Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова

Источник

Часть XII. Географические сочинение (Е.А. Мельникова)

В ХІІ-ХІV вв. в Скандинавии возникает тенденция систематизировать накопленные в эпоху походов викингов знания и соединить их со сведениями, почерпнутыми из двух наиболее авторитетных западноевропейских сочинений, содержащих описания Земли («Этимологий» испанского епископа Исидора Севильского, VII в., и «Об образе мира» Гонория Августодунского, XI в.). Это вызвало появление обширного корпуса специализированной географической литературы. В соответствии с общераспространенными в средневековье представлениями, которых придерживались и древнескандинавские ученые, Земля (точнее, ойкумена) была окружена мировым океаном. После потопа, она была разделена между тремя сыновьями Ноя: Симу досталась Азия, Хаму – Африка, Иафету – Европа. Каждая из третей была заселена их потомками. Границами между третями Земли служили реки Дон (античный Танаис), Нил (Геон) и Средиземное море. На крайнем востоке помещался Рай, что определяло особое значение Азии, с которой и начинались все описания Земли (см. подробно: Мельникова 1998).

Ойкумена викингов была значительно обширнее, чем мир западноевропейских ученых, основывавшихся, преимущественно, на античной географической литературе. Она включала земли от Китая и Индии на востоке, и Северной Африки на юге, сведения о которых были почерпнуты из ученой литературы, до северо-восточного побережья Северной Америки на западе, и Кольского полуострова и юго-восточного побережья Белого моря на севере, с которыми скандинавы познакомились в эпоху викингов.

К числу древнескандинавских географических сочинений принадлежит значительное количество произведений различного содержания. Первую и наиболее важную группу составляют последовательные описания Земли, ставящие целью дать связную картину всего обитаемого мира и показать место в нем скандинавских стран. Они имеются почти во всех рукописных сборниках естественнонаучного содержания ХІІІ-ХІV вв.

Во вторую, весьма обширную группу географических трактатов, входят небольшие заметки церковно-географического содержания, излагающие ту или иную христианскую географическую легенду. Разные по объему и содержанию – от небольших заметок («О рае», «О заселении земли сыновьями Ноя») до обширного описания мира в норвежском переводе, точнее, комментированном пересказе библейских книг «Бытие» и «Исход» (гл. 1–18), начало ХIV в., – они представляют наиболее консервативный жанр, практически, не отразивший местную географическую традицию.

Третья группа включает небольшие заметки, посвященные конкретным физико-географическим вопросам, целью которых была характеристика отдельных географических объектов: фьордов в Исландии, фюльков в Норвегии, рек мира и др. Они составлены в разное время и опираются, иногда, на местную традицию, иногда – на ученую литературу.

К географической литературе относится также ряд итинерариев (описаний пути, дорожников), которые составлялись людьми, совершившими поездку в качестве паломников, купцов, крестоносцев в Рим и Палестину. Древнейший древнеисландский итинерарий – «Дорожник аббата Николая» – составлен между 1154 и 1159 гг. аббатом исландского монастыря Николаем (Nikúlas), совершившим паломничество в Рим и Иерусалим (см.: Мельникова 2001).

Сведения об Азии и Африке в древнескандинавской географической литературе скудны и отражают античную традицию, а не реальную картину своего времени. На описание Западной Европы мало повлияли походы викингов на запад, в ходе которых, видимо, не сформировалась устойчивая картина западноевропейского региона. Напротив, описания Северной и Восточной Европы основаны на практических знаниях, сложившихся, по преимуществу, в эпоху тесных культурных контактов между народами Скандинавии и Руси, и почерпнутых из опыта многих поколений скандинавов, совершавших походы на Русь или служивших русским князьям.

Оригинальные известия географических сочинений о Скандинавии и Восточной Европе, однако, распределены не равномерно, а в зависимости от интересов авторов. Так, в «Описании Земли I» основное внимание уделяется характеристике скандинавских стран и, в первую очередь, Норвегии (ее границам, областям, городам). Перечислены здесь и острова Атлантического океана, вплоть до самых дальних западных пределов скандинавского мира: Хеллуланда, Маркланда и Винланда – земель, лежащих в Северной Америке (их точная локализация спорна). Составитель же трактата «Какие земли лежат в мире» проявляет особый интерес к Восточной Европе: он приводит обширный список городов Восточной Европы, включающий восемь названий. Подробно перечислены, соседящие с Русью, прибалтийские народы: эсты, курши, ливы и др.

Обзор Европейской трети, авторы всех сочинений начинают с ее восточной части, занимаемой Древнерусским государством, которое имеет несколько наименований. Наиболее распространенное из них, обычное и в сагах, – Garðariki «Страна городов», производное от Garðar с термином rікі «страна, государство». Но известно скандинавам также латиноязычное наименование Ruscia. Кроме того, использовались и другие обозначения Руси: Austrriki «Восточное государство», не получившее до сих пор исчерпывающего объяснения Kylfingaland «Страна кюльфингов» и Sviþjóð hinn mikla «Великая Свитьод» («Великая Швеция»), возникшее в контексте легенды о происхождении скандинавских народов из Азии. Такого разнообразия наименований, для обозначения какого-либо другого государства, географические сочинения не знают. В большинстве случаев, для земель, известных скандинавам и посещавшихся ими, существует два параллельных названия: книжное, латинское (например, Germania, Apulia) и местное, нередко являющееся переработкой латинского (Saxland, Pulsland).

