Готская
Основана в 325 г.
Начало евангельской проповеди в Готии (в Тавриде) относится ко времени римских императоров Валериана и Галлиена; в 260 г. после набега на Малую Азию, в числе многочисленных пленных, захваченных готами, оказалось немало христиан, от коих и пошло первоначально распространение Христианства среди готов.
Вначале епархия сильно была заражена арианской ересью, конец которой в Готии был положен трудами Св. Иоанна Златоустого, окончательно обратившего их в Православие.
Местопребывание – в крепости Дори/Феодоро (совр. городище Мангуп-Кале, Крым), с 1725 г. – в г. Мариамполь (близ г. Бахчисарай, Крым), с 1779 г. – в г. Мариуполь. Епархия изначально располагалась на территории горной части Юго-Западного Крыма.
Возобновлена между 692 и 753 гг. Среди епархий Константинопольского Патриархата занимала степени: 56, 83, 114; в XI в. – 34-ю. В период латинского владычества над Константинополем (1204–1261) подчинялась Никейскому патриарху.
Под 1066 г. упоминается как архиепископия, с кон. XIII в. – как митрополия. 10.1368 патриарх передал митрополиту Готии как Патриаршему экзарху полномочия на управление Херсонской митрополией. В состав митрополии входили епархии Астильская, Оногурская, Ретегская, Хуалисская, Унонская, Хазарская, Кавказская.
В период междуархиерейства Готской епархией обычно управляли архиереи Херсонесско-Таврические.
По фирману от 07.02.1757 готские митрополиты получили всю полноту светской власти над крымскими христианами. С 14.03.1779 (дата указа имп. Екатерины II) – в составе Русской Православной Церкви
16.02.1786 вошла в состав Славянской (Екатеринославской, ныне Днепропетровской) епархии.
Именовалась: Томитанская и всей Готии;
Зихетская и всей Готии;
Феодориатская и всей Готии;
Скифопольская и всей Готии;
Готская и Кефайская;
с 1779 г. – Готфийская и Кефайская.
325 | Феофил1224 | |||
ок. 348–349 | до 370 | Улфила1225 | ||
Сельний1226 | ||||
370 | 372 | в/у Асхол Каппадокиец1227 | ||
ок. 397 | в/у св. Иоанн Златоуст1228 | |||
ок. 397 | 405 | Унила (409)1229 | ||
547 | NN | |||
547 | NN | |||
NN1230 | ||||
NN (VIII в.)1231 | ||||
754 | NN1232 | |||
754 | Св. Иоанн I | |||
760 | 26.06.791 | Св. Иоанн II1233 | ||
Никита (787)1234 | ||||
NN (1066–1067)1235 | ||||
Константин (1147–1156)1236 | ||||
Арсений1237 | ||||
Софроний (1292)1238 | ||||
Феодосий (1385) | ||||
Антоний (1386–02.1389) | ||||
1399 | 1410 | Иоанн III Оловолос | ||
Дамиан (1422–1428) | ||||
Константий (1587–1588) | ||||
Серафим (1635) | ||||
1639 | 1652 | Анфим1239 | ||
12.10.1652 | 1673 | Давид | ||
15.11.1673 | Мефодий | |||
13.05.1680 | Неофит | |||
21.06.1707 | Макарий | |||
23.12.1710 | 1721 | Парфений | ||
25.11.1725 | 1769? | Гедеон1240 | ||
Дорофей (1760) | ||||
23.04.1771 | 16.02.1786 | Игнатий Хазадинос1241 |
* * *
Упоминается среди участников 1 Вселенского Собора как епископ «Босфорский», с уточнением: из Готии (Н.Д. Иерархия... С. 237). По-видимому, отсюда он и появился в списке Готских святителей.
Однако у протоиерея С. Серафимова (Ук. соч. С. 11, прим.) читаем: «...первым епископом Готфии был, по Кеппену, Феофил, подписавший постановления первого Никейского Собора... Впрочем список иерархов Готфийских, передаваемый Кеппеном... не совсем верен: Феофил был епископом Готфии Задунайской...» (!).
Поначалу – «первый апостол готфов», затем (до 370 г. ) совратился в арианскую ересь. «...Полное обращение готфов... было делом Улфилы (318 – 388 гг.). Он трудился среди вестготов, но его влияние простиралось также и на остготов. Однако введенное им среди Г. Христианство имело арианскую форму...» Переводчик Св. Писания на готский язык. По Брокг.-Ефр. Нов. Энцикл. Слов. Т. 6. С. 382 – скончался в 388 г.
