Московская
Патриаршая Область после кончины Патриарха Адриана в 1700 г. и кончины Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Стефана Яворского с 1721 г. по 1742 г. имела лишь временно управляющих.
В 1742 г. восстанавливается Московская епархия (митрополия).
«...С переименованием в 1742 году Московской Патриаршей, а затем Синодальной, Области в Московскую епархию, кафедре московского епархиального архиерея положено быть в Архангельском соборе, который и оставался кафедральным до 1883 года, когда кафедра перенесена была в собор Христа Спасителя. Большой Успенский собор оставлен был по-прежнему первопрестольным, верховным собором Московским и Всероссийским...» (Н.Д. Иерархия... С. 215).
В 1799 г. к ней в качестве викариатства присоединяется существовавшая с 1350 г., упраздненная и возобновленная Коломенская епархия.
В 1917 г., в связи с восстановлением Патриаршей власти, Москва вновь становится Патриаршим стольным градом, в епархия Московская – Патриаршей Областью, управляемой Патриаршими Наместниками, в звании митрополитов Крутицких (с 1920 г.). После захвата храма Христа Спасителя обновленческими раскольниками Патриаршим и Московским кафедральным собором почитался собор бывшего Крестовоздвиженского монастыря на Воздвиженке, затем храм Богоявления в Дорогомилове, далее – храм Покрова в Красном Селе и храм Богоявления в Елохове.
С 2000 г. кафедральным собором вновь является Храм Христа Спасителя.
Именовалась: Патриаршая область;
с 14.02.1721 – Синодальная область;
с 01.09.1742 – Московская и Владимирская;
с 10.03.1748 – Московская и Севская;
с 13.01.1764 – Московская и Калужская;
с 16.10.1799 – Московская и Коломенская;
с 21.11.1917 – Патриаршая область.
Викарные кафедры: Орловская, Дмитровская, Можайская, Волоколамская, Серпуховская, Верейская, Коломенская, Подольская, Богородская, Егорьевская, Звенигородская, Клинская, Сергиево-Посадская, Бронницкая, Каширская, Орехово-Зуевская, Воскресенская, Вышегорская, Зарайская, Солнечногорская, Истринская, Одинцовская, Красногорская, Раменская, Видновская, Люберецкая, Троицкая.
Наместники Патриаршей (Синодальной) области
16.10.1700 | – | 16.12.1701 | – | в/у Трифиллий Инихов2767 |
16.12.1701 | – | 14.02.1721 | – | в/у Стефан Яворский2768 |
27.01.1719 | – | 14.06.1721 | – | в/у Игнатий II Смола2769 |
14.06.1721 | – | 23.08.1721 | – | в/у Григорий Грек2770 |
23.08.1721 | – | 03.03.1722 | – | в/у Арсений Грек2771 |
03.03.1722 | – | 09.11.1731 | – | в/у Леонид Петровский2772 |
29.11.1731 | – | 08.04.1735 | – | в/у Иоаким ІІ2773 |
08.04.1735 | – | 18.05.1739 | – | в/у Вениамин Сахновский Серб2774 |
29.07.1739 | – | 01.09.1742 | – | в/у Митрофан Слотвенский (Слатвенский)2775 |
Архиепископы и митрополиты Московские
01.09.1742 | – | 10.06.1745 | – | Иосиф Волчанский2776 |
10.06.1745 | – | 14.04.1748 | – | в/у Платон Малиновский2777 |
14.04.1748 | – | 14.06.1754 | – | Платон Малиновский2778 |
14.06.1754 | – | 25.01.1758 | – | в/у Иларион Григорович2779 |
22.10.1757 | – | 18.04.1767 | – | Тимофей Щербацкий (Щербак)2780 |
18.04.1767 | – | 18.01.1768 | – | в/у Амвросий Зертис-Каменский2781 |
