сост. Ю.П. Зуев

Источник

Приложения

Приложение 1. Мероприятия К.П. Победоносцева, направленные против евангельского движения в Петербурге и всей России

Осуществление своей задачи К.П. Победоносцев начал с того, что в мае 1880 года представил Александру II «Верноподданнейшую записку» с предложениями мер пресечения «опасной» проповеднической деятельности В.А. Пашкова и его соратников в России: «Тем он [Пашков] и опасен, – писал тогда Победоносцев, – заводя с севера, из столицы, из среды высшего сословия и правительственной интеллигенции новый раскол, навстречу идущей с юго-запада штунде (баптизму), возникшей в среде крестьянского населения... И так, пока есть еще время, надлежит, кажется, без замедления принять меры к пресечению пашковских и подобных им собраний и предупредить дальнейшее распространение нового толка и нового раскола, к которому церковь и государство, доныне не раздельные в России (курсив наш. – С.С.), не могут остаться равнодушными». Он конкретно предлагал: во-первых, «запретить самочинные молитвенные собрания и самочинную проповедь г. Пашкова»; во-вторых, «удалить Пашкова хотя на некоторое время совсем из пределов России»; в третьих, «принять бдительные меры против других подобных собраний и проповедей в Петербурге и внутри России, где они обнаружатся»; в четвертых, «воспретить въезд в Россию и пребывание в ней лорду Редстоку».

В 1882 году Победоносцев представил императору доклад «о распространении секты штунд» среди населения Киевской губернии, рассчитанный на определенный эффект. В докладе говорилось: «Секта штунд, распространенная на юге России, получила в последнее время совершенно новое значение социалистического характера и настолько вредно влияет на местное население Юго-Западного края, что всякое промедление в принятии против последователей ее действительных и безотлагательных мер может поколебать не только религиозные воззрения простого народа, но и поселить в среде населения недоверие и недовольство к правительству». Выстрел попал в цель.

Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867–1917). СПб., 1999. С. 176–177.

Приложение 2. Благодарственный адрес Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю Александровичу

Мы, верноподданные ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, принадлежащие к христианскому обществу Адвентистов Седьмого Дня, распространенному по всему миру, в лице нижеподписавшихся уполномоченных общинами, находящимися в государстве ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, в виду тяжелого положения нашего дорогого Отечества, осмеливаемся всеподданнейшее выразить ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ нашу глубокую скорбь, вместе со всеми богобоязненными людьми страны, умоляя Всевышнего в полном успокоении нашей Родины, при которых она могла бы продолжать свое развитие.

Мы преисполнены величайшей благодарности к Богу, в Своем провидении расположившему сердце ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА даровать всем Христианским Вероисповеданиям давно желанную свободу совести, за которую мы горячо благодарим ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, в полной уверенности, что ее блага будут предоставлены и нам.

<...> Все наше Общество состоит из восьмидесяти тысяч взрослых человек, из которых более двух тысяч двухсот находится в Государстве ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА.

Мы верим, что правительство поставлено от Бога и молимся за него и на основании Библии обязуемся «отдавать Кесарево Кесарю», принося ему подати, налоги, страх и честь, а «божие Богу», соблюдая Его заповеди <...>. Мы осмеливаемся выразить наше сердечное желание, чтобы Господь сохранил Ваше Императорское Величество для блага нашей родины еще на многие лета.

Адрес подписали: Председатель униона, председатели Российских конференций и полей и некоторые служители. Решено на конференциях в С.-Петербурге 1 октября 1905 г. И Великокняжеске 9 октября 1905 г.

РГИА, Ф. 821. Оп. 153. Д. 209. Л. 26. Цит. по: Д. Юнак. История Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России: в 2 т. Т. 1. Заокский, 2002. С. 54–57.

Приложение 3. Законопроекты, подготовленные П.А. Столыпиным для внесения в Государственную Думу

Об отношении государства к отдельным вероисповеданиям

I. Действие статей:

а) 298 и п. 6 и 8 ст. 725 Общего учреждения губернского (Свод зак., т. II, изд. 1892 г.);

б) 4, 253, 256, 295, 779, 1102, 1103 и 1110 Уставов духовных дел иностранных исповеданий (Свод зак., т. XI, ч. 1, изд. 1896 г.);

в) 45, 63, 70, 77, 78, 81 и 88 Устава о предупреждении и пресечении преступлений (Свод зак., т. XIV) и

г) 82, 83, 86, 87 и 95 Высочайше утвержденного 22 марта 1903 года Уголовного уложения (Собр. узак., 1903 г., ст. 416 и 1906 г., ст. 461) – отменить.

II. Отменить действие Высочайшего повеления от 14 февраля 1875 года о разрешении лондонским миссионерам проповеди и обращения евреев в христианство и ст. 5 и 6 Высочайше утвержденного 29 ноября Положения Комитета по делам Царства Польского о лондонских миссионерах в губерниях Царства.

III. Статью 4 Высочайше утвержденного 29 ноября 1875 г. Положения Комитета по делам Царства Польского изложить следующим образом: «Совершение английскими миссионерами богослужения и произнесение проповедей в церквах евангелических может быть допускаемо только с разрешения Варшавской Евангелическо-Аугсбургской консистории».

IV. Статьи 81, 76 и 77 Высочайше утвержденного 22 марта 1903 г. Уголовного уложения (Собр. узак., 1903 г., ст. 416 и 1906 г., ст. 461) изложить следующим образом:

81. Виновный в воспрепятствовании, хотя и без насилия над личностью или наказуемой угрозы, лицу, находящемуся у него в услужении, в обучении ремеслу или на работе, исполнить религиозную обязанность его вероисповедания или участвовать в установленном сим вероисповеданием чествовании воскресного или иного праздничного дня, наказывается:

денежною пенею не свыше пятидесяти рублей.

76. Виновный в поношении признанного в России нехристианского вероисповедания, либо его установлений или обрядов, или поругании действием, или в поношении предмета религиозного чествования этого вероисповедания, за сие поношение или поругание наказывается:

если оно учинено:

1) в молитвенном доме нехристианского вероисповедания или при совершении установленного этим вероисповеданием общественного религиозного служения, или публично, или в распространенных или публично выставленных произведениях печати, письме или изображении – арестом;

с целью произвести соблазн между присутствующими – арестом на срок не свыше трех месяцев.

Если такое поношение или поругание учинено по неразумию, невежеству или в состоянии опьянения, то виновный наказывавается арестом на срок не свыше одного месяца или денежною пенею не свыше ста рублей.

77. Виновный в непристойном крике, шуме или ином бесчинстве, препятствующем отправлению общественного религиозного служения признанного в России нехристианского вероисповедания или учиненном в молитвенном доме сего вероисповедания, наказывается:

арестом сроком не свыше двух месяцев. Если вследствие такого бесчинства прервалось религиозное служение или если такое бесчинство учинено толпою, то виновный наказывается:

арестом на срок не свыше трех месяцев.

V. Из статьи 299 т. II Свод. зак. Исключить указание на обязанность губернатора наблюдать, чтобы никто не был совращаем из православия в другие, исповедуемые в Империи, религии, и вообще не дозволять никому из иноверных воспрещенного законами привлечения в свое исповедание.

Об изложенных предположениях моих, рассмотренных Советом Министров, я, на основании ст. 86 законов Основных, честь имею представить на уважение Государственной Думы.

Министр внутренних дел П. Столыпин.

РГИА. Ф. 1278. On. 2. Д. 9. Л. 17–17об. Цит. по: Столыпин П.А. Программа реформ: Документы и материалы: в 2 т. Т. 1. М., 2002. С. 123–124.

Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое

I. В изменение, дополнение и отмену подлежащих узаконений постановить:

1. Каждому лицу, достигшему 21 года, предоставляется право переходить во всякое вероисповедание или вероучение, принадлежность к коему не наказуема в уголовном порядке.

2. Несовершеннолетним, достигшим установленного законом брачного возраста, означенное право (ст. 1) предоставляется лишь с разрешения обоих родителей, или опекунов над личностью несовершеннолетнего, или попечителей, либо усыновителей, а при существовании одного родителя, опекуна, попечителя или усыновителя – с разрешения одного из сих лиц.

3. Дети, не достигшие 14 лет, при переходе родителей или одного из них, оставшегося в живых, в другое вероисповедание или вероучение, следуют вере родителей или родителя.

4. С переходом в установленном законом порядке в другое вероисповедание или вероучение прекращаются взаимные права и обязанности между Церковью или религиозным обществом, с одной стороны, и отпавшими от оных, с другой.

5. Все заявления, прошения и другие бумаги по делам о переходе из одного вероисповедания или вероучения в другое освобождаются от гербового сбора.

6. Переход из одного вероисповедания или вероучения в другое устанавливается (регистрируется) через 40 дней со дня подачи заявления переходящего в другое вероисповедание лица. Срок этот не применяется в случаях тяжелой болезни переходящего.

7. Лицам, желающим присоединиться к другому вероисповеданию или вероучению, принадлежность к коему не наказуема в уголовном порядке, а тем более к православной вере, никто ни под каким видом не должен препятствовать в исполнении сего желания.

II. Отменить : Устава о прямых налогах (Свод. зак., т. V, изд. 1903 г.) статьи: 603 (по Прод. 1906 г.) и 605–607; Законов о cocтояниях (Свод зак., т. IX, изд. 1899 г.) статьи: 776 (примечание) и 777 Положения о башкирах (Свод зак., т. IX, особ. прил., изд. 1902 г., кн. VII) статью 166 (примечания 1 и 2); Уставов иностранных исповеданий (Свод зак., т. XI, ч. I, изд. 1896 г.) статьи: 6 (по Прод. 1906 г.), 7 и приложение к ней (по Своду), 8 (по Прод. 1906 г.) 11, 277, 553 (п. 7 по Прод. 1906 г.), 779 (примечание к сей статье по Прод. 1906 г. остается в силе), 809 (примечание к сей статье по Прод. 1906 г. остается в силе), 810–814, 1141 (пункт 16), и Устава о предупреждении и пресечении преступлений (Свод зак., т. XIV, изд. 1890 г.) статьи: 43 и 54.

Исключить : Из Устава о предупреждении и пресечении преступлений (Свод зак., т. XIV, изд. 1890 г.) статьи: 55, 58, примечание к статье 70 и приложение к нему (по Своду и по Прод. 1906 г.).

Приложения к Стенографическим отчетам Государственной Думы: Третий созыв. Сессия вторая. 1908–1909 гг. Т. II (№ 220–469). СПб., 1909. № 303. Цит. по: Столыпин П.А. Программа реформ: Документы и материалы: в 2 т. Т. 1. М., 2002. С. 115–123.

О религиозных общинах и религиозных обществах

I

1. Права отдельной Церкви или исповедания предоставляются вероучениям исключительно в законодательном порядке.

2. Последователям всех не признанных в законодательном порядке вероучений, не содержащих в себе чего-либо противного государственному устройству, уголовным законам или общественному порядку и нравственности, предоставляется свободное исповедание их веры и отправление религиозных обрядов по правилам их вероучений, а также образование религиозных общин и религиозных обществ по правилам нижеизложенным.

Примечание. Действие сей статьи распространяется на баптистов и меннонитов, положения о коих содержатся в ст. 1104–1108 Уст. дух. дел. Ин. Исп.

3. Правила об устройстве молитвенных собраний и сооружении молитвенных домов для не объединившихся в общины последователей, означенных в ст. 1 и 2 вероучений, определятся особыми, имеющими быть изданными, законоположениями.

(Законопроект «О разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и богомолений и сооружения, устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий»)120.

4. Запись актов гражданского состояния для последователей вероучений, не объединившихся в общины (ст. 2), производится в регистрированных общинах тех же вероучений или же гражданскими властями по правилам нижеизложенным (ст. 13).

II

О религиозных общинах

5. Религиозною общиною почитается общество последователей одного и того же вероучения, имеющее целью удовлетворение религиозных, нравственных, просветительных и благотворительных потребностей его членов, собирающихся для общей молитвы в молитвенных зданиях или иных, предназначенных для сего, помещениях.

6. Лица, желающие образовать религиозную общину на основаниях, указанных в статье 5 сих правил, подают о том в местное губернское или областное по делам об обществах присутствие письменное заявление, подписанное не менее чем 50 лицами.

7. В заявлении указываются:

а) сущность вероучения, последователями коего образуется религиозная община, а в случае отделения такового от одного из признанных в законодательном порядке исповеданий, главнейшие отличия от догматов последнего;

б) главные основания духовных треб и условия совершения тех религиозных обрядов, с которыми по закону сопряжены гражданские последствия;

в) порядок управления общиною;

г) порядок избрания или назначения духовных лиц, настоятелей или наставников, если таковые допускаются вероучением;

д) местности (губерния, уезд, город, село и т.п.), на которые предполагается распространить деятельность общины;

е) местонахождение существующего или предполагаемого к постройке молитвенного здания или соответствующего ему помещения, и

ж) имена, отчества, фамилии, звания и места жительства лиц, подписавших заявление.

8. Губернское или областное по делам об обществах присутствие обязано рассмотреть заявление об образовании общины (ст. 6) в течение месячного срока со дня его подачи; в случае отсутствия в заявлении какого-либо из перечисленных в ст. 7 сведений названное присутствие в недельный после подачи заявления срок делает распоряжение об истребовании недостающих сведений, и затем, в течение месячного срока по получении оных, журнальным постановлением утверждает общину или отказывает в утверждении.

В случае утверждения общины она вносится по постановлению губернского или областного присутствия незамедлительно в соответствующий реестр, который ведется при присутствии. Со времени внесения общины в реестр она может пользоваться всеми предоставленными ей правами. Форма реестра общин устанавливается министром внутренних дел, по соглашению с министром юстиции. Общины, распространяющие свою деятельность на несколько губерний или областей, могут быть утверждаемы лишь по сношении с подлежащими губернаторами или градоначальниками тех местностей, кои входят в район действия общины. В этих случаях упомянутый в настоящей статье месячный срок может быть продолжен до двух месяцев. Жалобы на постановления губернского или областного присутствия приносятся, в установленном порядке, по Первому департаменту Правительствующего Сената и разрешаются им указанным в статье 35 порядком.

9. По внесении общины в реестр губернское или областное присутствие посылает надлежащие о сем извещения для припечатания установленным порядком, за счет учредителей общины, в сенатские объявления и в местные губернские или областные ведомости. Форма означенных извещений устанавливается министром внутренних дел.

10. В случае надобности, губернским или областным присутствием выдаются правительственным установлениям, а также должностным и частным лицам справки относительно внесенных в реестр общин.

11. В случае необходимости изменения упомянутых в пунктах а, б, в и г статьи 7 условий деятельности общин означенное изменение регистрируется тем же порядком, какой установлен для регистрации общин (ст. 6–9).

