сост. Ю.П. Зуев

Источник

I. Древнерусское государство и церковь (X–XIII вв.)

Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных

Устав в основном посвящен описанию содержания десятины (т.е. десятой части урожая и прочих доходов, взимавшейся Церковью в период раннего феодализма), выделяемой князем церкви Богородицы в Киеве, освященной в 996 г. И ставшей кафедрой митрополитов Киевских и всея Руси. Кроме того, опираясь на греческие номоканоны (византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI–VII вв. И впоследствии дополненные. – Ред.), Устав вводил церковное судопроизводство, передавая ему все дела, связанные с семейно-брачными отношениями, колдовством, ведовством и т.п. Особая категория лиц – люди церковные (духовенство, монашество, миряне, исполняющие в церкви постоянные обязанности) и лица, находящиеся под патронатом Церкви (вдовы, калеки, лица, отпущенные на свободу по завещанию) – полностью подпадала под юрисдикцию Церкви.

Согласно существующей версии, в основе Устава лежит более ранний документ – княжеская грамота 995–996 гг. о выделении десятины церкви Богородицы. В начале XI в. грамота была переработана и расширена в связи с учреждением епископских кафедр, распространением на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции. Позднее, в течение XI–XII вв., в текст были включены перечни «церковных судов» и «церковных людей». В удельных княжествах в Устав вносились изменения, отражавшие особенности местных условий и положения Церкви.

Текст Устава приводится по Оленинской редакции, наиболее близкой к его исходному варианту (архетипу) и относимой исследователями к концу XII – первой половине XIII в.

Текст Устава

1. Bo имя Отца, и Сына, и Святого духа.

2. Се яз, князь великий Василей, нарицаемый Володимер, сын Святославль, внук Игорев [и] блаженыя Ольгы, усприал есмь крещение святое от греческых царей Констянтина и Василия и Фотея патриарха, взях первого митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую.

3. И по том летом минувшим, создах церковь святую Богородицю и дах десятину к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тый грош, ис торгу 10-ую неделю1, из домов на всякое лето 10-е всякого стада и всякого живота Чюднои Матери Божии и Чюдному Спасу.

4. И по том возрех в греческии номоканун и обретох в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити князю, ни бояром, ни судиям его.

5. И сгадав аз со своею княгиною Анною и со своими детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту и всем епископом.

6. А в ты не ступають ни дети мои, ни внуци мои, ни род мои в люди церковные и во все суды.

7. И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по свободам, где крестьяне2 суть.

8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред Богом, а митрополиту проклинати его сбором3.

9. Дал есмь: роспусты, смильное, заставание, умыкание, пошибание, промежи мужем и женою о животе, или о племени, или о сватовстве поимутся, ведство, урекание, узлы, зельи, еретичество, зубоядение, иже отца и матерь бьют, или сын и дочи бьетася, иже истяжются о задници.

10. Митрополичи люди церковныи: игумен, игумениа, (поп, попадья), поповиче, чернец, черница, дьякон, дьяконовая, проскурница4, пономарь, вдовица, калика, стороник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и вси причетници церковныи.

11. Аще их кто внидет в вину, судити тех митрополиту и епископам опричи мирян.

Комментарии к статьям устава

Статья 1. Краткая инвокация (обращение к Богу).

Статья 2. Владимир Святославич (ок. 950–1015) – князь новгородский (969–980), великий князь киевский с 980 г. Имя Василий получил при крещении (ок. 987–988). Константин VIII и Василий II Болгаробойца – византийские императоры, правили совместно в 976–1025 гг., современники официального введения христианства на Руси при Владимире (988–989). Фотий – патриарх Константинопольский (858–867, 877–886). Христианство получило частичное распространение на Руси уже в 860-е гг. при Фотии и византийском императоре Василии I Македонянине (867–886), у которого был сын Константин (умер при жизни отца). При Владимире на Руси появился первый митрополит Михаил, присланный из Византии.

Статья 3. Закрепляла за церковной организацией в лице киевской Десятинной церкви десятую часть поступлений от централизованной феодальной ренты и других доходов. Святая Богородица – Десятинная церковь, освященная в 996 г. Судя по «Повести временных лет», Владимир передал ей десятую часть от княжеского имения и от княжеских городов и положи написав клятву в церкви сей с проклятьем тем, аще кто сего посудить (оспорит). Десятина не всегда составляла одну десятую часть от княжеских доходов, торговых и судебных пошлин, поступающих в церковь.

Статья 4. Ограничивала пределы светской юрисдикции, осуществляемой князем, боярами и судьями князя, вводя церковное судопроизводство. Греческий номоканон – сборник правил церковных соборов IV–VII вв., правил епископов и установлений о Церкви византийских императоров, который был основным источником церковного права в Византии и вспомогательным источником на Руси (в XI–XII вв. в виде древнеславянской Кормчей Ефремовской редакции).

Статья 5. Княгиня Анна (ум. 1011) – сестра императоров Василия II и Константина VIII, выданная за князя Владимира (989) по договору об условиях военной помощи Василию. Упоминание ее в Уставе отражает, вероятно, соглашение с ней как представительницей византийского императора – номинального главы восточной православной Церкви – о патронате князя над церковной организацией. Митрополичья кафедра создана в Киеве вскоре после принятия христианства, в 995–996 гг.; первые епископии (в Белгороде, Новгороде, Полоцке и др.) возникли в конце X – начале XI вв.

Статья 6. Содержала отказ от вмешательства в церковную юрисдикцию потомков князя, имеющих право на наследование его власти.

Статья 7. Определяла действие закона на территориях. Законодатель шел не по линии определения границ государства, а перечислял основные категории населенных пунктов, исключая села. Подчеркивалось, что имеются в виду пункты, где живет христианизированное население.

Статья 8. Содержащаяся в статье санкция в духовной форме завершала первоначальный текст Устава. Митрополиту предписывалось периодически собирать епископов на собор (сбор) для решения местных административных и дисциплинарных церковных вопросов.

Статья 9. Перечисляла дела, подлежавшие ведению епископов, характеризовала широкую юрисдикцию древнерусской Церкви. Почти все перечисленные дела находились вне компетенции княжеского суда, который не составлял конкуренцию суду церковному. Промежи мужем и женою о животе – споры между супругами об имуществе, что свидетельствует о существовании в Древней Руси раздельной собственности супругов.

Статья 10. Перечисляла категории лиц, подлежавших особому судопроизводству. К ним относились не только члены причта и монашество, но и группы светского населения, не принадлежавшего к основным сословиям феодального общества, патронат над которыми осуществлялся Церковью.