18.01.1768 | – | 16.09.1771 | – | Амвросий Зертис-Каменский2782 |
16.09.1771 | – | ? | – | в/у Геннадий Драницын2783 |
? | – | 20.01.1775 | – | в/у Самуил Миславский |
20.01.1775 | – | 13.07.1811 | – | Платон II Левшин2784 |
13.07.1811 | – | 19.02.1818 | – | в/у Августин Виноградский2785 |
19.02.1818 | – | 03.03.1819 | – | Августин Виноградский2786 |
15.03.1819 | – | 29.06.1821 | – | Серафим Глаголевский2787 |
03.07.1821 | – | 19.11.1867 | – | Св. Филарет Дроздов2788 |
05.01.1868 | – | 31.03.1879 | – | Св. Иннокентий Попов Ангинский Веньяминов2789 |
31.03.1879 | – | 08.04.1879 | – | в/у Амвросий II Ключарев2790 |
08.04.1879 | – | 09.06.1882 | – | Макарий II Булгаков2791 |
09.06.1882 | – | 27.06.1882 | – | в/у Амвросий II Ключарев2792 |
27.06.1882 | – | 17.11.1891 | – | Иоанникий Руднев2793 |
17.11.1891 | – | 01.08.1893 | – | Леонтий Лебединский2794 |
01.08.1893 | – | 09.08.1893 | – | в/у Александр Светлаков2795 |
09.08.1893 | – | 11.02.1898 | – | Сергий Ляпидевский2796 |
21.02.1898 | – | 23.11.1912 | – | Сщмч. Владимир Богоявленский2797 |
26.04.1910 | – | 26.06.1910 | – | в/у Трифон кн. Туркестанов2798 |
25.11.1912 | – | 20.03.1917 | – | Св. Макарий III Парвицкий Невский2799 |
11.1912 | – | 23.12.1912 | – | в/у Василий Преображенский I2800 |
01.06.1914 | – | 01.09.1914 | – | в/у Трифон кн. Туркестанов, паки2801 |
20.03.1917 | – | 21.06.1917 | – | в/у Иоасаф II Каллистов2802 |
23.06.1917 | – | 21.11.1917 | – | Св. Тихон Беллавин2803 |
Наместники Патриаршей Области
16.01.1918 | – | 21.01(03.02).1920 | – | в/у Иоасаф II Каллистов, паки2804 |
1920 | – | 05(18)01.1922 | – | в/у Евсевий Никольский2805 |
01.1922 | – | 1923 | – | в/у Никандр Феноменов2806 |
(23.06)06.07.1923 | – | (30.10)12.11.1923 | – | в/у сщмч. Иларион II Троицкий2807 |
29.12.1923(11.01.1924) | – | 30.03(12.04)1925 | – | в/у сщмч. Петр II Полянский2808 |
1925 | – | 1925 | – | в/у Гавриил Красновский2809 |
27.11(10.12)1925 | – | 18.02(03.03)1926 | – | в/у сщмч. Петр III Зверев2810 |
02.1926 | – | 04.1927 | – | в/у Совет викариев2811 |
05.1927 | – | 26.01(08.02)1931 | – | в/у Филипп III Гумилевский2812 |
29.04(12.05)1932 | – | 01.1936 | – | в/у Питирим Крылов2813 |
14(27)04.1934 | – | 30.08(12.09)1943 | – | Сергий II Страгородский2814 |
10.1941 | – | 12.1941 | – | в/у Алексий Палицын2815 |
12.1941 | – | 02.1942 | – | в/у Сергий III Гришин2816 |
02.1942 | – | 09.1943 | – | в/у Николай Ярушевич2817 |
02(15)05.1944 | – | 06(19)09.1960 | – | в/у Николай Ярушевич, паки2818 |
06(19)09.1960 | – | 28.07(10.08)1963 | – | в/у Питирим II Свиридов2819 |
26.09(09.10)1963 | – | 21.05(03.06)1971 | – | в/у Пимен II Извеков2820 |
12(25)06.1971 | – | 29.05(11.06)1977 | – | в/у Серафим Никитин2821 |
29.05(11.06)1977 | – | – | в/у Иувеналий Поярков2822 |
Московская, григ.
Основана в 1925 г. (местопребывание – в Московском Донском монастыре, в бывших покоях Патриарха Св. Тихона).
Московская I, обн.
Основана в 1922 г.
Упразднена в 1946 г.
Викарные кафедры: Богородская, Бронницкая, Можайская, Подольская, Дмитровская, Клинская, Коломенская, Каширская, Орехово-Зуевская, Серпуховская, Викариатство Московской епархии, Звенигородская, Загорская.