Особенно детально перечисляются земли на северо-западе Восточной Европы, которые лучше всего известны скандинавам: северная часть, населенная финскими племенами (карелами, бьярмами, финнами), восточно-прибалтийские области (Эстланд и его северная часть Вирланд, Ливланд, Курланд). Как видно из этого перечня, выделены не только земли восточно-прибалтийских племен, но и некоторые местности, игравшие особенно важную роль на путях из Балтийского моря на Русь, в частности, Вирланд (Вирумаа), который огибали, и вдоль берегов которого плыли скандинавские суда при входе в Финский залив (cp.: ІІ.2).

Важное значение речных магистралей Восточной Европы отразилось в перечне важнейших рек мира («Великие реки»). Из, включенных в сочинение, 23 названий «великих рек», семь или восемь принадлежат восточноевропейским рекам. В нем называются Нева (Nyia), Западная (Dúna) и Северная (Vіпа) Двина, Днепр (Nepr), возможно, Волга или Волхов (Olkoga). Все это – главные речные магистрали Восточной Европы, ведшие из Балтийского моря к Каспийскому и Черному морям. Неоднократно упоминается и Белое море (Gandvik), которое было известно скандинавам, в связи с поездками в Бьярмию и в восточные области Финляндии.

Третьим географическим объектом Восточной Европы, привлекавшим особое внимание скандинавов, были города. Именно в древнерусских городах служили и оседали скандинавы в Х-ХІ вв., именно, в городах они вели оживленную торговлю. Составители общих описаний Земли приводят перечни городов Руси, насчитывающие, в общей сложности, девять наименований. В них, однако, не упомянуты два города, хорошо известные сагам: Ладога (Aldeigjuborg) и не имеющий определенной локализации Álaborg. Примыкает к древнерусским городам упоминание столицы Византии Константинополя – важнейшего центра притяжения скандинавов в Х-ХІІ вв. и конечного пункта, замыкавшего путь «из варяг в греки». В то же время, географические трактаты не обнаруживают практически никакого интереса к южно- и западноевропейским городам. В Англии им известен лишь Лондон, во всей остальной Европе – Рим. Немногочисленные названия других городов заимствованы из западноевропейских сочинений.

Сведения географических трактатов о Древней Руси и соседящих с ней народах, отражают фонд географических знаний, бытовавших в Скандинавии, видимо, в устной традиции. На ее существование указывают и частые ссылки составителей на рассказы людей, посетивших эти территории, или на общеизвестность излагаемых сведений: «как считается», «как говорят», «как мы называем» и т. п. Богатство этой традиции проявляется особенно ярко при ее сопоставлении со знаниями скандинавов о Западной Европе.

Издание и перевод: Древнескандинавские (в подавляющем большинстве исландские) географические сочинения были впервые выделены в составе рукописных сборников, источниковедчески изучены и опубликованы вместе с переводом на русский язык и комментариями в кн.: Мельникова Е. А. Древнескандинавские географические сочинения. М., 1986 (Древнейшие источники по истории народов СССР).

Литература: Краткий обзор информации о Восточной Европе в географических сочинениях см.: Древняя Русь 1999.

ХII.1. «Описание Земли I»

Древнейшее из географических сочинений, получившее название «Описание Земли I» (в рукописях названия не имеет), содержится в нескольких рукописях, самая ранняя из которых датируется временем около 1300 г. Однако, само сочинение составлено значительно раньше. Судя по упоминанию в нем скандинавских святых и мест, где они захоронены, а также некоторых событий мировой истории, оно было написано в последней четверти XII в., вероятно, между 1170 и 1190 гг.

Трактат посвящен описанию скандинавских стран, хотя этому разделу предшествует традиционная краткая характеристика всего обитаемого мира. Соотношение, как объемов, так и содержания этих частей наглядно свидетельствует о приоритетах древнеисландских географов и о той картине мира, которая существовала в скандинавском обществе на рубеже ХII-ХIII вв. Составитель трактата проявляет также живой интерес к церковной истории перечисляемых стран и городов: он приводит сведения об апостолах, крестивших ту или иную страну, и особенно внимателен к местным скандинавским святым. Описание скандинавских стран основывается на местных источниках, возможно, норвежского происхождения, поскольку Норвегии здесь уделено много места. Из исландских саг, посвященных открытию и заселению Гренландии («Сага об Эйрике Рыжем», «Сага о гренландцах» и др.), почерпнуты сведения о дальних западных пределах ойкумены викингов.

«Описание Земли I» дает краткую характеристику Восточной Европы, в которой приводятся названия четырех городов Руси: Киева, Новгорода, Полоцка и Смоленска.

Издание текста и перевод на русский язык: Мельникова 1986. С. 72–84.

[Описание Земли I]958

Говорят, что Земля была разделена на три части со [следующими] названиями. Одна часть называется Азией, она протянулась с северо-востока на юго-запад и доходит до середины Земли. В этой части Земли, в восточной половине мира, находятся три Индиаланда959. В самом дальнем Индиаланде христианство проповедовал апостол Варфоломей, и там он окончил свою жизнь. В том Индиаланде, который лежит рядом, проповедовал апостол Фома, а также [и] в том [Индиаланде], который ближе сюда, и там он умер, во славу Господа.

