Азбука веры Православная библиотека История Церкви История иерархии Русской Православной Церкви: комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г.


История иерархии Русской Православной Церкви

Содержание

Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г.

Вступительная статья

Абаканская Абхазская (см. Сухумская) Азово-Черноморская, обн. Азовская Азовская, обн. (см. Азово-Черноморская, обн.) Аккерманская (см. Белгород-Днестровская) Аккерманская, обн. Акмолинская Аксайская Аксайская, обн. Актюбинская Актюбинская, обн. Алавердская Алатырская Алатырская, обн. Алданская, обн. Александрийская, обн. Александровская (Влад.) Александровская (Екатериносл.) Александровская (Ставроп.) Александровская, обн. Алексинская Алексинская, обн. Алеутская (см. Американская) Алма-Атинская (см. Астанайская) Алма-Атинская, григ. Алма-Атинская, обн. Алтайская Алтайская, обн. Аляскинская Американская Управление Патриаршими приходами в США. Американская, обн. Амурская (см. Благовещенская) Амурская, обн. Анадырская Ананьевская Андреевская, обн. Аргентинская Ардатовская Ардатовская, обн. Арзамасская Арзамасская, обн. Арзгирская Армавирская Армавирская, обн. Артемовская, обн. Архангельская Архангельская (при Архангельском Соборе Московского Кремля; см. Сербская и Архангельская) Архангельская, обн. Аскинская Астанайская Астраханская Астраханская, григ. Астраханская, обн. Аткарская Ахтырская, обн. Ачинская Ачинская, григ. Ачинская, обн. Ашхабадская, обн. (см. Полторацкая, обн.) Баденская Байкинская Бакинская Бакинская, обн. (см. Закавказский Митрополитанский Округ, обн.) Балахнинская Балашовская Балашовская, обн. Балтийская Балтская Балтская, обн. (см. Молдавская, обн.) Барабинская, обн. Барановичская Барнаульская Барнаульская, григ. Барнаульская, обн. Барская, обн. Батуринская, самозв. Бахмутская Бежецкая Бежицкая Белгород-Днестровская Белгородская (Великобелгородская) Белгородская Белгородская, григ. Белгородская, обн. Белебеевская Белевская Белевская, обн. Белоглинская Белорусская (см. Минская) Белорусская, обн. (см. Минская, обн.) Белостокская Белоцерковская (древняя Юрьевская) Белоцерковская, обн. Белыничская, белор. Белыничская, григ. Белыничская, обн. Бельская (Бяло-Подляшская) Бельская, обн. Бельцкая Бендерская Бендерская (см. Белгород-Днестровская) Бердичевская Бердичевская, обн. Бердянская, обн. Березовская Берлинская Бершадская Бийская Бийская, обн. Биробиджанская Бирская Бирская, обн. Благовещенская Благовещенская, григ. Благовещенская, обн. Бобровская Бобровская, обн. Бобруйская Бобруйская, обн. Богодуховская, обн. Боголюбовская (см. Викариатство Переславль-Залесской еп.) Богородицкая Богородская (Моск.) Богородская, обн. Богородская (Нижегор.) Богуславская Богучарская Бодбийская (см. Сигнахская) Болховская Болховская, обн. Борзенская Борисовская Борисовская, обн. Борисоглебская, обн. Бориспольская Боровичская Бронницкая Бронницкая, обн. Бруклинская Брусиловская Брюссельская Брянская Брянская, обн. Бугульминская Бугульминская, обн. Бугурусланская Бугурусланская, обн. Будапештская Бузулукская Бузулукская, обн. Буинская, григ. Буинская, обн. Буковинская (см. Черновицкая) Бурят-Монгольская, обн. Бутурлиновская Валдайская Валдайская, обн. Валковская, обн. Валуйская Валуйская, григ. Валуйская, обн. Варшавская Васильковская Васильсурская Васильсурская, обн. Велижская Велижская, обн. Великолукская Великолукская, обн. Великопермская (см. Пермская) Великоустюжская Великоустюжская, обн. Вельская Вельская, обн. Веневская Венская Верейская Верненская (см. Астанайская) Верхнедонская, обн. Верхнекамская, обн. Верхнеудинская, обн. Верхотурская, обн. Ветлужская Видновская Виленская (см. Вильнюсская) Вильнюсская Винницкая Винницкая, григ. Винницкая, обн. Витебская Витебская, обн. Владивостокская Владивостокская, григ. Владивостокская, обн. Владикавказская Владикавказская, обн. (см. Орджоникидзевская, обн.). Владимиро-Волынская Владимирская (Суздальско-Владимирская) Владимирская (Владимирская и Яропольская, Владимирская и Муромская) Владимирская, григ. Владимирская, обн. Владимирское наместничество Волгоградская Вологодская Вологодская, обн. Волоколамская Волошская (см. Почаевская) Волчанская Волынская (см. Луцкая) Волынская (см. Житомирская) Волынская (см. Ровенская) Вольнянская Вольская