и отяжеляет голову, то этого следует опасаться тогда, когда мы во время обеда намерены разбирать «Инда» или рассуждать о «Господствующем»414. (...)

б) Об удаче или доблести Александра

Ч. I, 5 Б, 328С

(По словам и делам Александра Македонского Плутарх признает его философом, и говорит, что он в обучении и воспитании учеников, т. е. завоеванных им народов, преуспел больше, чем профессиональные философы, и приводит примеры)

(...) Какая это поразительная философия, благодаря которой инды поклоняются эллинским богам, скифы хоронят умерших, не поедают их! (...)

Ч. I, 10, 332 А–В

(Плутарх по-своему интерпретирует слова Александра по поводу Диогена-киника: «Если бы я не был Александром, то был бы Диогеном». Говорит Александр:)

«(...) Однако прости, Диоген, я подражаю Гераклу, соревнуюсь с Персеем и, идя по стопам Диониса, бога родоначальника и праотца, хочу, чтобы опять в Индии эллины, побеждая, стали устраивать хороводы и напомнили горным и диким жителям за Кавказом 415 о вакханалиях. Говорят, что и там есть какие-то святые и живущие по своим законам мужи, закаленные в суровой и нагой мудрости416, посвящающие все свое время богу, живущие проще Диогена, ничуть не нуждающиеся в суме: они ведь не запасаются пищей, имея ее от земли свежей всегда и новой, а питье струят реки; листья, падающие с деревьев, и трава земли служат им ложем. Благодаря мне и они узнают о Диогене и Диоген о них. (...)»

в) Александр

(Александр Македонский в Индии)

(59) (...) Так как самые воинственные из индов, служа наемниками, ходили в города, мужественно защищая их, и причиняли Александру много вреда, он, заключив с ними мир, настиг их в пути, когда они уходили, и всех перебил. И это лежит пятном на его военных делах, тогда как во всех остальных случаях он воевал, как принято, и как пристало царю417.

Не меньше, чем они, доставили ему хлопот философы, понося тех царей, которые предавались ему, и, поднимая свободные народы418. Поэтому он и многих из них повесил4196. (...)

(64) Захватив десять гимнософистов, из тех, которые особенно постарались убедить Саббу к отпадению и причинили македонянам очень много вреда, и которые слыли искусными в ответах и краткословными, Александр предложил им мудреные вопросы, сказав, что убьет первого же, ответившего неправильно, затем так далее остальных. Одному, самому старшему из них, он велел судить. Так вот, первый на вопрос, живых ли, по его мнению, больше или мертвых, сказал, что живых, поскольку мертвых уже нет. Второй на вопрос, земля ли или море взращивает более крупных животных, сказал, что земля, поскольку море – часть ее. Третий на вопрос, какое животное самое хитрое, сказал, что то, которое до сих пор человек не узнал. Четвертый на вопрос о том, из каких соображений побудил он Саббу к отпадению, ответил, что он желал, чтобы тот прекрасно жил или прекрасно умер. Пятый на вопрос, день ли, по его мнению, родился раньше или ночь, сказал, что день, на один день. И когда царь удивился, он добавил, что на мудреные вопросы неизбежно и ответы должны быть мудреными. И обратившись к шестому, царь спросил, как человек может стать любимым больше всех. «Если, будучи самым могущественным, – сказал тот, – он не будет страшным». Из остальных трех один на вопрос, как можно из человека стать богом, сказал: если сделать нечто такое, что человеку невозможно сделать. Другой на вопрос о жизни и смерти, которая из них сильнее, ответил, что жизнь, раз она выносит столько зол. Последний на вопрос, до каких пор хорошо человеку жить, сказал, что до тех пор, пока он не считает, что умереть лучше, чем жить. И вот тогда, обратившись к судье, царь велел ему объявить свое решение. Когда тот заявил, что один отвечал хуже другого, он сказал: «Значит, ты и умрешь первым, раз выносишь такое решение». – «Да едва ли, царь, – сказал тот, – если ты не солгал, сказав, что первым убьешь ответившего хуже всех»420.

