Владимиро-Волынская

Основана в 991/992 г. митрополитом Леоном при Св. Равноапостольном князе Владимире.

Временно входила в каноническую юрисдикцию: Галицкой митрополии – в 1303–1308, 1345–1347, 1371–1378; Киево-Литовской митрополии – в 1356–1362, 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358, 360).

Отпадала в унию: 09.10.1596–1616, 08.1625–12.04.1795.

Воссоединена и упразднена в 1795 г. (вошла в состав Житомирской епархии).

Возобновлена 17.06 (по др. 08.06) 1891 как Житомирское викариатство.

Возобновлена вновь 19.12.1995 (01.01.1996) (выделена из Волынской и Луцкой епархии).

Именовалась: Владимирская;

с 1371 (по др. 1405) – Владимирская и Берестейская;

с 1616 г. – Владимирская и Брестская;

Владимиро-Волынская;

Владимиро-Волынская и Ковельская.


Фома Грек (990?)746
991/992 Стефан Болгарин747
Иоанн
Антоний
Аникита
Коприй
Геласий
1090 27.04.1094 Св. Стефан II748
27.08.1105 10.10.1122 Св. Амфилохий749
1123 1134(?) Симеон750
06.05.1135 1147 Феодор Скопец751
Лаврентий
Прокопий
Антоний II
04.1223 1230 Иоасаф752
1229 1265 Василий(1271)
1266 (?) Никифор Сатанило (Станило)753
1271 Косма754
12.1271 1287 Марк
12.1287 Евсигней (1288, 1301)755
1328 1353 Афанасий756
1358 (1359?) 1370 Иона757
1378 N.N.758
1388 1391 Афанасий II
1391 1405 в/у Иоанн II Гоголь
1405 Иоанн II Гоголь759
1414 15.11.1416 Герасим760
Весвасиан (?)
1451 Даниил (1441)
28.10.1452 1458 Даниил II, паки761
1458 1481 Никифор II
Порфирий (1470)
Феодосий (1485)762
Дамиан (25.01.1487)763
1487 1487 Вассиан
Мартиниан
1505 1512 Вассиан II
1513 09.1521 Пафнутий
09.1521 1523 (1526?) в/у Иона II, нареченный
1523 (1526?) 17.05.1535 Иона ІІ
05.10.1536 1537 в/у Геннадий764
1537 Геннадий (09.11.1547)
1546 Вассиан III
1548 1566 в/у Иоанн III Яцкович
Борзобогатый-Красеньский765
1566 в/у Иосиф (1558)766
1566 15.01.1580 Феодосий II Лазовский (Лазоревский)767
20.04.1580 1588 в/у Мефодий
Хребтович-Литаворович-Богуринский
1588 13.01.1593 Мелетий
Хребтович-Литаворович-Богуринский768
1593 24.12.1595 Ипатий Поцей (Потей)769
1616 1620 в/у Леонтий Карпович770
07.01.1621 08.1626 Иосиф (Иезекеиль) II Нехай-Арцыбеевич, кн. Кориатович-Курцевич771
07.07.1891 17.06.1902 Паисий Виноградов
14.07.1902 25.08.1906 Арсений Тимофеев772
25.08.1906 31.10.1908 Михей Алексеев
21.12.1908 28.02(13.03)1922 Сщмч. Фаддей Успенский773
1940 11(24)12.1941 Поликарп Сикорский774
09(22)07.1942 08.1943 Мануил Тарнавский775
19.12.1995 01.01.1996) 21.04(04.05)1996 в/у Симеон II Шостацкий776
21.04(04.05)1996 Симеон II Шостацкий777

* * *

746

Имя епископа Фомы встречается три раза на трех разных епархиях, причем во всех случаях точное время пребывания на кафедре не известно, но имя этого епископа стоит в начале списка, во всех трех случаях его относят к сомнительным. Летописное повествование о путешествии митрополита Михаила по Руси с четырьмя (или шестью?) епископами (это путешествие можно отнести и к 80-м гг. IX века – см. Митрополия России) и упоминание некоего епископа Фомы в разных епархиях приводят к следующему предположению. Не был ли епископ Фома одним из шести (или четырех) епископов-миссионеров, пришедших на Русь вместе с митрополитом Михаилом, подолгу бывшим в трех (или более) будущих епархиальных древнерусских городах. Уместно предположение, что еп. Фома мог подолгу пребывать в трех (или более) городах, устраивая местную церковную жизнь, после чего переходил в другой город (или был в миссионерских целях перемещаем митрополитом на другие кафедры).