Вольская, обн. Волынская, обн. Вороговская, обн. Воронежская Воронежская, григ. Воронежская, обн. Ворошиловградская (см. Луганская) Ворошиловградская, обн. (см. Луганская, обн.) Воскресенская Восточнояпонская Воткинская Воткинская, обн. Всероссийская Митрополия Киевская и всея Руссии («Митрополия России»), Митрополия Московская и всея Руссии Второе викариатство ленинградской епархии, обн. (см. Ладожская, обн.) Выборгская Вытегорская Вытегорская, обн. Вышгородская Вышегородская Вяземская Вяземская, обн. Вязниковская Вятская Вятская, григ. Гаагская Гайсинская, обн. Галицкая (см. Львовская) Гдовская Гдовская, обн. Гелатская Гжатская Гжатская, обн. Глазовская Глуховская Гомельская Гомельская, обн. Горийская Горловская Горно-Алтайская Горно-Алтайская, обн. (см. Алтайская, обн.) Городецкая Городнянская Городнянская, обн. Горьковская (см. Нижегородская) Горьковская, обн. Готская Гродненская Грузинский экзархат Святейшего синода Православной Российской церкви Гудаутская, обн. Гурийская Давлекановская Даугавпилсская Двинская (см. Даугавпилсская) Двинская, обн. (см. Северодвинская, обн.) Демянская Демянская, обн. Дергачская Детскосельская Детскосельская, обн. Джетысуйская, обн. (см. Семиреченская, обн.) Джуматская (см. Гурийская) Дмитриевская Дмитриевская, обн. Дмитровская Дмитровская, обн. Днепропетровская Днепропетровская, григ. Днепропетровская, обн. Донецкая Донская Донская, григ. Донская, обн. Дриссенская, обн. Дрогобычская (см. Самборо-Дрогобычская) Друцкая Дубоссарская Дюссельдорфская Егорьевская Единецкая Ейская Ейская, обн. Екатеринбургская Екатеринодарская Екатеринославская (см. Днепропетровская) Елабужская Елабужская, григ. Елгавская Елецкая Елецкая, обн. Елисаветградская (см. Кировоградская) Елисаветпольская Енисейская (см. Красноярская) Енисейская, обн. Енотаевская Епифанская Епифанская, обн. Ерсикская Ефремовская Ефремовская, обн. Жиздринская, обн. Житомирская Забайкальская (см. Читинская) Забайкальская, обн. Загорская (см. Сергиево-Посадская) Загорская, обн. Задонская Задонская, обн. Закавказский митрополитанский округ, обн. Западногерманская (см. Мюнхенская) Западноевропейский экзархат Московской патриархии Западносибирская, обн. Запорожская Запорожская, обн. Зарайская Звенигородская (Киевск.) Звенигородская (Киевск.), обн. Звенигородская (Моск.) Звенигородская (Моск.), обн. Зейско-Апданская, обн. Зиминская, обн. Зиновьевская (см. Кировоградская) Зиновьевская, обн. (см. Кировская, обн.) Златоустовская Златоустовская, обн. Змеиногорская, обн. Змиевская, обн. Ибресинская Ибресинская, обн. Иваново-Вознесенская Иваново-Вознесенская, обн. Ивановская (см. Иваново-Вознесенская) Ивано-Франковская Ижевская Ижевская, григ. Ижевская, обн. Изборская Измаильская Изюмская Изюмская, обн. Иманская, обн. Имеретинская Инсарская, пенз. Ирбитская Ирбитская, григ. Ирбитская, обн. Иркутская Иркутская, обн. Истринская Ишимская, обн. Йокогамская Йошкар-Олинская Кабановская, обн. Кавказская, обн. (см. Ставропольская, обн.) Кавказский экзархат(см. Грузинский экзархат Святейшего синода Православной Российской церкви) Кагульская Кадниковская Казанская Казанская, обн. Калининская (см. Тверская) Калининская, обн. Калужская Калужская, обн. Карельская, обн. (см. Петрозаводская, обн.) Каменец-Подольская Каменец-Подольская, обн. Каменская Каменская, григ. Каменская, обн. Камень-Каширская Камчатская (см. Петропавловская, Благовещенская) Камышинская Камышинская, обн. Канадская Канская, обн. Каракалпакская, обн. Карачевская Каргопольская Каргопольская, обн. Карпато-русская (см. Филадельфийская) Карталинская Касимовская, обн. Кахетинская Кашинская Кашинская, обн. Каширская Каширская, обн. Кексгольмская (см. Ладожская) Кемеровская Кемская Керженская Керченская (Западноевр.) Керченская (Крымск.) Керченско-Феодосийская, обн. Киевская и всея Руссии митрополия см. Всероссийская Киевская Кимрская Кимрская, обн. Кингисеппская Кинешемская Кинешемская, обн. Киотоская Киренская Киренская, обн. Кирилловская Кировоградская Кировская (см. Вятская) Кировская, обн. (Вятск.) Кировская, обн. (Укр.) Кирсановская Китайская (см. Пекинская) Кицманская Кишиневская Клинская Клинская, обн. Клинцовская, обн. (?) Клишиская Кобелякская Кобелякская, обн. Ковельская Ковненская Ковровская Ковровская, обн. Козелецкая Козельская Козловская (см. Мичуринская) Кокандская, обн. Коломенская