12. Религиозным общинам, образованным с соблюдением вышеустановленных правил, предоставляется избирать духовных лиц, настоятелей, наставников, приобретать и отчуждать для осуществления целей общины недвижимые имущества, образовывать капиталы, заключать договоры, вступать в обязательства, а равно искать и отвечать на суде, а также, при соблюдении общих узаконений, устраивать молитвенные дома и храмы, учреждать и содержать школы и богоугодные заведения и устраивать особые кладбища. Министр внутренних дел может предоставить общинам право пользоваться колокольным звоном и иными способами призыва молящихся, право устройства религиозных процессий и право ношения наставниками облачения и духовного одеяния вне храмов и молитвенных домов. Приобретение общинами недвижимых имуществ на сумму свыше 5000 руб. допускается не иначе, как с Высочайшего соизволения.

13. Ведение записей рождения, браков и смертей последователей вероучения, к коему принадлежит регистрированная на основании настоящего узаконения община, по ходатайству общего собрания общины может быть предоставлено министром внутренних дел самой общине в лице духовного лица (настоятеля, наставника) или особого, избранного общиною, старосты, или же возлагается министром на местные гражданские власти. Подробные правила о ведении означенных записей утверждаются министром внутренних дел по соглашению с министром юстиции. За всякую неправильность, допущенную в ведении книг, духовные лица, настоятели, наставники или старосты подвергаются взысканиям, определенным п. 2 ст. 1442 Улож. наказ., в случае же обнаружения систематического нарушения вышеозначенных правил министру внутренних дел принадлежит право изъять ведение метрических книг из ведения данной общины и передать его местным гражданским властям.

14. Членами общины считаются:

1) лица, подписавшие заявление об образовании ее;

2) лица, изъявившие желание присоединиться к общине и принятые общим собранием ее, и

3) лица, записанные в книгу рождений общины.

15. Община управляется через посредство общего собрания членов общины и, по усмотрению общего собрания общины, или избираемым им советом, или духовным лицом, настоятелем или наставником.

16. Общее собрание назначается советом, а где община управляется духовным лицом (настоятелем, наставником), – сим последним, по их усмотрению, но не менее одного раза в год, или по требованию не менее 10 членов. Первое общее собрание общины назначается лицами, подписавшими заявление об учреждении общины.

17. О созыве общего собрания троекратно оглашается наставником в молитвенном здании или ином соответствующем помещении в воскресные или праздничные дни не менее, как за месяц до его собрания; с этого же срока объявление о созыве общего собрания вывешивается на дверях молитвенного дома или соответствующего ему помещения.

18. В общем собрании имеет голос каждый член общины, достигший 25 лет, кроме лиц, которые постановлением общего собрания общины лишены права голоса. Общему собранию общины предоставляется возвышать возраст, дающий члену общины право голоса, до 30 лет, а также решать вопрос об участии в общих собраниях женщин.

19. Ведению общего собрания подлежит:

а) определение порядка ведения метрических книг (ст. 13);

б) избрание духовных лиц, настоятелей и наставников;

в) избрание старост для ведения метрических книг, если эта обязанность не возлагается на духовных лиц (настоятелей, наставников) или на гражданские власти;

г) избрание членов совета общины и особых доверенных лиц для поверки отчетности совета, избрание уполномоченных для представительства по делам общины (ст. 26), а также в случае, если совет не избирается, особых доверенных для ежемесячной поверки и свидетельствования записей о рождениях, браках и смертях;

д) определение порядка увольнения лиц, поименованных в вышеуказанных пунктах;

е) утверждение сметы расходов и доходов на следующий год, если таковая смета ведется;

ж) наблюдение за действиями совета и за ведением духовными лицами (настоятелями, наставниками) или старостами записей о рождениях, браках и смертях;

з) приобретение и отчуждение имуществ общины;

и) совершение займов от имени общины;

й) постановление о лишении членов общины голоса в общих собраниях;

к) утверждение инструкции для ведения и решения дел в общем собрании и в совете и

л) изменение условий деятельности общины.

20. Общее собрание считается состоявшимся, если на него явится не менее 1/3 членов общины, имеющих право голоса. Если общее собрание не состоится за отсутствием необходимого числа членов общины, созывается вторичное собрание, которое считается действительным при всяком числе прибывших членов общины.

21. Заведование делами общины, не предусмотренными в ст. 19, и представительство от лица общины общее собрание может возлагать на совет, состоящий из духовного лица, настоятеля или наставника и избранных общим собранием из своей среды на три года не менее трех членов совета, или на духовное лицо (настоятеля, наставника) единолично.

22. Совет общины не позднее двух недель по его избрании обязан подать о том в губернское или областное правление письменное заявление с приложением списка лиц, входящих в состав совета, и заявлять о каждом изменении в составе совета.

В случае неизбрания общиною совета председатель общего собрания незамедлительно доводит до сведения губернатора или градоначальника об избранном общиною для заведования делами ее духовном лице (наставнике, настоятеле).

23. Совет из своей среды избирает на три года председателя и, по крайней мере, одного его товарища. За отсутствием председателя в совете председательствует его товарищ, получивший большинство избирательных голосов.

24. На совет общины возлагается:

а) в случае ведения общиной метрических книг – ежемесячная поверка и засвидетельствование записей рождений, браков и смертей и, по окончании каждого года, – представление засвидетельствованных копий книг в губернские или областные правления;

б) приведение в исполнение инструкций и решений общего собрания;

в) представление губернаторам актов общего собрания об избрании лиц для ведения метрических книг (наставников, настоятелей) или старост на предмет внесения сих лиц в реестр;

г) составление сметы расходов и доходов на предстоящий год;

д) содержание молитвенных зданий, богоугодных и иных учреждений общины;

е) хранение принадлежащих общине капиталов и имущества, заведование оными, а также ведение счетоводства;

ж) прием пожертвований и пособий, добровольно предоставляемых молитвенным зданиям и богоугодным заведениям, а также заведование разрешенным подлежащими властями сбором пожертвований;

з) совершение, по определению общего собрания, законных актов на приобретение недвижимых имуществ и на отчуждение таковых;

и) избрание и уполномочие поверенных от лица общины и

й) представление к надлежащему утверждению уставов, основываемых при общине учреждений.

Примечание. В ежемесячных поверках и засвидетельствовании метрических книг (п. а ст. 24) духовные лица, настоятели и наставники, в случае ведения ими означенных книг, не участвуют.

25. В общинах, управляемых без участия совета (ст. 21), на духовном лице (наставнике, настоятеле) лежат все обязанности совета, за исключением ежемесячной поверки и засвидетельствования записей метрических книг и представления губернаторам актов общего собрания о возложении на настоятелей или наставников ведения метрических книг. В сем случае поверка и засвидетельствование метрических книг производятся особо избранными для сего общим собранием доверенными лицами (п. г ст. 19), а представление губернатору (градоначальнику) актов об избранном для ведения метрических книг духовном лице (настоятеле, наставнике) делается председателем общего собрания.

26. Представительство по делам общины и исполнение обязанностей, возлагаемых настоящими правилами на духовное лицо, настоятелей и наставников, за исключением ведения метрических книг, может быть поручаемо общинами особым избранным или назначенным для сего лицам.

27. Для ведения метрических книг (ст. 13) не могут быть избираемы:

а) неграмотные,

б) не достигшие 25 лет,

в) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой на основании Уложения о наказаниях лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а на основании Высочайше утвержденного 22 марта 1903 г. Уголовного уложения – наказание не ниже исправительного дома, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденного или полученного через обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего повеления,

г) отрешенные по судебным приговорам от должности в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего Манифеста или особого Высочайшего поведения,

д) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте в, или влекущих за собой отрешение от должности,

е) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойств ее, а из лиц, о коих дела приведены к окончанию, все несостоятельные, кроме признанных несчастными, и

ж) исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат.