(65) Их он отпустил с дарами, а к тем, которые пользуются наибольшей славой и живут замкнуто в покое, он послал Онесикрита, прося прийти к нему. Онесикрит же был философом, из пребывавших с Диогеном киником, и он говорит, что Калан весьма высокомерно и сурово велел снять хитон и слушать учение нагим, иначе не станет разговаривать с ним, даже если он явился от Зевса; Дандамид же был помягче и, выслушав о Сократе, Пифагоре и Диогене, сказал, что эти люди ему кажутся одаренными, однако всю жизнь слишком считавшимися с обычаями. А другие говорят, что Дандамид ничего не сказал другого, а всего только это: «Чего ради Александр проделал такой огромный путь и пришел сюда?» Однако Таксил убедил Калана пойти к Александру. Звали его Сфин, но от того, что он, приветствовал встречных, произнося, в соответствии с индийским языком «кале́», вместо «ха́йре», эллины назвали его Каланом4218. (...)

г) Ликург

(Перед этим Плутарх пишет, что Ликург из-за козней против него в Спарте покинул родину и отправился в странствия; а в начале биографии говорит, что о Ликурге нет никаких достоверных сведений)

(4) (...) Египтяне считают, что Ликург прибыл и к ним и что он, особенно восхищенный обособлением воинской касты от всех прочих, перенес это в Спарту и, отделив ремесленников и мастеров, установил поистине прекрасное и чистое государственное устройство. Так вот, в этом в пользу египтян свидетельствуют и некоторые из эллинских писателей. А что Ликург прошел и Ливию, и Иберию, странствовал по Индийской земле и общался с гимнософистами, этого, насколько мы знаем, не говорил никто, кроме спартанца Аристократа, сына Гиппарха. (...)

д) Самодостаточная ли порочность для злосчастия?

3, 499С

(Судьба, Τύχη, никакими средствами не может сделать людей злосчастными, если в них нет порочности; приводятся примеры)

(...) А у индов любящие своего мужа и целомудренные жены спорят и препираются друг с другом за погребальный костер, а победившую в том, чтобы быть сожженной вместе с умершим мужем, остальные жены воспевают блаженной. А из тамошних мудрецов никто не почитается завидным и блаженным, если еще при жизни, при здравом уме и при здоровье, не отделит душу от тела посредством огня и не выйдет чистым из плоти, отбросив от себя смертное. (...)

е) Об Исиде и Осирисе

29, 362В

(...) нельзя не относиться пренебрежительно и к тому, что пишет Филарх: что это Дионис впервые привел в Египет из Индии двух быков, одному из которых имя было Апис, а другому – Осирис. (...)

Псевдо-Плутах (II–III вв. н. э.)

ж) О наименовании рек и гор и находящемся в них

I. Гидасп

(1) Гидасп – это река Индии, бурно несущаяся в Саронитский Сирт. [Прежде она называлась Индом, а была переименована вот по какой причине.] Хрисиппа422, вследствие гнева Афродиты, охваченная страстью к своему родителю Гидаспу и не в силах совладать с противоестественной любовью, глубокой ночью сошлась с ним, при содействии своей кормилицы. Узнав о случившемся, царь заживо закопал в землю старуху, устроившую ему эту ловушку, а предав распятию дочь, он от глубокой скорби бросился в реку Инд, которая по нему была переименована в Гидасп. (...)

(3) Встречается там, у так называемых Ворот, растение наподобие гелиотропа. Растирая его в порошок, с соком натираются им для защиты от зноя, и безопасно переносят слишком сильную жару.

(4) Местные жители, распяв бесчестящих себя девушек, бросают их в него и при этом поют на своем языке гимн Афродите.