Коломенская, обн. Колпинская Колпинская, обн. Колымская Коми-Зырянская, обн. (см. Сыктывкарская, обн.) Коми-Пермяцкая, обн. Конотопская Конотопская, обн. Копорская Корельская (см. Финляндская) Корельская, обн. Корельская (см. Ладожская) Коростеньская Коростеньская, обн. Корсунская Костромская Костромская, обн. Котельническая Крапивенская, обн. Краснобаковская Красногорская Краснококшайская, обн. Краснослободская Красноуфимская, обн. Краснохолмская Красноярская Красноярская, обн. Кременецкая Кременчугская Кременчугская, обн. Крестецкая Крестецкая, обн. Криворожская Криворожская, обн. Кронштадтская Кронштадтская, обн. Крутицкая Крутицкая, обн. Крымская, обн. (см. Симферопольская, обн.) Кубанская (см. Екатеринодарская) Кубанская, обн. Кудымкарская Кузнецкая Кузнецкая, обн. Куйбышевская (см. Самарская) Куйбышевская, обн. Кунгурская Кунгурская, обн. Купянская, обн. Курганская Курганская, обн. Курская Курская, обн. Кустанайская Кустанайская, обн. Кутаисская (см. Имеретинская) Кушвинская Ладожская Ладожская, обн. Латвийская автономная православная церковь (см. Рижская) Лебединская Лебедянская, обн. Ленинградская (см. Санкт-Петербургская) Ленинградская I, обн. Ленинградская II, обн. Ленинская, обн. Либавская Ливненская Ливненская, обн. Липецкая Липецкая, обн. Липовецкая Липовецкая, обн. Литовская (см. Виленская) Лодейнопольская Лодейнопольская, обн. Лодзинская Лондонская и всея Европы, обн. Лубненская Луганская Луганская, григ. Луганская, обн. Лужская Лужская, обн. Лукояновская Лукояновская, обн. Луцкая Лысковская Львовская Льговская, обн. Любанская Люберецкая Любимская Люблинская Людиновская Магаданская Магнитогорская Майкопская Майкопская, григ. Макарьево-Унженская Малмыжская Малоархангельская, обн. Маловишерская Малороссийская и Переяславская (см. Полтавская) Малоярославецкая Мамадышская Мариупольская (см. Феодосийская) Мариупольская, обн. Мармарошская (см. Мукачевская) Медведская, обн. (см. Усть-Медведицкая, обн.) Медонская Мелекесская Мелекесская, обн. Мелитопольская Мелитопольская, обн. Мензелинская Мингрельская Минская Минская, белор. Минская, григ. Минская, обн. Минусинская Минусинская, обн. «Митрополия России» (см. Киевская) Михайловская Михайловская, обн. Мичуринская Мичуринская, обн. Могилев-Подольская Могилев-Подольская, обн. Могилевская Можайская Можайская, григ. Можайская, обн. Моздокская Мозырско-Туровская, белор. Мозырьская, обн. Молдавская, обн. Молдовлахийская (см. Кишиневская) Молотовская (см. Пермская) Молотовская, обн. (см. Пермская, обн.) Монреальская (см. Канадская) Монтевидеоская, обн. Моршанская Моршанская, обн. Мосальская Московский и всея России патриархат (см. Всероссийская) Московская Московская, григ. Московская I, обн. Московская, обн. Московский и всея России патриархат, обн. Мотовилихинская, обн. Мстерская Мстиславская Мстиславская, обн. Мукачевская Мурманская Муромская Муромская, обн. Мцхетская (см. Карталинская) Мюнхенская Нарвская Нежинская Нежинская, обн. Немировская, самозв. Нерехтская Нерехтская, обн. Нерчинская Нерчинская, обн. Нижегородская Нижегородская, обн. (см. Горьковская, обн.) Нижегородской слободы Нижнедунайская (см. Кишиневская) Нижнекамская, обн. Нижнеломовская НИЖНЕЛОМОВСКАЯ, обн. Нижнетагильская Нижнеудинская Нижнеудинская, обн. Нижнечирская Нижнечирская, обн. Николаевская (Самарск.) Николаевская (Херсонск.) Николаевская, обн. Николозцминдская (см. Никорцминдская) Никольская Никольская, обн. Никольско-Уссурийская (см. Уссурийская) Никорцминдская Ниноцминдская Ниноцминдская, обн. Ниспоренская Ниццская Новгород-Северская Новгород-Северская, обн. Новгородская Новгородская, обн. Новоархангельская (см. Американская) Новогеоргиевская Новоград-Волынская Новогрудская Новозыбковская Новомиргородская (см. Херсонская) Новомиргородская, обн. Новониколаевская (см. Новосибирская) Новониколаевская, обн. (см. Новосибирская, обн.) Новооскольская Новороссийская Новороссийская, обн. Новосибирская Новосибирская, обн. Новосильская Новоторжская Новоторжская, обн. Новохоперская Новохоперская, обн. Новочеркасская (см. Донская) Новочеркасская, григ. Новочеркасская, обн. Ногинская (Моск.) (см. Богородская) Нолинская Нолинская, обн. Няндомская Няндомская, обн. Персоналия иерархов Русской Православной Церкви от ее основания по настоящее время  