08.1922 | – | 12(25)06.1923 | – | Антонин Грановский2825 |
1924 | – | 1924 | – | в/у Александр Введенский I2826 |
03(16)10.1924 | – | 1927 | – | Серафим Руженцев2827 |
06(19)05.1927 | – | 23.04(06.05)1930 | – | Вениамин Муратовский2828 |
27.04(10.05)1930 | – | 1933 | – | Виталий Введенский2829 |
04.1931 | – | 12(25)09.1931 | – | в/у Алексий Микулин2830 |
05.1933 | – | 17(30)12.1935 | – | Михаил Князевский2831 |
22.11(05.12)1935 | – | 27.12.1935 (09.01.1936) | – | в/у Евстафий Сафран2832 |
27.12.1935 (09.01.1936) | – | 23.06(06.07)1938 | – | Тихон Попов2833 |
1938 | – | 27.04(10.05)1941 | – | Виталий Введенский, паки2834 |
23.09(06.10)1941 | – | 21.11(04.12)1941 | – | Александр Введенский I2835 |
1941 | – | 25.04(08.05)1942 | – | в/у Анатолий Филимонов2836 |
28.09(11.10)1941 | – | 22.04(05.05)1943 | – | в/у Сергий Ларин2837 |
23.03(05.04)1943 | – | 08(21)12.1943 | – | в/у Андрей Расторгуев2838 |
1943 | – | 26.07(08.08)1946 | – | Александр Введенский I, паки2839 |
1946 | – | 1946 | – | Филарет Яценко2840 |
Московская, обн.
Основана в 1923 г.
Местопребывание – в бывшем Заиконоспасском монастыре.
Упразднена в 1927 г.
1923 | – | 01(14)01.1927 | – | Антонин Грановский2841 |
Московский и всея России патриархат, обн.
Мотовилихинская, обн.
Основана в 1924 г.
Именование – по г. Мотовилиха (Пермская губерния).
Пермское викариатство.
Упразднена в 1926 г. (?)
09(22)05.1924 | – | – | Феофан Брюханов (1926) |
* * *
Митрополит Крутицкий, помогавший в делах управления старцу патриарху Адриану в конце его жизни и временно управляющий по его кончине до назначения царем Петром Стефана (Яворского) Местоблюстителем Патриаршего Престола.
Митрополит Рязанский и Муромский с титулом «администратор, блюститель, викарий и экзарх Патриаршего Престола». С ликвидацией Патриаршества и с установлением синодального строя был назначен первым Президентом Св. Синода. Скончался 27.11.1722. См. Рязанская.
«...Указом ... от 27 января 1719 года Сарскому митрополиту Игнатию велено «в Москве соборную церковь и Патриаршую епархию, также и духовные всякие дела, ведать и отправлять, как ведал и отправлял Преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский...» (Соловьев H. A., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып. 1. M., 1894. С. 106). В 1721 г. был обвинен в общении с опальной царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной (в бытность епископом Суздальским) и отрешен от управления Крутицкой епархией и Патриаршей Областью. «...1-го октября 1721 г. Петр. лично присутствуя в Синоде, указал ... отпустить его по преклонности лет на обещание в Нилову пустынь; жить ему там в келье, но митрополитом и епископом не писаться. Так печально кончил свою многотрудную деятельность энергичный русский иерарх...» (Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 145–146).
Епископ Мелиникийский; временно управляющий совместно с тремя московскими архимандритами: Чудовским, Новоспасским и Златоустовским (позднее замененным Андроньевским).
Митрополит Фиваидский. Временно управляющий «обще» с Григорием, епископом Мелиникийским. Вскоре, однако, Св. Синод отрешил их от порученного им управления «...яко чужестранных и российских обычаев не приобыкших персон». Управление было передано Дикастерии во главе с новым Крутицким архиепископом Леонидом (Петровским).
Архиепископ Крутицкий; с 1723 г. первоприсутствующий член Московской Дикастерии, образованной из бывших Патриарших Приказов, Синодальной Канцелярии и Московской Синодальной Конторы. «...07 февраля 1727 года канцелярия в Москве была упразднена и осталась одна Дикастерия с расширенными правами по управлению Синодальной областью...» (Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 352). По Н.Д. Иерархия... C. 17 первая дата иная: 10.04.1722.
Архиепископ Ростовский. Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 147.
Епископ Коломенский.
Епископ Тверской.
Архиепископ с даты назначения. «...Первым епархиальным архиереем был Иосиф (Вичанский) (? – Сост.) Он вскоре помер (в 1745 г.) в Донском монастыре, где проживал, но погребен в Чудовом монастыре...» (Забелин И. Ук. соч. С. 307).