(5) Каждый год они закапывают осужденную старуху у холма, который называется Терогон, оттого что, как только закопают старуху, с вершины горы сползает полчище пресмыкающихся и пожирает тех из не наделенных разумом живых существ, которые летают вокруг, как рассказывает Хрисерм в восьмидесятой книге сочинения «Об Индии». Подробнее упоминает об этом Архелай в тринадцатой книге сочинения «О реках». (...)

VI. Ганг

(1) Ганг – это река Индии, получившая это название вот по какой причине. Некая нимфа Калаврия родила инду сына, замечательного красотой, по имени Ганг. Он на пьяную голову сошелся, не ведая того, со своей матерью. На следующий день, узнав от своей кормилицы всю правду, он от глубокой скорби бросился в реку, называвшуюся Теплой, которая по нему была переименована в Ганг. (...)

(3) У него находится гора, называемая Восходом вот по какой причине. Гелиос, увидев нимфу Анаксибию в хороводах, был охвачен страстью к ней и не в силах совладать с любовью, пустился преследовать ее, желая овладеть ею силой. А она, оказавшись повсюду настигаемой, убежала в святилище Артемиды Ортии, которое было на горе, называвшейся Вершиной, и исчезла. Последовавший за нею бог, нигде не найдя любимую, от глубокой скорби взошел оттуда, и местные жители по этому случаю переименовали эту вершину в Восход, как рассказывает Каймарон в десятой книге сочинения «Об Индии». (...)

XXV. Инд

(1) Инд – это река Индии, бурно несущаяся в землю ихтиофагов. Прежде она называлась Мавсолом по Мавсолу, сыну Гелиоса, а была переименована вот по какой причине. Когда совершались священнодействия в честь Диониса и местные жители были заняты обрядами, Инд, юноша из знатных, изнасиловал дочь царя Оксиалка Дамасалкиду, несшую священную корзину. Разыскиваемый царем для наказания, он из страха бросился в реку Мавсол, которая по нему была переименована в Инд. (...)

(4) У него находится гора, называемая Лилей по пастуху Лилею. Он, будучи набожным и почитавший только Луну, глубокой ночью совершал священнодействия в честь ее. Так как остальные боги были недовольны тем, что он не почитает их, они наслали на него двух громадных львов, растерзанный которыми он лишился жизни. А Луна превратила своего почитателя в соименную ему гору.

* * *

414

...разбирать Инда... – τὸν ’Ινδὸν ἀναλύειν. Об этом ничего не известно, поскольку упоминается только здесь, без объяснений (не исключено, что слово в рукописях искажено). Все знаменитые в античности парадоксы, антиномии и т.п. имели свое название (например, «Лжец», «Ахилл и черепаха» и т.д.). Может бытъ, здесь это тоже такого рода парадокс, в котором речь шла об инде. – Господствующий (или «Господствующее рассуждение», Κυριεύων) – знаменитый «парадокс» (проблема модальной логики) Диодора Диалектика (IV–III вв. до н. э.), философа мегарской школы.

415

Кавказ – см. указатель.

416

Речь идет о гимнософистах («нагомудрецах»).

417

См.: Диодор Сицилийский. XVII, 84 и № 17а. IV, 27, 3–4.

418

Т. е. еще не покоренные Александром Македонским, (в Индии).

419

См.: № 17а. VI, 17, 2.

420

См.: Берлинский папирус 13044 (II–I вв. до н. э.; Wilcken U. Alexander der Groẞe und die indischen Gymnosophisten // Sitzungsberichte der preussischen Akademie der Wissenschaften (Phil.-hist. Klasse). Berlin, 1923. Bd. 21–24. S. 150–183). Об этом упоминается и в других античных источниках (с многочисленными существенными и несущественными вариантами и отличиями).

421

См. № 8. XV, 63–65.

422

Автор передает местные имена и названия (явно вымышленные) греческими.


Источник: Древний Восток в античной и раннехристианской традиции : (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия) / Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки ; [подбор текстов, пер. с древнегреч. и латин., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна]. - Москва : Ладомир, 2007. - 638, [4] с. : табл.

Комментарии для сайта Cackle