Азбука веры Православная библиотека История Церкви История монашества Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря
игумен Тихон (Ципляковский)

Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря

Источник

Содержание

Период первый 1. Сведения об основании Санаксарского монастыря и о первоначальнике его Игумене Феодосии 2. Строители: Зосима и Трифон 3. Строители: Иеросхимонах Петр и Филагрий 4. Строитель Иеромонах Порфирий Период второй. Сведения о возобновлении Санаксарской пустыни 1. Возобновитель первоначальник Иеромонах Феодор (Ушаков) 2. Настоятель Иеромонах Иоиль 3. Настоятель Иеромонах Венедикт 4. Настоятель иеромонах Вениамин 5. Настоятель Иеромонах Филарет 6. Настоятель Иеромонах Нафанаил 7. Настоятель Игумен Димитрий 8. Настоятель Игумен Иоасаф 9. Настоятель Игумен Ксенофонт 10. Настоятель Игумен Иларий 11. Настоятель Игумен Тихон 12. 13. Храмы монастыря 14. Святыня монастыря 15. Утварь, ризница и библиотека 16. Чин церковный и устав монастыря 17. Достояние монастыря и средства к содержанию 18. Грамоты и акты  

 

Общежительный Темниковский, Рождество-Богородичный, мужской Санаксарский монастырь, находится в Тамбовской епархии, в трех верстах от города Темникова, на левом берегу реки Мокши, протекающей почти под стенами монастыря.

Название свое: Санаксарский, или Сеноксарский монастырь, получил от малого озерца «Санаксар», находящегося под стенами монастыря, с восточной стороны, или от окружающих его сенокосов.

Местоположение монастыря прекрасное. С востока, севера и юга, окружают его обширные заливные луга, – Темниковские, и частью монастырские. К юго-востоку, на возвышенном берегу – Мокши, раскинут город Темников, с окрестностями его живописными; к северо-востоку, за лугами и озерами, на горе в красивой роще, приютился Темниковский Богородичный женский монастырь, с живописными видами, – вдаль, до самых Саровских темных лесов. С западной стороны: – ряд монастырских хозяйственных построек, сад, и за садом в особенной каменной ограде, небольшая, красивая, кладбищенская церковь. За нею тянется большой сосновый монастырский лес, рассекаемый большою дорогою, из г. Темникова в города Касимов и Шацк. В весеннее цветущее время, окрестности монастыря восхитительны, от окружающих разнородных лесов. В разливе воды из города Темникова и с горы женского монастыря, Санаксар с трех сторон залитый водою, кажется плавающим в воде.

Внешний вид монастыря очень красив. Здания его, – все каменные, прочной архитектуры, в строго-аскетическом вкусе, со своеобразными кровлями, расположены на небольшой, возвышенной береговой площадке.

Для желающих уединенной созерцательной жизни, ни чем не нарушаемого спокойствия, не нужно искать лучшего места, как Санаксарская пустыня. Будучи совершенно удален от мирских селений (ближе трех верст таковых нет). Санаксар скорее похож на уединенный пустынный скит. Жители городские и окрестные и даже богомольцы, во множестве проходящие через Темников в Саровскую пустынь, редко посещают Санаксарский монастырь, вероятно по особенному его положено за рекою, в стороне от пути. Внутренняя жизнь по этому, течет, без развлечения, – тихо. Богослужение отправляется, по чину строгих пустынных обителей: не спешно, благоговейно, вполне по церковному уставу, и завету отцов – первоначальников.

Только раза три, или четыре в год, бывает в Санаксаре большое стечение богомольцев, из городских Темниковских и окрестных жителей: – это в главный хромовый праздник – Рождества Богородицы 8 сентября; – Владимирской иконы 23 июня, на усекновение главы Св. Предтечи – 29 августа, и на Воздвижение Честного Креста – 14 сентября. В эти дни пустынный Санаксар оживляется и то не на долго, – не более как на день и даже менее. Потом наступает опять невозмутимая тишина, и обычное течете жизни иноческой – покаянной.

Существование Санаксарского монастыря разделяется на два периода. Период первый от основания монастыря, до приписания его к Саровской пустыни, по причине оскудения. Период второй: от возобновления до настоящего времени.

При составлении настоящего описания сведения взяты: из архива монастыря, рукописной монастырской летописи, начатой в 1792 году и краткого описания монастыря, изданного в 1802 году.


Источник: Темников. Типография А.М. Данилова, 1888. Дозволено Цензурой Москва 1888 г. Ноября 9 дня.

Комментарии для сайта Cackle