Львовская

Галичская (Галицкая) епархия основана в 1134 г., когда Галич стал княжеским стольным градом (Петрушевич A. С. О соборной церкви в Галиче // Галицкий исторический сборник. 1853. Т. 1. С. 145). Н.Д. Девятисотлетие... С. 33, в качестве даты основания называет 1141 г., по митрополиту Макарию (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 2. С. 297) – «вновь учреждена или сделалась известной» в 1157 г.

Выделена из Владимиро-Волынской епархии.

Митрополия с 1303 г. (для юго-западных церковных областей), после того как Всероссийская митрополия переместилась во Вл. на Кл. (Павлов A. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV в. // Русское Обозрение. M., 1894. Кн. 3. С. 5; Н.Д. Иерархия... С. 241–360).

В общей росписи митрополичьих кафедр Константинопольского Патриархата, составленной в правление императора Андроника Палеолога Старшего (1282–1328) «...значится под № 81 и Галицкая с таким замечанием о ее начале: «Галич, бывшая русская епископия, возведен на степень митрополии императором Андроником Палеологом при Святейшем Патриархе Афанасии, в 6811 (1303) году»...» Из росписи русских епископий, подчиненных митрополиту Киевскому и всея Руси, «... к этой новой (Галичской. – Сост.) митрополии отделены были из прежней области Киевского митрополита пять епископий: Владимирская (на Волыни), Перемышльская, Луцкая, Туровская и Холмская...» (Павлов A. С. Там же. С. 5). Галицкие и Литовские князья многократно возбуждали перед Константинопольской Патриархией вопрос о создании на юго-западе Руси самостоятельного церковного центра. «...Князь Волынския земли совещает совет не благ, восхоте Галицкую епископию в Митрополию претворити...» Так говорит автор жития митрополита Петра и чуть ли не этими словами он первый дал нам известие о существовании Галицкой Митрополии в XIV веке; но этими же словами он дает намек, что прежде в Галиции не было других, кроме Всероссийских Митрополитов...» (Карпов Г Ф. Очерки из истории российской церковной иерархии XIV–XV столетий. M., 1864. С. 31).

Как митрополия существовала в 1303–1308, 1338–1347 и 09.05.1371 – 1409 гг.

Присоединена к Киевской митрополии в 1415 (по др. – 1474) г.

В состав Галицкой митрополии в 1371–1394 гг. входила Молдо-Влахия (Н.Д. Иерархия... С. 241).

В 1362 г. под покровительством польского короля было учреждено католическое архиепископство Львовское, в 1375 г. – в Галиче епископство Галичское, а также епископства Луцкое, Перемышльское и Каменецкое (Свитич Κ. А. Православная церковь в Польше и ее автокефалия // Православная церковь на Украине и в Польше в XX столетии (1917–1950 гг.). M., 1997. С. 89). Тем самым произошло узаконение католического прозелитизма на православных землях, вошедших в Польское королевство. В связи с этом в 1378 г. православная Галицкая кафедра была «...перенесена в местечко Клирос, где был сооружен Успенский собор...» (Н.Д. Иерархия... С. 360).

С 1539 г. кафедра была перемещена в г. Львов.

В 1700 г. отпала в унию.

Православная епархия была возобновлена параллельно униатской 03.1941. В 1946 г., по определению Львовского Собора, униаты воссоединились с Московским Патриархатом и влились в православную епархию.

Именовалась: Галицкая;

с 1371 г. – Галицкая, Волынская и Литовская;

с 1539 г. – Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская;

с 03.1941 – Львовская и Тернопольская;

с 15(28)12.1988 – Львовская и Дорогобычская;

с 1998 г. (?) – Львовская и Галицкая, паки.

Викарная кафедра: Кременецкая.