 
Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г.

Работа выполнена в Отделе новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета под общим руководством заведующего отделом профессора-протоиерея Владимира Воробьева

Работа начата M. Е. Губониным в 1969–1971 гг. и продолжена в 2004–2006 гг. исследовательской группой в составе канд. ист. наук П. Н. Грюнберг – руководитель, канд. ист. наук Ф. А. Гайда, E. Н. Грюнберг, И. П. Кирпичев, H. А. Кривошеева.

В 1969–1971 гг. выдающийся историк Русской Церкви M. Е. Губонин свел имевшиеся в трудах историков XIX столетия архиерейские списки по кафедрам Π. М. Строева и H. Н. Дурново с накопленными им самим сведениями по замещениям епископских кафедр в XX веке. Преждевременная кончина прервала работу составителя, создавшего черновой, эскизный свод. В последние годы эта работа была продолжена в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете. Списки епископов по кафедрам от основания первой русской епархии в 862 г. (наиболее вероятная дата) были продолжены по настоящее время, уточнены и расширены за счет привлечения значительного источникового материала (древнерусские летописи, византийские документы, древние патерики и синодики, материалы официальной церковной печати XIX–XX веков, архивные документы, в том числе Патриаршего Св. Синода 1920-х гг., мемуарная и дневниковая литература и мн. др.). В списки включены сведения по кафедрам и епископату крупнейших расколов 1920-х – 1940-х гг., поскольку происходила значительная миграция епископата в расколы и обратно и существовали параллельные раскольничьи кафедры. Списки иерархов по кафедрам в хронологической последовательности с комментариями сопровождает персоналия – алфавитный именной указатель иерархов с замещаемыми ими кафедрами. Имеются приложения, в которые входят списки иерархов древних кафедр Константинопольского патриархата, находившихся на современной канонической территории Русской Церкви, статьи и документы по истории иерархии Древней Руси и XX столетия (в том числе документы, созданные под редакцией Патриарха Св. Тихона), а также схема епархиального устроения Русской Православной Церкви от ее начала в 862 г. по настоящее время.

Издание осуществлено при финансовой поддержке ОАО «Московский комитет по науке и технологиям»

Вступительная статья

B 1969 году тогда совершенно неизвестный, а ныне признанный, выдающийся историк Русской Православной Церкви Михаил Ефимович Губонин имел беседу в Издательском отделе Московской Патриархии с главным редактором Евгением Александровичем Кармановым. Собеседники пришли к решению о необходимости соединить собранные M. Е. Губониным сведения об архиереях XX века с созданными ранее списками иерархов. Кроме накопленных сведений об архиереях 1910-х–1950-х гг., в распоряжении M. Е. Губонина были «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» Π. М. Строева (СПб., 1877), а также один помощник, способный выполнять лишь самые простые поручения. Уже в начале работы выяснилось, что «строевские» списки весьма несовершенны и не полны, являются всего лишь осуществленной учениками великого археографа Π. М. Строева реконструкцией (по черновым записям) того гипотетического свода, к созданию которого Π. М. Строев даже не приблизился. В дальнейшем, после изучения обширной историографии, составление архиерейских списков по кафедрам производилось M. Е. Губониным с опорой на фундаментальные труды H. H. Дурново и на многочисленные работы, посвященные локальным темам, в основном, истории отдельных епархий Русской Церкви и их епископата. Так немногим более чем за два года был создан черновой, исходный вариант настоящей работы.

После преждевременной кончины M. Е. Губонина (9 октября 1971 г.) этот черновой вариант хранился в Издательском отделе Московского Патриархата, а также в нескольких копиях у частных лиц. В 1994 г. часть этого еще неотредактированного материала, относящаяся к 1910–1940-м гг., вошла в качестве приложения к изданной Православным Свято-Тихоновским Богословским Институтом книге «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943» (В 2 ч. Сост. M. Е. Губонин. M., 1994.), основу которой составили собранные и систематизированные M. Е. Губониным важнейшие церковно-исторические документы (что и является великой заслугой историка перед отечественной церковной и вообще исторической наукой). Исходный, «губонинский» вариант настоящей работы по истории иерархии был использован и используется до сего времени в некоторых иных изданиях и в сети Internet без каких-либо ссылок.

Более чем через тридцать лет после кончины M. Е. Губонина в Православном Свято-Тихоновским Гуманитарном Университете была возобновлена и продолжена его работа по истории иерархии. Но лишь в 2004 г. сложилась исследовательская группа, которая создала тот ее вариант, который представлен в настоящем издании. Перед продолжателями губонинской работы стояла непростая задача: опираясь на исходный ее вариант, привести труд в состояние, соответствующее современным требованиям по столь обширной, практически беспредельной теме, ведь за тридцать лет многое изменилось. Открылась возможность работы в архивах с многочисленными ранее недоступными документами, и это позволило во многом уточнить исходные сведения M. Е. Губонина, а также известные, часто упоминаемые им сведения митрополита Мануила Лемешевского в отношении иерархии периода с 1917 по 1945 гг. Исходные списки были продолжены по настоящее время. Значительное время заняли ознакомление и проверка сведений, имеющихся в многочисленных локальных периферийных изданиях, которые наряду с уникальными сведениями, почерпнутыми в областных, краевых и иных архивах, зачастую неточны даже в определении принадлежности определенных иерархов к Церкви или к какому-либо расколу. Многие издания так и не были использованы из-за их информационной пустоты, но отдельные работы доставили ценную фактологию, кардинально изменившую представления по частным вопросам, связанным с конкретными кафедрами, их существованием, статусом, с важными деталями биографий отдельных иерархов и т. п. Наконец, были изучены современные источники информации в сети Internet. Ряд епархиальных веб-сайтов дал информацию, которую невозможно было получить иными средствами.