28. Об избранных для ведения метрических книг лицах (настоятелях, наставниках, старостах) вместе с выборным производством представляется губернаторам и градоначальникам, по принадлежности, которые в недельный срок изъявляют согласие на их избрание и делают распоряжение о внесении избранных в особый реестр, о чем и уведомляют избранное лицо, или же отказывают в своем согласии на их избрание с указанием оснований отказа. Распоряжение губернатора может быть обжаловано в установленном порядке.

Занесенные в реестр духовные лица, настоятели, наставники и старосты приносят присягу (торжественное обещание) на верность службе по формам, утвержденным министрами внутренних дел и юстиции.

29. В случае наступления одного из условий, предусмотренных в пунктах в, г, е и ж ст. 27, духовные лица (настоятели и наставники) и старосты лишаются права ведения метрических книг и исключаются подлежащим губернатором или градоначальником из упомянутого в ст. 28 реестра. В случае же, предусмотренном п. д ст. 27, губернатор или градоначальник, по принадлежности, временно устраняет, впредь до выеснения судом обстоятельств дела, духовное лицо или старосту от ведения метрических книг. В обоих случаях общее собрание общины в течение недельного срока со времени получения уведомления от подлежащей власти об устранении духовного лица или старосты от ведения метрических книг обязано избрать ему преемника. Неисполнение сего влечет за собою передачу ведения метрических книг гражданским властям (ст. 13).

30. Доказательством права духовного лица (настоятеля, наставника) или старосты на ведение метрических книг в общине служит уведомление о внесении его в реестр, упомянутый в ст. 28.

31. Министру внутренних дел предоставляется, по ходатайствам о том общин, разрешать устройство последних и на иных, кроме изложенных в ст. 12–26, основаниях.

32. Члены общины в случае нарушения их гражданских прав действиями общих собраний имеют право иска на общем основании (ст. 1 и прим. Уст. гражд. суд.).

Жалобы на неправильности, допущенные при выборах должностных лиц, и вообще в определениях, постановляемых на основании настоящего положения, разрешаются губернским или областным правлением. Жалобы на постановление сих правлений приносятся установленным порядком в Первый департамент Правительствующего Сената и разрешаются им порядком, в ст. 35 указанном.

33. Общине предоставляется иметь свою печать, образец коей утверждается министром внутренних дел.

34. Если общим собранием общины не будет установлено назначение, которое в случае прекращения деятельности общины должно получить принадлежащее ей имущество, то по закрытии общины оставшееся за удовлетворением ее долгов имущество поступает в ведение правительства для употребления на благотворительные цели.

35. Если в деятельности общины обнаруживаются действия, противные закону и ограждающим нравственность постановлениям, губернатор или градоначальник, приостановив собственною властью действие общины, о закрытии ее предлагает на разрешение губернского или областного правления. Жалобы на состоявшиеся по сему предмету постановления губернского или областного правления приносятся в Первый департамент Правительствующего Сената и разрешаются им, по выслушании заключения обер-прокурора, большинством голосов присутствующих сенаторов, в случае же равенства голосов – по мнению, принятому сенатором, исполняющим обязанности первоприсутствующего.

III

О религиозных обществах

36. Религиозным обществом называется союз нескольких регистрированных в порядке настоящего закона общин, объединяемых общностью исповедуемых ими религиозных догматов, имеющий целью совместное удовлетворение религиозно-нравственных потребностей.

37. Общины, желающие образовать религиозное общество, должны подать о сем на имя министра внутренних дел прошение с приложением к нему проекта положения религиозного общества от имени не менее 12 общин данного вероучения и за подписью законных представителей таковых.

38. В проекте должны быть указаны:

а) вероучение, к которому принадлежат общины, образующие религиозное общество;

б) число и наименование означенных общин;

в) наименование религиозного общества;

г) порядок образования, состав и пределы ведомства объединяющего деятельность общин органа;

д) наименование и местонахождение означенного органа и

е) средства общества и порядок распоряжения ими.

39. В течение трехмесячного срока со дня подачи прошения министр внутренних дел или разрешает образование общества, утверждая при этом Положение общества, или же отклоняет поступившее по сему предмету ходатайство. О разрешении образования религиозного общества посылается извещение для пропечатания за счет учредителей установленным порядком в сенатских объявлениях.

40. Образованным согласно разрешению министра внутренних дел религиозным обществам предоставляется:

а) обсуждение религиозных, культурных и хозяйственных дел входящих в состав общества общин и изыскание способов к удовлетворению оных на началах, содержащихся в Положении общества, и

б) представительство по делам общин перед местными и высшими правительственными установлениями и лицами.

41. Религиозные общества имеют свою печать, которая утверждается министром внутренних дел.

42. Для присоединения к разрешенному религиозному обществу общин того же вероучения министру внутренних дел должно быть подано прошение вместе с удостоверением религиозного общества о согласии на принятие данной общины. Таковое прошение, а равно и всякое изменение в первоначальном Положении религиозного общества, разрешается министром внутренних дел в порядке, указанном в ст. 39.

43. В случае обнаружившихся в деятельности религиозного общества, образованного с соблюдением установленного порядка, отступлений от закона или уклонений от обязательных для общества, согласно его Положению, условий его деятельности, а также в случае, если деятельность общества угрожает общественной безопасности и спокойствию или принимает явно безнравственное направление, министр внутренних дел запрещает религиозное общество. О таковом запрещении объявляется во всеобщее сведение в порядке, указанном в ст. 39.

44. Если деятельность религиозного общества угрожает общественной безопасности и спокойствию или принимает явно безнравственное направление, то подлежащий губернатор или градоначальник вправе собственною властью приостановить деятельность общества, представляя, вместе с тем, о запрещении его на усмотрение министра внутренних дел.

РГИА. Ф. 1278. Oп. 2. Д. 12. Л. 8–14. Цит. по: Столыпин П.А. Программа реформ: Документы и материалы: в 2 т. Т. 1. М., 2002. С. 126–134.

Приложение 4. Вопросы свободы совести и положения Православной Церкви в Государственной Думе

Объяснительная записка фракции кадетской партии в Первой Государственной Думе к законопроекту «О свободе совести» (1906 год)

Основным государственным законам Российской Империи принцип свободы совести не чужд. «Свобода совести», гласит он, «присвояется не только христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам, язычникам, да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего различными языками по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов и моля Творца Вселенной, да умножить благоденствие и укрепить силы Империи».

Точно также и свод учреждений и уставов управления духовных дел иностранных исповеданий гласит, что «первенствующая и господствующая вера в Российском государстве есть христианская, православная, кафолическая, восточного исповедания. Но и все, не принадлежащие к этой Церкви, подданные государства и иностранцы, в оном пребывающие, пользуются повсеместной свободой отправления своей веры и богослужения, причем свобода веры присвояется не только христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам».