1134 Алексий (1141)2510
1157 Косма (1165)2511
Иона2512
Геронтий
Ефрем
Иоанн
Мелетий
Афанасий
Галактион (1203) (?)2513
1241 Артемий (1235)2514
Петр (1244–1246)?2515
Марк (1287)2516
Иосиф (1292)2517
Антоний(1295)
Зосима2518
Григорий (08.03.1301)2519
1303 1305 Нифонт2520
Игнатий2521
Дорофей2522
Гавриил (1331 ?)2523
05.1329 1347 Феодор2524
(? 08.1347 Исидор)2525
1363 1391 Антоний II2526
1391 1391 в/у Симеон2527
1391 1393 в/у Иоанн II Баба2528
1397 в/у Михаил (1392–1397)2529
в/у? Иоанн II Баба (1394–1397)
1398 Иоанн II Баба
1404 в/у Игнатий II Крехович (1413)2530
Иоанн III(1414–1415)
Адам
в/у Василий Плетенский (1514)
в/у Исаакий Гдашицкий (1522–1526)2531
05.08.1535 в/у Иакинф Сикора (1533/1534)2532
(1535 1535 в/у Иосиф II Гошовский )2533
01.08.1535 23.10.1539 в/у Макарий Тучапский2534
23.10.1539 1548 Макарий Тучапский
1548 1549 Онисифор Петрович-Девочка или Девочий, Девоча2535
1549 1568 Арсений Балабан2536
08.1569 1576 Иона IV Лопатка-Осталовский2537
10.1576 10.07.1607 Гедеон Балабан2538
01.1608 01.03.1641 Иеремия Тиссаровский2539
17.11.1641 18.09.1662 Арсений II Желиборский2540
02.1664 03.05.1666 Афанасий II Желиборский2541
1667 30.04.1668 в/у Иеремия II Свистельницкий
30.04.1668 1676 Иеремия II Свистельницкий2542
1676 05.05.1700 Иосиф III Шумлянский2543
17(30)03.1941 1944 Пантелеимон Рудык2544
09(22)04.1945 06(19)04.1951 Макарий II Оксиюк2545
14(27)12.1951 07(20)08.1952 Фотий Топиро2546
02(15)11.1952 10(23)07.1956 Панкратий Кашперук2547
10(23)07.1956 18(31)05.1960 Палладий Каминский2548
02(15)09.1960 02(15)10.1964 Григорий II Закаляк
02(15)10.1964 25.09(08.10)1965 Дамиан Марчук2549
18(31)10.1965 10(23)11.1983 Николай Юрик2550
10(23)11.1983 31.08(13.09)1989 Никодим Руснак2551
31.08(13.09)1989 28.03(10.04)1990 Ириней Середний2552
28.03(10.04)1990 04(17)04.1990 в/у Андрей Горак
05(18)04.1990 01(14)09.1992 Андрей Горак2553
03(16)09.1992 06(19)09.1992 в/у Августин Маркевич2554
07(20)09.1992 Августин Маркевич2555

Льговская, обн.

Основана в 1928 г.

Именование – по г. Льгов (Курская область).

Курское викариатство.

Упразднена 03(16)12.1932.


1928 1929 Алексий Щербаков
05.1929 08(21)05.1931 Николай Соколов II
02(15)02.1931 19.06(02.07)1931 Феодор Лукин2556
13(26)06.1931 22.11(05.12)1932 Петр Орлов2557

* * *

2510

В списке Галицких архиереев, опубликованном в «Галицком историческом сборнике» (Львов, 1853. С. 145), имя Алексия стоит первым. Авторы опирались на латинскую рукопись начала XVIII в. из библиотеки Перемышльского униатского собора. Поскольку имя первого иерарха на Галицкой кафедре фигурирует в труде местных, львовских авторов, то нет никаких оснований пренебрегать сообщением старого (полтора столетия) местного происхождения. У Н. Д. Девятисотлетие... С. 33, имя епископа Алексия открывает список.