Большие затруднения вызвала работа по составлению списков древнерусской иерархии. Необходимо было привести списки в соответствие с показаниями древних источников, преодолевая ряд ошибочных, но устоявшихся выводов историков, занимавшихся церковно-исторической проблематикой. Даже такой вопрос, как изначальное происхождение русской иерархии, и, соответственно, вопрос об основании Русской Церкви оказался совершенно замутненным по ряду обстоятельств, которые невозможно преодолеть в пределах одной, даже крупной, но не специальной работы.

Теме истории Российской иерархии во многом посвящены фундаментальные труды митрополита Мануила Лемешевского. Часть, относящаяся к периоду с конца XIX века по середину XIX века, известна по изданию в Германии, а основная часть, от Крещения Руси по конец XIX века, недавно издана в Москве издательством Сретенского монастыря в значительно отредактированном, дополненном виде, но с сокращенной библиографией. Работы митрополита Мануила являются алфавитными биографическими справочниками епископата Русской Православной Церкви. Таковым же является и труд известного историка Русской иерархии начала XX века, чиновника Св. Синода Κ. Н. Здравомыслова. Этот труд в течение нескольких последних лет кропотливо готовят к изданию сотрудники Российской Национальной Библиотеки в Санкт-Петербурге, где и хранится рукопись Κ. Н. Здравомыслова.

Настоящая работа отличается по своим задачам, структуре и целям от вышеупомянутых. M. Е. Губонин справедливо полагал, что первичными, базовыми для Истории иерархии Русской Православной Церкви должны быть списки епископата по архиерейским кафедрам, по возможности, широко комментированные. В отношении формы, структуры и их содержания начатая M. Е. Губониным работа не имеет аналогов от начала XX века и по сей день. Но у нее были в XIX веке замечательные предшественники. Это работы трех выдающихся церковных историков. Первый – епископ Амвросий (Орнатский), чей труд «История российской иерархии» (2 изд. СПб., 1822) имеет начало в материалах, собранных еще основоположником Истории Российской иерархии Адамом Селлием. Он был поддержан авторитетом корифея церковной науки начала XIX века – митрополита Евгения (Болховитинова). Вторая работа – это созданные учениками Π. М. Строева по его записям «строевские списки», о которых уже говорилось выше. Третий историк – Н. Н. Дурново – менее известен, но его труд, реализованный в двух изданиях – «Девятисотлетие русской иерархии» (M., 1888) и «Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России до настоящего времени» (Ч. 1–3. M., 1892–1898) – последний «догубонинский» труд, охватывающий в епархиальных (точнее, в кафедральных) списках всю русскую иерархию от ее начала до современной составителю эпохи.

Списки изначально составлялись M. Е. Губониным (его ученики придерживались этого же принципа) не по епархиальному, а по кафедральному принципу, более наглядному и канонически точному. Было принято во внимание (и это соответствует известным определениям Поместного Собора 1917–1918 г. «О викарных епископах» от 2(15) апреля 1918 г. и «Об учреждении новых епархий и викариатств» от 26 июля / 8 августа 1918 г.1), что епископская кафедра может изменять свой статус: из викарной возрасти в самостоятельную и, в свою очередь, дополняться викарными, или может умалиться (в силу объективных обстоятельств) из самостоятельной в викарную, оставаясь при этом епископской кафедрой того же града. Историческая практика содержит немало примеров подобных изменений статуса одной и той же кафедры.

Составление списков епископата по кафедрам – труд весьма кропотливый, а его результаты не столь наглядны, как в биографических словарях епископата. Тем не менее, подобные списки необходимы. Только они наглядно отражают эволюцию всей структуры высшей иерархии Русской Православной Церкви от ее начала по сей день. Кафедральные списки епископата наглядно показывают место каждого иерарха в своего рода «системе координат» истории: по «горизонтали» – в структуре епископата, современного каждому архиерею, и по хронологической «вертикали» – в преемственной последовательности высшей церковной иерархии на протяжении всей ее многовековой истории. Кафедральные списки могут быть продолжены далее, исправлены в отношении неизбежных неточностей и ошибок, допущенных их составителями, и дополнены.

Изначальная версия настоящего труда, принадлежащая M. Е. Губонину, содержала не только списки епископов собственно Русской Православной Церкви. Они были дополнены несколькими другими, необходимыми для полноты освещения основной темы, приложениями. Прежде всего, это списки древних епархий Константинопольской Церкви на современной канонической территории Церкви Русской. Сама Русская Церковь изначально была всего лишь епархией Константинопольского патриархата, правда, скоро приобретшей права автономии. Заметим, что время канонической и административной зависимости от Константинополя насчитывает почти шестьсот первых лет, более половины всего исторического бытия Русской Церкви. Несколько древних константинопольских епархий имели свое продолжение уже в юрисдикции Русской Церкви.