В той части мира, которая называется Азией, стоит Нинивеборг, величайший по размеру из всех городов; длиной он в три дневных перехода, а шириной – в один. В той же части мира расположен и Вавилон Древний и Великий. В нем правил Навуходоносор, а теперь [город] заброшен, так, что люди не могут там жить из-за змей и всяческих тварей. В Азии находятся Иерусалим и Антиохия, в ней апостол Петр основал свой епископский престол, и там он первым из всех людей служил мессу. Малой Азией называется земля на выступе Великой Азии, там насаждал веру апостол Иоанн, и его гробница находится в том городе, который называется Эфес. В Египталанде находятся Вавилон Новый и тот главный город, который называется Александрией.

Другая часть Земли называется Африкой. Она протянулась с юго-запада в две стороны: на запад и на северо-запад. В этой части Земли расположены Серкланд960 и Блаланд961. Средиземное море разделяет Африку и Европу.

Европой называется третья часть Земли, она расположена в две стороны: к западу и к северо-западу и протянулась на северо-восток962. В восточной части Европы находится Гардарики963. Там есть Кэнугард964 и Хольмгард965, Палтескья966 и Смалескья967. Около Гардарики, к юго-западу, находится государство греческого конунга. Главный город этого государства – Константинополь, который мы называем Миклагардом968. В Миклагарде есть церковь, которую их люди (греки. – E. М.) называют Агиософия, а норманны называют Эгисив; эта церковь по облику и размерам самая великолепная и знаменитая из всех церквей в мире969. Греческому конунгу подчиняется и Болгараланд970, и множество тех островов, которые называются Греческими островами. Крит и Кипр – наиболее знаменитые из Греческих островов. Сицилия – большое государство971, и находится оно в той части мира, которая называется Европой. Италией называется то государство, которое лежит к югу от того горного хребта, который называется Мундио. К востоку от Италии находится Апулия, которую норманны называют Пулсланд. Посреди Италии стоит Ромаборг. В северной части Италии находится Лангбардия, которую мы называем Лангбардаланд972. За северными горами к востоку находится Саксланд, а к юго-западу – Фракланд. Рином называется большая река, которая течет на север с [гор] Мундио между Саксландом и Фракландом. В устье Рина, на севере у моря, лежит Фрисланд.

Севернее Саксланда находится Данмарк. Через Данмарк море идет Восточным путем973. Свитьод лежит к востоку от Данмарка, а Норвегия – к северу974. Норвегией называется [государство], протянувшееся с севера от Вэгистава (там – Финнмарк, это около Гандвика975) на юг до Гаутэльва. Границы этого государства: Гандвик – на севере, а Гаутэльв – на юге, Эйдаског976 – на востоке, а пролив острова Энгуль – на западе. Главные города Норвегии таковы: Каупанг в Трандхейме, там покоится святой конунг Олав977, другой – в Бьёргине в Хордаланде, там покоится святая Суннива978, третий – на востоке в Вике, там покоится святой Халльвард, родич конунга Олава979.

Гаутланд находится к востоку от Гаутэльва, а дальше [расположена] Свитьод980, затем Хельсингаланд981, затем Финнланд; считается, что он соседит с Гардарики, как уже говорилось. С другой стороны Гаутланда находится Данмарк, там главный город в Сконе – Лунд, там есть епископская кафедра982, там покоится святой епископ Лиций983; другой [главный город] – на [острове] Фюн – Одинсэй, там покоится святой Кнут Старый984; на [о.] Зеланд в Хригсстаде покоится конунг Кнут Младший985, в Роскильде на [о.] Зеланд – прекрасная дева Маргарета986.

Рядом с Данмарком находится Малая Свитьод, затем [о.] Эланд, затем Готланд, затем Хельсингаланд, затем Вермланд, затем два Квенланда987, и они лежат к северу от Бьярмаланда988. От Бьярмаланда идут земли, не заселенные северными народами, до самого Гренланда989.

К югу от Гренланда990 находится Хеллуланд991, затем Маркланд992, а там недалеко до Винланда Доброго993, до которого некоторые люди думают добраться из Африки. И если это так, то внешнее море должно отделять Винланд и Маркланд [от Африки]. Говорят, что Торфрид Карлсефни вырубил домовой столб и поехал затем на поиски Винланда Доброго, и прибыл в ту землю, куда они стремились, и не нашли ничего, что [стоило бы] осмотреть, и никаких достоинств той земли. Лейв Счастливый первым нашел Винланд и потом обнаружил в море купцов в бедственном положении, и спас им жизнь из Божьего милосердия. Он крестился на Гренланде, и [поселение] там так выросло, что был основан епископский престол в том месте, которое называется в Гардах994. Эйнгланд и Скотланд – один остров, и в каждом государстве свой конунг. Ирланд – большой остров. Исланд – тоже большой остров к северу от Ирланда. Вот все земли, которые лежат в той части мира, которая называется Европой.

XII.2. «Какие земли лежат в мире»

Наибольший интерес к Восточной Европе проявляет автор описания Земли, которое имеет в единственной содержащей его рукописи (Hauksbók, написана между 1320 и 1334 гг.) заголовок «Какие земли лежат в мире». Время составления трактата установить невозможно, поскольку в тексте нет никаких датирующих сведений. Использованные в нем древнескандинавские источники были созданы между серединой XII и серединой XIII в., что дает основания предполагать, что трактат был составлен во второй половине XIII – начале XIV в.