2511

По Воскресенской лет., поставлен в 1157 г. (ПСРЛ. Т. 7. С. 66). По Ипатьевской лет., в 1165 г. сопровождал будущего Византийского императора Андроника Комнина при его возвращении из Галича в Константинополь (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 524–525). Имя этого епископа встречается также в списке Галицких архиереев, опубликованном А. Петрушевичем со ссылкой на сочинение («История Унии» ?) каноников М. Гарасевича и В. Левицкого (Петрушевич А. О Галицких епископах со времен учреждения Галицкой епархии даже до конца XIII века // Галицкий Исторический сборник, издаваемый Обществом Галицко-Русской матицы. Выпуск II. Число 19. Львов, 1854. С. 3). Список этот выглядит следующим образом: Косма, Галактион митрополит (ок. 1203 г.), Артемий, Петр архиепископ (ок. 1244 г.), Иосиф митрополит (ок. 1292 г.), Антоний митрополит (ок. 1295 г.).

2512

По Н.Д. Иерархия... С. 134, известен «лишь по синодикам», также как и следующие: Геронтий, Ефрем, Иоанн, Мелетий, Афанасий, Зосима, Игнатий и Дорофей.

2513

Имя этого архиерея упоминается в грамоте князя Романа Галицкого, датированной 1240 г.: «... Се аз князь Роман Галицкий, Киевский, Владимерский, Луцкий и иных земель Русских обладатель ... Монастырю Печерскому, по своих душах и родителей наших, землю Забудецкую с людьми и с пошлинами на деревнях, рубежах четырех человеков, и со всеми приходами ... А на то послухи князь Федор Ростовский, да Митрополит Галицкий Голохтион, да дьяки наши Ванько и Герасим и на твердость того печать мою к сему листу приложили» (Петрушевич А. О Галицких епископах со времен учреждения Галицкой епархии даже до конца XIII века // Галицкий Исторический сборник, издаваемый Обществом Галицко-Русской матицы. Выпуск II. Число 19. Львов, 1854. С. 95–96). В 1240 г. князя по имени Роман в Галиче не было, в это время в Галиче правил Даниил Романович. В. Левицкий считает, что время написания грамоты следует отнести к периоду правления отца Даниила Галицкого – князя Романа, погибшего в 1205 г. (Там же). Но в этот период не было никакого князя Феодора Ростовского (впрочем, также как и в 1240 г.). Разумеется, не было в это время и никакого митрополита Галицкого. А. Петрушевич на основе этих несообразностей, а также на основе того, что текст грамоты содержит в себе речевые вставки из более позднего времени, делает вывод о подложности этой грамоты. (Там же. С. 4) Подложной эту грамоту считает также и митрополит Макарий (Булгаков). (Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 3. С. 414). Историческая ситуация вокруг Киева в 1240 г. противоречит самой возможности возникновения проблем, которые решаются при помощи подобной грамоты. И все же нельзя исключить, что некоторые сведения грамоты, тем более в отношении церковной власти, соотносятся с реальностью.

2514

Упоминается в Ипатьевской летописи под 1235 г. как противник князя Даниила Галицкого (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 774–778). В 1241 г. удалился из города при приближении войск князя Даниила (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 791–794).

2515

Митрополит Евгений (Болховитинов) сообщает, что Петр упоминается в Истории, написанной монахом Матфеем Парижским, жившим до 1259 г. Этот архиерей писал книгу о происхождении татар, рукопись книги находится в Англии (Митрополит Евгений (Болховитинов). Словарь писателей духовного чина. СПб., 1827. Т. 2. С. 155). Он включен в список епископов русских митрополитом Евгением на том основании, что титул его был «Archiepiscopus de Russia». По мнению А. Петрушевича, он мог быть католическим епископом, поставленным в Риме для русских католиков (Петрушевич А. О Галицких епископах со времен учреждения Галицкой епархии даже до конца XIII века // Галицкий Исторический сборник, издаваемый Обществом Галицко-Русской матицы. Выпуск И. Число 19. Львов, 1854. С. 6). Это мнение представляется малоосновательным, ибо дата начала католической епархии хорошо известна.