Расколы 1920–1940-х гг., обновленческий и григорианский, четверть века сотрясавшие Русское Православие, имевшие численно значительный епископат, представлены в основном корпусе списков, начиная с изначальной, губонинской версии. Списки обновленческих архиереев принято представлять в параллели со списками православного епископата. Тогда видна для одних естественная, для других вынужденная «миграция» с православных кафедр на обновленческие и григорианские кафедры и наоборот, тогда виден рост поддержанных внешними силами раскольничьих кафедр, их скороспешное, судорожное умножение и столь же хаотические трансформации, упадок и скорое, как только они утратили внешнюю поддержку, исчезновение.

Украинские и иные «национальные» расколы, имевшие своих епископов, в основном тексте не представлены; украинские расколы вынесены в приложение.

Епископат, созданный Зарубежным Синодом после Собора в Сремских Карловцах в апреле 1922 г., в целом в списках не представлен, кроме тех кафедр (они даются только в необходимых фрагментах), которые имели непосредственное, территориальное или иное соприкосновение с Московским Патриархатом и его иерархией. Это относится, прежде всего, к Юго-Востоку Азии (Харбин, Шанхай, Пекин и пр.) или к епархиям митрополита Евлогия (Георгиевского) в Западной Европе. То же можно сказать о «пограничном» положении Московской юрисдикции и епископата Феофила (Пашковского) в Америке или о Польской автокефалии Дионисия Валединского во всё те же смутные 1920-е – 1930-е годы. Наконец, современный раскол и лжеиерархия бывшего митрополита Филарета (Денисенко) на Украине не отражаются, кроме тех немногих случаев «пересечения» с Московским Патриархатом, о которых упоминается в примечаниях.

M. Е. Губонин и его продолжатели не ставили задачей отразить в списках по кафедрам епископат всех расколов и течений, которыми был столь богат XX век и которые отчасти унаследовал и век XXI. Настоящая работа представляет собой списки по кафедрам иерархов Русской Православной Церкви, включение списков епископов иных юрисдикций или епископов-раскольников имеет вынужденный характер; они являются, по сути, лишь приложением, даже когда эти списки по указанным выше соображениям находятся внутри основного корпуса кафедральных списков. Присутствие в основном корпусе списков обновленческих кафедр и обновленческого епископата вовсе не означает признания обновленчества «течением в православии» (неудачная формула современного историка Русской Церкви XX века М. Шкаровского).

«...Как показали события церковной истории, поворотным пунктом политики высшей церковной власти стало опубликование «Послания Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти», известного под названием «Декларации» митрополита Сергия 1927 г. Высшая церковная власть была поставлена в почти полную зависимость от воинствующе-безбожной власти открыто враждебного Церкви государства, ценой чего митрополит Сергий надеялся сохранить существование хотя бы уже не имеющего должного авторитета церковного центра и хотя бы только формальное управление Церковью со стороны этого центра. Весьма многие твердые иерархи быстро почувствовали начало этой новой и слишком уж компромиссной и опасной для Церкви линии митрополита Сергия и отошли от него (как сам он предлагал в своей Декларации), либо попытались сформировать оппозицию.

В пылу борьбы за правду, в трагических обстоятельствах подпольной полемики использовались аргументы, значимость которых меняется в исторической перспективе, но со временем часто между строк прочитывается истина, для выражения которой в тот момент еще не было нужных слов.

В дальнейшем принятие или непринятие «Декларации» митрополита Сергия и его позиции стало критерием политической лояльности духовенства в отношении советской власти. Всех оппозиционеров арестовывали и многих расстреляли. «Борьба» митрополита Сергия за единство Церкви в силу трагической логики компромисса с гонителями стала совпадать с уничтожением инакомыслящих и не согласившихся на государственный диктат исповедников. Уничтожив «оппозиционеров», советская власть объявила «пятилетку безбожия» и, взявши курс на тотальное уничтожение Церкви, принялась за сторонников митрополита Сергия. В короткое время на свободе осталось всего несколько епископов во главе с митрополитом Сергием (в 1939 г. было всего четыре правящих епископа), а его власть стала номинальной. Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны 1941–1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии.

Рассматривая по прошествии уже многих десятилетий минувшие события русской церковной истории, необходимо различать расколы, начатые и развивавшиеся по конъюнктурным, властолюбивым, политическим, националистическим и другим подобным соображениям, такие как живоцерковный, обновленческий, григорианский, – от разделений, возникавших по мотивам исповеднического стояния за духовную неповрежденность Истины и жизни церковной. В отличие от действительных раскольников такие оппозиционеры очень скоро были поставлены перед необходимостью пролить кровь, отдать свою свободу и жизнь за исповедуемые взгляды. Сам их мученический подвиг с большой силой свидетельствует о том, что разногласия и разделения их были поиском Истины, имели временный, тактический характер и не повреждали их принадлежности к Полноте Русской Церкви.