Архиепископ Крутицкий.
Вторая дата – дата кончины.
Епископ Крутицкий.
Митрополит. Был погребен в Чудове монастыре; первый из архиереев, останки коего отпеты по священническому чину. После этого Св. Синодом сделано общее узаконение об отпевании всех прославляющихся святителей тем же чином.
Архиепископ Крутицкий.
Вторая дата – дата кончины (убит толпой у Донского монастыря во время чумного бунта 1771 г.).
«...После мученической кончины ревностного Амвросия московская паства оставалась без архипастыря. Государыня, как бы в наказание, более трех лет не назначала в Москву епархиального архиерея и сама ее не посещала. Епархиальными делами управляли члены Конторы Св. Синода: очередные епископы, Суздальский Геннадий Драницын и Крутицкий Самуил Миславский...» (Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. M., 1891. С. 39).
Архиепископ. Митрополит с 29.06.1787. Следует отметить, что при хиротонии архимандрита Платона (Левшина) во епископа (Тверского), за ним был сохранен и титул священно-архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который, со времени назначения его на Московскую кафедру, остался преимуществом Московских святителей и впредь (Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872. С. 16). «... На прошение архиепископа Платона об увольнении его от епархии императрица ответствовала, что он и без увольнения может быть свободным, и предоставила его воле пребывание в Троицкой Лавре, с дозволением 1781 г. поручить епархиальное правление данному ему в помощь прежнему его питомцу, викарию и епископу Севскому, Амвросию Подобедову, впоследствии митрополиту Новгородскому. С того особенно времени Платон более уединялся в Троицкую Лавру...» (Снегирев И. М. Ук. соч. С. 79).
Епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. «...За оказанные услуги во время вторжения неприятеля в Москву и успешное приведение духовной части в порядок...» (из Высочайшего указа) 30.08(11.09)1814 пожалован саном архиепископа (Дмитровского), священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также званием члена Святейшего Правительствующего Синода, с поручением ему продолжения временного управления Московской митрополией (в подтверждение и продолжение действия указа от 28.12.1812, изданного в связи с кончиной митрополита Платона [Левшина]). 19.02.1818, в день торжественного открытия в Москве памятника Минину и Пожарскому (на Красной площади), в воздаяние патриотическим заслугам в дни Отечественной войны 1812 г., архиепископ Августин (Винофадский), бывший доселе Дмитровским викарием, утверждается в звании «архиепископа Московского и Коломенского». Скончался 03.03.1819 (от туберкулеза) и погребен в Успенском соборе Троицкой Сергиевой Лавры (Толстой Ю. В. Ук. соч. С. 26; Горский A. В., прот. Историческое описание Троице-Сергиевой Лавры. M., 1890. С. 124; Снегирев И. Ук. соч. С. 70).
Вторая дата – дата кончины.
Митрополит с даты назначения.
Митрополит с 22.08.1826.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата преставления.
Епископ Дмитровский.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата преставления.
Епископ Дмитровский.
Митрополит с даты назначения.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины.
Епископ Дмитровский.
Митрополит с даты назначения. Известный среди московского духовенства своей «строгостью» митрополит Сергий, носил фамилию Ляпидевского – по матери; фамилия его отца, тульского священника, была Каркадиновский (по родному селу Каркадинову Епифанского уезда Тульской губернии). Вторая дата – дата кончины.
Митрополит с даты назначения.
Епископ Дмитровский.
Митрополит с даты назначения. Вторая дата – увольнение на покой волею обер-прокурора Св. Синода при Временном правительстве В. Н. Львова.
Епископ Можайский.
Епископ Дмитровский.
Епископ Дмитровский.
Архиепископ, митрополит с 13.08.1917.
В 1917 г. с восстановлением Патриаршества, Московская епархия становится «Патриаршей Областью», обычно управляемой по поручению Патриарха экстерриториальными Крутицкими владыками или (в 1918–1919 гг.) Московскими викариями. Первый из управлявших Патриаршей Областью викарный епископ Иоасаф (Каллистов) титуловался «Патриаршим Наместником, архиепископом Коломенским и Можайским», а 28.09(11.10)1919 стал архиепископом Крутицким.