Однако этот великий принцип не нашел себе осуществления в законодательных нормах и тем более в практике государственного управления. Напротив того, несомненно, долгие годы Россия жила под режимом несвободы совести. В вышеуказанном своде учреждений и установлений духовных дел иностранных исповеданий прямо оговорено, что право распространять свое вероучение предоставлялось одной Православной Церкви. Духовные и светские лица прочих христианских исповеданий строжайше обязаны не прикасаться к убеждениям совести, не принадлежащих к их религии; в противном случае они подвергаются взысканиям, в уголовном законе установленным. Даже переход из одного иностранного христианского исповедания в другое можно было совершить лишь с разрешения министра внутренних дел. Мы не упоминаем здесь ни о специальном законодательстве по поводу отдельных христианских и не христианских исповеданий, ни о законодательстве, имеющем в виду раскольников и сектантов. Но если таков был закон, то деятельность администрации в этом отношении шла несравненно дальше. Едва ли какое-нибудь из инославных исповеданий не подвергалось особым административным ограничениям, а на некоторые воздвигалось настоящее преследование.

Последствия этого режима слишком известны. В народной совести это отношение власти к делам веры вызвало глубокий соблазн. Среди различных народностей, населяющих Империю, ограничение того, что является интимным и драгоценным достоянием, вызывало острую враждебность, колебало самые основы национального мира и наносило великий вред общегосударственной крепости и мощи. С другой стороны, и Православная Церковь, пользующаяся внешним привилегированным положением, но сдавленная государственной опекой и не обладающая той свободой, которая есть «единое на потребу» для носительницы религиозной истины и преемства вероучений, – Православная Церковь только страдает от этого режима, отнимающего у нее возможность нравственного воздействия и авторитет.

Навстречу настойчивым желаниям, происходившим из различных общественных и национальных групп, исходившим и от служителей самой Церкви, пошло, наконец, и правительство. Уже в указе Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 года Верховная власть признавала неотложным «для закрепления выраженного в манифесте 26 февраля 1903 года неуклонного душевного желания охранять освященную основными законами Империи терпимость в делах веры, подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и, независимо от всего, принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого прямо в законе не установленного стеснения». Эти начала получили более подробное развитие и в указе Правительствующему Сенату 17 апреля 1905 г.; согласно ему переход из православного в другое христианское исповедание отныне не преследовался и не влек за собой каких-нибудь невыгодных в отношении личных и гражданских прав последствий, причем «отпавшее по достижении совершеннолетия от православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало»; рядом с этим устранялись исключительные законы против раскольников: отныне раскольники и сектанты приравнивались с лицами других инославных исповеданий. Наконец, указ разрешил преподавание вероучения на местном языке и поручал его предпочтительно лицам, принадлежащим к духовной иерархии данного исповедания, и обещал пересмотр законоположений о магометанах, ламаитах и язычниках.

Высокие начала, положенные в основу указа 17 апреля и приветствуемые всей Россией, не получили, однако, надлежащего осуществления. Слишком глубоко укоренились бюрократические традиции и в ведомстве православного исповедания, и в управлении иностранными исповеданиями. Сверх того, во многих частях России, где религиозный вопрос сочетается с политическим и национальным, местная административная власть не считала возможным лишить себя средства, которое в ее глазах было крайне могущественно в политическом смысле, и признать право свободного перехода из православия в другие исповедания; в особенности это относилось к переходам в католицизм среди обитателей различных губерний Западного края и Царства Польского, и указ 17 апреля не дошел в утверждении принципа религиозной терпимости до конца: допуская переход в неправославные исповедания, он не разрешил, однако, этим последним свободного распространения своих вероучений, которое по-прежнему принадлежало лишь Православной Церкви. Наконец, он ничего не говорил о праве не принадлежать ни к какому исповеданию, праве, которое, очевидно, входит в последовательно проводимый принцип свободы совести. Как с ним несовместимо принуждение, прямое или косвенное, к принятию какой-либо религии, так несовместима и принудительная религиозность вообще.

В великий день 17 октября возвещалась непреклонная воля Монарха «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». К сожалению, и здесь последующие законодательные постановления не остались верны духу манифеста 17 октября: так, закон 14 марта 1906 года о введении в действие нового уголовного уложения для преступлений религиозных, за исключением некоторых поправок в законодательстве о раскольниках, в общем, стоит на основе уголовного уложения 22 марта 1903 г. И далеко не соответствует принципам указа 17 апреля и тем более манифеста 17 октября. Задача введения религиозной свободы в России осталась невыполненной.

Исполнение этой задачи является первой обязанностью первого русского народного представительства. И среди этих форм свободы одной из важнейших является свобода совести. Лишь полное ее осуществление может восстановить то доверие и нравственную связь отдельных народностей, без которых невозможно процветание, благоденствие и мощь России, невозможно поднятие авторитета Православной Церкви, невозможно умиротворение народной совести. Именно здесь, менее чем где-либо, возможны полумеры и компромиссы, менее всего допустимы ограничения для всякого русского гражданина оставлять старое и выбирать новое исповедание согласно велениям своей совести, исполнять религиозные обязанности, не общегосударственные, участвовать в культе и распространять то, что ему предписывает разум и совесть. Такая совесть может повести лишь к нравственному обновлению России, к укреплению и возрождению в ней религиозного чувства, к водворению в ней взаимного согласия и мира.

Законодательные проекты и предложения партии народной свободы. СПб., 1908. С. 8–11.

1906 г., июня 8. – Выступление депутата Ш.Ш. Сыртланова в заседании Первой Государственной Думы (извлечение)

Я – представитель мусульманского народа, поэтому я хочу сказать несколько слов, в чем у нас в России нет равноправия по отношению к мусульманам. Мусульмане далеко не пользуются такими правами, какими пользуется коренное русское население. Так, например, я начну с того, что веротерпимости собственно в отношении мусульман, как, может быть, и в отношении евреев, нет в России. Первое – когда мусульмане желают построить себе храмы, мечети, то, хотя в законе этого, кажется, нет, каждый раз вмешивается в это дело православный епископ. Какое отношение может иметь архиерей к постройке мечети? Это кажется непонятным.., православному епископу тут делать нечего. Между тем на практике выходит (может быть, есть какие-нибудь секретные предписания со стороны администрации), что каждый раз спрашивают архиерея. И архиерей ставит разные препоны.

...Существует также много запрещений в отношении обучения мусульман в школах, так называемых медресе и мектебе. Не позволяют быть учителями тем лицам, которые получили образование в Бухаре или Константинополе, т.е. за границей. Этот закон, собственно, вышел недавно, в 70-х годах. И это очень угнетает мусульман, так как им трудно получить образование в России и, кроме того, полученное здесь образование оказывается недостаточным. С другой стороны, школ, готовящих учителей, не хватает. Затем в этих школах запрещается изучение религии по книгам, созданным за границей, т.е. опять в Турции, Бухаре или Египте. Книги духовного содержания, – ведь в них ничего не может быть запретного, но до сих пор, пока цензура существовала, издание в России духовных книг было обставлено такими трудностями, что книги, представленные на разрешение, лежали годами, и разрешения не получалось. Затем, когда мусульмане хотят учить своих детей в русских гражданских учебных заведениях, то изучение религии не дозволяется на родном или арабском языке, а требуется, чтобы религия непременно изучалась на русском языке. Это тоже громадное стеснение в том отношении, что из мусульманских учителей, обучающих религии, мало бывает знающих русский язык. Кроме того, молитвы, писанные на арабском языке, непереводимы. И для чего это требуется, чтобы непременно обучали религии на русском языке, а не на родном или арабском, тоже непонятно.