По Н.Д. Девятисотлетие… с. 26. числится в сомнительных кроме того, им же в числе сомнительных упоминаются еще и следующие Владимиро-Волынские владыки: Аникита, XI в.; Антоний, XIII в., по-видимому, тот, что упоминается у нас после Прокопия); Васвасиан (?) XV в.; Геласий, XI в. (по-видимому, тот, что упом. у нас перед Св. Стефаном); Коприй, XI в. (по-видимому, тот, что упом. у нас как Кодриус); Лаврентий, XIII в. (по-видимому, тот, что упом. у нас после Феодора Скопца); Мартиниан, XV в. (по-видимому, тот, что упом. у нас между двумя Вассианами); Прокопий XIII в. (по-видимому, тот, что упом. у нас после Лаврентия).

747

Никоновская лет. сообщает: «Въ лѣто 6500/992 <…> Того же лѣта постави Леонтъ, митрополитъ Кiевскiй и всея Руси <…> въ Володимерь Стефана…» (ПСРЛ. Т. 9. С. 65).

748

До поставления во епископы – игумен Киево-Печерского, преемник преп. Феодосия.

Упоминается в Лаврентьевской лет. при перенесении мощей преп. Феодосия в 1091 г. «на другъуи же день собрашасѧ ѥпископи Ҽфрѣмъ ПІереѩславьскъуи Стеѳанъ Володимерьскъуи Іѽанъ Черниговьскъуи Маринъ Гоургевьскии игумени ѿ всѣхъ манастъуревъ с черноризци придоша и людье благовѣрнии и взѧша мощѣ Ѳеадосьевъу» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211–212.) (На следующий день собрались епископы – Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Черниговский, Марин Юрьевский. игумены от всех монастырей с монахами и люди благоверные собрались и взяли мощи Феодосиевы.) Упоминается епископом Суздальским Симоном в перечислении архиереев-выходцев из Киево-Печерского монастыря (Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики. M., 1999. С. 21).

О его кончине в Лаврентьевской лет. говорится: «В лѣто 1094. В сеже лѣто престависѧ епископъ Володимерскъуи СтеѲанъ месяца априлѧ въ кз днь въ часъ s нощи Бъувъ преже игуменъ Печерьскому манастъурю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 226). (В год 1094. В этот же год преставился епископ Владимирский Стефан 27 апреля в шестой час ночи. Был он прежде игуменом Печерского монастыря.) В Ипатьевской лет. указана иная дата кончины – 6603 (1095) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 218). Память – 27.04.

В списках архиереев по епархиям, помещенных перед Никоновской летописью, с епископа Стефана начинается список епископов Владимиро-Волынских: «Стефан; АнфилоѲiй; Симеонъ; Феодоръ; Гоголь; Герасимъ». (ПСРЛ. Т. 9. С. XXIII).

749

Упоминается в Лаврентьевской летописи дважды: впервые под 1105 г.: «В лѣто 1105 Постави митрополитъ епископа Анѳилофиа Володимерю месяцѧ августа въ 27 день» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280–281). (В год 1105 поставил митрополит епископом во Владимир Амфилохия 27 августа.); а второй под 1122: «В лѣто 1122 и Амфилофии престависѧ епископъ Володимерьскъуи». (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292). (В год 1122 преставился Амфилохий епископ Владимирский.) Это точные сведения о времени пребывания епископа Амфилохия на кафедре. Память – 10.10.

750

Первая дата в списке – дата поставления, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 293).

751

Сообщение о поставлении содержится в Лаврентьевской лет. под 1137 г.: «В лѣто 1137 Поставиша епископа Мануила скопца Смолиньску потомъ другого скопца Володимерю епископа Ѳеѽдора (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 304). Точная дата поставления еп. Мануила Смоленского – 1135 г. (см. соотв. сноску в статье Смоленская). Это позволяет и датой поставления Феодора признать тот же 1135 г. Сведения, позволяющие полностью принять эту версию, отсутствуют.

Упоминается в Ипатьевской лет. под 1147 г. среди епископов, членов собора, избравшего митрополитом Климента Смолятича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 341–342).

752

Под 1223 г. в Ипатьевской лет. представлен список последующих архиереев Владимиро-Волынской кафедры: «Въ лѣто 1223 Володимерьскъуи пискоупѣ бѣ бо Асафъ блжнъуи преподобнъуи стль Стое Горъу и потомъ бѣ Василѣи ѿ Стое Горъу и потомъ бѣ Микифоръ рекшийся Станило бывший слоуга Василковъ и потомъ Коузма кроткъуи преподобнъуи смиренъуи пискоупъ Володимерьскъуи» (В год 1223. Владимирский епископ был блаженный преподобный Иоасаф, святитель Святой Горы, потом – Василий из Святой Горы, потом был Никифор, называвшийся Станило, бывший слуга Васильков, потом – кроткий преподобный Косма смиренный епископ Владимирский.) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739–740). То есть последовательность соответствует настоящему списку.