Сочинение содержит наиболее полное в скандинавской литературе описание Азиатской и Европейской третей мира. Характеристика Азии почти полностью состоит из фрагментов «Этимологий» Исидора Севильского и «Об образе мира» Гонория Августодунского. При этом, особое внимание автора привлекает обращение народов ойкумены в христианство и их принадлежность к семье христианских народов, как потомков того или иного из сыновей Ноя.

Другой сферой его специальных интересов является север и восток Европы. Особенно подробно описание Восточноевропейского региона, в котором автор смешивает современную ему этнополитическую картину региона с миром героического эпоса, где действуют и сражаются готы, населявшие Северное Причерноморье в первые века нашей эры, и полчища гуннов, рвавшихся на запад в V в.

Издание текста и перевод на русский язык: Мельникова 1986. С. 56–72.

Какие земли лежат в мире

Среди обитаемых земель, Индиаланд – самый дальний. Там множество благ, как от положения земли, так и от сокровищ, драгоценных камней, растений и деревьев, подобных которым нет ни в одной земле. Эта земля весьма примечательна и дикими зверями, и опасными для человека народами, и змеями, и ядовитыми существами. Там, на восток и на юг простирается море. На севере – горы, которые называются Капагус995; на западе – река, которая называется Идус. В море около Индиаланда лежат хорошие острова. Тафаной называется остров, там два лета и две зимы занимают 12 месяцев, и он всегда одинаково зелен. Там множество драгоценных камней. Там есть остров, который называется Тиле. Там никогда не увядают цветы. В самом Индиаланде есть горы, где золото добывается так же легко, как камень в других горах. И есть там труднодоступные места, путь в которые преграждают большие драконы и звери, которые называются грифонами. И там обитает 12 народов, и все они велики и опасны для человека. А звери, те, которые называются грифонами, – спереди, как орлы, а сзади, как свирепые звери, и такие же быстрые и сильные, как они, и у них есть крылья, и они летают, как орлы. Мантикэром зовется зверь, у которого человеческое лицо и тройные зубы на голове, туловище – как у дикого зверя, а хвост – как у дракона, золотые глаза, голос – как у гадюки, и он бегает быстрее, чем летает птица, и пожирает людей. В этот Индиаланд ездил апостол Варфоломей. Там 44 больших округа.

Около Индиаланда расположен Пардиаланд, по которому течет та река, которая вытекает из рая и называется Тигрис. Там 34 больших округа. В тех краях был Ассур, сын Сима, сына Ноя, и называется [это место] Ассирия. Там расположен и Персидиаланд. Там жил Елам, другой сын Сима. Эти земли крестил апостол Фома, и они очень часто называются Индиаландом.

Страна от реки Тигрис и до той реки, которая называется Евфратом и вытекает из рая, называется Месопотамией. В той земле великан Немрод, и с ним другие великаны построили большой город и башню в городе, который назывался Бабель. Она поднялась на четыре тысячи шагов в высоту, прежде, чем Бог прервал их труд, так что ни один [из них] больше не понимал, что говорит другой, и стало 72 языка. Потом и город стал так называться – Вавилон. Через него течет Евфрат. Долгое время он был многолюден, пока в нем не возникли дурные обычаи, так что Бог повелел, чтобы там появилось множество змей и люди из-за этого не смогли бы там жить, и с тех пор там живут змеи.

В Месопотамии находится тот город, который называется Ниневией. Его можно пройти из конца в конец только за три дня. В тех же краях находится Калдеаланд. Там первым жил Арфаксад, третий сын Сима. Там же есть страна, которая называется Аравией. Там добывается больше всего ладана. Там есть гора, которая называется Синай, где Бог дал Моисею законы: они были названы «Моисеевы законы». В этой земле проповедовал апостол Фома.

А [там], где Евфрат поворачивает, и вплоть до Греческого моря, [земля] называется Сюрландом. Там жил Арам, четвертый сын Сима. Там есть город, который называется Антиохией. Апостол Петр провел там 7 лет. Там стоит город, который называется Дамаск. Туда поехал апостол Павел, когда Бог отвратил его от ереси иудеев. Там стоит и гора, которая называется Либанус. Там есть два больших озера, одно из которых называется Йор, а другое – Дан, и вытекает из каждого из тех двух озер по реке, и [они] сливаются [в одну реку] около той горы. И называется эта река Иордан. В ней был крещен Бог. Она протекает по Иудее, которую мы называем [лежащей] за Серкландом996. В Иудее стоит Иорсалаборг (Иерусалим), где Бог претерпел страсти, и там же Вифлеем, где он родился, и то озеро, которое называется Мертвым морем. В него впадает Иордан.

А в Серкланде самый знаменитый город – Вавилон. Там поблизости лежит Егифталанд. Там протекает река, которая называется Геон. Она вытекает из рая. В устье этой реки находится знаменитый город, который называется Александрия. Апостол Петр провел там 5 лет. Первым заселил Егифталанд Мицраим, сын Хама, сына Ноя.