Статья 11. Устанавливала особый порядок судопроизводства по делам лиц, перечисленных в ст. 10, очевидно, без участия светских свидетелей и сторонних людей (опричи мирян).

Российское законодательство Х–ХХ веков: в 9 т.

Т. 1. М., 1984. С. 137–140; 142–1465.

Устав князя Ярослава о церковных судах (пространная редакция)

Устав князя Ярослава Мудрого развивает основные идеи, заложенные в Уставе князя Владимира Святославича. Если в Уставе князя Владимира лишь намечены предметы церковного регулирования, то в Уставе князя Ярослава перечень церковных судов представлен в развернутом виде и к тому же с указанием последствий нарушения норм церковного права.

Устав князя Ярослава значительно отличается от византийских церковно-правовых образцов – номоканонов. Во-первых, многие преступные, согласно Уставу, деяния в Византии карались светскими законами, лишь дополняясь церковными наказаниями. На Руси же они отнесены непосредственно к церковной юрисдикции. Во-вторых, в Устав включены новые составы преступлений, не известные византийскому праву. В-третьих, Церковь на Руси, карая непреступные с точки зрения обычаев русского народа деяния, стала применять обычные имущественные наказания, а не принятые в Византии членовредительные санкции, и тем более не смертную казнь.

Первоначальный архетип Устава сложился в XI – начале XII в., а создание приводимой здесь пространной редакции можно отнести ко времени не позднее первой четверти XIII в.

Текст Устава

1. А сe аз, князь великый Ярослав, сын Володимеров, по данию6 отца своего сгадал есмь с митрополитом Киевским и всея Руси Иларионом, сложихом греческыи номоканон; еже не подобает сих тяж судити князю, ни бояром его, ни судиям его, дал есмь митрополиту и епископом: роспуты по всем городом, 10-ю неделю мыта7 к Церкви и к митрополиту, а людем его не даяти мыта нигде; осминечье дал есми.

2. Аще кто умчит девку или насилит, аще боярская дочи будет, за сором ей 5 гривен8 злата, а митрополиту 5 гривен злата; аще будет менших бояр, гривна золота ей, а митрополиту гривна золота; а добрых людей будет, за сором рубль, а митрополиту рубль; на умыцех по 60 митрополиту, а князь их казнит.

3. Аще кто пошибает боярскую дочерь или боярскую жену, за сором ей 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота; а менших бояр – гривна золота, а митрополиту – гривна золота; нарочитых людей – два рубля, а митрополиту два рубля; простой чади – 12 гривен кун9, а митрополиту 12 гривен, а князь казнитель.

4. Аще же пустит10 боярин жену великых бояр, за сором ей 300 гривен, а митрополиту 5 гривен золота, а менших бояр гривна золота, а митрополиту гривна золота; а нарочитых людий 2 рубля, а митрополиту 2 рубля; простой чади 12 гривен, а митрополиту 12 гривен, а князь казнит.

5. Аще же девка блядет или дитяти добудет у отца, у матери или вдовою, обличивше, пояти ю в дом церковный11.

6. Тако же и женка без своего мужа или при мужи дитяти добудет, да погубит, или в свиньи ввержет, или утопит, обличивши, пояти [и] в дом церковный, а чим ю паки род окупит.

7. Аще девка засядет12 великих бояр, митрополиту 5 гривен золота, а менших бояр – гривна золота, а нарочитых людий – 12 гривен, а простой чади – рубль.

8. Аще муж от жены блядет, митрополиту нет кун, князь казнит.

9. Аще муж оженится иною женою, а с старою не роспустится, митрополиту вина, а молодую поняти в дом церковны[й], а с старою жити.

10. Аще поидеть жена от своего мужа за иныи муж или иметь блясти от мужа, ту жену поняти в дом церковный, а новоженя в продажи13 митрополиту.

11. Аще будеть жене лихый недуг, или слепа, или долгая болезнь, про то еа не пустити.

12. Тако же и жене нелзе пустити мужа.

13. Аще кум с кумою блуд створит, митрополиту 12 гривен, а опитемии14 указание от Бога.

14. Аще кто зажжет гумно, или двор, или иное что, митрополиту 40 гривен, а опитемию приимут, а князь казнит.

15. Аще кто с сестрою блуд створит, митрополиту 40 гривен, а во опитемии указано по закону.

16. Аще ближний род поимется15, митрополиту 40 гpивeн, а их разлучити, а опитемию приимут.

17. Аще кто имет две жены водити, митрополиту 20 гривен, а которая подлегла16, тую пояти в дом церковный, а первую жену держати по закону. Имет ли лихо ею держати, казнью казнити.

18. Аще муж роспустится с женою по своеи воли, а будеть ли венчальная, и дадять митрополиту 12 гривен, будеть ли невенчальная, митрополиту 6 гривен.

19. Аще жидовин17 или бесермен18 будет с рускою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а рускую поняти в дом церковный.

20. Аще кто блудить с черницею, митрополиту 40 гривен, а во опитемию вложити.

21. Аще ли кто с животиною блуд створит, митрополиту 12 гривен, а во опитемии и в казни.

22. Аще свекор с снохою блудит, митрополиту 40 гривен, а опитемию приимут по закону.

23. Аще кто з двема сестрама в блуд впадет, митрополиту 12 гривен.

24. Аще кто с падчерицею блудит, митрополиту 12 гривен.

25. Аще деверь с ятровию впадет, митрополиту 12 гривен.

26. Аще кто с мачехою в блуд впадет, митрополиту 12 гривен.

27. Аще два брата с единою женою, митрополиту 30 гривен, а женку поняти в дом церковный.

28. Аще отец с дочерию впадеть в блуд, митрополиту 40 гривен, а опитемию приимут по закону.

29. Аще девка не всхощет замуж, то отец и мати силою дадят. А что девка учинит над собою, то отец и мати митрополиту в вине.

30. Аще кто зовет чюжую жену блядию, а будет боярьская жена великых бояр, за сором 5 гривен золота, а митрополиту 5 гривен золота, а князь казнить; а будет менших бояр – 3 гривны золота, а митрополиту рубль; еже будет городскых людей – 3 гривны золота, а митрополиту рубль; селенце19 – 60 резан, а митрополиту 3 гривны.

31. Аще кто пострижет кому голову или бороду, митрополиту 12 гривен, а князь казнит.

32. Аще муж имет красти конопле или лен и всякое жито, митрополиту 12 гривен. Тако же и женка.

33. Аще муж крадеть белыа пopты, или портища20, или полотны, митрополиту 3 гривны, и тако же и женка.

34. Аще кто имет красти сватебное и сгородное – все митрополиту.

