37. Темистий (ок. 317–ок. 388 гг. н. э.)
греческий оратор, занимавшийся также преподаванием философии и риторики. Сохранились 34 его речи и «Парафразы» (пересказы) некоторых сочинений Аристотеля.
а)
Речь 27 (407, 3 сл.)
О том, что не на места следует обращать внимание, а на людей
(Автор говорит, что не важно, где учиться, а важно, у кого учиться)
(...) Если, говоря столько хорошего, я ничего не достигаю, и тобой все еще владеет неистовая страсть к иноземным рассказам, то тебе следует плыть не только к эллинам, но и в Египет, и в Эфиопию, и к индам, чтобы, вернувшись оттуда, говорить нам не о мелочах и избитых вещах, а об огромных змеях и слонах. Будет у тебя и муравей индийский – большой и зверь, и рассказ. Брахманы, конечно, не допустят тебя наверх к себе, а будут метать громы и молнии. (...)
б)
Речь 32 (434, 4 сл.)
Сдержанный в страстях или чадолюбивый
(Стоическому «бесстрастию» (ἀπάνεια), когда стремятся совершенно искоренить природные аффекты, противопоставляется «сдержанность в страстях» (μετριοπάθεια) по Аристотелю, когда стремятся управлять аффектами в меру возможности, не насилуя природу)
(...) Ну а с теми, которые пытаются совершенно подавить и уничтожить страсти, как говорит баснописец Эсоп, легко может случиться то же, что и с купившим раба-инда. А говорит он, что купивший инда был недоволен его цветом. Так вот, он пытался отмыть его и отчистить, водя по источникам и рекам и применяя мыла и щелоки. Но так как цвет у того оставался таким же, а кожа истиралась, то он, при всем своем упорстве, понял с трудом, что цвет был у инда природой и что легче будет удалить у него душу, чем черноту597. (...)
* * *
У Эсопа эта басня (№ 275 по изданию Хаусрата, № 393 по изданию Перри) – об эфиопе (так же в басне № 6 в сборнике Афтония). В так называемых Баснях философа Синтипы (№ 41) – иной вариант этой же басни, где говорится об «эфиопе инде».