Мусульмане стеснены еще при отбывании воинской повинности: в войсках мусульман очень много, так как мусульман живет в России до 20 миллионов, а мусульманского духовенства в войсках почти нет. Уходя в солдаты, люди не знают, как будут похоронены, и будут ли вообще исполняться их религиозные требы; поэтому страшна не столь сама служба, сколько то, что люди не знают, как после смерти они будут похоронены. Затем в войсках они еще стеснены в том отношении, что они смешаны с солдатами других исповеданий, главным образом христианами. По христианству не запрещается свинина, тогда как мусульманам она строжайше запрещена. Это может быть исправлено таким образом: так как в солдаты мусульман набирают очень много, то могут быть образованы особые тактические единицы, отдельные роты; тогда у них может быть свое ротное хозяйство, и уже в их котел не попадет ни свинина, ни мясо тех животных, которых резали немусульмане. Это тоже требование Шариата, чтобы животные были зарезаны мусульманами.

Учителя русских школ освобождены от воинской повинности, в мусульманских же школах этого нет. Учитель, какой бы он ни был, может быть взят в солдаты и оставлен на повторительную службу. Когда приходится служить таким учителям, а их очень много берут в солдаты, то школы остаются без преподавателей. То же самое относительно мулл, о которых говорил уже один из мусульманских членов Государственной Думы. В последнюю войну, по наведенным им справкам, от трехсот до четырехсот приходов остались без мулл, потому что их потребовали на войну. Православные священники получают жалование, а мусульманское духовенство остается без жалованья. В этом отношении их следует уравнять и также платить жалование мусульманскому духовенству, как платят русскому.

Государственная Дума: Стенографические отчеты: Сессия 1. СПб., 1906. С. 1107–1108.

1907 г., май. – Выступление депутата С.Н. Булгакова на заседании Второй Государственной Думы

Господа члены Государственной Думы! Группа членов Государственной Думы предлагает вам образовать комиссию для обсуждения вопросов и законопроектов, касающихся одной области законодательства, именно: законодательства церковного, специально связанного с положением Православной Церкви. В объяснение необходимости этой комиссии я должен указать, что речь идет о той области законопроектов и вопросов, которые касаются внешних отношений между Церковью и государством. Само собой разумеется, что внутренняя жизнь Церкви не подлежит ведению государства, и в этом отношении та или другая степень государственного вмешательства представляет собой, конечно, прискорбное злоупотребление и насилие над Церковью, но в то же время вся церковная организация представляет собой союз, существующий в государстве, и как бы ни было различно правовое положение этого союза, во всяком случае, на почве этого сосуществования возникает целая сложная область законодательных отношений, касающихся как публичного и гражданского права, так и церковного права в узком смысле этого слова. Это законодательство существует при всяком взаимном положении церкви и государства. Как при состоянии полной отделенности Церкви от государства, так и при большей или меньшей степени подчинения Церкви государством, или наоборот, определяется, во всяком случае, такая область, которая регулируется законодательством церковным. В этом отношении положение Православной Церкви до 17 октября 1905 года, как Церкви государственной и господствующей, как нам известно, характеризуется положением совершенно исключительным. Область законодательная и была...

Председатель: Господин оратор, прошу существа вопроса не касаться. По наказу мы можем говорить по существу только тогда, когда законопроект перейдет уже из комиссии в Думу.

Булгаков: Я хочу указать, что хотя по основным законам положение господствующей Церкви как бы изъемлется из общего законодательства, но, тем не менее, целый ряд сторон, касающихся положения Православной Церкви, церковного законодательства, вообще законодательной области, обсуждению Государственной думы так или иначе подлежит. Я укажу, прежде всего, на тот законопроект, который уже внесен Министерством юстиции и который группа членов Государственной Думы предлагает сдать в эту комиссию, именно, – на законопроект о пересмотре бракоразводных процессов для лиц, принадлежащих к Православной Церкви.

Затем, обращу ваше внимание на то, что по целому ряду вопросов, которые обсуждаются в разных комиссиях, возбуждаются те или другие вопросы, касающиеся церковного законодательства. В частности, например, это вопросы возбуждаются в работах комиссии о свободе совести, а также и в бюджетной комиссии, где подвергается рассмотрению, как известно, бюджет Святейшего Синода. Последняя комиссия ставит целую сумму вопросов, с этим связанных. Затем в аграрной комиссии, где, как известно, ставится и предрешается, или известным образом предполагается к решению вопрос о церковных землях; затем, в школьной комиссии, когда таковая будет, затронутся вопросы о школах церковноприходских; наконец, нам известно, что в настоящее время в порядке законодательной инициативы в ведомстве православного исповедания возбуждается вопрос о реформе приходов и о придании той или другой юридической конструкции православным приходам. Таким образом, возникает целый ряд вопросов, которые требуют обсуждения специальной комиссии. При этом возможно, что на этой почве возникнет одно недоразумение, – оно даже уже возникло, по-видимому, в обществе и отчасти в печати, – именно, что вопросы этого законодательства подлежат ведению комиссии о свободе совести. Я должен указать, что это недоразумение, потому что комиссия о свободе совести, имеющая специальное поручение от Государственной Думы, именно о рассмотрении 9 законопроектов, ей переданных, имеет в виду главным образом вопросы, так сказать, междуцерковного законодательства. Она, собственно, имеет в виду определение взаимных отношений, прав и т.д. различных Церквей и вероисповедных обществ, существующих в государстве, специальное же обсуждение вопросов, касающихся той или другой Церкви или той или другой вероисповедной общины, эта комиссия не ставит в свои задачи, между прочим, потому, что по своему составу, специально предназначенному для рассмотрения междуцерковных вопросов, она чрезвычайно пестра, и эта пестрота, так сказать, преднамеренная. Избирая эту комиссию, Государственная Дума руководилась теми соображениями, чтобы по вопросам, касающимся различных национальностей, различных вероисповедных союзов, были заинтересованные и компетентные лица. В этом смысле она вполне компетентна и правомочна для такой экспертизы, но едва ли является приспособленной для обсуждения вопросов, касающихся специального законодательства Православной Церкви.

Предлагая образование такой специальной комиссии, группа членов Государственной Думы вовсе не предрешает того направления, в котором будут разрабатываться те законодательные вопросы, которые будут передаваться в Государственную Думу для ее рассмотрения. При этом имеется в виду, скорее, соображение, так сказать техническое; имеется в виду, что подлежащее законодательство как своим объемом, так сложностью, так, наконец, специальным характером требует нарочито подобранной комиссии, и вот в этом отношении это соображение должно, конечно, иметься в виду и при выборе этой комиссии. Этими, между прочим, соображениями, определяется и то, что состав этой комиссии ограничивается лишь 16 лицами ввиду сравнительной однородности задач, которые представляются комиссии. Разумеется, на этой цифре подписавшие это заявление не настаивают. Эта цифра предположительная, но, во всяком случае, эта комиссия едва ли нуждается в таком обширном составе, как другие думские комиссии.

В заключение, при определении компетенции этой комиссии я должен внести небольшую поправку по сравнению с тем текстом, который формулирован в заявлении, внесенном в Думу, а именно: группа подписавшихся под этим заявлением членов Государственной Думы предлагает Думе избрать комиссию из 16 лиц по вопросу о церковном законодательстве и поручить ей обсуждение вопросов и законопроектов, касающихся Православной Церкви. Слова «теми ли другими сторонами» предлагается для точности исключить. В эту комиссию предлагается передать для предварительного рассмотрения проект Министерства юстиции о подсудности и порядке производства дел о расторжении браков лиц православного вероисповедания и, если потребуется, просить эту комиссию быть совещательным органом при других комиссиях по вопросам специального церковного законодательства.