35. Про девку, сыр краявши, за сором ей 3 гривны, а что потеряно, тое заплатити, а митрополиту 6 гривен, а князь казнит.

36. Аще жена мужа крадет и обличити ю, митрополиту 3 гривны, а муж казнит ю, и про то не разлучити.

37. Аще кто клеть крадеть, тако же творят.

38. Аще жена будет чародеица, наузница, или волхва, или зелейница, муж, доличив21, казнит ю, а не лишиться.

39. Аще мужа два бьетася женьскы22, любо одерет, любо укусит, митрополиту 12 гривен.

40. Аще жена бьет мужа, митрополиту 3 гривны.

41. И жене две бьется, митрополиту 6 гривен на виноватой.

42. Аще который муж бьет чюжую жену, за сором ей по закону, а митрополиту 6 гривен.

43. Аще ли сын биет отца или матерь, да казнят его волостельскою казнию, а митрополиту в дом церковный такий отрок.

44. Иже чернец или черница впадет в блуд, тех судити митрополиту.

45. Тако же или поп, или попадиа, или проскурница, впадут в блуд, тех судити митрополиту опроче миру23, а во что их осудит, волен.

46. Аще поп, или чернец, или черница упиется без времени, митрополиту в вине.

47. Аще кто что поганое съясть по своей воли, или кобылину, или медведину, или ино что отреченое24, митрополиту в вине и в казни.

48. Иже поп дети крестит в чужем уезде иного попа, разве25 нужа или при болезни, а что створит крещеньское не во своем уезде, митрополиту в вине.

49. С некрещеным, ни иноязычником, или от нашего языка будет с некрещеным, ведая ясть и пиет, митрополиту в вине.

50. Аще кто с отлученым ясть и пиет, да будеть сам отлучен.

51. Аще кто с бесерменкою или с жидовкою блуд створит, а не лишиться – Церкви отлучится и христьян, а митрополиту 12 гривен.

52. Аще чернец или черница [рос]стрижются, митрополиту 40.

53. А сими винами разлучити мужа с женою.

1. А се первая вина. Услышит жена от иных людей, что думати на царя или на князя, а мужу своему не скажет, а опосли обличится – розлучити.

2. А се вторая вина, еже муж застанет свою жену с любодеем или учинит на ню послухы и исправу, розлучити.

3. А се 3-я вина, аще подумает жена на своего мужа или зелием, или инеми людьми, или имет что ведати мужа еа хотят убити, а мужу своему не скажет, а опосле объявится, и розлучити и.

4. А се 4-я вина, аще без мужня слова имет с чюжими людьми ходити, или пити, или ясти, или опроче мужа своего спати, потом объявится, розлучити и.

5. А се 5-я вина, еже имет опроче мужа ходити по игрищам, или в дни, или в нощи, а не послушати имет, розлучити и.

6. А се 6-я вина, еже жена на мужа наведет тати, велит покрасти, или сама покрадет, или товар, или церковь покрадши, инем подает, про то розлучити.

54. А что ся деет в монастырьскых делех, в церковных, в самех монастырех, да не вступается князь, ни волостель, безатщина приидет к волостелю митрополичю26.

55. Аще кто устав мой и уставление мое порушит, или сынове мои, или внуци мои, или правнуци мои, или от рода моего кто, или от рода боярьского бояр моих, а вступят в суд митрополич, что есмь дал митрополиту церковныи суды, епискупом, по правилом святых отец, судивше, казнити по закону.

56. А хто имет судити, станет с мною на страшнем суде пред Богом, и да будет на нем клятва святых отец 300 и 18, иже в Никеи27, и всех святых. Аминь.

Комментарии к статьям устава

Статья 1. Указывается на обстоятельства, с которыми было связано издание Устава, а также кратко излагаются причины передачи ряда публичных дел Церкви. Статья имеет сложный юридический состав: кроме преамбулы ко всему документу, в ней содержатся конкретные процессуальные и материальные нормы.

Статья 2. Устанавливала дифференцированную ответственность за у м ы к а н и е д е в у ш к и или насилие над ней, зависящую от социального положения потерпевшей. Возмещение потерпевшей, принадлежащей к сословным группам боярства, и штрафы в пользу церковной власти указаны в гривнах золота – очень больших ценностях (1 гривна золота равнялась 10 или 12 гривнам серебра; 1 гривна серебра равнялась 4 гривнам-кунам).

Статьи 3 и 4. Устанавливали такие же штрафы за изнасилование женщины или избиение ее, а также за оставление мужем жены (с учетом социального положения потерпевшей).

Статья 5. Блуд незамужней женщины, за который она помещалась в дом церковный, мог быть ее постоянным занятием; подобная мера распространялась и на вдову. Как и в следующей статье, для применения санкции необходимо было обличение. Этот термин обозначал обычно не судебное разбирательство, а публичное извещение о проступке.

Статья 6. Перечисляются различные виды детоубийства, совершаемого замужней женщиной.

Статья 7. Содержит уникальную для памятников феодального права архаическую норму семейного права об ответственности родителей за невыдачу замуж дочери. Эта норма отражала переход в церковное право древнего обычая восточнославянского общества, согласно которому старшие члены семьи несли ответственность за обеспечение младших после своей смерти.

Статья 8. Отказывала митрополиту в праве получения штрафа за измену мужа жене; такой штраф устанавливался только в пользу княжеской власти. Данное установление, вероятно, отражает особенности той территории, где возник данный вариант переработки исходного текста Устава (предположительно, Полоцк начала XV в.).

Статья 9. Устанавливала, что заключение второго брака мужчиной без расторжения первого не является действительным; муж должен продолжать жить с первой женой, а вторая передается под опеку Церкви.

Статья 10. Церковь не признавала за женщиной права на одностороннее расторжение брака. В случае если женщиной был заключен брак без расторжения первого, объявлялся недействительным не только второй брак, но и первый. Жена передавалась под опеку церкви, а оба мужа после епитимьи были, вероятно, свободны заключать новые браки.

Статьи 11 и 12. Тяжелая или неизлечимая болезнь как жены, так и мужа не являлась основанием для развода. Законодатель признавал, что одной из целей семейного союза является поддержание супруга в тяжелых для него обстоятельствах.

Статья 13. Устанавливала наказание в виде штрафа за связь между крестным отцом и крестной матерью одного ребенка в размере, аналогичном штрафу за связь между свойственниками. Кроме штрафа, в пользу церковной власти на виновных налагалась епитимья.