К северу от Индиаланда ближайшая [земля] – Бактриаланд, а в той земле, у которой нет названия, находится Квенланд997. Там вблизи расположен Албаниаланд. Там люди рождаются белыми, как снег, и темнеют, когда старятся. Там самое холодное из заселенных [мест] в мире. Там есть такие большие и сильные собаки, что они убивают быков и диких зверей. Там лежит Ирканиаланд, там есть птицы, оперение которых ночью сияет. Рядом лежит Армения и Эрмланд Великий. Там находятся те горы, между которыми пристал ковчег Ноя, одна [из них] называется Табор, а другая – Эрмон. Там же расположены те горы, которые называются Керенеус. В тех горах выходят на [поверхность] реки Тигрис и Евфрат, которые вытекают из рая.

Около Армении находится Кападокия, а там рядом – Азиаланд. Апостол Иоанн там проповедовал; там находится город, [который] называется Эфес. Там гробница апостола Иоанна. Там есть государство, которое называется Вифиния. Там есть город, который называется Никея. В этом городе император Константин, по совету папы Сильвестра, открыл собор епископов, чтобы решить, каким надлежит быть христианству. На этом соборе было 318 епископов, и он продолжался много лет.

Там расположено государство, которое называется Фригией, где стоит город, который называется Троей. В древние времена там были большие битвы. Греки осаждали этот город много лет, прежде чем захватили его. И пало там из греческого войска 7880 [человек]. А из войска троянцев – 6690 [человек]. Греческое войско вели конунги Агамемнон и Менелай. А войско троянцев – Приам и его сыновья Эктор и Александр, который увез Елену, жену конунга Менелая.

Там есть одно государство, которое называется Киликия, там расположен Тарсусборг. Там был апостол Павел. Это государство находится в том [месте], которое называется Ликия, и там же – Мирреаборг. Там был продан епископ Николай. А теперь [надо сказать] о тех государствах, которые не были перечислены. Их норманны называют Грикландом998. А Великой Азией называются все те страны, которые перечислены от Индиаланда до сего места, и вплоть до Великой Свитьод. Всего в Азии насчитывается 406 стран, и это 27 языков.

В той части мира находится Европа, и самая восточная [ее часть] – Великая Свитьод999. Туда приходил крестить апостол Филипп. В том государстве есть [часть], которая называется Руссия, мы называем ее Гардарики1000. Там такие главные города1001: Морамар1002, Ростова1003, Сурдалар1004, Хольмгард1005, Сюрнес1006, Гадар1007, Палтескья1008, Кэнугард. Там первым жил Магон, сын Иафета, сына Ноя. Около Гардарики лежат такие земли: кирьялы, ревалы1009, Тавейсталанд1010, Вирланд, Эйстланд, Ливланд, Курланд, Эрмланд, Пулиналанд, Виндланд1011 – самый западный перед Данией. А на восток от Палены находится Рейдготаланд1012, а затем – Хуналанд1013.

Государством Германия называется та [земля], которую мы зовем Саксландом. Это могущественное государство. Данубием называется река. Она стекает с гор Альпиа. Она так велика, что в нее впадает 60 больших рек. Она впадает в море семью рукавами, и все они велики. [Местность] за этой рекой называется Тракия. Там стоит тот город, который называется Константинополь. Его основал конунг Константин. Этот город люди называют Миклагардом. В Тракии сначала жил Фирас, сын Иафета, сына Ноя. От него произошел тот народ, который называется тюрками. Очень многие говорят, потому что так рассказывают древние книги, что из этих земель заселялась Свитьод, а Норвегия из Свитьод, а Исландия из Норвегии, а Гренландия из Исландии. Около Тракии находится Унгараланд. Оттуда родом был епископ Мартин. Там рядом находится Болгараланд.

Гиркланд называется по имени конунга Гиргья1014. В Гиркланде есть гора, которая называется Олимп, и она поднимается выше облаков. Там есть камень, который называется асбестом. Он не остывает, если накалится. В Гиркланде проповедовал апостол Андрей. Там находятся такие главные города: Аденас, Коринф, Тебас, Фесалоника, Дюрак.

Апулией называется та земля, которая лежит около Гиркландского моря1015. Там много главных городов: Брандеис и Бар, где покоится епископ Николай, и Монтекасин. Там [покоится] досточтимейший аббат Бенедикт. Монастырь, который наиболее знаменит в латинских странах, [находится] в Пуле – [это] Монтегарган. Там есть пещера, где архангел Михаил молился в душе о пришествии. К северу от Пулы расположен Италиаланд. Мы называем его Румаборгарланд. Там стоит город Рум. Затем – Лумбардаланд, там стоит Мейнлангсборг. В нем был епископ Амвросий.

ХII.3. О Разделении земли между сыновьями Ноя

Небольшое сочинение – по существу, перечень земель и стран в каждой из третей ойкумены – имеется практически во всех рукописях, содержащих естественнонаучные трактаты. Оно основано на книге IX «Этимологий» Исидора Севильского, но дополнено собственными сведениями автора о странах и народах Северной и Восточной Европы.

Издание текста и перевод на русский язык: Мельникова 1986. С. 130–139.

Потом Ной разделил мир на три части между своими сыновьями и дал названия каждой части в мире, которая до того не имела имени. Он назвал одну часть мира Азией, другую – Африкой, а третью – Европой. Симу, сыну Ноя, выпало жить в той части земли, которая называется Азией. Так именуют половину мира. Иафет, сын Ноя, должен был жить в Северной половине мира, которую мы зовем Европой. Хам, третий сын Ноя, должен был жить в Южной части мира, которую мы зовем Африкой.