Епископ Евлогий: Я ничего не возражал бы против образования комиссии по вопросу о церковном законодательстве (разумею законодательство Православной Русской Церкви), но при этом считаю долгом внести маленькое ограничение. Я думаю, что компетенция этой комиссии должна простираться лишь на те церковные законы, в которых Церковь соприкасается с государством; касаться же вопросов специально церковных, таких вопросов, которыми определяется внутренняя жизнь Церкви, церковных канонов, я думаю, комиссия не должна. Затем – второе условие, при котором желательно образование этой комиссии, это то, чтобы она состояла из действительных членов или сынов Православной Церкви. Кроме этого, весьма желательно, чтобы в нее вошли по преимуществу члены православного русского духовенства, сидящие в Государственной думе.

Государственная Дума: Стенографические отчеты: Созыв второй. Сессия 1. СПб., 1907. С. 577–581.

1916 г., февраль. – Выступление депутата В.А. Потулова на заседании Четвертой Государственной Думы

Собственно, нет ни одного человека, который был бы доволен тем положением, которое теперь создалось в Церкви. ...Недовольно положением духовенство: большей частью указывается на его материальную зависимость от прихожан, что оно должно так или иначе приспосабливаться к желанию мирян. Они не довольны и своим отношением к высшей иерархии, своим зависимым положением, в которое поставлены и являются отданными на полный произвол владык и бесконтрольное их распоряжение. ...Не менее не довольны и миряне; постоянно слышатся в литературе и обществе жалобы на то, что миряне лишены всякого влияния в жизни церковной.

Государственная Дума: Стенографические отчеты: Созыв четвертый. Сессия 4. СПб., 1916. С. 2161–2162.

1916 г., февраль. – Выступление депутата В.Н. Львова на заседании Четвертой Государственной Думы

Синод есть пышная декорация, но и обер-прокуратура. Вот таково истинное положение вещей... Оно может быть охарактеризовано в отношении центральных органов, которые управляют Православной Церковью, двумя словами: анархия и хаос.Это явление двухсотлетней работы над Православной Церковью ведомства Святейшего Синода. Петр Великий установил подчинение Церкви государству. Этот принцип вначале не имел целью умалить права Синода, но только подчинить главные органы Православной Церкви верховной государственной власти. Но, к сожалению, к этому образованию была сделана небольшая поправка: был введен институт обер-прокурорской власти. ...Этот маленький корректив, постепенно возрастая, проглотил Святейший Синод. В конце концов обер-прокурор явился действительно управителем Церкви, а Синод был сведен на нет. ...И вот мы видим в течение последних десяти лет паралич обер-прокурорской власти, – она парализована тем, что не знает, как управлять... Что же мы за десять лет слышали? Был обер-прокурор кн. Оболенский, которого политическая программа состояла в следующем: собрано предсоборное присутствие, а собора не будет, потому что этого я Православной Церкви дать не желаю и не могу.

Затем мы видим здесь обер-прокуроров Извольского и Лукьянова. У этих политическая их программа в отношении Церкви была такова, чтобы не иметь никакой программы... Затем мы видим обер-прокурора Саблера. Его программа может быть выражена двумя словами: понравиться всем. Но так как эта политическая программа невыполнима и необъятна, то она свелась к путанице. ...Политическая программа обер-прокурора Волжина... это канцелярская отписка... Но главный корень болезни, если ее лечить, есть разобщенность церковно-общественного тела от тела иерархического. И это действительно верно. Все преобразования Петра Великого клонились к тому, чтобы разобщать иерархию от церковно-общественного народа. Петр боялся иерархии, и это ему удалось сделать, он ее разобщил; он посадил иерархов за каменные стены и голос иерархов в отношении церковно-общественного тела смолк за этими каменными стенами. Что же нужно сделать? Нужно снять эти каменные перегородки между иерархами и Церковью, приблизить иерархию к церковному народу и слить их в единое тело. ...И вот тогда, когда окончательно будет завершено слияние епископов с Церковью, когда епископы будут не только предстоятелями церквей, каковые они по праву, но и будут их представителями, тогда... в голосе иерархов русская церковная жизнь почувствует свой родной голос, голос своих представителей. Тогда возможен церковный собор в котором не будет места пререканиям о правах духовенства, мирян и епископов, потому что, когда мы будем чувствовать в епископе наш голос, голос Церкви Православной, то никаким пререканиям не будет места...

...Православная Церковь нуждается в свободе как в своей жизни, как в воздухе, свободе, которая есть существо Церкви, без которой она жить не может, которая есть ее атмосфера; если гражданственность нуждается в свободе, то Церковь Православная нуждается вдвойне...

Государственная Дума: Стенографические отчеты: Созыв четвертый. Сессия 4. СПб., 1916. С. 2209.

1916 г., февраль. – Выступление депутата А.С. Суханова на заседании Четвертой Государственной Думы

Свободная Церковь не может быть в несвободном государстве. Церковное обновление неразрывно связано с обновлением государственным.

Но основы гражданской свободы – это первая ступень свободы веры. Ее идеал – отделение Церкви от государства, и только тогда, когда Церковь будет отделена от государства, только тогда государственная власть избавится от соблазна пользоваться Церковью в интересах, ничего не имеющих общего с верой, и только тогда верующие смогут по совести служить Богу. И, конечно, они сами не захотят обращаться в государственную казну с просьбами о пособии, ибо свободное собрание верующих во имя Христа не захочет никакой зависимости от государства и средства материальные будет собирать среди верующих. Тогда, быть может, будет менее по официальным данным верующих православных, но зато среди них не будет ни неверующих, ни лиц, желающих под личиной благочестия пользоваться земными благами и наживать на игре в веру богатства.

Государственная Дума: Стенографические отчеты: Созыв четвертый. Сессия 4. СПб., 1916. С. 2209–2219.

1916 г., февраль. – Выступление депутата М.И. Скобелева на заседании Четвертой Государственной Думы

Правительственная власть оказывает ряд важных, существенных услуг Церкви, и в силу закона взаимности государство требует от Церкви, и она вынуждена за услуги платить услугами.

Господствующая Церковь стала чисто правительственным ведомством, стала органом государственного воздействия на предмет властвования и управления. Ведь с большинства церковных амвонов раздается не проповедь учения Христа, а популяризация теперешнего и вообще очередного правительственного курса.

...Кто же не знает, что религиозная политика нашего правительства вся диктуется из Святейшего Синода. Кто не знает, что по отношению к мусульманству и еврейству, по отношению к католической Церкви и другим иноверцам не есть политика канцелярии Святейшего Синода? А разве без участия Синода были предприняты решительные шаги в 1904 г. к Армянской Церкви? А политика по отношению к родной и по чину, и по догматам Грузинской Церкви, которая сто лет назад небрежным росчерком пера русской власти была лишена своей национально-религиозной самобытности? и с тех пор вся ее история стала сплошной историей всяких издевательств и надругательств. Разве можно после этого удивляться правительственной политике по адресу сектантов, которая также диктуется из канцелярии Синода, несмотря на то, что департамент духовных дел иностранных исповеданий вынесен из здания Синода и ныне находится в Министерстве внутренних дел.

...Мы думаем, что вопросы внутреннего распорядка православной Церкви могут быть разрешены на церковном соборе, но вопрос о трагическом положении, в котором очутилась Церковь, вы там не разрешите. Это вопрос не церковный, это вопрос государственный, и его можно разрешить только в общегосударственном порядке. Если вы хотите действительной свободы религиозных убеждений, то гарантия от посягательств на них государства лежит только в радикальном разрешении вопроса о взаимоотношениях Церкви и государства. Лишь Церковь независимая, лишь Церковь с ним ничем не связанная, лишь Церковь отделенная от государства может рассчитывать на полную чистоту и независимость своих религиозных убеждений. Наша задача – добиваться отделения Церкви от государства и школы от Церкви. ...Религия должна стать частным делом, Церковь из государственного установления должна превратиться в частный правовой институт и должна быть содержима на средства тех, кто имеет к ней надобность.