Статья 14. Поджог наказывался высокой ставкой штрафа в пользу митрополита, равной вире (40 гривен). Санкция включала также епитимью. Статья о поджоге выглядит в Уставе посторонней, поскольку находится между статьями о блуде. Она появилась, вероятно, позднее других статей, когда в основном структура документа уже сложилась. Очевидно, эта статья касалась вотчинной сферы церковной юрисдикции, т.е. Имела в виду крестьян, сидевших на принадлежащих Церкви землях. За поджоги в церковных селах судили и наказывали церковные власти с участием представителей князя. Возникновение церковной земельной собственности на рубеже XI и XII вв. позволяет датировать эту статью первой половиной – серединой XII в.

Статьи 15 и 16. Как связь со своей сестрой, так и брак между близкими родственниками наказывались высшей ставкой штрафа, равной вире; виновные должны были также нести епитимью. Брак между близкими родственниками объявлялся недействительным. Родство между желающими вступить в брак исчислялось коленами – количеством родственников в генеалогической линии от жениха вверх, к общему предку, и далее вниз, к невесте. До конца Х в. брак был разрешен только между 7-м и 8-м коленами, т.е. между четвероюродными братом и сестрой. Кроме того, запрещалось двум братьям или сестрам брать в качестве супругов лиц, бывших детьми одних родителей.

Статья 17. Двоеженство наказывалось полувирьем в пользу митрополита, брак со второй женой расторгался, и она передавалась под опеку Церкви, а первый брак подтверждался властью. За плохое обращение со своей первой, законной, женой виновный также мог быть подвергнут наказанию.

Статья 18. Церковь препятствовала расторжению не только венчанного, но и невенчанного брака, установив во втором случае лишь вдвое меньший штраф. Таким образом, в условиях, когда церковная свадебная обрядность не имела еще широкого распространения, Церковь была вынуждена признавать законность традиционных форм брака.

Статья 19. Запрещала связь русской девушки с лицами, жившими на территории Руси и исповедовавшими религии Востока.

Статья 20. Предусматривала за блуд с монахиней высшую ставку штрафа в размере виры и наложение на виновных епитимьи.

Статья 21. Скотоложество наказывалось штрафом, равным высшей продаже, также как и блуд между близкими свойственниками (см. ст. 24–26), и наложением епитимьи.

Статья 22. Связь свекра (отца мужа) со снохой (женой сына) наказывалась максимальным штрафом размером в виру и епитимьей.

Статьи 23, 25–27. Содержат нормы наказания за связь между близкими свойственниками, половые сношения с двумя родными братьями или сестрами, между мачехой и пасынком. За эти нарушения был установлен штраф в размере высшей продажи, а в ст. 27 – даже 30 гривен. Установление этих норм было вызвано необходимостью обеспечить нормальное функционирование древнерусской семьи.

Статьи 24 и 28. За блуд отчима с падчерицей устанавливался штраф в 12 гривен. Значительно более строгой была санкция за сожительство отца с дочерью, поскольку здесь имело место кровосмешение (ст. 28).

Статья 29. Устанавливала как норму выдачу родителями дочери замуж силой и вменяла им это в обязанность в случае дочернего несогласия. Однако с родителей не снималась ответственность в случае самоубийства дочери в результате такого принуждения.

Статья 30. Оскорбление женщины позорным словом, как и оскорбление действием, наказывалось штрафом в зависимости от сословной принадлежности потерпевшей.

Статья 31. Повреждение (в том числе пострижение) бороды или волос на голове считалось оскорблением, за которое потерпевший имел право в судебном порядке получить возмещение. Однако штраф устанавливается только в пользу Церкви.

Статьи 32 и 33. Устанавливали церковную юрисдикцию по делам о кражах в семье, не подлежавших ведению княжеской власти, и размеры штрафов за них. Поскольку внутрисемейные похищения имущества имели место главным образом тогда, когда семья переживала кризис, такие дела подлежали рассмотрению церковного, а не княжеского суда. Кража одежды была социально менее опасной, чем кража зерна и урожая вообще; с этим связаны различия (в 4 раза) в ставках штрафа за такие преступления.

Статья 34. Сватебное и сгородное (возможно, сговорное) – вероятно, пошлина за сговор о свадьбе и приданом невесты и за выход замуж.

Статья 35. Посвящена установлениям о нарушении сговора о браке. Резание сыра (сыр краявши) – одна из важных составных частей обряда предсвадебного сговора. Отказ жениха от невесты наносил ей моральный ущерб, в результате она могла вообще остаться в девицах. Жених или его родители должны были возместить расходы на угощение (а что потеряно), за оскорбление невесты (за сором), а также заплатить штраф в пользу церковной власти. Эта норма была установлена еще в дохристианские времена.

Статьи 36 и 37. Кража женой у мужа не являлась основанием для развода, но муж как глава семьи осуществлял власть в ней, и только ему принадлежали право и обязанность наказания жены за ее деяние. Однако церковная власть, согласно Уставу, и в этом случае претендует на получение штрафа в размере 3 гривен. Это связано, вероятно, с предполагаемым обличением жены, т.е. преданием ее поступка гласности.

Статья 38. Рассматривала еще одну группу проступков жены, не являвшихся основанием для развода: отправление ею языческих культов или совершение действий, осуждаемых Церковью. На мужа возлагалась обязанность наказывать жену, изобличив (доличив) ее в этих поступках. Указание же на штраф в пользу митрополита отсутствует. Вероятно, разбирательство этого внутреннего семейного дела не обязательно должно было становиться достоянием общественности и государственной власти.

Статья 39. Устанавливала штраф в пользу митрополита за схватки и драки, которые велись с нарушением правил, нечестно, т.е. когда женщины в драке кусали или царапали друг друга, сдирали кожу (одереть).

Статья 40. Жена не вправе поднимать руку на мужа, бить его. Это наказывалось штрафом в пользу митрополита в размере 3 гривен. Предполагается, что такая норма должна была воспитывать не только жену в повиновении, но и мужа в исполнении его долга главы семьи: вероятно, платил штраф все же он, как глава семьи.

Статья 41. Драки между женщинами, не имевшие характера социальных стычек, в отличие от боев между мужчинами, подлежали ведению не светской, а церковной власти.

Статья 42. Рассматривала то же преступление, что и ст. 3, – избиение женщины, но без указания социальной принадлежности потерпевшей и суммы возмещения. Это может свидетельствовать о разном времени включения статей в Устав и разных их источниках.

Статья 43. Закон охранял телесную неприкосновенность родителей от посягательства на нее сыновей. Церковная власть не устанавливала наказания нарушителю, оставляя его на усмотрение светской власти (волостель здесь – правитель), но предписывала передать виновного отрока (юношу) под опеку Церкви.