О епископе Иоасафе там же, в Ипатьевской лет. сказано, что он пытался самовольно занять митрополичий стол, а в итоге лишился кафедры Владимирской и был переведен на кафедру Холмскую: «...Асафъ Воугровьскъуи иже скочи на столъ митрофоличь и за то свѣрженъ бъусть стола своего и переведена бъусть пискоупыа во Холмъ». («...Иоасаф Угровский, который занял престол митрополичий и за это был свержен со своей кафедры и переведен был епископом в Холм».) Летопись это событие относит к [далее текст отсутствует].

753

В БЭ (Τ. 3. C. 767) назван Сманило, что неверно.

754

По E. Е. Голубинскому (Ук. соч. Т. 1. 1-я пол. С. 671), упоминается в 1223 г.

755

Упоминается в Ипатьевской лет. в 1288 г. (см. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 912). Галицко-Волынская лет. являющаяся третьей составной частью Ипатьевской, имеет сдвиг в датировке в четыре года – события 1205 г. точно датируются 1201 г. и т. д. (см. Лихачева Ο. П. Летопись Ипатьевская // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 239). Поэтому упоминание под 1305 г. следует исправить на 1301 г.

756

Упоминается в Актах о поставлении епископов Руси среди кандидатов на поставление (см. Бибиков Μ. В. BYZANTINOROSSIKA. Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. 1. M., 2004. С. 510) и в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 205).

У Покровского (Ук. соч. С. 331) об еп. Афанасии читаем: «...прибег с Волыни...» на Москву и отправлен отсюда в Переславль-Залесский (как правящий, или лишь на жительство – не сказано). См. Переславль-Залесская.

757

По Н.Д. Иерархия... С. 400 – «... † 1370. Некоторые летописи кончину его относят к 1388 ... по другим же кафедра в 1370 г. была вакантна и на нее в 1378 г. был Св. Киприаном митрополитом Киевским хиротонисан епископ. <...>». Это сообщение восходит к самому митрополиту Киевскому: «...В Волынской земли колько лет стояла Володимерская епископия без владыки, запустошала: и аз владыку поставил и места исправил...» (из послания Св. Киприана игуменам – св. Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. 1378 г.) (Там же.).

758

Имя епископа не известно, см. сн. 12.

759

Первая дата – дата поставления По Воскресенской лет (ПСРЛ. Т. 8. С. 77). По Н.Д. «Девятисотлетие... С. 26, на кафедре с 1391 г. Вероятно, во время до хиротонии «нареченный».

760

Первая дата – по «Настольной грамоте», выданной митрополитом Св. Фотием (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. С. 27). Упоминается в Никоновской лет. в числе членов собора, из- бравшего митрополитом Киевским и Литовским Григория Цамблака (ПСРЛ. Т. 11. С. 223).

761

Рукоположен митрополитом Исидором, им же увлечен в унию, но скоро отверг ее и принят митрополитом Ионою в общение с Церковью (Девятисотлетие православия на Волыни. 992 – 1892. Ч. 1 – 2. Житомир, 1892. С. 27). Это подтверждает и «Прощальная грамота» митрополита Св. Ионы этому епископу (Акты исторические... Т. 1. С. 100–101).

762

Упоминается в духовном завещании священника церкви Святых мучеников Сергия и Вакха, датируемом 23.04.1485 (Акты, относящиеся к истории Западно-русской церкви // Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Τ. ХХІІІ. Вильна, 1908. С. 5).

763

H. Н. Дурново (Н.Д. Иерархия... С. 242, 400 и др.) пытается отождествить еп. Дамиана с еп. Мартинианом (в списке ниже), но никаких доказательств в подтверждение не приводит.

764

Нареченный.

765

Не был хиротонисан, а только наречен епископом Владимирским, т. е. правил епархией будучи светским лицом. Об этой выдающейся по разбойно-авантюристическому цинизму личности в ПБЭ приведены следующие яркие подробности «...После кончины Геннадия королевский привилей на Владимирскую епископию получил дворянин Иван Яцкович Борзобогатый Красенский, бывший войтом, ключником, городничим и мостовничим Луцким; он был женат, имел большое семейство. Это было время полного расстройства Православной иерархии в западной России... Борзобогатый управлял епископией 17 лет и успел значительно разорить ее. В 1565 г. выпросил у короля грамоту на Владимирскую епископию Холмский епископ ... Феодосий (Лазовский). У Борзобогатого ему пришлось отнимать епископский замок во Владимире пушками и двухтысячным «войском». Правил он своей епархией разбойничьим обычаем...» (ПБЭ. Т. 3. С. 768–769).