2516

Упоминается с титулом митрополита как свидетель в грамоте князя Льва Даниловича боярину Неруну на село Страшевичи, датированной 04.01.1287 (Петрушевич А. О Галицких епископах со времен учреждения Галицкой епархии даже до конца XIII века // Галицкий Исторический сборник, издаваемый Обществом Галицко-Русской матицы. Выпуск II. Число 19. Львов, 1854. С. 159). Петрушевич считает эту грамоту подложной (Там же. С. 87). Полагаем, что некоторая часть информации в подобных документах была доброкачественна. Отметим, что всем архиереям, упоминаемым в подобных текстах, находится «свободное место» в хронологической лестнице Львовской (Галицкой) кафедры. Помещаем их имена в списке условно.

2517

Упомянут в 1292 г. (Блажейовський Д. Іерархія Киівськоі Церкви. Львів, 1996. C. 102 с ссылкой на Pelescz J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom. 2 vols. Wien. 1878–1880).

2518

Н.Д. Девятисотлетие... С. 33.

2519

Упоминается в 1301 г. (Блажейовський Д. Іерархія Киівськоі Церкви. Львів, 1996. C. 102 с ссылкой на Pelescz J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom. 2 vols. Wien. 1878–1880). В дарственной грамоте князя Льва Даниловича говорится: «...дали ... мытрополигу нашему Грыгорию и по немъ будучимъ аръхиепископомъ ... А при томъ бысть митрополитъ киевскы Кѣпрелян, владык Премискы Ларишн.... Четвертокъ месяца марта въ осмый день лѣта шосто и тисече шемьсот деватого» (08.03.1301) (Петрушевич А. О Галицких епископах со времен учреждения Галицкой епархии даже до конца XIII века // Галицкий Исторический сборник, издаваемый Обществом Галицко-Русской матицы. Выпуск 11. Число 19. Львов, 1854. С. 147–149). Одновременно с еп. Григорием упоминаются митрополит Киевский Киприан, деятельность которого относится к середине XIV в., а также епископ Перемышльский Иларион, которого А. Петрушевич считает вымышленным (Там же. С. 87–88). Возможно, что датировка грамоты ошибочна (т. к. если отнести грамоту ко времени святительства митрополита Киприана (1375 г.). το близко к этому времени на Перемышльской кафедре был епископ по имени Илларион). Возможна контаминация имен реальных исторических лиц, живших в разные эпохи. Полностью отрицать существование реального еп. Григория на Галицкой кафедре невозможно. Помещен в список условно.

2520

Упоминается в письме польского короля Казимира к Патриарху Константинопольскому Филофею от 1371 г. как первый митрополит Галицкий: «От века веков Галич славился во всех странах митрополиею и был престолом митрополитов от века веков. Первый митрополит нашего благочестия был Нифонт, второй митрополит – Петр, третий митрополит – Гавриил, четвертый митрополит – Феодор. Все они были на престоле Галича» (Памятники древнерусского Канонического права. M., 1920. Стб. 126). Обоснование датировки основания митрополии – 1303–1304 гг. см.: Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. M., 1995. Т. 3. С. 520.

2521

Н.Д. Девятисотлетие... С 34.