Статьи 44 и 45. Содержат установления относительно блуда монахов и священников. Такие дела рассматривались закрытыми церковными судами, наказания за названные деяния не выходили, вероятно, за пределы различных форм епитимьи.

Статья 46. Среди духовных лиц, злоупотреблявших вином, упоминалась монахиня. Христианское богослужение, возникшее среди народов Средиземноморья, предполагает применение виноградного вина, и нарушением является только употребление его в неположенные дни и в значительном количестве, с чем и борется законодатель.

Статья 47. Запрещала употребления в пищу мяса определенных животных (кобылина, медведина). Запрет имел различное значение в течение XI–XIII вв. Возможно, что запрет на мясо медведя был связан с борьбой против языческого культа. Кобылина (конина) была обычной пищей кочевых народов, в частности половцев. Отреченным (запрещенным) было также мясо задушенных (а не зарезанных) животных и птиц.

Статья 48. Запрещала священникам нарушать границы своих приходов (уездов): крестить, причащать и совершать иные требы на территории другого прихода. С усилением церковной организации и увеличением числа церквей в густонаселенных районах страны сферы влияния храмов пришли в соприкосновение и стали возможны столкновения, затрагивавшие имущественные интересы каждого священнослужителя.

Статья 49. Запрещала совместную еду с иноверцами, в том числе принадлежавшими к той же древнерусской (от нашего языка будеть с некрещеным), а также другим народностям. Оправданием для нарушителя могло быть лишь незнание того, что его сотрапезник исповедует другую веру. Важно отсутствие в Уставе запретов общения с христианами других вероисповеданий (католиками, несторианами). В XI–XII вв., до католической агрессии на северо-западные земли, в древнерусском обществе отсутствовала вражда к христианам-католикам.

Статья 50. В XII–XIII вв. было запрещено тесное общение не только с иноверцами, но и с людьми, отлученными от Церкви, т.е. совершившими преступление против веры.

Статья 51. Запрещала сожительство с представительницами нехристианских вероисповеданий (теми же, которые указаны в ст. 19). Однако санкция здесь другая: виновный платил штраф в 12 гривен и отлучался от Церкви.

Статья 52. Уход из монашества (росстрижються) в соответствии с нормами древнерусского церковного права наказывался, кроме епитимьи, солидным штрафом в пользу Церкви (размером в виру).

Статья 53. Представляет собой особый случай развода по вине жены. Перечислены деяния жены, которые служили основанием для расторжения брака:

1) несообщение женой мужу о ставшем ей известном готовящемся посягательстве на власть и жизнь верховного властителя (на царя или на князя);

2) прелюбодеяние, за которым ее застал муж или которое подтверждено послухами;

3) покушение на убийство мужа или недонесение о готовящемся его убийстве;

4) общение жены с чужими людьми, в частности ночевка вне своего дома и без разрешения мужа;

5) посещение женой без сопровождения мужа днем или ночью игрищ и несоблюдение соответствующего запрета, сделанного мужем;

6) участие в обворовывании мужа, или самостоятельное похищение его имущества, или другое воровство, в частности из церкви. Санкция за последнюю вину в данном случае противоречит установлению ст. 36, в которой специально отмечается, что здесь нет основания для развода. Это противоречие свидетельствует о том, что в пору создания пространной редакции Устава на Руси не было единых норм, регулирующих разводы.

Статья 54. Относилась к вотчинной сфере церковной юрисдикции относительно населения, жившего на церковной и монастырской землях и бывшего феодально зависимым от этих собственников. Здесь говорится о судебном иммунитете Церкви от княжеской власти и праве на наследование выморочного (безатщина), не имеющего законных наследников имущества домовных (епископских, митрополичьих) и церковных людей.

Статья 55. Перечислялись возможные нарушители основного принципа Устава: князья, наследники или родственники (от рода моего кто) Ярослава, княжеские бояре и их родственники. В статью вновь включена ссылка на источник права – правила святых отцов, важнейшую часть номоканона. Санкция Устава состояла из двух частей: из угрозы нарушителям земным, княжеским судом и из угрозы наказанием «по закону». Статья 56. Содержит духовную санкцию – наказание «на том свете».

Российское законодательство Х–ХХ веков: в 9 т.

Т. 1. С. 189–208.

Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича

Уставная грамота князя Ростислава Мстиславича [Ок. 1110–1167; сын Мстислава, внук Владимира Мономаха; первый смоленский князь (1127–1160), князь новгородский (1154), великий князь киевский (1154, 1159–1167)] связана с учреждением в Смоленске епископии, обеспечением ее материальными средствами и передачей ряда публичных прав церковной власти. Документ отражает положение государственной церковной организации одного из крупнейших русских княжеств в период феодальной раздробленности. В отличие от условий, существовавших при создании уставов Владимира и Ярослава, основание епископской кафедры сопровождалось обеспечением ее земельной собственностью, что получило отражение в грамоте. Вместе с тем грамота включает подробный перечень поступлений Церкви в форме десятины. В уставной грамоте обозначен объем церковной юрисдикции и указаны случаи, когда в получении судебных пошлин участвовала как светская, так и церковная власть.

Смоленская уставная грамота, являясь местным установлением, не имела распространения в других церковных центрах, не подвергалась переработке, а потому, в отличие от уставов Владимира и Ярослава, сохранилась в близком к первоначальному тексту виде.

Грамота датируется 1136 г. – временем поставления в Смоленске первого епископа.

Текст грамоты

1. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Бог, и святая Богородица, и отца моего молитва.

2. Приведох епископа Смоленску, здумав с людьми своими, по повелению отца своего святого, еже хотев при животе своем сотворити, [и]но есть [зд]е первее сего не бывало епископии, да яз недостойный, грешный се уста[в]ляю епископию, о нем же епископу бытии живу и с клиросом28 своим в свои дни и в свое княженье, еже ми Бог дал и отчя молитва.

3. А се даю святой Богородици и епископу: прощеники с медом29 и с кунами, и с вирою, и с продажами, и не надобе их судити никакому же человеку.

4. И се даю святой Богородици [и] епископу: десятину от всех даней смоленских, что ся в них сходит истых [к]ун30, кроме продажи, и кроме виры31, и кроме полюдья. У Вержавлянех у Великих 9 погост, а в тех погостех платить кто же свою дань и передмер32 истужници33 по силе, кто что мога. А в тех погостех, а некоторый погибнет, то тии десятины убудеть. А в тых погостех, во всех сходиться дани осмь сот гривен, передмера сто гривен, а на истужницех сто гривен, то тии с того взяти епископу к святей Богородици сто гривен.

