пер. Г.А. Тароняна

Источник

45. Филосторгий (ок. 368–после 425 гг. н. э.)

христианский (церковный) писатель. Главный его труд – «Церковная история», в 12 книгах, сохранившаяся только в подробном изложении патриарха Фотия (IX в.) под названием: «Из «Церковной истории» Филосторгия. Эпитома с голоса патриарха Фотия» (эпитома – краткое изложение). Краткое изложение этого же произведения есть и в «Библиотеке» Фотия (Рукопись 40). Перевод сделан по изданию: Philostorgius. Kirchengeschichte / ...Herausgegeben von Joseph Bidez. 3., bearbeitete Auflage von Friedhelm Winkelmann. Akademie-Verlag. Berlin, 1981, в серии: Die Griechische Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte.

Филосторгий был ярым приверженцем евномианства (т. е. крайнего арианства), другом самого Евномия. Евномий, его учитель Аеций (а также Теофил Инд] считаются ересиархами евномианства. Главный догмат арианской ереси – «иносущие» («гетероусия»), иная сущность Иисуса Христа и Бога Отца. Евномиане примыкали к арианам, признавая «подобносущие», но в отличие от ариан признавали познаваемость Бога. Ортодоксальная догма о «единосущии» («гомоусия») признавала единство сущности Бога Сына и Бога Отца. Филосторгий излагает историю Церкви от времени императора Константина I (306–337 гг.), с начала арианского спора до 425 г. Ортодокс Фотий в изложении постоянно выражает свою ненависть к еретику Филосторгию (и не совсем точно называет арианином).

Церковная история

II, 6, р. 18, 15 сл. (Bidez)

(...) Этот нечестивец650 говорит, что отдаленнейшие инды, те, которые благодаря проповеди апостола Варфоломея научились почитать Христа, исповедуют иносущие. И он выводит Теофила Инда, приверженца такого взгляда, который и побывал у них, и изложил их вероучение. Этот народ индов раньше назывался сабеями по главному городу Саба, а сейчас называется гомеритами. (...)

III, 4, р.32, 10 сл.

(4) Он говорит, что Констанций отправил послов к раньше называвшимся сабеям, а сейчас называющимся гомеритам. Происходит народ этот от родившихся у Авраама от Хеттуры. Земля эта эллинами называется и Великой Аравией, и Счастливой. Простирается она до Внешнего Океана. Главный город ее – Саба, царица, которой и побывала у Соломона. (...) В числе первых лиц этого посольства был и Теофил Инд. Он давно, когда царствовал прежний Константин, еще совсем молоденьким был послан дибейцами, как они называются, заложником к римлянам. Земля у них – это остров Диб, и они тоже носят название индов. Теофил, пробыв немало времени с римлянами, до высочайшей степени направил свои нравы к добродетели и вероучение к благочестию 651 и дал обет безбрачия, а также был возведен в сан диакона, причем рукоположил его Евсевий, но все это было раньше, а когда он вошел в это посольство, он уже получил от единоверцев652 и сан епископа. (...)

(5) Теофил, устроив дела у гомеритов, как каждое было возможно и благовременно, освятив церкви и убрав их имевшимся убранством, отплыл на остров Диб, который был, как сообщено выше, его отечеством. Оттуда он отправился в другую землю индов653 и исправил многое, делавшееся у них не по святости. (...)654

(6) Из этой Великой Аравии он отбыл к авксумитам, как они называются, эфиопам. Они живут в начале берегов Эритрейского моря, которое все образуется вдающимся тут Океаном655. (...)

(9) Он говорит, что истоки Тигра и Евфрата указаны по их зримости. А Священное наше Писание, говорящее, что эти реки проистекают из Рая, поведывает сущую истину. Ведь они, неся первые начала своих потоков из него, протекают до определенного места, равно по земле, а так как затем их вбирает в себя большая и совершенно песчаная пустыня, то они, поглощаемые тут в глубь, продолжают течение под землей до тех пор, пока не достигнут твердой и каменистой земли. (...)

