Белгородская (Великобелгородская)

Основана в 991/992 г.

Г Белгород основан Св. кн. Владимиром (в 20 км к юго-западу от Киева – в сторону Житомира) на месте греческой колонии III–IV вв. до P. X. (ЦВ. Прибавление. 1909. № 38. С. 1770). «Въ лѣто 991 Володимеръ заложи градъ Бѣлъгородъ и наруби въ не ώ инѣхъ городовъ и много людии сведе во нь бѣ бо любя градъ сь» (Лавр. лет. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 122).

Почти сразу после создания города в 992 г. была основана епархия. «Постави Леонтъ митрополитъ Киевский и всея Руси <...> въ Бѣлградъ Никиту» (Ник. лет. ПСРЛ. Т. 9. С. 65).

По Н.Д. Иерархия... С. 34, 340, в «...1231 г. соединена с епархией Полоцкой и с тех пор не возобновлялась», или: «...во время татарского погрома, ок. 1239 г., а может быть и прежде Белгородская епархия окончила свое существование...» По Н.Д. Девятисотлетие... С. 107: «...Когда прекратилась Белгородская, близ Киева, епархия, неизвестно. До сего времени наши летописцы и историографы полагали, что Белгородская епархия после татарского погрома в 1238 г. закрылась и более не возрождалась. Между тем, существует немало оснований полагать, что Белгородская епархия после татарского разорения продолжала свое существование в продолжении более ста лет, причем Белгородские епископы, как ближайшие к Киеву, имели в нем свое пребывание, будучи в то же время и наместниками Киевских митрополитов, которые, переселившись в 1299 г. во Владимир на Клязьме, а затем в 1325 г. в Москву, не могли оставить Киев без своего наместника – епископа. В числе неизвестных Белгородских епископов, бывших после 1238 г., кроме упоминаемого в Ватиканской записи Кирилла, известен еще Николай, упоминаемый в числе святых града Киева...» В период после середины XIII в. существовала еще одна Белгородская епархия, в Белгороде-Днестровском (Аккермане). И приводимые историком имена архиереев могли относиться к этой епархии. Но список епархий Киевской митрополии рубежа 1380–1390-х гг. в Типографской летописи (ПСРЛ. Т. 24. С. 233) еще включает древнюю Белгородскую епархию на нетрадиционном месте, следовательно, и епископа Кирилла можно с достаточным основанием считать епископом древней Белгородской кафедры.

Иногда именовалась Великобелгородской.


992 1022 Никита353
1072 Никита II (?)354
1072 1087 Стефан
1088 Св. Лука (1089)355
1092 Св. Николай356
1113 Никита III (1115)357
Феодор (1147–1148)358
1190 Максим (1187)359
1190 Адриан(1197–1198)360
1199 Дионисий361
Иоанн
Кириней
NN (1231)362
Кирилл (1345) (?)363

* * *

353

В статьях, помещенных перед Никоновской лет. содержатся епархиальные списки. Список белгородских архиереев выглядит следующим образом: «1. Никита; 2. Лука; 3. Феодор; 4. Денисей; 5. Иван; 6. Кириней». (ПСРЛ. Т. 9. С. ХХIII). Первым епископом здесь называется Никита. Определить, кто из двух тезоименитых епископов указан в списке Никоновской лет., невозможно. Отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, поскольку список архиереев в летописи не полный. О первом епископе Никите в Никоновской лет. говорится: «Въ лѣто 992 Того же лѣта постави Леонтъ, митрополить Кіевскій и всея Руси ... въ Бѣлградъ Никиту». (ПСРЛ. Т. 9. С. 65) (В год 992. В этот же год поставил Леонтий, митрополит Киевский и всея Руси, в Белград Никиту.)

354

Сведения, имеющиеся об этом епископе, довольно скудны. Он упоминается в Софийской первой лет. под 1072 г. как участник перенесения мощей Свв. Бориса и Глеба. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 198). Причем эти сведения противоречат аналогичному известию из Никоновской лет. где в качестве участника перенесения мощей указан епископ Стефан, т. е. преемник Никиты. (ПСРЛ. Т. 9. С. 99).

355

Упоминается в ПВЛ в связи с рассказом об освящении храма в Киево-Печерской обители. «В лѣто 1089 священа бысть церкви Печеръскаа святъуя Бца манастъуря Ѳеώдосыева . Іώаномь митрополитомъ ϊ Лукою Бѣлогородьскъумь епископомь Исаиемь Черниговьскъу епископомь при благородьнѣмь князи Всеволодѣ державному Русьскъуя земля и чадома іего Володимера и Ростислава воеводьство держащю Къуіевьскъуя тъусяща Мневи игуменьство держащю Іώану» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207–208). (В год 1089 освящена была церковь Святой Богородицы в Феодосиевом Печерском монастыре Митрополитом Иоанном, Белгородским епископом Лукой, Черниговским епископом Исаией, при благородном князе Всеволоде, правителе Русской земли и чадах его – Владимире и Ростиславе, при воеводе киевской тысячи Яне (Иоанне), при игумене Иоанне.) Упоминается, также, в Киево-Печерском патерике при повествовании об этих же событиях. См. также Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 3. M., 1997. С. 565. Память 23 марта.

356

См. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока (M., 1997. Т. 3. С. 568.) с ссылкой на «Книгу, глаголемая: Описание о российских святых, XVIII в., в библиотеке Киево-Софийского собора». Память 18 июля.