(Далее продолжается подробный перечень волостей и погостов с указанием размеров даней, которые поступают от этих территориально-административных единиц. – Ред.).

5. И се даю ис Торопча от всех рыб, иже идет ко мне, десятину святей Богородици и епископу.

6. А [ч]то ся наречет области Смоленьское, или мала, или велика дань, любо княжа, любо княгинина, или чия си хотя, правити десятину святей Богородици, без всякого отпису деяти.

7. Село Дросенское со изгои и з землею святей Богородици и епископу и село Ясеньское и з бортником, и з землею, и с изгои святей Богородици.

8. И се есми дал землю в Погоновичох Мойшиньскую святей Богородици и епископу и озера Нимикорская и с сеножатьми, и уезд княж, и на Сверковых луках сеножати и уезд княж, озеро Колодарское святей Богородици.

9. И се даю на посвет святей Богородици из двора своего осмь капий34 воску и на горе огород с капустником, и з женою, и з детми; за рекою тетеревник с женою и з детми святей Богородици и епископу.

10. Бысть мое сотщание к святей Богородици по повелению святого отца моего, что же мога, то же даю.

11. А т[я]ж епископълих не судити никому же, судить их сам епископ: первая тяжа роспуст; другая тяжа, аже водить кто две жоне; третья тяжа, аще кто поиметься чрез закон; а четвертая – уволочская, аще уволочет кто девку; што возмет князь – с епископом наполы, или посадник что возмет свои тяжи, то с епископом наполы; а пятое, аще ту женку, то епископу; шестая вопрос, а то епископу: зелья и душегубства – тяжа епископля; седмая, аще бьетася две жене, то епископля тяжа. [А]ще церковный человек доидет чего, то своему епископу. Девятая, аще кого Бог отведет церковных людей.

12. А не будеть зла ничего церкви, да се яз молвлю, и уставил есми епископью, поручен Смоленеск Богом, и деднею, и отцовою молитвою.

13. Да се яз, князь Ростислав, с первым епископом своим Маноилом, да се уставляю яз: аще будет или тяжа, или продажа епископля, да не надобе ни князю, ни посаднику, ни тивуну, ни иному никому же от мала и до велика, и по всей волости Смоленьской.

14. Се же ныне с Божиею помощью и со святою Богородицею в сии дни полны дани, а по сем что Бог устроит. По Божью строючи которая дань оскудет, или ратью, или коим образом, [а п]о силе что почнет давати тыи дани, а ис того десятина святей Богородици.

15. Да сего [н]е посуживай35 никто же по моих днех, ни князь, ни людие. Аще ли кто посудит сея грамоты, что есми дал к святей Богородици, да той отвечает в страшный день святей Богородици и сия клятва будеть на нем, а яз буду без греха.

16. Паки ли приложит кто сию епископию опять к Переяславстей епископии, завистию переступя слово святого митрополита русского Михаила, а разрушит сию епископию Смоленьскую, то князь отимет свое опять, еже был уставил епископу пристроивати святей Богородици. Да аще кто разрушит сей замысл святого отца моего Мьстислава и митрополита русского Михаила, [аще] яз, грешный сын Мстиславль, надеяся на Матерь Божью, на святею Богородицу, [у]ставляю сию епископию, да аще кто разрушит ю, да сам отвечает святей Богородици и сия клятва святых отец буди на нем, а яз буду без греха.

Комментарии к статьям грамоты

Статья 1. Упоминается церковь Богородицы в Смоленске и отец Ростислава – князь Мстислав Владимирович.

Статья 2. Содержит важные указания на то, что основание в Смоленске кафедры епископа было сделано по согласованию с людьми своими (вероятно, городской верхушкой) и в соответствии с желанием отца князя Ростислава – Мстислава Владимировича, великого князя Киевского (1125–1132).

Статья 3. Закрепляла за епископией особую социальную группу – прощеников. Их происхождение объясняется по-разному. Это или бывшие холопы, работающие на церковных землях, или люди, попавшие в зависимость от Церкви. На особое социально-юридическое положение прощеников, отличавшееся от положения других крестьян, указывает подробное обозначение их связей с кафедрой через феодальную ренту (мед, куны) и через подсудность (виры и продажи).

Статьи 4 и 5. Согласно этим статьям епископии передавалась десятая часть даней, которые поступали со Смоленской земли князю. Статьи содержат подробный перечень волостей и погостов с указанием размеров даней, которые поступали от этих территориально-административных единиц. В ст. 4 оговаривалось, что на обеспечение Церкви идет десятая часть не всех поступлений на княжеский двор, а только даней.

Статья 6. Устанавливала, что десятина должна идти не только с перечисленных поступлений, но и со всех других княжеских даней, получаемых со Смоленской земли. Специально оговаривались дани, которые поступали княгине. Без всякого отпису деяти – отчисление десятины могло встретить препятствия, которые князь обещал преодолевать.

Статья 7. По этой статье смоленская епископия становилась земельным собственником, получив два княжеских села с населявшими их крестьянами и землей.

Статья 8. В соответствии с этой статьей епископии передавались также сельскохозяйственные земли, озера для ловли рыбы. Уезд княжь – земли, отличавшиеся от других территорий княжества тем, что они принадлежали князю как вотчиннику; на них не распространялось владельческое право крестьянских общин и других вотчинников.

Статья 9. Согласно этой статье князь передавал церкви для ее освещения (на посвет) воск для изготовления свечей. Кроме того, церкви передавались зависимые люди со своими семьями: крестьянин-огородник (капистник) и крестьянин-охотник (тетеревник), поставлявший на княжеский стол дичь.

Статья 10. Содержит сентенцию, связанную со ст. 2.

Статья 11. Давался перечень правонарушений, подлежавших ведению церковного суда. Перечислялись девять категорий дел:

1) самовольные разводы (роспуст);

2) двоеженство;

3) брак, в котором супруги находились в близком родстве;

4) похищение невесты для брака (уволочская тяжа);

5) оскорбление женщины словом и действием;

6) применение зелий: трав, лекарств – и убийство, совершенное таким образом;

7) драка между женщинами;

8) конфликты и тяжбы между церковниками;

9) наследственные дела, связанные со служителями Церкви. Под церковными людьми здесь могли подразумеваться как члены церковного причта, служители Церкви, так и крестьяне и другие люди.

В Смоленской грамоте, в отличие от Устава князя Владимира, похищение невесты относится не только к церковной юрисдикции. Такие дела должны были разбираться как епископом, так и князем или посадником. Эта особенность грамоты Ростислава, возможно, объясняется слабостью церковного судебного ведомства в Смоленске в XI – первой половине XII в. И переходом поэтому некоторых дел о ликвидации языческих обычаев к светской власти.