У Сима было пять сыновей, все они заселили Восточную половину мира, и их потомки, вслед за ними. Одного из сыновей Сима звали Елам, другого – Ассур, третьего – Арфаксад, четвертого – Иллуди, пятого – Аран. Таковы страны в той части мира, где они жили: Индиаланд, Персидия – там жил Елам; Ассириаланд – там жил Ассур; Медиаланд, Халдеаланд – там жил Арфаксад; Албаниаланд – там правил Иллуди; Бактрия, Аранея – там был Аран; Квеннланд, Великая Свитьод. А всего в той части мира насчитывается 407 стран. И, как написано, после разделения языков, когда великаны строили столп, перешли тогда в эту часть мира, о которой только что говорилось, 27 языков.

У Иафета было семь сыновей. Их имена таковы: Гомер, Магок, Мадай, Иуван, Фувал, Масок, Фирак. Таковы страны в той части мира, которая называется Европой: Великая Свитьод – там правил Магок; Кюльфингаланд1016, его мы называем Гардарики, – там был Мадай; Грикланд – там правил Иуван; Болгараланд – там был Фирак; Унгаралагд, Саксланд, Фракланд, Спанланд – там был Фувал; Ромверьяланд, Данморк, Свитьод, Норвегия – там был Гомер; Галлия, Каппадокия – там был Масок. А всего там 200 стран, а языков перешло туда 23.

В той части мира, которая называется Африкой, жил Хам, сын Ноя; у него было четыре сына, их имена таковы: Кус, Мефраун, Фут, Ханаан. Страны там таковы: Эфиопия, где был Кус, Египталанд, где был Мицрун, Либиаланд, где был Фут, Рабиталанд, Серкланд, Гетулиаланд, Нумидиаланд, Мавританиаланд, Блаланд, где правил Ханаан. Стран там на 6 меньше, чем 300, а языков 22. А всего языков во всем мире стало 72 и 1000 стран.

XII.4. Великие реки

Небольшая заметка с перечнем ряда рек основана на тексте «Этимологий» Исидора Севильского, за исключением раздела, посвященного восточноевропейским рекам и отражающего собственные знания автора. Она представлена в значительном количестве рукописей, начиная с начала XIV в.

Издание текста и перевод на русский язык: Мельникова 1986. С. 151–157.

В раю есть один источник, из которого сюда, в эту землю, вытекают четыре реки. Одна называется Физон (Инд), она течет по Индиаланду. Другая называется Геон, иначе – Нил, она течет по Блаланду и Египталанду. Третья называется Тигр, она течет по Серкланду. Четвертая называется Евфрат, она течет по Месопотамии.

Пактоль называется река в Азиаланде, в песке которой есть золото. Ког (Тахо) называется река в Испании, где есть золотые пески. Эрмоноль называется река, в которой есть золотые пески. Рин называется река в Саксланде, где есть золотые пески.

Река, которая отделяет Европу от Азии, называется Танаис. Дун называется река, самая многоводная в Европе. В нее впадают 60 больших рек, и [она] впадает в море семью рукавами, [и] все они велики. В этой части мира другие великие реки таковы: Непр и Нюйа1017, Сеймгол1018 и Дуна1019, Олкога1020, Вина1021, Кума1022, Саксэльв, Падуе, Тибр, Родон, Бетус.

* * *

958

В квадратных скобках заключены добавления переводчика, проясняющие текст.

959

Существование трех Индий – распространенное представление в Средневековье. В западноевропейской литературе они, обычно, определялись, как «Индия Дальняя», или «Высшая», «Индия Средняя» и «Индия Ближняя», или «Низшая».

960

Топоним Serkland в географической литературе, обычно, относится к землям, населенным мусульманами, и потому считается синонимичным наименованию Saracenarnasland «земля сарацинов». Его происхождение неясно: вероятнее всего, что изначально он был связан с обозначением территорий, где производился шелк (от serki < лат. sericum «шелк» или < лат. seres «серы», жители шелкопроизводящих областей Закавказья и Средней Азии). Поскольку в этих регионах к XI в. господствовал ислам, то название было перенесено на все области, населенные мусульманами. Это, а также слабое знакомство и, соответственно, расплывчатые представления скандинавов о Южном и Юго-Восточном Средиземноморье, обусловили крайнюю неопределенность и неустойчивость локализации топонима: он помещается то в Азиатской, то – чаще – в Африканской трети Земли, может быть легко перенесен (даже в рамках одного сочинения) из одной области в другую (см. подробнее: Мельникова 2001. С. 75–77).

961

Топоним Bláland (от blá«черный») является обычным обозначением Эфиопии в географических трактатах и сагах, но также и других областей Африки, населенных неграми (см.: Мельникова 1986. С. 200).

962

Перечисление европейских стран – одно из наиболее полных в скандинавских географических трактатах. В нем выделяются несколько регионов. Первый – юго-восточный регион – включает Русь, Византию, страны Апеннинского полуострова; второй, центральноевропейский («за северными горами», т. е. Альпами), включает Германию и Францию; третий, юго-западный, охватывает Пиренейский полуостров и, наконец, четвертый – Северную Европу.