357

Упоминается в Ипатьевской лет. под 1113 г., вместе с Даниилом Юрьевским, с которым одновременно был поставлен на кафедру: «томъ же лѣтѣ (1113) поставиша епископа Данила Гургеву а Бѣлугороду Микиту» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 277). (В тот же год (1113) поставили епископа Даниила в Юрьев, а в Белгород – Никиту.) При описании торжества, связанного с перенесением мощей Свв. Бориса и Глеба упоминается в одном ряду с епископами «поп Никита Белгородский». Всего два года, прошедших со времени поставления одноименного владыки в Белгороде, позволяют предположить тождество этих двух лиц из летописи. «В лѣто 1115 митрополитъ Микифоръ съ всими епископъу съ Фектистомъ Черниговьскъумъ с Лазаремъ Переаеславьскъумъ с попомъ Никитою Бѣлогородьскъумъ и с Данилою Гурьговьскъумъ и съ игуменъу с Прохоромъ Печерьскъумъ и съ Селивестромъ святаго Михаила и Сава святаго Спаса и Григории святаго Андрѣаг Петръ Кловьскъуи и прочии игумени и освятиша церковь каменую» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 280). (В год 1115 митрополит Никифор со всеми епископами: с Феоктистом Черниговским, с Лазарем Переяславским, с попом Никитой Белгородским, с Даниилом Юрьевским и с игуменами Прохором Печёрским, и Сильвестром Святого Михаила, и с Саввой Святого Спаса, и Григорием Святого Андрея, Петром Кловским и прочими игуменами освятили церковь каменную.)

358

Упоминается в Ипатьевской лет. в числе епископов, членов собора, избравшего митрополитом Киевским Климента Смолятича (ПСРЛ. Т. 2 Стб. 341–342).

359

Упоминается в Ипатьевской лет. под 1187 г. в связи с венчанием сына князя Рюрика Ростиславовича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 658). Под 1190 г. там же сказано, что «Того же лѣта преставися епископъ Бѣлогородьскии Максимъ Рюрикъ же в него мѣсто постави епископмъ ώтца своего духовнаго игоумена святаго Михаила Андрѣагна Въудобъучиского» (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 666) (В этот же год преставился епископ Белгородский Максим. Рюрик же на его место поставил епископом отца своего духовного игумена монастыря Святого Михаила Адриана Выдобичского.)

360

Поставлен в 1190 г. (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 666) Под 1198 г. сообщается об освящении каменной церкви в Белгороде, в котором участвовали митрополит Киевский и епископ Адриан и епископ Юрьевский. Также в источнике указано, что в этот же год была создана церковь Святого Василия в Киеве на Новом дворе. В её освящении также принимали участие епископ Белгородский Адриан и Юрьевский епископ, не названный по имени. «... и созва дхвнъуи тъуи пиръ . епспа Андрѣяна Юрьевьского епспа и архимандрита. Василья Печерьскаго игоумена МоиисѢя игоумена стго Михаила Въудобъучьского и прочии игоумеии и черноризьсци и прозвоутеръу и всь свщницкъуи чинъ <...> Того же лѣта созда великъуи болюбивъуи кнзь Рюрикъ црквь стго Василья во имя свое в Къуевѣ на Новомъ дворѣ свщена бъус великъумъ свщниемь митрополитомъ Никифоромъ. И епспомъ Бѣлогородьскъумъ АндрѢяномъ и Юрьевьскъумъ епспомъ мсца генваря въ первъуи днь ...» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 707–708). Возможное предположение о том, что Белгородский епископ Адриан являлся одновременно и Юрьевским, не может быть основательно, поскольку из летописного текста явно следует, что епископ Адриан и Юрьевский епископ – разные лица.

361

Последующие три епископа упомянуты только в списке Никоновской лет. (см. сн. 1), но это не позволяет огульно отрицать его достоверность.

362

Под 1231 г. в Лаврентьевской лет. упомянут белгородский епископ, имя которого не названо. «В лѣто 1231. Поставленъ бъусть Кирилъ епископомъ месяца апріля въ 6 днь в неделю святыхъ муроносиць по пасхе Священ же бъусть преосвященъумъ митрополитомъ Кириломъ и съ ώкрестнъуми епископъ иже суть сии иже и святиша и с митрополітомъ Перфурии Черниговьскъуи епископъ ωлекса Полотьскъуи епископъ и ина в епископа Бѣлогородьскъуи и Гюргевьскъуи и игумени мнози» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 456) (В год 1231 поставлен был Кирилл епископом (в Ростовскую епархию. – Сост.) 6 апреля в неделю Святых Мироносиц после Пасхи. Освящен же был преосвященным митрополитом Кириллом с окрестными епископами, которые и рукоположили его с митрополитом: Порфирий, Черниговский епископ, Алексий, Полоцкий епископ и иных два епископа – Белгородский и Юрьевский и множество игуменов.)

По Н.Д. Иерархия... С. 34 – «...упом. как еп. Полоцкий, Белгородский и Юрьевский...». Но это мнение принять невозможно, т. к. вышеприведённый отрывок из летописи ясно указывает различие между Алексием Полоцким и Белгородским и Юрьевским епископами.

363

Васильевский В. Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском Греческом Сборнике // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1888. № 2. С. 445–443. В записях 8 и 15 под 1345 г. содержится информация о выборах епископа Смоленского в присутствии епископов Брянского Иоанна и Белгородского Кирилла. (C. 451 и 463). Новейшие сведения см.: Бибиков M. В. «Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. 1. M., 2004. С. 590.

По Н.Д. Иерархия... С. 34, 233 – «...он имел пребывание в Киеве и вероятно был наместником Киевского митрополита...», «...некоторые считают его епископом другого Белгорода, именно Аккермана, где он упом. 1347...». Эти две точки зрения примирить невозможно, поскольку источниковая информация недостаточна. Поэтому помещаем имя епископа в два списка – в настоящий и в список епархии Белгород-Днестровской, но полагаем, что относить его к списку древней Белгородской епархии больше оснований.

Комментарии для сайта Cackle