Статья 12. Содержит сентенцию, которая связана с преамбулой в ст. 1. Дед князя Владимир Мономах (деднею... молитвою) упомянут потому, что им была заложена в 1101 г. церковь Богородицы в Смоленске, ставшая затем епископской кафедрой.

Статья 13. В ней князь, на этот раз вместе с епископом Мануилом, еще раз подтверждал неподсудность дел, перечисленных в ст. 11, светским властям на территории Смоленского княжества, т.е. самому князю, посаднику и исполнителю их воли тиуну (тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI–XV вв., а также в Российском государстве XV–XVII вв. – Ред.). Церковный суд в Смоленской земле в XII в. производился по нормам русского церковного права, зафиксированным в Уставе князя Ярослава, т.е. в качестве санкций выступали штрафы в пользу епископа. По нормам же канонического права восточной православной Церкви воздействие на людей осуществлялось только церковно-дисциплинарным способом (епитимьи, отлучение от Церкви и т.п.). Государственная власть прибегала к телесным наказаниями либо штрафам.

Статья 14. Грамота была издана в 1136 г., когда Смоленская земля не знала ни неурожаев, ни военных действий (рать), которые могли уменьшить размеры даней. При наличии таких бедствий десятина должна была сокращаться.

Статья 15. Содержит запрет на отмену Устава и определяет за это духовную санкцию. Такая формула свидетельствует об окончании здесь основного текста документа.

Статья 16. После издания Устава князь добавил в него специальную 16-ю статью, запрещавшую воссоединение Смоленской епархии с Переяславской, к которой принадлежало Смоленское княжество до 1136 г. В качестве санкции за нарушение такого запрета Ростислав Мстиславич угрожал отнять все то, что он дал епископу по акту 1136 г. Кроме того, упоминалась и духовная санкция. Князь указывал, что такое воссоединение будет против желания (слова и замысла) великого князя Киевского Мстислава и митрополита Киевского Михаила, т.е. верховных глав светской и церковной властей на Руси.

Российское законодательство Х–ХХ веков: в 9 т.

Т. 1. С. 212–221.

Грамота епископа Смоленского Мануила

Мануил – первый епископ на вновь учрежденной кафедре в Смоленске, грек, пришедший на Русь до 1032 г. Поставлен в епископы киевским митрополитом Михаилом. Своей грамотой Мануил подтверждал устав смоленского князя Ростислава Мстиславича.

Текст грамоты

1. Се яз, худый и грешный и недостойный епископ Маноил с благородным и христолюбивым князем моим Михаилом утвержаеве, еже написана, утвержена и сотворена о благодати и благословением Святого Духа поставлеником моим митрополитом русским Кир Михаилом при благовернем и христолюбивем князи моем Кир Михаил[е] и утвердил устав церковный именем Ростислав, по отца своего святого молитвы и по повелению его уставил есть епископью Смоленьскую.

2. Даже кто по моем князи или по мне переступит [или] посудит сию грамоту и уставо с(и) или князь, или ин кто, да будеть ему Бог противен в день судный и святая Богородица, да будет проклят от святых апостол и святых отец 318, иже повелеша: в кыим граде достоит епископу бытии, да поставят и от всех святых; аще кто разрушит се, да будет проклят.

3. Или епископ который начнет несытьством хотя ити в Переяславль и сию епископию приложити к Переяславлю, да буди ему клятва, яже се преже писана и святого митрополита русского Михаила, иже составил сию епископию.

4. Или отдаст что, и не правити имет36 святей Богородици, еже есть написано зде, буди ему тая же клятва и буди ему анафема.

Комментарии к статьям грамоты

Статья 1. С... князем моим Михаилом – христианское имя князя Ростислава – Михаил.

Статья 2. Содержит духовную санкцию, которая включает также ссылку на апостольские правила и правила I Вселенского собора в Нике (325 г.). Эта ссылка неточна. Ни в апостольском 1-м правиле, ни в никейском 4-м правиле не говорится о том, в каком городе нужно ставить епископа. По византийским обычаям каждый город имел своего епископа, и Мануил сообщал в своей грамоте об условиях, с которыми он столкнулся на Руси.

Статья 3. Как и ст. 16 грамоты Ростислава, содержит привычную для всего периода русского Средневековья морально-юридическую норму в форме проклятия нарушителям санкционируемых установлений.

Статья 4. Также содержит духовную санкцию, на этот раз тем, кто лишит церковь выделенных ей десятин и земель, что связано со ст. 16 грамоты Ростислава.

Российское законодательство Х–ХХ веков: в 9 т.

Т. 1. С. 216, 221–222.

Грамота князя Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю

Грамота великого князя Киевского в 1125–1132 гг. Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю под Новгородом Великим – древнейший из дошедших до нас древнерусских княжеских актов. Датируется ок. 1130 г., когда Мстислав находился в Новгороде.

Текст грамоты

Се аз Мьстислав Володимир сын, дьржа Русьску землю, в свое княжение повелел есмь сыну своему Всеволоду отдати Буице святому Георгиеви с данию, и с вирами, и с продажами, и вено во...кое. Даже который князь по моем княжении почнеть хотети отъяти у святого Георгия, а Бог буди за тем и Святая Богородица и всесвятыи Георгии у него то отимает. И ты, игумене Исаие, и вы, братие, донеле же ся мир състоит, молите Бога за мя и за мое дети; кто ся изоостанет в манастыри, то вы тем дължьни есте молити за ны Бога и при животе и в съмерти. А яз дал рукою моею и осеньнее полюдие даровьное, полътретиядесяте гривен святому же Георгиеви. А се я, Всеволод, дал есмь блюдо серебрьно и 30 гривен серебра святому же Георгиеви; велел есмь быти в не на обеде, коли игумен обедает. Даже кто запъртит или ту дань и се блюдо, да судит ему Бог в день Пришествия Своего и всесвятыи Георгии.

Перевод текста грамоты

Я, Мстислав, сын Владимира (Мономаха. – Переводч.), княжа в Русской земле, велел сыну своему Всеволоду отдать Буйцы монастырю Святого Георгия с данями, вирами, продажами [...]. Если какой-либо князь после меня захочет отнять у святого Георгия, то Бог пусть будет за того (за монастырь. – Переводч.) и Святая Богородица и святой Георгий пусть у него отнимет. А ты, игумен Исаия, и вы, братия, доколе мир стоит, молите Бога за меня и за моих детей; кто останется в живых в монастыре, то вы должны молить за нас Бога и при жизни и после смерти. Дал я собственноручно осенний сбор дани как дар – 25 гривен святому же Георгию. Я, Всеволод, дал блюдо серебряное в 30 гривен серебра святому же Георгию, велел бить в него во время обеда, когда игумен обедает. Если кто отнимет ту дань и это блюдо, пусть судит его Бог в день пришествия своего и святой Георгий.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. /

под ред. А.Г. Кузьмина. М., 2004. С. 262–263.