2522

В письме короля Казимира (см. сн. 11) как второй митрополит Галицкий упоминается Св. Петр Волынянин. Проф. A.C. Павлов высказывает о Св. Петре следующее примечательное соображение: «...по первоначальному житию св. Петра он есть одно и тоже лицо с бывшим волынским игуменом Петром, избранным тамошним князем на митрополию... и следовательно, нет никакого основания отличать его от... Галицкого митрополита Петра. ... Местом первоначальной деятельности его в сане митрополита была именно волынская и киевская земля. Ввиду этого последнего обстоятельства позволительно высказать догадку, что св. Петр первоначально был поставлен в Галицкие митрополиты, а потом уже признан Всероссийским...» (Павлов A. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии. M., 1894. С. 8, 9). Это мнение не может быть признано состоятельным, ибо Галицкий митрополит не мог иметь отношения к Владимиру-на-Клязьме, где уже была тогда кафедра Киевских митрополитов. Не могло быть и перехода митрополита с Галицкой кафедры на Киевскую, ибо это были две митрополии, ориентированные на совершенно различные политические центры. Как пишет Н.Д. Дурново, «по одним историческим данным был поставлен в митрополита Галицкого, а по другим лишь предназначался, но хиротонисан был в 1308 г. в митрополита Киевского и всея России...» (Н.Д. Иерархия... С. 359). Видимо, светскою властью предполагалось поставление Св. Петра на митрополию Галицкую с претензией на всероссийскую митрополию, но он был поставлен в Константинополе на Всероссийскую (Киевскую) кафедру (см.). Поэтому в список Галицких иерархов имя Св. Петра не внесено.

2523

Упоминается в письме короля Казимира как третий митрополит Галицкий (См.: сноска 11).

2524

Упоминается в 1328 г. в «Актах о поставлении епископов Руси» (Acta electionis episcoporum Russiae // Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. Wien. 1975. T. I. S. 602–608) как кандидат на кафедру; здесь же сообщается, что был избран (Бибиков М.В. BYZANTINOROSSIKA Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. I. M., 2004. C. 158, 575). Упоминается в Новгородской Четвертой лет. под 1331 г. в числе епископов, участвовавших в поставлении новгородского архиепископа Василия вместе с митрополитом Феогностом (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 404). По Н.Д. Иерархия... С. 359–360 «... Феодор хиротонисан был во епископа в мае 1329 г.... В августе 1331 г. Феодор упоминается в числе Галицких епископов, подчиненных Св. Феогносту, митр. Киево-Московскому. ... Феодор упоминается в сане епископа до 1338 г. ... В 1338 г. епископ Феодор будто бы скончался ... другие же определяют 1338 г. временем возведения Феодора в митрополита Галицкого. ... В 1345 г. Константинопольский Патриарх Иоанн XIV Калека поставил Галицкого Митрополита, каковым и полагают Феодора (быть может, соименного Галицкому епископу); 15 августа 1347 г. он был вызван на суд в Константинополь, a 1 сентября митрополия закрыта...» Можно предположить наличие двух одноименных архиереев – епископа Феодора (05.1329–1338) и митрополита Феодора (1345–01.09.1347) – но это маловероятно.

2525

Самовольно восхитил сан митрополита и поэтому в 1347 г. был отозван в Константинополь (Acta Patriarchatus Constantinopolitani МСССХѴ-МССССІІ / ed. by Franciscus Miklosich and Josefus Müller. Vol. 1. Wien, 1860, на которые ссылается и Блажейовський Д. Іерархія Киівськоі Церкви. Львів, 1996. С. 104).

2526

Митрополит с 1371 г. (См. Соборное деяние о епископе, пришедшем из Малой России, Кир Антонии, поставленном в митрополита Галицкого: «Так как святейшая митрополия Галицкая с давних уже пор вдовствует без своего архиерея и необходимо было поставить ей митрополита для утверждения Божественных заповедей Христовых и умножения чрез то и приращения христианского народа, то мерность наша вместе с священным Божественным Собором, принимая это во внимание, рассудила определить архиерея в сию святейшую митрополию Галицкую. И как пришедший оттуда боголюбезнейший епископ Кир Антоний, чрез долгое время пребывания своего здесь засвидетельствоваший верность свою, по сделанном ему точном испытании, исследовании и дознании был избран и признан по суду соборному способным и достойным первенства и председательства в святейшей митрополии Галицкой, то он и сделан из епископа митрополитом сей митрополии соборным решением святейших и достопочтенных архиереев...» (Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 4. M., 1996. Приложения. С. 429). До поставления в митрополиты Антоний уже был епископом в Малой России, но неизвестно, на какой епархии. Так как в это время епископа с именем Антоний на других западно-русских кафедрах не было, предполагаем, что Антоний до поставления в митрополиты занимал Галицкую кафедру, но как епископ. Это соответствует данным Н.Д. Девятисотлетие... С. 34, где показан год хиротонии епископа Антония – 1363.