Арианин. Вместе с Улфилой переселился в Мизию. Вернулся в Православие попечением св. Иоанна Златоуста, но на епархию не возвращался.
Епископ Фессалоникийский. Сослан к готам во времена гонений императора Валента. За ревностную проповедь Христианства снискал похвалу св. Василия Великого и св. Амвросия Медиоланского (Макарий (Булгаков), архим. История христианства в России до Владимира. СПб., 1846. С. 69 – 70).
Поставлял готам пресвитеров, диаконов, чтецов, посылал миссионеров, подкрепляя их подвиг своими письмами, вплоть до поставления епископа Унилы (Макарий (Булгаков), архим. История христианства в России до Владимира. СПб., 1846. С. 73–74).
Хиротонисан Св. Иоанном Златоустом; возвратил готов в Православие. Преставился между 405 и 409 гг.
Современник императора Иустиниана Великого.
Вместе с мангупским князем возглавил восстание против хазар, был заточен, бежал.
Участвовал в Константинопольском лжесоборе при императоре Константине Копрониме, поддержал иконоборчество, за что возведен на митрополию Гераклейскую.
Исповедник; претерпел много мучений от иконоборцев. Участник второго Никейского Собора 737 г. Титуловался: архиепископ Феодори и всей Готии.
Участник седьмого Вселенского Собора.
Участник двух Поместных Соборов: в 1066 и 1067 гг. присутствовал (?) при Патриархе Иоанне Ксифилине.
Участник двух Соборов, созванных против патриархов-еретиков.
XIII в.
Участник Константинопольского Собора.
Даты даны по: Хартахай Ф. Христианство в Крыму. Симферополь, 1864 (где приводится татарская рукопись «Кырыма Гелен митрополитлерин беян этериз» («Делаем известие о пришедших в Крым митрополитах»), Рукопись исторически верна [Родионов M., прот. Ук. соч. С. 38]).
«...Он получил... из Константинополя фирман, дан ему турецким солтаном Мустафою в 1757 г., февраля 11 дня по прошению Константинопольского Патриарха Серафима, на право самовластного управления всеми Крымскими церквами и Христианами...» (Родионов M., прот. Ук. соч. С. 39–40).
Митрополит Игнатий Хазадинос – инициатор вывода христиан из мусульманской Тавриды в Азовскую губернию, перехода всех переселенцев (в массе греков) в российское подданство и поселения на вечные времена на землях, предоставленных им русским правительством. Последним безвозмездно «...прислано было 600 подвод из Азовской губернии, и греки, армяне и католики, сколько могло вместиться, отправились благополучно под предводительством митрополита Игнатия под охранением бессмертного Суворова, они направились в Азовскую тогда бывшую, а ныне Екатеринославскую (Днепропетровскую. – Сост.) губернию, где и поселились. Всех Христиан вышло из Крыма обоего пола 31.386 душ...» (Родионов M., прот. Ук. соч. С. 41). «...Вышедшие из Крыма греки основали и обселили 20 селений и 1 город Мариуполь. ... Название нынешнего Мариуполя позднее; а в Крыму город, который был обитаем греками мариупольскими (или точнее: предместье Бахчисарай), назывался Мариен, а по Кеппену – Марианополе. Да и ныне греки называют ... свой город Марианполь...» (Серафимов C., прот. Ук. соч. С. 14, 19, прим.).
По указу императрицы Екатерины II от 14.03.1779 на имя митрополита Игнатия предписывалось «...именоваться ему по смерть митрополитом Готфийским и Кафайским и иметь место под архиепископом Херсонским и Славянским...» В 1786 г. «...с кончиною достопамятного архипастыря прекратилось и существование в России епархии Готфийской и Кафайской... Церкви, к ней принадлежащие, перешли в ведомство епархии Славянской, впоследствии переименованной в Екатеринославскую (Днепропетровскую. – Сост.)...» Митрополит Игнатий «...погребен в устроенном им Харлампиевском соборе, как уверяют, сидящим во гробе, по обычаю греков...» (Там же. С. 19–20, 24–25). В труде прот. С. Серафимова на вклейке (между С. 24 и 25) воспроизведен портрет митрополита Игнатия Хозадиноса – последнего святителя былой Готфийской и Кефайской епархии, существовавшей на территории нашей страны без малого полтора тысячелетия.