(10) На основании предположения он говорит, что Рай находится на равноденственном востоке656, прежде всего исходя из того, что почти все земли к югу, как известно, обитаемы до Внешнего моря, и солнце уже нагревает это море, отвесно испуская на него лучи. Это есть так называемый срединный пояс657. А еще и потому, что называемая сейчас Гифасисом река, которую Писание именует Фисоном, тоже вытекающая из Рая, течет, по-видимому, скорее, из северных частей востока на юг и впадает в Океан здесь, напротив острова Тапробана658. По берегам этой реки находят так называемый кариофилл – то ли плод, то ли цветок. И тамошние жители уверены в том, что это – дерево из произрастающих в Раю. Ведь и земля выше их совершенно пустынная вся и совсем бесплодная. А из того, что река эта приносит этот цветок, ясно, пожалуй, что эта река вся протекает по земле, нигде не опускаясь под землю, иначе она не могла бы приносить произрастающее там. Есть у нее некий и другой признак связи с райской землей: говорят, что если страдающий лютой лихорадкой погрузится в эту реку, он тотчас избавляется от болезни. (...)659

(11) Он говорит, что вся эта область на востоке и на юге, хоть и чрезмерно знойная, все же порождает самое лучшее и самое крупное из всего того, что способны питать земля и море. Ведь и киты громадные в этом находятся море, и плававшие на кораблях по тому Океану уже много раз видели их на поверхности. И в земле этой слоны водятся самые крупные и удивительнейшие, а также так называемые таврэлефанты, род которых по всему прочему это бык огромнейший, а по шкуре и по цвету – слон, и почти, можно сказать, и по величине, – я ведь видел660 это животное, привезенное римлянам, и пишу о виденном. Но и большие змеи у них есть, толщиной не меньше бревна, в длину – до пятнадцати оргий. Я ведь видел и их кожи, привезенные римлянам. И животное единорог есть у них, с головой большой змеи, а рог у него изогнутый, не очень большой. Подбородок у него весь бородатый. Длинная шея, вытянутая вверх, очень похожа на извив большой змеи. Телом он скорее похож на оленя, а ноги у него – льва. И, во всяком случае, рельефное изображение его можно видеть в Константинополе.

Также и верблюдолеопард – порождение тамошней земли. Во всем прочем это олень огромнейший, и вид верблюда придает его телу высота. Однако шея у него очень длинная и чересчур несообразно с остальным телом выпрямленная вверх. Но шкура у него вся от макушки до пят чрезвычайно похожа, особенно пестротой, на леопардовую, а передние ноги выше задних. У них есть и так называемая козлообезьяна – это обезьяна какая-то. Ведь родов обезьян – тьма: среди них есть медведеобезьяны, львообезьяны, собакоголовки, и вообще смешение обезьянего образа с тем или иным внешним видом многих животных. Все это известно, поскольку многих из них привозят нам. Такова и названная паном, которая головой козломордая и козлорогая, от паха вниз козлоногая, а брюхом, грудью и передними лапами – чистая обезьяна. Ее даже послал Констанцию царь индов. Но это животное оставалось живым в пути до какого-то времени, заключенное в какую-то плетенку из-за свирепости. А когда оно околело, везшие, забальзамировав его, чтобы представить необычное зрелище, довезли до Константинополя. И мне кажется, что эллины давно видели это животное и, пораженные странностью вида, признали его у себя богом661, поскольку у них в обычае обожествлять все необычайное. Так же обстоит и с сатиром – это тоже обезьяна, красномордая, резвая и с хвостом.