Послание епископа Владимирского к местному князю

Это один из памятников, дающих представление о состоянии русской Церкви в начальный период монголо-татарского ига, а с другой стороны, одно из свидетельств юридического значения Устава князя Владимира Святославича. В своем послании Владимирский епископ напоминает князю о правах Церкви, ссылаясь на его Устав.

Вопрос о том, от какого именно епископа и к какому именно князю обращено послание, не имеет общепринятого ответа. Есть мнение, что это митрополит Кирилл II (1249–1281 гг.). Другие полагают, что послание адресовалось после 1293 г. великому князю Дмитрию Александровичу (ум. 1294 г.) или его преемнику Андрею Александровичу (1294–1304 гг.) кем-либо из владимирских епископов: Иаковом (1288–1295 гг.) или Симеоном (1295–1299 гг.), т.е. между 1293 и 1299 гг.

Текст послания

Милостью Божиею и святыя Богородица, любителя благого Бога нашего, о нашем роде человеколюбыя многы дал нам вины к спасению, и всегда зовет и благодарствует, болше же законодарения и правила да соблюдаем, утверждаеми Богом. Законоданием первие знаем Бога, наставляеми Божиими заповедьми, идем путь в волю его и реко и его святеи Богородици володимирьской. Виж, сыну князь, како ти были велиции князи, твои прадеды и деды и отец твои великыи князь Олександр: украси церковь Божию клирошаны и книгами, и богатили домы великыми, десятинами по всем градом и суды церковными. А ныне, сыну князь, аз отец твой епископ володимерьскый поминаю ти, сыну своему, о церкви Божии. А сам, сыну, ведаешь, оже церкви та ограблена и домы ее пусты.

А се пишю ти другое слово: по правилом суды церковные во всех крестьяньскых людех: игумены и игуменьи, попы и дьяконы, чернеци и черници, роспустъ, смилное, умыкание, пошибание, заставанье, промежю мужем и женою что будетъ речь о животе, ведовьство, зелье, уреканье бляднею и зельи, еретичество, зубоежа, иже отца и матерь бьет сын или дчи, братья или дети тяжуються о задници, церковная татба. То все суды церковные, даны законом Божиим и прежними цари и великими нашими князи: князю и боляром и судьям в те суды не лзе вступатися, не прощено им от закона Божия; но то дано клирошаном на потребу, и старости, и немощи, и в недуг впадших чад много кормленье, нищих кормленье, обидимым помоганье, странным прилежанье, в напастех пособье, в пожаре и в потопе, плененым искупленье, в гладе прекормленье, сиротам и убогым промышленье, вдовам пособие, худобе умирая покровы и гробы и погребанье, церквам и манастырем подъятье, живым прибежище и утешенье, а мертвым память.

Русская историческая библиотека.

Т. 6. Памятники древнерусского канонического права.

Ч. I (памятники XI–XV в.). Изд. 2-е. СПб., 1908. С. 118.

* * *

1

Ис торгу 10-ую неделю – т.е. сбор податей в каждую десятую неделю торгов.

2

Крестьяне – здесь: христиане.

3

Сбором – собором.

4

Проскурница – женщина, выпекающая просфоры.

5

Здесь и далее указаны источники, из которых заимствованы цитируемые документы.

6

По данию – в соответствии с установлением.

7

Мыто – пошлина, взимавшаяся за провоз товаров на рынок

8

Гривна – денежная и весовая единица в Древней Руси. Гривна денежная – гривна-кун. Весовая гривна до XII в. равнялась 409,512 г серебра (в течение XII в. масса ее уменьшилась вдвое).

9

Куны – феодальная рента в денежной форме.

10

Пустит жену (пустити) – разведется, бросит жену.

11

Дом церковный – в ведении епископа, которому были подчинены кафедральный собор и епископский двор со всеми церковными и светскими служителями. В Новгороде, например, домом святой Софии называлась вся совокупность владений архиепископа.

12

Засядет – не выйдет замуж, останется сидеть в девках.

13

Продажи – штраф

14

Опитемия – епитимья: особый вид церковного наказания; покаяние, сопровождаемое постом.

15

Ближний род поимется – от поимати, т.е. брать в жены; поженятся близкие родственники.

16

Подлегла – незаконная, вторая жена

17

Жидовин – человек, исповедующий иудейскую религию

18

Бесермен – человек, исповедующий мусульманскую религию; в условиях Древней Руси – выходец из Среднего и Нижнего Поволжья.

19

Селенце – сельский житель.

20

Порты или портища – одежда или кусок ткани, одежда.

21

Доличив – изобличив

22

Бьетася женьскы – дерутся по-женски, как женщины.

23

Опроче миру – без участия светских свидетелей и судей.

24

Отреченое – запрещенное

25

Разве – кроме.

26

Волостель княжь, волостель митрополичь – чиновники княжеской и церковной администрации, осуществлявшие управление на местах.

27

Святых отец 300 и 18, иже в Никеи – участники I Вселенского собора в Нике (325 г.), осудившего арианскую ересь.

28

Клирос – организация духовенства (клирошан) при кафедральной или соборной церкви, обладавшая особыми привилегиями в городе.

29

Мед – феодальная натуральная повинность. Мёд использовался для изготовления вина, применявшегося в церковной службе.

30

Истые куны – здесь: денежные поступления в виде даней, без дополнений за счет судебных штрафов и проч.

31

Виры – штраф за убийство, уплачиваемый князю.

32

Передмер – один из видов податей, отличавшийся от даней, но также шедший в десятину.

33

Истужници (истужники) – группа крестьян, социальный статус которой неясен.

34

Капь – мера веса.

35

Посуживати – отменять.

36

Не правити иметь – не будем исполнять.


Источник: Наследие. Вып. 1: Религия — общество — государство: институты, Н31 процессы, мысль. Книга 1: История государственно-конфессиональных отношений в России (X – начало XXI века) : хрестоматия в двух частях / сост. Ю.П. Зуев; под общ. ред. Ю.П. Зуева, В.В. Шмидта. Часть I: X – начало XX века. — М.: Изд-во РАГС; ИД «МедиаПром», 2010. — 392 с.

Комментарии для сайта Cackle