Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

С.В. Шумило

Сохранившиеся описания «Черного Выра»

Исходя из материалов допросов монаха Иова (Бутенко) за сентябрь 1756 г., можем сделать вывод, что соборный храм Черновырского скита уже тогда был посвящен Рождеству Богородицы, поэтому и сам скит был назван так же. Кроме того, известно, что при скитском храме имелись два придела: один – в честь Киево-Печерских преподобных, другой – во имя святого Иоанна Рыльского128.

На фотографии из архива Зографского монастыря, сделанной в начале ХХ в., справа за деревьями можно рассмотреть этот собор. По левую сторону видны выложенные из камня укрепления склонов от оползней, а также расположенные на них келейные и хозяйственные строения скита.

По словам монаха Игнатия (Деншина), в обители «Черный Выр» на момент принятия им здесь пострига в 1768 г. «церковь устроися прекрасная, хорошей архитектурой в гзымзе (кирпичная)»129.

Более подробное описание собора (кафоликона) сохранилось в письмах афонского иеросхимонаха Сергия (Веснина), который, посетив в апреле 1847 г. «Черный Выр», отмечал, что «Соборная церковь скита еще крепка снаружи и красуется на небольшой площадке, под тенью душистых кипарисов. Когда мы сошли с мулов и приблизились к паперти, скитский духовник, болгарин, приветливо встретил нас и растворил дверь в соборную церковь. Церковь невелика, но помещает в себе три придела, из которых один посвящен Киево-Печерским угодникам. Здесь иконы русской живописи; и большая часть иконостаса занята ликами наших святых, что само собою подтверждало слова зографских старцев, то есть, что этот скит был собственностью русских»130.

Далее отец Сергий описывает систему скитского водоема. По его словам, в обители «каменные водопроводы в старину были устроены по направлению к Скиту, от самого истока ключевой сладкой воды»131.

Из этих скудных описаний все-таки можно составить некоторое представление об устройстве скита «Черный Выр».

Следует обратить внимание на довольно нехарактерное для Афона название скита «Черный Выр», или «Мавровыр» («Маврос Вирос»). Существовало предположение, что название происходило либо от украинского слова «вир», означающего место в реке с круговым движением воды (водоворот, пучину, омут); бурное, стремительное движение воды или воздуха, которое захватывает, увлекает за собой132, либо от существующих в Украине топонимов Слобожанщины133. Однако в болгарском языке тоже существует слово «вир», означающее глубокое место в реке или специально огороженное углубление для сбора дождевой или речной воды134. Имеются в болгарском языке такие же топонимы. По мнению известного болгарского исследователя истории Зографского монастыря К. Павликянова, изначально словосочетание «Черни Вир» употреблялось здесь (с 1049 г.) для обозначения местности, где позже возник одноименный скит135.

Одним из объяснений такого странного названия может быть то, что в этой местности когда-то могла протекать горная река. Другое объяснение состоит в том, что по ночам здесь дули сильные и пронзительные ветры. Как писал в своих письмах об этой обители в апреле 1847 г. афонский иеросхимонах Сергий (Веснин), «скит Черный Вир расположен на скале одного из соседственных холмов Зографской пустыни, при потоке... Местность его дика и слишком много наводит грустных дум и мрачных впечатлений... Воздух здесь слишком тяжел и опасен, как и везде при святогорских потоках, в которых очень часто, особенно в полночь, появляется самый тонкий и пронзительный ветер, называемый здесь опоем. Если этот ветер охватит кого врасплох, гнилая горячка тотчас схватывает, и редкие не истаевают в ее жгучем пламени»136.

По всей видимости, такие природные особенности местности и послужили причиной того, что падкие на причудливые прозвища запорожцы и свой скит стали именовать так же.

* * *

128

Путеводитель по св. Афонской Горе. М., 1895. С. 60;

129

Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, Афонскую гору, Святую Землю и Египет 1766–1776 гг.

130

Сергий (Веснин), иеросхимон. Указ. соч. С. 164–165.

131

Там же. С. 165.

132

Словник української мови: В 11 т. Академічний тлумачний словник (1970–1980). К., 1970. Т. 1. С. 466.

133

Выр (Вир) – река Сумской области, левый приток Сейма; Выр (Вир), Вирск – древнерусский город в Переяславском княжестве, впервые упоминаемый в летописях под 1096 г.

134

Речникъ на блъгарскый языкъ. Пловдив, 1895. Ч. I. С. 127; Речник на българския език. София: БАН, 1979. Т. 2. С. 194.

135

Павликянов К. История на българския светогорски манастир Зограф от 980 до 1804 г.: Свидетелствата на 27 неизвестни док-та. София, 2005. С. 18–19, 22.

136

Сергий (Веснин), иеросхимон. Указ. соч. С. 164


Источник: Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. — К. : Издательский отдел УПЦ, 2015. — 116 с.

Комментарии для сайта Cackle