игумен Тихон (Ципляковский)

Источник

Период первый

1. Сведения об основании Санаксарского монастыря и о первоначальнике его Игумене Феодосии

Начало свое Санаксарский монастырь, – или Санаксарская пустынь, получил в 1659 году, в Царствование Благочестивейшего Царя Алексея Михайловича.

Некто житель г. Темникова писец, служилый дворянин, Лука Евсюков, владея местом, где теперь монастырь, по любви и усердию к монашескому чину, нашел дачу свою весьма удобною для уединенной жизни иноческой, а потому и вздумал основать на ней монастырь.

Для этой цели пригласил он, из опустелого монастыря, находившегося близ посада Кадома, в селе старом Кадоме, старца игумена Феодосия, который пришедши, и пленившись прекрасным уединенным местом, согласился остаться здесь.

С помощью г. Евсюкова, и вероятно пришедших из Старо-Кадомской обители братий, и еще присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий, сначала построил часовню, для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и место для устройства Монастыря, построили необходимые для жилья хижины – келлии. Собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия прожило таким образом, в убожестве, около десяти лет.

Смиренная, благочестивая жизнь подвижников Санаксарской пустыни привлекла к ним внимание и любовь жителей города Темникова и окружных – уездных боголюбивых людей. Прибывали по не многу и братия, любители пустынного жития. И вот, в 1669 году, городские Темниковские и уездные, разных чинов и звания люди обще со старцем игуменом Феодосием, просили Святейшего Патриарха Иоасафа 2-го благословить и разрешить им, построить в Санаксарской пустыни церковь, во имя Пречистой Богородицы, Сретения Чудотворной Иконы Её Владимирской, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет, ни мужских, ни женских монастырей, а желающим, пострижения негде исполнить это желание.

По этому общему прошению, в том же году, 30 октября, от св. Патриарха Иоасафа дана благословенная грамота, на построение церкви и монастыря. Подлинный текст этой грамоты приводится здесь в точности.

«Божиею милостию се аз смиренный великий господин, Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всей России. В нынешнем в 7177 году (1669 г.) били нам челом города Темникова и уездные всяких чинов люди, а в челобитной их написано: в Темникове де городе и уезде монастырей у них мужских и девичьих нет, кому по вере изволит Бог постритца, а не где, что, – де монастыри от них отдалили, а пустыня – де Санаксарская от города версты с две, а на той де пустыни поселились иноки, тому лет с десять, а церкви де у них нет, служат заутрени и часы и вечерни в часовне, и ныне они обещались в той пустыни воздвигнути церковь, во имя Пречистыя Богородицы иконы Владимирския и нам бы их пожаловать, благословить велеть им на тою церковь лес ронить, и с того лесу воздвигнути новую церковь, во имя Пречистыя Богородицы иконы Владимирския, и антиминс дать; и аз смиренный великий господин Святейший Иосаф Патриарх Московский и всея Pycии города Темникова и уездных всяких чинов людей, благословил, – велел им на тою церковь лес ронить и с того лесу, в Темниковском уезде в Санаксарской пустыни воздвигнуть новую церковь, во имя Прсчистыя Богородицы иконы Владимирския, и монастырю быть, а верх бы на той церкви был не шатровой, и алтарь сделать круглый тройной, а в церкви во алтарной стене посреде были-б царския двери, а по правую их сторону южныя, а по левую – северныя, а подле Царских дверей, по правую сторону меж южных, вначале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа, поставить образ настоящие той церкви, а по левую сторону Царских дверей, меж северных, вначале поставить образ Пречистые Богородицы, и иныя образы по чину, а как та церковь совсем совершитца, и на тое церковь, велел им и антиминс дать, и освятить ту церковь попу с диаконом, по правилам св. Апостол и св. Отец. Писана на Москве лета 7177 октября в 30 день. Грамота за печатью Патриарха. На обороте подписал: Диак Перфилей Семенников».

Вероятно скудна крайне была первая обитель, ибо Cpетенский Храм строился семь лет, и монастырь получил название «Сретенской Санаксарской Пустыни».

В 1676 году, по прошению Черного попа игумена Феодосия с братиею, дана была грамота, от св. Патриарха Иоакима, на освящение Сретенской церкви. Подлинный текст грамоты следующий.

«Божиею Милостию, Великий Господин Святейший Иоаким Патриарх Московский и всея России, в нынешнем в 7184 году (1676 г.), били челом нам: города Темникова, Пустыни Сретения Пресвятыя Богородицы, что на Мокше реке, строитель Черной поп Феодосий с братиею, а в челобитной их написано: в той же их пустыне построена Церковь, во имя Сретения Пречистыя Богородицы, а не освящена, и нам бы их пожаловать благословить, велети бы тою Церковь, во имя Сретения Пречистыя Богородицы, освятить и дать о том освященную грамоту и антиминс; и Аз Великий Господин Иоаким, Божиею Милостию, Святейший Патриарх Московский и всей России, строителя черного попа Феодосия с братиею пожаловал, благословил, велел ему в тою Церковь, Пречистыя Богородицы Сретения дать антиминс и тою Церковь, буде построена против благословенной грамоты, освятить соборне, по правилам св. Апостол и Св. Отец, как о том напечатано в малых потребниках, а антиминс взяв, вести попу, или диакону, со всяким бережением и чистотою». Писана на Москве, лета 7184-го февраля в 6-й день. Приложена Патриаршая сургучная печать. На оборотной стороне написано: по сей грамоте антиминс дан.