Первый из Крутицких митрополитов, кафедра которых (храм Успения на Крутицах, Москва) возобновлена после 132-летнего перерыва в 1919 г. (см. Крутицкая). Вторая дата – дата кончины.
Архиепископ Крутицкий.
Архиепископ Верейский, викарий Московской епархии.
Митрополит Крутицкий; практически управлял по 12.1925, номинально – по 29.08(11.09)1936 (дата преставления).
Епископ Клинский, викарий Московской епархии; управлял в течение краткого срока.
Назначенный в Воронеж бывший Старицкий архиепископ Петр (Зверев) очень недолгое время – около 2 месяцев – временно управлял Московской епархией, в самый смутный период ее существования, когда высшей церковной власти в лице Патриаршего Местоблюстителя в Москве уже не было, а новоявленные раскольники – григорианцы – прилагали все усилия к захвату ее в свои руки. Временное управление епархией было поручено архиепископу Петру (Звереву), по- видимому, во второй половине декабря 1925 г., одновременно с переводом его из Старицы в Воронеж, состоявшемся по указу Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), проживавшего тогда в Нижнем Новгороде. Обосновавшиеся в покоях почившего Патриарха в Донском монастыре руководители григорианского раскола, основываясь на спровоцированной ими известной резолюции Местоблюстителя о передаче им своих полномочий Коллегии из трех архипастырей, предприняли неудачную попытку к захвату высшей церковной власти, указом от 18.2(3.3)1926 устранили от управления Московской епархией архиепископа Петра (Зверева) и назначили на его место Московского викария, епископа Можайского Бориса (Рукина). Архиепископ Петр (Зверев) отбыл в Воронеж, доложив Заместителю о создавшейся обстановке. В противовес григорианцу Борису (Рукину), на основе той же резолюции Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) для управления Московской епархией создается Совет Викариев.
По завещательному распоряжению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) от 23.11(6.12).1925 временное управление Московской епархией поручается Совету Викариев, под председательством Преосвященного Дмитровского Серафима (Звездинского). В его состав формально входили: епископ Серпуховской Алексий (Готовцев), епископ Клинский Гавриил (Красновский) и епископ Бронницкий Иоанн (Василевский). Практически состав Совета был иным: Председательствующий Серафим (Звездинский) отсутствовал, а в работе Совета, кроме перечисленных, периодически принимал участие еще Преосвященный Сергиевский Амвросий (Смирнов). Резиденция Совета находилась в подвале храма Николы в Кошелях, что у Яузских ворот (не сохранился).
Архиепископ Звенигородский, викарий Московской епархии. Вторая дата – дата ареста. (Прим. M. Е. Губонина. – По ММЛ РПИ С. 816 в 1928–1929 гг., якобы временно управлял Московской епархией епископ Каширский Стефан (Гнедовский). Такого факта не припоминаем; преосвященный Стефан (Гнедовский) действительно проживал в те годы в Москве (в колокольне храма св. Иоанна Богослова, в Богословском переулке на Тверском бульваре), но управляющим Московской епархией, насколько было тогда известно, не состоял.)
Архиепископ Дмитровский.
Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский (с первой даты).
Епископ Волоколамский.
Архиепископ Можайский.
Митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх Украины – в период эвакуации в Ульяновск Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского).
Митрополит Крутицкий и Коломенский.
Митрополит Крутицкий и Коломенский.
Митрополит Крутицкий и Коломенский.
Митрополит Крутицкий и Коломенский. Вторая дата – определен на покой.
Митрополит Крутицкий и Коломенский.
Совратившийся в григорианство епископ бывший Можайский.
С титулом: Московский и Ярославский, так как одновременно – временно управляющий григорианской Ярославской епархией.
Одно время (в самом начале обновленческой авантюры) с титулом: Московский и всея Руси.
«Митрополит Крутицкий». Далее – «митрополит-благовестник» без кафедры. Был настоятелем Храма Христа Спасителя, храма Пимена великого. Был ректором и профессором «Московской богословской академии». Был Заместителем Председателя Священного Синода, Заместителем Первоиерарха и пр.
По ММЛРПИ 11.1924–10.1925, с титулом Московский и Северо-Кавказский (!). См. Северо-Кавказская, обн.
«Митрополит Московский и Коломенский». Председатель обновленческого Св. Синода. Вторая дата – дата кончины.
