пер. Г.А. Тароняна

Источник

4. Теофраст (ок. 372–287 гг. до н. э.)

см. указатель: Теофраст

Исследование о растениях

IV, 4, 1 и 4–11

(...)4. (1) В Азии у каждого народа есть какие-нибудь свои особые растения. Дело в том, что в определенной земле одни растения растут, а другие не произрастают. Вот, например, плюща и оливы 68, говорят, нет в Азии в местах Сирии, удаленных от моря на расстоянии пяти дней пути, а в земле индов плющ69 появляется на горе, называемой Мерос, откуда и происходит Дионис, по мифу. Поэтому Александр, рассказывают, и возвращался из похода70 увенчанный плющом, и сам он, и его войско. Из других мест Азии он есть только в Мидии (...) Как ни старался Гарпал много раз сажать его в садах Вавилона и ухаживать за ним, он ничего не мог добиться. (...)

(4) В Индийской земле есть и так называемая смоковница71, которая пускает из ветвей вниз корни каждый год, как сказано выше72, а выпускает она их не из молодых, а из прошлогодних и еще более старых. Достигая земли, они образуют как бы ограду вокруг дерева, так что получается как бы шатер, где обычно и проводят время. Эти произрастающие корни отличаются от побегов: они светлее, мохнатые, изогнутые и без листьев. И листва у этого дерева густая, и все оно – совершенно круглое и по величине очень большое: говорят, что оно бросает тень на два стадия. Толщина ствола у некоторых – более шестидесяти шагов, а у большинства – сорок73. Лист у него – не меньше пельты74, а плод – очень мелкий, с горошину нута, похож на смокву, отчего эллины и назвали дерево смоковницей. Плодов удивительно мало не то, что по сравнению с величиной дерева, но и вообще. А растет это дерево у реки Акесин.

(5) Есть и другое дерево, величиной большое, с удивительно сладкими и крупными плодами: их употребляют в пищу мудрецы индов, не носящие одежду75

Другое – листья которого, продолговатые по форме, похожи на перья страуса, которыми украшают шлемы, длиной около двух локтей76.

Есть и другое, плод, которого – крупный и не прямой, а изогнутый, на вкус – сладкий. Он вызывает рези в животе и сильный понос, поэтому Александр запретил, есть его77. Есть и другое, плод которого похож на кизил78.

Есть много и других79, отличающихся от деревьев у эллинов, но не именуемых. А удивительного нет ничего в этой особости: почти что, как, во всяком случае, утверждают некоторые, вообще никакое дерево, никакой кустарник, никакое травянистое не похожи на таковые в Элладе, за исключением немногих.

(6) Особое дерево этой земли и эбеновое. Его два вида; один – с прекрасной древесиной, хороший, другой – плохой. Хороший редок, второго – много. Цвет свой яркий оно получает не со временем, а сразу от природы. Дерево это кустарниковидное, как китис.

(7) Говорят, что есть и теребинт, а другие говорят, что – дерево, похожее на теребинт, у которого листья, ветви и все остальное как у теребинта, а плод отличается: он похож на миндаль.(...)

(8) Те, из которых делают ткани, листьями похожи на шелковицу, а все растение в целом похоже на собачий шиповник80. Сажают его на равнинах рядами, поэтому, если смотреть издали, кажется, что это виноградник. В некоторых местах есть и много финиковых пальм. И все это относится к природе деревьев.

(9)Дает она и зерна особые, одни – похожие на бобовые, другие – на пшеницу и ячмень. Нута, чечевицы и прочего того, что есть у нас, там нет. Но есть другие, из которых варят кушанья почти как наши, так что их не отличить, как говорят, если не знать заранее. Есть ячмень, пшеница и еще какой-то вид дикого ячменя, из которого получается и вкусный хлеб, и прекрасная каша. Сначала лошади81, едя этот ячмень, гибли, а вот привыкнув, есть его понемногу вместе с мякиной, не терпели никакого вреда.

(10) Больше всего сеют они так называемый рис, который они варят. Он похож на полбу и после обдирки82 как каша удобоварим. По виду он похож на плевел и долгое время растет в воде, выпускает не колосья, а как бы кисти, как просо и элим83. Есть и другое, что эллины назвали чечевицей. Оно похоже по виду на воловий рог, убирают его около времени захода Плеяд.

(11) И сама земля эта имеет различия в том, что где-то в ней растет то-то и то-то, а где-то не растет. Ведь в горной области есть и виноград, и олива, и прочие плодовые деревья, однако олива бесплодна и по своей природе представляет собой как бы нечто среднее между дикой оливой и оливой, да и по общему виду, и листья у нее шире, чем у первой, уже, чем у второй.

Это вот – в Индийской земле.

* * *

68

έλάαν – конъектура. В рукк. – ἐλάτην (пихты). См. № 11. XVI, 144; Страбон (№ 8). XV, 1, 58. С712, также XV, 2, 4. С727; Геродот. I, 193; Ксенофонт. Анабасис. IV, 4, 14; Арриан. Об Индии, 40).

69

ϰιττόν – конъектура, на основании сообщения у Арриана (см. № 17а, V, 1,6).

70

из похода – ἀπ’ἐξοδίας, т. е. из Индии (вместо этого рукописного чтения некоторые принимают конъектуру «из Индии»).

71

...так называемая... – потому что это не смоковница, а баньян.

72

I, 7, 3.

73

Ср. № 11. XII. 22–23, № 8. XV, 1, 21.

74

Пельта –легкий кожаный полукруглый щит. Но листья баньяна до 20 см длиной. А такие большие листья, о которых говорит Теофраст, бывают у хлебного дерева и у дерева Musa sapientium, о котором говорится ниже, в § 5, см. примеч. 8 (т. е. предполагают, что его листья по ошибке приписаны баньяну).

75

См. указ.: пала.

76

См. указ.: пала.

77

Предположительно идентифицируется как манго (Mangifera Indica L.).

78

Идентифицируется как ююба = унаби = анап = зизифус = китайский финик (Zizyphus jujuba), колючий кустарник или деревцо (высотой в 3–9 м) рода унаби, с шаровидными плодами-костянками (1–1,5 см) красно-коричневого цвета, у культурных форм обычно овальными (2–5 см), питательными, мучнистыми, сладкими (индийск. – бадари).

79

См. № 11. XII, 25.

80

См. указ.: хлопок. Кроме того, ср. с № 11. XII, 25. Вероятно, в тексте Теофраста пропуск. Собачий шиповник (ϰυνόροδον) – рами, китайская конопля (с прочным волокном, из которого изготовляются грубые ткани, канаты и др.).

81

В войске Александра Макидонского.

82

Рис и полбу обрушают, т. е. обдирают шелуху с зерна, чтобы получилась крупа.

83

Элим – вид проса.


Источник: Древний Восток в античной и раннехристианской традиции : (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия) / Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки ; [подбор текстов, пер. с древнегреч. и латин., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна]. - Москва : Ладомир, 2007. - 638, [4] с. : табл.

Комментарии для сайта Cackle