2527

Под 1391 г. в протоколах Константинопольской Патриархии имеется запись о посылке грамоты к иеромонаху Симеону в Галицкой (Малой) Руси, чтобы он управлял епархией до поставления нового епископа (Памятники древнерусского Канонического права... Стб. 232).

2528

Епископ Луцкий. В Патриаршей грамоте к митрополиту Киприану, датированной 10.1393, сказано: «...Низложи как за прежние вины ... в особенности за эту последнюю, что он вторгнулся в другую церковь, именно – в Галицкую митрополию. Ибо он не только владел ею около, но, когда его призывали прийти сюда и выйти из корабля, сказал: «Галич дан мне королем, который есть местный государь и властитель; мне не доставало только Патриаршего благословения, но я получил его, и больше ни в чем не нуждаюсь. Что мне делать на соборе? Пойду в Галич, в свою церковь». Благословением, в смысле назначения и перемещения, называет он то благословение, которое, в первый приход свой к нам на поклон, получил он, как простой христианин, наравне с сопровождавшими его подручниками». (Памятники древнерусского Канонического права... Стб. 264) Следовательно, Иоанн занял Галицкую кафедру при прямой поддержке светской власти, без благословения Патриарха, за что был низложен. Но, поддерживаемый королем, продолжал занимать кафедру. Об этом есть свидетельство в Патриаршей грамоте к королю Ягайло, где о «луцком епископе Иоанне говорится, что «как только увидит архиепископа Вифлеемского... должен идти к своему митрополиту, припасть перед ним и, получив от него благословение и разрешение, отправиться сюда (в Константинополь. – Сост.)». (Памятники древнерусского Канонического права... Стб. 300) Следовательно, Иоанн продолжал оставаться на кафедре. В 1398 г. он обещал королю в случае утверждения его митрополитом 200 гривен и 30 коней (Акты, относящиеся к истории Западной России. Τ. 1. СПб., 1846. С. 27). Данных, подтверждающих, что Иоанн получил сан митрополита, нет. Но в Никоновской лет. под 1414 г. говорится о соборе против митрополита Киевского и всея России Св. Фотия, на котором присутствовал Иоанн Галицкий, именуемый епископом (ПСРЛ. Т. 11. С. 223). Одно и то же это лицо или разные лица, определенно сказать невозможно. Исследователи (митр. Макарий (Булгаков), H. Н. Дурново) признают их тождество. Можно предположить, что либо Иоанн покаялся и был прощен митрополитом и Патриархом и был поставлен епископом (а не митрополитом) Галицким, либо он продолжал самовольно занимать кафедру. В последнем случае непонятно участие неканонического епископа в Соборе. Это противоречие могло бы быть разрешено предположением о давлении светской власти, но Галицкая епархия не входила в Литовское государство, а принадлежала Польше. С другой стороны, в пользу того. что Иоанн занимал кафедру самовольно, говорит отсутствие его имени при повествовании о соборе против митрополита Св. Фотия в других летописях.

2529

Митрополит Вифлеемский, с правами Экзарха Константинопольского патриарха. Послан на Русь в 1393 г. для разбора различных нестроений в Русской Церкви, причем ему поручалось соответствующие епархии и урегулировать конфликт на месте (Памятники древнерусского Канонического права... Стб. 284–292). Но только в 1397 г. этому же архиепископу была дана грамота с повелением идти в Галич и уладить все нестроения в епархии (Памятники древнерусского Канонического права... Стб. 292–298).

2530

Игнатий (Крехович), упоминаемый в 1413 г., был администратором митрополита Киевского в Галицкой епархии (Блажейовський Д. Іерархія Киівськоі Церкви. Львів, 1996. С. 106, со ссылкой на Lewicki A. Sprawy Unii koscielnej? In «Kwartalnik Historyczny»). Возможно, он был представителем канонической власти в епархии в то время, когда кафедру занимал епископ Иоанн.