963

Форма Garðariki, производная от Garðar (см. преамбулу к Части II «Рунические надписи»), появляется в текстах, записанных в XIII в.

964

Kœnugarðr – Киев. Наименование входит в число топонимов на –garðr, характерных для пути «из варяг в греки» (cp.: Hólmgarðr, Miklagarðr и Garðar). Возможно, является отражением древнерусского названия Киев (может быть, в форме Киян-город) + garðr. См. подробнее: Древняя Русь. С. 464–465, 475.

965

Hólmgarðr – Новгород. Принадлежит к числу топонимов пути «из варяг в греки» и образован от др.-сканд. hólmr «остров, возвышенность, окруженная водой». Изначально обозначал, вероятно, Городище под Новгородом (может быть, район Поволховья с поселениями по берегам реки); после возникновения Новгорода перенесен на город.

966

Pal(l)teskja – г. Полоцк. Отражает древнерусскую форму наименования Полотьск, Полтеск. Включение Полоцка в этот и другие списки городов, видимо, связано с его важным положением, стратегическим, политическим (столица княжества) и экономическим (крупный торговый центр), на Западнодвинском пути.

967

Smaleskja – г. Смоленск. Отражает древнерусское наименование города. Из всех географических трактатов упомянут только в «Описании Земли I», возможно, в силу более раннего происхождения этого сочинения: для скандинавов поселение в верховьях Днепра на переходе с Западнодвинского и Волховско-Ильменского путей в Днепровский – в нескольких километрах от совр. Смоленска у дер. Гнездово – играло особо важную роль в X в.

968

Наименование Miklagarðr принадлежит к числу топонимов пути «из варяг в греки» и образовано от др.-сканд. mikill «большой, великий» + garðr. Название, вероятно, отражает древнерусское обозначение столицы Византии Царьград.

969

Это стереотипное описание Софийского собора в Константинополе встречается во многих сочинениях.

970

Упоминание о подчинении Болгарии византийскому императору ограничивает верхнюю дату составления трактата концом 1180-х годов (в 1187 г. возникло Второе Болгарское царство, независимое от Византии).

971

Нормандское королевство, включающее о. Сицилию и Южную Италию, которые были завоеваны выходцами из Нормандии, существовало с конца XI в. до середины XIII в.

972

См.: II.5.3 и II.5.4.

973

Austrvegr – наименование системы водных путей от южного побережья Балтийского моря до Константинополя через реки Восточной Европы. См.: Джаксон 2001а.

974

В рукописи AM 736 I, 4° после слов «к северу» сказано: «К северу от Норвегии – Финнмарк. Там земля поворачивает на северо-восток и дальше на восток, пока не доходит до Бьярмаланда, а он платит дань конунгу Гардов (Руси. – Е.М.)». Это чрезвычайно важное сообщение о даннической зависимости бьярмов от Руси повторено в заметке «Грипла» (Мельникова 1986. С. 157–160).

975

Gandvik (от gandr «колдовство, волшебство; околдованное существо» и vік «залив») – Белое море. Название отражает широко распространенное в Скандинавии представление о том, что все финны являются колдунами и обладают магическими способностями.

976

Лес, разделяющий Норвегию и Швецию на юге.

977

Олав Харальдссон был убит в 1030 г. в битве при Стикластадире и в 1031 г. объявлен святым, тогда же его останки были перенесены в Нидарос (совр. Тронхейм). См. V.6 «Сага об Олаве Харальдссоне».

978

Останки св. Суннивы, погибшей мученической смертью в X в., были перенесены в г. Берген, центр вновь образованной епархии, в 1170 г. в связи с ее канонизацией.

979

Халльвард, двоюродный брат Олава Харальдссона, погиб в 1042 или 1043 г. и был погребен в г. Вик (Норвегия).

980

Свеаланд – центральная часть Швеции, расположенная к северу и югу от оз. Меларен.

981

Область к северу от Свеаланда.

982

Епископия в Сконе (принадлежавшем в то время Дании) с центром в Лунде, была основана в 1060 г. и преобразована в архиепископство, которому была подчинена церковь во всех Скандинавских странах, в 1103 г.

983

Лиций – ошибочно, вместо Лаврентий, именем которого был освящен собор в Лунде.

984

Король Дании Кнут Старый (1080–1086) был канонизирован в 1100 г.

985

Кнут Лавард (1096–1131) был убит в 1131 г. и канонизирован в 1169 г.

986

Маргарета была провозглашена святой в 1177 г., и ее останки были перенесены, и погребены в соборе в Роскилле.

987

Область на западном и восточном побережьях северной части Ботнического залива (отсюда, видимо, представление о двух Квенландах). В названии, вероятно, отразилось наименование обитавшего на этой территории западнофинского племени kаіпи, осмысленного скандинавами, как производное от kona «женщина» (род. п. kvеппа) и обозначает «земля женщин» (ср. амазонок античной традиции). См. также: Часть I. «Орозий» короля Альфреда.

988

См. преамбулу к Части I «“Орозий” короля Альфреда».

989

Открытие Гренландии относится к началу 980-х годов и связывается с именем исландца Эйрика Рыжего, который основал первую колонию на южном берегу Гренландии. См. подробнее: Мельникова 1986. С. 82.