Также и сфинкс – это род обезьян. Я ведь пишу, видев, это. Прочее тело ее – косматое, как у остальных обезьян, а грудь до самой шеи – безволосая. У нее груди женщины, и какая-то красная узкая просовидная полоска окаймляет вокруг всю голую часть тела и как-то очень красиво сочетается со светлым, как у человека, цветом в этом промежутке. И морда у нее скорее округленная и близкая к женскому лицу. И голос довольно человечий, только не членораздельный, а похожий на быстро и как бы с некоторым гневом и досадой произносящий невнятное, и при раздражении – еще более низкий. Этот зверь ужасно дикий и коварный и нелегко поддается приручению. Я полагаю, что она давно была привезена в Фивы Беотийские, и, вероятно, набросилась на некоторых из стекшихся поглазеть на нее, и повредила им лица, а Эдип, возмутившись таким бесчинством над своими соплеменниками, убил это животное и тем прославил свое имя. И миф, рядя Эдипа в мужество, изображает этого зверя крылатым из-за его стремительного напрыгивания, грудь прилаживает женскую, тело – львиное: женскую – из-за непосредственной обнаженности и сходства с женским видом, львиное – из-за свирепости и оттого, что он преимущественно опирается на четыре лапы. Изображение это наделило этого зверя речью из-за сходства его голоса с человечьим, а загадочностью – из-за невнятного произнесения. И ничего удивительного. Ведь эллинам свойственно многое и другое преображать в мифичность.

В этой же земле водятся и дикие ослы самые большие величиной и с необычно пестрой шкурой: белый и черный цвет у них чередуется не понемногу, а полосами проходит от хребта до боков и брюха, и тут, разделяясь и некими кругами переплетаясь друг с другом, образуют какое-то удивительное и необычное пестрое сплетение662. Да и феникс, пресловутая птица, рождается у них. Мы знаем, что также и попугай привозится оттуда – это самая болтливая из птиц и самая способная подражать человеческой речи; и пестрые пятнистые птицы, которых некоторые называют гарамантами, дав им такое название по тому народу, откуда особенно больше всего привозят их. И очень много другого ярко чрезвычайного рождается там, от полноты коего описание воздерживается.

Но и золото там рождается чистейшее – жилки самородного золота, словно волоски, выдаются из тамошней земли, лежат друг на друге и показывают его месторождение; и плоды прекраснейшие и крупнейшие, из которых нам знакомы и орехи. Также и вся область при гомеритах до Эритрейского моря дает плоды дважды в год, отчего эту землю и прозвали Счастливой Аравией. И вообще вся земля на востоке значительно отличается во всем от остальной, а Рай, лучшее и чистейшее место на всем востоке, с чистейшим и прекраснейшим воздухом, орошаемый прозрачнейшими водами, ясно, что благодаря несравненному превосходству на всей земле под солнцем во всем порождает самое лучшее, омываемый с восточной стороны Внешним морем. (...)

III, 15, р. 47, 18–20

(...) все это было в те времена Константина, когда Теофил, возвратившись от индов, пребывал в Антиохии663. (...)

* * *

650

Фотий так называет Филосторгия.

651

Т. е. стал христианином.

652

Т. е. от евномиан.

653

...в другую землю индов... – считают, что к аксумитам в Абиссинию. Неясно.

654

Его миссионерские дела там.

655

Океан = Индийский океан. – Дальше об авксумитах.

656

...на равноденственном востоке... – т. е. прямо на востоке.

657

В античности (признававшие шарообразность Земли) Землю делили по широте обычно на пять тепловых поясов: северный холодный, северный умеренный, срединный, т. е. центральный, жаркий (= экватор), южный умеренный, южный холодный. Обитаемой землей (ойкуменой) считались умеренные пояса (южный умеренный – ойкумена антиподов).

658

Из этого видно, что под Гифасисом, здесь имеется в виду Ганг.

659

Здесь говорится о том, что Тигр и Евфрат не могут приносить из Рая ничего, так как после Рая протекают под землей, прежде чем снова выйти на поверхность. То же самое происходит и с Нилом, библейским Геоном, вытекающим из Рая, затем протекающим под Индийским морем до зримых истоков.

660

По всей видимости, Филосторгий.

661

Т. е. Паном.

662

По описанию, это явно зебра.

663

Неясно. Константин I – 306–337 гг. Константин II – 337–340 гг. Посольство было при Констанции II (337–361 гг.), в 356 г. (здесь речь идет об Аеции).


Источник: Древний Восток в античной и раннехристианской традиции : (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия) / Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки ; [подбор текстов, пер. с древнегреч. и латин., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна]. - Москва : Ладомир, 2007. - 638, [4] с. : табл.

Комментарии для сайта Cackle