2531

Архимандрит Львовского Свято-Георгиевского монастыря. В 1522 г. получил от короля привилей на управление Галицкой епархией. В 1526 г. его статус временно управляющего епархией был подтвержден митрополитом Иосифом (Окружная грамота Киевского митрополита Иосифа Галицко-Русскому духовенству и мирянам о признании Львовского архимандрита Исаакия Гдашицкого наместником Галицкой митрополии //Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 2. СПб., 1848. С. 168–169).

2532

Иакинф (Яцко) (Сикора) был поставлен вместо защитника Православия Исаакия (Гдашицкого), был ставленником латинского аркибискупа, проводил пролатинскую политику, чем вызвал недовольство православных, пытавшихся добиться его удаления (Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 5 С. 140, с ссылкой на Supplementum ad Historica Russiae Monumenta). Из-за своих антиправославных и антицерковных действий в 1533–1534 гг. он был отлучен от Церкви (Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 5 С. 449. Komm. 103, со ссылкой на Akta grodzkie i ziemskie z czason Rzeczypospolitej Polskiei z Archiwum t. z. Bernardynskiego we Lwowie.Wyd. X. Liske. A. Prochaska. T. 10. № 542. S. 37). Был заменен Макарием (Тучапским), о чем говорит король в письме к Перемышльскому епископу Лаврентию и дворянину Рагозинскому от 5.08.1535 (Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 5. С. 141, со ссылкой на Supplementum ad Historica Russiae Monumenta).

2533

Архимандрит. Недовольные Иакинфом (Сикорой) православные обратились к митрополиту с просьбой отдать их в опеку Перемышльскому епископу Лаврентию. Но митрополит признал это неудобным и назначил в качестве своего наместника попа Гошовского (Там же). Этот священник при пострижении принял имя Иосифа. После трех месяцев управления вызвал недовольство галичан, которые избрали на его место Макария (Тучапского) (Королевская грамота Львовскому латинскому архиепископу, чтобы он не препятствовал наместнику Галицкой митрополии, Галицкому архимандриту Иосифу // Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 2. СПб., 1848. С. 336).

2534

Был избран галичанами вместо Иосифа и Сикоры. Его кандидатура была поддержана митрополитом и королем, причем последний поручил ввести Макария в должность не Львовскому аркибискупу, а Перемышльскому епископу (Королевская грамота Перемышльскому епископу Лаврентию и дворянину Андрею Рагозинскому о введении Львовского гражданина Макария Тучапского в должность наместника Галицкой митрополии // Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 2. СПб., 1848. С. 338). По просьбе православных был поставлен епископом 23.10.1539 (Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 5. M., 1996. С. 143).

2535

«...Некоторые полагают, что Онисифор Девочка (Девоча) был, после... Макария Тучапского, еписк. Львовским, откуда был избран на митр. Киевскую...» (Н.Д. Иерархия... С. 240).

2536

Львовский дворянин Марк Балабан был назначен преемником епископа Макария еще при жизни последнего. Был поставлен в 1549 г. Скончался до 16.06.1569, наиболее вероятно – в 1568 г. (Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. К.Н. 5. M., 1996. С. 147, 218).

2537

В миру Иоанн. Поставлен в 1569 г. на место скончавшегося епископа Арсения. Скончался в 1576 г. (Там же. С. 218).