«Митрополит». Председатель обновленческого Св. Синода. В титуле град не обозначен, но пребывал в Москве, а его прежняя кафедра в Туле замещена другим «архиереем».
«Архиепископ». Викарий Московской епархии. См. Скончался в 1954 г. вне общения с Православием.
«Митрополит Московский и Московской области».
«Архиепископ» Можайский и Коломенский.
«Митрополит Московский и Тульский». В 1944 г., по принесении покаяния, принят в общение с Церковью в сане протоиерея и определен на должность ректора Московского Богословского института (позже – Московской Духовной Академии). Скончался 27.07(09.08)1962.
С небывалым титулом: «Его Первосвятительство, Первоиерарх Православных Церквей в СССР, Первосвященнейший митрополит...», без упоминания кафедрального города. Сочинитель титула А. И. Введенский, знаменитый однофамилец и неизменный покровитель Виталия Введенского, в продолжение всего двадцатидвухлетнего пребывания последнего в обновленческом расколе. Надобность в подобном титуле, подчеркивающем единоличное «возглавление» обновленчества (будто бы аналогичное Патриаршему строю Православной Русской Церкви, зиждущемуся на 34 Апост. правиле), возникла в связи с постепенным крушением того псевдособорного (коллегиального) начала, на основе которого первоначально созидалась вся живоцерковно-обновленческая авантюра в 1922 г.
«Первоиерарх Православной Церкви в СССР» с первой даты.
Коломенский.
Московский викарий; Звенигородский. Временно управляющий Московской епархией в связи с эвакуацией в Ульяновск обновленческого Первоиерарха («Митрополита-апологета, Благовестника Истины Христовой», доктора богословия и философии) Александра Ивановича Введенского с семейством.
«Архиепископ» Звенигородский; 8(21)12.1943, по принесении покаяния, принят в общение с Церковью в сане протоиерея. Далее – настоятель Воскресенского храма в Сокольниках (Москва).
Незадолго до кончины 30.06(13.07)1946 А. И. Введенский завещал свой мозг Институту Мозга. Отпевание тела А. И. Введенского происходило в последнем пристанище обновленческих раскольников, храме во имя препод. Пимена Великого, «что в Новых воротниках» (в Сущеве); за заупокойной литургией и отпеванием – по благословению Патриарха Алексия (который был запрошен по этому поводу) – покойный поминался как «раб Божий Александр». Погребен на Калитниковом кладбище в Москве. Заупокойные служения возглавлялись «митрополитом Крутицким» Филаретом (Яценко).
Последний «глава» обновленческого раскола, оставшийся после умершего А. И. Введенского чуть ли ни в единственном числе; неизвестно – где, когда и как окончивший свое бытие.
Примечание М. Е. Губонина. Титуловался:«митрополит Московский и всея Руси» (1922 г.), «Московский» (с 1923 г.). Первоначально, с появлением обновленческой смуты (04.–05.1922), был ее «лидером» и одним из «идеологов». Но вскоре, переругавшись со своими соратниками, обособился и провозгласил «автокефалию» своей собственной церкви, наименованной «Союзом Церковное Возрождение». История разрыва Антонина с обновленцами и сложения им с себя обновленческой титулатуры, самим же Антонином излагается в следующих выражениях:«.. .Живая Церковь», в сущности своей классовая и ремесленная, все время подсиживала и не раз открыто замахивалась на Союз Возрождения, желая его уничтожить, но соображения ожидавшегося Собора сдерживали ее покушения и берегли Союз. Когда Собор 1923 года перекатил через пороги церковной контрреволюции, «Живая Церковь» отбросила сдержанность и разинула пасть на Союз Возрождения. 12(25) июня 1923 года живоцерковники с содацевцами составили заговор и ударом в спину, заочно, втихомолку от митрополита Антонина, председателя ВЦУ, уволили его в отставку от всех должностей (Указ от 13–26 июня за № 1125). А через два дня, замывая кровь учиненного душегубства, Красницкий с компанией собрали живоцерковническое московское духовенство в числе 97 человек и вынесли резолюцию в оправдание содеянного злодейства: «признать преступной и крайне вредной для Церкви деятельность митрополита Антонина, ставшего на путь реформации...» (С. 16–17). Синод обрядовые реформы, введенные Союзом, объявляет признаком сумасшествия епископа Антонина (указ 7–20 окт. 1923 г. за № 2374). Другим указом от 12(25) окт. за № 2490 – Синод лишает епископа Антонина сана...» (Труды... С. 20). Таким образом, «...