990

Сведения об открытии земель к западу и юго-западу от Гренландии, сохранились в большом количестве исландских произведений. «Сага о гренландцах» (1230–1280 гг.) называет их первооткрывателем Бьярни, сына Херьольва, а их первым исследователем – Лейва Счастливого, сына Эйрика Рыжего. Первое событие произошло, вероятно, около 985 г., второе – около 1000 г.

991

Helluland «Каменная Земля», возможно, побережье Лабрадора.

992

Markland «Лесистая земля», как предполагается, Ньюфаундленд, где найдено поселение викингов в Ланс-о-Мидоу.

993

Vinland «Виноградная земля», возможно, побережье Новой Англии.

994

Гренландская епархия с центром в поселении Гарды была учреждена в 1124 г. лундским архиепископом Ассером.

995

У Исидора в этом месте стоит «Кавказ», что соответствует контексту.

996

См. прим. 960.

997

Земля амазонок. Ср. прим. 987.

998

Вероятно, это отражение каких-то сведений о малоазийских колониях Греции, или же ошибка составителя трактата.

999

Наименование Sviþjόð hinn mikla возникло в контексте ученой легенды о происхождении скандинавских народов от асов, которые – по созвучию – были сочтены жителями Азии, мигрировавшими из Трои на север, в «Малую Свитьод» (или, собственно, Свитьод, т. е. Среднюю Швецию) под предводительством вождя Одина. Название «Великая Свитьод» образовано по типу античного и средневекового обозначения юго-востока Восточной Европы – «Великая Скифия».

1000

Здесь, как и во многих других случаях, автор сополагает «местные» и «ученые» названия географических объектов (ср. также Германия – Саксланд).

1001

Данный список древнерусских городов – самый пространный в древнескандинавской литературе (близкий к нему имеется в одной из редакций «Саги об Одде Стреле»). Два наименования в нем, не встречающиеся более в скандинавской литературе, убедительной интерпретации не имеют: это Sýrnes и Gaðar. Названия остальных городов (кроме Hόlmgarðr и Kœnugarðr) отражают древнерусские топонимы. В целом, список носит упорядоченный характер: вначале названы три «старших» города Северо-Восточной Руси: Муром, Ростов и Суздаль; затем – Северо-Западной Руси (Новгород и Полоцк) и, наконец, Южной Руси – Киев (который не воспринимался скандинавами как столица Руси; таковой считался Новгород). Порядок описания следует обычной схеме (ср. описание Европы): восток – север – юг. Вряд ли возможно установление времени составления списка (если он возник раньше и отдельно от трактата в целом), данные которого восходят к периоду расцвета скандинаво-русских контактов – Х-ХІ вв.

1002

Муром.

1003

Ростов Великий.

1004

Суздаль.

1005

О топониме Hόlmgarðr см. примеч. 965.

1006

Не идентифицирован.

1007

Не идентифицирован.

1008

Полоцк.

1009

Жители области Рявала на южном берегу Финского залива.

1010

Восточная область Финляндии, населенная финнами-тавастами. Ср. рунические надписи II.2.9 и II.2.11.

1011

Земля вендов на южном берегу Балтийского моря.

1012

Reiðgotaland – дословно, «Земля славных готов» – наименование, неоднократно встречающееся в памятниках древнескандинавской эпической традиции и относящееся к землям Восточной Европы, которые были заняты готами в первые века н. э. и оставлены ими в V в. под давлением гуннов.

1013

Hunnaland – «земля гуннов». Так же, как и предыдущий, топоним вводит в описание Восточной Европы, отражающее современные автору трактата реалии, героикоэпический пласт, который, видимо, сохраняет в сознании автора актуальность.

1014

Не встречающаяся в других памятниках форма наименования Византии Girkland (обычно, Grik(k)land), видимо, возникла под влиянием имени легендарного основателя Византии, заимствованного из западноевропейской ученой литературы.

1015

Т. е. «Греческое море».

1016

Kylfingaland – еще одно наименование Руси (отождествляется здесь и в других текстах с Garðariki), происходящее от слова kylfingr, этимология которого дискуссионна (от др.-сканд. kylfa «дубинка» или kόlfr / kúlfr «язык колокола»; «палка»; «стрела»). Оно отразилось в русском языке в форме колбягь и в греческом – коυλπιγγοι. Наиболее вероятно понимание слова kylfingr, как обозначение человека, принадлежащего к определенной профессиональной группе, скорее всего, купцов или наемных воинов (см.: Мельникова 1986. С. 209–210).

1017

Река Нева.

1018

Гидроним Seimgol можно, предположительно, отождествить с названием р. Сейм (добавление -gol, возможно, возникло под влиянием сходно звучащего и значительно более известного скандинавам этнонима semgalir «земгалы» – см.: II.2.1).

1019

Река Западная Двина.

1020

Предлагавшиеся отождествления гидронима Olkoga с названиями рек Волхов или Волга, небезупречны с фонетической точки зрения. Более близкую форму имеет гидроним Волга.

1021

Река Северная Двина.

1022

Предположительно, р. Кама.


Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том V: Древнескандинавские источники. Сост. частей VI, IX, X - Г. В. Глазырина; частей III, IV, V, VII, VIII, XI - Т. Н. Джаксон; частей I, II, XII - Е. А. Мельникова. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. — 384 с. ISBN 978-5-91244-005-2

Комментарии для сайта Cackle