28. Дион Кассий (ок. 155–ок. 235 гг. н. э.)
римский историк и государственный деятель (греческого происхождения, из Вифинии в Малой Азии), писавший на греческом языке, автор огромной «Римской истории», в 80 книгах (от основания Рима до 229 г. н. э.), из которых целиком сохранились книги XXXVI–LX, отрывки из других книг; недостающие части %sm%восполняются дошедшими эпитомами (сокращенными изложениями).
Римская история
LIV, 9, 8–10
(Принцепс Август проводит зиму в 20 г. до н. э. на о-ве Самос)
(8) К нему прибыли многочисленные посольства, и инды, предвозвестившие ранее о дружественном союзе, тогда заключили его571, прислав дары, в том числе и тигров, впервые тогда увиденных римлянами, и думаю, что и эллинами. Они подарили ему и одного отрока без плеч, как те гермы, которые мы видим. (9) Однако, будучи таким, этот отрок для всех дел пользовался ногами, словно руками: и лук ими натягивал, и стрелы пускал, и трубил, не знаю, как, – я ведь пишу то, что говорят. (10) И вот один из индов, Зармар, пожелав умереть, то ли будучи из касты мудрецов, и потому по честолюбию, то ли по старости, в соответствии с отеческим обычаем, то ли даже для показа Августу и афинянам (он ведь и туда прибыл), был посвящен в таинства обеих богинь572, хотя эти таинства состоялись не в свое время, как говорят, из-за Августа, тоже ставшего посвященным, и живым предал себя огню. (...)
Эпитома книги LXVIII
15
(107 г. н. э.)
(...) К Траяну, вернувшемуся в Рим, прибыло очень много посольств от варваров, в том числе индов. (...)
29, 1
(116 г. н. э.)
(Траян, во время своего Парфянского похода, после взятия Ктесифонта, столицы Парфии, приплыл к Эритрейскому морю, достиг о-ва Мессена на реке Тигр)
(...) И оттуда прибыв к самому океану, ознакомившись с ним и увидя какое-то судно, плывущее в Индию, он сказал: «Я непременно пошел бы и на индов 573, если бы еще был молод». Он ведь помышлял об индах и интересовался положением дел у них, и почитал Александра574 счастливым. (...)
Эпитома книги LXIX
16, 1
(134 г. н. э. (?))
(...) Адриан завершил строительство Олимпия575 в Афинах, в котором поставлена и его статуя, и посвятил в него огромную змею, привезенную из Индии. (...)
Эпитома книги LXXVII (= LXXVI)
1, 3–4
(202 г. н. э. Римский принцепс Септимий Севе́р по случаю десятилетия своего правлении устраивает также зрелища)
(3) На этих зрелищах (...) в числе многих прочих зверей были убиты также слон и корокот. (4) Это животное – индийское, и тогда впервые, насколько я знаю, оно было привезено в Рим. У него цвет помеси львицы и тигра, а вид – и этих животных, и собаки, и лисы, в каком-то своеобразном сочетании. (...)
* * *
См. № 9 и указ.: Пор, 4. Об упоминаемом ниже (§ 8–9) «отроке без плеч» см. также № 8. XV, 1, 73. Его умение пользоваться ногами вместо рук, по всей видимости, не измышление. По такому поводу см. напечатанные в «Иностранной литературе» (2002. № 1. С. 213) документальные записки (написанные по-русски) испанского писателя Рубена Галъего «Черным по белому», глава «Руки», где рассказывается об одном безруком парне: «Он делал все ногами. Ногами ел, причесывался, раздевался и одевался. Ногами брился. Даже научился пришивать пуговицы. Нитку в иголку он также вдевал самостоятельно. <...>»
Деметры и Коры (Персефоны): по-видимому, в Элевсине.
...пошел бы и на индов... – ἐπὶ τοὺς ’Ινδο ὺς <...> ἐπεραιώθην. См.: Эвтропий. VIII, 3, 2: «(Траян) в Красном море (= Эритрейском море) соорудил флот, чтобы с помощью его опустошать пределы Индии». Такой замысел у Траяна считают сомнительным. См. также № 42. К 103 г. н. э. (где дата указана ошибочно).
Александра Македонского.
Храм Зевса Олимпийского в Афинах, начатый еще в конце VI в. до н. э., достроил Адриан после 130 г. н. э.