сотрудники, которые окружали меня в 22– 23 годах, которые на Соборе 23 г. пели мне многое лета, потом меня прокляли и анафематствовали...» (Труды... С. 8). Относительно отказа от титула, Антонин (Грановский) разъяснял: «...Живая Церковь, спрятавшись в 1922 г. за спину епископа Антонина и эксплуатируя его имя, ради приличия почтила его на августовском съезде 1922 г. саном митрополита. Когда потом живоцерковники и содацы с неудержимым циничным азартом устремились за наградами и чинами и омерзили титулы и отличия, а прикрытием наградами пороков и беспутств втоптали награды в грязь, митрополит Антонин, в чувстве брезгливости к опошленным церковным званиям, 9(22) октября 1923 года снял митру и сложил титул митрополита и остался с апостольским именованием епископа...» (Труды... С. 19). Или: «...Антонин еще в октябре 1923 года сложил живоцерковнический титул митрополита и сбросил митру, ставшую теперь знаком пустоголовия и порока...» (Труды... С. 38). В бывшем Заиконоспасском монастыре Антонин закрыл царские врата, вынес престол на солею, совершал литургию вечером («литургия, рецензированная по чинам древних литургий»), преподавал причастие сахарными щипцами (во избежание заразы!), молился на русском языке, пел канты и т.п. По совокупности всех «художеств» квази-митрополит Антонин (Грановский) был запрещен в священнослужении и Святейшим Патриархом Тихоном и обновленческим Синодом. Однако, несмотря на взаимные анафемы, в отпевании праха Антонина (Грановского) (1–14.1.1927), в Заиконосспасском монастыре, приняли участие делегаты обновленческого Синода и «сам» протопресвитер П. Н. Красотин выступил здесь с патетическим надгробным словом. Погребен Антонин Грановский у алтарных абсид Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (могила срыта).
По позднейшему краткому сообщению архиепископа Сергия (Ларина) (бывшего в 1943 г. близким к обоим Введенским: Александру и Виталию), «возведение» А. И. Введенского «на всероссийский Патриарший Престол» происходило следующим образом. Торжественная «интронизация» обновленческого Главы Русской Церкви была осуществлена в 1941 г. в г. Ульяновске, на квартире А. И. Введенского. В ней участвовали трое лиц: сам А. И. Введенский, митрополит Виталий (Введенский) и «белый священноархимандрит» Андрей Введенский, сын А. И. «Чин» настолования состоял в том, что все трое, облаченные в священные одежды, в одной из комнат совершили некое малое «молебное пение» – главным образом о здравии и долгоденствии интронизуемого – во время которого Виталий (Введенский), взяв за руку, обводил трижды вокруг стола А. И. Введенского, после чего состоялся самый торжественный момент «посаждения» нового Патриарха на престол Московских и всея России святителей. Для сего на столе был развернут антиминс, и Виталий (Введенский) трижды посаждал на него своего (!) однофамильца с произнесением известной формулы посаждения. По окончании этого кощунственного действия А. И. Введенский, как Патриарх Московский и всея России, немедленно отправил в московский обновленческий центр известительное послание о своем состоявшемся вступлении на Патриарший Престол, и указ о новом титуловании и форме поминовения Главы Обновленческой Церкви в связи с происшедшим восстановлением Патриаршего строя. В ответ, вместо ожидавшихся восторженных приветствий, из Москвы прибыла «довольно кислая и недоуменная» бумага, требовавшая разъяснений на целый ряд самых каверзных «канонических» вопросов: кто и когда отменил определение «Собора» 19–23 г. об отмене Патриаршего строя в Русской Церкви? где и когда происходил Собор, избравший А. И. Введенского на «патриарший Престол?», почему московские архиереи-обновленцы не были ни извещены, ни приглашены на этот «Собор?» и т. д. Пока в обновленческих верхах происходила вся эта «каноническая» переписка между Москвой и Ульяновском, А. И. Введенский уже «отменил» свое «патриаршество» и оставил за собою лишь титул: «Святейший и Блаженнейший Первоиерарх Московский и Православных Церквей в СССР», причем с каучуковой печати было удалено (вырезано) слово «Патриарх» (оттиски ее с этим пробелом сохранились на многих документах).