Имя Борзобогатого встречается в грамоте от 29.06.1565, из текста которой следует, что Борзобогатый должен Холмскому епископу Феодосию 1000 золотых, помимо кафедры (Акты, издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. Τ. XIX. Акты, относящиеся к истории бывшей Холмской епархии. Вильна, 1892. С. 125).

766

Соседний Луцкий епископ Иосиф (Иоасаф), занимавшийся церковно-административными делами епархии при Борзобогатом: «..По неимению... во Владимирской епархии действительного епископа, он рукополагал за все это время священников в названную епархию...» (Н.Д. Иерархия... С. 242).

767

Бывший епископ Холмский. Штурмом взял епископский замок и изгнал Иоанна Яцковича. Решение о передаче прав на епархию, по-видимому, было принято в 1565 г., о чем свидетельствует судебная грамота (см. сн. 21). Но в действительности епископ Феодосий вступил в управление не позже конца лета 1566 г., о чем говорится в выданной епископу Феодосию королевской охранной грамоты (Акты, издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. Τ. XIX. Акты, относящиеся к истории бывшей Холмской епархии. Вильна, 1892. С. 128).

768

Хиротонисан в 1588 г. с оставлением на той же кафедре, на коей пребывал в течение 8-ми лет как «нареченный».

769

По Н.Д. Иерархия... С. 401 – отпал в унию 09.10.1596 г. († в 1613 г.). В действительности принял унию ранее печально знаменитого собора в Бресте.

770

Наречен Иерусалимским Патриархом Феофаном, объезжавшим западную Россию, но не хиротонисан.

Архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 10.1625 прибыл в Москву, в 1626 г. участвовал в Соборе. 08.1626 стал епископом Суздальским. См. Владимирская. (Патриархи Московские. M., 2004. С. 75).

771

Покровский И. М. Ук. соч. Τ. 1. С. 421.

772

Родом турок (Бек-Мурза Алибаев). Кончил плохо: покончил жизнь самоубийством (в 1917 г.?); могила в Московском Донском монастыре срыта. (Близкий родственник печально знаменитого А. И. Введенского, обновленца).

773

По освобождении кафедры за переводом Михея (Алексеева) в Архангельск на нее 07.11.1908 был назначен настоятель русской придворной церкви в Баден-Бадене. архимандрит Стефан (Данилов). Однако 05.12.1908 по просьбе о. архимандрита, в связи с его болезненным состоянием, назначение было отменено с оставлением его на прежнем месте, а на Владимиро-Волынскую кафедру был определен ректор Олонецкой Духовной семинарии архимандрит Фаддей (Успенский). Арестован 11.1921.12(25)02.1922 приговорен к высылке «в распоряжение Патриарха Тихона с правом жительства только в одной из северных губерний РСФСР и Зап. Сибири....» Вторая дата – дата назначения на Астраханскую кафедру. После сщмч. еп. Фаддея (Успенского) древняя кафедра вдовствовала до 1940 г.

774

На некоторое время присоединялся к Русской Православной Церкви (по тактическим соображениям). Получил назначение на Владимиро-Волынскую кафедру. С приходом оккупантов вышел из юрисдикции Московской Патриархии и обратился к главе Польских автокефалистов митр. Дионисию (Валединскому) с просьбой благословить создание Украинской автокефальной церкви – вторая дата. Эту дату и следует считать окончанием пребывания в Русской Православной Церкви этого деятеля украинской автокефалии, «администратора» УАПЦ, последовательного, злобного русофоба и пособника оккупационных властей на Украине. С 1944 г. – в эмиграции, скончался в Париже в 1953 г.

775

Воссоединился из самочинной украинской автокефалии; хиротонисан в Почаевской Лавре архиереями Украинской автономной церкви, признававшими юрисдикцию Московского Патриархата – первая дата. В кон. 08.1943 убит бандеровцами, ворвавшимися ночью в его жилище (повешен в лесу близ Владимира-Волынского).

776

Архимандрит; ризничий Киево-Печерской Лавры.

777

Архиепископ с 27.04(10.05)2002.

Комментарии для сайта Cackle