В следующем 1677 году, игумен Феодосий, бил челом Великому Государю Феодору Алексеевичу, прося отдать монастырю перевоз на реке Мокше, сенные покосы, – на содержание монастыря. От Великого Государя последовала на прошение грамота следующего содержания: (Подлинный текст грамоты).

«От царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя Poccии Самодержца в Темников воеводе нашему Ондрею Александровичу Хвостову, да подъячему Ивану Верещагину: Бил челом нам, Великому Государю, Темниковского уезда, Санаксарские пустыни Игумен Феодосий; построен – де их монастырь под Темниковым городом, на реке Мокше, и под тем монастырем, на той реке перевоз слывет Санаксарский, а был изстари без оброчный и не на откупу, а ездят через тот перевоз грацкие люди и не больших помещиков крестьяне, а проездом и гонцы и всяких чинов люди, и по их де челобитью и по подписной челобитной воеводы Василя Шиписова, да подъячего Василья Березина, отдан тот перевоз им старцам для пустынного их строения и на пропитание братии, и на том – де перевозе, всяких чинов людей перевозят они старцы своею работою, и перевозные заводы, суды и паромы учинили, а нашей де Великаго Государя грамоты, – почему им тем перевозом впредь владеть и перевоз имать не дано; да под тем же монастырем, на заводи Мокши реки, по обе стороны Палкинского истока сенные покосы, были на оброке у Темниковского россыльщика Данилки Сергеева, а оброку платил он Данилка, с тех сенных покосов, по пяти, алтын на год, и те – де сенные покосы, он Данилка отдал им старцам в монастырь, из того же оброку. И нам Великому Государю, пожаловать бы и велеть им, для их скудности, тем перевозом владеть и перевоз имать, а за сенные покосы оброчные деньги пять алтын, из оброку выложить, и о том дать им нашу Великого Государя грамоту. И как – де к вам ся наша, Великаго Государя, грамота придет и вы-б о том к нам, Великому Государю, писали – тот перевоз в монастырь отдан ли на пропитание старцам, и будет отдан им до нашего, Великаго Государя указу, тем перевозом велели тем Старцам владеть по прежнему на пропитание; также и о сенных покосах к нам, Великому Государю, писали, и буде теми сенными покосы рассыльщик Данилко, в монастырь поступился, и вы-б теми покосы велели владеть им же старцам до вашего, Великаго Государя, указу и оброк в нашу, Великаго Государя, казну платить, по чему с тех покосов плачено прежде сего без перекупки. Писан на Москве лета 7185 апреля в 27 день». Грамота в виде свитка, или столбца 7 четвертей длины и 1 четв. ширины. На оборотной стороне подписано: в Темников воеводе нашему Ондрею Александровичу Хвостову, да подъячему Ивану Верещагину. Диак Петр Самойлов. Справил Аника Кемин.

Старец первоначальник – игумен Феодосий, прожил в Санаксарской пустыни до 1681 года. Вероятно по своим челобитным, а быть может и лично был известен Царю и Патриарху, по благочестивой своей жизни, старец сей, по именному повелению Государя Феодора Алексеевича, и по грамоте из Сибирского приказа в 1681 году, из Темниковского Сретенского Санаксарского монастыря, с некоторою братиею, взят был в Сибирь, для устроения, на выданную, из казны Царской сумму, в Иркутском Наместничестве в Верхне-удинском уезде, на реке Селенге, впадающей в озеро Байкал, Преображенского Посольского монастыря1.

Вскоре Санаксарской пустыни отведены были сенные покосы, земля и лесные угодья, отмежеванные и укрепленные за нею писцом Димитрием Полочаниновым в 1685 и 86 годах. Подлинные о сем выписи, в виде столбцов, хранятся в монастыре.

2. Строители: Зосима и Трифон

После игумена Феодосия, были один за другим строители: Зосима и Трифон. Сколько лет каждый из них управлял пустынью, и какого звания они были, не известно.

В управление их, по благословению Преосвящ. Стефана, Митрополита Рязанского, деревянная Владимирская Сретенская Церковь, за ветхостью, разобрана и построена новая деревянная, в то же именование: Иконы Богоматери Владимирская – холодная.

3. Строители: Иеросхимонах Петр и Филагрий

При строителе Иеросхимонахе Петре, в 1730 году марта 12 дня, на прошение его по указу из Синодального казенного приказа, дозволено построить вторую Церковь, во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи,– деревянную теплую.

Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью, нет определенных сведений.

Известно только, что в управление всех означенных строителей, Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келлии деревянные, убогие; в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток. Какими правилами руководствовалась Санаксарская пустынь, во внутренней своей жизни, тоже сведений о том никаких нет.

4. Строитель Иеромонах Порфирий

В 1752 году февраля 24 дня, по указу Суздальской духовной консистории, определен в строители Санаксарской пустыни, Иеромонах Порфирий, из Спасо-Евфимьева Суздальского монастыря. Пробыв здесь один год, видя недостаток в братии и скудость во всем в обители, он просил опять Суздальскую консисторию, о возвращении своем в свой Спасо-Евфимьев монастырь; куда и уволен в 1753 году, указом марта 17 дня, а Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление к Саровской пустыни, как ближайшей к Санаксару, и при том благоустроенной.

В таком подначальстве у Саровской пустыни, – Санаксарская – находилась до 1762 года, без всякого улучшения своего быта.

Таким образом, первый период существования Санаксарской пустыни, в убогом состоянии, продолжался 103 года.

* * *

1

См. Географ. Слов. Росс. Государ. ч. 4 лист 134 1788 года.


Источник: Темников. Типография А.М. Данилова, 1888. Дозволено Цензурой Москва 1888 г. Ноября 9 дня.

Комментарии для сайта Cackle