Среди противников курса митрополита Сергия было множество замечательных мучеников и исповедников, епископов, монахов, священников, таких как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский), митрополит Крутицкий Петр (Полянский), митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) с братией Данилова монастыря, архиепископ Воронежский Петр (Зверев), архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик), епископ Серпуховской Арсений (Жадановский), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), старец Оптиной пустыни иеросхимонах Нектарий, священники Сергий Мечёв, Владимир Амбарцумов, Михаил Шик, Сергий Никитин (будущий епископ Стефан) и многие-многие другие. Большинство из них погибли в ссылках, лагерях или были расстреляны.

В том же духе стояния за Истину до смерти подвизались многие мученики и исповедники, не отделившиеся от митрополита Сергия. Митрополит Серафим (Чичагов), митрополит Анатолий (Грисюк), знаменитый архиепископ Иларион (Троицкий), архиепископ Иувеналий (Масловский), исповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и множество монахов, священников, отдавших свои жизни за Христову Церковь.

Несомненно, что тех и других соединил их мученический подвиг. «Канонические» же прещения митрополита Сергия [Страгородского] и его Синода всерьез не воспринимались ни в то, ни в последующее время в силу положения самого митрополита Сергия, церковная власть которого, в связи с экстремальными обстоятельствами времени, опиралась не на канонические определения, а на фактическое принятие его достаточно большой частью Русской Православной Церкви. Характерно, что Святейший Патриарх Алексий I не усумнился совершить панихиду на могиле митрополита Антония (Храповицкого), запрещенного митрополитом Сергием, принять в евхаристическое общение без требования покаяния епископа Афанасия (Сахарова), бывшего в оппозиции к митрополиту Сергию. Подобно этому принимались потом в общение многие отошедшие от митрополита Сергия, также признавались совершенные ими в разделении таинства. Немногие оставшиеся в живых «непоминающие» священники в послевоенное время обычно доживали свой век в безвестности, совершая тайно литургию и окормляя втайне своих немногих чад. Они не устраивали организованную оппозицию, не вели раскольнической деятельности. В послевоенное время, как правило, благословляли своих духовных чад посещать патриаршие храмы и причащаться в них. Целый ряд таких старцев в недрах церковных стали известны благодатными дарами и святым устроением души. Исторический опыт однозначно свидетельствует, что со временем Церковь умеет воздать должное мученичеству и исповедничеству своих подвижников веры, покрыть любовию многие неизбежные споры и разделения, а иногда и ошибки...»2

Следует отметить и еще один методологический аспект. Нельзя исключить из источниковой базы исследований по теме настоящей работы множества древних местных источников, а также сведений по первой половине XX века, дошедших в основном через историографию XIX века или через частные сообщения. Нельзя пренебрегать теми единственными, пусть и не бесспорными сообщениями, которые дают ориентиры в хронологической, событийной и иной проблемной ситуации и сообщают разработке темы информационную полноту, пусть и с гипотетическим оттенком в деталях.

* * *

Основную часть работы составляют два больших раздела. Первый – списки православного епископата по кафедрам, дополненные параллельными списками епископата обновленческого и григорианского расколов, а также некоторых параллельных самочинных образований. Списки кафедр приводятся в алфавитном порядке с учетом их современных или наиболее распространенных названий. Прочие распространенные варианты названий вынесены в основной список с отсылом к наиболее распространенным. В случае, если на основе определенной кафедры был создан длительно существовавший или существующий поныне экзархат, кафедра обозначена под соответствующим названием. Статьи о юрисдикционно отделенных и раскольничьих кафедрах набраны курсивом. В названиях дается указание на их принадлежность тому или иному расколу. В этом же разделе представлены те древние, созданные до основания Русской Церкви кафедры, которые имели продолжение в ее составе.

Статьи-аннотации к каждой кафедре построены по следующей схеме: приводятся ее полный титул (если он не изменялся; изменения титулатуры и варианты именования вынесены в конец статьи), дата основания кафедры (если она известна); местонахождение; причина соответствующего именования (в случае необходимости); статус, изменения в нем; дата упразднения кафедры (если она известна). В аннотациях к самостоятельным кафедрам дается перечень ее викариатств.

После статьи-аннотации следует список архиереев с датами назначения и оставления кафедры (по причине кончины, перемещения на иную кафедру, увольнения на покой и по другим основаниям, если они известны). В случае, если первая и вторая даты нахождения архиерея на кафедре не известны, после имени архиерея в скобках отмечаются даты его упоминания на кафедре. Даты до 1(14) февраля 1918 г. приводятся по старому стилю, последующие – имеют двойной стиль (к сожалению, стиль для некоторых из них зачастую определить можно только условно). В списках введена необходимая нумерация при повторяющихся именах иерархов. Тезоименитым архиереям присвоены порядковые номера после имени в пределах одного списка. Тезоименитые архиереи-однофамильцы имеют порядковые номера после фамилии в пределах полного корпуса списков. Фамилии (и прозвища в древности) архиереев по необходимости приводятся без скобок. Неизвестные по имени архиереи обозначены литерами «NN». Упоминание о прославлении архиерея во святых дается на основании современных святцев, местных сведений (через историографию) и труда архиепископа Сергия (Спасского) «Полный месяцеслов Востока» (Т. 1–3. M., 1997). В списки включены также и временно управляющие кафедрами архиереи, а также назначенные на данную кафедру и нареченные епископами, но еще не возведенные во епископский сан (до их хиротонии), администраторы, не имевшие епископского сана, но управлявшие епархией по поручению архиерея той или иной кафедры или временно замещавшие кафедру в силу обстоятельств (их имена имеют приставку «в/у»). К каждой статье в случае необходимости присоединяются примечания. В них, в частности, обозначены возвышения епископов в архиепископы и митрополиты, важные вехи жизненного пути, кончина и увольнение на покой, уточняется датировка; в случае необходимости даются ссылки на источники или историографию и т. п. В ряде случаев в примечании приводятся цитаты из источников. При необходимости к славянским цитатам из древних источников дается их современный русский перевод.

