Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

С.В. Шумило

Положение русского монашества на Афоне и основание скита «Черный Выр» в XVIII в.

Учреждение на Афоне «казачьего» скита «Черный Выр» было, по сути, попыткой воссоздать новый Русик (древнерусский монастырь на Афоне), который к этому времени был уже целиком занят греческими монахами, и отечественные иноки больше не имели на Святой Горе собственной обители.

О положении русского монашества на Афоне в этот период сохранились подробные воспоминания киевского паломника и монаха Василия Григоровича-Барского (1701–1747), дважды посетившего Афон, в 1725 и 1744 гг.48

Так, при первом посещении Афона в октябре 1725 г. Григорович-Барский в древнем Русике встретил всего лишь четырех насельников – двух болгар и двух русинов, игуменом

над которыми тоже был болгарин. При этом Русик он называет на этот момент«осиротевшей, убогой обителью»49. Однако уже при повторном посещении Афона в мае–ноябре

1744 г., то есть за три года досоздания скита «Черный Выр», Григорович-Барский обнаружил, что Русик полностью занят греческими монахами, а инокам славянской национальности – русским, болгарам и сербам – не разрешают в нем жить из-за опасений, что те на законных основаниях заберут мона-стырь обратно50. По словам Барского, заселение скита греками

произошло в 1735 г.51 Кроме того, как сообщает Григорович-Барский, к этому времени стоял опустевшим и разоренным еще один древнерусский скит – «Ксилургу», который тоже отошел к грекам52.

В то же время какая-то часть русской братии продолжала подвизаться при болгарском Зографском монастыре53. Историю одного из них – иеромонаха Иосифа, выходца из Украины, – он описывает подробно, поскольку, по настоянию болгар, тот, будучи уже в сане священника, вынужден был заново принять в море крещение, как неправильно крещеный от униатов54. Этот инцидент вызвал сильное недовольство со стороны других русских святогорцев, отшельнически подвизавшихся в горных келлиях и каливах Афона55.

По словам Барского, после занятия русской обители греками он в горах и дебрях Афона встречал немало русских монахов, выживавших в условиях нищеты и убогости и не имевших где голову приклонить из-за отличий в языке и обычаях56. От этих монахов он слышал ужасные истории, будто греки, чтобы завладеть Русиком, даже убивали русских иноков57.

Таким образом, создание при Зографском монастыре в 1747 г. русско-украинского скита Рождества Богородицы «Черный Выр» было не чем иным, как попыткой возобновить на новом месте собственную русскую святогорскую обитель.

Заметим, что создание еще одной русско-украинской обители на Афоне –знаменитого Свято-Ильинского скита, во главе которого стоял прп. Паисий Величковский, произойдет лишь спустя 10 лет, в 1757 г.58 На момент же создания скита «Черный Выр» Паисий Величковский (1722–1794), которому тогда было всего 25 лет, как и вышеупомянутые русские сиромахи, жил на Афоне в неимоверной нищете и убогости, питаясь лишь от подаяния. Так пишет он сам в своих воспоминаниях: «Когда я пришел на Святую Гору из моего православного отечества, я находился в такой нищете, что не мог уплатить три гроша долгу пришедшим со мною братиям. При моей телесной немощи я поддерживал мое бедственное существование одними подаяниями. И если бы только святые отцы славянского племени, находившиеся на Святой Горе, не помогали мне, я никак не мог бы здесь существовать. Много раз зимою я ходил босиком и без рубашки, и такое мое существование продолжалось до четырех лет»59.

Итак, после заселения Русика греками осиротевшие русские святогорцы нуждались в возобновлении собственной обители на Афоне. Таковою для многих из них стал украинский казачий скит «Черный Выр».

* * *

48

Григорович-Барський В. Мандри по Святих місцях Сходу з 1723 по 1747 рік. К.: Основи, 2000. С. 136, 567, 602, 607–608, 624–625.

49

Там же. С. 136.

50

Там же. С. 625.

51

Там же. С. 624.

52

Там же. С. 567.

53

Там же. С. 602.

54

Там же. С. 607–608.

55

Там же. С. 608.

56

Там же. С. 625.

57

Там же.

58

Tachiaos A.-E. The Revival of Byzantine Mysticism Among Slavs and Romanians in the XVIIIth Century. Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722–1794). Thessaloniki, 1986. P. LV+296; Преподобный Паисий Величковский. Автобиография. Житие. М.: Троице-Сергиева Лавра, 2006. С. 141–142; Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения. Серпухов: Наследие Православного Востока, 2014. С. 219; Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий (Величковский). Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Минск, 2006. С. 104.

59

Четвериков С., прот. Указ. соч. С. 97.


Источник: Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. — К. : Издательский отдел УПЦ, 2015. — 116 с.

Комментарии для сайта Cackle