Государственная Дума: Стенографические отчеты: Созыв четвертый. Сессия 4. СПб., 1916. С. 2287–2296.

1916 г., февраль. – Выступление депутата Ф.Д. Филоненко на заседании Четвертой Государственной Думы

Надо раскрепостить наше многострадальное приходское духовенство... Настало время подумать о Всероссийском съезде приходского духовенства... Ведь в настоящее время жизнью выдвинута масса насущных вопросов: призрение, например, семей нижних чинов, беженцы, организация всякого рода сборов на нужды войны, реформы прихода.

...А вся та обширная область вопросов, которые подлежат обсуждению на Всероссийском поместном соборе? Почему же всем этим вопросам не пройти сквозь призму суждения приходского духовенства? Ведь приход – это основная ячейка всей церковной жизни... В предсоборном присутствиии участвовало всего семь приходских священников, притом не свободно избранных самим духовенством, а приехавших со своими епископами.

Государственная Дума: Стенографические отчеты: Созыв четвертый. Сессия 4. СПб., 1916. С. 2296–2305.

1916 г., февраль. – Выступление депутата Н.А. Жилина на заседании Четвертой Государственной Думы

Со времени Петра Великого происходит переворот: Церковь Православная в государстве начинает падать, ее влияние начинает понижаться и уменьшаться.

Двадцать лет Петр приучал народ и духовенство обходиться без патриарха. По смерти Адриана в 1700 г. он не созвал собора для выбора патриарха, а назначил его заместителем Стефана Яворского, и только в 1721 г. Издал указ о замене патриарха Святейшим Синодом. На эту реформу согласились и восточные патриархи. Таким образом, Синод теперь имеет двойное значение: и государственное, и церковное.

...Члены Синода должны быть избираемы собором, а они назначены властью, без участия собора. Это была глубокая ошибка реформы Петра. Оторванные от соборного избрания Церковью архипастыри Синода потеряли почву под ногами, а с нею и свою силу и влияние. Но реформа лишила еще Церковь соборности ее устройства и вместо децентрализации в Церковь введена полная централизация. Митрополичьи округи, как ненужные, забылись. Соборы митрополичьи прекратились, и живое местное дело без соборности замерло. И это не по вине Церкви, а по вине государства.

Невнимание государства к Церкви было так велико, что, назначая обер-прокурора в Святейший Синод, государство не озаботилось дать ему инструкцию, ограждающую Церковь от произвола, и тем отдало весь Святейший Синод в волю и руки обер-прокурора. Постепенно из ока Государя, наблюдающего за тем, чтобы ход дел в Синоде не противодействовал целям, нуждам и пользам государства, оберпрокурор и стал хозяином всех органов Синода: и хозяйственного управления, и училищного совета, и учебного комитета и самого Святейшего Синода. Из сказанного ясно, что отношение государства к православной Церкви со времени Петра Великого приняло неправильную, часто враждебную и вредную как для Церкви, так и для государства форму.

Церковь лишена возможности совершить необходимые реформы, потому что исправить ненормальное к себе отношение государства в нормальное вне ее силы и власти.

Государственная Дума: Стенографические отчеты: Созыв четвертый. Сессия 4. СПб., 1916. С. 2305–2313.

Приложение 5. Российская политическая публицистика 1905–1910-х гг. о свободе совести и веротерпимости

Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость

...Веротерпимость, по самому смыслу этого слова, предполагает отсутствие преследований за веру, отсутствие ограничений и cтеснений, обусловленных вероисповедными различиями. Она возможна и при существовании господствующей церкви, лишь бы только лицам других вероисповеданий предоставлено было, говоря языком наших Основных законов, «свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной».

Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. СПб., 1905. С. 280

Дживилегов А.К. Конституция и гражданская свобода

...Свобода совести есть дальнейшее развитие принципа веротерпимости, который непременно предполагает существование государственной Церкви, пользующейся особым покровительством (запрещение менять религию господствующей Церкви и проч.), причем остальные религии только не преследуются.

Свобода совести предполагает признание государством следующих положений: каждый имеет право свободно выбрать себе религию, основать новую религию, переходить из одного вероисповедания в другое; каждый имеет право публично отправлять богослужение и говорить проповеди в духе исповедуемой им религии; никто не подвергается ограничениям политических и гражданских прав за принадлежность к той или иной религии. В этом виде свобода совести осуществлена во всех конституционных государствах.

Высшее выражение свободы совести – это отделение Церкви от государства, существующее в Соединенных Штатах, Мексике и некоторых швейцарских кантонах, подготовляющееся во Франции и осуществленное с некоторыми ограничениями в Голландии и Бельгии.

Дживилегов А.К. Конституция и гражданская свобода / Конституционное государство. СПб., 1905. С. 66.

Орлов А. Церковь и государство

...Под свободой совести разумеют свободу исповедовать какие угодно религиозные убеждения, свободу даже вовсе не иметь этих убеждений. Таким образом, свобода совести впервые устанавливает, что дело религии, или, точнее говоря, религиозного чувства – есть частное, личное дело каждого человека и никакая власть – ни государство, ни духовенство той или другой религии, ни какое-либо общественное учреждение – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

Орлов А. Церковь и государство. СПб., 1910. С. 23

Таганцев Н.С. Пережитое...

Конечно, если слой духовенства признается одним из устоев государства, то именно у нас в России при разноверном составе населения нельзя было забыть прежде всего инославные вероисповедания, в особенности наиболее культурные из них.

Нельзя было ввиду Царства Польского устранить представителей католического духовенства, а ввиду Прибалтийских губерний – представителей протестантизма. Нельзя было также забывать наших воистину страстотерпцев – старообрядцев. Из представителей же иноверного духовенства нельзя было исключить магометанское духовенство – и по численности магометан в Империи, и по консервативной устойчивости его духовенства. То же нужно сказать и о представителях 6-миллионного еврейства. Конечно, их представителями не могли быть казенные раввины, ничего общего не имеющие с представителями религиозных верований и вековых религиозных преданий народа, ищущего и поныне землю обетованную, провозглашенную и обещанную ему Иеговой, в блеске молний и среди раскатов грома.

Все эти группы разносторонних верований во Вседержителя Творца и Его всеустраяющего Промысла могли дать представителей, не только устойчивых в охранении заветов религиозных преданий, но и близко знакомых с нуждами и чаяниями, наполняющими умы и сердца многомиллионного населения разноверной Империи.

Таганцев Н.С. Пережитое: Учреждение Государственной Думы в 1905–1906 гг. Пг., 1919. С. 113–114.

* * *

120

Этот законопроект был подан в одном блоке законоположений о свободе совести сначала во II Государственную Думу, а затем – в III Думу. Рассматривался в комиссии по вероисповедным вопросам и не был законодательно утвержден.


Источник: Наследие. Вып. 1: Религия — общество — государство: институты, Н31 процессы, мысль. Книга 1: История государственно-конфессиональных отношений в России (X – начало XXI века) : хрестоматия в двух частях / сост. Ю.П. Зуев; под общ. ред. Ю.П. Зуева, В.В. Шмидта. Часть I: X – начало XX века. — М.: Изд-во РАГС; ИД «МедиаПром», 2010. — 392 с.

Комментарии для сайта Cackle