Второй раздел основной части – Персоналия епископата Русской Православной Церкви от ее основания. Это алфавитный список иерархов Русской Православной Церкви за всю ее историю по 17 декабря 2006 года с указанием замещаемых ими кафедр и известных дат по каждой кафедре. Курсивом выделены имена епископов XX века, чьи послужные списки ограничены пребыванием на раскольничьих кафедрах; сами эти кафедры, а также имена епископов, бывших ранее в Православии, но закончивших свое служение на раскольничьих (обновленческих, григорианских и иных) кафедрах.

Далее следуют Приложения, в которые вошли публикации нескольких значительных документов и статьи, важные в методологическом отношении и посвященные значительным церковно-историческим проблемам.

«Введение...» основоположника настоящей работы M. Е. Губонина помещено в приложении 1, т. к. относится к неосуществленному из-за преждевременной кончины автора труду, в который должны были войти вслед за списками епископов по кафедрам биографические сведения об архиереях, тексты их избранных трудов, иконография и др.

Приложения 2 и 3 относятся к кафедрам и епископату древних епархий Константинопольского патриархата на современной канонической территории Русской Православной Церкви. В Персоналии древних кафедр представлены также и те древние архиереи, чьи кафедры позднее вошли в состав Русской Церкви и помешены в основную часть данной работы.

Приложения 4 и 5 составляют исследовательские статьи, посвященные проблемам истории начала Русской Церкви и иерархии, а также актуальным проблемам изучения древнерусской истории Церкви и ее иерархии.

Приложения 6, 7, 8, 9 представляют публикацию важнейших документов по истории иерархии Русской Православной Церкви эпохи великих гонений 1918–1930-х гг. Особое место занимают списки епископата, редактированные Святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея России.

В приложениях 10 и 11 представлены суммарные списки и персоналия епископата украинских расколов 1920-х – 1940-х гг. Их должно считать предварительными, приблизительными, ибо украинские расколы и их епископат не являлись специальной темой изучения.

Приложение 12 представляет собой публикацию небольшого по объему, но значительного для Истории Российской иерархии и принципиального в методологическом отношении труда архиепископа Тихона (Шарапова), относящегося к 1937 г. Это – памятник церковно-исторической науки XX века, созданный автором незадолго до его мученической кончины.

Приложением 13 является схема епархиального устроения Русской Православной Церкви от ее основания и по настоящее время. Это своего рода «генеалогическое древо», на котором представлены все самостоятельные кафедры Русской Православной Церкви за всю ее историю. Кафедры, оставшиеся викарными, указаны во вступительных статьях-аннотациях к спискам епископата самостоятельных кафедр.

Работу заключает библиография, которая, безусловно, не носит исчерпывающего характера. В нее не включены издания, содержание которых не нашло отражения в данной работе.

Составители не считают свой труд совершенным неуязвимым для критики. Совершенствование кафедральных списков может носить постоянный характер, и всегда может появиться новый материал, обогащающий, дополняющий настоящую работу, которая, конечно, должна быть продолжена. Особенно остро ощущают составители неполноту охвата открывшегося в последнее время архивного материала по истории иерархии в XX веке, который может пролить свет на многие частные вопросы, заполнить имеющиеся пробелы.

(П. Н. Г.)

* * *

Авторы-составители выражают глубокую благодарность за поддержку Комитету по связям с религиозными организациями города Москвы, депутату Московской Городской Думы М. И. Москвину-Тарханову, В. А. Филатовой.

Авторы работы выражают благодарность за содействие, консультации и практическую помощь проф. H. Е. Емельянову, проф. А. Б. Ефимову, док. ист. наук И. С. Чичурову, канд. ист. наук C. Н. Романовой, канд. фил. наук Ο. В. Косик, канд. ист. наук священнику Илье Соловьеву, канд. ист. наук А. Ю. Виноградову, канд. ист. наук священнику Александру Мазырину, Ю. С. Терентьеву, священнику Александру Троицкому, сотрудникам Синодальной библиотеки Русской Православной Церкви и Российского государственного исторического архива.

* * *

1

Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 1–4. M., 1918 (репринт: 1994). Вып. 3. С. 42; Вып. 4. С. 21–22.

2

См. «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943», M., 1994. M., 1994. C. 808–809.

Комментарии для сайта Cackle