2538

Принимал участие в управлении епархией в 1566 г. еще при жизни отца – Арсения Балабана. Был поставлен епископом в 1569 г., но кафедру не занимал. Занял кафедру только после смерти епископа Ионы Осталовского в 1576 г. (Там же. С. 193; Н.Д. Иерархия... С. 240). Д. Блажейовский (Блажейовський Д. Іерархія Киівськоі Церкви. Львів, 1996. С. 189–190, с ссылкой на Monumenta Ucrainae Historica. Roma. 1964–1975) утверждает, что в 1595 г. Гедеон Балабан принял унию с Римом. Но этот историк-униат умалчивает о верности епископа Гедеона Православию на Соборе в Бресте в 1596 г., когда он вместе с Перемышльским епископом Михаилом Копыстенским отверг унию. Он же после Собора взял на себя подвиг окормления всех сохранивших верность Православию на Украине и в Литве (См. Киевская). 4 августа 1597 назначен экзархом Киевской Митрополии Александрийским патриархом Мелетием Пигасом. Вторая дата – дата кончины.

2539

С 1631 г. – Экзарх Константинопольского патриарха в Южной России. Вторая дата – по: Покровский И. М. Ук. соч. С. 439).

2540

Там же. С. 439, 467.

2541

Фамилия Афанасия – Желиборский (Покровский И.М. Ук. соч. С. 439, 467) – сомнительная.

2542

Ставленник Православных братств и населения, выдвинутый в противовес униатствующему и бесчинствующему Иосифу (Шумлянскому). Иеремия «...не раз был отстраняем от епархии, которая была представляема избранному в одно время с ним Иосифу Шумлянскому...» (Н.Д. Иерархия... С. 135). Одно время (после Варшавского суда 1670 г.) они управляли епархией раздельно: Шумлянский – западной частью, Свистельницкий – восточной (ПБЭ. Т. 6. С. 309–310).

2543

Принял унию 05.05.1700 в Варшаве. «...Самое право на Львовскую епархию купил обещанием королю Яну III Собескому, бывшему фанатичным католиком и таким же гонителем Православия, принять унию и обратить всю епархию свою в унию...» Предполагается, что Шумлянский тайно принял унию уже в 1677 г. «...Деятельность его, по общему признанию и русских и даже польских историков, представляет самый темный эпизод в истории западно-русской Церкви...» (ПБЭ).

2544

Во время оккупации архиерей Украинской временной церковной автономии в юрисдикции Московской Патриархии. Архиепископ с 1944 г. (?) По ММЛ РПИ, первая дата иная: «16 марта 1941 года» (стиль?). Еп. Пантелеимон (Рудык) в конце 1941 – 1943 гг. был временно управляющим в Киеве, затем был в эмиграции, примкнул к РПЦЗ, но воссоединился с РПЦ 20.02(05.03)1959 и был назначен на Канадскую кафедру (его прошение и решение Св. Синода, в котором он именован архиепископом, – ЖМП. 1959. № 6. С 40–41). В Епархии и архиереи РПЦ... С. 30, неправомерно показан на кафедре по 1945 г.

2545

Архиепископ с 08(21)04.1946. С 02(15)05.1951 – в юрисдикции автокефальной Польской Православной Церкви. С 25.06(08.07)1951 – митрополит Варшавский и всея Польши, предстоятель автокефальной Польской Православной Церкви. Скончался 17.02(02.03)1961.

2546

Архиепископ. Вторая дата – дата кончины.

2547

Архиепископ.

2548

Архиепископ с даты назначения.

2549

Архиепископ с 28.08(10.09)1965.

2550

Архиепископ с 05(18)04.1966. Митрополит с 04(17)06.1971. Вторая дата – определение на покой. Скончался 18.09(01.10)1984.

2551

Одновременно в/у Харьковской епархией с этой даты. Митрополит с 27.03(09.04)1985 г.

2552

Архиепископ.

2553

Из вдовых протоиереев; уклонился в «филаретовский раскол». Вторая дата – лишение сана.

2554

Из протоиереев; настоятель Свято-Ольгинского храма в Житомире.

2555

В тяжелейших условиях восстановил разоренную при его предшественнике-«филаретовце» древнюю епархию. Архиепископ с 15(28)07.2000.

2556

Далее на священнических местах в г. Задонске и др.

2557

Скончался от малярии – вторая дата.

Комментарии для сайта Cackle